Введение
На окраине микрорайона Ложок г. Искитима в удивительно красивом месте течет целебный источник — Святой Ключ. Источник уже много лет является местом паломничества, куда съезжаются люди со всех районов нашего края. Его по праву можно назвать визитной карточкой не только Искитима, но и всей нашей области[1].
Сегодня Святой источник Ложок — место массового паломничества. К нему приезжают из области, из других регионов Сибири, с Алтайского края, даже с Казахстана. В сотне метров от источника построили каменный храм в память о новомучениках и исповедниках земли Русской, пострадавших в годы гонений на Церковь [2].
Цель работы: узнать историю поселка Ложок и Святого источника, провести физические, химические и микробиологические исследования пробы воды из источника поселка Ложок
Исходя из поставленной цели, мы установили следующие задачи:
1.Встретиться с директором музея, взять интервью, узнать об источнике и истории поселка Ложок.
2. Провести физико-химические исследования воды.
3. Провести микробиологическое исследование воды.
4. Сделать вывод о безопасности воды из источника Ложок
Собственные исследования
История посёлка Ложок и Святого источника связана с лагерем особого строгого режима, который находился на территории нынешнего микрорайона Ложок с 1929 по 1956 годы. Это был жестокий «каторжный лагерь», в котором содержались, наравне с преступниками и рецидивистами, политзаключённые и священнослужители. Работая на известковых карьерах, где ядовитая пыль быстро разъедала ткань лёгких, люди умирали за короткий промежуток времени.
Основная работа была в карьере. Обжигали известь и добывали щебень, известь обжигали в «костровых» печах. В карьере не было особой техники, почти все работы выполнялись вручную. Как вспоминает заключенный лагеря Анатолий Литвинкин, работа была невы носимо тяжелая. Очень многие умирали от истощения. Заключенные бурили камень: 1600 ударов по буру — пройден 1 метр. 5 метров — норма в день. Бригада состояла из 2-х человек, необходимо было пройти 10 метров.
На дне карьера температура зимой доходила до минус 43-х градусов мороза. Чем глубже, тем ниже температура.
На работу заключенных водили строем в количестве человек 300, под охраной с собаками. Работали в известняковом карьере, глубина которого более 30 метров (сейчас это месте затоплено водой).
Транспортировка и отгрузка камня и щебня из забоя производились ручными тачками и вагонетками. С 1947 года постоянно курсировал между карьером и станцией, перевозил готовую щебенку и известь единственной маленький паровозик — «кукушка», «Шкода».
Зона карьера и лагеря соединялась между собой специальным проходом — коридором, огороженным колючей проволокой. По этому коридору каждое утро заключенных гнали на работу. С внешней стороны коридора заключенных сопровождал конвой с собаками. Вечером по этому коридору возвращались в зону, еле-еле волоча ноги, уставшие, голодные, измученные непосильным каторжным трудом, оборванные «зэки». За ночь нужно было прийти в себя, набраться хоть немного сил, чтобы завтра снова, стиснув зубы, превозмогая боль и усталость, скоротать еще один неимоверно длинный, бессмысленный день в жизни. А дней таких тягостных и беспросветных было тысячи.
Лагерь имел свое подсобное хозяйство и овощехранилище. Женщины штрафники работали в карьере, а женщины из бытовой зоны работали на подсобном хозяйстве (держали лошадей, коров) и на полях (выращивали овощи).
Пункты питания не обеспечивали одновременного обслуживания завтраками, поэтому подъем утром начинялся в 4 часа, а развод в 7. Работали до 18.00 и ужин — в 19.00. Едкая пыль, оседавшая в легких, быстро превращала их в кровавые лохмотья. Тех, кто уже не мог махать кайлом, подстерегала голодная смерть — не вышедшим на работу паек не полагался.
В 1956 году лагерь был ликвидирован. Сейчас старые карьеры затоплены. На месте лагеря высится Дворец культуры и школа, протекает мирная жизнь нового населения Ложка.
Одна из легенд о посёлке Ложок гласит, что в 30-е годы здесь расстреляли несколько священнослужителей. Перед смертью приговорённые попросили разрешения самим себя отпеть. От пролитой крови открылось русло родника. И народ пошёл к нему, так как прошёл слух, что вода имеет целебную силу. Тогда был дан приказ уничтожить родник. Его взорвали, но спустя какое-то время он забил вновь. Второй раз что-либо делать с родником не решились.
Ещё одна легенда связана с появлением Святого ключа в этом месте. Поговаривают, многих заключённых закапывали заживо. Есть свидетельства, что приговорённые священники просили разрешить им отпевать самих себя, а из-под земли ещё долгое время слышались стоны умирающих. Предполагается, именно в месте кровавой расправы и забил родник, куда спустя годы потянулись паломники со всей России. Верующие убеждены, что его вода исцеляет.
Мы захотели изучить воду из этого источника и узнать правду о возникновении его. Для этого мы приехали в Ложок и встретились с Протоиереем Игорем З., директором музея Новомученников и исповедников церкви Русской , а также с Ларионовой И. А., служительницей храма Новомученников и исповедников церкви русской, у которых взяли интервью.
Протоиерей Игорь тоже изучал возникновение Источника и рассказал нам о том, что легенды о его возникновении, это всего лишь легенды. Источник был всегда. Но как не старались его истребить, ни у кого так и не получилось: его и взрывали, и заваливали несколько раз мусором. Однако, люди, живущие в том месте, начали замечать целебные свойства воды и в очередной раз, когда был отдан приказ завести мусор и засыпать Источник, люди встали на его защиту и не подчинились приказу. Решили его облагородить и сделать местом поломников. Протоиерей Игорь также рассказал нам о Новомученниках и исповедниках церкви Русской. Это будет тема нашего следующего проекта.
Итак, следующая задача.
Вода – это наш основной источник жизни. Без нее не может произойти ни один биохимический процесс. Клетки организма состоят на 60% из воды. Так как вода способна растворять в себе множество химических веществ и служит средой для размножения микроорганизмов, она м ожет стать источником опасности для человека. У нас появился интерес не просто к питьевой воде, а к воде из святого источника Ложок Д анная вода используется не только для питья, но и как символ веры. В связи с мы решили проверить безопасна ли она для человека? Ведь люди употребляют ее без термической обработки.
Исследования проводились в МАОУ «Центр образования «Восход» и на базе микробиологической лаборатории НГАУ.
Предметом исследований была вода из святого источника Ложок. В качестве контроля использовалась дистиллированная вода.
Результаты исследований
Для оценки качества воды рассматривают следующие физические показатели: цветность, запахи и вкус.
При исследовании цветности мы налили в стеклянную пробирку исследуемую воду и рассмотрели напротив белого листа бумаги.
Запах определяется в нагретой воде (200С и 600С).
Вкус определялся путем набора глотка воды в ротовую полость без проглатывания. Предварительно рот был прополоскан дистиллированной водой.
Результаты исследования отражены в таблице 1.
П ри выяснении химической безопасности воды мы определили pH, содержание ионов железа и сульфатов, а также количество взвешенных частиц.
рН определяли с помощью таких индикаторов как фенолфталеин и лакмус. Пробирки с исследуемым образцом и контролем при внесении фенолфталеина остались бесцветными.. При добавлении лакмуса цвет изменился на фиолетовый.
Содержание ионов железа – это важный показатель качества воды. Избыток железа может привести к нарушению работы печени и кишечника, изменение сердечного ритма, поражение щитовидной железы, повышенная утомляемости. Для определения концентрации ионов железа используют раствор роданида калия. В пробирке с исследуемым образцом было обнаружено легкое желтовато-розовое окрашивание. Контроль остался без изменений.
Для обнаружения сульфат ионов мы использовали 5% раствор сульфата бария. Появление мути сигнализирует о их наличии. В исследуемой пробирке слабая муть появилась, но не сразу, а спустя 3 минуты.
Результаты проведенных исследований мы отразили в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты физико-химических исследований воды
Показатель |
Исследуемый образец |
Контроль |
Цветность |
отсутствует |
отсутствует |
Запах |
отсутствует |
отсутствует |
Вкус |
отсутствует |
отсутствует |
рН |
Слабо кислая (6) |
Слабо кислая (6) |
Ионы железа |
От 0,05 до 0,1 мг/л |
Менее 0,05 мг/л |
Сульфат ионы |
От 0,5 до 10 мг/л |
Менее 0,5 мг/л |
Основной целью микробиологического исследования было обнаружение кишечной палочки в пробе воды.
Кишечная палочка относится к семейству Enterobacteriaceae, роду Escherichia, виду E. coli (энтеропатогенные штаммы).
Вызывает заболевание – колибактериоз. Это острая инфекционная болезнь человека, характеризующаяся главным образом диареей.
Основным источником данного возбудителя как раз является не качественная вода.
И сследование проводили путем посева образцов воды на питательную среду Эндо.
Так как кишечная палочка является аэробом культивирование проходило при температуре 37°С, рН среды 7,0-7,4, в течение 18-20часов.
В исследуемых образцах колонии кишечной палочки не были обнаружены.
Заключение
На основе полученных данных после проведения физико-химических и микробиологического исследований можно сделать вывод, что вода из источника Ложок может употребляться для питья и не несет в себе опасность для здоровья человека. Уникальность данной воды заключается еще в ее способности к длительному хранению. Исследование данной способности есть в наших дальнейших планах. Стоит еще упомянуть об особенности воды из этого уникального источника. Вода в нем в любое время года имеет температуру +50С. И эту загадку еще предстоит разгадать. А целебные качества воды из Святого источника- это безграничная вера людей, именно она наделяет воду волшебной силой!
Список использованной литературы
1. Миронова А.В. СВЯТОЙ ИСТОЧНИК В МИКРОРАЙОНЕ ЛОЖОК ГОРОДА ИСКИТИМА// Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях. Новосибирск, 2022. С. 22-23.
2. Любимова Г.В. СИБИРСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПОЧИТАНИЯ СВЯТЫХ МЕСТ В КОНТЕКСТЕ НАРОДНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ// Studia Mythologica Slavica. 2013. Т. 16. С. 27-45.