«Матушка-заступница» (Судьба церкви «Казанския Пресвятыя Богородицы церковь ... в селе Богородском, Горбово тож, на реке Рузе»)

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Матушка-заступница» (Судьба церкви «Казанския Пресвятыя Богородицы церковь ... в селе Богородском, Горбово тож, на реке Рузе»)

Ивочкин Т.Е. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Ветлянских М.В. 1Морозов М.Б. 2
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
2МАрхИ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I Введение

В деревне Горбово[1], на высоком правом берегу реки Рузы, золотым куполом устремлённый в небеса, парит храм. Это наша святыня - «церковь Пресвятыя Богородицы Казанския». У храма долгая, сложная, но счастливая судьба.

Проблема нашего исследования заключена в вопросе: сумеем ли мы, россияне, сохранить память о собственном пути в истории? Пути, на котором дух наш постоянно подвергался испытаниям и требовал укрепления. На проповеди в начале Крестопоклонной недели настоятель нашего Казанского храма о. Александр Лобанов так определил наших союзников: это армия и ВЕРА! Вера, бывшая основой существования русской земли со времени Крещения и должная являться мощной скрепляющей силой сегодня. Данный факт обозначил цель работы определение судьбы одного из храмов Рузской земли - Казанской иконы Божией Матери в с. Горбово, его причта и прихода – для сохранения памяти, извлечения уроков истории, обозначения собственных духовных ориентиров.

Согласно задачам было необходимо:

  • проанализировать печатные и архивные документы, связанные с историей храмового строения, его причта и прихода;

  • выявить особенности современного состояния жизни церкви через изучение материалов СМИ, опрос людей, имеющих отношение к её возрождению и текущему периоду;

  • разработать материал для проведения устного журнала по теме.

В процессе решения задач были использованы следующие методы:

  • архивный (работа с Метрическими книгами в МКУ «Архив» Рузского г.о., документами Рузского краеведческого музея, ЦГА г. Москвы, ГА РФ);

  • интервьюирование (беседы с непосредственными участниками возрождения церкви Казанской иконы Божией Матери);

  • поисковый (поиск информации в Сети, архивах, респондентов);

  • сравнительного анализа (сопоставление материалов отчётов и докладов Земской Управы и записей в метрических книгах);

  • обобщения и систематизации выявленных результатов.

Объект исследования – Казанский храм в с. Горбово Рузского района Московской области, предмет исследования – роль владельцев села, строителей и благотворителей в основании и восстановлении святыни.

Материалы данной работы можно использовать в формате устного журнала, разделив его приложения на отдельные страницы. Целевая аудитория – самая широкая. В этом заключается практическая значимость исследования.

II Основная часть

  1. Источники исследования истории церкви Казанской иконы Божией Матери

История церкви Казанской иконы Божией Матери с момента её упоминания в середине XVII в. и до современности прослежена по

- «Историческим материалам для составления церковных летописей Московской епархии» В. и Г. Холмогоровых (в их основе записи писцовых и переписных книг[1А], приходных окладных книг Патриаршего Приказа[2]). Осмыслить документы, представленные или упомянутые в них, помогли исторические записки архивиста М.Б. Морозова;

- клировым ведомостям за 1813, 1901, 1902, 1916 гг. (именной состав членов причта Казанской церкви в с. Горбово и их семей, сообщения о составе прихода);

- приказам Московской Духовной Консистории за 1794, 1802, 1813, 1852, 1884, 1895, 1899, 1901, 1902, 1905, 1909, 1912 гг. (переустройство храма, утверждение в должности церковного старосты, дела по жалобам на священников);

- указам Священного Синода (по газете «Московские церковные (ранее епархиальные) ведомости») за 1812, 1869-1918 гг. (назначения членов причта на церковные места, награды священников, утверждение в должности законоучителей Горбово-Хованского сельского начального училища, объёмы закупок на Московском Епархиальном свечном заводе);

- Книге Рузского Духовного Правления (содержимое ризницы и церковной утвари исследуемой церкви) после нашествия Наполеона - 1813 г.;

- Резолюциям Митрополита Московского и Коломенского Филарета за 1831, 1836, 1905 г. (вынесение решений о наказании и поощрении членов причта);

- метрическим и исповедальным книгам церкви Казанской иконы Божьей Матери в с. Горбово за 1795-1806, 1809-1814, 1870-1918 гг. - описание по крайнему периоду непосредственно в работе (именование крещаемых, возраст венчавшихся, возраст умерших и причины их смерти, статус прихожан, смена причта и т.д.);

- пяти делам из Книги Рузской земской управы (1867-1876, 1904, 1906, 1909, 1913-1916 гг.) (обозначение причинно-следственных связей болезней-смертей и принятых социально-бытовых и административных мер, роста грамотности населения прихода, его стремления к культурному развитию...);

- материалам архивно-следственного дела священника Петра Страхова и другим.

Информация для исследования отобрана в процессе работы в ЦГА г. Москвы (фонды 54, 103, 203, 607 и др.) и в МКУ «Архив» Рузского г.о. (фонд 339, опись 1, дела 79-83), в результате переписки с отделом научно-информационной и справочной работы ГА РФ (фонд №10035), научно-исследовательским отделом редкой книги Библиотеки Академии наук (анализ «Письма его сиятельству князю Алексею Васильевичу Хованскому» Матвея Комарова 1771 г.).

  1. Судьба храма с поименованием «Казанския Пресвятыя Богородицы церковь с приделом св. праведного Иова в селе Богородском, Горбово тож, на реке Рузе» (XVII-XVIII вв.)

    1. Владельцы с. Горбово и устроители церкви

2.1.1. Вклад боярина Б.М. Хитрово в строительство храма

Как населённый пункт «на реке Рузе, Рузского уезда» Горбово стало известно по записям в писцовых книгах: «в 1625-1626 г. была деревня...»[3]. Первые же исторические сведения о храме относятся к середине XVII в. К 1644 г. Горбово именуется сельцом и принадлежит боярину Богдану Матвеевичу Хитрово[4], значительной личности в истории государства Российского. Он жил в XVII веке и, как все Хитрово, преданно служил первым трём царям династии Романовых.

Именно в этот период 30-летний окольничий Хитрово бьёт челом в Патриарший приказ о строительстве в принадлежащем ему с. Горбово церкви во имя «Казанския Пресвятыя Богородицы», на что в 1644 г. «ноября в 11 день благословенная грамота в Рузский уезд» была выдана[5]. Документ фиксирует уплату пошлины в Патриаршью казну: «две гривны взято». Вскоре после постройки храма (1649 г.) сельцо было названо по церкви Богородицким, Горбово тож.

Доступные нам документы не содержат информации о быте прихожан – только состояние церковного строения, описание утвари, размер пошлины в казну и некоторое другое. Так, запись от 1656 г. называет придворный чин и должность владельца села: Богдан Матвеевич Хитрово - окольничий - второй сверху по чину. Дани в том году плачено «10 денег, десятильничих гривна». Следующая запись датирована 1676-ым годом: положено было дани «6 алтын, 4 деньги, заезда гривна»[6]. В 1678 г. «у церкви церковных причетников: во дворе поп Емельян Иевлев, да просвирня вдова Лукерья Иванова»[7].

С 1680 по 1697 гг. церковь Казанская находилась «в вотчине боярыни вдовы Марьи Ивановны Хитрово»[8]. В 1681 г. «дани 16 алтын» - стоимость 96 пар лаптей – двоим крестьянам на год не хватило бы…

2.1.2. Матушка-заступница

Почему Хитрово «бьёт челом» об освящении храма именно во имя Казанской иконы Божией Матери? Доподлинно неизвестно, но именно в данный исторический период – к концу 40-х годов XVII в., после изгнания поляков из Москвы, - эта икона приобретает значение национального символа. Для нижегородского ополчения, которое в 1612 г. выступило походом против чужеземных завоевателей, был создан точный список чудотворной иконы. В походе на врага Матушке-заступнице неустанно молились о помощи, с нею освободили сначала Китай-город, затем Кремль, на другой день вошли в Кремль уже победителями - крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери. После этого судьбоносного для нашего Отечества события значение иконы стало настолько ощутимым, что в 1649 г. Православная церковь провозгласила 4 ноября днём общегосударственного почитания священного образа. Вследствие этого челобитная Богдана Хитрово о поименовании храма в подмосковной усадьбе обретает логику.

2.1.3. «…пожаловано думному дьяку Никите Моисеевичу Зотову, за Азовскую его службу». «…деревянная, рублена клетцки»

Когда умерла и М.И. Хитрово, в 1697 г., село Горбово было отписано на государя к дворцовым селам и в том же году пожаловано думному дьяку Никите Моисеевичу Зотову, который, как и предыдущий владелец, был неординарной в государстве личностью. В 1695 и 1696 гг. царь Пётр I возглавил две кампании против турецкой крепости Азов. После неудачной первой вторая завершилась победой - первой со времен правления отца Петра I. Во время этих походов Н.М. Зотову были поручены дипломатические дела войны. За успехи в них Никита Моисеевич и был пожалован царским селом Горбовом. Через 5 лет после вступления во владение селом, 1 июля 1702 г., он подаёт прошение в Патриарший Казенный Приказ, где сообщает, что у него «вотчинка … в Рузском уезде, ... а в том селе церковь в честь и похвалы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы честнаго ея образа, являвшагося в городе Казани, да предел в честь же похвалы Св. Иова многострадальнаго…» Более ранний документ уточняет, что церковь «деревянная, рублена клетцки» [9] [10], то есть в основе её «клеть» - сруб из горизонтальных венцов брёвен.

Владелец села отмечает: «… строением та церковь подобием дву совед(ен)ных храмин, из которых одна учинена трапезою, а вторая церковь в ней же и два олтаря отгорожены» - оно значит, что алтарное пространство не было отделено архитектурно от основного объёма. Этот факт явился причиной обращения в казённое учреждение: «в которых олтарях, во время священнодействия, приносители Святыя жертвы имеют за непространством великую тесноту и совершается святая служба всегда в настоящем олтаре, а в пределе только однажды в год … и просил разрешения об уничтожения придельнаго олтаря и прибавке настоящаго олтаря к вышеупомянутой церкви» [11]. Тем же днём была дана «благословенная грамота церковь строить».

Следующий документ сообщает: «в приходной книге жилых данных церквей … данные деньги на прошлые годы и на нынешней 1702 год плачены сполна; … у той церкви двор попов, да в приходе двор помещиков, 3 двора надворных людей, 3 двора бобыльских …»[12]. Документы конца XVII - начала XVIII вв. позволяют обозначить причт храма в разные годы, понять содержание и значение податей церквей, узнать, на что питался причт и что «служба у …попа Константина в той церкви бывает временная, а не повседневная»[13].

Заботы о церкви после смерти графа Зотова перешли к его близким: в 1718 г. его вдове Анне Ермеевне и сыну Василью[14]; в 1737 г. – сыну Василия Никите с Дмитрием Алексеевым и Петром Егоровым Пашковым, получившим наследство от вдовы графа; в 1752 г. - вдове Никиты Васильевича Анне Логиновне с детьми. Дочь Екатерина Никитична вышла замуж за поручика князя Алексея Васильевича Хованского[15], и началась новая страница истории церкви.

2.1.4. Вклад князя А. В. Хованского в строительство каменного храма

Источники не сохранили портрета именно этого Хованского (1731-1792), Гедиминовича в XV колене, но Горбово-Богородское, где поселились Е.Н. и А.В. Хованские, было переименовано в Горбово-Хованское.

Алексей Васильевич, очевидно, был экономически прозорливым человеком: он построил здесь самую крупную в уезде суконную мануфактуру - предприятие, которое ещё полвека назад было невиданным для российской экономики, но очень нужным ей. После смерти князя, в мае 1792 г., его вдова «порутчица Княгиня Екатерина Никитична …тоже от священника Василья Иванова до мирских прихоти людей» подают прошение епископу Дмитровскому Серапиону «построить дозволить» вместо деревянной каменную церковь «в том же именовании и при ней колокольню каменную». Просители объясняют, что нынешняя, ветхая, «в воскресенье и праздничные дни весьма тесна». Надлежащая справка на церковь и колокольню, храм и фасад «истребована», разрешение построить в селе новую, «в благопристойном по свидетельству благочинного месте на твердой матёрой земле, по представленному от них плану и фасаду под присмотром благочинного для точности» дано. Из прошения известно, что для каменных работ «потребные материалы большею частью уже заготовлены», - дорога была прихожанину Матушка-заступница! В записи за 1793 г. можно обнаружить местоположение нового строения: «каменная церковь от старой деревянной … стану к западу, расстояния четырёх саженях»[16] (8,5м).

  1. История церкви Казанской иконы Божией Матери (XIX – первая половина XX в.)

    1. «… новую, каменную»

Согласно клировым ведомостям, в 1802 году в Горбове «доброхотными дателями и с помощью вдовы владельца князя Василия Алексеевича Хованскаго вместо ветхой деревянной церкви построили каменную - на высоком белокаменном цоколе с белокаменным же декором тонкой профилировки». Трёхчастная объёмно-пространственная композиция церкви состояла из квадратного в плане четверика храма с ротондой 2-го яруса, первоначально с одним приделом - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, небольшой трапезной, прямоугольного алтаря и 3-х ярусной колокольни. Архитектурный стиль нового строения – классицизм[17].

В 1812 г. вотчина направила в ряды Московского ополчения воинов 102 человека, на конец мая 1813 г. живым вернулся один![17А] Церковь же «во время неприятельского нахождения … от оных врагов поругана». В прошении, направленном в Святейший Синод, слышится сетование на то, что Богослужение в приходе остановилось, и для его возобновления просят «учинить всемилостивейшую Резолюцию» храм освятить. 8-9 декабря 1812 г. церковь была освящена.

Запись бесценна не только как факт из истории храма, но и содержанием в ней имён: «К сему Прошению Рузской округи села Горбова церкви Казанския Богородицы священник Иоанн Антипов руку приложил. ... вместо приходских людей по их прошению той же вотчины князя Василья Алексеевича Хованского писарь Дмитрий Морозов руку приложил»[18].

В документе 1813 г. содержится опись «ризницы и утвари церковной» «Рузской округи села Горбова церкви Казанския Пресвятыя Богородицы», произведённая согласно Указу №275 Рузского Духовного Правления. Документ на 18 страницах, заверен подписью и сургучной печатью содержит, в частности, следующие сведения: «Приходских дворов при той церкви находится 86. Земли пахотной, и усадебной, и сенокосной указная пропорция»[20]. Небогато. Колоколов 5: самый крупный - «двадцать пуд и шестнадцать фунтов» (326,5 кг), маленький – один пуд (16 кг). Эта информация важна для сравнения с современным состоянием колокольного хозяйства.

Но самое важное - это подробное описание храмового строения, позволяющее представить его облик. «Доброхотные датели» позаботились о гармонии внешнего вида церкви. Здесь же обстоятельная опись церковной утвари: одежды на престоле и жертвеннике, ризы, кресты, сосуды… все лица причта («один комплект») – священник, «дьячек» и пономарь – женаты, имеют «ставленую грамоту». Священнику на тот момент 30 лет. Все они в разной степени пострадали в результате наполеоновского нашествия, поэтому, согласно описи, получили выплаты от Московской духовной консистории[19]. Вместо уничтоженных неприятелями во всем приходе 15 дворов, помещики собираются построить заново меньше половины домов – 7: хозяева сожжённых домов умерли, а их осиротевшие малолетние дети поселены в другие дома к родственникам.

Обычно, военные и мародёры Наполеоновской армии сжигали дома крестьян в тех селениях, где крестьяне оказывали им сопротивление или активно участвовали в партизанском движении. Крестьяне деревни Чепасовой, несомненно, проявив героизм, оказали сопротивление грабителям, а, может быть, даже убили нескольких из них, за что и были жестоко наказаны карательной акцией со сжиганием домов, после чего в деревне Чепасове из 15 крестьянских домов осталось только 3. Эта деревня сильнее всех пострадала в приходе Казанского храма, т.к. находилась всего в 8 км от г. Рузы, где квартировались вражеские отряды, и недалеко от важного тракта, который связывал захваченные города Можайск и Рузу. Если в 1804 г. в д. Чепасовой было 22 крестьянских двора, а теперь остались только головешки от сгоревших домов и 3 целых дома, а селение было почти полностью уничтожено[19А].

В июле 1884 г. Строительное Отделение при Московском Губернском Правлении было уведомлено, что причт церкви с церковным старостой «желают соединить трапезу с колокольнею посредством прикладки двух боковых каменных стенок», так как «приходская их церковь построена в 1802 году, зданием каменная и холодная, но они желают иметь её теплою. Устроить же всю церковь теплою, по обширности ее, им не посильно, устроить тёплый придел в трапезе не возможно, по тесноте помещения». В 1885 г. устроен и в 1886 г. освящен второй придел - во имя свят. Кирилла и Мефодия. Фасады декорированы белокаменными подоконными плитами с кронштейнами. Крыша сооружена двускатная. Отмеченные в конце XIX в. изменения отображены и на фотографии, датированной 10 декабря 1941 г.

    1. По страницам метрических и переписных книг

Сейчас в работе подворные переписи (1869-1871, 1883 гг.) крестьян, где указаны их профессии, кем они работают в Москве или занимаются земледелием, какого размера у них дома, сколько имеется лошадей, скота и овец и пр.. Подробности жизни прихода середины XIX в. и до реформы 1861 г. нам пока неизвестны.

Далее: метрические книги за 1870-1918 гг.[21], настоящая энциклопедия жизни определённого прихода и конкретных людей. В МКУ «Архив» Рузского г.о. постранично изучены и систематизированы все записи всех трёх разделов Метрических книг церкви Казанской иконы Божьей Матери в с. Горбово. Так, например, аналитические таблицы, отражающие рождаемость по месяцам и годам, подтвердили гипотезу о том, что в означенные 50 лет российские крестьяне ещё придерживались святцев, нарекая своих новорождённых именами святых. Например, в апреле 1871-1910 гг. родившихся девочек чаще называли Иринами и Александрами, мальчиков – Георгиями. Всего нами составлено 6 информационно-аналитических таблиц: 1870, 1880, 1890, 1900, 1910 и 1915 гг.

Согласно означенным документам, в 1870 г. родилось 44 человека, а умерло 53, в их числе детей до 1 года - 26 человек (средний возраст - 2,3 мес.). Детей до 1 месяца умерло 10 человек (средний возраст - чуть более 2 недель). Причины смерти всех их неизвестны. Может, потому что до 1864 г. медицинская помощь сельскому населению России не оказывалась и, несмотря на учреждение в 1864 г. земской медицины и её успешное развитие в Московской губернии, «распределение врачей было крайне неравномерным, уровень гигиенической культуры продолжал оставаться крайне низким, наблюдалось недоверие населения к врачам»[22]. В документе, датированном 1867-1876 гг., есть многочисленные упоминания о «съестных припасах», «других материалах», которые поставляет Рузской больнице «купец 2-ой гильдии Борис Семёнов Фролов», о доставке крестьянином белья для больницы, записи «о 2 служителях, нанятых в отделения для больных, укушенных волком», о помещениях, выделенных для этих больных, «о средствах на лечение гражданских арестантах», и нет ни слова о выделении средств на лечение крестьян[22А].

1872-ой. Раздел «О умерших» содержит 8 записей о смерти и погребении новорождённых, не проживших и двух недель. Февраль-март 1875 г. Шесть младенцев возрастом до 1 года умирают «от кори». Это первые скорбные записи, где упоминается корь. Заболевание инфекционное: 4 ребёнка - из с. Горбово.

Июнь-июль того же года – 5 детей возрастом до 5 месяцев умирают от поноса. Не удивительно, так как санитарные условия в летнее время в крестьянском быту несовершенны. Основная же причина кишечных расстройств заключалась в особенностях ухода за новорождёнными. В традиции русского населения был ранний отказ от грудного вскармливания, что лишало младенцев естественной защиты, поэтому именно в этот период они особенно уязвимы. Вместо материнской груди - хлебный мякиш, множитель микробов.

Декабрь того же года. 6 детей, пять из которых двухмесячные, умирают «от кашля» - деревенский дом не всегда был крепким и тёплым. Из статьи «Смертность детей в 19 веке» узнаём: «В Российской Империи при средней продолжительности жизни 37 лет большая часть малышей умирала, не прожив и года. В 1867 г. Московская губерния на втором месте» по данному показателю.

Далее останавливаем внимание на необычных записях. Июль 1876 г.: впервые встречаем информацию о рождении и крещении незаконного ребёнка: «деревни Барановой солдатки Анисьи Алексеевой сын Симеон». Таинство отправляется, несмотря на «особый статус» новорождённого.

1878 г. Заключено браков - 11. Средний возраст вступивших в брак впервые - 22 года. Родилось 36 человек. Умерших - 85(!) человек. Из них 35 детей - от поноса. Почти столько же, сколько родилось! 01.01.1878 г. погребён младенец Мария, проживший всего 1 час, - от слабости. Никаких мер по борьбе с эпидемиями не принимали из-за полного отсутствия мест для изоляции и крайнего недостатка медицинских средств[23].

1879 г. Заключено браков - 14. Средний возраст венчавшихся - 18 лет. Родилось 59 человек, умерших 75 человек. Найдена запись о смерти в один день двух членов семьи: мужчины 56 лет, от тифа, и дочери Анны 5 дней, от слабости.

Если такое катастрофическое положение с соотношением рождаемости и смерти наблюдалось бы повсеместно по России бОльшее количество лет, то поправить демографическую проблему стало невозможным.

В процессе работы оказалось познавательным прослеживать статус упоминаемого в записях прихожанина: отставной солдат, мещанка, крестьянин, солдатка, из цыган, рядовой, воспитанница, кормилица, купеческий сын, отпускной пехотного полка…

    1. «… по сей книге запись ведена своевременно»

Исторические документы позволяют сохранить имена и периоды служения приходского духовенства. Так, например, страницы писцовых книг, приходных окладных книг Патриаршего Приказа, переписных книг содержат следующие сведения: в Казанской церкви в разные годы и столетия служили: Емельян Иевлев - 1678 г., Василий Корнилов - 1692-1705 гг., Константин Васильев - 1722 г., Иаков Константинов - 1741 г., Василий Иванов - 1782-1807 гг., Иван Антипов Церабкин - 1807-1834 гг., Михей Павлов Багрецов - 1834-1841 гг., Гавриил Степанов Лебедев - 1841-1853 гг., Павел Дмитриев Соболев - 1853-1870 гг., Владимир Иванов Любимов - 1875-1887 гг., Николай Тимофеев Страхов - 1887-1896 гг., Иван Ипполитов Добролюбов - 1898-1901 гг., Платон Платонов Смоленский - 1901-1918 гг.

Выделенные имена подтверждены нами в результате анализа материалов Метрических книг за означенный период[24]. Данная работа позволила увидеть некоторые особенности взаимоотношений внутри священства одного благочиния. Например, 1875-ый год. Раздел «О родившихся». В «генваре» все записи сделаны рукой священника Павла Соболева. В феврале каждая запись визируется священниками других приходов: так, запись о рождении Клавдии 1 февраля и крещении её 2 февраля заверили «священник села Кожина Василий Чертков с пономарём Александром Лебедевым». Рождение же горбовчанки Веры, дочери пономаря Александра Лебедева и Параскевы Никифоровой, подтверждена другим священником села Горбова – Симеоном Богоявленским. Появление на свет Дарьи в д. Чепасово и совершение над нею таинства крещения зафиксировал «Казанской, села Брынькова, церкви священник Иоанн Смирнов».

Записи «О родившихся» с 21 марта по 2 августа 1875 года заверены священником села Кожино – 11 записей, священником села Ст. Руза – 2 записи и одна запись – лишь дьячком (27.07.1875 г.).

В процессе работы мы предположили, что о. Павел на 63-ем году жизни заболел и требы отправлять не мог. В течение нескольких месяцев церковную деятельность в приходе Горбовского храма осуществляло священство близлежащих приходов. В части 2-ой «О бракосочетавшихся» находим подтверждение нашего предположения. 8-го «генваря» заявлено: «По сей книге запись ведена своевременно, подчисток и поправок нет, в чём удостоверяют: за болезнИю священника по его личной просьбе его духовный села Кожина священник Василий Чертков...». С сентября записи фиксируются уже священником Владимиром Любимовым.

За открывающимися на страницах метрических книг некоторыми обстоятельствами жизни двух священников, о. Павла и о. Владимира, мы следили особенно пристально, так как на приходском кладбище сохранились надгробия с их именами и во время восстановительных работ были обнаружены и перезахоронены останки одного из них. На данный момент мы не располагаем знанием точного места ухода из жизни, отпевания и погребения раба Божия, который священствовал в Казанской села Горбова храме 22 года.

О. Владимир Любимов поступил на службу в Казанский храм совсем молодым – 23 лет. Запись о смерти 15.02.1887 г. и погребении священника В. Любимова, а также и причина его смерти обнаружены нами в метрической книге на стр. 260: «№8 (м) Дата смерти 15 Дата погребения 18 Казанской села Горбова церкви священник Владимир Иванов Любимов 34 года от чахотки исповедовал священник села Нестерова (без имени)». 11 лет своего недолгого века отданы им служению в Казанском храме... Нам неизвестно, чем один и другой запомнились прихожанам, но память о них обоих бережно хранится.

Продолжим анализ. Запись от 21 февраля 1876 г. повествует о том, что в с. Горбово у дьячка Ариса Васильева Бриллиантова и законной жены его Наталии Михайловой родился сын, крещёный Василием 23.02 того же года; восприемниками его стали «села Алексина священник Иоанн Михайлович Серебряницкий и села Горбова жена священника София Павлова Любимова». Четырьмя годами ранее, в 21 мая 1872 г. Арис Васильевич, в частности, заверил записи о смерти своей дочери Марии. Она прожила всего два дня, была «погребена на приходском кладбище». Надгробие нами не обнаружено.

10-го же апреля 1876 г. в 1-ой главе читаем о рождении в селе Горбове у священника Владимира Иванова Любимова и его законной жены Софии Павловны сына, 13.04 крещённого Владимиром. Считаем выбор восприемников неслучайным: «... города Москвы Косьмы и Дамианого Стараго (в источнике) церкви псаломщик Леонид Любимов (брат?) и села Горбова умершего священника Павла Соболева дочь девица Екатерина». Совершить таинство приглашён «села Брынькова Казанской церкви священник Иоанн Смирнов». Можно сделать вывод об устоявшихся традициях особой дружбы, поддержки внутри священства.

3.4. Приход Казанской церкви

Анализ записей о родившихся и умерших метрических книг за 1870-1918 гг.[25] позволил сделать вывод о деревнях, составлявших приход Казанского храма. Это 13 населённых пунктов Рузского благочиния: Акулово, Бараново, Васильевская, Воробьёво, Вражское, Городилово, Ново-Николаево, Румянцево, Тимофеево, Тимохина, Федотово, Чепасово. Почти все они расположены по высоким берегам реки Рузы в нижнем её течении.

Перестроенный в 1880-х годах храм в таком виде просуществовал почти до середины XX века. В клировых ведомостях за 1916 г. значится уже три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери, св. Пророка Илии, свв. равноапостольных Мефодия и Кирилла. Документы земства этого периода отмечают настойчивую потребность прихода храма в образовании и просвещении[25А]. В 1918 г. в РСФСР был принят «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах», в нём провозглашалось отделение церкви от государства. Началась новая страница истории храма. В 1930 г. он был закрыт.

3.5. «Высшая мера наказания — расстрел»

В страшные годы гонений на духовенство село Горбово дало своего новомученика: священника Петра Николаевича Страхова, родившегося здесь 16 августа 1889 г. Его прадед, дед и отец Николай Страхов служили священниками в сельских приходских храмах. И Пётр прошёл все ступени духовного образования и до самой гибели служил в церкви Михаила Архангела в с. Кончинине Дмитровского уезда. 21.08.1930 г. его арестовали как «участника Калужского филиала контрреволюционной монархической церковной организации ИПЦ» и 3.10.1930 г. по обвинению во «вредительстве» приговорили к высшей мере наказания. 20.10.1930 г. священника Петра Страхова расстреляли в Москве. Погребён на Ваганьковском кладбище. В 1989 г. на основании ст. 1 указа Президиума Верховного Совета СССР он был реабилитирован по году репрессии[26]. Осознанно выбравший путь сельского священника, он вряд ли был врагом своего народа. Историк-краевед Сергей Сибирёв создал фильм об этом несвятом святом Рузской земли, в котором использовал уникальные архивные документы из «расстрельного» дела[27]. Мы также заказали их в ГА РФ[27А].

    1. Горбовская Голгофа

Во время Великой Отечественной войны в ходе боев были повреждены алтарь и восточная стена четверика. Сохранились воспоминания о военной странице судьбы храма. «Когда наши наступающие войска с боями вышли на высокий левый берег реки Руза в полукилометре от деревни и храма, озверелые от неудач и готовившиеся отступать немцы согнали под его своды стариков, женщин и детей для прикрытия живым щитом огневой позиции своего пулемётчика в верхней части храма, который отбивал попытки наших войск освободить деревню, косил огнём наших бойцов, пытавшихся сходу атаковать её через открытые заснеженные подходы. Дома в деревне фашисты обложили сеном, чтобы поджечь при отходе, как делали до этого с уже оставленными ими пепелищами на месте деревень и сёл. Медлить было нельзя. Артиллеристы ... уничтожили пулемётное гнездо, а пехотинцы быстрым броском в атаку заняли деревню и освободили жителей. … от удара снаряда по позиции пулемётчика на верхнем ярусе сверху посыпались осколки кирпичей, люди в ужасе и панике вышибли закрытые гитлеровцами двери и побежали от храма в овраг к ручью... В результате сжечь деревню фашисты не успели»[28]. Прабабушка автора, Вера Фёдоровна, 1939 г.р., пережила подобное в г. Руза в декабре 1941 г.

3.7.«При приспособлении церкви под нужды колхоза…»

Но наибольшие разрушения были произведены в ходе послевоенной хозяйственной деятельности, когда при приспособлении церкви под нужды колхоза были обрушены ротонды 2-го яруса четверика и сводчатое перекрытие трапезной.

До возрождения храма под завалами строительного мусора находился пол из уникальной голубой метлахской (прочной, разнообразной по формам, узорам и цветам, долговечной и износостойкой, не подверженной перепадам температуры, выдерживающей постоянную сильную нагрузку) плитки. Её, двери, окна сложного рисунка, кирпич до сих пор можно увидеть в хозяйственных постройках горбовчан. Об этом рассказала местная жительница Сентякова Н.С.. В основном уцелели стены храма.

  1. Современная история храма

4.1. Начало возрождения храма. 1994 – 2014 гг.

Следующие страницы повествуют уже о возвращении святыни и найдены в буклете за авторством А.К. Комендантова, одного из инициаторов восстановления, в воспоминаниях С.Н. Комендантовой, о. Владимира, в самом начале 2000-х годов получившего этот храм вторым в настоятельство.

В августе 1994 г. значительная часть населения д. Горбово и окрестных населённых пунктов написали обращение в Московский патриархат Московской епархии с просьбой передать храм прихожанам для начала его восстановления. Под обращением 148 подписей[29]. После нескольких встреч с местными жителями настоятель церкви Смоленской иконы Божией Матери в с. Бородино Можайского района о. Игорь Востриков провёл первое приходское собрание, все необходимые документы были собраны, оформлены и подписаны. Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий 3 октября 1994 г. утвердил Гражданский Устав прихода храма Казанской иконы Божией Матери в д. Горбово. Первыми прихожанами стали Щербакова В.Г., Рожнова У.Е., Жигунова М.С., Хаврошечкина О.В., Грунтентальева Н.Д., Комендантова С.Н., Герасимова Н.Д., Комендантов А.К., Нилов М.С., Горин С.А., Сучкова Т.К.; Нилов М.С. был избран председателем Приходского совета, Комендантов А.К. – помощником председателя.

Предварительные работы по историко-архивным изысканиям начались в 1995 г. с приходом в храм реставраторов Центральных научно-реставрационных мастерских Дымкова И.В. и Петрова Т.А. С молебным пением, обращённым к Матушке-заступнице, прихожане пронесли образ Пресвятой Богородицы Казанской по посёлку Горбово: «Да пребудет образ Божией Матери навсегда и с ним благодать и сила».

Чтобы начать работы, нужны были вода и электричество, площадка для размещения строительных материалов. А.К. Комендантов оказался не только жертвователем, но и хорошим хозяйственником и ходатаем: он неустанно собирал пожертвования, ездил и ходил по необходимым инстанциям, строительным организациям, искал специалистов, просил помощи. В итоге трапезная была вычищена (из внутренней части и из подвала было вручную вынесено и вывезено 75 самосвалов битого камня и щебня), обрела стены и позже покрытие. До того момента службы проходили регулярно - по церковным праздникам, но под открытым небом и только в летнее время. О. Владимиру активно помогали староста прихода З.А. Марковская и В.В. Дударева.

Не могло быть и речи о восстановлении, если бы не пожертвования прихожан. Так, в частности, А.В. Хижун пожертвовал православный крест и Казанскую икону Божией Матери. Икона Матушки-заступницы с великими трудами была поднята и укреплена над западными вратами храма и до сих пор, уже выцветшая, говорит о его именовании.

С.А. Горин и А.К. Комендантов на свои деньги приобрели строительный вагончик и автомобиль ГАЗ-69. ООО «Вестор» выделило кирпич и деньги на питание рабочих. В прокладке водопровода к храму и строительстве забора помогли Ю.Н. Рябчиков, М.С. Пантелеев и Ан.С. Коростылёв. Прихожане принесли тёплую одежду и продукты для рабочих[30].

Значительные пожертвования на восстановление трапезной храма внесли А.В. Аладьин, А.А. Колычев, О.В. Волошин, Ал.С. Коростылёв, А.Н. Царьков, Ю.М. Елисеев, И.В. Варава, В.М. Шведов, С.Б. Новгородов и др.

Прихожане собрали по другим церквям и разместили в трапезной иконы, церковную утварь, необходимую для проведения богослужений[30А]. Алтаря же в привычном смысле слова не было, и в общем, несмотря на энтузиазм прихожан, возрождение храма шло небыстро.

Наконец, в Великую Субботу 26 апреля 2008 г. после благословения хлебов, освящения пасх, куличей и яиц о. Владимиром перед прихожанами выступил Глава сельского поселения Старорузское В.И. Кутьинов с сообщением о том, что Храм включен в список объектов Федеральной программы, направленной на возрождение духовности населения России, и что в ближайшие дни ООО «Межрегионреставрация» приступит к восстановлению храма[31].

В мае 2008 г. начались восстановительные работы, а к октябрю 2009-го выполнены научные и архитектурные изыскания, сделан проект реставрации колокольни, полностью выполнены строительно-монтажные работы по ней.

В это время А.К. Комендантов организовал работу по пожертвованию средств на колокола. Благодаря жертвователям Колычеву А.А., Коростылевым Ан.С. и Ал.С., Аляпкину О.В., Волошину И.В., Хаврошечкину С.А., Рябчикову Ю.Н., Елисееву Ю.М., Комендантову А.К. получилось собрать средств – 2 228 000 руб. - на лучшую в благочинии по комплектации и звучанию звонницу, так как оказалось возможной отливка на самом знаковом к тому моменту колокольном производстве – в Литейном цехе №1 АМО ЗИЛ[32]. Информация о жертвователях, внесённой ими сумме, весе, габаритных размерах, материале, основном тоне / октаве, материале языка и дополнительном художественном оформлении открыта нами в Техническом задании к Договору №27 от 7 июля 2008 г.[33] Договаривающиеся стороны представляли Комендантов А.К. и виброакустик Нюнин Б.Н., руководитель ООО «Общества древнерусской музыкальной культуры («ОДМК»)», которое успешно занималось изучением и воссозданием знаменитого русского звона с использованием научных достижений в области акустики.

4 ноября 2008 г. епископ Серпуховской, Викарий Московской епархии настоятель Вознесенской Давидовой пустыни Владыка Роман в присутствии большого количества прихожан, в числе которых был и Глава поселения Старорузское В.И. Кутьинов, активно поддерживавший восстановление духовной святыни, освятил десять колоколов, надписи на которых были выполнены на церковно-славянском языке. Помощь в подъёме оказали жители д. Комлево, подъём и проверку на чистоту звучания организовал иеродиакон Антоний. 25 июля 2009 г. Владыка Роман освятил православный Крест, и под колокольный звон символ Веры Христовой был поставлен над золотой главкой купола колокольни Храма Казанской иконы Божией Матери. Этот праздник большинство прихожан пережили со слезами радости. К сожалению, заверениям начальника Управления по объектам религиозного назначения Федерального агентства по культуре и кинематографии В.И. Петрищина о возрождении «замечательного памятника архитектуры из руин ко дню празднования юбилея победы над французами в войне 1812 года» не суждено было сбыться.

Следующие страницы истории возрождённого храма помогли воссоздать О.М. Хаврошечкина, о. Пётр, И.А. Нетылёва, Т.К. Лысенко, В.Н. Ивочкин, В.М. Перфилов.

4.2. «Очень хотелось своего батюшку…» Фестиваль колокольного звона

Тесное сотрудничество Администрации поселения и конкретно Т.К. Лысенко (замглавы по социальным вопросам с.п. Старорузское в 2011-2016 гг.) с прихожанами началось в 2012-ом году с истории святого источника, что бьёт на склоне оврага с южной стороны церкви. Немногим позже А.К. Комендантов и С.А. Хаврошечкин обратились к Т.К. Лысенко за помощью в продвижении реставрации высокого и просторного основного объёма и апсиды двух престолов, некогда оформленной объёмом не совсем традиционной прямоугольной формы. Так, при содействии Администрации Старорузского поселения и активном привлечении средств прихожан, с которыми А. Комендантов и С. Хаврошечкин проводили настойчивую разъяснительную работу, стало возможным залить новый пол и создать отопительную систему в трапезной. Т. К. Лысенко отметила замечательные способности обоих ходатаев в работе как с обычными односельчанами, соседями, так и с предпринимателями Рузского района: ни одному, ни другому руководители девяти местных организаций не отказывали в КАМАЗе щебня или нужного количества кирпичей.

Так, с 2009 г. с молитвами, обращёнными к Матушке-Заступнице, работы продолжались усилиями прихожан, а главные ходатаи от прихода били с призывом о помощи во все колокола. С.А. Хаврошечкин, даже выйдя на пенсию, обращался за помощью и к директору предприятия, на котором долгие годы трудился, и к главному инженеру. Успешно. Помогали. После знакомства с многотрудной историей восстановления разрушенного храма откликнулось Красногорское благочиние - протоиерей Василий П., настоятель Елисаветинского храма в пос. Опалиха, посетил Казанский храм, затем прислал архитектора, Безрукова В. Г., и четырёх строителей: Игоря, Дмитрия, Алексея и Ивана. В течение июня-сентября 2013 г. апсида была возведена. Прихожане благодарили в/ч «Устье» за предоставление кроватей, матрасов, термосов для обедов, столовую д. Нестерово за обеспечение обедами, Администрацию сельского поселения за активное участие в переговорах с организациями. Ферма д. Горбово снабжала строителей молоком…

Но главными оставались чаяния о «своём» батюшке, поэтому с определением в храм Казанской иконы Божией Матери священника Александра Л. жизнь прихожан существенно изменилась. Вместе стали думать, каким образом привлечь внимание к храму и его возрождению. 13 сентября 2014 г. С.А. Хаврошечкин обратился к членам Клуба Зотовых, «нынешнему поколению многочисленного и прославленного рода», c предложением «внести свою лепту в возрождение храма», 300 лет назад заботливо окормляемому их известным однофамильцем. Но задачи Клуба оказались иными…

К этому моменту храм, колокольня которого настоятельно требовала внимания и ухода, обрёл своего звонаря. Им и стал С.А. Хаврошечкин, уроженец Горбова, один из тех, кто первым «лечил» Казанский храм, его колокольню, устраивал звонное место и путь к нему: ступеньки, перекрытия, люки, гидроизоляцию, помост, подсветку, даже пульт для управления колоколами! Первой – силами исключительно прихожан и в первую очередь С.А. Хаврошечкина – к жизни вернулась именно колокольня, первый храмовый крест вознёсся именно над ней. «Храм и его прихожане во главе с отцом настоятелем примет любую живую душу, вот и моя, монтируя новую систему управления звоном, нашла здесь уют и не телесное тепло», - вспоминает радиоинженер В.М. Перфилов[34]. В декабре 2012 г. С.А. Хаврошечкин окончил Московскую школу церковных звонарей Ильи Дроздихина, и несколько лет стоявшая почти бесхозной колокольня ожила.

Именно тогда замглавы сельского поселения Т.К. Лысенко предложила организовать в Горбове, на территории возрождающегося храма, фестиваль колокольного звона. В то же время о. Александр ответил согласием на обращение И.А. Нетылёвой (окончила ту же школу звонарей в 2014 г.) быть звонарём Казанского храма. В результате С.А. Хаврошечкин и И.А. Нетылёва с проектом «Русь святая живёт, пока звонит звонарь» стали соискателями ежегодной Премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в номинации «Наследие Подмосковья». Не победили, но 15 апреля 2015 г. - отправная точка для участия в соискании Премии - явилось рождением знакового события на Рузской земле, а может, и в Подмосковье. Рождением Фестиваля колокольного звона «Пасхальные перезвоны». В 2024-ом состоялся 9-ый. По всей округе разносится благодатный звон 10 именных колоколов Казанского храма, один из которых – соль / третья – от семьи Комендантовых, один – ми / вторая - от семьи Хаврошечкиных («В лето би слит сей колокол попечением рабов Божиих семьи Хаврошечкиных: Сергия, Ольги, Наталии, Андрея»)…

4.3. Нынешний день храма

Несмотря на то что в храм потянулись паломники, для разных групп населения района были организованы экскурсии и мастер-классы, средств на возрождение духовной святыни не было. Службы проходили в трапезной, затем во временном маленьком храме. Между тем новостные строки сайта благочиния https://orthodox-ruza.ru/ знакомили интересующихся с буднями и праздниками прихода: «2015 Накануне праздника, 3 ноября, храм посетила группа паломников, был отслужен молебен», «2016 После Благодарственного молебна, посвященного Дню Победы, священник Александр Лобанов принял участие в праздничном митинге у мемориала павшим воинам», «2017 Престольный праздник посетили дети конного лагеря «Халкедон» д. Копцево» «2018 Состоялся четвертый фестиваль колокольного звона «Пасхальные перезвоны». Гостей фестиваля, среди которых было много многодетных семей, радовали музыкальная студия «Клипса-Калипса» г. Рузы, вокальный коллектив клуба «Катерок» п. Тучкова и вокальный ансамбль «Пальна», «2018... торжественное освящение креста с поднятием на главку купола. ... Реставрация храма ведется на средства благотворителей...»

После длительного перерыва, благодаря пожертвованиям, возобновились работы по реставрации Казанского храма в деревне Горбово.

«21 июля 2021 г. ... По окончании богослужения благочинный поздравил всех присутствовавших с престольным праздником, особо отметив благоукрасителей и благотворителей храма. К празднику стараниями М. Теплицкой и М. Шабрашина по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина) был передан в дар для молитвенного почитания и духовного укрепления Ковчег с частицей мощей Святителя Луки Крымского и икона с его изображением. ... Был организован тир и проведена учебная тренировка по стрельбе из пневматического пистолета. После трапезы состоялась беседа с молодежью».

Выводы

Итак, в процессе двухлетней работы над исследованием были решены следующие задачи:

- проанализированы печатные и архивные документы, связанные с историей храмового строения, выяснено, что инициатором постройки храма в честь Казанской иконы Божией Матери был владелец д. Горбово, приближённый боярин первых трёх царей Романовых Богдан Хитрово. Он, затем учитель и соратник Петра I граф Никита Зотов и далее князь А.В. Хованский были людьми для своего времени и в истории Государства Российского заметными, при этом они и их ближайшие родственники радели о храме, его причте и крестьянах. Их тщанием и тщанием прихожан до нас дошёл современный архитектурный облик Казанского храма;

- не разрушенное войнами храмовое строение было осквернено самими горбовчанами и жителями окрестных деревень ради бытовых нужд в послевоенные годы. Возрождение, начавшееся в 1994 и в целом завершившееся сегодня, шло тяжело, в основном на средства прихожан. Их особая гордость – 10 именных колоколов уникального ЗиЛовского звучания – от 1024 кг до 14-ммового. Горбовчане вместе пережили пожар временного храма и вместе на протяжении уже 9 лет встречают гостей фестиваля колокольного звона «Пасхальные перезвоны»;

- в целях популяризации разработан материал к устному журналу по теме «Матушка-заступница»: более 100 фотографий, документов и карт отражают 16 страниц интересной и многотрудной истории храма. Материал представлен прихожанам храма 14 сентября 2024 г. и любителям-краеведам в Рузском краеведческом музее 5 октября 2024 г., он доказывает, что судьба Казанского храма, «что на р. Рузе», и его прихода созвучна с судьбой Отечества.

Заключение

Моя личная дорога в Храм – храм Казанской иконы Божией Матери – связана с его настоятелем, моим духовником о. Александром, дедом В.Н. Ивочкиным, алтарником, и звонарём С. А. Хаврошечкиным.

Три с половиной года нашей дружбы С. А. Хаврошечкин кропотливо учил меня тонкостям колокольного звона, и если в первом фестивале колокольного звона принимали участие только выпускники Школы Ильи Дроздихина, то в 7-ом самостоятельно представил звон и я, ученик С. А. Хаврошечкина. Одним из звонов в исполнении автора завершается презентация работы.

Сегодня храм для меня – это и свечница Ольга Михайловна, правая рука батюшки, и прихожанка с 30-летним стажем Светлана Николаевна, и флористка Ирина, и Елена, и Михаил, он же певчий, он же мастер золотые руки или мастер на все руки, звонарь Ирина Алексеевна, но главное - он сам, во имя Матушки-заступницы России, Казанской иконы Божией Матери освящённый!

Надеемся, нам удалось освятить более чем 300-летний путь тщания и забот прихожан о своей духовной святыне. У исследования обширные перспективы, которые даёт работа в Центральном государственном архиве г. Москвы. Открывающиеся сейчас, не опубликованные ранее страницы истории церковного строения и прихода храма оформляются уже в приложения.

Список литературы и источников

[1] Отражение истории поиска уникальных названий для двух сел Горбовых в документах и на картах XVIIXX веков. Журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель» 2019, № 08

[1А] Рузские писцовые и переписные книги https://dompredkov.ru/ruzskie-pistsovye-i-perepisnye-knigi/

[2] Устинова И.А. Делопроизводственные документы Патриарших приказов https://sedmitza.ru/lib/text/4758339/

[3] Писцовые и переписные книги первой половины 17 в. РГАДА, Ф. 1209 оп.1, ч.1, Писцовая книга 845, стр. 5 об.

[4] Там же по гор. Торжку Переписная книга 11451, стр. 1401.

[5] Московский архив Министерства юстиции Патриарший Приказ кн. 19, стр. 21

[6] Московский Архив Министерства Юстиции Патриарший Приказ кн. 79, стр. 340

[7] Там же, Переписная книга 11457, стр. 15 об.

[8] Там же, дела Вотчинной Коллегии по гор. Торжку, мол. л. кн. 15, д. №13

[9] Переписная книга 11457, стр. 15 об.

[10] Красовский М.В. Очерк истории Московского периода древнерусского церковного зодчества (от основания Москвы до конца первой четверти XVIII века) https://books.totalarch.com/node/7796

[11] Московский Архив Министерства Юстиции Патриарший Приказ, вязка 1702 г., д. №11

[12] Там же

[13] Московский Архив Министерства Юстиции Патриарший Приказ, вязка 449, дело 825, стр. 10 об. и 11

[14] Там же, Вотчинная коллегия по гор. Торжку, мол. л., кн. 15, дело №13

[15] Там же и кн. 32, дело №11, стр. 5; по гор. Москве Мол. л. кн. 28, №11

[16] ЦГА г. Москвы Ф. 607, оп.1, св. 7, д. 168, л. 1-13. Дело о построении каменной церкви. 1792-1793 гг.

[17] Учётная карточка http://temples.ru/card.php?ID=3136

[17А] ЦГА г. Москвы Ф. 394, оп.1, д. 41, л. 63. Дело о возращении в вотчины к своим владельцам воинов – крестьян Московского военного ополчения

[18] ЦГА г. Москвы, Ф. 203, оп. 752, д. 168

[19] ЦГА г. Москвы, Ф. 203, оп. 744, д. 2794

[19А] ЦГА г. Москвы, ф.203, оп. 744, д. 1582 Клировая ведомость Рузского уезда 1813 г.

[20] ЦГА г. Москвы, Ф. 607, оп. 2, д. 28, лл. 4-5, 27-28, 40-41 Дело о раздаче присланной из Московской духовной консистории суммы ... потерпевшим священноцерковнослужителям от неприятеля разорение

[21] МКУ «Архив» Рузского г.о. фонд 339, опись 1, дела 79-83

[22] Земская медицина https://vk.com/wall-46761976_4542?ysclid=lyeum8b431556574132

[22А] ЦГА г. Москвы, Ф. 193, оп. 1, д. 1 Книга Московской губернии Рузской земской управы на записку в приход и расход суммы на содержание больниц

[23] Самойлов Д. Из баньки да в ямку Почему в Российской империи умирала треть новорожденных https://familio.media/history-and-we/iz-banki-da-v-yamku%E2%80%A8/?ysclid=lye3xv2yr6811869824

[24] МКУ «Архив» Рузского г.о., Фонд 339, опись 1, дела 79-83

[25] Там же

[25А] ЦГА г. Москвы, Ф. 193, оп. 1, д. 33 Книга Московской губернии Рузской земской управы

[26] Страхов Петр Николаевич, священник https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/8516/?ysclid=lkzw0n8hdo465337932 Различные выписки, содержащие информацию об уроженцах и жителях д. Кончинино https://volgmmd.forum2x2.ru/t813-topic?ysclid=lkzw9397ci485347783 https://bogatov.info/Genbase6?iz=1;p=petr;n=strakhov

[27] Священник Пётр Страхов https://www.youtube.com/watch?v=u53E0bebvq8 [27А] Дело №3077 по обвинению гр. Страхова Петра Николаевича ГА РФ Ф.10035, оп.2, д. 27127, лл.1-37

[28] Чирцов А. Церковь Казанской иконы Божией Матери Отзывы https://yandex.ru/search/?text=%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C+%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%BE&lr=10751&src=suggest_T

[29] Комендантов А.К. Храм Казанской иконы Божией Матери д. Горбово Дизайн-студия «Маленький ГОРОД». - Можайск, 2009

[30] Иванов Владимир, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери «Храм возродить!» газета «Красное знамя», №22 (10466) 30 марта 2005 г.

[30А] См. [30]

[31] См. [30]

[32] Иванов О. К истории колокололитейного производства в современной России 6 мар 2023 // Колокола сии сооружали мастера ЗИЛа и иные трудники, М.: Московский Политех, 2022 https://vk.com/wall186749794_1152?ysclid=m08l91hhd0202493900

[33] Архив семьи Хаврошечкиных

[34] Перфилов В. https://reviews.yandex.ru/user/pervilovu.narod.ru?utm_source=org&main_tab=org

Просмотров работы: 22