Введение
«Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь, учат в школе, учат в школе, учат в школе…». Так звучат слова детской песенки о школе. Мир, в котором заканчивается детство и начинается юность, останется в нашей памяти навсегда. Школа - это дружба, шумные перемены, весёлые игры, интересные занятия. А кто нас учит, воспитывает, утешает, помогает во всём? Конечно, наши учителя!
Профессия учителя необходима и очень важна. Любовь к детям, своему делу, профессионализм – главные черты педагога. И эти черты он передаёт своим родным, близким, детям. Так возникают династии.
Моя мама Валентина Владимировна Каменских - учитель физики и английского языка, а тётя, Татьяна Владимировна Шардакова - учитель технологии, изобразительного искусства и ОБЖ. Бабушка Лидия Николаевна Каменских и прабабушка Анна Степановна Каменских - учителя начальных классов. Получается, что в нашей семье есть династия учителей. Я решила проследить педагогическую династию семьи Каменских.
Цель работы:
Изучить педагогическую династию семьи Каменских.
Задачи:
1. Провести интервьюирование представителей династий, их коллег по работе, выпускников, учеников.
2. Найти и изучить документальные материалы о каждом представителе учительских династий моей семьи (газетные статьи, документы, грамоты, фото из семейных архивов и школьного музея).
3. Обобщить и систематизировать полученные сведения.
4. Осветить жизненный путь и трудовую деятельность педагогической династии семьи.
Исходя из всего вышеизложенного, была сформулирована гипотеза: выбор профессии учителя представителями педагогических династий был и остается осознанным и закономерным.
Методы исследования:
- изучение и анализ документальных материалов;
- опрос представителей династии;
- систематизация полученных сведений и составление генеалогического древа.
Объект: родословная семьи.
Предмет исследования: история учительской династии Колчановы - Каменских – Балдины.
Практическая направленность: материалы данной исследовательской работы можно использовать как дополнительный материал на уроках окружающего мира, литературы, на классных часах, могут быть опубликованы в школьной газете «Класс».
I. Генеалогическое древо педагогической династии: Колчановы – Каменских – Балдины
1.1. Первая ветвь генеалогического древа
История педагогической династии семьи Каменских начинается с моего прапрадедушки Степана Фёдоровича Колчанова. В деревне Лыва Оханского уезда на берегу реки Очёр построил Степан Фёдорович большую добротную усадьбу1, в которой он и его жена Аграфена Тимофеевна Колчанова растили шестерых детей: Андрея (от первого брака, первая жена умерла), Александра, Василия, Наталью, Анну и Марию. Усадьба состояла из двух домов (летнего и зимнего) и большой ограды, в которой могли поместиться до пяти телег или саней, запряжённых лошадьми. Рядом с усадьбой проходил торговый тракт, по которому в Оханск шли обозы с различными товарами. Путники часто останавливались на постой у Степана Фёдоровича: на ночлег, укрыться от ненастья, подковать лошадей.
С раннего утра и до позднего вечера работал Степан Фёдорович в деревенской кузнице: подковывал лошадей, ковал инструмент (зубила, стамески, бороны и др.) В свободное время плотничал на дому: изготавливал сани, телеги, столы, табуретки и прочую домашнюю мебель. У Степана Фёдоровича была своя мастерская и небольшая кузница. Аграфена Тимофеевна работала по дому: готовила, стирала, ухаживала за огородом. Семья держала двух лошадей, несколько коров и телят. В 1928 году началась коллективизация2. На общественном голосовании односельчанами неоднократно ставился вопрос о раскулачивании Степана Фёдоровича. Протоколы собраний вёл мой прапрадедушка, так как он был единственным грамотным в деревне. Но пошумев и всё взвесив, односельчане приходили к следующему выводу: «Раскулачивать Степана Фёдоровича не за что. У него нет наёмных рабочих. Всё домашнее хозяйство он ведёт сам».
Началась Великая Отечественная война. Старшие сыновья ушли на фронт и не вернулись. Степан Федорович и Аграфена Тимофеевна получили на детей похоронки. Страшные известия подорвали их здоровье, и в 1947 году Аграфена Тимофеевна умерла, а Степан Фёдорович ушёл из жизни через год в 1948 году.
1.2. Вторая ветвь генеалогического древа
Дочь Степана Фёдоровича, Анна Степановна (1919 – 1990 г.г.), после окончания школы поступила учиться в Оханское педагогическое училище. Окончив его (1939 г.), по распределению была направлена на работу в деревню Селище Шерьинской волости. Но так как учеников в школе не было переехала в деревню Боярские Нытвенской волости. 15 сентября 1939 года устроилась на работу в начальную школу деревни Жарены. Там она познакомилась с Николаем Николаевичем Каменских. Вышла за него замуж. В 1941 году Николая Николаевича забрали на фронт. Анна Степановна родила сына, которого назвала в честь отца Николаем. Через год маленький Коля умер. Вскоре пришло письмо, из которого Анна Степановна узнала, что Николай Николаевич «пропал без вести». В страшном потрясении записалась на курсы молодых стрелков. После окончания курсов стала проситься на фронт. Пришла в Управление образования, чтобы попросить повестку, но начальник управления сказал: «У меня здесь людей не хватает! Здесь тоже фронт!» Пришлось вернуться домой. С 25 мая 1942 года работала в Приверхинской начальной школе, которая находилась в 1,5 километрах от деревни Горы Таборской волости. В деревне она познакомилась с Александром Васильевичем Вотиновым (1919 г.р.). Он был демобилизован3 с фронта после ранения в плечо. Александр Васильевич преподавал военное дело. В 1944 году у Анны Степановны и Александра Васильевича родилась дочь Людмила, а в 1948 году мой дедушка Владимир Александрович Каменских. Вскоре семья переехала в деревню Чекмени. 6 сентября 1954 года прабабушка устроилась на работу в Чекменёвскую школу. В 1956 году у Анны Степановны родился сын Анатолий, а через три года (в 1959 году) от тяжёлой болезни умер прадедушка. Дом, в котором семья проживала в деревне Чекмени, сгорел. В пожаре были уничтожены документы, медали и награды Анны Степановны и Александра Васильевича.
В Чекменёвской школе прабабушка проработала 29 лет, а общий педагогический стаж составил 53 года. Её ученица Екатерина Александровна Н. вспоминает: «С 1 по 4 классы я училась в Приверхинской начальной школе в деревне Горы. Моей первой учительницей была Анна Степановна Каменских. Стройная, молодая, всегда аккуратная и серьёзная. Приходила на уроки в чёрном деловом костюме и носила на плечах пуховую шаль. Она принимала нас в 1 класс, в октябрята, а в 3 классе мы создали уже пионерский отряд. Занимались разными делами: ходили на экскурсии, пели, играли. Помнится, каждую весну Анна Степановна водила нас в деревню Приверха смотреть, как проходит ледоход на реке Каме. Больше в своей жизни никогда не видела этого чуда. Ещё очень хорошо помню, как Анна Степановна нам читала после уроков книги. До сих пор запала в память сцена побега Вани Солнцева от Биденко, когда он везёт его в детский дом. Смеялись до упаду. Будучи учителем начальных классов, я читала своим ученикам повесть В. Катаева «Сын полка» не один раз. Ещё мы трудились на школьном огороде, выращивали картофель и овощи. А зимой нам варили похлёбочку и кормили бесплатно во время занятий. Потом у Анны Степановны родилась дочка. Она её каждое утро возила на санках из д. Приверха в д. Горы. Мы встречали их гурьбой на околице деревни Горы. Я всегда помню и уважаю свою первую учительницу Анну Степановну Каменских, которая заложила во мне мечту – быть учителем. 14.02. 2017 год.»
1.3. Третья ветвь генеалогического древа
Людмила Александровна Каменских (дочь Анны Степановны) родилась в деревне Приверха. С 1951 по 1954 год обучалась в Приверхинской начальной школе. Училась только на «хорошо» и «отлично». В 1954 году семья переехала в село Чекмени и Людмила Александровна пошла учиться в 7-летнюю Чекменёвскую общеобразовательную школу. Здание школы было построено в 1899 – 1900 годах попечителем Александром Степановичем Бушуевым. Чекменёвскую школу окончила в 1958 году. Два года училась в средней общеобразовательной школе № 1 г. Нытва. Жила в интернате, который находился недалеко от школы. Получив среднее образование, поступила в Пермский гуманитарный университет на заочное отделение географического факультета. Устроилась на работу в Чекменёвскую школу учителем географии и немецкого языка (1961 год). Вскоре уехала в деревню Нижняя Талица Очёрского района, где познакомилась с Фёдором Игнатьевичем Поповым. Вышла за него замуж. Семья переехала в г. Очёр. В 1975 родила дочь Нелю. Устроилась воспитателем в Очёрский детский дом. Проработала 13 лет. За доброту и сердечность дети её очень любили. Всех успокоит, приласкает, пожалеет. Некоторые называли её мамой. Всем сердцем болела за каждого воспитанника. Возможно, тогда она серьёзно заболела, но не предала этому значения. Ходить до детского дома становилось всё труднее (2 км.). Рядом с домом, где проживала семья, построили детский сад. Пришлось сменить работу. В детском саду проработала 4 года. Людмила Александровна была мастерицей на все руки. А какие заготовки она делала на зиму – пальчики оближешь. Здесь и маринованные грибочки, и квашеная капуста, и варенье на любой вкус. Любила вышивать, вязать. Хорошо пела. В 1994 году Людмилы Александровны не стало.
Лидия Николаевна Каменских – это моя родная бабушка. Она родилась 9 ноября 1947 года в деревне Баташата Добрянского района. «Я родилась в деревне Баташата Тиховского сельского совета. Жили бедно. Семья многодетная. Моя мама, Наталья Фёдоровна Балдина, была женщиной неграмотной. Василий Семёнович Балдин (первый муж Натальи Фёдоровны) был призван на финскую войну и там погиб. Осталась мама одна с двумя маленькими детьми на руках (Евдокией и Валентином). После окончания Великой Отечественной войны на Урал были сосланы солдаты, попавшие в плен к немцам. Среди них был мой отец Николай Спиридонович Паперных. Родители познакомились и стали жить вместе. Родилась я, а через три года родилась младшая сестра Людмила. Отец рассказывал, что их дивизия была окружена и попала в плен (1941 год). В 1955 году пошла учиться в 8-летнюю Наумятскую школу. Это 8 километров от деревни Баташата. Ходили пешком. Утром родители зажигали нам факелы и отправляли в школу. Шли группой по 6 – 8 человек. Я была самой маленькой, поэтому ходила последней. Шла и оглядывалась. В лесах водилось много волков.» После окончания школы бабушка уехала в г. Кунгур и поступила в педагогическое училище на учителя начальных классов. Окончив педагогическое училище, по распределению поехала работать в Поломскую начальную школу Нытвенского района. Проработала в школе 6 лет. В деревне Полом познакомилась с моим дедушкой Владимиром Александровичем Каменских. Сыграли свадьбу. Родилась тётя Таня. В 1973 году семья переехала в село Чекмени. Бабушка устроилась воспитателем в детский сад. В Чекменёвском детском саду она проработала 14 лет. Дети её очень любили. А какие концерты готовили ребята к празднику 23 февраля и 8 марта. Бабушка играла на домбре, а ребята пели и танцевали, читали стихи, показывали сценки. Случилось так, что моей бабушке пришлось сменить работу. В марте 1987 года она устроилась на работу в сельскую библиотеку. Прошла переподготовку. Бабушка вспоминает: «Библиотечную деятельность пришлось постигать с азов.» Часто она выезжала (иногда ходила пешком) с передвижной библиотекой в соседние деревни: Полом, Груни, Конино. Пешком ходила в деревни Егоршата, Дыбки и Чудиново (2 км.). О хорошей работе Лидии Николаевны Каменских не раз писала районная газета «Новый день». По примеру других регионов России Лидия Николаевна объявила ряд конкурсов: «Лучший читатель года», «Самая читающая семья», «Читающий класс». С 1990 года в библиотеке ежегодно проводился фотоконкурс «Люби, знай и охраняй свой край». В 1998 году Пермской универсальной библиотекой им. М. Горькоко был объявлен конкурс на возвращение сельским библиотекам Урала имени русского мецената4 Ф.Ф. Павленкова. Бабушка одна из первых в Нытвенском районе начала заниматься поисково-исследовательской работой. Написала книгу «Свет культурного очага» (2012 г.). Увлеклась краеведением и написала вторую книгу «Страницы истории земли Чекменёвской» (2017 г.). Я очень люблю свою бабушку.
1.4. Четвёртая ветвь генеалогического древа
Моя тётя Татьяна Владимировна Шардакова (08.01.1973 г.р.) родилась в деревне Полом. Но вскоре семья переехала в село Чекмени. С 1924 года село являлось центральной усадьбой Чекменёвского сельского совета. В нём находилось здание 8-летней школы, детский сад, библиотека. Мама (Лидия Николаевна Каменских) тёти Тани устроилась воспитателем в детский сад, папа (Владимир Александрович Каменских) в столярную мастерскую столяром-плотником. В 1980 году тётя Таня пошла учиться в Чекменёвскую основную общеобразовательную школу. Новое здание Чекменёвской школы было введено в эксплуатацию в 1979 году. «Мы были первыми первоклассниками школы. Здание новое, светлое, просторное. Большой спортивный зал. Учиться было здорово», - вспоминает Татьяна Владимировна. После окончания школы (1988г.) уехала учиться в г. Нытву. Училась в средней общеобразовательной школе № 3 (1988 – 1990 г.г.). «Школа №3 была сдана в эксплуатацию в сентябре 1988 года. Но, как часто это у нас бывает, доделывать пришлось ещё много. Мы отмывали бассейн от извести, копали и вывозили землю из-под правого крыла школы, отмывали окна от строительной грязи. Класс был весёлый, дружный. Два года пролетели как один миг». В 1994 году окончила Очёрский индустриально-педагогический техникум по специальности преподаватель технического труда и черчения. Устроилась на работу в Чекменёвскую школу, где и сейчас работает. Педагогический стаж 23 года.
Моя мама Валентина Владимировна Каменских родилась 24 января 1983 года в деревне Шумиха Нытвенского района. Родители всю жизнь проработали в совхозе «Дубровинский»: мама (Валентина Владимировна Азанова) дояркой, разнорабочей в бригаде, а папа (Владимир Геннадьевич Катаев) трактористом. Семья многодетная (5 детей). Дети рано осиротели. Младших детей (Валю, Веронику и Анжелу) хотели забрать в детский дом, но старшая сестра Людмила оформила опеку на несовершеннолетних сестёр.
«Начальную школу я закончила в деревне Шумиха. Школа была старая, деревянная, неблагоустроенная, туалет на улице. С 5 класса по 11 я училась в школе, которая находится в соседнем селе Шерья. Каждый день ездили на автобусе, иногда приходилось ходить пешком 3 км.
Учителем я мечтала стать с 6-ого класса. Училась хорошо. Иногда учителя просили вместо себя провести урок, если нужно было срочно отлучиться. В 10-м классе учитель физики Галина Семёновна Карпович посоветовала пойти учиться в ПГПУ на физический факультет по специальности «учитель физики и английского языка». Английский язык я любила, ежегодно сдавала по нему экзамен (с 8-ого класса). По предметам физика и математика у меня всегда было «отлично». Вот так решилась моя судьба. Окончила Шерьинскую среднюю общеобразовательную школу с серебряной медалью. В 2000 году поступила в Пермский педагогический университет на очное отделение физического факультета. Во время учёбы вышла замуж за Константина Владимировича Каменских и переехала жить в село Чекмени. В декабре 2001 года родила сына. После окончания университета (2006 г.) стала работать в Чекменёвской школе. Учитель английского языка в школе был свой, поэтому мне пришлось переквалифицироваться на учителя начальных классов. Прошла курсы переподготовки. Сейчас работаю учителем физики, начальных классов и английского языка в 5 классе. Педагогический стаж 11 лет.»
Заключение
В нашей педагогической династии 5 учителей - и все со своими удивительными судьбами. Общий педагогический стаж нашей учительской династии на сегодняшний день составляет 137 лет. Из поколения в поколение члены моей семьи как эстафету передавали гордое знамя учительской профессии. Они преподавали и преподают разные предметы, но их объединяют профессионализм, стремление к творчеству, и желание отдавать сердце детям. Я преклоняюсь перед людьми, избравшими этот нелегкий труд. Я ими горжусь!!!
Список использованной литературы
Воспоминания Владимира Александрович и Лидии Николаевны Каменских, Екатерины Александровны Н., Нелли Фёдоровны П., Татьяны Владимировны Шардаковой, Валентины Владимировны Каменских.
А.С. Кольцова, И.А. Вожакова, под ред. Т.Н. Кашиной «Чекменёвское сельское поселение: от истоков до наших дней». – Верещагино, 2011 г.
Л.Н. Каменских «Свет культурного очага: История Чекменёвской сельской библиотеки им. Ф.Ф. Павленкова. – Чекмени, 2012 г.
Л.Н. Каменских «Страницы истории земли Чекменёвской», Верещагино, 2017 г.
Документы и фотографии из личного архива семьи.
URL: http://www. ru.wikipedia.org
Приложение
Приложение № 1
Фотографии из семейного архива
Степан Фёдорович и Аграфена Тимофеевна Колчановы,
Наталья Степановна, Мария Степановна (дочери)
Степан Фёдорович и Аграфена Тимофеевна Колчановы,
Наталья Степановна Колчанова (дочь)
Приверхинская начальная школа, 1944 год
Александр Васильевич Вотинов и Анна Степановна Каменских, 1944 год
Коллектив Чекменёвской школы, 1963 год
Людмила Александровна Каменских с классом, 1963 год
Детский дом г. Очёр. Людмила Александровна Каменских и выпускники детского дома
Наталья Фёдоровна Балдина и Николай Спиридонович Паперных, 1950 год
(родители Лидии Николаевны Каменских)
Евдокия Васильевна Балдина и Лидия Николаевна Каменских
(родные сёстры), 18.01.1957 год
Чекменёвский детский сад, 1979 год. Лидия Николаевна Каменских
Вечер встречи старожил Чекменёвского сельского совета
«Забытая деревня», 2003 год. Организатор Лидия Николаевна Каменских
Татьяна Владимировна Шардакова с классом, 2011 год
Валентина Владимировна Каменских с классом, 2012 г.
Приложение № 2
Трудовые книжки
Трудовая книжка Людмилы Александровны Поповой (Каменских)
Трудовая книжка Лидии Николаевны Каменских (Балдиной)
Приложение № 3
Документы архивного фонда Пермского облисполкома
Архивная справка о вручении медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»
Приложение № 4
Дипломы, аттестаты, профсоюзные билеты
Диплом Татьяны Владимировны Шардаковой (Каменских)
Диплом Валентины Владимировны Каменских (Катаевой)
Профсоюзный билет Анны Степановны Каменских
1 Уса́дьба (от «садить», «сажать»)[1] — в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое.
2Коллективиза́ция — процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР. Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП(б) в 1927 году. Проводилась в СССР в 1928—1937 годах.
3 Демобилизация, демобилизирование[1] (от фр. démobilisation, dé — отмена, mobiliser — приводить в движение) — процесс перевода вооружённых сил и экономики государства с военного положения на мирное.
4 Меценат — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.