О чём расскажет школьный дневник?

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

О чём расскажет школьный дневник?

Щеголев И.Я. 1
1МКОУ "Толвуйская СОШ"
Щеголева В.В. 1
1МКОУ "Толвуйская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования. В 2024 году я окончил начальную школу. Мою учёбу можно проследить в бумажном школьном дневнике. Сейчас я ученик 5 класса. Мы уже не ставим оценки в бумажный дневник. Школа перешла на электронные дневники, отказавшись от их бумажных вариантов. Получается, что этот предмет школьной жизни исчезает. А ведь были такие времена, когда не было электронного дневника. У меня есть старший брат. Сейчас он учится в 10 классе. У него сохранился бумажный дневник 4 класса. А были времена, когда не было даже Интернета. Именно тогда учился мой папа. У нас дома хранятся и его школьные дневники. Меня заинтересовал его дневник 4 класса. В настоящее время школьные дневники, особенно 32-летней давности, являются историческим источником. Изучаемые мною предметы могут поведать о минувших временах, рассказать о прошлом людей и школы, поэтому дошедшие до нас архивные старинные документы очень ценны как краеведческий материал. Стоит учесть, что я, брат и папа – ученики одной и той же школы – Толвуйской.

Цель исследования: изучение школьных дневников 1991/1992, 2018/2019 и 2023/2024 учебного года.

Задачи:

  1. Узнать, что такое школьный дневник.

  2. Систематизировать сведения, полученные из дневника.

  3. Сравнить дневники разных лет.

Объект исследования: школьные дневники 1991/1992, 2018/2019 и 2023/2024 учебного года

Гипотеза: школьный дневник – исторический и краеведческий источник информации

Методы исследования: наблюдение, беседа, опрос, анализ материала, сравнение.

  1. Что такое школьный дневник

Само слово «дневник» появилось в XVIII веке. Оно чисто русское, образовано от корня дн- (день) с помощью суффиксов -евн-, -ик-. Хотя и представляет буквальный перевод (кальку) французского слова «журналь» - «ежедневный, поденный»1. Это слово имеет много значений, но нас интересует именно школьный дневник.

Школьный дневник, дневник школьника — основной документ школьника на время обучения. Дневник выполняет функции журнала регистрации оценок, полученных на уроках, замечаниях по поведению и прилежанию, средства общения учителей и родителей, а также показатель успеваемости ученика2.

Существуют бумажные и электронные дневники. Я провел анкетирование в своём классе. В анкете были такие вопросы:

1. Знаете ли вы, что такое школьный дневник?

2. Есть ли у вас бумажный школьный дневник?

3. Как вы считаете, нужен ли бумажный дневник? Почему?

В анкетировании приняли участие 11 человек (мои одноклассники). Все ребята знают, что такое школьный дневник, у всех есть бумажный дневник. Некоторым он нужен, потому что записывают туда домашнее задание. Некоторым не нужен, потому что оценки и домашнее задание можно посмотреть в электронном дневнике.

А вот в 4м классе 2024/2025 учебного года ребята до сих пор все пользуются дневниками. Я провёл анкетирование у них тоже. Задавал те же вопросы, что и в своём классе. В этом году всего 5 четвероклассников, но все они пользуются только бумажными дневниками.

  1. Сравнительная характеристика дневников

  1. Внешние характеристики

Дневник папы. Школьный дневник принадлежит моему папе – Щеголеву Ярославу Александровичу. На сегодняшний день дневнику 32 года. Внешний вид простой. Мягкая обложка светло-серого цвета, на ней значится: дневник ученика 4 класса Толвуйской средней школы Щёголева Ярослава на 1991/1992 учебный год. На оборотной стороне цена - 16 копеек. Республиканская ордена «Знак Почета» типография им.Анохина (Приложение №1). Я узнал, что типография имени Петра Фёдоровича Анохина — старейшее российское предприятие полиграфической промышленности, основанное в Петрозаводске в 1805 году.3

Листы светло-зелёные. На первом листе содержится общая информация для всех учеников и родителей под названием «Указания по ведению дневника» (Приложение №2).

Дневник брата. Школьный дневник принадлежит брату – Щёголеву Владиславу Ярославовичу. На сегодняшний день ему (дневнику) 5 лет. Внешний вид красочный. Твёрдый переплёт. (Приложение № 3). Листы белые. Изготовитель – город Муром.

Дневник мой. Школьный дневник принадлежит мне – Щёголеву Илье Ярославовичу. На сегодняшний день ему 1 (один) год. Внешний вид яркий, красочный. Твёрдый переплёт. (Приложение № 4). Листы белые. На оборотной стороне «Смоленский полиграфический комбинат». Сейчас дневник в любом магазине легче купить, чем в 1991 году.

  1. Учителя

Дневник папы. На оборотной стороне первого листа написаны предметы и преподаватели (Приложение №5). Получается, что все предметы, кроме физкультуры, вёл один учитель –Валентина Викторовна Г. В школьном архиве мне выдали личное дело этой учительницы. Начато оно 28.02.1983 года. Из характеристики я узнал, что Валентина Викторовна родилась 15 марта 1942 года.

Окончила Шелтозерскую школу в 1960 году и поступила в Петрозаводское школьное училище. Интересна характеристика способностей, данная классным руководителей училища Е.Федосеевой: «За время пребывания в училище занималась посредственно, не проявляя особого желания и старания. Имеет живой характер, но не всегда бывает собранная, не хватает культуры…К практике относилась серьезно, показала, что владеет материалом и умеет заинтересовать детей…Может работать учителем».

После окончания училища Валентину Викторовну направили работать воспитателем в Медвежьегорскую школу-интернат №4 с 15 августа 1962 года. Это следует из направления и выписки из приказа Министра просвещения Карельской АССР. Но уже по приказу №33 Медвежьегорского РОНО от 25 августа 1962 года Валентину Викторовну назначили заведующей Мягрозерской начальной школы.

*Деревня Мягрозеро находится на территории Шуньгского поселения Медвежьегорского района4. Ближайший Крупный населенный пункт – село Кажма. Сейчас школы там нет).

С 15 августа 1963 года переведена учителем начальных классов Лебещинской начальной школы .

*Лебещина — деревня в составе Толвуйского сельского поселения Медвежьегорского района Республики Карелия5. Сейчас школы там нет.

Однако «в связи с сокращением в Лебещинской начальной школе классов-комплектов» в 1967 году Валентина Викторовна переведена «на должность учительницы начальных классов в Толвуйскую среднюю школу».

В 1974 году поступила в Карельский государственный педагогический институт и закончила его в 1979 году по специальности «Учитель начальных классов».

В личном деле есть сведения о прохождении аттестации на занимаемую должность, благодарности и поощрения за добросовестный труд

В 2000 году Валентина Викторовна ушла на пенсию. В 2002 году её не стало.

Дневник брата. Список преподавателей заполнен (Приложение №6). Его первая учительница –Валентина Сергеевна П. В школе она работает 43 года. Выпуск, в котором учился мой брат, был по счёту 10й. Сейчас у неё 2й класс.

Дневник мой. Список преподавателей у меня не заполнен. Однако я точно могу назвать все предметы и учителей (Приложение №7). Татьяна Федоровна Б. – моя первая учительница (Приложение №8). Она учитель начальных классов. Она всегда работала в Толвуйской школе. Её стаж – 37 лет. Сейчас у неё первоклассники. Это будет 10й выпуск. Я – выпуск 2024 года, по счёту девятый.

  1. Уроки

Дневник папы. 2й лист дневника содержит расписание (Приложение №9). Интересен тот факт, что в данном расписании пятидневная неделя. А в расписании по неделям (со 2 сентября по 2 ноября 1991 года) учеба составляет 6 дней в неделю. После каникул с 11 ноября 1991 года – уже пятидневная неделя. У учителей я узнал, что переход на пятидневную учебную неделю в России начался еще в СССР в 1989 году. Однако полностью шестидневка была отменена только в 1990-х годах.

Дневник брата. Его расписание было таким (Приложение №10)

Дневник мой. Моё расписание (Приложение №11)

Вывод. Расписания уроков почти не отличаются друг от друга. Только у меня и брата, по сравнению с папой, введены уроки английского языка и основы православной культуры. По-другому называется труд = технология, природоведение = окружающий мир. У брата в первой четверти не было английского языка, поскольку не было учителя, с ноября появляются в расписании уроки английского, поэтому расписание меняется. У меня появились уроки «Разговоры о важном» по понедельникам.

Дневник папы. К сожалению, у папы не заполнены часы уроков. Но я обратился к другим дневникам папы, где было расписание.

Дневник папы.

У брата

У меня

1 урок – 8:15-8:55

2 урок – 9:00-9:40

3 урок – 10:05-10:45

4 урок - 11:00-11:40

5 урок - 11:50-12:30

6 урок – 12:35-13:15

7 урок – 13:20-14:00

1 урок – 8:15-9:00

2 урок – 9:05-9:50

3 урок – 10:10-10:55

4 урок - 11:10-11:55

5 урок - 12:00-12:45

6 урок – 12:50-13:35

7 урок – 13:40-14:25

1 урок – 8:15-8:55

2 урок – 9:05-9:45

3 урок – 10:15-10:45

4 урок - 11:00-11:40

5 урок - 11:50-12:30

6 урок – 12:40-13:20

7 урок – 13:30-14:10

Расписание немного отличается друг от друга. Уроки и у папы, и у меня по 40 минут, у брата – по 45 минут. Уроки по 40 минут вернули после пандемии «Ковид-19».

Дневник папы. Отсчет учебного года начинается с 2 сентября. Записи велись обычной шариковой ручкой. При заполнении дневника использована синяя ручка как у ученика, так и у учителя. Только страница с 6 по 10 апреля заполнена черной пастой. В конце страницы стоит подпись классного руководителя и одного из родителей. В дневнике моего папы всегда подписи стоят мамы (Юлии Александровны). Расписание по дням не всегда совпадает с общим расписанием уроков.

Дневник брата. Отсчет учебного года начинается с 3 сентября 2018 года. Записи велись обычной шариковой ручкой. При заполнении дневника использована синяя ручка как у ученика, так и у учителя. Иногда встречаются записи учителя красной пастой. В конце страницы стоит подпись классного руководителя и одного из родителей. В дневнике стоят подписи и мамы, и папы.

Дневник мой. Отсчет учебного года начинается с 4 сентября 2023 года. Записи велись обычной шариковой ручкой. При заполнении дневника использована синяя ручка как у ученика, так и у учителя. В конце страницы стоит подпись классного руководителя и одного из родителей. В моём дневнике подписи ставил обычно папа.

Дневник папы

Дневник брата

Мой дневник

Русский язык – 6 часов Математика – 6 часов

Чтение – 5 часов

Природоведение – 1 час

Физкультура – 3 часа

Музыка – 1 час

ИЗО – 1 час

Труд – 2 часа

Общественный труд – 1 час

Классный час – 1 час

Итого: 27 часов

Русский язык – 5 часов

Математика – 4 часа

Чтение – 3 часа

Окружающий мир – 2 часа

Физкультура – 3 часа

Музыка – 1 час

ИЗО – 1 час

Технология – 1 часа

Основы православной культуры – 1 час

Английский язык – 2 часа

Классный час – 1 час

Итого: 24 часа

Русский язык – 5 часов

Математика – 5 часов

Чтение – 5 часов

Окружающий мир – 1 час

Физкультура – 2 часа

Музыка – 1 час

ИЗО – 1 час

Технология – 1 часа

Основы православной культуры – 1 час

Английский язык – 2 часа

Классный час – 1 час

Разговоры о важном – 1 час

Итого: 26 часов

Вывод: количество уроков не сильно отличаются. Количество часов почти совпадает. Однако изменения в расписании, происходившие в течение учебного года, не дают возможности точного подсчёта. У папы был интересный урок – общественный труд. Папа рассказал, что его посещать обязаны были все ученики (мыть окна, заклеивать окна, поливать цветы и т.д.)

  1. Ведение дневника

Дневник папы. Папа самостоятельно вёл свой школьный дневник, ответственно к нему относился. Можно проследить по записям, когда он болел: в дневнике значится запись «БОЛЕЛ», сделанная моим папой. Удивительно, но в течение года папа пропустил по причине болезни только 5 дней.

Дневник брата. Брат самостоятельно вёл свой школьный дневник, ответственно к нему относился. По сравнение с папой и мной, у брата больше записей в дневнике.

Дневник мой. Я тоже самостоятельно вёл свой школьный дневник, ответственно к нему относился. В течение года я пропустил по причине болезни только 26 января по 5 февраля.

  1. Каникулы

Дневник папы.

Дневник брата.

Дневник мой.

Осенние:

3-10 ноября

Зимние:

28 декабря – 15 января

Весенние:

22 марта – 1 апреля

Летние: с 30 мая

Осенние:

27 октября - 6 ноября

Зимние:

29 декабря – 10 января

Весенние:

23 марта – 1 апреля

Летние: с 25 мая

Осенние:

28 октября-5 ноября

Зимние:

29 декабря – 09 января

Весенние:

23 марта – 31 марта

Летние: с 25 мая

Вывод. Во всех дневниках легко вычислить каникулярные дни. Количество каникулярных дней отличается, однако каникулы примерно остались в те же даты.

  1. Успеваемость

Дневник папы. По данным дневника легко вычислить успеваемость ученика Щеголева Ярослава в течение 1991-1992 учебного года (Приложение №12)

Дневник брата. По данным дневника легко вычислить успеваемость ученика Щеголева Владислава в течение 2018-2019 учебного года (Приложение №13)

Дневник мой. По данным дневника легко вычислить мою успеваемость за 2023-2024 учебный год (Приложение №14)

Вывод: мой папа за год был «хорошистом». Однако в четвертях появлялись троечки. Старший брат был отличником. Только в одной четверти по ИЗО у него была 4ка. Я тоже отличник. Однако по английскому языку за 1 и 2 четверть у меня были 4ки.

  1. Домашнее задание и проверочные работы

Дневник папы. Конкретные темы проследить сложно, поскольку записаны номера страниц и упражнений, например: с.88, у.410. По чтению тоже не записаны конкретные произведения, а, например, с.162-163 читать или наизусть. Я узнал, какие письменные работы проводились: диктанты, словарные диктанты, изложения, контрольные работы. Устные: техника чтения, наизусть (Приложение №15).

Дневник брата. У брата можно найти много информации: читать «Сын полка», «Рассказ о сороках», проект «Природа и мы», «Белый пудель», музыка Италии и т.д.

Дневник мой. Конкретные темы проследить сложно, поскольку записаны номера страниц и упражнений, например: с.88, у.410. По чтению тоже не написаны конкретные произведения, а, например, с.162-163 читать или наизусть (Приложение №16).

Вывод. Формат домашних заданий с советских времен сохранился: выполнить упражнение, учить параграф учебника, повторить правило, принести словарь, форму, альбом, контурную карту, нарисовать иллюстрацию к произведению и т.д.

  1. Объявления

Дневник папы. В дневнике моего папы я обнаружил объявления:

- о родительских собраниях: «3 сентября в 19:00 состоится родительское собрание», «Во вторник, 1 октября, в 19:00 состоится родительское собрание», «30 октября в 18 часов состоится родительское собрание», «В понедельник, 1 декабря, состоится родительское собрание. Начало в 18:00», «24 декабря (во вторник) состоится родительское собрание. Начало в 18:00», «В среду (22 января) состоится общешкольное собрание»; «25 февраля в 19:00 состоится собрание»; «18 марта в 19:00 часов собрание»; «6 апреля в 19 часов собрание»; «28 апреля в 19:00 собрание» (Приложение №15).

- о трудовой практике: «С 20 июля по 25 июля – летняя трудовая практика».

Из архива школы: трудовая практика проходила каждое лето. Была теплица, огород, клумбы с цветами. Необходимо было полоть, поливать, собирать урожай.

- Замечания. В течение года записано одно замечание: «Не выполняет домашних заданий!»

Дневник брата. - Родительские собрания: 25.09.18 в 18 часов, 18 октября в 18:00, 20 декабря в 18:00, 14 марта в 18:00, 15 мая в 18:00

- Другие: «Во вторник мы едем на экскурсию в д.Загубье. Подпишите согласие». 2400 рублей на поездку в Петрозаводск на встречу Нового года и Рождества». Обед – 78 рублей. Завтра первый урок начнется в 13:30. Выход на лёд запрещён!

Дневник мой. - Родительские собрания: «26.09 в 18:00 родительское собрание», «18 декабря в 18:00 родительское собрание», «Родительское собрание в 18:00» (нет даты).

- Другие объявления: 28.09 - медосмотр. В школу 9 января. 27.01 – концерт, мастер-классы

Выпускной в 17:00 (нет даты) (Приложение №16).

Вывод. Поскольку дневник всегда являлся средством общения учителя с родителями, то важные объявления написаны в дневнике, особенно информация о собраниях. У папы в классе в течение учебного года проведено 10 собраний, то есть каждый месяц. У меня и брата - меньше, раз в четверть.

Заключение

В ходе своей работы я исследовал три дневника учеников 4 класса: папин, брата и свой. Папин дневник я постарался изучить тщательнее, поскольку он позволяет прикоснуться к страницам истории. Изучаемые мною предметы поведали о минувших временах, о прошлом людей и школы. Эти дневники ценны как краеведческий материал и, конечно же, важны как документы нашего семейного архива. Я считаю, что дневники отражают историю нашей страны. Изменения в стране влекли за собой и изменения в школьных дневниках. Бумажный дневник не сдаёт своих позиций, он до сих пор остаётся важным атрибутом школьной жизни.

Список литературы

  1. https://multiurok.ru/index.php/blog/etimologiia-slov-na-shkol-nuiu-tiemu-10.html

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA

Приложение №1. Внешний вид дневника папы Приложение №2. Папин дневник (первая стр)

Приложение №3. Дневник брата Приложение №4. Внешний вид моего дневника

Приложение №5. Учителя моего папы

Приложение №6. Учитель брата Потапова В.С.

Приложение №7. Моё расписание

Предметы

преподаватели

Математика

Татьяна Федоровна Б.

Физкультура

Людмила Эйновна С.

Русский язык

Татьяна Федоровна Б.

Технология

Татьяна Федоровна Б.

Чтение

Татьяна Федоровна Б.

ИЗО

Татьяна Федоровна Б.

Окружающий мир

Татьяна Федоровна Б.

Основы православной культуры

Татьяна Федоровна Б.

Музыка

Елена Николаевна С.

Английский язык

Юлия Геннадьевна Р.

Классный час

Татьяна Федоровна Б.

Приложение №8. Татьяна Федоровна Б. Приложение №9. Расписание папы

Приложение №10. Уроки брата.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Русский

Русский

Русский

русский

Математика

математика

Математика

чтение

Математика

Русский

чтение

Окружающий мир

ОПК

Окружающий мир

физкультура

технология

ИЗО

технология

музыка

чтение

Физкультура

 

физкультура

 

Классный час

Приложение №11. Мои уроки

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Разгов. о важном

Математика

Русский

русский

Математика

русский

Русский

Английский

Математика

Русский

Математика

Чтение

Математика

Физкультура

чтение

английский

ИЗО

Чтение

Окружающий мир

технология

Физкультура

ОПК

Музыка

Чтение

Классный час

чтение

       

Приложение №12. Успеваемость папы Приложение №13. Успеваемость брата

Приложение №14. Моя успеваемость Приложение №15.Домашние задания Приложение №16

 

1 https://multiurok.ru/index.php/blog/etimologiia-slov-na-shkol-nuiu-tiemu-10.html

2https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA

3https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9F._%D0%A4._%D0%90%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B0

4 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8F%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE

5 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Просмотров работы: 3