Герои среди нас! (Наши выпускники- герои и участники спецоперации на Украине)

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Герои среди нас! (Наши выпускники- герои и участники спецоперации на Украине)

Горохова Д.К. 1Куянцева И.Г. 1
1МБОУ «Рыбновская средняя общеобразовательная школа №2»
Гришина Р.Н. 1
1МБОУ «Рыбновская средняя общеобразовательная школа №2»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Герои Отечества, спасибо за то, что вы есть!
Герои Отечества, вам вечная слава и честь!
Вы верой и правдою стоите на страже страны!
Душой и присягою вы Родине нашей верны!»
(Иван Пузов)

1. Введение

Мы являемся учащимися творческого объединения «Наш проект» в музее РСШ2, где занимаемся краеведческой исследовательской деятельностью.

С 24 февраля 2022 года российская армия проводит на Украине специальную военную операцию. Главная цель - помощь Донецкой и Луганской народным республикам, на территории которых последние восемь лет не прекращались обстрелы. Перед нашими военными поставлена задача: свести до минимума потери личного состава и мирного населения при выполнении боевых заданий.

Мы понимаем, что решение о проведении специальной военной операции наш президент В.В. Путин принял правильно, так как многолетние издевательства над мирными жителями Донбасса не имеют никаких оправданий. Наши солдаты осознанно защищают мирных жителей, свою Родину ценой своей жизни и здоровья, другого выхода в данной ситуации нет.

1.1. Актуальность

Тема нашей исследовательской работы актуальна, т.к. события нашего времени показывают, как важно воспитать патриота и гражданина своей страны и как важно на примерах современных героев доносить до молодого поколения любовь к своему государству, к своей семье, к своему народу

Наш школьный краеведческий музей в течение года проводит историко-поисковые работы по сбору материалов о наших выпускниках - участниках СВО. Личные вещи, документы, фото и видео материалы, и самое главное, рассказы очевидцев и родственников – все это пополняет фонды музея, а затем войдет в «Книгу Памяти нашей школы».

Мы проделали большую работу, и нашли материалы о нескольких наших земляках, которые выполняли и выполняют свой воинский долг в СВО на Украине.

Жизнь этих людей является неотъемлемой частью истории нашего города и нашей страны, забывать которую нельзя.

Так мы с педагогом  выбрали тему нашей исследовательской работы в этом году.

Изучая материалы о наших героях-земляках, участвующих в СВО, мы задумались над тем, а знают ли о них ребята из нашего класса?

И решили спросить об этом у своих  одноклассников.

Для этого  провели  среди учащихся небольшое исследование с помощью анкетирования: «Как вы понимаете, кто такие Герои Отечества?»   

 В опросе участвовали 22 учащихся  8 класса и  вот что  получилось:

1. Как расшифровать аббревиатуру  СВО? Ответили75%

2. Можете ли вы назвать героев-земляков участников СВО на Украине?       Ответили 10% (Назвали Александра Старикова, Михаила Лапкина)

Отсюда следует вывод, что о героях – земляках, участниках СВО, мои друзья знают мало, поэтому мы с педагогом   решили назвать тему нашего исследования «Наши выпускники -герои и участники спецоперации на Украине».

         В своей работе мы хотим рассказать об этих молодых защитниках нашей Родины, которые погибли, выполняя свой воинский долг в СВО на Украине или выполняли и выполняют свой долг до сих пор.

1.2.  Цель, задачи, гипотеза, объект, предмет исследования:

Целью нашей  работы является исследование жизни и военной деятельности наших героев-земляков, выпускников нашей школы, участников СВОс целью патриотического воспитания подрастающего поколения.

Гипотеза – мы надеемся, что нам  удастся выявить и рассмотреть судьбы военных и их подвиги.

Для  проверки выдвинутой гипотезы были намечены следующие задачи и использовались следующие методы исследования: 

Задачи исследования:

-  отыскать, изучить и систематизировать материалы о героях-земляках, участниках   СВО

- познакомиться с довоенной и военной  деятельностью наших героев-земляков СВО

- показать героизм наших героев-земляков. участников СВО

-создать музейные экспозиции, посвященные Героям –землякам, участникам СВО

- создать школьную Книгу Памяти. часть 2. «СВО».

-создать презентацию «Герои среди нас»

Объект исследования:  Герои-земляки участники  СВО

Предмет исследования: деятельность и героизм героев-земляков, участников  СВО

Методы исследования:

 поисковый

- интервьюирование

- анкетирование

- аналитический

Новизна: в данной работе впервые исследуется деятельность и героизм выпускников нашей школы, принимавших участие в  СВО

Ожидаемые результаты:

- выявление и сбор информации о героях-земляках

- оформление и сохранение собранной информации

- оформление стендов о героях

Практическая значимость: материал исследования станет основой для создания и открытия в школе СТЕНЫ ПАМЯТИ «Герои среди нас», презентация, а в дальнейшем и видеоролик, будут использованы для внеклассных мероприятий, направленных на усиление гражданского самосознания и патриотического воспитания подрастающего поколения.

2. Основная часть

В мае 2022 года президент России Владимир Путин в ходе заседания Госсовета заявил, что ко всем участникам специальной операции на Украине нужно относиться как к героям. «Вне зависимости от того, какие у них будут награды или есть, это люди, которые рискуют своим здоровьем и жизнью ради людей и детей Донбасса, ради России. Они все герои, именно так: каждый подвергает свою жизнь смертельной опасности, идёт на это сознательно», — заявил он [1].

2.1. «Мужество случайным не бывает»

Уходят потихоньку герои Великой Отечественной войны. Все меньше и меньше становится тех, кто выдержал страшные испытания фашистов. Мы до сих пор помним историю своих прадедушек, которые воевали во время Великой Отечественной войны (см приложение 1) Но на смену им пришли герои нашего времени – люди, в чьих жилах течет кровь героев прошедшей войны. Всем нам хочется жить в мире, свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Но, к сожалению, в мире возникают военные конфликты, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества. Во все времена все народы защищали свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины.

И события Великой Отечественной войны, и специальная военная операция в наши дни перекликаются между собой, поскольку идет борьба с нацизмом во всех его проявлениях.

Военная история нашей страны полна героизма и  истинного патриотизма. Она насыщена интересными и  подчас драматическими событиями. Еще она представлена удивительными и  уникальными личностями, которые ценою своей жизни отдали воинский долг по защите своей Родины.

Всё это говорит нам, молодому поколению, о том, что мы должны отдавать дань уважения ныне живущим, и чтить память погибших, потому что это важно для последующих поколений.

«Нет, мужество случайным не бывает

Оно в душе солдата родилось,

Когда он о друзьях не забывает

И с Родиной себя не мыслит врозь».

(Андрей Дементьев)

 2.1.1. Герои Отечества

В каждой стране есть свои герои. Наша Родина, Россия - страна героическая. Нашу Родину в разные времена защищали разные люди, но одно у них было общее – это любовь к Родине.

Героями не рождаются. В повседневной жизни, люди, совершающие подвиг, вовсе не думают о себе. И таких людей, совершающих героический самоотверженный поступок, т.е. подвиги, немало в наше время. В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах мы воспитываемся.

Раскрывая тему «Герои сегодня» хотелось бы подробнее рассказать о наших земляках, которые являются участниками СВО на Украине и которых можно назвать  настоящими патриотами своей родины.

Нам нужно   хранить память об этих отважных людях и рассказывать о них  своим близким и друзьям.

Каждый день появляется информация о новых подвигах наших военных на Украине и тем самым множится героический дух нашей страны. Мы с педагогом собрали  эти  жизненные истории, чтобы рассказать окружающим об этих людях. Это настоящие примеры доблести и отваги, которые никого не оставят равнодушным.
Это истории о тех, кто не сдаётся и не падает духом в трудные минуты боя. О тех, кто готов отдать свою жизнь ради победы над нацизмом и ради мира во всём мире.

А помогли нам в этом сами участники СВО, их военные документы, родные наших героев, учителя школы, а так же сотрудники военных архивов.

2.2. Ушедшие в бессмертие солдаты России

О потерях всегда говорить тяжело и больно, но когда из жизни уходят совсем молодые, то говорить тяжело и больно вдвойне.

В сентябре 2024 года в школьном музее была открыта памятная экспозиция «Рыбновцы – достойные сыны Отечества» на которой есть 3 наших выпускника: Сергеев Олег, Лапкин Михаил и Михайлов Роман, погибших  в СВО на Украине (приложение 2)

Узнав о них, заинтересовались судьбой этих героев, погибших в СВО. Каждый из них проявил мужество и отвагу в боях с нацистами, но погибли в неравном бою.

На свете есть много разных профессий: врач, строитель, медсестра, учитель, водитель. Но есть одна особенная – Родину защищать. 

2.2.1 2014год. Начало. Роман Михайлов.

Михайлов Роман Борисович родился 25 февраля1977 года в г Серов Свердловской области. В 1984 году поступил учиться в первый класс Рыбновской основной школы Рязанской области [2].

В 1992 г окончил 9 классов. В аттестате все оценки хорошие. С 08 1996 по 06 2001г – курсант Рязанского высшего воздушно – десантного командного училища. Далее – учеба в «Общевойсковой академии Вооруженных сил РФ»[3]. 21.06.2001 года Р.Б.Михайлову присуждена квалификация «Инженер по специальности «Командная тактическая воздушно – десантных войск. Военные гусеничные и колесные машины».

03.10.2006 - награжден медалью Министерства Обороны РФ «За воинскую доблесть»

31.01.2006 - награжден медалью Министерства Обороны РФ «За отличие в военной службе»

21 09 2007 награжден медалью Министерства Обороны РФ «Генерал армии Маргелов»

2.08.2009 – МЕДАЛЬЮ ОРДЕНА «За заслуги перед Отечеством»:

17.02.2011- медалью «За отличие в военной службе» [4].

30.12.15. Орден мужества (посмертно). (см приложение 3.)

2.2.2. Михаил Лапкин

В ходе спецоперации на Украине, в жестоком противостоянии нацизму и террору отдал свою жизнь наш выпускник Лапкин Михаил Александрович.

Михаил Александрович родился 17.12.1972г, место рождения: г Рыбное Ряз обл, учился в Рыбновской основной школе (сейчас РСШ № 2) с 1.09.1980 по 11.06 1988. [5].

Михаил был призван в  ряды вооруженных сил Российской Армии. Служил с 25.12.92 г. по 22.11.1994. Служил в в/ч 40754. Зачислен 25.12.92 Петропавловск Камч-50. Военно – учетная специальность (из военного билета: командир отделения корабельных устройств [6].

За службу награжден жетоном «Маршал Крылов», Жетоном «Отличник ВМФ», Жетоном «За дальний поход». [7].

13.10.23 – ушел добровольцем на СВО

«Там буду полезней!» - объяснял матери. «Моряк» - позывной Михаила. Последний раз выходил на связь 07.04.23. «Ухожу в бой» - последние его слова матери. 08.02.24г – погиб. 9.02. матери позвонил помощник Роман, парень 23 года и сказал что Миша погиб. Во время боя в районе н.п. Ягодное Харьковской области Украины рядовой Михаил Лапкин отправил молодого парня выносить раненного бойца, а сам остался на месте боя. «Я уже пожил. А тебе еще рано умирать» - запомнил слова солдат. Когда парень вернулся, увидел его уже мертвым. За проявленное мужество, героизм  и отвагу в неравном бою младший сержант Лапкин Михаил был награжден   орденом Мужества (посмертно). «Ваш отец, добросовестно исполнял свой воинский долг, был верен Военной присяге. Являлся достойным защитником Отечества» - писал его дочери ВрИО командира воинской части 41611 капитан П Денисенко [8]. Михаила похоронили в Рыбном 18.04.24.

Он был очень добрым и отзывчивым пареньком. Умел дружить и ценить дружбу. У него были много друзей- одноклассников. Они очень тепло о нем отзываются и он для них остался Лапочкой, потому что так они ласково называли его в детстве.

Учитель погибшего на СВО бойца поделилась своими воспоминаниями о Михаиле. Его первая учительница А.М. Федоткина дала нам интервью о Михаиле. (см приложение 4). Она рассказала, каким он ей запомнился при жизни. «Я знала Михаила с самого раннего детства. Он рос веселым, жизнерадостным, добрым мальчиком, послушным, любил родителей. В школе уважал учителей, у него было много друзей. Миша всегда был очень вежливым. Мы, соседи, никогда не слышали от него ни одного грубого слова»

Главной чертой характера Михаила, по словам педагога, была его ответственность. Внешне он ничем не выделялся: был невысоким, худеньким парнишкой, совсем скромным и спокойным. Учился Миша средне, все предметы любил, но больше всего его интересовал спорт, и, в особенности, лыжи. Михаила, вспоминает учитель, любили все. Его добрая улыбка заставляла людей расцветать, а улыбался он всегда. После школы с Лапкиным педагог виделась всего один раз. В жизни у него все сложилось — жил с женой и дочкой в Москве и владел небольшим автосервисом.

Из беседы с Антониной Михайловной Лапкиной, мамой Михаила, мы узнали, что 7.04.23 он позвонил ей с очень тревожной новостью — он отправляется на СВО. «Я очень прошу тебя выслушать, не волноваться и не отговаривать. Нашим ребятам очень требуется помощь в зоне СВО. Я ухожу добровольно, приняв взвешенное решение. Я обязательно вернусь после победы, и тогда мы поездим с тобою по самым красивым местам нашей большой страны и будем радоваться мирной жизни. Мама, ты не должна меня останавливать», — привела мама слова сына.

В памяти Михаила Лапкина в нашей школе установлена Парта героя и в музее создана экспозиция о нем. (см приложение5) Подвиг Михаила — пример мужественности и храброго сердца. Мы с гордостью чтим память Михаила Лапкина и продолжаем его добрые дела.

2.3«Воинский долг – честь и судьба»

Мы гордимся, что наши выпускники – патриоты нашей Родины, мужественные люди! ВЬЮГИН СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ.

Родился 16.11.1992г. 1999 – 2007 - годы учебы в Рыбновской средней школе №2[9]. Его первая учительница, Галина Владимировна Белолапоткова, до сих пор вспоминает, каким наивным был ее воспитанник (см приложение 6)

Воевал на СВО с 30.10. 22 по 13.12.23 на южном рубеже в окрестностях Бахмута. Связист. Награжден четырьмя медалями. 13.12.2023 получил минно-взрывное ранение при эвакуации раненого от польского миномета и был госпитализирован в Россию. Награжден четырьмя медалями, в том числе «За взятие Бахмута», медалью «Георгия Жукова»

От всего сердца хотим поблагодарить тебя, Сергей, за твою храбрость, мужество и преданность Родине!

Мы благодарим тебя Сергей за твою отвагу и самоотверженность. Ты – настоящий герой!

Давайте пожелаем скорейшего выздоровления герою СВО!

Пусть назначенные лекарства тебе очень быстро помогут.

Желаем тебе, солдат, справиться со всеми трудностями, которые встретятся на пути. Желаем мирного неба. Здоровья, удачи, побед и стойкости

Самое главное - это правильный настрой. Знай, что мы все любим, поддерживаем тебя и всей душой верим в твое скорейшее выздоровление.

2.4. «Он выбрал сложный путь солдата!»

Ждут скорого возвращения с передовой и в семье нашего выпускника В. Ежова.

Вот как вспоминает встречу с ним наш руководитель: «Молодой человек лет 30-35 вошел в маршрутку и сел напротив меня.

Через несколько мгновений он задал мне вопрос: «Раиса Николаевна, вы не помните меня?» Вижу, что парень учился в нашей школе, но фамилию не помню. Он громко вспоминал нашу школу, учителей, уроки истории, которые я преподавала у него. В. Ежов, он учился в нашей школе с 1996 по 2002 год [10].

А вот на мой вопрос «Где ты сейчас?» он ответил очень тихо, еле слышно: «СВО. Сейчас в отпуске, заканчивается. Мы вышли на нашей общей остановке, сели на лавочку и долго разговаривали»- Так нам рассказывала руководитель школьного музея, учитель истории Раиса Николаевна Гришина. (см приложение 7)

А еще она рассказала, что, несмотря на то, что учился средне, он был неформальным лидером в классе. Он, как магнит, притягивал к себе людей. Все дело в его характере, он был всегда на позитиве. Всегда в хорошем настроении. У него всегда сияли глаза, улыбка не сходила с его лица. С малых лет он умел держать данное им слово. Часто мне помогал: доску помыть, кабинет проветрить

Впереди сложный путь солдата, риск и опасность. Пусть для В. Ежова он пройдет гладко, пусть опасность минует его стороной!

Пусть наши сердца, наша любовь и помощь будут вам, Влад, поддержкой и источником сил! Мы гордимся Вашей отвагой, дорогие защитники мира и покоя русского народа!

Служи, дорогой солдат, достойно и возвращайся целым и невредимым!

 2.5« Из окопа – в депутаты»

На торжественную линейку 1 сентября 2024 г. в Рыбновскую среднюю школу приехал наш выпускник Александр Стариков. ([11]. А.А. Стариков - выпускник РСШ №2 (2002), участник СВО (2023) Сейчас является депутатом областной Думы.

Такой же улыбчивый весёлый, как и прежде. Но заметно возмужал. В разговоре взвешивает каждое слово.
Парень, который в школе особенно не отличался усердием к занятиям, вдруг стал депутатом Областной Думы Рязанской области! А до этого побывал на СВО!

А.А.Стариков. Родился 4 января 1985 года в Кировской области. Проживает в городе Рыбное Рязанской области. Женат, двое детей.

Окончил Рязанский агротехнологический университет по специальности «Инженер». С 30.06.2003 по 18.05.2005 год проходил срочную службу в российской армии. [12]. Потомственный железнодорожник. В железнодорожных организациях работал 20 лет. Специальность – электромонтер 6-го разряда.

2.5.1. Доброволец на СВО. С 7 февраля по 23 ноября 2023 года – доброволец, участник Специальной военной операции в звании «гвардии сержанта контрактной службы[13]. «Взвесил, подумал и принял решение отправиться, на помощь русским людям, оказавшимся в тяжёлой ситуации, вынужденным противостоять западному нашествию. Опыт службы в армии и воинская специальность позволяют» - объяснил свой поступок Александр. (см приложение 5.8. интервью)

Стрелок – оператор 4 парашютно – десантной роты. Занимал должность командира отделения огневой поддержки в Рязанском 137-м гвардейском парашютно-десантном полку Воздушно-десантных войск.Более 10 месяцев работал на передовой в районе Бахмута.

Нам хотелось узнать, как служил наш выпускник. Об этом хорошо сказано в служебной характеристике на гвардии сержанта к/с Старикова. [13]. Мы узнали что «в строевом отношении подтянут, правила ношения военной формы соблюдает, морально устойчив. Физически развит отлично. Прыжки из самолетов ВТА совершает смело и уверенно.

С 7 февраля 2023г по 23.11.2023г в должности командира отделения ПТРК принимал участие в специальной военной операции на территориях ЛНР, ДНР и Украины. Проявлял отвагу, отличие и самоотверженность в ходе выполнения задач. Принимал участие в штурмах опорных пунктах, сопровождал колонны с различными грузами, боеприпасами и продовольствием. Умело руководил в вверенным отделением.

Достоин награждения Благодарственным письмом Губернатора Рязанской области». Командир парашютного десантного батальона гвардии капитан Россолов [13].

А как жили солдаты на передовой рассказывал сам Александр на встречах и в интервью. (см приложение 8. Интервью А.А. Старикова)

Как обустроен быт наших военных на СВО? Вот так и живут солдаты на передовой — землянки, печки-буржуйки, настоящая солдатская баня. Александр жил вот в такой землянке, выкопанной с друзьями на 3 человека. Утеплялись, как могли. Много вещей прислали волонтеры.

Еду привозили. Но иногда можно было купить что – то вкусненького. А в период затишья Александр любил угощать друзей пловом собственного приготовления. .(см приложение 5.8. Интервью А.А. Старикова)

2.5.2. Одноклассники и учителя об А.А. Старикове. Е.А. Маницына, классный руководитель, рассказала о простом парне, которого взрастила рязанская земля, о своем бывшем ученике, для которого понятия «честь», «долг» и «Родина» не пустые слова. Об А. Старикове.

«Классным руководителем я была у Саши с 5 класса. Ему было всего 12 лет. Но уже в этом возрасте чувствовалось в нем мужское начало: задиристый, упрямый, в каких-то вопросах жесткий, со своими понятиями о чести и достоинстве. Но никогда не забывался в присутствии старших, с большим уважением мальчик относился к своей маме. Конечно, процесс воспитания - долгий процесс, но совместно с мудрыми родителями мы день изо дня шли к тому, что этот озорник превращался в настоящего мужчину, на которого можно положиться в трудную минуту» (приложение 9.)

В конце своего рассказа Елена Анатольевна вновь вернулась к разговору с Сашей. Он обронил ещё и такую фразу: «Теперь я точно знаю, что доброта – это качество сильного человека». Думаю, что он понимает, о чем говорит. Пройти серьёзные испытания и остаться человеком в высоком его значении, остаться верным своей Родине, встать на защиту своей семьи, родных, на защиту слабого, сохранить своё достоинство - это и есть БЫТЬ НАСТОЯЩИМ МУЖЧИНОЙ!

Но военная служба прервалась внезапно. Вот как об этом рассказывает сам депутат: «В ноябре 2023 года в 137-й гвардейский парашютно-десантный полк Центризбирком прислал документы, в которых говорилось, что мне передан мандат депутата Рязанской областной Думы. Так закончилась моя служба в армии. Я должен был вернуться в Рязань» (приложение 8.)

2.5.3. Ветеран СВО – в рядах законодателей. В партии ЛДПР Александр состоит более 15 лет. Был руководителем Рыбновского отделения ЛДПР. Общественный активист ЛДПР А. Стариков не раз встречался с выдающимся политиком В.Жириновским. У него есть грамота от Владимира Вольфовича. В ноябре 2023 г Александру передали мандат депутата Рязанской областной Думы. Теперь ветеран СВО – в рядах законодателей. (приложение 10.)

5.10.2023г в воинскую часть пришло постановление избирательной комиссии «О передаче освободившегося мандата депутата Рязанской областной Думы седьмого созыва зарегистрированному кандидату из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Рязанское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России» по единому избирательному округу», в соответствии с частью 7 статьи 82 Закона Рязанской области от 30 июля 2009 года № 85-ОЗ «О выборах депутатов Рязанской областной Думы» Избирательная комиссия Рязанской области п о с т а н о в л я е т:

1. Зарегистрировать депутата Рязанской областной Думы седьмого созыва Старикова А.А. (№ 1 во внутрирегиональной группе №4)

2. Выдать зарегистрированному депутату Рязанской областной Думы седьмого созыва удостоверение об избрании.

3. Опубликовать настоящее постановление в сетевом издании «Рязанские ведомости» (rv-ryazan.ru) и разместить на официальном сайте Избирательной комиссии Рязанской области.

Председатель Избирательной комиссии Рязанской области Д.А. Боков,

Секретарь Избирательной комиссии Рязанской области С.Б. Скобелев [14].

А в 2024г А.А. Старикова избрали председателем регионального отделения общественной организации «Союз ветеранов СВО» в Рязанской области(см приложение 11)

Мы задали Александру вопрос, который нас волновал: какие качества, навыки и знания, полученные в зоне СВО, могут оказаться полезными для вас в роли депутата?

Ответ: Сейчас поступает много обращений от участников СВО, вернувшихся домой. Они считают меня своим, и верят, что я помогу. Оказание помощи может быть разнообразным- восстановление документов, оформление пособий и даже трудоустройство. Некоторые люди нуждаются в помощи по восстановлению утраченных документов, в то время как другим требуется помощь с оформлением различных пособий. Возникают ситуации, когда участник СВО возвращается, но сталкивается с проблемой поиска работы, и мы прилагаем все усилия, чтобы помочь этому человеку. Благодаря своему боевому опыту, я способен оценить предложенные проектировщиками военной продукции идеи, объяснить, какие из них являются более эффективными и предпочтительными.( приложение 8. Интервью А.Старикова)

Чтобы понять, чем занимается депутат Стариков, мы изучили его страницу в контакте [15]. и составили таблицу(см приложение 12). На новом месте государственной службы –постоянные встречи с жителями, студентами, школьниками и с родной школой. В качестве примера приведем только один рабочий день депутата. В субботу 15 июня 2024 депутат Рязанской областной Думы фракции ЛДПР А. Стариков провёл личный приём граждан в городе Шацке (Рязанская обл). Среди обращений, поступивших в этот день Александру Старикову, – просьбы помочь решить самые разные проблемы. Речь шла о помощи многодетным семьям, недостаткам в системе ЖКХ, о поддержке по линии здравоохранения и другие. Одна из семей обратилась с просьбой защитить их жилище от рушащегося здания по соседству, которое ранее принадлежало пожарной части, а теперь осталось фактически без надзора. Часть стены уже рухнула, следующая может упасть на жилой дом. [15.1]. Кстати, изучив материалы, мы поняли, почему депутат поставил на свою страницу в Контакте слова Л.Толстого: « Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра».

2.5.4. Экспозицию в школьном музее, посвящённую А. Старикову - участнику СВО мы так и назвали: «Из окопа – в депутаты».

Цель экспозиции – сохранить память о тех, кто жертвовал жизнью ради мирного неба, передать знания об общей истории и культуре будущему поколению.

Открыл экспозицию директор школы Ю.И. Широков. На церемонии открытия присутствовал депутат Стариков, советник директора по воспитательной работе М.Н.Морозова и учащиеся начальной школы(см приложение 13.)

2.6. Книга Памяти школы . Наши папы – участники СВО.

Ребята часто пишут сочинения о своих отцах – участниках СВО. Их рассказы начинают вторую часть школьной Книги Памяти «СВО». Сегодня мы хотим познакомить вас с одним из них. Его написала ученица 5 класса нашей школы. Рассказ «Мой папа - герой»:
«Меня зовут Настя, мне 11 лет, и я не понаслышке знаю, что такое ждать домой солдата. Мой папа сейчас находится на СВО, он там уже несколько месяцев, но для нас с мамой время остановилось, мы просто его ждем домой.
Мой папа С. Бизяев до 2023 года работал на железной дороге. ЖД, с 2007 г., осмотрщик вагонов. Папа ушёл на СВО 30 января 2024 года, добровольно, решил, что его долг защищать Родину и родных. И конечно, обеспечить мирную жизнь для своих родных и близких.

Он сейчас заместитель командира взвода по тылу, занимается подвозом боеприпасов, топлива, продуктов, воды.  Как он рассказывает, его машина не раз попадала под обстрелы.

«Однажды выследил нас дрон, мы от него – он за нами. Не знаю, чем бы закончилась эта погоня, если бы не посадки деревьев, которые были рядом. Там мы и спрятались. Подобные случаи были и у моих товарищей. Так что пусть знает враг – нас не так-то легко победить. Мы сильнее его и оружием, и смекалкой»[16]. Папа уже не раз приезжает на родину в отпуск, но всегда хочет быстрее вернуться туда, за ленточку, где остались его друзья.

«Там я чувствую себя спокойнее, вижу, что вокруг происходит, знаю, как надо себя вести, – говорит  боец. – И рядом со мной те, на кого всегда можно положиться, на передовой мы все как братья. Конечно, бывает и страшно, мы же живые люди. И если кто-то вам скажет, что это не так, не верьте. Значит, он просто ничего не знает о войне».

Еще один рассказ из Книги: «Мой папа – защитник Родины! Его зовут Горохов К. Это МОЙ папа! Сейчас он в зоне СВО. Он сильный и смелый! И самый бесстрашный! Он для меня пример во всем! Папа показал мне, что значит быть настоящим мужчиной, нести ответственность не только за себя, помогать каждому, кто оказался в беде. Когда решила написать о папе, поняла, что многого не знаю о нем. Хорошо, что есть бабушка, Тамара Николаевна, Папина мама. Папа звонит нам, когда у него есть возможность. Он рассказывал, что уже участвовал в настоящих боях. Мы за него очень переживаем и хотим, чтобы он поскорее вернулся к нам. 28 декабря 2022 года он подписал контракт, а 19 января 2023 отправился на фронт. (см приложение 14.)
В наше время очень удивительно слышать такие слова, как «боевые действия» и «война», особенно когда это касается твоей семьи. Для меня мой папа настоящий герой, он не испугался и пошел служить, когда его позвала Родина. Мы с мамой его настоящий тыл, который его очень ждет и любит».

2.7.ОТ ВСЕЙ ДУШИ! Оказание помощи участникам СВО.

Еще в далекие военные годы 20 века существовала благотворительная помощь фронту. Об этом рассказывает витрина в нашем музее «В тылу как на фронте» (приложение 15.)

В годы Великой Отечественной войны в Фонд обороны и в Фонд Красной Армии только наличными было пожертвовано более 17 миллиардов рублей. Среди них и жительница Рыбновского района Евдокимова М.И. сдала 30 000 рублей в фонд обороны. (приложение 5.15. На фото с внучкой)

Уникален сам по себе Устав сельхозартели «Новая жизнь» села Марково Рыбновского района от 27.11.1935г. Ученик Коновалов П. провел исследование по этому документу [17]. На обложках этого устава сохранилась запись его прабабушки химическим карандашом:

«Сдала картофеля сушеного 1.03.1945г-12 кг; 12.03-13к,5кг; 28.03-18кг; 16.05-12кг100гр… Всего его прабабушка сдала сушенного картофеля 1175кг! Этот картофель был отправлен на фронт бойцам. (приложение 15. устав в центре витрины).

В приемную депутата областной Думы А. Стариковапоступило по электронной почте сообщение из 137-го гвардейского парашютно – десантного Рязанского ордена Красной Звезды полка:
«Учащиеся и педагогический коллектив Рыбновской средней школы №2 (директор Ю.Широков) постоянно принимают участие в различных благотворительных и волонтерских проектах, в том числе направленных на содействие воинам – землякам" (см. приложение 16)
Сегодня ветеран 137 –го гвардейского парашютно – десантного Рязанского ордена Красной Звезды полка депутат областной Думы А.Стариков оказал содействие в передаче десантникам, находящимся в расположении части в Рязани, подарков, собранных в школе. Бойцы получили фрукты и сладости, а руководитель школы пожелал всем воинам твердости духа и здоровья! [18].
Казалось бы, что здесь такого – собрали посылки солдатам. А представьте, как приятно нашим защитникам, которые, находясь далеко от дома, рискуя своими жизнями, получив посылку, знать, что ими гордятся и ждут скорейшего возвращения домой,

После объявления частичной мобилизации, учителя и школьники объединились и начали собирать денежные средства, чтобы помочь своим землякам, которых призвали по мобилизации. В школе приостановлены увеселительные мероприятия, дискотеки. Проводятся только патриотические. Задумались над тем, какую помощь можем оказать нашим землякам. . Начали плести маскировочные сети. а родители и дети собирают носки, теплое белье, одеяла. Спасибо всему коллективу за неравнодушие!

Здесь можно провести параллель. В период Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков учащиеся школ Рыбновского района принимали активное участие в помощи фронту. От имени Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР И.В. Сталина школьникам Рыбновского района в 1942 году была прислана благодарственная правительственная телеграмма: «… прошу передать ученикам и учителям средней школы поселка Рыбное, собравшим 8143 рубля на строительство танка и 1080 рублей в фонд помощи детям фронтовиков, мой горячий привет и благодарность Красной Армии. И.В.Сталин» [19].

Неравнодушные жители собрали средства личной гигиены – полотенца, зубную пасту, щетки, (памперсы, пеленки, одноразовые бритвенный станки, пена для бритья) сланцы, футболки, носки, теплые вещи, нескоропортящиеся продукты, мази. Также передали раненым бойцам рисунки и письма, подготовленные школьниками[19].

3. Заключение

Каждый Герои России и СССР уникален и за медалью каждого человека стоят самые настоящие супер – геройские поступки, только это не какие-то там мультяшные достижения, а самые что ни наесть настоящие! Сложно выделить хоть одного Героя и сказать, что он чем-то лучше или интереснее другого Героя, если только можно выделить количество тех самых медалей!

Мы, не можем не помнить о тех, кто погиб в мирное время при исполнении воинского долга. И неважно, в какой точке солдат или офицер нес службу, важно, что он, честно выполнял свой воинский долг, служил своему Отечеству.

Каждая отданная за свободу жизнь - неизлечимая рана, которая никогда не затянется в едва заметные шрамы. Будут меняться времена года, улицы и города, будут у живущих новые обиды и радости, слабости и победы, но неизменным должна оставаться память о тех, кто отдает свою собственную жизнь для того, чтобы другие могли жить в мире.

Какие бы слова мы не искали, мы не сможем найти тех, что позволят остудить боль от потери. Для нас всех жизнь  наших земляков-героев, отданная за жителей Донбасса, - это личная боль и  личная трагедия. Для воина высшая доблесть - защитить, спасти, закрыть собой других людей, быть верным себе и  своему воинскому долгу.

Об этом  звучит фраза из кодекса чести русского офицера, который был составлен в 1804 году, но актуален навсегда:

«Душа - Богу, Сердце - женщине, Долг - Отечеству, Честь - никому».

Наши молодые Герои с честью отдали долг своей Родине- России.

Результаты работы:

Мы с педагогом считаем, что цель нашей  исследовательской работы достигнута.

- В результате проведённых исследований мы собрали интересный материал о жизни и военной службе наших земляков, которые принимали участие в СВО и на основе этих материалов оформили стенды о героях. Практическое применение работы:

- материалы, полученные в ходе исследовательской работы, можно использовать для проведения Уроков мужества на тему «Герои-земляки» и других мероприятий на патриотическую тематику

- благодаря данному исследованию нам стала ближе и понятнее часть истории страны, связанная с СВО на Украине.

 Мы рассказали только о пятерых выпускниках - патриотах нашей Родины, но таких людей в стране очень много. Их знает страна, их именами называют улицы,  школы, в которых они учились, им устанавливают памятники.  Давайте  и мы будем  хранить память об этих молодых и  отважных военных.

А главное, что справиться с этой работой, нам помогли не только родственники погибших выпускников, а еще неравнодушные  сотрудники военных архивов, где остались  личные материалы о наших земляках. Это Военный комиссариат города Рыбное и архив Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М.Василевского .

Огромное спасибо всем этим людям, которые  помнят подвиги всех военных!

Хочется закончить  свое исследование вот этими строчками.

«Могуча Россия на все времена –
И в прежние годы, и ныне.
Героями родина наша сильна,
Отечество славится ими».

V. Список источников и использованной литературы

1. Литература:

Афиногенов А.И. «Летопись огненных лет» Рязань.2020,стр 55- 63;

2. Алфавитная книга записи учащихся МБОУ РСШ2;

2. Материалы из личных архивов семей Лапкиных, Михайловых;

3 Материалы из личных архивов А.А.Старикова, С.Вьюгина;

4. Интервью с участниками СВО, их родителями, учителями;

5.Информационные источники:

https://vk.com/wall-223734023_393 деятельность Старикова

2https://vk.com/wall-223734023_392

3.https://vk.com/wall-223734023_391

https://vk.com/wall-223734023_334 прием граждан

https://vk.com/wall-223734023_328 о парке у шк интерната рыбное

https://vk.com/wall-223734023_315 стариков в нашем музее

https://vk.com/wall-223734023_256 в зону сво

https://vk.com/wall-218135320_137 благотворительная помощь от РСШ2

VI.Сноски

1.https://iz.ru/1339936/2022-05-25/putin-nazval-geroiami-uchastnikov-spetcialnoi-operatcii-po-zashchite-donbassa;

2.Стр 6.Алфавитная книга МБОУ РСШ2 Л\Д № М 72;

3. Стр 6.Диплом и приложение ВСГ 0826994;

4. Стр 6.Семейный архив Михайловых ;

5.Стр6.Алфавитная книга МБОУ РСШ2 Л\Д №Л 60;

6.Стр 7. Военный билет М.Лапкина

7.Стр 7.Семейный архив Лапкиных

8.Стр 7.Письмо ВРИО командира воинской части № 41611

9.Стр 8.Алфавитная книга МБОУ РСШ2 Л\Д № В70

10. Стр 9.Алфавитная книга МБОУ РСШ2 Л\Д № Е22

11.Стр 10.Алфавитная книга МБОУ РСШ2 Л\Д № С127

12. Стр 10. Справка военного комиссариата о военной службе А.А.Старикова

13. стр 10.Служебная характеристика на сержанта к\с Старикова А.А.

14.стр 12. Постановление Избирательной комиссии Рязанской области от 05 октября 2023 года № 75/986-7 «О передаче освободившегося мандата депутата Рязанской областной Думы седьмого созыва зарегистрированному кандидату из списка кандидатов(копия)

15.https://vk.com/wall-223734023_388

https://vk.com/wall-223734023_393 деятельность Старикова

2https://vk.com/wall-223734023_392

3.https://vk.com/wall-223734023_391

https://vk.com/wall-223734023_334 прием граждан

https://vk.com/wall-223734023_328 о парке у шк интерната рыбное

https://vk.com/wall-223734023_315 стариков в нашем музее

https://vk.com/wall-223734023_256 в зону сво

https://vk.com/wall-218135320_137 благотворительная помощь РСШ2

16. А.Бизяева. «Мой папа –герой». Школьная Книга Памяти. Герои СВО.

17. «Документ из семейного архива». П. Коновалов. Исследование 2006г.

Архив музея.

18. https://vk.com/wall-218135320_137

19. Афиногенов А.И. «Летопись огненных лет» Рязань. 2020, стр 55- 63

VII. Приложение

1 . «Книга Памяти» РСШ № 2.Наших родственниках, участвующих в Великой Отечественной войне.

2 . Памятная экспозиция « Рыбновцы – достойные сыны Отечества»

3. Роман Борисович Михайлов. Послужной список

4.Учительница о своем воспитаннике М. Лапкине. Интервью.

5.Экспозиция «Ушедший в бессмертие». М Лапкин.

открытие Парты Героя.

6. Учитель о С.Вьюгине. Интервью.

7. Он выбрал сложный путь солдата. Рассказ Р.Н.Гришиной о В.Ежове

8. Интервью со Стариковым А.А.

9.«Он был обычным пацаном». Кл руководитель об А Старикове

10.Удостоверение о регистрации А.А.Старикова кандидатом в депутаты областной Думы

11.Приказ № 358 от 08 октября 2004. «О создании регионального отделения и назначении лица на должность в организации»

Грамота от В.В. Жириновского

12.Таблица «Деятельность депутата А.А.Старикова»

13.Музейная экспозиция «Из окопа – в депутаты»

14.Книга Памяти РСШ 2. Дарья Горохова о своем папе

15. Музейная экспозиция «В тылу как на фронте»

1 6. Передача десантникам, находящимся в военном госпитале в Рязани, подарков, собранных в школе

Просмотров работы: 125