Введение
Тема войны для нашего народа всегда будет актуальной, так как нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война. С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям того времени. 27 января является “Днём воинской славы России”. В этот день, 78 лет назад, Ленинград был полностью освобождён от блокады немецких войск. Проблема современного поколения в том, что чем дальше от нас то или иное событие прошлого, тем меньше оно касаются лично каждого. А есть такие моменты в истории нашей страны, о которых мы должны помнить сами и передать эту память нашим детям.Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и в то же время героических страниц истории нашей страны. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать ее. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. Сегодня особенно важно вернуться к истокам нашей великой победы, осмыслить уроки и ценности этого величайшего события века, что имеет огромное значение как для сохранения памяти о легендарных защитниках Родины, так и для воспитания молодого поколения в деле беззаветного служения Родине и своему народу.
Я считаю что, сколько бы лет не прошло, мы никогда не должны забывать ужасы тех страшных лет.
Опять война, опять блокада… А может нам о ней забыть? Я слышу иногда – не надо, Не надо раны бередить! Нет, это правда, что устали Мы от рассказов о войне И о блокаде прочитали Стихов достаточно вполне. |
Но чтобы снова в этом мире Не повторилось той зимы, Нам надо, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы. Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война, Ведь эта память - наша совесть, Она как сила нам нужна! (Воронов Ю.П.) |
Цель проектно-исследовательской работы: доказать несовместимость понятий «дети» и «война»; выявить трагичность судеб детей военного лихолетья.
Задачи:
1)Изучить архивные материалы городского музея периода блокадного Ленинграда с целью сбора материала;
2)Составить список детей блокады Ленинграда, эвакуированных на территорию города Назарово и ближайших окрестностей;
3)Изучить информацию о послеблокадной жизни детей войны, об их дальнейших судьбах и жизненной дороге;
4) Систематизировать полученные данные;
5) Опираясь на воспоминания детей блокадного Ленинграда, раскрыть тему проекта и посвятить лицеистов в историю тех далеких событий.
Объектом исследования является история блокады Ленинграда.
Предмет исследования – жизнь детей в блокадном Ленинграде.
Методы: анализ
Основная часть
Война - тяжкое и страшное время, которое перечеркнуло судьбы многих людей. Перелистываем ещё одну страницу Великой Отечественной войны: Ленинградская блокада, дети блокадного Ленинграда… В истории нет подвига, рaвного подвигу Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Оказывается, когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось кроме взрослых, 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Многие дети хотели хоть как-то помочь Родине в трудный момент, поэтому они, не досыпая ночами, работали наравне со взрослыми. Тогда невыносимо трудно было всем. Почти 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины.
Эвакуация населения из Ленинграда проходила в несколько этапов. С июня по конец августа люди покидали город по железной дороге. 27 августа железнодорожное сообщение со страной было прервано. А 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. После осады города масштабы эвакуации резко снизились, и под постоянными обстрелами ленинградцев отправляли на Большую землю уже только самолетами и по водному пути Ладожского озера (до ноября по воде, а после – по ледовой Дороге жизни). Детей из Ленинграда увозили первыми. В архивах есть точная цифра – данные ленинградской эвакуационной комиссии: с 29 июня 1941 года по 1 апреля 1943-го из Ленинграда вывезли 414 146 несовершеннолетних. Для обессиливших от голода жителей Ленинграда в далеких сибирских городах - Омске, Новосибирске, Кемерово, Барнауле, Томске и Красноярске - спешно создавали эвакуационные пункты. Города и села Сибири с плохо развитой инфраструктурой не были готовы принять такое число беженцев.
В ожидании крыши над головой измученные люди неделями проживали на вокзалах и станциях. Прибывших беженцев селили в клубах, пионерских домах, старых многоярусных бараках, на чердаках и в землянках, уплотняли местных жителей.
Начать практическую часть исследовательскую работу по данной теме, я решила с изучения материалов музейно-выставочного центра г. Назарово. Во время изучения архивных материалов я узнала, что в наш город и его ближайшие окрестности из Ленинграда были эвакуированы 10 детей. Среди них:
Дети блокадного Ленинград:
1)Барандык Л. И. (1937гр)
2)Губанова А. П. (1935гр)
3)Николаева Е. И. (1925гр)
4)Авербух А. А. (1939гр)
5)Троховцев В. И. (1939гр)
6)Старикова Э. И. (1939гр)
7)Латыпова Э. И. (1941гр)
8)Лихачева В. А. (1930гр)
9)Панизовская М. А. (1938гр)
10)Шенбергер А. А. (1931гр)
Изначально мой проект предполагал проведение интервью с одним из очевидцев тех далеких событий. Но, к сожалению, я узнала, что пятерых из них уже нет в живых, двое находятся в тяжелом состоянии, а остальные трое, как сказала одна их работниц музея, не согласятся пойти на такой рискованный шаг в связи с критической ситуацией в стране. Разочаровавшись в невозможности совершения моих намерений, я поняла, что единственным источником информации являются архивные материалы музейно-выставочного центра и начала еще усерднее искать зацепки, связанные с детьми блокадного Ленинграда.
Информации было мало, каждая найденная мелочь становилась для меня ценностью. Из старых материалов не нашлось практически ничего, что могло бы раскрыть тему моего проекта. Особое внимание привлек изданный в 2016 году альбом, посвященный блокаде Ленинграда. Этот альбом представляет из себя сборник информации на о
Рисунок 1"Забыть наша память не может"(2016г)
пределенные темы, которые раскрываются по мере прочтения. Моей самой важной находкой стали страницы, названные “Как отмечали праздники в блокадном Ленинграде?”.
Праздники имели большое значение для жителей блокадного Ленинграда. Выполнение привычных ритуалов в торжественные даты психологически связывало горожан с прежней, «нормальной» жизнью, укрепляло надежду на то, что эта жизнь снова вернётся. А праздничные «подарки» от властей многим голодающим казались последним шансом на выживание. Особое место в жизни русского народа всегда занимали православные праздники, однако с приходом новой власти в 1917 году положение Церкви в России резко ухудшилось. Новая власть не хотела в условиях послереволюционного периода допускать существования православия наравне с единой коммунистической идеологией марксизма. Религию объявили пережитком царизма. К началу второго года Великой Отечественной войны отношение советского правительства к Церкви изменилось. С конца июня 1941 г. храмы города стали заметно наполняться народом: многие приходили помолиться за своих близких. Если год назад перед началом войны в Ленинграде верующих, пришедших на пасхальную службу, пыталась разогнать конная милиция, то год спустя в апреле 1942 года последовало разрешение в ряде крупных городов совершать Пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажженными свечами. В пасхальную ночь в Ленинграде был отменён комендантский час. Первая военная Пасха была очень ранней — 5 апреля. Именно к Пасхе гитлеровцы приурочили особенно яростный налет на Ленинград. Праздник Пасхи был омрачен массированным налетом вражеской авиации. Бомбардировки начались в 5 часов вечера в Великую Субботу, длились с небольшими перерывами всю ночь и были явно прицельными: били по действующим храмам. Праздничное богослужение было перенесено на 6 часов утра, что позволило избежать большого числа жертв. В храмах было много верующих, вместо куличей они освящали кусочки блокадного хлеба.
Из блокадного дневника К. А. Семеновой о праздновании Вербного Воскресения, Пасхи и 1 мая: «1942 г. 29 марта. В 6 утра артобстрел. В 7 часов по радио сообщили отбой. Пошла в церковь. Много народу. Исповедь общая. Причастилась Святых тайн. Пришла домой в 11. Сегодня Вербное воскресенье. 5 апреля. Сегодня Пасха Господня. В полседьмого утра пошла в церковь, простояла обедню. День солнечный, но холодный. Стреляли сейчас зенитки. Страшно. 1 мая. Рабочий день. На улицах мало флагов, никаких украшений. Солнце чудное. Первый раз вышла без платка. После работы пошла в театр. "Свадьба в Малиновке". Место было хорошее. В полвосьмого дома. Был артобстрел».
Н
Рисунок 2 Открытка своими руками на Пасху.
а Пасху жители города поздравляли друг друга, но ни куличей, ни крашеных яиц позволить себе не могли. Лишь маленькие сувениры, сделанные своими руками, или открытки.
Из дневника Гусаровой М. А.. В годы блокады - школьница:
«24 мая. Завтра Пасха - 2 года без куличей. К 1 мая объявили выдачу 750 мг вина - сменяем на хлеб. Выдадут селедки, а яиц нет на рынке. Яйца по 100 руб. штука, что немыслимо. Яиц не ели 2 года...»
1 сентября 1942 в осажденном Ленинграде открылись школы. В каждом классе не досчитались погибших от голода и обстрелов детей. “Когда мы снова пришли в школу, - рассказывала Ольга Николаевна Тюлева, - то разговоры у нас были блокадные. Мы говорили о том, где какая съедобная трава растет, какая крупа сытнее. Дети были тихие. Не бегали на переменах, не шалили. У нас не было сил.”
За этот страшный блокадный год дети впервые праздновали новый год не так, как обычно. В годы войны все довоенное стало особенно дорого. Не случайно в дневниках военного времени люди со щемящей грустью вспоминают малейшие детали праздничных дней, оставшихся в прошлом.
Из дневников детей блокадного Ленинграда:
Воспоминания неизвестного: «29 декабря - понедельник - 1941... В школе сказали, что для учеников района будет елка. Будет обед из 3-х блюд и билет в театр (5 руб. внести). ...Наконец, я добрался в театр имени Пушкина, где поставили праздничную елку. В фойе театра увидел много настольных игр. До войны мы бы бросились к этим играм. А теперь дети не обращали на них внимания. Стояли около стен - тихие, молчаливые... В билете было указано, что нас накормят обедом. Теперь все наши мысли вертелись вокруг этого предстоящего обеда: что нам дадут поесть? Начался спектакль тетра оперетты “Свадьба в Малиновке”. В театре было очень холодно. Мы сидели в пальто и шапках. А артисты выступали в обычных театральных костюмах. Умом я понимал, что на сцене говорят что-то смешное. Но смеяться не мог. Видел и рядом - только печаль в глазах детей. После спектакля нас повели в ресторан «Метрополь». На красивых тарелках нам подали по небольшой порции каши и маленькую котлетку, которую я просто проглотил.»
И
Рисунок 3Палата детской больницы с новогодней елкой в блокадном Ленинграде, зима 1941-1942гг(Сергей Струнников)
з воспоминаний Н. Худяковой - тимуровки: «31 декабря встречали Новый год 1942-й. На столе стояла небольшая елочка, горели свечи. Каждому было положено по коржику и конфете. Затаив дыхание, слушали радио. Выступал Михаил Иванович Калинин... Вспоминали, как встречали Новый год в мирное время, сколько было веселья и радости. Все это вернется, обязательно вернется».
Из воспоминаний Колесниковой Е. В. 1932 г. р.: «Из блокадных лет запомнился один Новый год - это, наверное, первый Новый год без красивой елки с конфетами, орехами, мандаринам и блестящими огоньками...»
Из дневника Гусаровой М. А.. В годы блокады - школьница.: «1 января 1943 года. Встретили Новый Год хорошо, за полтора года первый раз наелись...»
Такие крохотные радости посреди огромного горя помогали поддерживать надежду в маленьких и взрослых ленинградцах. Хотя в те блокадные годы чуда ждали все, дети, как и положено, воспринимали праздники по-особенному.
На протяжении всего изучения материалов желание раскрыть тему, опираясь на подлинные воспоминания ребенка блокады Ленинграда, не покидало меня. Я понимала, что это невозможно, но в один миг мои убеждения пошатнулись. Среди небольшой папки собранных материалов я нашла несколько газет, посвященных одной из участниц блокады Ленинграда - Барандык Лилии Ивановне. Изучив информацию, я поняла, что у меня появилась огромная возможность совершить задуманное.
Девочка из блокадного Ленинграда - Л. И. Барандык
8 сентября 1941 года соединение немецко-фашистских войск с двумя армиями финского фронта замкнуло сухопутное кольцо вокруг северной столицы Советского Союза. С неба летели десятки, сотни, тысячи бомб. Казалось, город был полностью охвачен огнем. Непрекращающиеся авианалёты и бомбардировки привели к пожару на Бадаевских продовольственных складах. Более двух с половиной миллионов ленинградцев были обречены на страшный голод. В спешном порядке силами жителей строились три линии обороны. Уходивших на фронт мужчин у станков заменяли женщины и дети. Детство закончилось в одночасье. Наступающая зима добавляла испытаний и без того измученным людям. Но город жил! Работали заводы, проходили занятия в уцелевших школах, ковалось оружие возмездия ненавистным захватчикам.
Воспоминания о своих блокадных детских годах приносили слезы на глаза Л. И. Барандык. «Мне было всего 4 года, когда началась блокада. У молодой мамы, которой в то время было чуть более 25 лет, нас было четверо - два брата и две сестренки. Да еще двое - мамины младшие сестры. Они рано осиротели, и потому мы жили все вместе, - рассказывала Лилия Ивановна - Отец наш был военным, нес службу на севере. И с первых дней войны был призван на фронт. В небольшом доме да при хозяйстве и жили. Когда замкнулось блокадное кольцо, в деревне не осталось практически ни одного взрослого. Выживали, как могли, помогали соседям и знакомым. Делились всем, что осталось”
В марте 1942 года, когда стало невыносимо трудно, вся семья, распродав все, что имело ценность, двинулась к Ладуге, где была проложена “Дорога жизни” - тонкая нить, связывавшая Ленинград со страной, дорога по льду Ладожского озера, дарившая надежду людям.
Военно-автомобильная дорога №101, как называли эту трассу, позволила увеличить хлебный паек и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывавшую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но, благодаря
м
Рисунок 4Эвакуация детей блокадного Ленинграда
ужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу. Спешная эвакуация проходила под артобстрелами и авиаударами. Да и мартовский лед был уже не так крепок и надежен.
“В память накрепко врезались картинки большого скопления людей. На попутных машинах, вместе с солдатами в кузове, чуть не потеряв по дороге самого младшего трехмесячного брата, добрались до места. Всем, кого отправляли на “землю”, желали только одного - проскочить... Вы представьте - порой прямо перед нами машины просто проваливались под лед. Как страшно это видеть и не понимать, отчего никто не останавливается и не помогает. Видимо, судьба в тот день была благосклонной. Нас и остальных, перебравшихся через озеро, разместили в большом помещении, похожем на школу, где все ожидали посадки в поезда на восток. И тут уже я сама чуть не затерялась - отошла немного в сторону и, разглядывая все вокруг, просто растерялась”. Но мама с сестрами быстро нашли малышку и, расположившись на самом верхнем ярусе полок, где было немного теплее, двинулись в путь. За несколько дней переезда ребятишки не раз видели смерть - почти на каждой станции вагоны освобождались от умерших. Четырехлетняя Лиля помогала следить маме за младшими, а старшего шестилетнего брата они называли “папой” - во всем его слушались и уважали. Добрались до станции Юзик в Хакасии, там и остановились. Жизнь семьи началась как с чистого листа - новые незнакомые места, люди, климат. Все это для них было ново и страшно, но выбора не было - нужно было продолжать обустраивать свою жизнь, во что бы то ни стало. Спаслись - это главное!
После окончания войны И. И. Салтыков - отец большого семейства - разыскал своих. Но испытания, выпавшие на их недетскую долю, еще не закончились. За прямоту и порой нелестные высказывания отца, несмотря на все его заслуги, отправили на шесть лет в лагеря. Уже закаленная жизнью и лишениями семья справилась и с этим. Лилия Ивановна вышла замуж, продолжила учиться и работать.
“Мои родители хотели, чтобы я училась в сельскохозяйственном институте. Но я против воли мамы поступила в железнодорожный техникум. Училась хорошо, поэтому преподаватели мне советовали учиться дальше в институте, говорили: “Тогда из тебя получится настоящий движенец!”. Когда окончила техникум, меня направили дежурной станции Тисин. В то время семафоры освещались керосиновыми лампами. Все было примитивно, но работа мне очень нравилась. Со школьных лет я была активной. Не могла спокойно усидеть и в Тисине. Уговорила молодежь отремонтировать клуб, организовала художественную самодеятельность. Когда вышла замуж, меня перевели билетным кассиром на станцию Копьево, а через три месяца назначили дежурным по станции. Иной раз задумаюсь: “Зачем мне надо было после работы еще чем-то заниматься?” С коллегой Машей организовывали народный театр, за помощью обратились в дорожный комитет профсоюза рабочих железнодорожного транспорта. На заседании пленума начальник отделения, услышав мои просьбы, сказал: “Дайте этой дивчине все, что она ни попросит!”
Впоследствии Л. И. Барандык работала девять лет начальником станции второго класса Сон. В течение двадцати лет она была начальником станции первого класса в Назарово. Где бы ни работала, везде была инициатором реконструкций и обновлений на железной дороге, а также организатором культурно-массовых мероприятий. При вручении знака “Почетный железнодорожник” начальник железной дороги сказал: “Л. И. Барандык везде после себя оставила добрую память”. Напряженными были рабочие дни начальника станции, порой она забывала про отдых и выходные, не щадила себя и свое здоровье. Без громких фраз выполняла возложенные на нее высшим руководством обязанности. Имея активную жизненную позицию, Лилия с годами ее не утратила. После ухода на заслуженный отдых возглавила совет ветеранов-железнодорожников. Около восьми лет она была членом президиума городского Совета ветеранов войны и труда. Лишь по состоянию здоровья покинула пост.
К сожалению, сейчас Барандык Л. И. уже нет с нами, но ее воспоминания навсегда останутся в памяти близких и родных людей. Она была богата, но богата не материально - двое сыновей, пятеро внуков и трое правнуков. Все они - воплощение мужества и стойкости маленькой девочки, которая, несмотря на все трудности и ужас, смогла обустроить свою жизнь самым лучшим образом. Всеми любимая и уважаемая, она дарила людям радость и улыбки. Жила, не оглядываясь в прошлое, будто и не было того ужасного 1941.
“С каждым годом эти страшные события уходят все дальше в прошлое, в историю. И нет уже у молодых такого глубокого осознания того, что нам пришлось пережить. Главное, чтобы из памяти нашего народа не вычеркнули эти страшные страницы истории...” - говорила Лилия Ивановна.
Я из блокады и войны,
Я знаю то, что знать не надо…
Я в ней жила, я помню все –
Какой была моя блокада.
Неправда, что не помнят дети
Все тяготы блокадных лет…
Мы – Книга Памяти и Боли,
И детских маленьких побед.
(Л.В. Пожедаева «Война, блокада, я и другие» на основе мемуаров ребенка войны - Милы Аниной)
Заключение
Не сосчитать потерь, принесенных этой войной. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы. Среди них были и маленькие ленинградцы. Дети блокады – это последние свидетели тех трагических дней. Ведь за ними больше нет никого, кто ещё бы мог рассказать о войне в Ленинграде. У детей есть своя память о ней, ещё более пронзительная, чем у взрослых. Их воспитала война. Ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий. У целого поколения украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют наших прабабушек и прадедушек, и сегодня их память цепко хранит события военных лет.
В ходе исследовательской работы я познакомилась с историческими музейными материалами, узнала о судьбах детей войны, достигла своей цели, опираясь на воспоминания детей блокадного Ленинграда, доказала, что война и дети несовместимы. Меня удивило то, что люди в голодном городе оставались людьми, сохраняя свои лучшие человеческие качества.
Война лишила детей не только детства, но и всех радостей, которые его сопровождают. Сколько бы лет не прошло, мы никогда не должны забывать ужасы тех страшных лет войны.
Моя работа носит практический характер. Собранный материал я буду применять в своих сочинениях, на конкурсах, на классных часах, буду стараться просветить как можно больше подростков в события блокадных лет. И я просто буду помнить…
Музей – панорама «Прорыв», Ленинградская область, Кировский район
Список использованных источников и литературы
1.Архивные материалы музейно- выставочного центра г. Назарово
2.Блокада Ленинграда — Википедия (wikipedia.org)
3. Искалеченные судьбы: Как эвакуировали детей из блокадного Ленинграда.-https://topspb.tv/news/2021/05/8/iskalechennye-sudby-kak-evakuirovali-detej-iz-blokadnogo-leningrada/
4.Людмила Пожедаева - Война, блокада, я и другие… Моя блокада.- https://knigi-for.me/books/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/page-52-26385-lyudmila-pozhedaeva-voina-blokada-ya-i-drugie….html
5. Фотографии детей блокадного Ленинграда - https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=фото%20дети%20блокадного%20ленинграда%20в%20хорошем%20качестве