Введение
Актуальность данной работы состоит в сохранении культуры народов России. Конституция нашей страны гарантирует защиту культурной самобытности всех народов и этнических общностей, сохранение этнокультурного и языкового многообразия. Это верно для республики Хакасия, которая стремиться сохранить родные элементы культуры, такие как, хакасский язык, народное творчество и др. В том числе, символом культуры хакасов является юрта. На территории субъекта и по сей день существуют данные постройки. Они служат отражением самосознания хакасов. Сохранение объектов культурного наследия помогает сохранять национальную идентичность, что особенно важно во время всемирной глобализации.
Недавно в городе Москва, на территории ВДНХ, прошла выставка «Россия», на которой гости могли ознакомиться с традициями и обычаями представленного региона. Экспозиция республики Хакасия была представлена в виде двух стилизованных юрт. Это говорит нам об актуальности традиции.
Также, министр региональной политики РФ заявил, что необходимо сохранять культуру нашего края в памяти людей, для этого планируется увеличение часов, отведённых на изучение региональной истории, увеличение уроков истории России; планируются изменения в курсе преподавания истории, учащиеся будут более подробно изучать культуру и быт народов родного края. Для подробного изучения и наилучшего понимания рекомендуется использование наглядных материалов.
Проблема, которую решает моя работа, заключается в том, что хакасы, некогда кочевой народ, имели несколько типов юрт, но люди не различают их виды и считают, что существовал лишь один. Самый популярный вид юрт хакасов за последние 200 лет – деревянная (бревенчатая) юрта. Также, проблемой, которую решает мой проект, является нехватка наглядных материалов для уроков истории родного края.
Таким образом, объектом данного исследования выступает культура хакасов.
Предмет: традиционное жилище
Цель работы: изучение и моделирование традиционного жилища хакасов
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Изучение истории хакасской юрты.
Изучение внешнего и внутреннего устройства.
Создание модели юрты.
Методы:
Хронологический (В ходе выполнения проекта, прослеживается эволюция традиционного жилища хакасов),
Аналитический (Изучение материала, посвящённого традиционному быту хакасов),
Сравнение (Сравнение видов юрт),
Классификация (Виды юрт),
Историческая реконструкция (Использовалась при создании модели деревянной юрты).
1. Историческая справка: о происхождении хакасского государства
В течение тысячелетий на территории современной республики Хакасии сталкивались многочисленные культуры угро-финских, иранских, монгольских и тюркских народов. Всё это влияло на образ жизни всех народов, когда-либо проживающих на данном участке Южной Сибири.
В VII-III вв. до н. э. складывались первые прообразы степных государств Южной Сибири, на территории Тывы, Алтая образовывались племенные союзы полукочевников, а на территории Хакасии развивалась оседлая земледельческая культура. Основными видами хакасских переносных жилищ являлись каркасная и срубная юрты, известные с глубокой древности. В частности, их изображения мы можем увидеть на Боярской писанице (2 в. до н. э.). Летописцы Древнего Китая отмечали, что народ данной территории «зимою живут в избах покрытых древесною корою». В III в. до н. э., а именно в 201 г. до н. э. государство древнего народа – динлинов, занимавшего земли от Енисея на восток до Байкала, по левую сторону Ангары, было захвачено хуннами, кочевым народом, занимающим внушительные территории между Байкалом и рекой Хуанхэ. Таким образом, они являлись северо-западной провинцией кочевой империи хуннов вплоть до I в. до н. э.
В VI-VIII вв. территории современной Хакасии входили в состав Тюркского каганата. В этот же период произошла консолидация кыргызских племён в Минусинской котловине и началось формирование Кыргызского каганата.
В VIII веке, в эпоху правления Барсбек кагана, кыргызы вступили в стадию расцвета кыргызской государственности. Енисейские кыргызы стали выступать как один из ведущих этносов края. Кыргызский каганат сделал безупречную заявку на лидерство в степи, заключив союз с тюргешами, карлуками и Китаем и создав мощную антитюркскую коалицию.
В VIII-IX вв. Хакасия находилась в составе Уйгурского каганата, это образование, пришедшее на смену Тюркскому каганату. Уйгуры были как скотоводами, то есть кочевниками, так и земледельцами.
С XIII века народы Саяно-Алтая, в том числе и енисейские кыргызы, стали испытывать усиливающиеся давление со стороны южных соседей, монголов. В результате военной экспансии в 1293 году Кыргызское (Хакасское) государство было разрушено. После его падения разрозненные княжества на территории современной Хакасии так и не смогли создать прочный единый союз. Определённая стабильность произошла лишь к началу XVII века, когда сформировались 4 феодальных улуса (княжества).
В XIII-XV вв. современная Хакасия находилась в границах Монгольской империи. В эти века было положено начало формированию центральноазиатского физического типа, племенного состава хакасов. В конце 15 – начале 16 вв. разноплемённые потомки нынешних хакасов населяли почти все степные и открытые пространства Минусинского, Ачинского, Красноярского, Канского округов.
В XV-XVIII вв. население ощущает на себе влияние западных монголов или ойратов. Согласно исследованию ряда авторов, в 1703 г., киргизская феодальная верхушка, а с нею вместе и большая часть рядовых киргизов были уведены западными монголами в Джунгарию. Оставшаяся небольшая часть киргизов растворилась среди местного населения. После увода киргизов территория Минусинской котловины продолжали заниматься сложным конгломератом различных родоплеменных и территориальных групп. До прихода русских предки современных хакасов общались в народами Центральной Азии. Частые грабительские набеги со стороны монголов тяжело отражались на хозяйственном развитии предков хакасов. Завоеватели угоняли скот, собирали албан. Из-под влияния данного народа они были освобождены после вхождения в состав Русского государства.
Процесс вхождения Хакассии в состав России был длительным и противоречивым. Освоение Сибири началось со II половины XVI века. Но освоение Южно Сибири несколько затянулось, ввиду вооружённого сопротивления местного населения. В ходе этой борьбы и освоения вокруг Хакасско-Минусинского края в XVII в. возникли города-крепости: Томск (1604), Кузнецк (1618), Мелецкий острог (1622), Красноярск (1628), Ачинск (1641). Мирное освоение южной части Минусинской котловины началось лишь в начале XVIII в. Русские строили укрепления, основывали сёла и деревни. В марте 1707 года царь Пётр I подписал указ о сооружении острога в Хакасии, который был построен за пятнадцать дней. Это событие и знаменует начало процесса вхождения Хакасии в состав России. Для окончательного закрепления Хакасии в составе России на ее южной границе в 1718 году строится еще один острог - Саянский. Датой же официального включения территории Хакасии в состав Российской империей можно считать 20 августа 1727 года, когда между Россией и Китаем был заключён Буринский пограничный трактат. Все земли, находившиеся на северной стороне Саян, отошли к России.
С XVIII века начинается научное и промышленное освоение Хакасии и стали появляться русские селения. В ХVIII веке в хакасских хозяйствах преобладало скотоводство. Чисто скотоводческие хозяйства земледелием не занимались, разводили скот в больших количествах. А земледельческие хозяйства наряду с хлебопашеством имели скот в умеренных размерах. Охотничьи хозяйства промышляли звероловством, держали немного скота и в небольших количествах сеяли хлеб. Также среди населения существовало и полукочевое скотоводство.
За два столетия со времени вхождения Хакасии в состав России, её территория была заселена русскими. Уже в 1822 году русских поселений на территории Хакасии насчитывалось порядка 90. До середины XIX в. ¾ коренного населения жили в войлочных и берестяных юртах. В середине XIX века начали появляться стационарные деревянные юрты Хакасы, которые жили среди русского населения, не просто переходили на оседлость, а обращались к начальству губерний с просьбой об их официальном зачислении в крестьянское сословие. Большинство людей жили уже русской жизнью. Они вели русское хозяйство, заимствовали некоторые традиции у русских соседей. Только на задворках улусов, в жалких юртах, ютились несколько коренных семейств, сохранивших свой племенной тип и национальный образ жизни, но по видимому утративших способность к дальнейшему развитию и существованию.
2. Хакасская юрта
Виды жилищ у хакасов
Как писала выше, с XVII-XVIII вв. русская культура начала своё вторжение в культуру хакасов. Она влияла на развитие хозяйства, быт и культуру коренного населения. Многие национальные особенности постепенно исчезали или заменялись русскими. Это можно было без труда заметить, смотря на изменившийся образ жизни, новые жилища, одежду, пищу. Глядя на пример своих русских соседей, хакасы постепенно переходили на оседлость, и вместо переносных юрт они стали строить срубные избы.
Самыми простыми жилищами являлись землянки и шалаши.
Землянки были в весьма широком распространении до XIX века, к концу данного столетия землянок уже не осталось. В 1850-х инородцы ещё кочевали, поэтому и строили для своей жизни пока ещё землянки. Землянка (шерэп) изготавливалась из двух рядов сплетённых прутьев и ветвей берёзы, промежутки между которыми засыпались землёй. Внутри сплетения обставляли досками; крыша была плоской, из досок, которые сверху засыпались также землёй. Также у землянки присутствовали два окна, дверь, крохотные сени, битый из глины очаг с прямой трубой и скамья, одна или несколько.
Шалаши встречались двух типов. Первый тип – алачых. Представлял собой конусообразное жилище, опирающееся на 3-5, связанных между собой, накрест поставленных увесистых брёвен. Далее к ним прикрепляли более тонкие ветки, а сверху накладывалась большими кусками кора лиственницы или береста. С восточной стороны по традиции делали дверь, открывающуюся наружу. Сверху оставляли отверстие для прохождения дыма. Такой вид шалаша обычно использовали только в летнее время, а на зиму его до половины засыпали землёй и закрывали войлоком. Но были и семейства, которые жили в таком сооружении круглый год. В таком случае, на холодное время алачых плотно накрывали войлоком или корой. Второй тип – ат ип. Он делался на 4-х столбах, вбитых в землю, которые потом покрывались большими кусками лиственничной коры, которую придавливали сверху палками и жердями. Постройка постепенно сужалась кверху. Крыша находилась достаточно низко и имела форму купола. Пол был земляной, посередине возводили очаг. Сверху так же, как и в алачых оставляли отверстие для дыма; вырубали дверь. Такой шалаш использовали летом, реже зимой.
Типичной постройкой для коренного населения Хакасии всегда была юрта. Они делались из бересты, из войлока, из лиственничной коры и из деревянных срубов. В статистических сведениях управы 1841 года есть следующие сведения: «Войлочныхъ юрт совсѣмъ нѣтъ», «берестяныхъ юртъ всего 550, деревянных 812».
Берестяные (тос иб) и войлочные юрты (киис иб) были весьма схожи как по строению, так и по внутреннему устройству. Вся юрта опиралась на 4 увесистые жерди, одна из которых размещалась посередине. Далее они оборачиваются деревянной решёткой, связанной кожаными ремешками. Она сделана из наискось скреплённых между собой тонких палок. Устроен каркас так для того, чтобы юрту можно было сдвигать в случаях переезда. Далее основной каркас покрывается войлоком или берестой (в зависимости от вида юрты), чести которых либо сшиваются между собой волосом, либо скреплялись ободом, идущим вокруг всей юрты. Такие юрты легко разбирались и собирались, что делало их удобными для перемещения. Они встречались у кочующих степных жителей. Кочевья хакасов ограничивались определённой территорией, эта ограниченность сыграла роль в переходе хакасов к оседлости. Из года в год кочевых хакасов, соответственно и кочевых жилищ, становилось всё меньше. К концу XIX века подавляющее большинство хакасов жило в оседлых улусах. Появились деревянные постройки.
Юртами оседлых хакасов были деревянные срубные юрты (иб). Большинство из них имело 8 углов. В технике строительства данного вида юрты пытались сохранить традиционную форму. Для постройки юрты чаще всего брали доски лиственных деревьев, но иногда и сосновых. Перед началом сборки, под нижние брёвна клали камни для того чтобы защитить нижний ряд от гниения. Юрта строится многоугольным срубом. После окончания стройки, в зимних юртах щели забивали мхом, а низ юрты засыпали землёй. Крыша вырубается из более тонких брёвен и посередине, на самом верху, образует небольшое квадратное отверстие для дыма. Отверстие для прохождения дыма отделывают железными тонкими пластинками. Длина восьмиугольной юрты от 6,5 м до 9,5 м, высота от 4 м до 4,8 м.
Образ жизни и культура русского населения всё больше вторгались в бытовую жизнь коренного населения Хакасии.
Внутреннее устройство деревянной юрты
Внутреннее убранство юрты было одинаково для всех видов юрт, так как делалось по одному традиционному образцу. Отличия происходили только в зависимости от уровня дохода семьи, чем больше доход, тем богаче убранство. Конечно, с годами становилось всё больше предметов утвари и обихода. В более давние времена в юртах было меньше полок, так как посуда, которая размещалась на них, использовалась только по предназначению. В более новые года стеллажи стали украшать красивой посудой, различными сундуками и шкатулками.
Вход в юрту был через восточную сторону. Дверь открывалась наружу, была сколочена из досок, ручкой служила насквозь пропущенная верёвка или металлическая скоба. С внутренней стороны делали задвижку. Брали две скобы, одну из них прикрепляли к стене, а другую в двери, между ними находился свободно-ходящий деревянный засов с несколькими зарубинам. Когда нужно было запереть юрты, то снаружи, через небольшое отверстие пропускали железный крюк, с помощью которого подцепляли засов за зарубины и передвигали его.
Правая часть от входа, северная часть юрты, являлась женской половиной и находилась лишь во владении хозяйки. Стена и угол справа от входа, т. е. на северо-восточной стене, были заняты различной посудой, деревянными небольшими бочками (кадками). Над ними к стене прибивались несколько полок, где хранились сырые и приготовленные продукты. Следующие по кругу три стены (с-в, с, с-з) с низу до верху покрыты полками, чаще всего 4-5, с самой разнообразной посудой. На нижних полках второй и третьей стены стоят деревянные сосуды с молочной продукцией. Чуть выше стоит различная деревянная и глиняная посуда (чашки, корыта). Около полок на досках стояли большие деревянные бочки. Средние и верхние полки были заставлены чугунной, стеклянной, медной, деревянной, фарфоровой посудой, соблюдая размеры и симметрию. На самых верхних полках ставили чайники, котлы из жёлтой или красной меди, медные тазики, поставленные на ребро, сковороды и другая металлическая посуда. На полке ниже стояли глубокие блюдца из фарфора (полоскательные чашки) с крупными рисунками и ребром поставленными тарелками. На средних полках ставились чайные чашки с блюдцами, стаканы, кружки, рюмки, графины, вся эта посуда стояла для красоты. Количество посуды указывало на состоятельность хозяев. Верхние полки четвёртой стены были заставлены стеклянными ёмкостями, также иногда туда ставили шкатулки и самовары, но они были лишь у самых зажиточных хакасов.
Западная стена находилась напротив входа, между мужской и женской половинами. Там располагалась кровать. Доски скреплялись между собой и прикреплялись на вбитые в землю колья. У средне зажиточных людей на кровати лежал тюфяк (травник), сплетённый из болотной травы, или же сложенный в несколько раз простёганный войлок, обшитый по краям цветными сукном. Низ кровати до самой земли украшен грубой резьбой из тонких досок. По краям кровати клали подушки, набитые шерстью или тканью. К широкому краю кровати прибивается четырёхугольное дно, обтянутое плисом с каймой из парчи (вышитое по краям плотным шитьём из шёлка разного цвета). Также на кровати было летнее одеяло из ситца, либо зимнее из овчины. Кровать завешивалась занавесками из любой ткани. Если у хозяев был маленький ребёнок, то рядом вешали люльку. Она прикреплялась к брёвнам крыши и качалась на кожаных сплетённых ремнях. Для основания скрепляли два бруска поперёк и несколько между ними Далее прикрепляли сколоченный из тонких досок или сделанный из бересты желобок, поверх него клали сплетённый из камыша маленький тюфяк, поверх него одеяльце из сукна или другой ткани и небольшая подушка. По шаманским поверьям к люльке подвешивали перья птиц. Также, над люлькой вешали специальный амулет, изготовленный шаманом.
Левая часть от входа, южная часть юрты, была мужской половиной. На Ю-З и Ю стенах внизу были нары, а сверху полки. На полке, ближе всего к кровати, располагалась самодельная божница из крашеных досок, в которой стояли иконы и выдолбленный из дерева ящичек с резными рисунками, в который клали восковые свечи. Кроме божницы в каждой юрте встречались тёсы – это элементы шаманского культа. Например, чалбах подвешивали к бревну крыши на тонкие ремешки, его делали из широкого холста, разрисованного по краям и посередине охрой; каджай помещали в С-З углу над полками с посудой, его шили из беличьей шкуры, набивали сеном и вместо глаз пришивали белый и голубой бисер, и другие тёсы. При переезде они бережно укладывались в ящик. Кроме них на брёвнах крыши с Ю стороны и над изголовьем кровати крепили грудные кости птиц, пойманных на охоте. Около этой полки с божницей ставили скамью и стол для гостей. На двух верхних полках размещались шкатулки, в которых хранили деньги, украшения и другие ценные вещи. От этих полок спускался небольшой занавес. Нары вплотную заставлялись коваными сундуками и ящиками. В них клали женское приданое, праздничные и не сезонные одежды, обувь. На Ю-В стороне также было два ряда полок, на верхнюю складывали одежду, а на нижнюю – принадлежности для запряжки лошади, сёдла, верёвки, сумки, лыжи. Вешалкой мог служить фрагмент дерева с ветвями или же натянутая на сучья верёвка. Также на полки мужской половины клали музыкальные инструменты (если были). Сразу слева от двери в землю вбивали крупный пень, на котором рубили мясо, там же ставили ступку и небольшую деревянную или каменную мельницу. Посередине юрты находился очаг. Это была неглубока округлая яма, отделанная глиной и вложенная камнями. Вокруг него клали несколько небольших кож, а слева, ближе к кровати ставили очень низкий столик. К востоку от очага, ближе к двери, из камня или кирпича складывали небольшую печь, снаружи и внутри обмазывали глиной. Сверху вмазывали котёл для перегонки айрана, внизу стенки делали отверстие для дров, а вверху для дыма. Кроме этой печи в углу справа от входа устанавливали ещё один очаг, с прямой трубой, имеющий вид камина. Этот очаг давал тепло и свет. Некоторые семьи довольствовались одним центральным очагом, у некоторых помимо него было ещё две небольшие печи.
3. Создание модели юрты
Подготовка материалов
Я собирала информацию о строении и внутреннем устройстве юрты, опираясь на множество книг и статей. Для изготовления модели деревянной срубной юрты хакасов мне понадобились следующие материалы:
-Береста, - Деревянные палочки 114*10*2мм (около 300 шт.), - Деревянные палочки 140*6*1,7мм (около 25 шт.), - Гладкие шлифованные доски 42*29,7см (2 шт.), - Морилка для дерева, - Стержни для клеевого пистолета d11мм (3 шт.), - Деревянные палочки Хаси (10 шт.), - Ткань, - Краска акриловая, - Глина самозатвердевающая белая, - Клей ПВА экспресс, - Лак глянцевый акриловый, - Наждачная бумага, - Свеча пластиковая на батарейках,
Инструменты: - Ручной лобзик, - Электрический лобзик, - Напильник по дереву, - Ножницы, - Канцелярский нож, - Игла, - Клеевой пистолет, - Электрический наждак.
Процесс создания модели хакасской юрты
Изучение информации об устройстве юрты: - Составление описания деревянной срубной юрты хакасов, - составление приложения для описания
2. Подготовка материалов: - выбор подходящего дерева для изготовления модели, - выбор расходных материалов, - подготовка инструментов и оборудования для работы.
3 . Создание основы модели (рис. 1):
- Изготовление деревянных брусков. Для этого мне понадобились деревянные палочки 114*10*2мм (около 300 шт.). У каждой палочки я вручную отпиливала округлые концы. Потом брала 2 палочки и склеивала их клеем ПВА экспресс.
- Изготовления основы для каркаса юрты. На гладкой шлифованной доске, размером 42*29,7см, я расчертила правильных восьмиугольник по нужному мне размеру и вырезала его при помощи электрического лобзика.
- Изготовления каркаса юрты (рис. 2). Для каркаса юрты мне понадобились сделанные раннее деревянные бруски (96 шт.), основа, а также деревянные палочки Хаси (10 шт.). Я склеивала между собой по 12 брусков для одной стены, так как юрта восьмиугольная, мне понадобилось 8 стен. Далее все стены при помощи термоклея приклеила к основе. Палочки Хаси нужны были для того, чтобы сделать каркас крыши.
- Покраска каркаса юрты морилкой для дерева (рис. 3, рис. 4).
Рис. 3. Покраска каркаса. |
Рис. 4. Покрашенный каркас юрты. |
- Изготовление крыши юрты. Из бересты я вырезала неправильные четырёхугольники и обклеивала ими каркас крыши (рис. 5, рис. 6).
Рис. 6. Крыша юрты. |
Рис. 5. Процесс изготовления крыши юрты. |
- Изготовление и установка двери. Для двери мне понадобились деревянные палочки 140*6*1,7мм. Я обрезала их при помощи ручного лобзика, склеивала между собой.
Создание предметов для внутреннего обустройства юрты (рис. 7, рис. 8).
- Создание посуды. Я лепила посуду из самозатвердевающей глины. После засыхания, шлифовала её при помощи наждачной бумаги. Затем я раскрашивала её акриловыми красками и покрывала глянцевым лаком.
Рис. 7. Создание посуды. |
Рис. 8. Посуда. |
- Создание очага. Для очага я использовала деревянные палочки и пластиковую свечу на батарейках. Свечу я аккуратно разрезала при помощи канцелярского ножа и извлекла из неё светящийся механизм. При помощи ручного лобзика я разделила деревянные палочки на несколько кусочков и обклеила ими светящийся механизм.
- Создание сундуков. Для их создания я использовала небольшие кусочки дерева и деревянные палочки. Я придавала материалам нужный размер и склеивала их при помощи термоклея. Далее я окрашивала их морилкой для дерева и добавляла детали акриловыми красками.
- Создание полок. На гладкой шлифованной доске я расчертила полки и вырезала их при помощи электрического лобзика. Края полок я закруглила на электрическом наждаке. Окрасила полки морилкой для дерева.
- Создание кровати (рис. 9). Детали для каркаса кровати я расчертила на гладкой шлифованной доске и вырезала их при помощи электрического лобзика. Каркас кровати я склеивала термоклеем. Для декора кровати я сшила 2 подушки, матрац, одеяло, шторы.
- Создание кадок и стола (рис. 10) Я обрезала деревянные палочки до нужного мне размера при помощи ручного лобзика, затем склеивала их.
Внутреннее обустройство юрты
- Приклеивание полок при помощи термоклея.
- Расставление предметов на полках и около них.
- Установка кровати, прикрепление штор.
Итоговый результат (см. рис.11)
Заключение
В ходе работы над темой «Традиционное жилище хакасов» были проведены исследования, изучены исторические и культурные аспекты жилищной архитектуры хакасов, а также создана модель деревянной срубной юрты. Результаты работы позволили глубже понять ценность и уникальность традиционного жилища хакасов, а также продемонстрировать его важность для сохранения культурного наследия.
Создание модели деревянной срубной юрты стало не только техническим испытанием, но и возможностью погрузиться в мир древних ремесел и традиций. Использование традиционных методов и материалов при изготовлении модели позволило более полно ощутить атмосферу и дух хакасской культуры.
В ходе работы были успешно выполнены поставленные задачи, а именно:
Изучение истории хакасской юрты.
Изучение внешнего и внутреннего устройства.
Создание модели юрты.
Полученный результат свидетельствует о полноте решения поставленных задач и достижении цели проекта.
Работа «Традиционное жилище хакасов» не только позволил глубже понять и оценить культурное наследие хакасов, но и подчеркнул важность сохранения и передачи традиций будущим поколениям. Я надеюсь, что данная работа станет вкладом в сохранение уникальной культуры хакасов и будет вдохновлять на дальнейшие исследования и творческие проекты.
Список литературы
Акеров Т. А. Енисейские кыргызы. Кыргызский каганат в орбите этнополитических и миграционных процессов в Центральной Азии в VIII–XIV веках / Т. А. Акеров // Северо-Восточный гуманитарный вестник: Научный журнал: Периодическое издание. – Якутск: ФГБУнауки Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, 2015№ – № 3(12) – С. 38-41.
Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов / В. Я. Бутанаев. – Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1996. – 224 с.
Капалбаев О. Э. Хозяйство енисейских кыргызов Танского времени (VII-X вв. н. э.) / О. Э. Капалбаев // Вестник науки и образования – М.: Проблемы науки, 2016 – № 6(18) – С. 52-55.
Кузнецова А. А. Жилища, одежда и пища минусинских и ачинских инородцев / А. А. Кузнецова. – Красноярск: Тип. Енисейского губернского управления, 1898. – 213 с. Трошкина И. Н. Население южной Сибири / И. Н. Трошкина // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск: ООО «РМНКО», 2013 – № 3 (40) – С. 363-367.
Патачаков К. М. Быт и культура хакасов в иллюстрациях (XIX – начало ХХ в.) / К. М. Патачаков // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ.
Патачаков, К. М. Культура и быт хакасов / К. М. Патачаков. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1958. – 103 с.
Тугужекова В. Н., Прищепа Е. В. Влияние русских традиций на формирование усадебно-жилищного комплекса хакасов в Хакасско-Минусинском крае в XIX–XX вв. / В. Н. Тугужекова, Е. В. Прищепа // Новые исследования Тувы. – М.: Изд-во РУДН, 2019 – №1 – С. 157-175.
Шерстова Л. И. Трансформация хозяйства аборигенного населения южной Сибири в XVII–XIX вв. / Л. И. Шерстова // Вестник ТГУ. – Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2010 – №1(9) – С. 92-103.
Шибаева Ю. А. Хакасское жилище / Ю. А. Шибаева // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ № 352. – 140 с.
Шибаева Ю. А. Чертежи по жилищу хакасов (55 чертежей) / Ю. А. Шибаева // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ № 352 (приложение).