Усть-Цилемская горка. Праздники коми народа

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Усть-Цилемская горка. Праздники коми народа

Семенова У.С. 1
1МОУ "СОШ №14" г. Воркуты
Стёпина И.И. 1
1МОУ "СОШ №14" г. Воркуты
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Задачи исследовательской работы:

  1. Расширить и обогатить представление о коми культуре, национальных праздниках.

  2. Развивать память, воображение, кругозор, речь.

  3. Воспитывать уважение и интерес к традициям, обычаям и национальной культуре коми народа.

Учиться:

- выделять объекты изучения;

- определять пути получения информации о выделенных объектах;

- собирать и анализировать информацию;

-составлять описание объектов;

- проводить презентацию итогов работы.

Цель - сформировать у учащихся представление о национальных культурных традициях, обычаях и праздниках коми народа

Актуальность

Сегодня, рассматривая коми наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл коми праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа.

Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития учащихся, является «осознанное принятие учащимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, республики»

Сегодня ни один школьный предмет не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания и изучения истории и культуры своей «малой Родины». Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.

Объект исследования: коми праздники, народные традиции и обычаи.

Предмет исследования: изучение традиционных праздников народа коми.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать для проведения классных часов, воспитательных мероприятий.

Тип работы: ознакомительно-ориентировочный (информационный): направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории учащихся.

Формы работы: для достижения решения этих задач в процессе работы по данной  теме были использованы различные формы и методы:

- посещение краеведческого музея в пгт Воргашор и Воркутинского краеведческого музея;

- поиск, изучение и исследование информации в интернет-источниках, просмотр телепередач;

- анализ и обобщение полученной информации;

- создание презентации. Защита презентации

Вопросы:

- Из каких источников информации мы можем узнать о праздниках, традициях и обычаях коми народа? (их поиск);

- Какие праздники, обычаи и традиции до сих пор отмечаются в коми деревнях?

- Как систематизировать и оформить собранный материал? (Результатом работы над собранным материалом является продукт, который создается в ходе решения поставленной проблемы)

Необходимое оборудование: ПК с принтером, учебная, краеведческая литература, фото- и видеоматериалы из интернет-источников.

Участники: учащиеся 7-х классов МОУ «СОШ №14» г. Воркуты.

Предполагаемый результат работы над собранным материалом: данный материал можно использовать для проведения классных часов, экскурсии в Краеведческом музее и участие в этнокультурных конкурсах.

Исследовательская работа рассчитана на три месяца. Для этого был составлен тематический план работы (Приложение 1)

Основная часть

В наше время среди определённой части молодёжи, населения наблюдается рост бездуховности, снижение её социальной активности. По-разному оцениваются события прошлых лет, многие не знают праздников, традиции и обычаи своего народа.

Приступая к исследовательской работе, я поняла, что данная тема очень обширная, и рассказать обо всех праздниках, традиция и обычаях нашего народа будет сложно. Поэтому решила остановиться на одном из праздников.

Изучая источники литературы, просмотр фильмов, интернет ресурсов, я узнала многого интересного и хотела бы поделиться полученными знаниями с одноклассниками, так как считаю, что тема интересна и познавательна, а так же актуальная. Информации по данной теме было много. И откуда же я ее почерпнула? Обратилась за консультацией в наш краеведческий музей (специалист музея Дзеник А. И. провела для нашего класса экскурсию (Приложение 2. Рис. 1. Местонахождение музея), в библиотеку школы (педагог-библиотекарь Ровенских Т. В. помогла мне сделать подборку материала по данной теме (Приложение 3. Рис.4, 5, 6. Подборка материала)) и поселковую библиотеку, где Дина Витальевна и Майя Николаевна дополнили собранный материал. А так как в нашем классе больше половины учащихся занимаются в хореографическом коллективе «Эклектика», то мы с нашим руководителем решили воссоздать один из хороводов, который обязательно исполняется на традиционном коми празднике. Но это было потом. А вот с чего начиналось.

 Люблю тебя, Земли краса!  

Люблю республики просторы,  

Люблю бескрайние леса,   

Седые каменные гор.    

Люблю, когда шумит тайга,   

Когда вокруг цветет морошка.   

Люблю оленей и снега,  

И в тундре ягеля дорожки!  

Люблю бескрайний горный край,

И звон ручья, и гул порога.   

Люблю, когда летит листва,  

Ложась коврами у порога.   

Люблю людей, простых во всём,

Помочь готовых бескорыстно,             

Принять и усадить за стол    

В лесу замерзшего туриста!    

Люблю их честные глаза    

И песен гармоничных звуки.    

Из них порой бежит слеза    

Дорожкой к длительной разлуке.    

 Люблю свой дивный Коми край,    

Зеленых боров колыбели!    

Люблю его цветочный рай    

И мягких мхов в лесах постели.     

Люблю тебя, Земли краса!     

Люблю республики просторы!    

Любовь несу я сквозь  года     

В своей душе разбив затворы                                  

Спринская Наталья, г. Новый Уренгой

Живет в России такой народ – коми. Относится он к финно-угорской группе, живет в сложных условиях севера. В одиночку в тех краях не выжить. Поэтому издревле представители этого народа живут и ведут хозяйство общиной. Этот фактор повлиял на праздники и традиции коми народа.

Коми культура, складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Коми народные традиции и праздники - это отражение взглядов предков, на быт, труд и природу, это нить, связывающая нас с прошлым

Коми – это целая группа этносов, включающая в себя: зырян, ижемцев, кольских ижемцев, зюздинцев, язьвинцев и коми-пермяков.

Все они имеют многовековую историю, которая проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества.

Коми проживают в бескрайних лесах русского Севера, поэтому их основным занятием исторически стало деревообрабатывающее ремесло. Деревянными были дома и хозяйственные постройки, посуда и декорирующие элементы.

Северные российские территории славятся почти заморскими холодами, вследствие чего практически каждый житель коми умел валять валенки и занимался выделкой кожи (другое название – замшеделие).

Женщины Коми занимались гончарным ремеслом. Любопытно, что для этого они не использовали гончарный круг (а так делали все), предпочитая старинный ленточно-жгутовый способ. Обжиг посуды происходил, конечно, в русской печи. Женщинам нужно было владеть и узорным ткачеством: изготовленные собственноручно скатерти, рубахи и полотенца входили в состав приданого будущей невесты.

Несмотря на различное происхождение наших народов, пища Коми была традиционно русской: каши, супы, мясные похлёбки. Большое распространение получили рыба и мясо диких животных. В огородах растили лук, репу, редьку и брюкву, а с 19 века – картофель.

Развитым было и животноводство. Считается, что Коми разводили скот ещё во 2 тысячелетии до нашей эры (во всяком случае, об этом говорят современные археологические раскопки). В домашнем хозяйстве держали овец и лошадей, а также крупный рогатый скот. Полученные с животных блага (шерсть, молоко, мясо и т.п.) не продавали, а использовали в своих нуждах.

Сегодня рассматривая Коми культурное наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл коми праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни.

Конечно, не все праздники, традиции и обычаи дошли до наших дней, многие из них утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, работали и отдыхали.

Я очень заинтересовалась праздником народа коми, «Усть - Цилемская Горка" и решила изучить ее традиции. Большинство праздников и обрядов носило сакральный характер и было связано с началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Усть-Цильма — одно из самых древних сел в ста километрах от Полярного круга на Европейском севере нашей страны. Годом ее основания считается 1542 год, когда новгородцу Ивашке Дмитриеву Ластке была пожалована грамота на пользование землями по Печоре. Но Печорский край был освоен русскими много раньше - еще в XII-XIII веках.

Здесь, в старинном русском селе на берегу Печоры, можно прикоснуться к традиции, пришедшей из глубины веков. Красочное гуляние "Усть-Цилемская Горка" - это весенне-летний обрядовый праздник - подлинный осколок древней Руси, чудом сохранившийся только здесь.

Горка – это большие весенне-летние праздники, которые с незапамятных времен отмечают всей деревней в Николин день, Троицу, Иванов день, Петров день. На высоком месте, на берегу реки в центре села на горке, водят в эти дни устьцилёмы хороводы, устраивают игрища. «Красная горка» в Иванов день значит больше, чем для тебя Новый год или день рождения. В этот самый-самый долгий день в году северное солнце даже ночью спать не ложится: «стоит на горке». Вот и благодарят люди Красное солнышко за свет, тепло и жизнь, которое оно им дает. Такие хороводы водили в старину на всем Севере: карелы, вепсы, коми, русские – но сохранили традиции только устьцилёмцы.

Важен для устьцилёмцев праздник Петровщина, когда все вспоминают своих предков. Раньше в ночь на Петров день (с 11 на 12 июля) народ переправлялся на другой берег Печоры и праздновал на Старых Дворищах, где вначале жили основатели Усть-Цильмы. Весь берег на много километров усеян огнями. Это устьцилёмцы разжигают костры-вогнища и варят кашу-петровщину и уху. В этом обряде сохранились древние представления о предках, помогающих потомкам. Считалось, что ночью стираются грани между миром живых и миром предков, а душа человека превращается в птицу. Поэтому угощают предков крупой и кашей. Уху варят, поскольку на Руси святой Петр считается покровителем рыбаков и рыбного промысла. Обычай Петровщины сохранился вместе с Горкой, и сегодня это часть республиканского праздника.

Горка - это сложное хоровое игровое действо, где каждый хоровод исполняется по строго определённым традициям. В этот день женщины облачаются в старинные наряды, скроенные по выкройкам XV–XVII веков, которые поражают богатым убранством и сложной символикой. Те, кому удалось увидеть усть-цилемскую горку, утверждают: «горочная» красота и энергетика столь сильны и впечатляющи, что кажется – происходит нечто волшебное.

Сохранению традиционной культуры в Усть-Цильме помогли два обстоятельства. Первое - труднодоступность этих мест, оторванность от России после того, как в XVI веке путь в Сибирь через Печору потерял свое значение. И второе - верность сохранению традиций среди старообрядцев, которые проникали в Усть-Цильму с XVIII века. Староверы бережно сохранили и донесли до наших дней древние обряды и традиции. Песенный фольклор почти не изменился за последние 100 лет, с тех пор, как его начали записывать исследователи.

Корни праздника “Горка” - в языческом поклонении людей солнцу, когда они собирались за деревней на холме и встречали солнце с песнями и хороводами. С давних времен праздник "Горка" символизирует вершину трудового года, пору вхождения подростков в круг молодежи, пик веселья.

Весенние хороводы для молодежи играли важную роль в свадебной обрядности: на них происходил игровой, а порой настоящий выбор жениха или невесты. Поэтому главная роль в «горке» играла молодежь. Однако участвовали в горке люди разных возрастов. Руководили сложным «горочным» хороводно-игровым действом, как правило, люди старшего возраста, хорошо знавшие традиции.

“Горка” приурочена к датам православного календаря. Она начиналась с Николы вешнего (22 мая), продолжалась каждое воскресенье, если позволяла погода, а заканчивались все горочные гулянья в день Петра и Павла (12 июля). Обязательными «горочными» праздниками являлись Иванов и Петров дни.

Самая большая «горка» проводилась в Иванов день в Усть-Цильме, куда съезжались жители окрестных сел на Чердынскую ярмарку, проходившую в конце весны. По традиции, "горку" водили до трёх раз в день, и за день девушки трижды меняли наряды. (Приложение 2. Рис.8. Традиционная одежда женщин, рис. 9. Зал этнографии)

Важный момент перед началом “горки” - "снаряжение", одевание наряда. Женский наряд состоит из рубахи-рукава, сшитых из репса или парчи, матерчатого сарафана, фартука - из шёлка, штофа или парчи, пояса. Головной убор девушки - хаз (налобная повязка), головной убор невесты - повойник, сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью. Женский головной убор - плат. В наряде обязательно присутствуют украшения: металлические запонки, крупная брошь, серебряные цепи с праздничным крестом, который заправляется под сарафан. Мужской костюм состоит из рубахи - косоворотки, простых штанов, узорных чулков и кожаных ступней.

К месту проведения “горки” ее участники направлялись с песнями по двое или по трое и составляли первый хоровод. Традиционно, первую "Горку" утром водила молодежь и подростки. После обеда на "Горку" вместе с молодежью собирались замужние женщины. На вечерней главной "Горке" собирались жители всех возрастов, включая детей и стариков в качестве зрителей.

На вечерней "Горке" участники проигрывали все семь обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: "столбы", "круг", "на две стороны", "на четыре стороны", "вожжа", "плетень", "плясовая". Одновременно они исполняли традиционные “горочные” песни: всего известно 17 песенных сюжетов. Сложную символику хороводов и тексты песен пронизывает идея любви и брака. Мы попытались воспроизвести хоровод и посмотрите на слайд, что у нас получилось (видео)

В наше время "горку" водят 2 раза в год: в Иванов день - 7 июля и в Петров день - 12 июля, собираясь лишь в вечернее время.

В 2011 году «Усть-Цилемская горка» была включена в федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия.

С 2004 году «Усть-Цилемская горка» проводится в статусе Республиканского праздника, который проводится на Петров день 12 июля. На праздник традиционно присутствуют более 5 тысяч гостей: бывшие жители Усть-Цильмы, ученые-этнографы, туристы.

“Богатое убранство ярких старинных костюмов, определяющих плавный, торжественный характер движения хороводов, размеренное слаженное пение, посредством которого осуществляется процесс человеческого общения, массовость действа, следование традициям старшего поколения - все это обуславливает особый тип поведения людей в этой ситуации праздника, который является частным проявлением их жизненных устоев".

Практическая часть

Изучив, проанализировав и систематизировав весь материал, я решила провести исследование, выдвинув гипотезу – предположим, что учащиеся 7-х классов, зная, о том, что у коми народа существуют свои праздники, не знают их названий, истории их возникновения и сохранились ли они до наших дней.

Для подтверждения гипотезы я провел опрос, в котором приняли участие учащиеся 7-х классов нашей школы.

Он состоял из трёх этапов:

1 этап: начальный (сентябрь 2024 года);

2 этап: обучающий (октябрь 2024 года);

3 этап: итоговый (октябрь 2024 года).

На начальном этапе, собрав информацию о праздниках народа коми, я решила провести социологический опрос среди учащихся 7-х классов нашей школы и узнать, какие праздники нашего народа знают учащиеся 7-х классов. Было опрошено 53 человека. Им была предложена анкета из трёх вопросов:

  1. Какие праздники коми народа вы знаете?

  2. Знаете ли историю их происхождения?

  3. Как вы считаете, сохранились ли они до наших дней?

При ответе на первый вопрос выяснила, что учащиеся 7-х классов не смогли ответить на него положительно, т.к. не знали праздники коми народа. При ответе на второй вопрос оказалось, что и об истории происхождения праздников тоже ничего, соответственно, не знают. Сохранились ли праздники до наших дней 8 человек (15%) считают, что да, сохранились. Результат опроса представлен на диаграмме (Приложение 4. Рис.7.)

Получив такой печальный результат, я пришла к выводу, что необходимо познакомить ребят с праздниками коми народа. После проведенной работы, о которой я рассказывала выше, провела повторный опрос. Мало того, что практически все учащиеся смогли назвать праздники нашего народа (52человека-98%), историю их происхождения (52человека-98%), так 100% с уверенностью сказали, что двадцать четыре современных праздниках и фестиваля, которые проводятся на территории Республики Коми: рождественские игрища «Чивильтöм» в Корткеросском районе, конкурс коми песни «Василей» в Усть-Куломском районе, «Усть-Цилимская Горка» в селе Усть-Цильма, праздник «Гажа Валяй» в Сысольском районе, фестиваль «Завалинка» в Сыктывдинском районе и др. сохранились по сей день. Результаты показаны на диаграмме (Приложение 5. Рис. 8)

После проведения опроса мною были сделаны следующие выводы, которые подтверждают гипотезу: учащиеся 7-х классов, зная, о том, что у коми народа существуют свои праздники, не знают их названий, истории их возникновения и сохранились ли они до наших дней. (Приложение 6)

Заключение

В настоящее время многие праздники, традиции и обряды утеряны, однако народы Коми живут скомпоновано и тесно взаимодействуют меж собой. Именно это помогает исчезающим этносам сохранить самобытность и передать потомкам богатую культуру своего народа. Традиции народа Коми живы и поныне. Сильна у этого народа связь с природой, сильны семейные ценности, братство, а значит, он будет существовать в веках. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.

Список используемой литературы:

  1. Т.С. Канева. "Фольклорная традиция Усть-Цильмы"

  2. 2. Мороз, Елена Васильевна. Физкультура и спорт в Коми АССР / Е. В. Мороз ; [обл. С.А. Добрякова]. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1967. - 168 с
    3. Народ Коми: культура, традиции и обычаи - Сезоны года. https://сезоны-года.рф › народ Коми

4.Плесовский, Ф. В. Свадьба народа коми: обряды и причитания / Ф. В. Плесовский. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1968. - 320 с.
- Детям о культуре народа Коми, Ч.2. Творческое развитие школьников в процессе ознакомления с фольклором народа коми: методические рекомендации. - Сыктывкар, 1994. – С. 178-211.

5.Традицииибыткоминарода. https://cbsezhva.ru › kraevedenie › ob-istorii-i-traditsiy...

6. Н.А.Рыжова, И.Н.Рыжова, И.В. Ильина, Л.В. Чалышева и др., «Азбука юного гражданина Республики Коми: Путешествие с Войпелем», Министерство образования Республики Коми, Сыктывкар, Издательство «Титул», 2012

Приложение 1

Тематический план проведения работы

№ п/п

Этапы работы

Время

Содержание

1.

Начало работы. Выбор темы

1 неделя

Работа по поиску информации о праздниках, обычаях и традициях коми народа

2.

Составление плана исследовательской работы

2 неделя

Обобщение, анализ, классификация полученной информации

3.

Сбор материала по теме, посещение краеведческого музея в пгт Воргашор и Воркутинского краеведческого музея, просмотр видео- и фотоматериалов

3 неделя

Работа по сбору материала, обращение к различным источникам информации, сбор фактов, посещение краеведческих музеев. Основные виды представления информации – записи, фотографии. Консультации специалистов, обмен информацией, совместный анализ.

4.

Первичный анализ собранного материала

4 неделя

Обработка полученной информации, консультации

5.

Анализ собранного материала, подготовка к защите

5 неделя

Индивидуальное консультирование по вопросам систематизации материала. Отбор материала для представления в презентации и буклете, систематизация, наброски чернового варианта презентации.

6.

Подготовка к защите

6 неделя

Составление сценария защиты своей части проблемы. Доработка собранного материала. Составление презентации.

7.

Защита исследовательской работы на школьном конкурсе исследовательских работ «Маленький исследователь»

7-8 неделя

Защита исследовательской работы проводится в форме выступления и презентации на школьном конкурсе «Маленький исследователь», где предоставляются результаты данной работы.

8.

Рефлексия

Рефлексия – анализ своего пути достижения целей работы. Систематизация полученных результатов, встретившихся трудностей, оценка работы участников.

Приложение 2

Рис. 1. Местонахождение музея

Рис. 2. Традиционная одежда женщин Рис.3. Зал этнографии

Приложение 3

Подборка материала

 

Рис.4 Рис. 5

Рис. 6

Приложение 4

Рис. 7

Приложение 5

Рис.8

Приложение 6

Немного традиций и обычаев:

  • Молодожёнам стелили на кровать шубу из шерсти овцы, а перед венчанием невесте на колени сажали ребёнка, считалось, что такие нехитрые манипуляции обеспечат новой семье обильное потомство;

  • После родов в течение 7 дней молодая мама и младенец жили в хлеву или бане (в зависимости от того, где рожала женщина), поскольку считались «нечистыми»;

  • Ребёнку, который достиг возраста в 1 год, впервые показывали зеркало, стригли волосы.

Свадебный обряд народа коми

Свадьба коми конца 19 века представляла сложный комплекс обрядовых церемоний, тянувшихся две-три недели.

Последовательность церемоний свадебного обряда коми:

  • Сватовство;

  • Рукобитье;

  • Подготовка к свадебному пиршеству;

  • Канун свадьбы;

  • Баня;

  • День свадьбы;

  • Выход к венцу;

  • После венчания;

  • После свадьбы.

Цель церемоний:

  • обеспечить молодым жизнь в достатке и изобилии, в любви и счастье;

  • обезопасить молодых от воздействия враждебных, злых сил;

  • внушить невесте, что став женой, она должна быть покорной слугой, рабыней мужа.

Брак мог быть заключен в любое время, кроме церковных постов. Большинство свадеб происходило зимой. Инициатива при заключении брака исходила от родителей жениха. Парню, достигшему 20-22 лет подбирали невесту из своей или соседней деревни. Смотрин в свадьбе коми не было, чаще сватались без предварительной разведки. Выбор невесты и жениха определяли родители. Девушек выдавали с 16-17 лет. Женихи были старше своих невест на 2-4 года.

Игры и состязания

В Коми крае было много интересных игр и состязаний.
Прыжки через нарты, сани
Для этих состязаний нарты ставились в один ряд на расстоянии равном ширине нарт. Каждый участник старался, отталкиваясь ногами, поочередно перепрыгнуть наибольшее количество нарт, не сдвигаясь с места приземления и не делая пауз между прыжками.  Если участника не покидали силы и после преодоления всего ряда нарт, он имел право прыжком на месте сделать поворот на 180 градусов и продолжить прыжки в обратном порядке. Лучшие прыгуны делали без отдыха 30-40 прыжков.
Метание тынзея (аркана для ловли оленей)
Участвовали взрослые пастухи - оленеводы. В согнанном стаде, которое удерживалось растянутым угольником из связанных вожжей, пастух должен был ловко и метко забросить петлю на рога оленя, передвигающегося в стаде (шагов за 15-30), и повалить пленника. Победитель определялся точностью и быстротой заарканивания, принималась во внимание резвость оленя-быка.
Метание топора
Каждый участник брал охотничий топорик (весом 400 -5 00 г) с произвольным топорищем. Метали на дальность. Место приземления определялось начальным касанием земли металлической части топорика. Это состязание было популярным среди оленеводов. Практиковалось такое и среди охотников, лесорубов. Однако здесь метали топорик в ствол дерева, с обязательным втыканием в него лезвия. Метали топор с места или с разбега, от черты.
День оленя


2 августа наряду с Ильиным днем в северных регионах страны отмечают День оленя. Праздник традиционно приурочен к окончанию самого сложного и ответственного периода: летнего выпаса оленей и началу перекочевки стад на зимние пастбища.
"Олень для оленевода – это и друг, и транспорт, и одежда, и жилище, и питание», - отмечают оленеводы.
Для коми оленеводство является традиционным занятием. Оленеводством занимались и удорчане, и устькуломцы; для коми-ижемцев олень издавна стал частью судьбы.
Коми оленеводы внесли в оленеводческую культуру свою лепту: усовершенствовали предметы быта, одежду. А имя уроженца с. Краснобор Ижемского района Федора Терентьева (1891-1984) вошло в историю: учёный первым в мире изобрел вакцину против самых опасных заболеваний оленей – сибирской язвы и ящура. Вакцина смогла навсегда остановить массовый падеж оленей.
Традиции:

  • Свадебный обряд народа коми

  • Игры и состязания

  • Магические представления у зырян

  • Передача колдовской силы

  • Пöлöзнича / Василёк

  • Вöвъяслöн молебен лун / День молебна лошадям

  • День оленя

  • Илля лун / Ильин день

  • Сюра-пеляысь мöс видзысь / От рогатых-ушастых коров оберегающая

  • Öшкамöшка / Радуга

  • Ас чвет / Свой, собственный цветок

  • Сир / Щука

  • Обряд приобщения купленной лошади к новому дому и новому хозяину

  • Петыр лун / Петров день

  • Лудiк петкöдöм / Обряд изгнания клопов

  • Адз ытшкан лун / День кошения поймы

  • Купальнича лун

  • Пасхальные игры – Ыджыд лунын ворсöмъяс

  • Великая Пасха – Ыджын Лун

  • Охотничий промысел

  • Традиции пижемской росписи

  • Как праздновали Святки в коми деревнях

  • Медведь в охотничье-промысловой культуре

  • Осенние календарные обряды. Рождество Пресвятой Богородицы

  • Особенности праздничной культуры коми (зырян)

  • Культ деревьев. Священные рощи и отдельные деревья

  • Сельскохозяйственная обрядность народов коми

  • Вербное воскресенье — верба лун

  • Место увеселения - койташ

  • От Святок до Сочельника

  • Родильный обряд - кага чужтан (кага ваян) обряд

  • Сенокос - турун пунктöм

Просмотров работы: 20