Клара Андреевна Кирель - человек-легенда

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Клара Андреевна Кирель - человек-легенда

Киселев А.М. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Шумерля Чувашской Республики
Сивохина М.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№2» г. Шумерля Чувашской Республики
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Немало прошло времени с тех пор, как отгремела Великая Отечественная война. Драматической страницей вошла в нашу историю эта война. Ежегодно мы чествуем ветеранов Великой Отечественной войны. Но о них говорят в совокупности, как о великой армии, которая освободила мир от фашизма. А эта сила и мощь складывались из отдельных личностей. И каждая отдельная история личности интересна и важна. Ведь вся сила народа в его прошлом.В истории человечества было немало событий, которые оставили в ней неизгладимый след. Свою работу я посвятил учителю.

Гордостью школы, в которой я учусь, называют выпускницу 1941 года - Клару Андреевну Кирель. У меня возник проблемный вопрос: чем прославила выпускница наше учебное заведение?

Мне бы хотелось рассказать о человеке с непростой и удивительной судьбой, о ветеране Великой Отечественной войны. Это Клара Андреевна Кирель. Она – живая легенда.

Актуальность данной темы заключается в том, что наше поколение в неоплатном долгу перед теми, кто отдал свою жизнь на полях сражений, обеспечив нам мирную жизнь на Земле. Мы должны помнить о тех суровых днях и о героях той страшной войны, которые своей жизнью подарили нам мир. Совсем скоро мы будем отмечать 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. И наш долг — почтить память всех, кто погиб, сражаясь за нашу Родину, и кто до сих пор остается в нашихсердцах.

Цель работы: изучить основные этапы жизненного пути, и сохранить историю жизни Клары Андреевны Кирель в памяти, создав видеообзор.

Задачи работы:

1. Собрать и изучить материал о К.А. Кирель – ветеране Великой Отечественной войны по документам из семейного архива и сохранившимся фотографиям.

2. Проследить военный путь ветерана ВОВ и создать документальный фильм о человеке с удивительной судьбой, используя программу Movavi Video Editor1.

3. Представить творческий продукт одноклассникам и всем заинтересованным лицам.

Предмет исследования: имя учителя, ветерана Великой Отечественной войны Клары Андреевны Кирель.

Гипотеза:предположу, что изучение жизненного пути великого педагога, ветерана боевых действий поможет при выборе профессии и научит людей более уважительно относиться к учителю.

Методы исследования: изучение и обобщение; поиск информации из разных источников; фотографирование; сбор фотоматериалов; интервьюирование.

Структура проекта

Ⅰ этап

ⅠⅠ этап.

ⅠⅠⅠ этап.

Поисково – аналитический

Технологический

Заключительный

Новизна работы заключается в выбранных методах сбора информации и предоставления исследования в виде видеообзора.

Форма продукта - видеообзор.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Начало пути. На первом этапе исследования я посетил городской историко-краеведческий музей, где взял интервью у директора музея Порфирьевой М. В. Она ознакомила меня с имеющимися архивными материалами. Из беседы с ней я выяснил, что Клара Андреевна была в музее частым гостем. Неоценимую помощь оказала заведующая музеем нашей школы Т. Н. Андреева. Она показала фотографии, оставшиеся со времен школьных лет. Далее я отправился в музей МБОУ «СОШ №3», в котором о своём сотруднике, ветеране Великой Отечественной войны и педагогического труда рассказала Д. А. Магулина. А именно, о том, что Клара Андреевна была активным участником городских мероприятий. Ею были представлены фотодокументы, которые свидетельствовали и о педагогическом подвиге Клары Андреевны, и о героическом подвиге во время Великой Отечественной войны. Встреча получилась очень теплой, а полученный материала, навёл меня на мысль о создании документального видеоролика о нашей героине. Фильм выполнен в программе Movavi Video Editor, это один из лучших видео-редакторов, ориентированный на всех пользователей. Создать фильм было непросто.

1.2. Детство Клары. Родилась Клара Андреевна в селе Карамыш Саратовской области 10 марта 1923 года в семье служащего. В 1936 году с семьей переехала в Шумерлю. О своих школьных годах ветеран говорит с восторгом и теплотой: - «Очень любила это время. Любила требовательных учителей и своих одноклассников…»

Она всегда была активисткой, первой из класса стала комсомолкой. С удовольствием посещала струнный оркестр, гимнастический кружок, летом отдыхала в пионерском лагере. Окончила среднюю школу №2 города Шумерля в июне 1941 года. Только вот детство закончилось очень рано, война все спутала…».

1.3. Юность. Военное время. В августе этого же года уже работала в билетной кассе железнодорожного вокзала. Когда в марте 1942 года был объявлен первый призыв, по которому стали призывать на военную службу женщин, Клара Андреевна пошла добровольцем. Служила в 101-м отдельном батальоне воздушного наблюдения, оповещения и связи, затем с 1943 года в 1303-й отдельной Ордена Красной Звезды телеграфно-эксплуатационной роте. Рота находилась в первом эшелоне во время активного наступления Первого Украинского фронта. Участвовала в освобождении Киева, Житомира, Польши, Германии. Была в Белоруссии и на Украине. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Победу Клара Андреевна встретила под Берлином. После демобилизации в августе 1945 года вернулась в Шумерлю. Получила высшее педагогическое образование. Вышла замуж за фронтовика, с которым познакомилась еще в 10 классе. С мужем они воспитали двух прекрасных детей: сына и дочь.

1.4. Время работы в школе. Всю свою жизнь после войны этот замечательный педагог посвятила школе, преподаваярусский язык и литературу. Неподдельная любовь к детям и бесконечная преданность профессии были отличительными чертами. Будучи по складу характера человеком неравнодушным, она упорно, год за годом, творила свой педагогический подвиг, закладывая добрые семена в детские сердца. Ученики Клары Андреевны подчеркнули, что её уроки были для них уроками жизни. Она буквально заводила класс своей любовью к литературе. И по сей день хранят память о своём любимом учителе выпускники разных лет.

1.5. Общественная деятельность. Клара Андреевна активно участвовала в общественной жизни города. Ветеран приходила в школы на линейки памяти, уроки мужества, ребята записывали её воспоминания. Она была участником митингов и парадов, состояла в Совете ветеранов.  

Коллеги, с которыми она работала долгие годы, рассказывают: «Клара Андреевна - удивительный человек, её знали многие, потому, что она тесно сотрудничала со школами. После окончания войны она продолжала служить Родине, но уже в качестве педагога - наставника. Она с удовольствием приходила на встречи к молодому поколению и рассказывала о боевых сражениях. Бывший директор школы №3 А. А. Хромина, вспоминая годы работы Клары Андреевны, говорит, что работа этого учителя заслуживает только слов благодарности и восхищения. А нынешний директор школы С. В. Яргунин, отмечает, что педагог - ветеран был постоянным и желанным гостем школы, участником всех патриотических мероприятий. Бывший директор историко-краеведческого музея М.А. Киселева назвала Клару Андреевну неутомимой, неугомонной, всегда готовой прийти на помощь. Клара Андреевна совместно с фронтовыми подругами посещала творческие встречи и вечера, концерты коллективов художественной самодеятельности. К тому же, Клара Андреевна очень любила читать. У неё было много книг. Произведений собственного сочинения нет, но осталась тетрадь с воспоминаниями, которая хранится в музее города Шумерля. В 2012 году ей была присуждена премия администрации города Шумерля «Общественное признание».

Память об этом удивительном, героическом человеке мы должны сохранить на всю свою жизнь и передать будущему поколению. Клара Андреевна - пример для всех нас. Я горжусь тем, что смог лично соприкоснуться с историческим прошлым, изучив жизненный путь легендарной женщины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моё исследование позволяет сделать вывод о том, что этапы жизненного пути Клары Андреевны Кирель - это пример для всех, как нужно работать, жить, любить. Она - хранитель мудрости, опыта и традиций. Это педагог, который был новатором, наставником. Она вела за собой и учеников, и педагогов. Неутомимая труженица, несмотря на свой преклонный возраст, была полна энергии и оптимизма, вела активный образ жизни, встречалась с молодым поколением, являлась постоянным участником всех городских мероприятий.

Гипотеза, выдвинутая мною, подтвердилась: мои земляки являлись непосредственными участниками исторических событий нашей Родины.

Мне представилась возможность научиться работать в новом редакторе, я обрёл опыт интервьюирования, смог прикоснуться к историческим документам, а самое главное - услышал эмоциональный рассказ о годах лихолетья величайшего человека, учителя - фронтовика.

Данная работа имеет практическую направленность. Её можно использовать на внеурочной деятельности.

Изучение жизненного пути учителей - ветеранов боевых действий способствует патриотическому воспитанию школьников. Это помогает формировать у учащихся чувство гордости за свою страну, уважение к её истории и традициям, а также понимание важности мирного времени и роли образования в его достижении.

Резюмируя вышесказанное, можно с полной уверенностью сказать, что Клара Андреевна Кирель - лицо города Шумерли, символ его самобытности и выразительности.

К сожалению, 13 октября 2021 в возрасте 98 лет Клара Андреевна ушла из жизни. Её девиз «Люблю жить, жизнь люблю!» - хочется поддержать и равняться на таких замечательных людей, чьи судьбы являются примером мужества, стойкости, трудолюбия, любви и верности к своей профессии.

Список используемой литературы:

  1. Архив семьи К.А. Кирель.

  2. «Великая Отечественная война. Цифры и факты». Под редакцией Г.Ф. Кривошеева. М., «Просвещение», 1995 год.

  3. Материалы историко-краеведческого музея Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» города Шумерля Чувашской Республики.

  4. Материалы краеведческого музея города Шумерля.

  5. Симсов В.К. «Приближали как могли…» Типография города Шумерля 2005 год.

Интернет источники:

  1. Методы следования: [Электронный ресурс] URL: http://metodi4ka.ucoz.net/publ/npk_proekty/metody_issledovanija/3-1-0-27 /(Датаобращения: 28.09.2019).

  2. Свободно распространяемая программа Movavi Video Editor: [Электронный ресурс] URL: http://www.videosoftdev.com/ru/free-video-editor /Дата обращения: 06.11.2024)

  3. Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»: [Электронный ресурс] URL: http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome (Дата обращения: 18.10.2019).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Детство и Юность Клары Андреевны

Загородный лагерь Струнный оркестр в школе №2 г. Шумерля

А завтра была война…

Перевалочный пункт 1942 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Клара Андреевна в разные годы

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Имя Клары Андреевны Кирель увековечено в документальных источниках

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Воспоминания Клары Андреевны «Это было недавно, это было давно…»

Они вместе ковали Победу. Подруги - фронтовички Клары Андреевны Кирель.

Память в сердце каждого из нас…

13 октября 2021 в возрасте 98 лет Клара Андреевна ушла из жизни.

1Movavi Video Editor - функциональная программа для редактирования и монтажа видео, ориентированная на обычного пользователя.

Просмотров работы: 6