Родословная моей семьи

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Родословная моей семьи

Дугарцыренов А.Б. 1
1МБОУ "Хоронхойская СОШ"
Жанаева Т.З. 1
1МБОУ "Хоронхойская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Издавна члены бурятских родов обязаны были знать свою родовую и племенную генеалогию, как по восходящей, так и по нисходящей линии. Незнание родословной племени, рода, происхождения и расселения, легенд, преданий и сказаний, а также родовых и племенных песен считалось большим позором. О людях, не знающих племенные, родовые и улусные премудрости, презрительно говорили: «Нэрэбэй, нэлдэр, солобой сохо» - «Некто без имени, жук без прозвища». В условиях современного мира понимание своих корней и семейных традиций приобретает особую актуальность. Нехватка знаний о своих предках и утрата семейных традиций могут привести к потере идентичности и связи с историей, что делает исследование особенно важным.

В своем исследовании мы рассмотрим проблемунедостатка знаний о своих предках и семьях при составлении родословной, а также утраты семейных традиций.

Цель - создать генеалогическое древо своей семьи.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по генеалогии, рекомендации по изучению и поиску родословной, составлению генеалогического или семейного древа.

2. Исследовать родословную до седьмого поколения.

3.Создать генеалогическое древо для визуализации, чтобы наглядно представить связи между членами семьи.

4. Провести анализ семейных традиций: какие ценности и обычаи передавались в нашей семье, как они изменялись с течением времени и, какое значение имеют для нас сегодня.

Методы исследования: анализ архивных документов, интервью с родственниками, изучение онлайн-ресурсов, специальные программы и инструменты для визуализации, чтобы наглядно представить связи между членами семьи. Вопрос о родословном древе достаточно изучен, о чём свидетельствует наличие исторической дисциплины генеалогии и множество исследовательских работ на эту тему.

Глава 1. Составление генеалогии семьи

1.1. Генеалогия и ее значение

Генеалогия, как наука, представляет собой систематическое изучение истории рода, установление родственных связей и происхождения людей. Основная цель генеалогических исследований — это не только создание родословных последовательностей, но и понимание значимости этих процессов для отдельных личностей и их потомков. Знание своего родословного древа формирует единую картину прошлого, обогащая личностную идентичность и чувство принадлежности к определенной культурной и исторической традиции3. Значимость генеалогии проявляется в формировании ответственного отношения к будущему. Понимание того, какой вклад внесли предки в нашу жизнь, создает не только чувство гордости, но и осознание ответственности за дальнейшую судьбу рода.

Таким образом, изучая родословную, каждый из нас вносит вклад в сохранение своей культуры и идентичности, что будет служить основой для формирования здорового, благополучного и ответственного общества будущего.

1.2. Методы исследования родословной

Исследование родословной семьи — это детализированный процесс, состоящий из различных методов и этапов.

Сбор и накопление информации становятся первоочередной задачей. На этом начальном этапе важно использовать разнообразные источники: беседы с родственниками, изучение домашних архивов, обращение в региональные архивы, а также онлайн-ресурсы, позволяющие расшифровать информацию о предках6.

Генеалогический метод включает в себя последовательное составление родословной и анализ собранной информации. Исследователь определяет пробанда — это тот, кто дает старт исследованиям, а затем осуществляет систематический поиск рода предков насквозь7. Важные сведения можно найти в семейных документах, свидетельствах, записях о рождении, браке и смерти, а также в специализированных базах данных и на genealogical websites.

Одним из интересных современных направлений является генетическая генеалогия. Этот метод опирается на генетические тесты для выявления наследственных признаков и родственных связей.

Не менее примечательным является использование исторических методов. Исследователь должен изучать фамилии, особенности их распространения, а также получать информацию о социальном статусе предков. Исторические документы, отчеты и газетные материалы позволяют глубже понять контекст, в котором жили наши предки, и их связи с различными социальными группами.

Технологические достижения также оказывают значительное влияние на генеалогические исследования. Использование программного обеспечения для визуализации информации предоставляет возможность не только создавать генеалогические древа, но и анализировать их10.

1.3. Создание генеалогического древа

Определившись с информацией, важно выбрать инструменты для визуализации родословной. Существует множество специализированных программ, но в качестве альтернативы подойдут даже простые программы, такие как Microsoft Excel или PowerPoint4.

Структура древа имеет значение: оно может быть восходящим, где вы начинаете с себя и двигаетесь к предкам, или нисходящим — от предков к вам. При проектировании древа стоит добавить важные детали — не только годы жизни, но и фото, места рождения, а также детали о профессиях и увлечениях предков. Это поможет не только сохранить информацию, но и сделать древо более личным и запоминающимся.

Иллюстрация древа. Она должна представлять собой схему, аналогичную дереву, где ствол — основатель династии, а ветви — это потомки. Эта визуализация помогает зрительно уловить структуру родственных связей. Анализ информации о предках включает в себя не только изучение основных фактов, но и попытку понять контекст жизни предков: какого рода трудности они пережили, какие достижения имелись у семьи, что отражает культурное наследие5.

1.4. Семейные традиции бурят по сохранению родословной

Раньше члены родов бурят обязаны были знать свою родовую и племенную генеалогию как по восходящей, так и по нисходящей линии; родовые и племенные легенды, рассказы о племенных и родовых вождях, о знатных людях, о жизни и деятельности знаменитых тухэшинов, имена племенных и родовых божеств, призывания их, ритуальные действия и обряды племенных и родовых жертвоприношений, боевые кличи, тамги, меты. Знание всего перечисленного требовало от членов рода обоего пола хорошей памяти и постоянной тренировки. Всем комплексом родовой и племенной премудрости овладевали отдельные, особенно одаренные люди, большинство же запоминало что-нибудь одно, например: 1) призывания родовых и племенных божеств и связанных с ними ритуальных действий;

2) легенды о происхождении о расселении племени и родов; 3) героические эпопеи и исторические песни; 4) сказки. Знатоки первого раздела назывались хаялгашинами, но не шаманами; второго - тухэшинами; третьего - улигэршинами; четвертого - онтохошинами. Особо даровитые люди, которые овладевали всей племенной и родовой мудростью, считались хэлмэршинами - «энциклопедистами». К этим людям обращались за разными советами, приезжали издалека слушать их рассказы и состязаться с ними в знании происхождения и расселения племен и родов, а также песен1.

У бурятского народа было в обычае прививать детям любовь к родной старине, передавать им свои знания родословного древа, связанные с ним легенды, предания и сказания. Дедушки и бабушки рассказывали детям в доступной форме генеалогию по восходящей и нисходящей линиям. Первая учеба начиналась обычно с детских считалок. За считалками по концентрической линии переводили к детским сказкам, потом к родословию улуса, рода и племени. У бурят прежде, как и у индейцев Северной Америки, дети семи-восьми лет уже знали генеалогию улуса, рода и племени.

На семейных и общественных празднествах и торжествах, в присутствии многочисленных гостей, приезжавших с разных концов, иногда и за 100 верст, среди которых бывали знатоки не только своего рода и племени, но и многих других родов, обычно производили испытание детям. Детей поочередно призывали к столу гостей и задавали вопросы. Стоя у стола в почтительной позе, дети отвечали на вопросы. Они перечисляли своих предков по восходящей и нисходящей линиям, начиная с Буха нойона и кончая самим собой и обратно. Чтобы проверить твердость знания, слушатели спрашивали с середины генеалогии, а потом вверх и вниз. За хорошие ответы детей хвалили, угощали заранее приготовленными конфетами, пряниками и хорошим куском мяса с праздничного стола. Сбившимся и запутавшимся детям советовали чаше обращаться к своим дедушкам и бабушкам, высказывали пожелания к будущему празднику потверже заучить генеалогию и свой репертуар.

На тех же семейных и общественных торжествах и празднествах, наряду со стариками и старухами, людьми средних лет обоего пола, присутствовали молодые парни и девушки. Они также принимали деятельное участие в диспуте старшего поколения. Диспуты открывались с вопросов молодым гостям: «Откуда вы и какого рода?». За этим обычно следовала просьба: «Назовите родню по линиям отца и матери до пятого поколения, включая самого себя - юhэн нагаса». Эта задача считалась трудной, не каждый мог выполнить ее. Трудность ее заключалась в том, что брак у бурят прежде был строго экзогамным, поэтому родня по матери могла находиться не только в дальних родах, но нередко в Забайкалье и Халхе.

Таким образом, воспитание в духе семейных традиций повышает уровень эмоционального интеллекта, играет важную роль в формировании социальных навыков. Традиции предоставляют возможность для создания совместных воспоминаний и взаимопонимания, что является основой для формирования крепких межличностных отношений в более широком круге общения. Они являются тем краеугольным камнем, на котором строится крепкий и устойчивый семейный союз, способствующий формированию идентичности и эмоционального благополучия2.

Глава 2. Моя родословная

Практическая часть по составлению родословной семьи началась со сбора информации: я изучил семейные архивы членов рода, встретился с родственниками. Очень интересно рассказала о родственниках по линии мамы – моя бабушка Ирина Алексеевна Жанаева (Шапхаева). Много информации я почерпнул из общения со своей двоюродной бабушкой Тамарой Алексеевной и дедушкой Виктором Алексеевичем Матузовыми, им в свою очередь информацию о роде дала семья Артема Асалханова. Активными помощниками в изучении родословной стали и родные по линии родного дедушки по матери: мой двоюродный дед (по маминой линии) Юрий Нимаевич Женаев. И главные вдохновители – это родители.

В результате изучения истории семьи я продолжил заполнение и составление родословной семьи.

2.1. Родословные моего рода по отцу

У бурят издревле принято знать свою родословную, прежде всего по отцовской линии. Минимально бурят должен знать своих предков до седьмого «колена».

По отцовской линии Дугарцыреновых мне известно восемь представителей рода – это я, мой отец Буда, дедушка Владимир, прадед Дугарцырен, прапрадеды: Буда, Цыден, Галсан и Мансахан. На бурятском языке это будет звучать так: Арсалан Будын, Буда Володин, Володя Дугарцыренай, Дугарцырен Будын, Буда Цыденай, Цыден Галсанай, Галсан Мансаханай.

Мой отец рассказывал, что видел листок с генеалогическим древом, составленным предками, который, к сожалению, нынче утерян. В нём родословная восходит к далёким предкам, примерно к 50-му поколению.

Известно, что в роде моего отца рождались люди предприимчивые, образованные и умные. Наиболее ярким его представителем является мой прадед Дугарцырен, который в дореволюционное время окончил Читинскую гимназию, а вернувшись домой учительствовал в школе, а также первым на родине открыл магазин. В лихие революционные годы Дугарцырен и вовсе был избран народом Кижинги главой села. В 1925 году во время аудиенции у Цаннид Хамбо ламы Агвана Доржиева в столице Монголии – Урге – был приглашён в качестве руководителя секретариата Тибето-Монгольской миссии, расположенного в Санкт-Петербурге.

Мой дед Владимир окончил Высшую партийную школу в г. Владивосток, после чего вернулся на родину, где проработал до выхода на пенсию на различных руководящих должностях.

Мой отец Буда, окончив исторический факультет Бурятского госуниверситета, работает журналистом. Являлся главным редактором газеты «АиФ в Бурятии», корреспондентом газет «Бурятия», «Правда Бурятии», «Номер один», пресс-секретарём Буддийской Традиционной Санхги России, главным редактором буддийского журнала «Легшед».

По материнской линии моего отца мне известно немногое. Отцом моей бабушки Александры являлся Бальжир, трудившийся председателем колхоза в 30-е годы прошлого века, и являвшийся сыном Галана.

Данные моей родословной по отцовской линии представлены в таблице: «Родословная Дугарцыреновых и Галановых» (Приложение 3). Статистика по родословной (приложение1)

По родословной отца мы составили родословную до 7-го колена по деду Дугарцыренову Владимиру - мужское восходящее родословие (в каждом поколении находится по одному предку данного лица). По бабушке Александре Бальжировне Галановой до 4-го колена смешанное восходящее родословие.

2.2 Родословные моего рода по матери

По линии мамы нами найдена информация до 18 колена по прабабушке Шапхаевой Домне Александровне, в девичестве Тушемилова. Важным для меня стало даже только то, что удалось восстановить фамилии, имена и отчества родственников, которых я никогда не видел, и фотографии которых не сохранились.

Родословная бабушки была предоставлена Асалхановым Артемом, записавшим в 1972-1973 годах ее со слов его матери Тушемиловой Елизаветы Лукиничны (приложение 7).

Потомственный улигершин Папа Тушемилов (дядя прабабушки) знал, согласно записи С.П. Балдаева (фольклорист, собиратель бурятского фольклора и этнограф), свою родословную до 21 колена. По моим исследованиям, составив смешанное восходящее родословие, я по счету 19-й в этой ветви родословной. Данные моей родословной представлены в таблице: «Родословная Тушемиловых» (приложение 1).

Для визуализации данной информации мы использовали программное обеспечение «Древо Жизни» – программу для построения генеалогических деревьев, которая предоставляет возможность не только создавать генеалогические древа, но и анализировать их, формирует новые подходы к сбору и обработке данных, позволяя работать более эффективно и точно.

Данные в программу «Дерево жизни» вносились, начиная с моего предка Тушэмэла, и представлены в родовом дереве (Приложение5). Родословная моей представлена по смешанному восходящему родословию.

Всего внесено 133 человека. Фактически родословная намного больше (более 250 человек), поскольку в программу не вошли два сына Тушэмэла: Петко старший брат Жарбана (моего прапрапрадеда) и младший брат Пилипуун (Михаил).

Статистика по родословной (приложение 1) по данной ветви показывает, что на данное время ныне живущих 109 человек из 133. Самая старшая из ныне живущих - это моя бабушка Ирина Алексеевна (85 лет). Средняя продолжительность жизни родственников всего 54 года и женщины живут дольше на 20 лет, чем у мужчины. В основном это родственники среднего возраста, имеющие 1-2 ребенка.

Родословная по прадеду по линии матери Шапхаеву Алексею Фёдоровичу известна до пятого колена - это я, моя мама Татьяна, бабушка Ирина, прадеды Алексей, Федор, Шапхай.

Прадед Шапхаев Алексей Федорович родился 3 июня 1900 года в селе Шалоты, Нукутского района Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области. Бабушка (Ирина Алексеевна) рассказывала, что прадед в своё время украл прабабушку Домну Александровну и увез в город Верхнеудинск (Улан–Удэ), они создали семью, жили и работали простыми рабочими, воспитывая 8 детей (в том числе мою бабушку Ирина Алексеевну).

Мой прадед Алексей Федорович участник Великой Отечественной войны. На войну с фашистами был призван Улан-Удинским ГВК, Бурят-Монгольской АССР, города Улан-Удэ 20 января 1942 года. Сохранилась красноармейская книжка прадедушки. Боевые действия проходил в составе 95-ой гвардейской стрелковой Полтавской ордена Ленина Краснознамённой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии — советской стрелковой дивизии с 4 февраля 1943 года по 18 июля 1945 года. Сначала он служил санитаром, затем назначен в хозяйственный взвод ездовым, позднее стал стрелком. В 1945 году, выполняя боевую задачу – овладеть железнодорожной станцией Вангерн, важным транспортным узлом мой прадед Алексей Шапхаев, проявив мужество и отвагу, скрытно пробрался к дому и сумел забросать гранатами огневую точку, уничтожив сразу пятерых нацистов. Тут же фашистами была предпринята попытка уничтожить моего прадеда, но он сумел отразить натиск врага и огнём из автомата устранил ещё трёх немцев. Тем временем, воины-гвардейцы поддержали боевого товарища огнём, и опасная огневая точка была полностью ликвидирована. За этот подвиг мой прадед был удостоен высокой правительственной награды – орденом Славы III степени. Всё это говорит о том, что мой прадед был бывалым и закалённым бойцом, прошедшим огни и воды смертоносной войны. После войны он прожил недолго, умер в 1953 году от болезни.

Моя прабабушка Домна Александровна Тушемилова родилась 20 мая 1909 года, в Нукутском аймаке, расположенном в юго-западной части Иркутской Усть-Ордынского бурятского округа и принадлежал к олзоеву роду (приложение 7). В раннем детстве, после смерти матери, была отдана на воспитание отцом Аханяном его родному брату Унжану (Александру), поскольку у него не было детей. У моей прабабушки необычное имя Домна происходит от латинского «domina», что переводится как «госпожа», но прабабушка, возможно, не знала этого факта, поэтому не любила свое имя и считала, что её назвали в честь доменной печи. Как и многие родственники из рода Тушемиловых она владела искусством народной медицины: могла править голову, заговорить воспаления, вправить грыжу (эти способности передались и моей бабушке Ирине Алексеевне). Жизнь Домны Александровны была тяжелой после войны и смерти прадедушки: она одна воспитывала детей, зарабатывала тем, что научилась прекрасно шить, брала заказы клиентов, а по вечерам убирала кабинеты в обкоме. Последний факт поспособствовал тому, что прабабушке выделили отдельную однокомнатную квартиру в доме специалистов на улице Ленина (Арбат в Улан-Удэ), который проектировался для работников разных отраслей экономики, науки, культуры, городского. Эта квартира стала центром притяжения для всех близких и дальних родственников. Каждый мог здесь поесть, отдохнуть, переночевать или остаться пожить на время учебы, командировки, каникул. Прабабушку все очень уважали и любили за её гостеприимство.

Моя бабушка Жанаева (Шапхаева) Ирина Алексеевна родилась 2 февраля 1940 года, в г. Улан-Удэ, была шестым ребенком в семье. На ее плечи легла забота о младших сестрах, которые родились после войны. После замужества сопровождала мужа офицера по местам службы, родилось четверо детей. Работала инспектором.

Мой дед по линии матери – Жанаев Зоригто Нимаевич 22.04.1936 года рождения, родился в селе Жаргаланта, Селенгинского района, окончил Ленинградское военное училище и позднее Бурятский педагогический институт имени Д. Банзарова, исторический факультет. Семья Жанаевых принадлежит роду абагануд, относящемуся к Булагатам (бур. Булагадууд) от слова «булган», что в переводе с бурятского языка означает — «соболь». Род моего прадеда перебрался с севера и расселился вдоль реки Селенги в селе Жаргаланта (жаргалантуйские абагануды).

Брат моего прадеда Женаев Юрий Нимаевич был участником уникального проекта«Тоонто нютаг» - связь поколений», организованный по инициативе Доржи Цыренжаповича Н., Члена Союза журналистов России. Вторая книга данного проекта посвящена Селенгинскому району. Татьяна Раднаевна О. организовала сбор данных родословных: 1. род Абаганад - Моодэтэн, с.Жаргаланта; 2. род Улаан Олзон - Анжуутан, с.Тохой; 3. род Готол Буумал, Бургастай-Тохой [8].

Благодаря проекту «Тоонто нютаг» - связь поколений» мы получили уже готовое родословное древо «Родословная Жанаевых» с. Жаргаланта, Селенгинского района (Приложение 6)

Статистика по родословной (приложение 1) по данной ветви показывает, что на данное время ныне живущих 122 человек из 146. Самая старшая - это сестра моего прадеда Галина Нимаевна Павлова (Жанаева), ей 86 лет. Средняя продолжительность жизни родственников всего 63 года и женщины живут дольше на 10 лет, чем у мужчины. В основном это родственники среднего возраста, имеющие 3 ребенка.

2.3. Происхождение фамилий в родословной

Бурятские фамилии появились в связи с распространением христианства и введением обряда крещения у коренных народов Сибири во второй половине XIX в. Христианизация охватила Иркутскую область, частично Тункинский, Кабанский, Курумканский, Баргузинский районы Бурятии. Поэтому у добайкальских бурят процесс становления фамилий был завершен уже в первое десятилетие XX в. Однако наименование всех бурят по фамилиям установилось лишь после Великой Октябрьской революции.

Фамилии моего рода в основном образовались от личных имен родителей в основном прапрадедов: Дугарцырен - Дугарцыренов, Жана – Жанаев, Тушэмэл –Тушемилов, Шапха – Шапхаев, Галан – Галанов.

2.4. Семейные традиции

Семейные традиции, передаваемые из поколения в поколение, зачастую становятся основой воспитания и формирования моральных устоев. Многие традиции и обычаи бурят соблюдаются и в моей семье.

1. Поклонение родовым духам. Обряды традиционно проходят в местах, называемых Обоо -  местность, где живут родовые духи. В определённое время (май, июнь) родственники собираются на Обоо и молятся духам своих предков, своей родословной, обращаются за помощью, делают подношения. Поклониться родовым и духам местности обязательный обычай, особенно, если нужна поддержка духа, уверенности в себе. Ежегодно мы посещаем обоо духа местности на горе Челсана Буурал Баабая в с. Кижинга (родина отца), hалуу эжи (имя прапрапрапрабабушки шаманки) у с. Жаргаланта (родина отца матери) и горы Ал­тан Ургач в п. Хоронхой, где мы сейчас проживаем.

2. Моя семья придает важное значение родословной, поэтому часть родословных бережно передается из поколения в поколение (родословная Дугарцыереновых, Жанаевых, Тушемиловых). Визуализированные родовые деревья являются подарком на юбилеи и дни рождения наших родственников. Её знание позволяет ощущать себя продолжателем большого рода и воспитывает чувство ответственности перед новым поколением.

3. Есть обычай взаимопомощи при строительстве дома, организации свадьбы, похорон, когда каждая семья рода вносит свой вклад: оказывает моральную и финансовую помощь, решают возникающие проблемы своим непосредственным участием.

4. Традиция почитания родителей. Младшие обращаются с почтением на «Вы» к родителям и старшим по возрасту, особенно это строго эта традиция соблюдается в среди кижингинских бурят. В нашей местности к родителям обращаются на «ты». С малых лет детям внушается, что они в последующем обязаны опекать своих родителей, создавать условия для их нормальной, спокойной и безбедной старости.

5. Обычай усыновления детей.  При отсутствии своих детей усыновляли чужих, в основном детей родственников, чаще всего — мальчиков. Так в семье моего деда Жанаева Нимы, после смерти жены при родах три сына усыновили родственники Цыбденовы, Балдановы, Гашиновы. Моя прабабушка воспитывалась в семье бездетного брата отца Унжана, тоже после смерти матери.

6. Традиция приобщения детей к труду с раннего возраста. В нашей семье и взрослые, и дети объединены одними и теми же заботами и делами, будь то работа в доме или огороде, или общественные трудовые мероприятия. Все работают дружно на благо семьи, общества.

7. Традиция совместных праздников. На большие праздники и дни рождения к бабушке приезжают в гости дети, внуки, правнуки, обмениваются подарками. Уникальная атмосфера позволяет укрепить взаимосвязи внутри семьи, каждый член семьи осознает свое место и роль.

Таким образом, из всех перечисленных выше обычай усыновления детей в нашей семье прекратился с середины прошлого столетия, поскольку количество детей в семьях сократилось в среднем до двух.

2.5. Ресурсы моей родословной

Анализируя деятельность моих предков можно проследить основные профессии, увлечения, способности, вклад в развитие общества (Приложение 2)

В родословной Дугарцыреновых по отцу все мужчины были грамотными, хорошо образованы, что определило их род занятий: руководитель секретариата Тибето-Монгольской миссии (прадед Дугарцырен), руководитель (дед Владимир), журналист, редактор (отец Буда).

Родословная Жанаевых по матери: прадед Нима, работал в колхозе, ветеран Великой Отечественной войны, дед Зоригто – офицер, мама - педагог с историческим образованием.

Родословная Тушемиловых (по женской линии матери) славится потомственным улигершином и костоправом Папой Тушемиловым. Способности врачевания есть у многих родственников, в том числе и у моей бабушки.

Ресурс рода - это важный аспект, который позволяет спрогнозировать род моих занятий в будущем, увидеть себя, как часть рода. Мои успехи обучения в гуманитарном и творческом направлениях можно объяснить способностями, полученными в наследство от предков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе выполнения проекта "Родословная моей семьи" мы смогли глубже понять не только историю своей семьи, но и осознать важность генеалогии как науки, которая помогает сохранить память о предках и передать знания о них следующим поколениям. Исследование родословной позволило нам не только собрать информацию о наших предках, но и осознать, как их жизнь, традиции и ценности влияли на формирование нашей идентичности.

В ходе работы мы использовали различные методы исследования, включая анализ архивных документов, интервью с родственниками и изучение доступных онлайн-ресурсов. Эти методы позволили нам собрать богатый материал, который стал основой для создания генеалогического древа. Технологический метод визуализации данных родословной позволила нам представить информацию в наглядной форме, что сделало ее более доступной и понятной.

Анализ семейных традиций также стал важной частью нашего исследования. Необходимо сохранить и возродить традиции врачевания, которые имеют для нас важное значение.

Я осознал, что каждая семья имеет свою уникальную историю, и важно не только знать о ней, но и передавать эти знания дальше. Уверен, что, сохраняя память о наших предках и их традициях, мы создаем прочный фундамент для будущих поколений, которые смогут гордиться своей историей и продолжать ее. Это исследование стало для меня важным шагом на пути к пониманию своей идентичности и укреплению семейных связей, и я надеюсь, что оно вдохновит других на подобные исследования.

Список литературы

1. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. Ч.1. Булагаты и эхириты. – Улан-Удэ, 1970.- 362 с.

2. Зачем нужны семейные традиции — B17.ru — Сайт психологов [Электронный ресурс] // www.b17.ru - Режим доступа: https://www.b17.ru/article/489365/, свободный. - Загл. с экрана

3. История рода делает нас сильнее — Росбалт [Электронный ресурс] // www.rosbalt.ru - Режим доступа: https://www.rosbalt.ru/news/2016-09-23/istoriya-roda-delaet-nas-silnee-4541341, свободный. - Загл. с экрана

4. Как создать генеалогическое древо в Excel [Электронный ресурс] // timeweb.com - Режим доступа: https://timeweb.com/ru/community/articles/kak-sozdat-genealogicheskoe-drevo-v-microsoft-excel, свободный. - Загл. с экрана

5. Как составить генеалогическое древо семьи самостоятельно [Электронный ресурс] // www.nur.kz - Режим доступа: https://www.nur.kz/leisure/diy/1757032-kak-sostavit-genealogiceskoe-drevo-semi/, свободный. - Загл. с экрана

6. Лучшие программы для создания генеалогического древа [Электронный ресурс] // amssoft.ru - Режим доступа: https://amssoft.ru/photo/programmy-dlya-sozdaniya-genealogicheskogo-dreva.php, свободный. - Загл. с экрана

7. 4.5. Методы генеалогического исследования семьи [Электронный ресурс] // studfile.net - Режим доступа: https://studfile.net/preview/2981507/page:23/, свободный. - Загл. с экрана

8. Намсараев Д. Тоонто нютаг. Связь поколений.г. Улан-Удэ, 2016 г. - 80 с.

9. Родословная — Зачем ее знать? [Электронный ресурс] // www.b17.ru - Режим доступа: https://www.b17.ru/article/17097/, свободный. - Загл. с экрана

10. По организации и проведению исследования [Электронный ресурс] // www.lit-resurs21.ru - Режим доступа: https://www.litesurs21.ru/images/2206/metodicheskoe_posobie_.pdf, свободный. - Загл. с экрана

11. Применение методов генеалогического исследования... [Электронный ресурс] // school-science.ru - Режим доступа: https://school-science.ru/15/5/50231, свободный. - Загл. с экрана

12. Семейные традиции: что это такое с точки зрения психологии... [Электронный ресурс] // skillbox.ru - Режим доступа: https://skillbox.ru/media/growth/family-traditions/, свободный. - Загл. с экрана

Приложение 1

Статистика по персонам родословной Дугарцыреновых

 Персоны

Мужчины (39)

Женщины (19)

Всего (58)

Ныне живущих

32

17

49

Средняя продолжительность жизни

65

70

68

Средний возраст

36

35

35

Среднее число детей

3

2

2

Статистика по персонам родословной Галановых

 Персоны

Мужчины (2)

Женщины (1)

Всего (3)

Ныне живущих

0

0

0

Средняя продолжительность жизни

41

91

61

Средний возраст

     

Среднее число детей

2

6

3

Статистика по персонам родословной Тушемиловых

 Персоны

Мужчины (73)

Женщины (60)

Всего (133)

Ныне живущих

55

54

109

Средняя продолжительность жизни

46

66

54

Средний возраст

36

42

39

Среднее число детей

1

2

2

Статистика по персонам моей родословной Жанаевых

 Персоны

Мужчины (83)

Женщины (63)

Всего (146)

Ныне живущих

67

55

122

Средняя продолжительность жизни

58

68

63

Средний возраст

38

46

44

Среднее число детей

3

3

3

Общая статистика по персонам родословной Дугарцыренова Арсалана

 Персоны

Мужчины (197)

Женщины (143)

Всего (340)

Ныне живущих

154

126

280

Средняя продолжительность жизни

56

74

62

Средний возраст

36

41

39

Среднее число детей

2

3

2

Приложение 2

Ресурсы моей родословной

Имя

Образование

Основная деятельность

Вклад в общество

Род Дугарцыреновых

Дугарцырен

Читинская гимназия

Учитель, предприниматель,

секретарь

Глава с.Кижинги в годы революции. Руководитель секретариата Тибето-Монгольской миссии, расположенного в Санкт-Петербурге.

Владимир

Высшая партийную школу в г. Владивосток

Партийный работник

Руководитель в области культуры и страхования

Буда

Высшее, БГУ, исторический факультет

Журналист

Главный редактор газеты «АиФ в Бурятии», корреспондент газет «Бурятия», «Правда Бурятии», «Номер один», пресс-секретарь Буддийской Традиционной Санхги России, главный редактор буддийского журнала «Легшед»

Род Галановых

Галан

     

Бальжир

 

Сельское хозяйство

Председатель колхоза в 30-е годы

Александра

 

Сельское хозяйство

Работала в колхозе

Род Жанаевых

Нима

Грамотный

Сельское хозяйство

Участник Великой Отечественной войны, послевоенное время - учетчик в колхозе

Зоригто

Ленинградское военное училище МВД, БГПИ, исторический факультет

Военная служба

Военная служба

Татьяна

БГУ, ФНО

Учитель

Учитель истории и обществознания, обучение и воспитание школьников

Род Тушемиловых

Тушемэл

     

Жэрбан

     

Папа (двоюродный брат Аханяна)

 

Потомственный улигершин, костоправ

Сказитель народных сказок, улигеров, гэсэршина

Аханян

 

Сельское хозяйство

 

Домна

4 класса, ШРМ

Рабочая

Владела народной медициной

Ирина

среднее

Служащая Инспектор спецчасти

Владеет элементами народной медицины.

Приложение 3

Родословная Дугарцыренова Арсалана

Род

Дугарцыреновых

Род

Галановых

Родословная Жанаевых

Родословная Тушемиловых

Родословная Шапхаевых

по отцу

по матери

по отцу

по матери

  1. Мансахан

  1. Галан

  1. Хонхоло

  1. Оолзэй

  1. Шапхай

  1. Галсан

  1. Бальжир

  1. Хоржан

  1. Ообоо (дочь)

  1. Федор

  1. Цыден

  1. Александра

  1. Умотхэ

  1. Ошор

  1. Алексей

  1. Буда

  1. Буда

  1. Гомбо

  1. Шибэ

  1. Ирина

  1. Дугарцырен

  1. Арсалан

  1. Цэдэб

  1. Улан Батаар

  1. Татьяна

  1. Владимир

 
  1. Жана

  1. Буранхэ

  1. Арсалан

  1. Буда

 
  1. Нима

  1. Бодогой

 
  1. Араслан

 
  1. Зоригто

  1. Бушлаан

 
   
  1. Татьяна

  1. Дарма

 
   
  1. Арсалан

  1. Хартан

 
     
  1. Пеетрик

 
     
  1. Хамаган

 
     
  1. Тушэмэл

 
     
  1. Жарбан

 
     
  1. Аханян

 
     
  1. Домна

 
     
  1. Ирина

 
     
  1. Татьяна

 
     
  1. Арсалан

 

Приложение 4

Родословное дерево Дугарцыренова Арсалана

Приложение 5

Родословное дерево Дугарцыренова Арсалана,

созданное с использованием программного обеспечения

«Древо Жизни»

Приложение 5

Родовое дерево семьи Жанаевых

из книги «Тоонто нютаг» - связь поколений»

 

Приложение 6

Родовое дерево Жанаевых

Приложение 7

Родословная Тушемиловых

Просмотров работы: 9