Разработка краеведческой игры «Знатоки Челябинска» для детей младшего школьного возраста

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разработка краеведческой игры «Знатоки Челябинска» для детей младшего школьного возраста

Заславский М.Г. 1
1МАОУ "Лицей №67 г. Челябинска"
Ватутина Е.А. 1
1МАОУ "Лицей №67 г. Челябинска"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современное образование требует новых подходов, направленных на развитие интереса у детей к родному краю и его культурным особенностям. Игровая форма обучения становится все более актуальной, поскольку она способствует не только усвоению знаний, но и формированию навыков социального взаимодействия и критического мышления. В рамках данной исследовательской работы рассматрена разработка краеведческой игры для детей младшего возраста, которая призвана не только развлекать, но и углублять познания о культуре, истории и природных богатствах родного региона.

На сегодняшний день мы наблюдаем растущий интерес к краеведению как к учебной дисциплине и как к важному элементу образовательного процесса. Краеведческая игра может стать эффективным инструментом для привлечения детей к изучению своего окружения, формированию идентичности и патриотизма. Данная работа обусловлена необходимостью создания интуитивно понятных и доступных инструментов для обучения, которые могут поддержать индивидуальный подход к каждому ребенку.

В ходе исследования проведен обзор литературных источников по история г. Челябинска и рассмотрен опыт применения игр в образовательном процессе. Важной частью работы стало создание прототипа игры, который протестирован на целевой аудитории для определения его эффективности и привлекательности.

Автором разработана краеведческая игра-лото для детей младшего школьного возраста с элементами викторины. В игре отражены следующие направления краеведения: история, культура, искусство (литература, архитектура, живопись, музыка).

Цель работы: создание игры, которая поможет расширить кругозор школьников о городе, познакомить с достопримечательностями и людьми, которые внесли свой вклад в развитие города.

Задача работы: закрепить знания о городе Челябинск и привить уважение к его истории.

Историко-культурное значение Челябинска

История города Челябинска начинает свой отсчет с 1736 года. За прошедшие годы вырос Челябинск из небольшой деревянной крепости на реке Миасс в огромный промышленный город-миллионник /2/.

Площадь города – более 500 квадратных километров.

Город состоит из 7 районов и каждый по-своему уникален.

Центральный район включает в себя исторический центр Челябинска, где каждая улица может поделиться с нами частичкой далекого прошлого, реликтовый лесной массив – Челябинский бор, поселок Шершни и спальные микрорайоны Тополиной аллеи. На территории района находятся Государственный исторический музей Южного Урала, Театр оперы и балета, пешеходная улица «Кировка», сквер «Алое Поле», Церковь Святого Александра Невского, Ак-Мечеть, Южно-Уральский государственный университет, Челябинский зоопарк, мемориал «Золотая Гора», стадион «Центральный» и многие другие достопримечательности. Население – около 100 000 человек.

Ленинский район – самый старый из ныне существующих административных районов города. Основан в ноябре 1935 года. Ранее на его территории находились монастырская заимка, казачья станица Шугаевская, поселок Порт-Артур. История возникновения района неразрывно связана с индустриализацией и строительством промышленных предприятий Челябинска. Также в годы Великой Отечественной войны район стал родным для многих эвакуированных предприятий, сейчас на территории района действует 8 крупных заводов. В Ленинском проживает около 190 000 человек.

Тракторозаводский район возник в январе 1937 года, был выделен из состава Ленинского. В народе район называется просто «ЧТЗ» – по аббревиатуре Челябинского тракторного завода. История района и завода настолько тесно переплетены, что даже «слились» в одно название. Гигант ЧТЗ – детище советской индустриализации, родина миллионов тракторов. В годы Великой Отечественной войны Челябинский Кировский завод, а вместе с ним и весь Челябинск неофициально назывался «Танкоградом». Тракторозаводский район – в основном промышленный, здесь находятся более 20 крупных предприятий. В Тракторозаводском районе проживают 183 000 человек. Здесь стоит обратить внимание на парк «Сад Победы» с выставкой военной техники, Музей ЧТЗ, танк-памятник ИС-3 на Комсомольской площади, трактор-памятник С-60 (первый челябинский трактор), Детский парк им. Терешковой.

История Советского района уходит корнями в глубину веков. Здесь находятся множество археологических памятников, древних курганов. В 1892 году на территории будущего Советского района начинает действовать железнодорожная станция Челябинск. Вскоре здесь появляется первый челябинский завод и крупнейший в Российской империи переселенческий пункт. Советский район образован в сентябре 1937 года, в дальнейшем его границы многократно менялись. В наше время Советский район – важный промышленный, логистический и культурный центр Челябинска. Здесь находится центральная площадь Челябинска – площадь Революции, железнодорожный вокзал, автовокзал «Синегорье», Музей истории ЮУЖД, Театр Драмы, Молодежный театр, ДК Железнодорожников, сквер им. Колющенко. Район славится своими высшими учебными заведениями и медицинскими учреждениями. Население Советского района – 134 000 человек.

Металлургический район возник на основе соцгорода ЧМЗ и нескольких поселков на окраине Челябинска, выделен в 1946 году из территорий Сталинского (совр. Центральный) района. Численность населения – около 130 000 человек. Название району дал Челябинский металлургический завод (комбинат), находящийся здесь. В разговорной речи местных жителей район так и называется – ЧМЗ.

Между основной частью города и Металлургическим районом раскинулась крупнейшая в Челябинске промзона, из-за чего район как бы изолирован от остальных. В Металлургический район ведет только одна основная дорога – Свердловский тракт. Металлургический район известен в Челябинске выдающейся архитектурой 1940-50-х годов и обилием городского озеленения (район периодически страдает от выбросов с ЧМК и других заводов). Основные достопримечательности: детский парк им. Тищенко, сквер ЧМК, ДК ЧМК, ДК Строителей, бассейн Строитель, аквариум. Также здесь находятся единственные в Челябинске римско-католическая и лютеранская церкви.

Калининский район частично находится на территории исторического Заречья – так еще с XVIII века назывались городские кварталы на противоположном от крепости берегу реки Миасс. Район назван в честь первого председателя Центрального исполнительного комитета (с 1938 – Президиума Верховного Совета) СССР Михаила Ивановича Калинина, который в 1920 и 1933 г посетил Челябинск. В настоящее время Калининский – самый крупный район по численности населения, в нем насчитывается более 228 000 жителей, и это количество растет с каждым годом. Помимо спальных кварталов в Калининском районе есть и промзона, производство представлено машиностроительными и энергетическими предприятиями (ЧГРЭС, Механический завод и др.). Из достопримечательностей можно выделить: Челябинский цирк, концертный зал «Родина», Церковь Троицы Живоначальной, Свято-Симеоновский кафедральный собор, Театр кукол им. Вольховского, сквер им. Гусарова, ДК ЧЭМК, архитектуру жилых домов по ул. Российской и пос. ЧГРЭС, заброшенный «остров-призрак» Заячий.

Курчатовский – самый «молодой» район Челябинска. Образован в 1985 году из части Центрального, Калининского и Металлургического районов и получил своё название в честь нашего славного земляка – учёного с мировым именем, организатора отечественной атомной энергетики, трижды Героя Социалистического Труда – Игоря Васильевича Курчатова. Население по состоянию на 2021 год – 224 206 человек, что всего на 4 000 меньше, чем в самом густонаселенном районе – Калининском. Это два крупнейших «спальных района» Челябинска, и по численности населения они конкурируют.

Живут и трудятся в городе замечательные люди. Среди них рабочие, инженеры и строители, врачи, учителя, художники, писатели и поэты. О Челябинске и его жителях написаны сотни книг и исследований, изданы художественные альбомы. С каждым годом пополняется список литературы о Челябинске: его истории, архитектуре, промышленных производствах, образовательных учреждениях, больницах и школах.

Разработка краеведческой игры «Знатоки Челябинска»

Актуальность работы подтверждена опросом своих сверстников «Интересен ли им учебный процесс только по учебникам и рассказам учителя?». Было опрошено 30 человек возрастом 10-11 лет. Результат опроса показал, что большая часть ответили отрицательно, несколько человек воздержались от ответа (рис.1). Это позволило сделать вывод, что для современных детей игровая форма обучения интересна, а значит она поспособствует легкому усвоению информации, а также взаимодействию детей между собой и развитию мышления /3/.

Рисунок 1 – Результаты опроса «Интересен ли им учебный процесс только по учебникам и рассказам учителя?»

По концепции и структуре игра «Знатоки Челябинска» сочетает в себе элементы лото и викторины, что делает её не только образовательной, но и увлекательной для детей младшего школьного возраста.

Процесс создания вопросов для викторины потребовал тщательного продумывания, чтобы обеспечить баланс между развлечением и образованием. Вопросы нацелены на освещение ключевых аспектов. Они разработаны так, чтобы стимулировать интерес детей и их любознательность, укрепить знания, полученные в рамках традиционного обучения, и развить навыки критического мышления /1/.

Для игроков подготовлены 60 вопросов, связанных с Челябинском, его прошлым и настоящим, наиболее значимыми событиями, людьми и фактами в истории и культуре города. Участники игры познакомятся с достопримечательностями столицы Южного Урала и узнают имена знаменитых земляков, прославивших Челябинск.

Игра-лото выполнена в настольном формате. В её комплект входят большие цветные карты с пронумерованными иллюстрациями и маленькие карточки с вопросами размером 7,5 х 7,5 см (рис.2).

Рисунок 2 – Комплект краеведческой игры «Знатоки Челябинска»

Правила игры:

  1. Участники игры выбирают ведущего (он зачитывает вопросы).

  2. Ведущий поровну раздает игрокам карточки с картинками.

  3. Карточки с вопросами перемешиваются и кладутся в колоду текстом вниз. Ведущий зачитывает вопросы вслух без озвучивания номера вопроса!

  4. Игроки должны найти на своих карточках объекты, подходящие под описание в вопросе. Правильность определяет ведущий по совпадению номера картинки в карточке с номером вопроса! Если ответ правильный, ведущий отдает игроку вопрос, которым он закрывает картинку с ответом на своей карточке.

  5. Если никто из игроков не ответил на вопрос верно, ведущий возвращает вопрос в колоду.

  6. Побеждает в игре тот, кто первым закрывает все картинки на своих карточках.

К игре создана брошюра с правилами и описанием всех ответов, что поможет обучающимся, в случае незнания или не правильного ответа, разобраться в вопросе (приложение I).

Игра была опробована среди детей и взрослых (рис.3). Первые узнали много нового, вторые вспомнили знаковые моменты города, в котором живут.

Рисунок 3 – Апробация краеведческой игры «Знатоки Челябинска»

Таким образом, созданный игровой процесс позволяет не только расширить знания школьников, но и пробудить у них жажду к изучению родной истории и культуры, создавая тем самым более глубокую эмоциональную связь с родным городом.

Заключение

Город Челябинск является важным культурным и историческим центром России, благодаря его богатому наследию, ярко выраженной индустриальной специфики и вкладу в развитие национальной экономики. Город в настоящее время продолжает оставаться мощной производственной базой страны и важнейшим символом промышленного и культурного наследия страны.

Создание образовательных проектов, таких как игра «Знатоки Челябинска», способствует не только сохранению культурного наследия, но и развитию интереса молодого поколения к истории своего города. Такая подача учебного материала помогает сделать образовательный процесс более интерактивным и интересным, побуждая школьников к изучению и глубокому пониманию исторического пути своего региона.

Таким образом, актуальность и перспективность темы подтверждается важностью сохранения и популяризации культурного наследия Челябинска. Это поможет укрепить связь будущих поколений с историей и культурой их города, что особенно важно в условиях стремительного технологического прогресса и глобализации. Исследования и разработки в этой области могут способствовать не только сохранению исторической памяти, но и расширению образовательного горизонта молодого поколения, обеспечивая их инструментами для изучения местной истории.

Список литературы

  1. Колокольникова З.У. Игровые технологии: учеб. пособие / З.У. Колокольникова. — Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2020. — 164 с.

  2. Челябинск : энциклопедия / составители: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Челябинск : Каменный пояс, 2001. – 1112 с.

  3. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве: практическое пособие / Н. Е. Щуркова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06553-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538988

Приложение I

Рисунок 1 – QR код с описанием ответов на вопросы

игры «Знатоки Челябинска»

Просмотров работы: 17