Время сильных: истории о героях нашего села

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Время сильных: истории о героях нашего села

Миннегулова Н.И. 1Сафин С.С. 1Курбанова А.С. 1
1МОБУ Гимназия №2 с.Бураево
Шуварова С.А. 1Муртазина А.И. 2
1МОБУ Гимназия №2 с.Бураево
2МОБУ Гимназия №2 с.Бураево
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История каждой войны или военного конфликта – это не просто цепочка событий, а живые воспоминания о людях, чьи подвиги и самоотверженность определяют лицо эпохи. Наше село, как и многие другие, дало стране героев – участников Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской войн, а также специальной военной операции на Украине. Их судьбы – примеры мужества, верности долгу и любви к Родине. Однако со временем воспоминания стираются, документы теряются, а имена забываются.

В современном мире, где информационные технологии стремительно развиваются, молодежь всё реже интересуется историей своей малой родины. Однако без знания прошлого невозможно построить будущее. Важно сохранить память о героях, живших среди нас, передать их истории следующим поколениям, воспитать чувство гордости и уважения к их подвигам. Именно поэтому мы, пятиклассники, вместе с нашими классными руководителями и учителем истории решили взяться за исследовательскую работу.

Цель исследовательской работы:

Изучить и сохранить героическое прошлое наших земляков, с целью сохранения и популяризации их подвигов среди современного поколения, а также написать книгу, посвященную их подвигам, чтобы передать эту память будущим поколениям и укрепить связь с историей родного края.

Задачи:

  • Определить, кто из жителей нашего села внёс вклад в защиту Родины и её развитие.

  • Собрать воспоминания старожилов, архивные материалы, фотографии и другие документы.

  • Изучить литературные и исторические источники, связанные с данной темой.

  • Описать подвиги и значимые события, связанные с жителями нашего села.

  • Оформить результаты исследования в виде книги и стендовых материалов.

Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что многие героические истории жителей нашего села остаются малоизвестными или вовсе забытыми, поскольку воспоминания хранятся только в семьях и не имеют широкой огласки. Если собрать, систематизировать и представить эти материалы в доступной форме (книга, стенды, видеоматериалы), это поможет сохранить память о подвигах земляков, повысит интерес молодежи к истории родного края и укрепит чувство патриотизма.

Методы исследования:

Для достижения поставленных целей мы использовали следующие методы исследования:

  1. Анализ литературы и архивных документов – изучение книг, статей, краеведческих материалов, документов школьного и районного музея, личных архивов жителей села.

  2. Опрос и интервью – беседы с родственниками героев, очевидцами событий, изучение их воспоминаний.

  3. Биографический метод – исследование жизненного пути героев через воспоминания родных, друзей, сослуживцев.

  4. Документирование и сбор фотографий – поиск и анализ личных писем, наградных листов, фотографий, других исторических свидетельств.

  5. Создание медиаматериалов – запись видеоинтервью, подготовка презентаций, оформление школьных стендов.

  6. Систематизация и обработка данных – составление биографий героев, анализ собранных материалов, их структурирование для дальнейшего представления в книге.

  7. Метод включенного наблюдения – участие в мероприятиях, связанных с увековечиванием памяти героев (открытие парты героя, тематические встречи, линейки).

План исследования:

  1. Определение цели и формулировка гипотезы.

  2. Подбор участников исследования – выбор героев, чьи истории будут изучены.

  3. Сбор данных:

    • Поиск архивных документов и наградных листов.

    • Проведение интервью с родственниками и сослуживцами.

    • Анализ существующих публикаций о героях.

  4. Обработка и систематизация информации.

  5. Создание книги с биографиями героев.

  6. Популяризация материалов через образовательные проекты, стенды, видеоматериалы.

  7. Оценка результатов и проверка гипотезы.

  8. Выводы и рекомендации по дальнейшему использованию собранных материалов.

Схема эксперимента:

  • Исследование проводится в форме сбора и анализа данных о героях через исторические источники и воспоминания современников.

  • Проверяется гипотеза о том, что систематизация и публикация историй героев способствует сохранению памяти и повышению патриотического воспитания.

  • Результаты фиксируются в виде книги, а также используются для образовательных мероприятий.

Выборка:

  • Выбраны 6 героев разных войн: участники Великой Отечественной войны, Афганской войны и специальной военной операции на Украине.

  • Критерии выбора: значимость подвига, наличие доступных источников информации, влияние личности на общество.

  • Достаточность выборки обеспечена за счет представления героев разных исторических периодов и войн, что позволяет сделать обобщенные выводы о важности памяти и патриотического воспитания.

В ходе работы мы использовали различные источники информации:

  • Книги и статьи по истории села и региона.

  • Материалы из школьного и районного музеев.

  • Архивные документы, сохранившиеся в семьях односельчан.

  • Воспоминания родственников, односельчан и очевидцев событий.

  • Открытые интернет-источники, посвящённые военным событиям и их участникам.

До нашего исследования информация о героях нашего села существовала в виде отдельных воспоминаний и архивных записей. Однако полного, систематизированного исследования, объединяющего их судьбы в единую картину, не проводилось. Наш проект поможет восполнить этот пробел, собрав воедино разрозненные данные и представив их в доступной форме.

Мы, пятиклассники, активно участвовали в поиске информации, встречались с родственниками героев, изучали архивные материалы, собирали фотографии и письма. Наши классные руководители и учитель истории помогали нам в организации работы, поиске источников и оформлении материалов. В результате проделанной работы мы не только углубили свои знания, но и внесли реальный вклад в сохранение памяти о выдающихся земляках.

Создание книги «Время сильных: истории о героях нашего села» и подготовка стендовых материалов позволят донести эти истории до будущих поколений, напоминая о значимости подвига, патриотизма и силы духа. Мы надеемся, что наш проект станет полезным не только для школьников, но и для всех жителей нашего села.

Глава 1. История нашего села

1.1. Краткая историческая справка

Село Бураево – одно из старейших поселений Башкортостана, основанное в 1610 году башкирами Ельдякской волости Осинской дороги. Со временем оно стало административным центром Бураевского района, сохранив свою культурную и историческую значимость. Жители села всегда играли активную роль в судьбе своей страны, участвуя в различных военных конфликтах, проявляя героизм и самоотверженность.

1.2. Важные события в истории села

Село Бураево славится своими героями, внёсшими вклад в защиту Родины. В годы Великой Отечественной войны многие его жители ушли на фронт, сражались за свободу своей страны, проявляя мужество и стойкость. Среди них был Закиров Ахмет Закирович, удостоенный звания Героя Советского Союза. Впоследствии бураевцы принимали участие в других военных конфликтах – в Афганской войне, Чеченской кампании и специальной военной операции на Украине.

Мы, пятиклассники, решили провести исследование и собрать биографии наших земляков, которые защищали Родину в разные годы. Для этого мы встретились с их родственниками, изучили архивные документы, воспоминания, фотографии и другие материалы.

В ходе работы мы подробно исследовали биографии следующих героев:

  • Искандаров Рафаил Миргаляутдинович -участник Великой Отечественной войны

  • Муртазин Морис Миннигалиевич-участник Великой Отечественной войны

  • Усаев Гилемхан Нурмухаметович - участник Великой Отечественной войны

  • Махмутов Айдар Габдрахманович -участники Афганской войны

  • Нуртдинов Марат Хазетдинович - участники Афганской войны

  • Кабиров Нагим Загитович-(участник специальной военной операции на Украине)

Особое внимание мы уделили тем, кто связан с нашей гимназией – они либо учились, либо работали в ней, и это объединяет их не только с селом, но и с нашим учебным заведением.

Исследовательская работа помогла нам глубже понять вклад этих людей в историю нашей Родины, их жизненные пути, трудности, с которыми им пришлось столкнуться, и их героические поступки. Мы считаем, что сохранение памяти о них – наш долг перед будущими поколениями.

Глава 2 Наши герои Великой Отечественной войны

2.1 Искандаров Рафаил Миргаляутдинович

В практической части нашей работы мы расскажем о героях нашего села. Мы узнали множество интересных фактов о наших земляках, их жизни и подвигах. Однако в данной части исследования мы приведём лишь основные сведения, а более подробные истории будут включены в приложение к нашей книге «Время сильных: истории о героях нашего села».

О дним из наших героев является Искандаров Рафаил Миргаляутдинович. Он родился 17 октября 1925 года в деревне Карабаево Бураевского района. В 1942 году окончил Бураевскую среднюю школу №1 и сразу после этого начал работать в колхозе и преподавать в школе. В 1943 году его призвали в армию, где он прошёл обучение в военно-пехотном училище и участвовал в боевых действиях Великой Отечественной войны. Он воевал в составе 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, принимал участие в Будапештской, Венской и Пражской операциях. После войны он посвятил себя педагогике, став директором школы, а затем заведующим районного отдела народного образования.

В ходе исследования мы встретились с его невесткой Искандаровой Лилией Вилевной, которая поделилась воспоминаниями о Рафаиле Миргаляутдиновиче, его заслугах, личных качествах и вкладе в развитие образования. Кроме того, нам удалось пообщаться с ветераном педагогического труда Каюмовой Люцией Мансуровной, работавшей с ним долгие годы. Она рассказала, каким он был директором, наставником и уважаемым человеком. Также мы изучили книгу, написанную его сыном Искандаровым Ильдусом Рафаиловичем, где подробно изложены биография, фронтовой путь и общественная деятельность Искандарова Р.М.

2.2 Муртазин Морис Миннигалиевич.

Следующий участник Великой Отечественной войны, о котором мы решили узнать, — Муртазин Морис Миннигалиевич.

Муртазин Морис Миннигалиевич (1923–1997) — участник Великой Отечественной войны, командир роты, педагог. Родился в селе Бураево, после школы поступил в военное училище. Участвовал в битве на Курской дуге, получил четыре ранения, награждён орденами и медалями.

После войны вернулся в Бураево, работал учителем, затем директором и завучем школы. Был отличником народного просвещения РСФСР, активным общественником.

Его внучка, классный руководитель 5-Б класса Муртазина Аниса Ильдаровна, с гордостью вспоминает деда, чьи рассказы вдохновили её продолжить семейную педагогическую традицию.

2.3 Усаев Гилемхан Нурмухаметович

Следующий герой, о котором мы решили узнать побольше и запечатлеть в нашей книге, — Усаев Гилемхан Нурмухаметович (08.08.1911 – 2001), участник Великой Отечественной войны, артиллерист 238-го стрелкового полка 186-й дивизии.

18 июля 1941 года одним из первых из Бураево ушёл на фронт. В звании сержанта воевал на 45-мм пушке, участвовал в боях под Калинином. Был тяжело ранен и контужен, награждён медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и орденом «Отечественной войны I степени».

После демобилизации в 1942 году работал в РОВД начальником конвоя, а в 1943 году был направлен на борьбу с бандформированиями УПА на Западной Украине. Вернулся в Бураево в 1946 году, служил в МВД, награждён за безупречную службу. Ушёл в отставку в звании старшины милиции.

Внучка Марьям Усаева вспоминает его как строгого, но справедливого человека, который воспитывал внуков в духе дисциплины и ответственности. Его истории о войне и жизни стали основой семейных ценностей, передающихся из поколения в поколение.

Выводы

Изучение биографий героев нашего села, участников Великой Отечественной войны, показало, насколько важным и вдохновляющим был их вклад в победу над фашизмом. Искандаров Рафаил Миргаляутдинович, Муртазин Морис Миннигалиевич и Усаев Гилемхан Нурмухаметович — это не просто имена в истории, это живые примеры мужества, стойкости и преданности своей Родине. Все они проявили не только храбрость на поле боя, но и стремление служить своему народу и семье, продолжив свой путь в мирное время как учителя, педагоги и общественные деятели.

Их подвиги на фронте и работы в послевоенные годы стали основой для формирования патриотизма и уважения к истории среди наших современников. Эти герои -гордость не только для нашего села, но и для всей страны. Их пример учит нас ценить мир, труд и стремление делать добро, не ожидая награды.

Именно благодаря таким людям, как они, мы можем гордиться мирным небом и жить в свободной стране. Память о их героизме будет передаваться от поколения к поколению, сохраняя в сердцах уважение и благодарность за их великое служение Родине.

Глава 3. Герои Афганской войны

3.1 Махмутов Айдар Габдрахманович

В следующей главе мы решили исследовать участников Афганской войны. Афганистан… Высоких слов не надо, его и так – не спрятать, не забыть. Тому, кто выжил, будет жизнь наградой, а кто погиб – тот в песнях будет жить.

Война в Афганистане стала одним из самых трагичных и неоднозначных событий в истории нашей страны. Этот многолетний конфликт унес тысячи жизней, затронул сотни тысяч семей и оставил неизгладимый след в судьбах людей. Среди тех, кто с оружием в руках исполнял свой воинский долг на далёкой афганской земле, было немало наших земляков. Молодые парни, зачастую ещё совсем юные, отправлялись в горячие точки, не зная, что их ждёт. Им предстояло пройти через ужасы боёв, испытать на себе тяготы войны, столкнуться с болью утрат и невосполнимыми потерями.

Наш район, как и многие другие, не остался в стороне от этой войны. В каждом уголке нашей родной земли есть семьи, чьи сыновья, братья, отцы стали участниками тех тяжёлых событий. Одни вернулись домой героями, другие остались в далёких горах навсегда. Но всех их объединяет одно – они выполняли свой долг перед Родиной, проявляя мужество и самоотверженность в самых сложных ситуациях. Эти люди заслуживают памяти и уважения, их подвиги – пример для нынешних и будущих поколений. В этой главе мы хотим рассказать о некоторых из тех, кто защищал интересы нашей страны на афганской земле. Это истории мужества, чести и верности, которые нельзя забывать. Мы будем вспоминать их с благодарностью и уважением, потому что их имена навсегда вписаны в историю нашей родины и нашего района. Пусть их подвиг служит напоминанием о том, что даже в самых тяжёлых условиях человек может оставаться человеком, верным своим принципам и идеалам.

Первым героем, о котором мы решили рассказать, является Махмутов Айдар Габдрахманович. Мемориальная доска в его честь установлена на фасаде МОБУ Гимназия №2 села Бураево. Айдар Габдрахманович окончил эту школу, когда она ещё называлась Средней общеобразовательной школой №2.

3.2 Нуртдинов Марат Хазетдинович

Следующий герой, о котором мы решили рассказать, — Марат Нуртдинов, участник Афганской войны, чья жизнь и подвиг навсегда останутся в памяти нашего района.

Марат Нуртдинов родился в 1962 году в деревне Ванышево Бураевского района БАССР. С детства проявлял усердие в учёбе, окончил школу с отличием. В 1980 году он поступил в Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище, которое успешно окончил в 1984 году. По собственному желанию был направлен на службу в Афганистан, где стал частью подразделения, которое помогало афганским войскам в борьбе с контрреволюционерами и мятежниками.

22 декабря 1984 года, во время выполнения боевого задания, Марат был тяжело ранен и, несмотря на усилия медиков, погиб. Его горячее сердце, сердце верного сына Родины, перестало биться, но память о его подвиге живёт в наших сердцах. Марат был награждён орденом Красной Звезды посмертно за свою отвагу и преданность долгу.

В лагере "Танып", где в этом году проводилась патриотическая неделя, ребята и взрослые узнали больше о подвиге Марата Нуртдинова. Воспоминания о нём стали важной частью урока мужества, на котором присутствовали ветераны афганской войны. Они поделились своими воспоминаниями о службе, о боевых друзьях и о Марате, который, несмотря на трудности войны, всегда оставался верен своим принципам и товарищам.

На встрече были также присутствующие близкие Марата, в том числе его брат, Гемир Хазетдинович Нуртдинов, заместитель главы администрации по социальным и кадровым вопросам Бураевского района. Ветераны и близкие Марата подчеркнули важность сохранения памяти о героях, таких как он. Эта встреча стала настоящим уроком мужества, мужества, которое продолжает вдохновлять подрастающие поколения.

Героизм Марата Нуртдинова, как и многих других участников афганской войны, напоминает нам о важности патриотизма, верности долгу и готовности защищать Родину, даже в самых тяжёлых условиях.

Выводы:

В этой главе мы познакомились с героями Афганской войны, чьи подвиги навсегда останутся в истории нашей страны и в памяти тех, кто знал их лично. Война стала испытанием для многих, но также продемонстрировала, что мужество и верность долгу не имеют времени и границ.

Изучая истории наших земляков, мы поняли, что война была трудным моментом не только для солдат, но и для всей страны. В этих условиях многие молодые люди, как Марат Нуртдинов, проявили себя как герои, готовые отдать жизнь за мир на Родине.

Их подвиги и верность долгу стали частью нашей памяти. Сегодня мы понимаем, как важно сохранить память о таких людях, которые никогда не предали своих принципов. Пусть их пример служит напоминанием о ценностях чести, патриотизма и верности долгу, которые актуальны и сегодня.

3 .3 Кабиров Нагим Загитович -участник специальной военной операции на Украине

Мы начали наше исследование с рассказов о героях Великой Отечественной и Афганской войны, чьи подвиги сформировали важные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Эти примеры мужества вдохновляют нас и сегодня, и продолжаются в подвиге современных патриотов, таких как участники специальной военной операции.

Одним из ярких примеров мужества стал Кабиров Нагим Загитович, учитель нашей гимназии, который добровольно ушел на фронт, чтобы защищать Родину. Его героизм и готовность защищать страну вдохновили всех, кто знал его. Кабиров погиб на фронте, но его подвиг остался в сердцах многих.

Мы встретились с его семьей и узнали о Нагиме Загитовиче как о мужественном, честном человеке, который был готов пожертвовать собой ради будущего своей страны. Его дочь, Нэля, делится воспоминаниями о нем как о строгом и добром человеке, который всегда был на стороне правды и справедливости.

В честь его памяти в гимназии была открыта "Парта героя", символ чести и памяти, на которой будут учиться те, кто добивается высоких результатов в учебе и участвует в школьных мероприятиях. Кабиров Нагим Загитович навсегда останется в наших сердцах, и его подвиг будет жить в памяти будущих поколений.

В этой главе мы узнали о подвиге Кабирова Нагима Загитовича, который стал примером истинного патриотизма и мужества. Его решение встать на защиту Родины, несмотря на возраст и статус, вдохновило многих и доказало, что настоящая сила кроется в готовности защищать свою страну в трудные времена. Его подвиг стал не только ярким примером для всех, но и живым напоминанием о важности верности долгу и патриотизме.

История Нагима Загитовича показывает, что героизм не имеет возрастных границ, и что каждый, независимо от профессии или положения, может стать настоящим героем, если его сердце наполнено любовью и преданностью к Родине. Его жизнь и подвиг навсегда останутся в памяти тех, кто его знал, а «Парта героя» в гимназии станет символом памяти и чести для будущих поколений.

Глава 4. Заключение

4.1. Выводы по исследованию

В ходе нашей исследовательской работы мы подробно изучили биографии и подвиги героев, связанных с нашим селом:

  • Искандаров Рафаил Миргаляутдинович – участник Великой Отечественной войны;

  • Муртазин Морис Миннигалиевич – участник Великой Отечественной войны;

  • Усаев Гилемхан Нурмухаметович – участник Великой Отечественной войны;

  • Махмутов Айдар Габдрахманович – участник Афганской войны;

  • Нуртдинов Марат Хазетдинович – участник Афганской войны;

  • Кабиров Нагим Загитович – участник специальной военной операции.

Мы провели сбор и анализ архивных данных, изучили воспоминания родственников, сослуживцев и очевидцев, систематизировали полученные сведения и представили их в доступной форме. В результате подтвердилось наше предположение, что многие героические истории жителей нашего села остаются малоизвестными, поскольку воспоминания хранятся только в семьях и не имеют широкой огласки.

Однако, благодаря проведенной работе, нам удалось не только сохранить память о подвигах этих людей, но и представить их истории в виде книги, которая теперь доступна всем желающим. Это позволяет увековечить их вклад в историю и передать знания будущим поколениям.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: систематизация и представление героических историй в виде книги, стендов и видеоматериалов действительно способствует сохранению памяти о подвигах земляков, повышает интерес молодежи к истории родного края и укрепляет чувство патриотизма.

4.2. Значение памяти о героях для будущих поколений

Память о героях играет ключевую роль в воспитании молодежи, формируя уважение к истории, чувство долга и патриотизма. Исследование показало, что знание биографий земляков-героев вдохновляет подрастающее поколение на сохранение традиций, изучение истории своей страны и развитие гражданской ответственности.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные материалы могут использоваться в образовательных учреждениях, на уроках истории и патриотического воспитания. Книга, созданная в рамках нашего исследования, будет служить важным источником информации для будущих поколений, а также основой для дальнейшего изучения истории героев нашего села.

Мы надеемся, что наш труд поможет сохранить память о людях, посвятивших свою жизнь служению Родине, и вдохновит других на проведение подобных исследований, направленных на увековечение подвига защитников Отечества.

Список литературы:

  1. Ахметова, Р. Н. Сохранение исторической памяти в школьных проектах / Р. Н. Ахметова // Образование и патриотизм. – 2019. – № 5. – С. 23–29.

  2. Вольнов, С. Н. Увековечение памяти героев: методики работы с архивами / С. Н. Вольнов // Школьный историк. – 2021. – № 7. – С. 9–14.

  3. Дмитриев, К. В. Проектная деятельность в патриотическом воспитании школьников / К. В. Дмитриев // Современная школа. – 2018. – № 4. – С. 45–50.

  4. Мурзина, А. Г. Память о героях: примеры интеграции военной истории в образовательный процесс / А. Г. Мурзина // Педагогика и общество. – 2019. – № 6. – С. 34–40.

  5. Сафин, Р. М. Герои Башкортостана: сборник воспоминаний / Р. М. Сафин. – Уфа: Башкирское издательство, 2015. – 142 с.

Приложение 1

Приложение 2

https://disk.yandex.ru/i/si0Wc8Ae4Sl8ow Время сильных: истории о героях моего села

Просмотров работы: 23