Введение
Урал - край легенд. Местные народы хранят и передают из поколения в поколение множество преданий и сказаний о памятниках природы нашего края, а также о событиях и людях.
Эти легенды помогают понять мироощущение южноуральцев, а также служат источником сведений о культуре и истории нашего края.
По мнению ученого XIX века Т.Н. Грановского «предания занимают середину между историей и поэзией. Содержанием их служит действительная быль, но рассказ, переходивший от поколения к поколению, из века в век, часто носит на себе печать сказки. Предание не заботится о верности, но в нем есть истина другого рода. В нем высказывается любовь и ненависть народа, его нравственные понятия, его взгляд на собственную старину.»1
Все это говорит о том, что тема проекта актуальна в наше время, так как настоящее поколение является передатчиком знаний об истории, культуре нашего края от прошлых поколений к будущим.
Цель моей работы - узнать уровень знаний о легендах нашего края среди учеников седьмых классов. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме;
2. Найти наиболее распространенные легенды;
3. Провести опрос среди учащихся 7 классов лицея 97;
4. Провести анализ полученных результатов;
5. Сделать вывод.
Методика проекта – это проведение опроса, подведение итогов опроса и составление карты легенд Челябинской области.
Продукт проекта: Карта известных топонимических легенд Южного Урала.
Глава 1. История Южного Урала
1.1 Историческая справка
Заселение территории Южного Урала человеком началось в эпоху палеолита. В XVIII – XVI вв. до н. э. в степных районах Челябинской области существовала развитая протогородская цивилизация, получившая условное название «страна городов» (историко-археологический заповедник «Аркаим»). [2]
Не остался Южный Урал в стороне и от Великого переселения народов. Такие известные народы древности, как скифы и саки, населяли степи Южного Урала в VII – V веках до н. э., в IV веке до н. э. их сменили сарматы. В III – II веках до н. э. из Центральной Азии сюда пришли хунну. Смешавшись на этих территориях с сарматами и частью лесного населения, они начали продвижение на запад, где стали известны под именем гуннов. В VI в. н. э., в эпоху тюркских каганатов, на территорию Южного Урала пришли первые носители тюркских языков.[1]
В XIII – XV веке территория Южного Урала входит в состав монгольской империи. Одним из ярких памятников позднего ордынского времени, сохранившимся до наших дней, является мавзолей Кесене, расположенный близ посёлка Варна. Первые русские поселения на территории, входящей в современную Челябинскую область, появились в конце XVII в. – Белоярская Теченская слобода (село Русская Теча) и Багарякская слобода (село Багаряк).
Административное формирование территории Челябинской области началось в XVIII веке. Продолжение политики Петра I по развитию производительных сил России и расширению границ привело к экспедиции на Южный Урал в 1734 – 1744 годах. Тогда были основаны ряд крепостей: Верхне-Яицкая, Чебаркульская, Миасская, Челябинская. [3]
Во второй половине XVIII в. активно развивается промышленность. Вокруг заводов возникают новые города: Касли, Златоуст, Катав-Ивановск, Кыштым, Сатка, Юрюзань, Усть-Катав, Миасс. Здесь разворачивались события Крестьянской войны 1773 – 1775 годов. В феврале 1774 г. армия Емельяна Пугачева заняла Челябинск, но под натиском царских войск ушла к уральским заводам. В XVIII в. началась русская колонизация края.2
1.2 Классификация легенд
О народах Южного Урала, их быте немного информации дошло до наших дней. Предания и легенды помогают узнать историю наших предков.
Южноуральские предания и легенды условно можно разделить на три группы (рис.1).
Легенды Южного Урала
Документально-бытовые легенды
Топонимические легенды
Легенды о народных героях
Рис.1
Основным периодом, когда складывались предания нашего края, был XVII-XVIII вв. К этому периоду относятся две первые группы легенд.
Документально-бытовые легенды складывались последние три века, когда происходило развитие горнозаводских ремесел, которые стали основой жизни местного населения. С ростом заводов менялся жизненный уклад людей. Часто эти легенды связаны с утратой, выбором между легкой наживой и смертью. Примером являются сказы Бажова П.П, Власовой С.К., Подкорытова Ю.Г. и других. [5]
Вторая группа сказаний также относится к недавней истории нашего края, но повествует о народных героях, чьи имена сохранились в истории. Эти герои реальны, но наделены небывалой силой и мудростью. Это мастера своего дела или же борцы с несправедливостью, такие как Салават Юлаев, Емельян Пугачев.
Топонимические легенды объясняют нам возникновение топонимов Южного Урала. Они возникли тогда, когда человек был близок с природой, считал, что у каждой горы, у каждого озера есть свой индивидуальный характер, а также пытался объяснить то, на что не хватало знаний. Примерами таких легенд являются «Сулея», «О Змее-полозе» .
Глава 2. Практическая часть
2.1. Проведение опроса
Чтобы узнать популярность легенд среди учащихся седьмых классов, я решил провести анонимное анкетирование, в котором указал несколько наиболее известных параметров (Приложение 1). В опросе участвовали 84 человека.
2.2. Анализ результатов опроса
По результатам первого вопроса оказалось, что 20% опрошенных совсем не знакомы с легендами нашего края (рис.2).
Рис.2.
Второй вопрос выявил наиболее известные топонимические объекты Южного Урала среди учеников. Анализ итогов показал, что самые распространенные ответы – это Тургояк, Таганай и Зюраткуль (рис.3).
Рис.3.
В следующем вопросе среди предложенных вариантов наиболее известными легендами стали «Младший брат Байкала», «Тайна озера Зюраткуль» и «Увильдинская легенда». Среди прочих вариантов часто упоминалась «Малахитовая шкатулка» (рис.4). Так же, 4 и более вариантов из предложенных выбрали 31% опрошенных.
Рис.4
В четвертом вопросе необходимо было указать писателя-собирателя легенд Южного Урала. По его результатам, 65% опрошенных указали П.П. Бажова, 35% затруднились ответить (рис.5).
Рис.5
По итогам последнего пункта анкетирования, 28% опрошенных указали памятник «Сказ об Урале», 58% признались, что не знают такого памятника и 2% указали памятник «Медной горы Хозяйка». Остальные ничего не указали (рис.6).
Рис.6
2.3. Вывод из результатов опроса
Исходя из результатов анкетирования, можно сказать, что большинство семиклассников в некоторой степени знакомы с легендами нашего края. Анализ ответов показал, что самым известным писателем - собирателем легенд стал Павел Бажов. К сожалению, кроме вышеуказанного автора не было названо других вариантов. Это говорит о том, что опрошенные знакомы только с тем, что проходили по школьной программе, и не интересовались глубже. было замечено, что многие знают топонимические объекты нашего края, но не все знают происхождение их названий.
С другой стороны, результаты опроса показывают, что ученикам интересны история и легенды нашего края. Чаще всего выбирали легенды, связанные с топонимическими объектами Южного Урала, а легенды об исторических личностях и документальных событиях выбирали гораздо реже.
2.4. Составление карты легенд Южного Урала
Карта легенд составлялась с использованием программы Paint.net. На карте обозначены наиболее известные топонимические объекты нашего края и связанные с ними легенды, отмечены QR-коды достопримечательностей. (Приложение 2).
Заключение
Легенды Южного Урала – это наследие нашего народа. Они являются исторической и культурной ценностью. Они передаются из поколения в поколение, сохраняя в себе мудрость и опыт веков. Из этих историй мы узнаем ответы на вопросы о своих корнях, о происхождении того, что нас окружает.
Знание легенд собственного народа – это не просто интересное хобби или путь к самообразованию. Оно помогает нам сохранить и передать нашу культуру и традиции следующему поколению, стать настоящими хранителями национального наследия.
Проведя анализ анкетирования, оказалось, что у наших сверстников не хватает знаний о легендах нашего края. Кроме Бажова, которого проходят в обязательной школьной программе, не было названо его учеников, таких как Серафима Власова, Юрий Подкорытов и других. Основные знания связаны лишь с крупнейшими топонимическими объектами Южного Урала.
Для того, чтобы наша история передавалась от предков к потомкам, необходимо, чтобы учащиеся расширяли свой кругозор по данной теме.
Список Литературы:
1. Легенды Южного Урала (Сост. И. А. Кириллова). — 2-е изд. — Челябинск: Аркаим, 2009. — 208 с;
2. Подкорытов Ю.Г. Сказки из старинной шкатулки: Сказки и легенды о возникновении названий уральских деревень и поселков, гор и рек.-Челябинск: Юж.-Уральск кн. изд-во, 1980.
3. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы/ Сост. Кругляшова В. П. Свердловск: Средне- Уральское кн. изд-во,1991.
4. https://chelreglib.ru/ru/pages/kray/chelregion/history/
5. Кругляшова В. П. (сост.) Предания и легенды Урала
6. https://vk.com/wall-36731390_107112
7. https://www.southural.ru/articles/19204
Приложение 1
Опрос на тему «Легенды Южного Урала»
1.Знакомы ли вы с какими-либо легендами Южного Урала?
|
|
2. Какие топонимические объекты, связанные с легендами Южного Урала, вам известны?
|
ваш вариант |
3. Из данного списка выберите легенды, которые вам известны.
|
ваш вариант |
4. Назовите писателя-собирателя легенд Южного Урала
__________________________________________________
5.Как называется памятник в Челябинска, связанный с легендами Южного Урала?
__________________________________________________
Приложение 2
1 Кругляшова В. П. (сост.) Предания и легенды Урала
2 https://chelreglib.ru/ru/pages/kray/chelregion/history/