Введение
В каждом уголке России, в каждом городе, посёлке, селе есть специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Особую гордость испытывает человек, если в их городе или селе жили или живут известные люди. Чтобы расширить свои знания о культуре, знаменитых земляках и не остаться в стороне от великих дел по увековечиванию культурного наследия моего края, я выбрала тему исследовательской работы «Неизвестные страницы жизни художника и скульптора И. Е. Итыгилова».
В своем исследовании мы рассмотрим проблему влияния малой родины на творчество скульптора И.Е. Итыгилова.
Цель работы: исследовать жизненный и творческий путь И.Е. Итыгилова.
Объект исследования: личность художника И.Е.Итыгилова
Предмет исследования: жизнь и творчество И.Е. Итыгилова, члена Петербургского отделения Союза художников России.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать культурологическо-биографическую литературу о И.Е. Итыгилове.
Встретиться с художником, родственниками и другими людьми, знающими скульптора И.Е. Итыгилова.
Выявить условия, способствующие раскрытию таланта И.Е. Итыгилова
Определить, какое место в творчестве И.Е. Итыгилова занимает малая родина – Бурятия.
Гипотеза исследования: на творчество скульптора И.Е. Итыгилова влияние оказала малая родина Бурятия, с которой он неразрывно связан.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ литературы и музейных экспонатов И.Е. Итыгилова, беседы с людьми, лично знающими скульптора; анализ данных; компьютерная обработка материалов исследования.
Истоки
1.1. Исследования о родословной Итыгиловых
И.Е.Итыгилов до начала работы в Иволгинском дацане не знал о своих выдающихся родственниках.
Из беседы с женой И.Е.Итыгилова: И.Е. Итыгиловв последние девять месяцев 2023 года, работая над скульптурой в Иволгинском дацане много времени проводил в беседах с хамбо-ламой Д. Аюшеевым (XIV Пандито Хамбо лама — глава Буддийской традиционной сангхи России, Д. Б. Аюшеев). Хамбо лама был заинтересован появлением в дацане скульптора по фамилии Итыгилов, поэтому пытливо выспрашивал о том, где он родился, кто родители, о его детских воспоминаниях, где жили до детского дома. И.Е.Итыгилов рассказал ему, что он родился в селе Большая Кудара Кяхтинского района, детство провел в деревне Голдановка Читинской области у бабушки. Хамбо-лама сам родом из села Бурсомон Красночикойского района Читинской области, а это значит И. Итыгилов его земляк. С этого момента Д. Аюшеев начал поисковую работу по родословной Итыгилова И. Е.
Хамбо-лама через архив, родственников и знакомых, проживающих в Забайкальском крае начал по крупицам собирать информацию о роде Итыгиловых. Из разговора с родственниками выяснил, что все детские воспоминания Итыгилова И. Е. о деревне Голдановка совпадают с действительностью (речка, мельница, конопляные поля, где играл с мальчишками). Оказалось, Итыгилов И. Е. из знаменитого бурятского рода ашаабагатов7.
1.2.Древний род ашаабагатов
В истории существует несколько версий происхождения этого древнего рода ашаабагатов. Одни ученые считают, что род входит в состав булагатского племени и существовал еще во времена Чингисхана, другие выделяют его в самостоятельное племя. Однако установить точный возраст рода пока не удалось. С названием также связано много преданий. Есть версия, что род был назван так, потому что он приумножался, становилось все больше внуков и дядьев, отсюда название «ашаабагаты» (с бур. – внуки и дядья). Возможно, род был назван по имени основателя.
В 1686 году ашаабагаты приняли подданство белого царя и поселились на южной стороне Байкала, по левобережью Хилка и правобережью Чикоя. В устье реки Тамир высадилось 240 ашаабагатов – потомков Алсутхи, одного из сыновей Тугалака. Они дали начало ульзутуйским ашаабагатам. Некоторые остались жить на западной стороне Байкала2.
По словам Цыден-Дамбы Раднаева, сейчас большой род ашаабагатов подразделяется на несколько подродов. Так, представители нескольких родов ашаабагатов живут в Кяхтинском районе, в селах Ара-Алцагат, Цаган-Челутай, Энхэ-Тала, а также в Бичурском районе в селах Хаян и Дунда-Киреть. Компактными группами сородичи живут и в селах Кудинской долины, и в других местах бывшего Усть-Ордынского округа. Много ашаабагатов в Селенгинском аймаке Монголии.
Голдановка
В чате по генеалогии Забайкальского края «Волости и населённые места 1893 года» указано местоположение села Голдановка.
Забайкальская область, Верхнеудинский округ, Урлукская волость1.
№ |
Название |
Сословие |
Дворов |
Всего жителей |
Скот |
509 |
Голдановское сел. |
Крестьянские дворы 34 |
153 |
На просторах интернета сказано, что название «Галдановка» от монг. «галдаахен» - бесплодный. Но если посмотреть в русско-монгольском электронном переводчике, то "бесплодный" - это "уржил шимгуй", а никакой не галдаахен. А вот "Голд" в том же переводчике означает "в середине". Правда ли? Если да- то в середине чего?
Место здесь узкое, каменистое. Проходящий скот при перекочевках монгол все вытаптывал, останавливаться на ночевку в таких местах значило оставить скот голодным.
Однако в Сельхозпереписи 1923 года указано другое основание для образования этого топонима: "Жил когда-то в этой местности бурят Голданко, от его имени и пошло название местности".
Хамбо-лама Д. Аюшеев дает иной перевод названия «Голдановка» - «счастливая карма».
Родство с Панди́то Хамбо́-ла́ма XII Даши́-Доржо́ Итигэ́ловым
В Голдановке и соседних селах Читинской области жили казаки Итыгиловы, среди них был будущий Панди́то Хамбо́-ла́ма XII Даши́-Доржо́ Итигэ́лов (бур. Этигэлэй Дашадоржо), бурятский религиозный деятель, глава буддистов Восточной Сибири в 1911—1917 годах.
Прадед Итыгилов Михаил является братом Даши́-Доржо́ Итигэ́лова. У Михаила было шесть детей. Один из братьев Итыгилов женился на казачке Москвитиной. Фамилия Москвитин упоминается в Сельхозпереписи 1923 года (Приложение 13). В браке родились дети – два сына и дочь.
Из рассказа младшей сестры скульптора:
Мама вспоминала о своем детстве, когда ей было три-четыре года: «Я качалась на качелях, а в это время с нашего двора выгоняли коров. Уже позже, когда подросла, мне рассказали, что мой отец был зажиточным «середняком», а в детской памяти остался момент раскулачивания нашей семьи. Отца арестовали и посадили в тюрьму. Мама заболела тифом и умерла. Меня на воспитание взяли родственники в село Алтай. Началась Великая Отечественная война и мой дядя ушел на фронт, я осталась с мачехой. Позже убежала из дома, потому как мачеха плохо относилась ко мне, и попала в детский дом». Так наша семья была разрушена, и все мы разбросаны волею судьбы8.
1.5. Детство. Не было бы счастья, да несчастье помогло
Большую часть детства до школы дети проводили в деревне Голдановка с бабушкой - это было беззаботное время. С детства И.Е. Итыгилов любил рисовать. Даже на стене над своей кроватью нарисовал озеро с лебедями. А когда стал постарше, закрасив эту картину, нарисовал портрет В.И.Ленина8.
Мама воспитывала детей одна. Когда мальчику исполнилось 8 лет, семья оказалась в поселке Харанхой. Воспоминания о жизни в Харанхое не совсем приятные по следующим причинам.
Из воспоминаний художника:
«Сначала жили в землянке, а потом переехали в маленький домик, было очень холодно, поэтому постоянно топили печь, таскали дрова. Мама работала уборщицей. Однажды за проступок меня строго наказали. И в это момент я решил бежать от обиды к бабушке в Голдановку. Зайцем сел в поезд и началось мое путешествие. По дороге меня сняли с поезда милиционеры и поместили в детский приемник-распределитель. Пока выясняли кто я, откуда и делали запросы в разные инстанции, прошло немало времени, учебный год уже шел к концу. Затем я попал в детский дом. В благополучные 60 -е - 80-е годы количество детей, которых сдавали в детский дом не уменьшалось. Почему при живых родителях дети оказывались в детдоме? Причины были разные, мы не спрашивали у мамы. Но могу предположить, может из-за отсутствия средств и возможностей воспитывать детей, или решающим был мотив «там им будет лучше»7.
Теперь спустя много лет И.Е. Итыгиловвспоминает детский дом и интернат с благодарностью: «Кормили и одевали хорошо, все дети были под присмотром, проводилось большое количество занятий. В школе-интернате начал серьезно интересоваться рисованием, мои способности заметили. Занимался живописью и рисунком в изостудии Дворца пионеров. Если бы не этот побег, я бы не встретил педагога по рисованию, который помог определиться с делом всей моей жизни. Таковы хитросплетения жизни».
И.Е. Итыгилов стал в интернате известной и очень востребованной личностью. В математике и других точных науках он был не силен, но стал незаменимым художником - рисовал газеты, плакаты, оформлял стенды в кабинетах, помимо этого занимался боксом. За активную общественную деятельность ему дали путевку во всесоюзный детский лагерь «Артек».
2.Творческий этап
2.1. Путь к мечте
Школу И.Е. Итыгиловзакончил на год позже и сразу пошел служить в ряды Советской армии. После службы его не хотели отпускать, предлагали поехать в Чехословакию, армии тоже нужны хорошие и активные бойцы. Он отказался, приехал в Ленинград, и там рисовал. Учился в Академии Художеств в вечерних рисовальных классах. Занимался рисунком в студии Василия Ильича Суворова при Доме народного творчества. Скульптуре обучался в студии Дворца работников просвещения под руководством С. П. Мосевича. Именно он заложил И.Е. Итыгиловуосновы творчества и отношения к искусству.
Живописи, рисунку и композиции учился у педагога Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной Ярослава Яковлевича Лаврентьева, к которому ходил вольнослушателем7.
2.2. Возвращение к истокам
Виды творчества художника разнообразны – это лепка, литье, пластика, ювелирное искусство и скульптура.
Самый первый памятник воинам, погибшим во время Великой отечественной войны, в поселке Нестерково Сунженского района Чечено-Ингушской АССР И.Е. Итыгиловсоздавал в 1980-1981 годах (Приложение 3).
Далее творческие дороги И. Е. Итыгилова ведут его на малую Родину. Художник часто приезжает в Бурятию, в Хоронхой к сестре. Именно здесь в поселке Хоронхой, на родной земле в 1990 — 1991 годах появился монумент защитникам Родины Великой Отечественной войны (Приложение 5).
С 1990 по 2000 годы работал творчески, создал скульптуры «Ангара» (h-2,5метра), «Возвращение» (h- 2метра), «Реквием» (h-2метра), многочисленные портреты. Участвовал в выставках Союза свободных художников в библиотеке им. Блока, в Выставочном зале на Свердловской набережной, в ЛенЭкспо (Приложение 4).
С 2000 по настоящее время участвовал в выставках Союза художников Санкт-Петербурга, продолжал работать творчески, создал рельеф «Рерих», эскиз памятника Савве Рагузинскому, основателю города Кяхты, портреты друзей (Приложение 8).
В 2007 году установил бюст царю-основателю храма св. Пантелеймона и больницы — Александру III, Санкт-Петербург, Фермское шоссе, 24 (Приложение 5).
В 2009 году создал монумент монгольско-советской дружбе, посвященный 70-летию Победы на реке Халхин-Гол в городе Кяхта на границе с Монголией. Это единственный в России памятник советским и монгольским воинам, погибшим в 1939 году в боях на реке Халхин-Гол. В начале 1969 года на этом месте была установлена гипсовая скульптурная группа солдат обеих дружественных стран со знаменем, при стрелковом оружии и с пулеметом, изготовленная скульптором А. Павловским. К 40-летию боев на далекой монгольской реке, в 1979 г., скульптурную группу заменили на пушку - «сорокапятку». А в 2009 году, когда отмечалась 70-я годовщина победы на Халхин-Голе, памятник был дополнен фигурами советского солдата и монгольского цирика, держащими факел, в исполнении И. Е. Итыгилова7.
Бюст Саввы Владисловича Рагузинского - основателя г. Кяхта, созданный в 2013г. передан в дар музею им. Обручева, его копия подарена автором сельскому клубу п. Хоронхой.
На добровольные пожертвования сооружен памятник «Жертвам репрессий». Установлен в г. Кяхте 20.09.2015 года. В основании крест, затем два пьедестала с остроконечными камнями - символы душ. Тачка с камнем обмотанной колючей проволокой как символ неволи. Затем вертикальная надпись «Никогда больше» (Приложение 6).
Композиция «Медведь, ломающий яблоню» (высота 16 см) находится в коллекции В.В. Путина (Приложение 9).
С 2012 по 2018 годы создал ряд работ для дацана в Санкт-Петербурге:
статую основателя дацана Агвана Лобсана Доржиева - основателя Санкт-Петербургского дацана (бронза). Закончил 15.08.2016г. (Приложение 10).
ритуальный сосуд Байпур (15 апреля 2018 года), установлен на территории Дацана (Приложение 7).
статуя Панди́то Хамбо́-ла́ма XII Даши́-Доржо́ Итигэ́лова (13 ноября 2023 года) к 100-летию Санкт-Петербургского дацана (Приложение 2).
Для Дворца Белой Тары в Селенгинском районе создал статую основателя буддизма в России Хамбо Ламы Заяева. Гипсовая копия находится в Иволгинском Дацане.
Статуя принята в музей Истории и религии Санкт-Петербурга (Приложение 11).
К Международному дню музеев сделал большой подарок Национальному музею Бурятии. Он передал в дар музею свою работу – скульптуру «Ангара» (дерево, резьба). В фондах Национального музея Бурятии находится одна работа скульптора И. Итыгилова «Селенга», который он передал после крупного Арт-проекта «Художники-Бурятии» в 2022 г. Проект проходил Национальном музее Бурятии с 16 сентября по 18 октября 2022 при поддержке Министерства культуры Республики Бурятия (Приложение 4).
Последний проект для Иволгинского дацана - скульптура императрицы Екатерины II, которую установили в Иволгинском дацане Бурятии. Памятник, выполненный из бронзы, высотой в три метра на двухметровом постаменте. Императрица держит в руках свиток с указом об институте Пандито Хамбо Лам, а Д. Д. Заяев – традиционный хадак. Институт Пандито Хамбо Лам установлен в 1764 году императрицей Екатериной II и утвержден Указом Пограничной канцелярии. Тогда на должность руководителя Ширээтэ ламами Восточной Сибири и Забайкалья был назначен лама Д. Д. Заяев. С этого момента буддизм Российской империи стал автокефальным (самостоятельным) от Тибета и Монголии3.
На протяжении всего творческого пути скульптор И. Е. Итыгилов обращается к традиционным, религиозным и историческим образам, олицетворяющим малую родину. Работая главным образом в области скульптурного портрета, он увековечил своих именитых земляков, религиозных деятелей, даровав им вторую жизнь. Мы отчетливо видим, что культурное наследие народа и работы скульптора неразрывно связаны с его малой родиной. Это вдохновляет его и помогает ему прочувствовать, проникнуться духом родной земли.
И.Е. Итыгиловза свою плодотворную работу отмечен благодарственным письмом главы буддистов России Хамбо Ламы Аюшеева. В 2018 году награжден грамотой губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко «За высокие достижения в области изобразительного искусства».
Заключение
В процессе работы над темой исследования гипотеза подтвердилась. Большая часть творческих работ скульптора посвящена малой Родине – Бурятии. Существует сильная эмоциональная связь с малой Родиной, чувство ответственности и привязанности к своим родовым корням, земле, культуре, людям. Именно этот уникальный генетический код определяет его творчество.
В ходе исследовательской работы были получены следующие результаты:
исследованы неизвестные страницы биографии знаменитого земляка И.Е. Итыгилова.
И.Е. Итыгиловиз знаменитого бурятского рода ашаабагатов. Первый бурятский революционер Ц. Ранжуров, ученый Н. Егунов, кинорежиссер А. Итыгилов, артист Д. Занданов, художница А. Сахаровская, мэр Улан-Удэ Г. Айдаев, первый бурятский гроссмейстер А. Шомоев – всех этих известных людей объединяет не только огромный вклад в развитие Бурятии, но и то, что они представители древнего рода ашаабагатов. Теперь в этот список нужно внести нашего земляка И. Е. Итыгилова, знаменитого художника-скульптора.
Установлена родовая связь Панди́то Хамбо́-ла́мы XII Даши́-Доржо́ Итигэ́лова (его нетленное тело находится во дворце Иволгинского дацана) и скульптора И. Е. Итыгилова;
трудности детства изменили жизнь художника, что определило цель его будущего – стать художником.
Эта исследовательская работа может быть полезной для школьного музея и обучающихся, при подготовке к урокам по истории и культуре родного края.
Список использованных источников
1. Волости и населенные места 1893 года / изд. Центр. стат. ком. М-ва внутр. дел. - СПб., 1893-1896. https://familio.org/settlements/5d930059-7a48-4640-9c62-05241e771c6a
2. Неизвестная история ашаабагатского рода // Новая Бурятия, 13.02.2012 — Текст: непосредственный // — URL: https://newbur.ru/newsdetail/neizvestnaya_istoriya_ashaabagatskogo_roda/
3. Скульптуру императрицы Екатерины II установят в Иволгинском дацане Бурятии // БуряадYнэн, 22 ноя 2023 — Текст: непосредственный // — URL: https://burunen.ru/news/society/102666-skulpturu-imperatritsy-ekateriny-ii-ustanovyat-v-ivolginskom-datsane-buryatii/
4. Санкт-Петербургский Союз художников: Члены Союза Художников— Текст: непосредственный // — URL: https://web.archive.org/web/20180527191703/http://spbsh.ru/
5. Фарфутдинов А. Памятник прошедшим тернистым путем страданий // Кяхтинские вести, 30.07.2015 — Текст: непосредственный // — URL: https://storage.inovaco.ru/media/project_smi3_916/14/1b/a3/d8/97/98/313401.pdf
6. «И.Е. Итыгилов» Краеведческий материал, Хоронхойская сельская библиотека филиал Кяхтинская ЦБС, 2024 г.
7. Итыгилова Н.В. Интервью с женой скульптора И.Е. Итыгилова 18.01.2024 г.
8. Подворная В.Е. Интервью с сестрой скульптора И.Е. Итыгилова 17.01.2024 г.
Приложение 1
Приложение 2
Панди́то Хамбо́-ла́ма XII Даши́-Доржо́ Итигэ́лов
Приложение 3
Памятник воинам, погибшим во время Великой отечественной войны, в поселке Нестерково Сунженского района
Чечено-Ингушской АССР И.Е. Итыгиловсоздавал в 1980-1981 годах
Приложение 4
Подарок Национальному музею Бурятии - скульптура «Ангара» (дерево, резьба)., 2022 г.
Приложение 5
Монумент защитникам Родины во время Великой отечественной войны, 1990 — 1991 гг., п. Хоронхой, Кяхтинского района, Республика Бурятия
Бюст царю-основателю храма св. Пантелеймона и больницы —
Александру III, 2007 год (Санкт-Петербург, Фермское шоссе, 24).
Приложение 6
Памятник «Жертвам репрессий». Установлен в г. Кяхте 20.09.2015г. В основании крест, затем два пьедестала состроконечными камнями /символ душ/. Тачка с камнем обмотанной колючей проволокой как символ неволи. Затем вертикальная надпись «Никогда больше».
Приложение 7
15 апреля 2018г. Закончил работу над Байпуром для Санкт-Петербургского Дацана.
Установлен на территории Дацана.
Приложение 8
Портрет Саввы Владисловича Рагузинского-
основателя г.Кяхта, музей им.Обручева. Создан в 2013г.
Приложение 9
«Медведь, ломающий яблоню» в коллекции Путина. Высота 16 см
Приложение 10
Агван Лобсан Доржиев-основатель С-Пб. дацана.бронза.
Закончил 15.08.2016г.
Приложение 11
В музей Истории и религии С-Пб принята статуя Хамбо ламы Заяева .
Первого главы буддизма России
Приложение 12
Сельхозперепись 1923 года.
Поселенный бланк Прибайкальской губернии, Троицкосавского уезда, Жиндино-Хилкотойской волости, Голдановского общества, община: Голдановка селение
1. Общие сведения: Название образовано от имени бурята Голданко, жившего в этих местах. Селение образовано приблизительно 200 лет (назад). Первые поселенцы пришли из ближних сел (Очевидно, имеются в виду Читкан и Жиндо). Выселилось 2 семейства из-за недостатка земли. Вселений не было.
2. Местоположение селения:
Расстояние: До Верхнеудинска 277 верст, до Троицкосавска- 147 верст, до Жиндо – 3 версты, до Петровского Завода -277 верст, до Урлука – 13 верст.
II. Формы землепользования
3. Формы пользования культурными угодьями: общинно-передельная
4. Как велика чересполосица: Чересполосица около 1 версты и более, вызывается по случаю увалов, рвов. Пашни – за 5 верст, покосы за 8-9 верст
7. Последний передел: приблизительно в 1855-1860 году, причины передела не известны.
8. Какие разверсточные единицы приняты для распределения пашни в настоящее время; размер долевого пая (разверсточной единицы) : по душам мужчин совершеннолетнего возраста наделяются по 3,85 казенных десятины на душу. Общее число разверсточных единиц: 85
9. На сколько сортов делилась при последнем переделе пашня: на 3 сорта
11. Пользование покосом: Переделы бывают ежегодно для равномерного распределения земли. Разверсточные единицы: 0,33 казенных десятины на душу, покосы без сортов.
15. Покосы почти все без исключения домохозяева арендуют в Монголии. Арендная плата за десятину от 2 до 6 рублей, расстоянием – до 60 верст.
V. Полеводство
20. Господствующая система полеводства: после каждого посева землю парят.
21. Севооборот: сам 3.
Культуры: все культуры засеваются исключительно на пару. Залежь считается не годной.
22. Сколько лет подряд засевается земля из под нови и в каком порядке чередуются хлеба: Не более 3х раз. После сева одних хлебов, допускается посев других на одном и том же поле, то есть после ярицы засевается пшеница или ячмень.
23. Севооборот на расчистках: Первые года плохо. Сначала засевается ярица, затем ячмень или пшеница.
25. Сколько приблизительно с 1917 года распахано из-под леса, степи и луговины: не было распашки ввиду упадка сельского хозяйства.
26. Если сокращалась посевная площадь, с какого года, в какой степени, по какой причине: С 1917 года площадь засева сократилась на 40 десятин из-да упадка сельского хозяйства. Больше всего засевается ярица ввиду большого употребления ея и недорода мелких хлебов.
28. Практикуется ли удобрение: Практикуется, но очень в малом количестве по случаю гористых пашен
29. Применяются ли искусственные минеральные удобрения: не применяются.
32. Орошение: Поливка применяется в очень малом количестве посредством канав 1 раз в лето
VII. Скотоводческое хозяйство
40. Отгоны скота не практикуются.
41. Где содержат скот: под открытым небом. Мелкий скот на ночь загоняют в стайки.
42. Какой породы КРС был у первых засельщиков: все время породы мелкой. Улучшения породы нет. Случка вольная, с 3-4 лет.
Часты ли эпизоотии: нет, за последние годы
Потери от диких зверей: от волков потери часто
VIII. Пользование лесом
44. Где и на каком расстоянии жители берут лес на постройку и топливо: На топливо берут в пади «Валуй» за 5 верст. Строевой лес берется в Монголии за 25 верст. Первый- бесплатно, второй- за плату.
X. Промыслы
48. Наиболее распространенные виды промыслов: Охота на белку, добыча орех и извести. При хозяйствах, кроме этого, есть кустарные производства.
Рынки сбыта: В Жиндинский кооператив в обмен на товаро-продукты.
XI. В чьих руках находится местная торговля: торговли нет
Давшие сведения: Шишурихин Михаил и Москвитин Григорий- оба неграмотные
Подпись заполнявшего: Инструктор 3 разряда Старо(стин?) – неразборчиво)
Дополнение к бланку:
II. Условия землепользования равны условиям в селе Жиндо и Читкан.
Кустарное производство выражается в обработке бараньей шерсти и конопли на холст и на веревки, исключительно на свои нужды.