Следы жилья ветрами унесло...

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Следы жилья ветрами унесло...

Халяпова М.Р. 1
1МБОУ Гимназия №1 с.Верхнеяркеево
Исмагилова Г.Ф. 1
1МБОУ Гимназия №1 с.Верхнеяркеево
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Развеял ветер колею дорог,

В лугах зарос родной тропинки след.

Хозяев нет, рассыпался порог,

Да и деревни, тоже больше нет...

Ю.Соловьев

История каждой деревни– это часть нашей жизни. Каждый из нас думает о прошлом, о том, что было тогда, когда их не было. Зная о прошлом, о тех событиях и ошибках, задумываешься, стараешься не совершать подобного и стремишься к тому, чтобы будущее поколение не допустило их. Только ли практическую значимость имеет история? Нет, знания о прошлом своей страны, рождают гордость за Родину, развивают патриотизм. И, несомненно, история Малой Родины имеет значение для каждого. [1]

Свою работу я посвящаю деревням, которых нет в современной карте Илишевского района Республики Башкортостан, нет в ней и жителей.

Цель: восстановление памяти об исчезнувших деревнях.

Задачи исследовательской работы:

- обнаружить названия деревень, существовавших на территории Илишевского района и узнать тайну их исчезновении;

- освоить географическое положение исчезнувших деревень;

-познакомиться с историей исчезнувших деревень;

- подобрать сведения от жителей исчезнувших деревень;

- привлечь жителей Илишевского района к изучению истории родного края.

Актуальность данной задачи: каждыйчеловеквремяотвременизадаётсявопросомисторическим,новозобновитьисториюстановитсятяжелее,потомучтоосталось последнее поколение, жившее в исчезнувших деревнях. Наша задачасохранитьих воспоминанияидонести драгоценнуючашузнанийдопотомков.

Объект исследования: исчезнувшие деревни с карты нашего района.

Предмет исследования: география, краеведение, история, топонимика и уклад жизни исчезнувших деревень.

Гипотеза: почти все жители Илишевского района не знают историю своей небольшой Родины, а именно существование деревень, которые имели определённое масштаб в разное время, но изучение истории исчезнувших деревень может помочь сделать шаг к тому, что будущее поколение будет хранить и припоминать прошлое своей малой Родины, будет гордиться тем, что они тогда родились и живут.

Методы исследования:

1. Работа к существующим источникам информации;

2. Прослушивание записей воспоминаний жителей исчезнувших деревень;

3. Анализ архивных документов в архивном отделе Администрации Илишевского района;

4. Встречи и беседы с людьми, выходцами из этих деревень;

5. Сбор фотографии;

6. Работа с интернетом по поиску информации;

7. Интервьюирование;

8. Анализ и систематизация материала.

Практическая значимость темы заключается в изучении неосвоенных задач,вопросовкраеведения.Анализпоследствийпозволиливыдвинутьмоментызначимостивыполненнойработы:

-завоевание навыков исследовательской работы;

-поэтапное формирование в работе навыков и умений;

-работа на уроках и внеклассных мероприятиях.

Научная новизна: попыткаобобщениянаучно-историческогоисследованияисчезнувших и исчезающих населённых пунктов и восстановления ихнакарте Илишевскогорайона.

Перспектива: дальнейшийсборматериаловипополнениеработы.

Глава 1. Причины исчезновения деревень

Свою судьбу имеют не только люди, но и маленькие деревни, посёлки, города. Как и люди, они появляются, взрослеют и, к сожалению, порой умирают. А со временем даже наименования исчезнувших населённых пунктов уходят и стираются из людской памяти. Почему так получается? Почему исчезают деревни?

Этот же вопрос я задала былым жителям деревень района. Причины исчезновения деревни они назвали разные: отсутствие работы, закрытие школы и магазина, тягу молодёжи к удобствам цивилизации и др. Но было и общее, что я выделила во всех ответах: оскорбительное для них и непонятное для меня слово - «неперспективная» деревня. С помощью моего руководителя я решила разобраться с этим понятием.

В первой половине 1970х гг. в нашей стране была разработана содержание модернизации деревни. В качестве основной задачи выдвигалось встраивание укрупненных благоустроенных поселков на базе совхозов и колхозов с передовыми условиями для жизни.

1‑й этап (1970- 1975 гг.) был ориентирован на ликвидацию неперспективных селений. Основное значение при определении разряда поселения имел степень «людности», в соответствии с которым перспективное поселение должно иметь не меньше 500 жителей, а лучше — более тысячи.

2‑й этап (1975- 1980 гг.) предполагалреконструированные сельских населенных пунктов в поселки городского типа, в том числе по ярусу благоустройства, где должны были исчезнуть различия между городом и деревней.

3‑й этап (до 2000 г.) рассматривался как завершающая стадия стирания грани между городом и деревней в характере труда, быта, отдыха населения.

Наступление на «неперспективные» деревни начиналось с закрытия средних учебных заведений, медицинских пунктов, магазинов. Это приводило к усилению оттока трудоспособного населения и предпочтительно молодежи. Через несколько лет деревня действительно умирала. В их количестве, попавшая под пресс государственной политики, деревни нашего района.

Таким образом, основной причиной исчезновения деревень региона стало проведение в государственном масштабе политики по укрупнению сельских населённых пунктов. Жизнь продемонстрировала ошибочность этой перспективы: деревни исчезли, а вот различия между городом и деревней остались. [2]

Глава 2. Исчез душой любимый уголок

На Руси в краю лесном,

Спят деревни нерушимым сном.

Спят, под толщею воды

Затерялись их следы…

Невозможно не любить Родину не зная истории своей деревни. Именно с небольшого начинается большее. Деревни как и люди: рождаются и умирают. Только страшно то, что они умирают по воли людей, так же как и рождаются. Прежде чем появиться деревне, коренной житель долго присматривает себе хорошее место, определяется на несколько условий: чтобы и земли были хорошие, и вода близко, и дом из чего поставить можно было, и чтобы не так чуждо от других населенных пунктов. В советское время стали неестественно возводить поселения. Порой они возникали на время, поэтому также залпом и исчезали. И причина простая: человек вырубил весь лес, выловил рыбу. С этими деревнями все понятно - как говориться, попользовались и бросили, но почему исчезают деревни, в которых родилось и выросло ни одну поколение? На эти вопросы я попыталась ответить в своей исследовательской работе. [3]

2.1 Деревня Чаки (Петухово)

Самые первые данные о деревне Чаки мною найдены в списке населенных мест Российской империи по сведениям 1859-1873 годов. Где указывается, что Чаки входит в состав Уфимской губернии Бирского уезда. Тогда насчитывалось 15 дворов, где жили 52 представителей сильного пола и 45 женщин. [Приложение 1]

Затем деревня Чаки, Петухово, стала входить в .состав Андреевского сельсовета Илишевского района. Просуществовала до 50-х гг. 20 века. Располагалась в 32 км к северу от райцентра. Основана в 1834 году марийскими крестьянами на вотчинных территориях башкир Еланской волости территории Бирского уезда.

В 1906 году было предусмотрено 153 человека, отмечены бакалейная лавка, 2 водяные мельницы. По этим 1959 года в деревне жили русские. В 1920 году насчитывалось 179 человек, в 1939 – 173 человека. К середине 50-х гг. деревня присоединилась к соседней деревне Аначево. [4]

2.2 Тобэк (Тюбяково)

Деревня Тюбяково входила в состав сельского поселения Карабашевский сельсовет. К сожалению, в настоящее время этой деревни уже нет на картах. В 2024 году ей исполнилось бы 95 лет! Деревни нет, но сохранился родник. На сегодняшний день завершены работы по благоустройству данного родника с одноименным названием "Тюбяк", установлены беседки, проложена дорожка к роднику из тротуарной плитки. В памяти выходцев остались еще воспоминания о своем детстве и юности. О чем рассказала моя тетя, которая родом из этой деревни. [5]

2.3 Яна-Турмуш(Яна-Турмыш)

Ян.а-Турмуш (ба.шк. Яңы Тормош) - селение в Илишевском районе Республики Башкортостан. Входила в состав Кадыровского сельсовета. [Приложение 2]В 1939насчитывалось 157 человек, в 1959 – 197 человек, в 1989 – 23 человек, в 2002 – 16 человек,, в 2010 –уже 0 человек. На карте 1971-1988 годов можно увидеть местоположение этой деревни. Название этой деревни разнятся в разных источниках. Где-то написано Яна-Турмыш, а где-то Яна-Тормош, в третьем источнике Яна-Турмуш. [6]

2.4 Гапоновка

Деревня Гапоновка входила в состава Яркеевского сельсовета Илишевского района. Существовала до 1970х годов. Располагалась на р. Каразирик (приток р. База), в 5 км к юго-западу от райцентра и в 93 км к северу от железнодорожной станции Буздяк. [Приложение 3]

Основана в начале 20 в. русскими и украинскими крестьянами на территории Бирского уезда. С 30-х годах учитывалась как деревня.

По данным 1959 года в деревне жили русские. В 1906 насчитывалось 74 граждан, в 1920 – 114, в 1939 – 137 человек, в 1959 – 50, в 1969 – 6 человек. В 2010 году уже никого не было из жителей деревни. [7]

2.5 Деревня Крещенка (Саръязбаш)

Врем.я основания деревни Крещенка (Са.ръязбаш), расположенной в верховьях р.Саръяз, неизведанно. По сведениям 1870 г., среди других поселений Крещенки нет. Село Крещенка образовалось после отмены крепостного права. [Приложение 4]

По сельской переписи 1917 года Крещенка состояла из 96 дворов. В 1920 году в 113 дворах проживали 734 жителя в этом селе преобладали башкиры.[14]

Закон Республики Башкортостан от 20 июля 2005 возраст № 211-з «О внесении изменений в административно-территориальное устройство Республики Башкортостан в взаимосвязи с образованием, объединением, упразднением и изменением статуса населенных пунктов, перенесением административных центров» гласил:

Ст.1. 4. Упразднить следующие населенные пункты:

22) в Илишевском районе: а) село Крещенка Игметовского сельсовета;

б) село Старохазино Новомедведевского сельсовета [8]

Первопроходцами были: Эс.аулов А., Пискунов Г., Пуртов И. иммигранты их Вятской губернии в 1861—1870 годы.

Затем приехали Третьяков А., Паскидов А., Глушков И., Резнов Д., Батурин Б., Решетников В., Шерстобитов М., Иванов И., Кандрашин, Шерстобитов П., Юрьев М., Банников Е., Карманов В. иммигранты из Бирского района.

Баженов Я., Ермолаев С., Беляев Ф., Токарев М., Старцев Д., Михайлов С. иммигранты из Кушнаренковского района, д. Киринё.во (ок. 1882 г.) Вергузов А. выходцев из Мордовии.

С правой стороны Са.ръяз реки в середине выкорчеванного от леса земельного участка начали возводить дома первопроходцы Эсауловы, Пискуновы, Вергузовы и Пуртовы. Улица строилась по речке Саръяз с запада на восток. В середине земельного участка первопроходцы Эсауловы, Пискуновы, Вергузовы и Пуртовы возвели свои дома. Напротив этих строений был возведен участок под строительство церкви.

В 1870-х годах уже в Крещёнке родились Эсау.лов И., Пискунов Д., Вергузов П., Михайлов Г., Михайлов И., Михайлов Е., Токарев С., Старцев И., Банников М., Банников Ф., Беляев С., Юрьев П., Юрьевы, Банников П., Глушков М., Александров К., Дормидонтов А., Пихтовников С.

Вот так возникло село Крещёнка на правом берегу речки Сарьяз в 6-ти километрах от центра сельсовета Ишкарово и в 12-ти километрах от районного центра Верхнеяркеево.

В 1930 г. были репрессированы с конфискацией имущества и сосланы в ссылку местные жители - "кулаки", реабилитированы в 1989 г. как жертвы политического террора в СССР.

По преданиям, порой началась история Крещен.ки, некий проходящий старец предсказал недолгий век деревне, сказав: "Зря строитесь, мужики, деревня простоит лишь 100 лет". Так и произошло. [9]

2.6 Ирмашево (Ирмяш)

Ирмашево(башк.Ирмәш) —деревенька в Илишевском районе входит в состав Юнновского сельсовета. Расстояние до местного центра села Верхнеяркеево 10 км. Население деревни в 1939 году равняется 153 человек, через 20 лет -138 человек, в 1989 году уменьшилось до 27 и в 2002 году оста.лось только 12 человек, в 2009 году увеличилось до 18 и 2010 году уменьшилось до 10 человек и на текущий день в деревне никто не проживает. До 2000 года селение входила в состав Яркеевского сельсовета, а затем Юнновского сельсовета. [Приложение 5]

Законом Республики Башкортостан «Об образовании Юнновского сельсовета Илишевского региона Республики Башкортостан» от 04 февраля 2000 года N 47-З, (с изменениями на 29 декабря 2006 возраст) переведен в Юнновский сельсовет.[10]

Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Исчезновение сел стартовало не сегодня и не вчера, а с середины 60-х годов, когда численность населения сократилась до половины всего-навсего населения страны (тогда СССР). Да и по всему миру из лета в год нарастает отток людей из сельской местности в город. Наш район не стал исключением.

Мне захотелось узнать больше об исчезнувших деревнях. Я приняла решение выяснить, что знают ученики нашей школы об этом, для почему и провела опрос среди учащихся 5-9 классов. В опросе обрели участие 125 учеников.

Были задан один единственный вопрос «Каких из перечисленных деревень вы слышали или о них знаете?»

Результаты исследования

вопросов

д.Ча.ки

д.Тюбяково

д.Ян.а-Ту.рмуш

д.Га.по.но.вка

д.Крещен.ка

д.Ир.маш

Знают, чел.

3

26

18

13

11

29

Не понимают, чел.

104

70

73

71

108

73

Затрудняются ответить, чел.

18

29

34

31

6

23

Из приведенного опроса видно, что большинство опрошенных не представляют про эти деревни. Есть небольшое количество опрошенных, которые затруднились дать ответ или засомневались в правильности информации сохраненных в своей памяти про деревни Тюбяково, Яна-Турмуш и Гапоновка. Скорее лишь у них есть родственники из этих деревень.

Таким образом, позволительно сделать вывод, что большая часть опрошенных обладают неудовлетворительной информацией об исчезнувших селах, поэтому это стало темой мои исследования «Следы жилья ветрами унесло».

Глава 4. Воспоминания

4.1 Воспоминания Михайлова В.С.

Родился 08.11.1929 лета в селе Крещёнка, Ишкаровского сельсовета, Илишевского района, Башкирской АССР. Купив у татар территории, поросшие лесом, между татарских деревень: Ишкарово с восточной стороны, Игметово с южной стороны, Рсаево с западной стороны и Ашманом с северной стороны. Выкорчевали лес на правой стороне реки Сарьяз и стали осваивать строительство своих домов. Первопроходцами были иммигранты их Вятской губернии в 1861 – 1870 годы. Затем приехали выходцы из Бирского района и из Кушнаренковского района, д.Киринёво. Вергузов А. выходец из Мордовии. С правой стороны Сарьяз реки в середине выкорчеванного от леса земельного участка начали возводить дома первопроходцы Эсау.ловы, Пискуновы, Вергузовы и Пуртовы. Улица строилась по речки Сарьяз с запада на восток. Напротив этих построек был отведён участок под строительство церкви. По словам прадедов выстраивание церкви было произведено в 1868-1872 годах. На церковной площади в центре была построена кирха, с правой стороны был построен жилой дом для священнослужителя, а чуть ниже церкви построили церковно – приходскую школу, в которой обучался мой дед и отец. Вот так возникло село Крещёнка. Церковь стояла до года 1938 года. Летом из неё построили 2-е классные комнаты, в которых я обучался в 3-ем и 4-ом классах. По словам старожилов внутри церкви был похоронен одно из первых священнослужителей. Церковь была трёх купольная, в том количестве часовня. При необходимости я могу показать это на местности где была костел, дом священника и церковно – приходскую школу в которой я учился и окончил её мой папочка Михайлов С. Г. 1893 года рождения. [11]

В беседе с Т.Шокуровой (Решетниковой) дочерей выходца из деревни Крещенка Г.Решетниковой. Она сообщила, что выходцы из деревни Крещенка ежегодно приезжали в начале июня на праздник Троицы. В этот день они все вместе устраивали субботник в деревне и праздновали, сажали картошку. В деревне осталось всего 3 здания. Вот уже последние 2-3 года туда никто и не приезжает.

4.2 Гаскарова Р.Ш. о деревне Ирмяшево

В некий из прекрасных зимних дней, я встретилась с Р. Шагиакбаровной. Она меня встретила у калитки и проводила в собственный уютный дом. Их в семье было семеро детей. Отец трудился сперва после войны в деревне Верхнеманчарово, затем его перевели в участковым в Андреевку и спустя несколько лет переехали в деревню Ирмяшево, где родились пятеро братьев и сестер. До собственной смерти родители жили в этой деревне. Она сама появилась в Андреевке, старший брат Рим (поэт, военный) в Верхнеманчарово. В деревне была лишь начальная школа. С ее слов дети из деревни учились или в деревне Юнново в татарской школе, либо в деревне Крещенка, в старину назвалась также Сарьяз в русской школе. Окончив основную школу продолжили учебу в Верхнеяркеевской средней школе. В деревне была свиноводческая ферма, конюшня, небольшой магазин и дом культуры(клуб). Рядом проходила небольшая речка, которая сейчас можно сказать пересохла.

4.3 Долгожданная встреча с тетей Л.Юсуповой

К моей дальней родственнице, бабушке, мы приехали 11 ноября 2023 года. Она с теплотой вспоминала Тюбэ(Тубяково) , и хоть показала нам пару рукописных строк и небольшую песню про деревню. Мне было жутко приятно и по.зн.ав.ател.ьно бы.ло послушать ее ра.сс.ка.зы.

4.4 Беседа по душам с Минникаевой В.

Наш разговор за чашечкой чая состоялась 20 ноября 2023 года. У порога встретила нас кошечка хозяйки. Когда я вошла в комнату, то увидела тетю, которая разбирала старый фотоальбом. Поздоровавшись я сразу начала расспрашивать ее о детстве, юности и юности. Я с интересом слушала воспоминания тети.

Глава 5. Останется в памяти…

Уходит поколение, и вместе с ним исчезают сведения об исчезнувших деревнях. Зачастую, о них хранят только одинокие черёмухи, заглядывавшие когда-то в окошка домов, кусты малины, заросшие крапивой, кое-где оставшиеся фундаменты построек, да ещё старики, жившие когда-то здесь. Многое утеряно и в истории деревни. Поэтому собранный мной материал по проблеме исследования – важный вклад в сохранение исторической памяти о малой Родине.

Малая Родина – это святое место. Это корни каждого человека, это то, бе.з чего невозможно жить на свете.

Работая над задачей исследования, я поняла, что знание истории своего края – гораздо лучшее средство в деле воспитания патриотизма и уважения к людям труда. Немало именитых людей вышли родом из рассматриваемых деревень.

4.1 Песня «Килегез сез Ирмэшкэ» слова Р.Гаскарова

Слова песни написал выходец из Илишевского района поэт Р. Гаскаров, а музыку сочини.л Ф.Харрасов. [Пр.иложен.ие 6]

Тэмле алма, наказанье милэш

Минем Ирмэштэ генэ.

Мэшкэлэрен тэмлэрсез сез

Безгэ килгэчтэн генэ.

Их, Ирмэшкэ, Ирмэшкэ

Момкин тугел килмэскэ.

Матурлыгын, ямьлелеген

Курмиенчэ китмэскэ… [12]

4.2 Стихотворение Ф.Рахматуллина «Деревню не выдернуть из сердца»

Следующее стихотворение написал выходец из деревни Верхнеманчарово Ф.Рахматул.лин и посвятил ее своему преподавателю А.С.Михайлову и одноклассникам.

Крещенка- далекое юность,

В годы войны родился я,

Деревню не вырвать из сердца,

Вот что сохраняет память моя.

Я помню, как в школьные годы

Учились читать и писать,

Учителя достойны оды,

Им должное как же воздать?...[13]

Заключение

О Малой Родине не забывают, о ней припоминают с теплом и любовью, она является частью жизни каждого, местом, к коему человек обращается снова и снова, страшно представить, что её нет, нет самого родимого и уютного места, к которому манит душа. К сожалению, каких-либо людей постигла эта участь, исчезала с лица Земли их родимая деревушка.

В ходе исследовательской работы стало видно, что каждая информация по теме исчезнувших деревень ценна. Главный кладезь знаний - память человека. К сожалению, остаётся всё дешевле людей, которые могут рассказать о той или иной деревне. Мы то поколение, и скорее всего последнее, которое может узнать об исчезнувших деревнях от людей. Потом данных людей не будет, и память о деревнях уйдёт вместе с ними, а стало, уйдёт навсегда.

Считаю свою работу результативной, так как моё исследование способствует восстановлению исторической памяти об исчезнувшей деревне и увеличивает интерес учащихся и жителей села к обозначенным проблемам. Я поняла, что каждая деревня, уникальна. Создаётся ощущение, что у каждой есть душа, она неповторима, и понять её сложно.

Эта работа является стартом, своеобразным началом изучения о исчезнувших деревнях. Впереди новые материалы и открытия, новые люди с интересными рассказами. Встреча с людьми дали мне не лишь информацию для работы. Я получила массу удовольствий и опыт, разговаривая со старшим поколением, особенно при составлении схемы расположения исчезнувших деревень Илишевского района.

Изучение исчезнувших деревень – кропотливая и продолжительная работа, поэтому что материал объёмный, его нелегко найти. Именно поэтому эта исследовательская работа имеет продолжение, тему исчезнувших деревень я буду развивать, уже есть проекты на дальнейшую работу.

Работу «Следы жилья ветрами унесло…» позволено применить при проведении классных часов, на уроке истории, географии, краеведении. Поставленная в начале работы цель и задачи были достигнуты.

Список использованной литературы:

  1. https://school-journal.ru/static/2020/2/87/pdf/ArticleFile-2020-2-87.pdf

  2. ht.tp.s://sc.ho.ol-sc.ie.nc.e.ru/6/18/37035?ys.cl.id=lo.gr5ev60710273973

  3. Ас.адов Э.А.У лю.бв.и не случ.аетс.я ра.злук. – М.: Эк.смо, 2006.

  4. Р.К.Ну.рт.ди.но.в, Ил.ишев.ск.ий ра.йо.н. Эн.ци.клопед.ия.- Уф.а: ГУ.П РБ УП.К, 2010.

  5. https://ok.ru/ilishadm/topic/70113834052392

  6. С.И.Ха.ми.ду.лл.ин, Исто.ри.я ба.шк.ир.ск.их ро.до.в. Ел.ан. То.м 9. Ча.ст.ь 1.–У.фа: ГУ.П РБ УП.К, 2015.

  7. http://bashenc.online/ru/articles/105948/

  8. https://ufagen.ru/places/ilishevskiy/kreshenka.html

  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Крещенка_(Илишевский_район)

  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ирмашево

  11. https://ok.ru/kreschenka/topic/62186274668724

  12. https://erlar.ru/node/4263?ysclid=lofwo6aql6448748999

  13. https://m.ok.ru/group/50916686233780/album/53939877707956/867556059316

  14. Сборнику «Территориально-административное секстоль Башкирской АССР» Уфа, 1981г.

Приложения

Приложение 1. Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов

Приложение 2

Местоположение д.Яна-Турмуш на карте 1970-1990 гг.

Приложение 3

Сведения из Илишевского историко-краеведческого музея о д.Гапоновка

Приложение 4

Местоположение д.Крещёнка

Приложение 5

Географическое расположение д.Ирмяшево

Приложение 6

Стихотворение Р.Гаскарова «Килегез сез Ирмэшкэ»

14

Просмотров работы: 2