1. Введение
Культура народа и его мифология между собой взаимосвязаны. Разгадка мифов является важной задачей для подрастающего поколения. На наш взгляд, актуальным на сегодняшний день является знание и понимание роли традиционных запретов и правил, которые легли в основу ненецкой культуры.Данная работа -возможность пополнить интересными сведениями знания о культуре, мифологических представлениях ненцев, сохранивших веру об устройстве мира с древнейших времен через известные мифы о сотворении и живопись.
Сегодня, в 21 век, жизнь подрастающего поколения полна соблазнов. Это может грозить потерей связи с традиционными культурными корнями, что является серьезной проблемой: для коренного жителя традиционный уклад и вера – основа жизни.
В современном искусстве можно познакомиться с трудами известного ненецкого художника Леонида Алексеевича Лара, где автор очень красочно пытается передать идею важности соблюдения запретов, через образы и символы доносит до зрителя основу своей культуры.
Гипотеза: если сопоставить миф о рождении земли, традиционные запреты и верования, картины Л.А. Лара, то можно найти много общего между ними. А применение принципа золотого сечения облегчит понимание авторского замысла, что может повлиять на увеличение интереса и к творчеству художника, и к ненецкой культуре.
Цель работы: понять мировоззрение своего народа, осветить традиционное миропонимание ненцев через мифологию о сотворении мира, их религиозные представления и живопись художника Леонида Алексеевича Лара
Отсюда вытекают задачи:
1. Изучить литературу о религиозных представлениях ненцев, об их культуре, традициях.
2. Познакомиться с ненецкими мифами о сотворении мира
3. Познакомиться с творчеством ненецкого современного художника Л.А.Лара, члена Союза художников, кандидата исторических наук.
4. Изучить и применить принцип золотого сечения для изучения картин художника.
5. Сопоставить и обобщить полученные знания.
Объект исследования: религиозные представления ненцев в запретах и правилах, сложившихся в глубокой древности
Предмет исследования: мифы ненцев и картины Л.А.Лара о сотворении мира.
Новизна работы заключается в методах исследования через сопоставление мифов и картин Л.А.Лара, а также применение принципа золотого сечения для понимания авторского замысла художника. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение, аналогия); практические (применение принципа золотого сечения, описание).
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы на уроках по литературному краеведению, занятиях внеурочной деятельности; могут быть полезны тем, кто интересуется искусством, традициями коренных народов.
2. Теоретическая часть исследования
2.1. Религия ненцев. Традиционные запреты и правила
Суровые климатические условия Севера повлияли на мироощущение и отношение к окружающему миру у коренного населения, что легло в основу их культуры. Так сложилась триада: божество, природа, человек. Анемизм – основа их культуры. С древнейших времен они свято верят в существование духов у всего, что их окружает: дух огня, дух воды, дух земли, дух камня..… И где бы ни находился человек, за ним всегда пристально следят.
Главным считается бог Нум. К нему простой человек не имеет права обращаться напрямую, только через шамана – посланника всевышнего, посредник между простыми людьми и богом Нумом. Известно, что шаманом может стать лишь умеющий предчувствовать и предсказывать; человек, который способен общаться с потусторонним миром. Обычно шаманство передается по наследству.
Обязательными атрибутами шамана являются костюм с подвесками на ремне, бубен, колотушка, посох, амулеты, священные фигурки – онгоны, которые помогают свершать ритуал … Бубен – это не просто музыкальный инструмент, это символ шаманской силы, средство передвижения в иные миры и способ общения с духами. С его помощью он входит в транс, другими словами - камлает. В таком состоянии он не чувствует боли, поэтому с легкостью может ходить по раскаленным углям, битым стеклам, острым предметам.
Ошибочно считать, что бубен имеет круглую форму: его размеры 62 на 80. Он имеет символическое значение: образ вселенной, с внутренней стороны он разделен пересеченными нитями на четыре части, символизирующими четыре стихии: воздух, огонь, воду, землю. Когда шаман бьет в бубен, он обращается к духам четырех стихий. В бубен необходимо бить специальной колотушкой, которая также имеет магическое предназначение, выполняя функцию ездового животного. Следующий важный атрибут - трость шамана, с помощью ее можно излечить болезни.
Различные ленты, монеты, фигурки животных – это подарки за хорошее камлание. Чем сильнее становится шаман, тем больше у него появляется разных атрибутов.
У шамана есть верные помощники – духи. Один из них – это дух-гагара - Еся'нюня. Шаман поручает ей собирать информацию о людях, она летает по всему свету, собирает сведения. В жизни у ненцев гагара – символ счастья, здоровья.
2.2. Ненецкие мифы о сотворении мира
С участием этой птицы у ненцев есть миф о сотворении мира, где ей отведена главная роль: она нырнула в самую глубь моря за землей и через 7 дней в клюве принесла клочок земли. Из всего этого бог Нум сделал землю. Тогда гагара снесла яйца, одно из которых, обливаясь слезами, бросила в воду.
Возникают вопросы: почему все живое произошло из воды, почему гагара одно яйцо бросила в воду? Для этого необходимо описать некоторые традиционные запреты и правила ненцев, дошедшие до нас из глубины веков. Их коренные жители соблюдают и сегодня, свято веря в то, что нарушая их, они навлекут на себя гнев богов. Эти запреты направлены на защиту, в первую очередь, самого человека и всего, что его окружает, начиная с растений в тундре, заканчивая теплом огня в чуме.
Издавна ненцы верили в существование главного хозяина воды - Яв мал Вэсоко. К нему обращаются люди, когда идут на рыбный промысел, просят о хорошем улове, пытаются задобрить. При этом соблюдают правило: брать столько, сколько сможешь унести, не брать лишнего. До сих пор старожилы учат детей не нарушать покой воды.. Иначе хозяин воды рассердится, и последуют наказания различного рода.
Кроме настоящих духов в ненецкой культуре есть вера в ложных духов. Они вступают в силу, когда люди нарушают запреты. Разгневанные ложные духи появляются перед человеком в виде миражей, заманивают его, сбивают с правильного пути, путают и ведут к погибели. Чтобы этого не случилось, люди не нарушают запреты. Поэтому гагара в мифе скинула яйцо в воду - так выражена благодарность за живое на земле; принесено жертвоприношение: вода дала жизнь, она же, если разгневается, может и забрать ее или помешать хорошему улову.
Что же касается того, что жизнь в мифе произошла из воды, это можно объяснить тем, что вода – это среда обитания живых организмов. Научно доказанным фактом является появление живого из простейшей инфузории. Древнейшие люди хоть и не обладали этими знаниями, но были очень наблюдательными и не могли не заметить этого факта, обладая пониманием того, что вода – это источник жизни.
С древнейших времен ненцы ставили чумы у воды. Об этом свидетельствуют археологические находки ученых. (в выставочных залах музейно-выставочного комплекса имени И.С Шемановского») Благодаря этим свидетельствам, мы узнали, что издавна коренные жители проводят ритуал задабривания духов воды, отправляясь в дальнюю дорогу по реке или проплывая мимо священных мест. Так люди налаживали контакт с духами воды. Это вековые традиции.
Согласно ненецким мифам, есть верхний мир, средний и нижний, загробный. В верхнем мире обитает бог Нум. В среднем обитают вместе с различными духами и простые люди, и животные, и птицы, и рыбы..
Нга – символ зла и олицетворение плохого – обитатель нижнего мира. Два брата никогда не сходятся, если это произойдет, то на земле будет великая беда. Несмотря на отрицательную роль, люди и в его честь свершают обряд жертвоприношения, чтобы злые духи не беспокоили и избавили от болезней.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: древние предки коренного населения были очень наблюдательными. Свои наблюдения они передавали из уст в уста в виде запретов, правил или мифов, в которых пытались объяснить устройство и происхождение мира и всего живого. Благодаря умению наблюдать и подмечать, и сегодня существуют многие вековые запреты и правила. Возможно, многие запреты утратились или не соблюдаются современными представителями ненцев. Но есть такие правила и запреты, соблюдение которых – важная часть их культуры, ставшей традиционной.
3. Практическая часть. Картины ненецкого художника Л.А.Лара и их взаимосвязь с вековыми традициями и религиозными представлениями ненецкого народа
Леонид Алексеевич Лар ненецкий художник, живописец, график, доцент, кандидат исторических наук, член Союза художников России, автор нескольких монографий о культуре, быте и религиозных представлениях своего народа, известен своими выставками в России и за рубежом [2].
Нами в феврале 2024 года был проведен опрос в Тазовской школе-интернате, где проживают и учатся дети, чьи родители ведут кочевой и полукочевой образ жизни, с целью выявления интереса к творчеству данного художника, писателя, в котором приняли участие 32 человека. Опрос показал неутешительные результаты:
Из 32 опрошенных представителей ненецкой культуры о Леониде Ларе:
как о художнике слышало 8 человек – 25%,
как о писателе, авторе монографий о ненецкой культуре – 0 человек 0 %
пояснить смысл его картин могут 3 человека – 9,4%
Можно сделать вывод: творчество национального художника и писателя практически неизвестно местному населению.
Так появилась идея рассказать обучающимся нашей школы о работах самобытного художника: в марте 2024 и октябре 2024 года проведены практические занятия. Учитывая сложность работ художника, было понимание того, что необходимо более подробно описать их. Для этого решили применить принцип золотого сечения [3]. Формула совершенства, божественная пропорция, математический феномен, так называют его художники, искусствоведы, математики; им любили пользоваться художники еще со времен Леонардо да Винчи.
Есть много формул золотого сечения, мы будем использовать упрощенный вариант принципа - правила третей: особый способ построения композиции, разделяя картину на 9 частей, в основе лежит правило золотого сечения с небольшими поправками. Этим правилом пользовались многие художники в прошлом, пользуются и сейчас.
Взгляд подсознательно акцентируется на линиях этой сетки. Места пересечения – это наиболее важные части картины, позволяющие понять авторский замысел: четыре места пересечения, четыре центра притяжения взгляда.
Одна из самых ярких по цветовой гамме и образному содержанию картин Леонида Алексеевича Лара – «Глаза Нума». (прил 1)
На картине выделяются глаза, расположенные в центре вверху, также привлекает внимание образ присевшего в танце шамана. В руках священный бубен и колотушка. Глаза шамана закрыты, он камлает. Видимо, камлание было успешным: он вошел в транс. Об этом свидетельствуют круги, расходящиеся от шамана. Эти круги разного цвета: желтого, красного, голубого. Красный и голубой цвета – цвета символов воды и огня, имеющих сакральное значение для ненцев. Желтый цвет – лучезарный цвет, как показатель доброго умысла, хорошего результата.
Вся картина наполнена желтым светом, возникают ощущение света, солнца, тепла; всегда использовали это цвет в иконописи для изображения лика святых. Желтые лучи исходят как от Нума вниз, что является показателем того, что он следит за всем, что происходит на земле, и он доволен увиденным, так и в сторону бога от шамана, как уже указывалось выше – является показателем доброго умысла.
Между шаманом и великим Нумом видим духов – помощников: гагару, Миколу Мутранта – так называют ненцы святого Николая Чудотворца. Иконки с его изображением всегда кочевники берут с собой в дорогу, т.к. он покровительствует в дальней дороге. И еще один дух-помощник – ЯвМал Вэсоко – дух земли. Они помогают шаману донести до Нума просьбы людей.
По левую и правую сторону от глаз верховного божества расположены луна и солнце – подчиненные бога Нума.
Учитывая название картины «Глаза Нума», можно предположить, что главным образом картины является Нум. Убедимся в этом, применив правило трети - упрощенный принцип золотого сечения.
Следуя взглядом вслед за вертикальными и горизонтальными линиями, мы видим фокальные точки: бубен, колотушка, лицо шамана с закрытыми глазами, священные амулеты на груди. Значит, можно сделать вывод, что центральным и важным на картине является образ камлающего шамана, чья просьба удовлетворена. Этот вывод можно сделать по пересечению линии вверху через образ белой птицы, духа-гагары.
Привлекает внимание тот факт, что образы гагары, других значимых духов-помощников, Миколы Мутранта и ЯвМал Вэсоко, расположенных на одной линии, говорит о том, что для коренного населения они равнозначны. Пересечение линии через птицу-гагару свидетельствует о том, что послание благоприятное.
Применяя правило трети, можно сделать вывод: главным образом на картине Л.Лара «Глаза Нума», несмотря на название, является образ шамана: его успешное камлание принесет людям благоприятные известия. Таков авторский замысел. (прил.2)
Другая не мене интересная картина этого художника «Хозяин озера». Что же на этой картине является важным? Применяя правило трети, можно сделать вывод: глаза хозяина озера являются главным объектом на картине. Можно предположить, что здесь отражена древняя вера людей в существование духа озера То ерв.
Кроме хозяина озера на полотне можно увидеть и два других образа, через которые проходят линии. Можно предположить, что это ложные духи: они не смотрят прямо. Ненцы знают, они проявятся, если будешь нарушать запреты.
Хотелось бы еще об одной картине рассказать «Гагара» (прил 3), данная картина передает сюжет мифа о сотворении мира на земле. Гагара представлена пред нами в женском лике – символ женского начала, способного рожать и оберегать потомство, хранить очаг. Линии пересекают рот гагары – он не может кричать, пересечение линий на крыльях и коротких ногах говорит о том, что она не может ходить, но вот-вот взмахнет крыльями и бросится вниз за яйцом, погружающемся в воду.
Две вертикальные линии пересекают два оставшихся яйца, одно из которых уже треснуло, из него готов вылупиться птенец. Это то потомство, которое удерживает гагару на земле: она должна их сберечь.
Проанализировав три картины Леонида Лара, можно сделать вывод, что они напрямую пересекаются с мифами о сотворении и религиозными представлениями и правилами коренных жителей Севера. Можно предположить, что эти образы и темы для каждого ненца важны, носят сакральный характер.
5. Заключение
Ненецкие боги и духи – отражение мироощущения людей, веры в порядок в соответствии с их вековыми традициями. Нарушение правил и традиций несет наказание. Это мы находим в древней мифологии и запретах, сложившихся в глубокой древности, в картинах современного ненецкого художника Л.А.Лара, к сожалению, мало известного широкой общественности.
Сознание современного представителя ненецкой культуры сформировалось благодаря мудрости предков, их наблюдательности. Передаваемые из уст в уста запреты, мифы легли в основу народной культуры.
Наша гипотеза подтвердилась: сопоставив миф о рождении земли, традиционных запретов и верований, картин Л.А. Лара, мы нашли много общего между ними. А применение принципа золотого сечения облегчило понимание авторского замысла. Надеемся, это может повлиять на увеличение интереса и к творчеству художника, и к ненецкой культуре.
Выбранные нами методы исследования, оказались успешными при достижении цели. Цель работы достигнута и задачи решены. Результаты работы могут быть использованы на уроках по литературному краеведению, на занятиях внеурочной деятельности. А также данная работа может быть полезна тем, кто интересуется традициями коренных народов.
Список интернет-источников
1. https://old.bigenc.ru/ethnology/text/2800700
2. https://litresp.ru/chitat/ru/Л/lar-leonid-alekseevich/shamani-i-bogi
3.https://levelvan.ru/pcontent/compozitsiya-kartiny-1/sechenie-treti-napravlenie
https://arctic-megapedia.com/blog/2020/12/10/ненецкие-религиозные-представления/
https://dzen.ru/a/Xu9fquJHBQZ_6Wqa
https://litresp.ru/chitat/ru/Л/lar-leonid-alekseevich/shamani-i-bogi
https://livemaster.ru/topic/3614748-blog-tropy-sibirskogo-shamanizma-kultovye-prinadlezhnosti
https://mvk.yanao.ru/kollektsii/arkheologicheskaya/
https://nasledie.digital/articles/narody-rossii-nentsy/
https://school-science.ru/6/5/37498
https://studexpo.net/519577/istoriya/bozhestva_duhi_verhnego_mira
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3