Храм Рождества Христова в п. Айхал как центр христианства

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Храм Рождества Христова в п. Айхал как центр христианства

Коротких Д.И. 1
1МБУ ДО "Детская школа искусств" п. Айхал МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)
Местникова С.М. 1
1МБУ ДО "Детская школа искусств" п. Айхал МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: Республика Саха (Якутия) является крупнейшим по площади регионом России, а также самой большой административно-территориальной единицей в мире. Площадь республики 3083,5 тыс. кв. км (18,01% от территории РФ), при этом население составляет 1 001 664 чел. (2024). Плотность населения — 0,32 чел./км2, на суше 0,36 чел./км2 (2024).

В Якутии проживают представители 135 национальностей. Коренными жителями Якутии являются якуты, эвенки, эвены, юкагиры, чукчи, долганы. Коренные жители проживают в основном в арктических регионах Якутии. А на остальной огромной территории проживают русские, татары, украинцы, казахи и многие другие народы, заселившие территории в период развития промышленности.

Сегодня я хочу рассказать вам о жизни в небольшом населённом пункте в Якутии – посёлке Айхал Мирнинского района, о развитии христианства в суровых, отдалённых от внешнего мира условиях проживания.

Цель работы: изучить храм Рождества Христова в п. Айхал как центр христианства.

Задачи:

  • рассмотреть историю посёлка Айхал и его роль в развитии промышленности Якутии;

  • сформировать развитие христианской религии в Мирнинском районе;

  • описать историю строительства храма Рождества Христова;

  • провести самостоятельное исследование по авторству иконы, выполненной на берестяной коре;

  • сравнить её написание с другими более известными иконами, стилевую характеристику, материалы и т.д.;

Объект исследования: храм Рождества Христова

Предмет исследования: здание храма, интерьер и авторская икона.

Методы исследования: изучение литературы по данной теме, беседа с настоятелем Храма п.Айхал, опрос автора иконы, интернет, социальные сети, наблюдение, сравнение и анализ.

Практическая значимость: данная работа помогла найти автора иконы.

Время работы над проектом: декабрь 2024 г. – январь 2025 г.

  1. Развитие п.Айхал в западной Якутии

Посёлок Айхал находится на северо-западе Якутии, в Мирнинском районе. Особенностью п.Айхал является отдалённость от крупных населённых пунктов. Ближайший город Удачный находится в 70 км, а районный город Мирный в 500 км от Айхала (Прил. 1 фото 1).

Развитие Мирнинского района началось с развитием алмазодобывающей промышленности. Днём рождения якутской алмазодобывающей промышленности считается 4 января 1957 года, когда коллегия Министерства цветной металлургии СССР приняла постановление «О промышленном освоении Вилюйских алмазных месторождений». Именно с этого момента начался поиск кимберлитовых трубок на западе Якутии, что привело к появлению и становлению Мирнинского района.

22 января 1960 года группой геологов было открыто новое коренное месторождение алмазов. Месторождение сразу привлекло к себе внимание алмазодобытчиков, его разработка позволила бы обеспечить ощутимые темпы роста добычи драгоценных камней. Первооткрыватели дали трубке название «Январская», позже было предложение назвать её «Россия». Но в итоге трубка получила название «Айхал», что в переводе с якутского означает «слава».

Для освоения нового месторождения алмазов у полярного круга необходимо было прежде всего, проложить в безлюдной, болотистой тундре, тайге дорогу – 500-километровый зимник.

К февралю 1961 года рядом с трубкой «Айхал» начал строится палаточный городок (Прил. 1 фото 2), который в дальнейшем разрастался, развивался и со временем превратился в цивилизованный и очень уютный посёлок городского типа Айхал (Прил. 2 фото 3).

Градообразующим предприятием п.Айхал является Айхальский горно-обогатительный комбинат (далее - АГОК), специализирующийся на добыче алмазов. АГОК является одним из крупнейших структурных подразделений российской государственной Компании АЛРОСА – мирового лидера по добыче алмазов.

Численность п.Айхал в 2024 году составляет чуть более 13 тыс. человек, большая часть из которых являются сотрудниками структурных подразделений и дочерних предприятий компании АЛРОСА.

  1. Развитие христианства в Якутии

Религия народов Якутии имеет богатую историю и тесно связана с их культурой и традициями.

До прихода христианства и ислама, якуты исповедовали шаманизм - древнюю религию, основанную на вере в силы природы и духов мира. Шаманы были почитаемы как связующее звено между людьми и духовным миром, которые могли лечить болезни, предсказывать будущее и проводить ритуалы.

С приходом российской культуры в Якутию началось активное распространение православия. Немногочисленные якуты и коренное население исповедуют эту веру. Однако, учитывая многонациональность Якутии, в городах и населённых пунктах по всей Якутии можно увидеть много красивых православных церквей.

В целом, религия народов Якутии является многообразной и уникальной, и включает в себя широкий спектр верований и традиций. Она тесно связана с культурой и историей этого региона, и продолжает оставаться одним из важных аспектов жизни якутского народа.

Христианизация коренных жителей — саха (якутов), эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган — началась уже в первой половине XVII века и составляла одну из важнейших сторон политики царского правительства, которому предстояло закрепить присоединённые земли и обеспечить дальнейшее проникновение русского влияния на север и восток вплоть до Ледовитого и Тихого океанов, приступить к планомерной эксплуатации их несметных пушно-меховых и других богатств.

Массовое крещение местного населения проводилось и завершилось в сравнительно короткий срок в конце XVIII — начале XIX веков. По архивным данным, в 1823 году некрещёные составляли всего один процент населения. Такие успехи миссионерства можно объяснить установлением разнообразных устойчивых хозяйственных, бытовых и культурных взаимосвязей с пришлым православным населением (служилые, торговые, промышленные люди нередко женились на местных женщинах). В свою очередь, крещение способствовало углублению и расширению этих связей, социальной интеграции аборигенов в российское общество. К тому же в это время Православная Церковь укрепила свои позиции в Сибири, уже имела необходимый опыт миссионеров, использовала различные методы крещения ясачных, освобождая новокрещённых от уплаты ясака.

Однако веками укоренившаяся, впитавшаяся «в тело и душу» языческая религия скотоводов и оленеводов, охотников и рыбаков не была и не могла сразу вытеснена новой, ещё непонятой им религией. Крестившись, они продолжали оставаться приверженцами своей традиционной веры, не всегда соблюдая законы и обряды Православия.

С завершением крещения начинается качественно новый этап христианизации народов Якутии, основным содержанием которого стала борьба за утверждение новой религии — православного христианства и искоренения язычества. С этой целью строились церкви и часовни в улусах, принимались меры по обучению «инородцев» в церковно-приходских школах и по подготовке из их числа священнослужителей, по переводу и изданию богослужебных книг на якутском языке.

Можно сделать вывод о том, что христианизация проводилась в целях русификации коренных народов Якутии, однако она способствовала не только сохранению, но и формированию якутского литературного языка. А язык — основа любой культуры, обеспечивающей её самобытность.

  1. Храмы Мирнинского района

Несмотря на отдалённость территорий мест проживания от «большой земли», трудности с доставкой строительных материалов, ограниченностью различных ресурсов, практически в каждом населённом пункте Мирнинского района есть свой храм:

- Свято-Троицкий храм г.Мирный (Прил. 2 фото 4), при котором действует Андреевский монастырь (период строительства 1996-2000);

- Храм Владимирской иконы Божией Матери в п. Светлый (Прил. 3 фото 5) (период строительства 2001-2004);

- Храм Святителя Тихона Задонского в п. Чернышевский (Прил. 3 фото 6) (даты строительства 2015-2017);

- Храм Святого равноапостольного князя Владимира в п. Заря (Прил. 4 фото 7) (домовый храм в центре военно-патриотического воспитания Мирнинского регионально-технического колледжа) (открытие состоялось в 2015 году);

- Храм Рождества Христова в п. Айхал (Прил. 4 фото 8) (даты строительства 2008-2009);

- Храм Преподобного Серафима Саровского в г. Удачный (Прил. 5 фото 9) (даты строительства 2010-2012).

Как видно из периодов строительства, древних храмов в Мирнинском районе нет. Однако, и развитие региона началось в 50-е годы 20-го века. При этом, несмотря на современное развитие, технологии и цифровизацию, православие остаётся одним из важных составляющих современного общества.

  1. Развитие христианства и строительство церкви в Айхале

Развитие христианской общины в п. Айхал началось в 90-х годах XX века. В этот период у айхальцев появилось место для молитв.

Общине выделили бывшее здание школы, а именно, оставшийся после пожара спортивный зал. Приходской совет призвал айхальцев потрудиться во Славу Божию и помочь с восстановлением помещения. В течение нескольких месяцев в будущем храме трудились 10-15 человек, застеклили окна, поменяли полы, покрасили стены. Со временем, при помощи крупного айхальского предприятия, поставили иконостас, сделали косметический ремонт, отгородили храмовое помещение, появилась храмовая библиотека, трапезная, склад (Прил. 5 фото 10).

В конце 90-х – начале 2000-х годов молитвенный дом преобразился в полноценный храм, который посещали прихожане.

Однако, учитывая, что здание было построено достаточно давно, да ещё и после пожара, оно было признано аварийным и вставал вопрос о строительстве нового храма. Кроме того, росла численность прихожан, и старое здание храма не могло вместить всех желающих.

В 2008 году при финансовой поддержке спонсоров было начало строительство нового храма. Для его расположения было выбрано самое высокое место, чтобы купола были видны практически с любой точки посёлка. К счастью, это оказалась центральная площадь посёлка, очень легкодоступное место.

19 августа 2009 года состоялось открытие Храма. Для жителей посёлка это было очень знаменательное и торжественное событие .

Канонический храм с алтарем, иконостасом, центральной частью храма, увенчанной восьмеричным куполом на четверике, трапезной части и колокольней. Вмещает до 200-х-сот человек. Длина здания 30 метров, ширина 13 метров, общая высота до макушки креста почти 30 метров. Храм стоит на вечной мерзлоте на 56 сваях. Купола облицованы листами в виде чешуек из нержавеющей стали с напылением золотистого титана.

Уникальной особенностью Храма Рождества Христова является редчайший фаянсовый иконостас, изготовленный на Сысертском фарфоровом заводе на Урале. Иконостас - это алтарная перегородка, в которую вмонтированы в несколько рядов иконы. Ширина иконостаса 12 м., высота 8 м. (Прил. 6 фото 12). Фаянсовый иконостас выполнен в Кузнецовском стиле, был спроектирован индивидуально для айхальского храма. При проектировании учитывались размеры храма, габариты алтарных арок и стен, пожелания заказчиков по количеству ярусов иконостаса, иконографическому составу, размерам икон и Царских Врат.

Иконостас был изготовлен из тысяч маленьких деталей, которые уже в храме крепились на металлический каркас. Эти детали с любовью делали вручную, устраняя малейший брак или неточность.

Для росписи использовали специальные краски, которые разводятся скипидаром. Краски имеют свойство менять свой цвет в результате обжига в печи. Поэтому мастера хорошо знают всю цветовую линейку перехода цветов. Роспись производится кистью "Белка" по специальной технологии, секреты которой являются эксклюзивными для данного предприятия и передаются от мастера к мастеру.

Фаянсовый иконостас, в отличие от других материалов, отличается дороговизной, но при этом имеет множество преимуществ. Они долговечные, не теряют внешнего вида, яркие, изящные, прочные, не требуют ремонта и удобны в эксплуатации, легко подвергаются влажной текущей уборке.

Колокольня состоит из 9 колоколов Самый большой весит 500 килограммов. Общий вес колоколов около 900 килограммов. Купола облицованы листами в виде чешуек из нержавеющей стали с напылением золотистого титана.

При храме организован музей, который называется «древлехранилище». Начало айхальского древлехранилища положил отец Иоанн. Его проект был нацелен на оживление просветительской деятельности, обогащение культурной и духовной жизни как прихожан, так и просто жителей посёлка. Все коллекции размещены в шести витринах. Немало любопытных старинных вещей и предметов церковной утвари. В витринах оформляются тематические выставки к православным праздникам (Прил. 7 фото 13).

  1. Художественный вклад местных жителей в развитие православия в Айхале

В процессе изучения темы я посетила Храм нашего посёлка. Отец Иоанн провёл экскурсию по храму и прилегающему музею, рассказал об истории икон, об их значении и значимости в православии. В рассказе он обратил внимание, что некоторые иконы написаны жителями п. Айхал и дарованы Храму.

Особенно меня заинтересовала икона Божией Матери (Прил. 8 фото 14), которая подписана с обратной стороны (Прил. 8 фото 15). Сразу было не понятно, подписана ли икона автором или дарителем, но мне стала интересна история иконы и было проведено исследование.

В процессе исследования я выяснила, что икона Божией Матери написана жительницей п. Айхал Овсянниковой Ольгой Викторовной (Прил. 8 фото 16)

Ольга Викторовна работает педагогом художественного направления в Центре дополнительного образования «Надежда» п. Айхал. Она приехала в Айхал в 2009 году, именно в год открытия Храма.

Икона Божией Матери была написана примерно в 2014 году. Работа была начата в рамках подготовки к художественному конкурсу. Именно этот вид живописи и образ был выбран как символ внутреннего состояния души – умиротворение от проживания в столь отдалённом, спокойном и уютном посёлке. Это было не первое изображение иконы в её жизни, но при этом самое осознанное и желанное.

Икона написана на бересте, глянцевым акрилом с золотом. Яркие, глубокие, насыщенные краски придают иконе нотку современности и индивидуальности. На иконе у Божией Матери широко раскрыты глаза, видна наивность, чистота и юность, от образа будто исходит особая аура. У ребёнка Иисуса взгляд более взрослый, он будто бы видит своё будущее.

На Казанской иконе Богородица изображается по плечи, с небольшим наклоном головы к Богомладенцу. Христос смотрит прямо на человека перед иконой. Спаситель изображён по пояс, видна только правая рука с благословляющим жестом, призывающим к покаянию.

Вокруг головы Богородицы изображено сияние в форме круга – нимб, как символ света, который преображает человека, соединяющегося с Богом.

Основные цвета иконы – золотой, красный и синий:

- золотой фон иконы представляет сияние славы Бога;

- красный цвет наполняет икону церковным звучанием;

- синий цвет ассоциируется с небом, иным миром.

Сравнивая иконы авторов разных времен (Прил.9, фото 17, 18,19), можно выделить следующие особенности иконы Ольги Викторовны:

- яркие краски, наполняющие икону торжественностью;

- прямой добрый взгляд Божией матери, как будто говорящий о том, что впереди только мир, благополучие и успех;

- изображение Иисуса соответствует возрасту, несмотря на глубокий серьёзный взгляд;

- икона написана на бересте, что делает её формат достаточно редким.

Ольга Викторовна передала Храму Рождества Христова свою икону в дар как знак почтения и уважения, в честь одного 2009 года рождения: год открытия Храма и год начала своей новой жизни в Айхале.

Заключение

В результате проведённой работы я сделала следующие выводы:

- развитие христианства в современном мире – актуальная тема. Несмотря на то, что настоящее время – это эпоха технологических прорывов, цифровизации и автоматизации, христианство остаётся как основа внутренней души человека;

- отдалённость территорий, сложная транспортная доступность, отсутствие ресурсов – это не помеха для верующих людей, которые хотят развивать христианство как веру;

- иконопись остаётся частью современного искусства;

- люди, проживающие в суровых северных условиях, готовы делиться информацией, историей, передавать практические навыки;

- убранство Храмов - это не только работа профессиональных иконописцев, но и работы любителей-непрофессионалов, которые выражают свою приверженность христианству через художественное направление.

Список использованных источников

  1. Черненко Е.С. Пятьдесят алмазных лет: Красноярск: ООО ИПК «Платина», П99 2011. – 112 с., ил.

  2. https://dzen.ru/a/ZGyqMcTfvnHMEsR0

  3. http://www.patriarchia.ru/db/text/162736.html

  4. https://www.pravmir.ru/severnoe-odinochestvo-i-severnoe-bratstvo/

  5. https://1sn.ru/v-aixale-zaversaetsya-stroitelstvo-xrama

Приложение 1

Фото 1. Расположение населённых пунктов Мирнинского района

Фото 2. Архивное фото палаточного городка

Приложение 2

Фото 3. Современный вид п.Айхал

Фото 4. Свято-Троицкий храм г. Мирный

Приложение 3

Фото 5. Храм Владимирской иконы Божией Матери в п. Светлый

Фото 6. Храм Святителя Тихона Задонского в

п. Чернышевский

Приложение 4

Фото 7. Храм Святого равноапостольного князя Владимира в п. Заря

Фото 8. Храм Рождества Христова в п. Айхал

Приложение 5

Фото 9. Храм Преподобного Серафима Саровского в г. Удачный

 

Фото 10. Деревянный Храм Рождества Христова в п.Айхал

Приложение 6

Фото 12. Фаянсовый иконостас Храма п.Айхал

Приложение 7

Фото 13. Отец Иоанн и Дарья Коротких в музее

Приложение 8

Фото 14. Икона Божией Матери (лицевая сторона) Фото 15. Икона Божией Матери (обратная сторона)

Фото 16. Овсянникова О.В., отец Иоанн, Коротких Д.И.

Приложение 9

Фото 17. Автор Гурий Никитин, 1675 год Фото 18. Автор Феотод Феофанов, 1720 год

Фото 19. Иконы современных авторов

Просмотров работы: 10