Введение
Покорил весь Божий мир самый русский сувенир.
И в полметра и с ладошку, кукла яркая – Матрёшка.
Наша кукла непростая, наша кукла – составная.
Ловко прячутся друг в дружке деревянные подружки.
Раскрывай и посмотри, сколько спряталось внутри.
Инесса Агеева
В мае месяце этого года в институте развития образования Кировской области я выступала со своей исследовательской работой «Кружевная Холуница» на итоговой конференции «Азбука ремёсел». На конференции было представлено огромное количество работ, как от педагогов, так и от учащихся на тему: «Народные художественные промыслы». Меня очень заинтересовала работа про русскую матрёшку. Когда я слушала девочку, которая защищала этот проект, я узнала, что матрёшка имеет корни с Японии. «Как так?» – подумала я. Почему тогда матрёшка, является традиционным русским сувениром? И тогда я твердо решила, что следующую свою исследовательскую работу я посвящу теме про русскую матрёшку, ее истории возникновения и развития и какая же она в настоящее время. Так и началось моё исследование…
Объект исследования: Декоративно-прикладное искусство.
Предмет исследования: Русская матрёшка.
Цель работы: Показать привлекательность матрёшки, как составляющей народной культуры и повысить её популярность.
Гипотеза – если происхождение матрёшки иностранное, то может ли она являться русским национальным сувениром, символом России известным во всем мире.
Задачи:
- узнать историю появления матрешки в России;
- познакомиться с видами матрешек;
- определить особенности вятской матрешки;
- выявить роль современной матрешки с помощью опроса;
- познакомиться с процессом росписи матрёшки и создать свою авторскую матрешку.
Актуальность моей работы символизирует материнство, семейное единство, доброту, уважение к старшему поколению, чего в наше современное время стало так не хватать.
Научная новизна работы определяется изучением истории возникновения и развития русской матрёшки, сохранением и увеличением популярности этого народного промысла.
Значимость и прикладная ценность работы - моя работа может быть использована для ознакомления учащихся нашей школы и школ нашего города и района на уроках краеведения, окружающего мира, а также для проведения классных часов.
В ходе выполнения работы мною был использован поисковый метод. Я собрала информацию об истории русской матрёшки, изучила книги, сайты интернет ресурсов, провела анализ анкет одноклассников и взрослых людей, провела мониторинг окружающей обстановки по вопросам, связанным с исследовательской работой (фиксация всех явлений повседневной жизни, связанных с матрёшкой), посетила фабрику больших матрёшек в Кирове и Нолинскую фабрику ЗАО «Сувенир», где производится традиционная вятская матрёшка, а также сходила в музей матрёшки в городе Нолинск. И в заключении своей работы создала свою авторскую матрёшку под руководством своего преподавателя по живописи Аввакумовой Натальи Юрьевны.
В работе я проявила исследовательские качества, самостоятельность, компьютерную грамотность в оформлении, а также свои художественные навыки. Мною был исследован материал, выходящий за рамки школьной программы начальных классов.
Основная часть
История возникновения и развития русской матрёшки
Художественная роспись по дереву уходит в далекое прошлое. Она является самым старинным видом народных промыслов. Художественная роспись представляет собой популярный вид декоративно-прикладного искусства.
Безусловно, самым узнаваемым во всём мире художественным промыслом, к тому же хорошо развитым и в Кировской области, является матрёшка.
Матрешка является самым известным символом России. Эта игрушка была востребована и интересна далеко за пределами нашей страны. Русская деревянная кукла привлекает своей загадочностью и красотой. Например, дети радуются тем, что в большой кукле одна в другую спрятаны маленькие, а взрослых приводит в восторг форма и художественная роспись на игрушке.
Версий возникновения матрешки несколько, и ни одна из них не может считаться достоверной. Русский народ любит легенды и сказки. Одно и тоже сказание передается из поколения в поколение, расширяясь новыми подробностями. Аналогичная ситуация возникла и с легендарной русской матрешкой. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению относительно точного возраста и даты происхождения матрешки.
Существует самая распространенная версия: первая русская кукла была создана в московской мастерской – магазине «Детское воспитание», которая принадлежала семье типографа и издателя Анатолия Ивановича Мамонтова. Есть легенда, что жена Анатолия Ивановича в конце XIX века привезла из Японии точеную фигурку японского бога Фукурокудзю (Фукурумы в России) из острова Хонсю. (см. Приложение 1) Статуэтка представляет собой одного из семи богов счастья, бога мудрости, интуиции и бога карьеры. Когда эта кукла оказалась в руках у русского художника Сергея Малютина (см. Приложение 2), она подтолкнула его к интересной мысли. Он попросил
токаря Василия Петровича Звездочкина (см. Приложение 3) сделать подобную деревянную фигуру, а затем своими руками ее расписал.
Это была полненькая широколицая молодая девушка, одетая в русский сарафан, на своих руках держала петуха. Из нее одна за другой появлялись остальные семь кукол: с корзинкой, кувшином, с серпом, девчушка с младшей сестрой, младшим братом, восьмая кукла изображала младенца в пеленке. (см.Приложение 4)
В 1891 году Московское губернское земство открыло в Сергиевом Посаде учебно-показательную мастерскую по изготовлению детской игрушки. Сюда вместе с другими игрушками перекочевали и матрёшки. Эта мастерская и наладила массовое производство матрёшек, которые уже в 1900 году появились на Всемирной выставке в Париже и получили золотую медаль. Именно тогда они очень понравились иностранцам. И уже с 1904 года начались, ежегодно набирая объёмы, поставки за границу.
После признания русской матрёшки появились, помимо Сергиева Посада, и новые центры её производств.
Виды матрёшек
В России наиболее известны матрешки: сергиево-посадская (загорская), семёновская, полхов-майданская, вятская, тверская и авторская. (см. Приложение 5)
В каждой местности матрешка имеет свои отличительные черты.
Матрёшки Сергиева Посада.
Сергиево-Посадские (загорские матрёшки) отличались первоначально сдержанностью. Расписывались матрёшки гуашью. Черты лица матрёшки были строгими, ведь создавались они монастырскими мастерами, которые рисовали иконы.
Современные Сергиево-Посадские, также как и старинные матрёшки, и лицом, и одеждой больше походят на человека в сравнении с матрёшками других местностей.
Семёновская матрёшка.
В 1922 году токарь А. Ф. Майоров привёз матрёшку с Нижегородской ярмарки в свою деревню Мериново (Нижегородская область). Дома он попробовал выточить такую же, а его дочери стали матрёшку расписывать. Потом инициативу семьи Майоровых подхватили и другие жители деревни, а за ними – соседи из окрестных деревень Семёновского района Нижегородской области. Добралась румяная матрёшка и до самого города Семёнова. Скоро деревянная расписная кукла стала самой популярной продукцией мастеров всей Нижегородской (тогда Горьковской) области.
Только семёновская матрёшка была уже не похожа на сергиево-посадскую. Семеновские мастера сделали куклу повеселее, понаряднее. Расписывали матрёшку уже не гуашью, а анилиновыми красками.
Именно по крупной цветовой росписи фартука семёновская матрёшка легко узнаваема.
Матрёшка Полхов-Майдана
Ещё одно село под Нижним Новгородом, которое издавна славилось расписными игрушками. С 1920-х годов здесь тоже начали делать матрёшки. Полхов-майданская матрёшка самая яркая и праздничная из всех деревянных красавиц.
Фигурка матрёшки сильно вытянута и имеет небольшую головку.
Здесь свой стиль росписи матрёшек. Вместо сарафана и передника – широкий овал, весь заполненный крупными «розанами», колокольчиками, ягодами, яблочками, кудрявыми листочками и конечно розово-малиновыми цветами шиповника. Овал лица обрамляется завитками волос и трилистниками цветистого розана. У матрёшек нет платка с завязанными концами, он ниспадает с головы, нет сарафана и фартука. Часто не прорисовываются руки.
Вятская матрёшка
Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо матрёшки мило и приветливо. Особое разнообразие вятской расписной
деревянной куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой.
Тверская матрёшка
Мастера Твери чувствуют в этом сувенире душу России и с трепетом относятся к его созданию. Матрёшки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа. Из-под их кисти появляются знакомые персонажи: пастушок Лель, Снегурочка, царевна Несмеяна и другие.
Тверские матрёшки славятся своей тонкой токарной работой – деревянные куколки тонкие и светящиеся, как скорлупка яйца. Для этих матрёшек характерна роспись золотым и серебряным орнаментом.
Авторская матрёшка
В настоящее время больший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином стиле, а авторская, выполненная художником-индивидуалом.
Фантазиям современных художников нет границ. Они расписывают матрешек в своей авторской манере. Кто-то выбирает живописное направление, матрешки получаются на уровне серьезного произведения искусства. У других стиль близкий к народному творчеству.
Возникли такие направления, как матрешка-шарж, портретная матрешка, матрешки по сказкам, анималистическая матрешка.
Авторская матрешка отличается оригинальной и необычайной живописностью. Характерным для этого типа расписной куклы является то, что темой для ее росписи стал окружающий нас мир. На матрешках изображаются русские пейзажи, мотивы русских народных сказок, портреты политических деятелей и многое другое. Она вошла в нашу жизнь по-новому, как ещё один символ современной русской культуры.
Особенности истории и развития вятской матрёшки
Особое внимание хотелось бы уделить Вятской матрёшке, так как это народный промысел моего родного края.
Народный промысел изготовления деревянной расписной игрушки зародился на Вятской земле в начале ХХ века. Первое упоминание о вятской матрешке: «Матрешки деревянные раскрашенные и выжженные…» – содержится в «Оптовом прейскуранте кустарного отдела вятского губернского Совета народного хозяйства. Игрушечно-художественный товар» за 1924 год. [5; с. 65] Таким образом, вятской матрёшке в 2024 году исполнилось 100 лет.
В фондах Кировского областного краеведческого музея сохранилась лишь одна матрешка, датируемая началом века. В числе деталей ее росписи красная юбка, синяя кофта, зеленая косынка. Во многом отсутствие обилия образцов вятской матрешки начала ХХ века объясняется падением интереса к ней в 1930-х годах на фоне проводившейся индустриализации страны и соответствующих изменениях в «культурном климате».
Об этом падении интереса говорит и тот факт, что крупный знаток кустарных промыслов Михаил Николаевич Шатров в своей книге «Кировские кустари» счел необходимым поместить только один рисунок этой игрушки – «Матрешка складная», – не снабдив его ни описаниями, ни комментариями. [8; с. 69]
Новый этап развития промысла наступил лишь в 1937 году, когда в деревнях Вахрино и Овчарное было организовано первое объединение кустарей – артель «Прогресс», в дальнейшем ЗАО «Сувенир», город Киров по производству спортивного инвентаря, школьно-канцелярских принадлежностей и деревянной расписной игрушки-матрешки. Производство было надомным, труд ручным, ассортимент выпускаемой продукции составлял лишь 21 изделие.
В 1938 году ассортимент артели расширился, здесь стали выпускать также тематическую трехпредметную матрешку. Для росписи матрешек применяли масляные краски. Сама матрешка в те годы представляла из себя девицу с
румянцем на щеках в цветном платочке и сарафане с лямочками, с букетом полевых цветов в руках.
В 1958 году на Международной Брюссельской выставке с вятской матрешкой впервые познакомилась широкая иностранная публика.
Развитие промысла продолжилось. В 1968 году специалисты освоили новую технологию оформления матрешек анилиновыми красителями. Яркие гаммы новых красок буквально преобразили вятскую матрешку. Образцы матрешки в традиционной крестьянской одежде оказались не востребованными. Стало преобладать направление максимальной декорированности изделий. Матрешка, по-прежнему оставаясь игрушкой, всё больше и больше становилась изделием декоративно-прикладного искусства, интересным сувениром.
К сожалению в 2022 году предприятие ЗАО «Сувенир» признано банкротом.
В то же время мастера, прекрасно сознавая опасность утраты традиций, большое внимание уделяли творческому поиску путей соединения современных им технологических приемов с местной народной традицией оформления вятских матрешек.
В 2013 году в городе Кирове была открыта нашумевшая фабрика больших матрёшек, которую посетили и мы с мамой. (см. Приложение 6) Создание этого предприятия началось с отпуска генерального директора фабрики Александра Турунцева. Перед Олимпиадой 2014 года он съездил в Сочи, посмотрел, как возводятся олимпийские объекты, как развивается город, и вдохновился этой грандиозной стройкой. У него появилась цель попасть на Олимпиаду, но не в качестве простого гостя, а в качестве человека, который прославит Кировскую область на весь мир. Идеи появлялись одна за другой, но Александр Турунцев остановился на одной – на торговом оборудовании в виде большой матрёшки, в которой можно было бы разместить изделия наших мастеров, а также продукцию, которая производит Нолинская фабрика. (см. Приложение 7) Вскоре идея была воплощена в жизнь. Уже в декабре 2013 года были готовы первые три матрёшки: «Россиянка», «Снегурочка» и «Матрёшка с самоваром».
Интересно то, что наши кировские большие матрёшки, которые служат торговыми стендами – это абсолютное ноу-хау. Фабрика официально запатентовала свою идею.
Нужно ли говорить, что большие матрёшки моментально «выстрелили» и приковали внимание всех гостей Олимпиады? У гостей (в том числе иностранных) моментально отпала проблема поиска сувенира для своих близких, ведь не заметить большую матрёшку было просто невозможно. Разумеется, нашлись и желающие приобрести себе такой необычный стенд, который приносит стабильный доход.
Поэтому в августе 2014 года руководство фабрики открыло цех по массовому производству эксклюзивного торгового оборудования. В сентябре заказы потекли рекой. Уже на сегодняшний день матрешки украшают многие города России и зарубежные страны. Одинаковые матрёшки расписывать стало уже не интересно, поэтому руководство решило, что у каждого их партнёра должен быть эксклюзивный стенд с определёнными чертами, присущими местности, в которой его установят.
Процесс создания матрёшек непростой. Сначала форму отливают, затем начинается подготовка к сборке, нанесение фона, ручная роспись.(Мы застали художника за работой росписи матрешки в село Белая Фалёнского района Кировской области). (см. Приложение 8) Через месяц изделие уже можно забирать. Такое торговое оборудование стоит примерно 370 тысяч рублей, а просто большая матрешка, не раскладная стоит 300 тысяч рублей.
Фабрика начала развивать ещё 2 направления, которое тоже является своего рода ноу-хау – это шкаф-матрёшка и бар в виде матрешек.
На производстве больших матрёшках фабрика не остановилась. В октябре 2015 года был открыт цех по производству сувенирной продукции. Кировчан заметили, появились эксклюзивные заказы и иностранные партнёры. Мастерицы никого не копируют и создают свою линейку матрёшек.
На сегодняшний день над сувенирами и торговым оборудованием работают молодые девушки, которые получили профильные специальности. Но есть и те, кто нигде не обучался, но рисует с детства и делает это так хорошо, что налюбоваться невозможно.
Фабрика больших матрёшек выпускает целые специальные линейки для разных народов, для людей разных профессий, славянские матрёшки, которые облачены в одежды с этническим орнаментом, сюжетные матрёшки и так далее. (см. Приложение 9) Например, нам показали матрешку сделанную на заказ предприятию Омутнинский металлургический завод. (см. Приложение 10)
Свой вклад в развитие вятской матрешки вносят и другие предприятия, и даже отдельные мастера. Так, в 2002 году в городе Кирове было создано предприятие «Кудринка». Основной идеей создания предприятия стало использование исключительно природных материалов, а также таланта вятских мастериц. Среди образцов, создаваемых в мастерской «Кудринки», есть и акварельная авторская матрешка. Матрешка фирмы «Кудринка» – тематическая авторская продукция с высокохудожественной акварельной росписью по дереву и применением потали (золочения).
На мой взгляд, центром сохранения и развития традиций создания вятской матрешки на сегодняшний день является ЗАО «Вятский сувенир» (ранее артель «Свобода») города Нолинска Кировской области, созданное в 1930 году. В 1958 году артель «Свобода» поставила одну тысячу матрёшек на Брюссельскую выставку. Тогда и состоялось первое знакомство иностранных фирм с Нолинской матрёшкой. До 1960 года выпускались только два вида матрёшек: 4-х и 5-ти предметные. С созданием Кировского производственного объединения «Вятка» по выпуску игрушек в 1964 году артель «Свобода» была реорганизована в Нолинскую фабрику сувениров. Ассортимент значительно расширился. 30 января 1965 года утверждены семь матрёшек, оформленных масляными красками. В апреле 1978 года художественным Советом по декоративно-прикладному искусству при Кировском облисполкоме утверждён перечень изделий Нолинской фабрики игрушек, в том числе и инкрустированных соломкой.
В 1968 году была освоена технология оформления матрёшек анилиновыми красителями. Применение анилиновых красителей позволило иметь короткий технологический цикл в отделке, значительно повысилась производительность труда. Матрёшка-игрушка стала изделием декоративно-прикладного искусства, интересным сувениром.
Рынок сбыта изделий фабрики охватывает многие города России, в их числе Владивосток, Вологда, Москва, Нижний Новгород, Омск, Санкт-Петербург, Тверь, Ульяновск, Челябинск и другие. Помимо этого, изделия фабрики «Вятский сувенир» пользовались огромным спросом за рубежом. В 2022 году Россия ограничила экспорт матрёшек в страны запада.
Основой в композиции росписи этой матрёшки является сохранение народных традиций:
- рыже-русые волосы, большие глаза, яркие сочные цветовые гаммы при оформлении передников – преобладание красных цветов. Если в матрёшке есть «мужчины», то у них могут быть тёмные чёлки. Но «барышни» всегда светленькие. Другая отличительная особенность – форма. В 1964 году в расширяющемся ассортименте фабрики утверждена разработка главного художника предприятия Валерия Николаевича Никонова – «Матрешка-груша». Эта форма стала одной из характерных черт Нолинской матрёшки, по которой её легко узнавать среди других её «родственниц». Более того, эта форма сегодня является одной из самых узнаваемых форм русской матрёшки во всём мире. И наконец, третья отличительная черта Нолинской матрёшки–инкрустация соломкой.
Для инкрустации используется ржаная соломка. Рожь заготавливают сами мастерицы – инкрустаторы в период молочной спелости. Соломку жнут, укладывают в снопы, сушат. Затем, после просушки, из соломы вырезают ровные столбики, которые в дальнейшем отбеливают, специальным ножиком
делают продольный разрез, опускают на небольшое время в горячую воду, потом проглаживают утюгом, и из тонких соломенных цилиндриков получаются длинные соломенные пластинки, скручивающиеся, как кучерявые волосы, в спиралевидные мотки. Специальным набором инструментов художники – инкрустаторы вырезают из этих пластинок различные детали будущего рисунка: кружочки, квадратики, ромбики, палочки и так далее. После этого мастерицы наряжают матрёшек в соломенные узоры.
Для полноты исследования посоветовавшись с мамой и папой мы решили посетить фабрику ЗАО «Вятский сувенир» (см. Приложение 11) и за одним и нолинский музей матрёшки. (см. Приложение 12) Пообщавшись с директором музея и работниками фабрики узнали много интересных фактов:
- на сегодняшний день ассортимент предприятия составляют более 250 наименований изделий (это и традиционные вятские матрешки с инкрустацией соломкой, так и без нее, авторские матрешки с инкрустацией соломкой, так и без нее, матрешки-футляры, различные сувениры и так далее) (см. Приложение 13), работников на фабрике трудится порядка 30 человек, тогда как еще в 2019 году было 133 человека. Как уже было упомянуто выше, в 2022 году Россия ограничила экспорт матрёшек в страны запада, из-за этого экономическое состояние предприятия оставляет желать лучшего;
- для изготовления матрёшек используют липу, березу или осину;
- для росписи матрёшки используют гуашь, акварель, акрил или анилин, а затем покрывают лаком;
- в 2008 году фабрику и музей посетили японцы и в подарок привезли свои деревянные игрушки, которые сейчас хранятся в музее. (см. Приложение 14) Работники отмечают, что 2008 год для фабрики было лучшее время работы;
- в музее мы увидели очень необычную матрешку, расписанную в стиле абстракция, за этими матрёшками ведется настоящая «охота» коллекционерами, потому что выпускают штучно, раз в год; (см. Приложение 15)
- большой ассортимент экспонатов представлен в Вятском художественном музее имени А. М. и В. М. Васнецовых в Кирове;
- десятки образцов Нолинской матрёшки были утверждены Художественно-экспертным советом при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации в качестве изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
- а еще в Нолинске сделан кованый арт-объект вятской матрешки (см. Приложение 16).
Нас пустили посмотреть цех по росписи и инкрустации соломкой на фабрике. (см. Приложение 17)
Роль современной матрешки
Для того чтобы выяснить, как относятся современные люди к матрешке, я провела опрос своих одноклассников и знакомых взрослых людей.
Всего в опросе участвовало 50 человек (26 детей и 24 взрослых) в возрасте от 10 до 73 лет. Для опроса мы взяли пять вопросов:
Есть ли у вас дома или у ваших бабушек, дедушек матрёшка?
Нравится ли вам матрёшка?
Знаете ли вы откуда произошла матрёшка? Если да, то откуда?
Считаете ли вы матрёшку русским национальным сувениром?
А где вы еще видели матрёшку?
Изучив анкеты ребят и взрослых (см. Приложение 18), можно сделать вывод, что больше чем у половины опрошенных матрёшка есть дома, практически всем она нравится и на сегодняшний день можно сказать, что матрёшка смогла проникнуть почти во все сферы жизни и культуры человека. А также 100 процентов опрошенных уверены, что матрёшка является русским национальным сувениром, а вот откуда она произошла никто не знает. Я решила, что мне просто необходимо познакомить с моим исследованием хотя бы моих одноклассников.
Мастер класс по росписи авторской матрёшки
Увидев, как то у мамы на работе матрёшку с изображением у каждой куклы на фартуке определенного места моего родного города Белая Холуница (см. Приложение 19), я спросила – «Кто занимался росписью такой замечательной матрёшки?» Оказалось, это был мой преподаватель по живописи Аввакумова Наталья Юрьевна. А матрёшки такие она иногда делает на заказ администрации нашего района, как сувенирную продукцию. Работая над этой темой, я вдохновилась идеей создать свою, авторскую матрёшку. Уговорив Наталью Юрьевну провести мне мастер класс по росписи матрёшки, я решила создать матрёшку семьи Вылегжаниных. И это очень символично, так как 2024 год в России объявлен годом семьи. Выбрала я заготовку пятиместную, так как мы являемся многодетной семьей из пяти человек. Заготовка изготовлена из липы и приобретена на маркетплэйсе. Решила, что у каждой куклы вместо фартука будет изображено любимое место нашего города (например, у папы плотина, у мамы набережная, у меня дорожка в парке спорткомплекса, у моей сестры Кати якорь на набережной и у моей сестры Лизы парусник на нашем любимом Белохолуницком пруду). Но перед тем, как начать роспись матрёшки, у художника должна быть насмотренность. И вот начался мой мониторинг окружающей обстановки, связанных с моей идеей нанесения росписи и фиксация всех явлений повседневной жизни, связанных с матрёшкой. Где бы я не была, я везде пыталась искать глазами матрёшку: это и плэнер в Сергиевом Посаде, и ярмарка на Великорецком крестном ходе, и ярмарка на фестивале кузнечного мастерства Корт-Айка в республике Коми, и национальный музей в Йошкар-Оле, так же различные сувенирные лавки (см. Приложение 20).
И вот я готовая, с хорошим визуальным опытом и огромным желанием творить. (см.Приложение 21) Посетив ярмарки, сувенирные лавки, магазины при фабриках я поняла, что матрёшка это не дешёвое «удовольствие». Я решила посчитать, сколько по стоимости выйдет моя авторская матрёшка. Итоговая сумма получилась 3 тысячи 800 рублей вместе с оплатой за мастер класс. Мастер класс проходил поэтапно, 5 дней, примерно по 2 часа в день.
Издавна матрёшка считалась обережной куклой. Недаром каждая матрёшка соответствует энергетическому телу человека. Вот и сейчас матрёшка семьи Вылегжаниных станет нашим оберегом дома.
Выводы. Результаты исследования.
Проведя исследование, я узнала, что несмотря на иностранные (версия не подтвержденная) корни, матрёшка складывалась в собирательный русский народный образ в разных регионах страны: Подмосковье, Нижегородская область, Кировская область, Тверская область и другие. Матрёшка широко распространена и уважаема среди большей части населения России, а в местах её производства является центром формирования общественной и культурной жизни.
Матрёшка обладает необходимыми качествами, чтобы увеличить свою популярность среди людей, пусть даже не знакомых с ней ранее. Поэтому я считаю, что народным художественным промыслам (и, в частности, матрёшке) должно больше внимания уделяться в детских садах и школах (например, на внеурочной деятельности).
Сегодня матрёшку знают во всём мире. За сравнительно небольшой исторический период она стала символом русского искусства. Дарят её на память о нашей стране. И где бы ни родились матрёшки – все они весёлые, пригожие. Потому что их делают талантливые и добрые художники.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась, матрешка является русским национальным сувениром, символом России известным во всем мире.
Список использованных источников и литературы:
Источники
1.Мои личные фото - и видеоматериалы
2.Материалы Нолинского музея матрёшки;
3.Материалы фабрики больших матрёшек в г.Киров
4. Материалы фабрики ЗАО «Вятский сувенир» в г.Нолинск
5. Материалы от моего преподавателя по живописи Аввакумовой Н.Ю.
Список литературы
Алексахин Н.Н. Матрёшка: методика преподавания росписи матрёшки. Москва: Народное образование, 1998. – 95с.
Барадулин В.А., Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России. – Москва: Россельхозиздат, 1983. – 107 с.
Горожанина С.В. Русская матрешка. - Москва: Интербук-бизнес, 2002. - 201 с.
Дайн Г.Л. Русская игрушка из коллекции художественного педагогического музея игрушки АПН СССР город Загорск. – Москва: Советская Россия, 1987. – 166 с.
Менчикова Н.Н. Вятские народные промыслы и ремёсла: история и современность. - Киров: О-Краткое, 2010. – 187 с.
Сметанина Н.Д. История Вятского искусства XVII-XX веков в рассказах и лекциях для учащихся. - Киров: О-Краткое, 2008. – 417 с.
Соловьёва Л.Н. Русская матрёшка: альбом. – Москва: Интербук-бизнес, 1997. – 95 с.
Шатров М. Н. Кировские кустари. - Киров: ОГИЗ Кировское областное издательство, 1938. - 167 с.
Интернет ресурсы
https://russianarts.online/179940-vyatskaya-matryoshka/
https://visitkirov.ru/vyatskaya-matreshka
https://xn--80ady5a5d.xn--p1ai/arts/vyatskaya-matrjoshka/
https://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/society/58564-v-kirove-fabriku-suvenirov-hotjat-priznat-bankrotom.html
https://kirov-portal.ru/news/podrobnosti/bolshaya-matreshka-bolshie-plany-3300/
Официальный сайт ЗАО «Вятский сувенир» www.vyatsky-souvenir.ru
https://vk.com/kykla_matreshka
https://vk.com/club97365965
Список сносок
[5; с. 65] - Менчикова Н.Н. Вятские народные промыслы и ремёсла: история и современность. - Киров: О-Краткое, 2010. – 187 с.
[8; с. 69] - Шатров М. Н. Кировские кустари. - Киров: ОГИЗ Кировское областное издательство, 1938. - 167 с.
Приложение 1
Точеная фигурка японского бога Фукурокудзю
Приложение 2
Художник Сергей Малютин
Приложение 3
Токарь Василий Петрович Звездочкин за работой
Приложение 4
Первая русская матрёшка
Приложение 5
Сергиево-посадская (Загорская) матрёшка Семёновская матрёшка
Полхов-майданская матрёшка Тверская матрёшка
Вятская матрёшка Авторская матрёшка
Приложение 6
У входа на фабрику больших матрёшек
Приложение 7
Матрёшка-магазин
Приложение 8
За работой росписи большой матрёшки
Приложение 9
Сувенирная продукция фабрики больших матрёшек
Приложение 10
Матрёшка выполненная на заказ Омутнинскому металлургическому заводу фабрикой больших матрёшки
Приложение 11
У входа на Нолинискую фабрику ЗАО «Сувенир»
Приложение 12
В Нолинском музее матрёшки
Приложение 13
На складе ЗАО «Вятский сувенир»
Приложение 14
Деревянные игрушки подаренные Японцами в 2008 году, которые сейчас хранятся в Нолинском музее матрёшки
Приложение 15
Матрёшки в стиле «Абстракция» в музее матрёшки в Нолинске
Приложение 16
Кованый арт-объект вятской матрёшки
Приложение 17
В цехе росписи и инкрустации соломкой ЗАО «Вятский сувенир»
Приложение 18
Есть ли у вас дома или у ваших бабушек, дедушек матрёшка? (32 опрошенных ответили «да» - 64% и 18 опрошенных ответили «нет» - 36%);
Нравится ли вам матрёшка? (47 опрошенных ответили «да» - 94% и 3 опрошенных ответили «нет» - 6%);
Знаете ли вы откуда произошла матрёшка? Если да, то откуда? (1 опрошенный ответил «да» (Россия) - 2% и 49 опрошенных ответили «нет» - 98%);
Считаете ли вы матрёшку русским национальным сувениром? (Все опрошенные ответили «да» - 100%);
А где вы еще видели матрёшку? (39 опрошенных ответили – в музее (78%), 38 опрошенных ответили – в книгах (76%), 32 опрошенных ответили – в фильмах или мультфильмах (64%), 38 опрошенных ответили – на выставках или ярмарках (76%), 33 опрошенных ответили – в школе или детском саду (66%), 37 опрошенных ответили – в магазинах (74%), 15 опрошенных ответили – на фабриках (30%), свой ответ выбрали 2 опрошенных – у коллег на работе и на фото (4%))
Приложение 19
Авторская матрёшка Аввакумовой Натальи Юрьевны
Приложение 20
Приложение 21
Матрёшка Семьи Вылегжаниных