Создание виртуальной экскурсии "Индустриальное наследие улицы Александровской"

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание виртуальной экскурсии "Индустриальное наследие улицы Александровской"

Рунов И.Р. 1
1МБОУ ГМ СОШ
Каменева Т.В. 1
1МБОУ ГМ СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Нижний Тагил — это город с богатым индустриальным наследием, в частности, улица Александровская является важной частью его исторического и культурного контекста. Виртуальные экскурсии предоставляют уникальную возможность исследовать это наследие, не покидая дома.

Исследование истории родного города, такого как Нижний Тагил, имеет важное значение для формирования идентичности и самосознания его жителей. Понимание исторических корней и культурного наследия помогает людям осознать, откуда они пришли, какие события и личности повлияли на развитие их города. Это знание способствует укреплению чувства принадлежности и гордости за родное место, что особенно важно в условиях глобализации, когда местные традиции и культура могут быть под угрозой исчезновения.

Кроме того, изучение истории города позволяет выявить его уникальные черты и достижения, которые могут стать основой для развития туризма и привлечения инвестиций. Например, индустриальное наследие Нижнего Тагила, связанное с металлургией и машиностроением, представляет интерес не только для историков, но и для туристов. Создание виртуальных экскурсий и образовательных программ на основе исторических исследований может способствовать популяризации города как культурного и туристического центра, что в свою очередь положительно скажется на экономике региона.

Наконец, исследование истории родного города помогает сохранить память о важных событиях и личностях, формировавших его облик. Это включает в себя не только известные факты, но и менее известные истории местных жителей, которые могут быть забыты. Сохранение этих историй через исследования, публикации и образовательные инициативы способствует созданию более глубокого понимания культурного наследия и его значимости для будущих поколений. Таким образом, изучение истории родного города является важным шагом к сохранению его уникальности и идентичности.

Также немалое значение играет то, что обучаясь в Горно-металлургической школе в классе с технологическим профилем, это стало для всех нас очень значимо.

  • Объект: история родного города Нижний Тагил

  • Предмет: индустриальная история улицы Ленина (Александровской)

Цель: изучение истории индустриальных объектов улиццы Александовской (Ленина) и создание виртуальной карты «Индустриальное наследие улицы Александровской».

Задачи проекта:

- Исследовать историю и значение объектов на улице Александровской(Ленина).

- Разработать интерактивный маршрут, который будет включать 3видеообзоры

– Создать виртуальную карту маршрута.

При работе над проектом по созданию виртуальной экскурсии "Индустриальное наследие улицы Александровской" использовались различные методы исследования, которые способствовали глубинному пониманию темы и качественной реализации экскурсии.

Во-первых, методы сбора и анализа информации включали изучение исторических источников, литературы и материалов, связанных с индустриальным наследием Нижнего Тагила. Это позволило определить ключевые объекты для экскурсии, а также собрать факты и интересные истории о каждом из них[9][12]. Использование геоинформационных систем помогло в визуализации маршрута экскурсии и в создании графических карт, что сделало информацию более доступной для восприятия[10].

Во-вторых, применялись современные информационные технологии и технологии 3D-моделирования и виртуальной реальности. Эти методы позволили создать интерактивные элементы экскурсии. Использование программного обеспечения, такого как Blender или Unity, обеспечивало возможность детального отображения объектов и их окружения[9][10]. Это создало эффект присутствия и повысило интерес участников к экскурсии.

В-третьих, методические приемы проведения виртуальных экскурсий включали подготовку текста, создание видео и использование аудиозаписей для сопровождения визуального контента. Это способствовало более глубокому пониманию представляемого материала и активному вовлечению участников в процесс[11][12]. Итоговые обсуждения после экскурсии позволили обобщить полученные знания и выделить ключевые моменты, что также является важной частью образовательного процесса.

Глава 1.

Требования к созданию экскурсии

1.1. Основные требования к созданию экскурсионных маршрутов

Создание экскурсионных маршрутов — это сложный и многогранный процесс, который требует учета множества факторов для обеспечения комфортного и познавательного опыта для участников. Основные требования к разработке таких маршрутов можно разделить на несколько ключевых категорий: организационные, тематические, логистические и безопасностные.

Организационные требования

1. Цели и задачи экскурсии На начальном этапе необходимо четко определить цели и задачи экскурсии. Это может включать образовательные аспекты, развлечение, культурное обогащение или ознакомление с историей региона[20][21]. Каждая экскурсия должна иметь свою уникальную тему, которая будет определять содержание маршрута.

2. Структура маршрута: Маршрут должен быть организован в логической последовательности, чтобы участники могли легко следовать за экскурсоводом и усваивать информацию. Существуют три основных принципа построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический[16][17]. Хронологический принцип подходит для экскурсий, посвященных жизни выдающихся личностей, в то время как тематический фокусируется на конкретных аспектах истории или культуры.

3. Планирование объектов: Важно заранее определить объекты для показа и убедиться, что они доступны для осмотра. Это включает наличие площадок для остановок, санитарных узлов и удобных мест для парковки[18][20]. Необходимо также предусмотреть возможность изменения маршрута в случае непредвиденных обстоятельств, таких как дорожные пробки или ремонтные работы.

Тематические требования

1. Содержание экскурсии: Экскурсионный маршрут должен быть наполнен интересным и актуальным контентом, который соответствует выбранной теме. Это может включать исторические факты, легенды или культурные особенности региона[17][22]. Важно использовать разнообразные источники информации — книги, статьи, архивные материалы и интервью с местными жителями.

2. Зрительная основа: Для успешного восприятия информации необходимо обеспечить хорошую зрительную основу. Это может включать использование визуальных материалов, таких как фотографии, карты и 3D-модели объектов[15][20]. Виртуальные экскурсии могут дополнительно обогатить опыт участников с помощью интерактивных элементов.

3. Адаптация под целевую аудиторию: Учитывайте интересы и уровень подготовки участников. Экскурсии могут быть адаптированы для различных групп — от школьников до профессионалов в области истории или туризма. Это требует гибкости в подходе к подаче материала и его сложности[23].

Логистические и безопасностные требования

  1. Логистика маршрута: Эффективная логистика включает в себя планирование времени на переезды между объектами так, чтобы не допускать длительных пауз в показе[18][19]. Переезды не должны занимать более 10-15 минут, чтобы поддерживать интерес участников.

2. Безопасность участников: Безопасность является первоочередной задачей при разработке маршрута. Необходимо учитывать правила дорожного движения и другие нормативы, касающиеся перевозки пассажиров[16][20]. Также следует предусмотреть меры по предотвращению несчастных случаев во время экскурсии — например, наличие аптечки первой помощи и информирование участников о правилах поведения в экстренных ситуациях.

3. Обратная связь: После проведения экскурсии важно собрать отзывы участников для анализа успешности маршрута и выявления возможных улучшений. Это позволит не только повысить качество будущих экскурсий, но и лучше понять потребности целевой аудитории[21][22].

Создание успешного экскурсионного маршрута требует комплексного подхода к организации показа объектов, разработки содержательного контента и обеспечения безопасности участников. Соблюдение основных требований поможет не только сделать экскурсию познавательной и интересной, но и создать положительный имидж как для организаторов экскурсий, так и для самого региона.

1.2. Требования к виртуальным и интерактивным экскурсионным маршрутам

Создание виртуальных и интерактивных экскурсионных маршрутов требует соблюдения ряда требований, которые обеспечивают их эффективность, доступность и привлекательность для участников. Эти требования также можно разделить на несколько ключевых категорий: организационные, технические, содержательные и методические.

Организационные требования

1. Определение целей и задач: Каждая виртуальная экскурсия должна иметь четко сформулированные цели и задачи. Это позволит сосредоточиться на основных аспектах, которые необходимо донести до участников. Цели могут варьироваться от образовательных до развлекательных, в зависимости от целевой аудитории[24][25].

2. Структура маршрута: Виртуальный маршрут должен быть логически организован и последовательным. Это включает в себя выбор объектов для показа, их расположение в маршруте и временные рамки для каждой остановки. Участники должны легко следовать за экскурсоводом по виртуальной карте и усваивать информацию[25][26].Особенностью является то, что участники могут пропустить посещение некоторых объектов.

3. Адаптация под целевую аудиторию: Важно учитывать интересы и уровень подготовки участников. Виртуальные экскурсии могут быть адаптированы для различных групп — от школьников до профессионалов, что требует гибкости в подходе к подаче материала[27].

Технические требования

1. Использование современных технологий: Для создания виртуальных экскурсий необходимо использовать специализированное программное обеспечение и оборудование, которые позволяют создавать 3D-модели, панорамы и другие визуальные элементы. Это делает экскурсию более интерактивной и увлекательной[24][28].

2. Качество контента: Все визуальные и аудиоматериалы должны быть высокого качества. Наглядность информации играет ключевую роль в восприятии материала участниками. Важно использовать четкие изображения, качественные записи голоса и другие мультимедийные элементы[25][29].

3. Доступность: Виртуальная экскурсия должна быть доступна для широкой аудитории через различные платформы — веб-сайты, мобильные приложения или социальные сети. Это позволит привлечь больше участников и сделать экскурсию более популярной[27][29].

Содержательные требования

1. Тематика экскурсии: Каждая виртуальная экскурсия должна иметь четкую тему, которая объединяет все объекты показа. Это позволяет сосредоточить внимание участников на определенных аспектах истории или культуры[26][28].

2. Познавательная ценность объектов: При выборе объектов для экскурсии следует учитывать их историческую значимость, уникальность и связь с культурным наследием региона. Это поможет создать более глубокое понимание темы у участников[28][29].

3. Интерактивные элементы: Включение интерактивных элементов, таких как викторины или опросы во время экскурсии, может значительно повысить вовлеченность участников и сделать процесс обучения более активным[24][27].

Методические требования

1. Методика проведения экскурсии: Виртуальная экскурсия должна включать разнообразные методические приемы, такие как показ объектов, рассказ о них и вовлечение участников в обсуждение. Использование различных подходов помогает удерживать внимание аудитории[25][26].

2. Обратная связь: После проведения экскурсии важно собирать отзывы участников для анализа успешности маршрута и выявления возможных улучшений. Это позволяет не только повысить качество будущих экскурсий, но и лучше понять потребности целевой аудитории[27][29].

3. Методическое сопровождение: Каждая виртуальная экскурсия должна быть обеспечена методическим сопровождением, которое включает пояснительную записку с информацией о теме, целевой аудитории, целях и задачах экскурсии[26][28].

Создание виртуальных и интерактивных экскурсионных маршрутов требует комплексного подхода к организации показа объектов, разработки содержательного контента и обеспечения безопасности участников. Соблюдение перечисленных требований поможет сделать экскурсию познавательной и интересной, а также создать положительный имидж как для организаторов экскурсий, так и для самого региона.

Глава 2

Создание виртуальной экскурсии

Приступив к работе сразу были определены ключевые объекты для виртуальной экскурсии, такие как

1.Старый Демидовский завод:

- Основан в 1725 году, представляет собой уникальный памятник черной металлургии.

- Включен в состав Эко-индустриального технопарка, где прослеживаются все этапы развития уральского завода[2][6].

2. Историко-технический музей "Дом Черепановых":

- Музей посвящен тагильским изобретателям и их вкладу в развитие техники[2].

3. Архитектурные памятники на улице Александровской:

- Включают здания, представляющие собой образцы эклектики XIX века, которые были частью исторического достояния города.[4].

Но этого было недостаточно. К работе мы подключили специалистов из Центра развития туризма города Нижнего Тагила. В частности, директор Центра Блин Павел Сергеевич принял самое активное участие в работе над проектом и в составлении маршрута с текстами экскурсии.

Совместными усилиями был сформирован маршрут.

Объекты показа:

  1. Гора Высокая (с Лисьей горы).

  2. Демидовский завод (с Лисьей горы).

  3. Заводской пруд и плотина.

  4. Зеленый мост.

  5. Здание заводоуправления (пр. Ленина, 1).

  6. Макет паровоза Е.А. и М.Е. Черепановых.

  7. Выставка заводской техники XVIII – XX веков.

  8. Дом заводоуправляющего (пр. Ленина, 4)

  9. Дом купца Хлопотова (пр. Ленина, 19). Электростанция Хлопотова.

  10. Заводской госпиталь (ул. Горошникова, 37, к3).

  11. Цифирная школа (пр. Ленина, 38).

Над текстами работали долго, определяя значимость информации, а также учитывая, что для каждого ролика был определен тайминг – не привысить 2 минут. Результат нашей работы:

  1. Гора Высокая

В начале 18 века возникла Уральская горнозаводская цивилизация. Это и феномен, и туристическая фишка Урала. Это словосочетание в 1920-е годы ввел в оборот профессор Пермского университета Павел Богословский, а затем подхватил и развил известный писатель и сценарист Алексей Иванов.

На самом деле благодаря промышленности и особым юридическим правам, которые получили заводы, Урал в 18-19 веке был по сути государством в государстве. Такого цивилизационного явления нигде в мире больше не было и нет.

Для возникновения Уральской горнозаводской цивилизации были предпосылки.

• Природно-сырьевые и экономические предпосылки:

— огромные запасы высокого качества (железная руда на Урале содержала до 50 % железа);

— обширные леса, дававшие необходимое количество древесного угля и строительных материалов;

— густая сеть рек, дающая возможность получать и использовать гидроэнергию для работы заводских механизмов, а также транспортировать продукцию в центр России.

В отличие от старых производственных районов рудная и топливно-энергетическая базы на Урале находились в непосредственной близости друг от друга.

• Политические:

— давняя потребность страны в создании мощной металлургической базы, в первую очередь для обеспечения вооруженных сил.

Благодаря этим предпосылкам Демидовы построили на Урале свои заводы, в том числе рядом с горой Высокой.

Гору Высокую первоначально называли Магнит (или Магнитной). До основания Демидовских заводов эта гора пользовалась у местного (манси) населения дурной славой: «Ни въехать на ту гору, ни взойти невозможно – железные подковы, да и сапоги железом подбитые к земле тянет». И сегодня эта история звучит неправдоподобно и загадочно, если не знать о магнетитах – главном богатстве этой горы.

В сухом научном изложении, Высокая представляет собой ряд данных, которые лишают ее всякой романтики для неискушенного человека и делают уникальной в глазах исследователя.

Научное описание звучит так: «Гора Высокая, или Магнитная, расположена на восточном склоне Среднего Урала, высота над уровнем моря – 380 м., над окружающей местностью – ок. 100 м., сложена из диорита, прорезывающего известняки сулурийской системы».

Открыли месторождение магнетитов в сороковых годах XVII века рудознатцы Тумашевы. Однако, потребовалось немало времени, чтобы установить качество найденных природных богатств.

Для этого Петр I заказал экспертизу специалистам из других стран – Иоганну Миллеру (Латвия) и Андрю Таллусу (Голландия). В своем заключении от 1696 году они определили «сибирское железо в деле изрядно, что отнюдь лучше того добротою и мягкостью быть невозможно». В скором времени уральские магнетиты по качеству были признаны лучшими в Европе.

Именно факт наличия столь богатых железных руд стал главным аргументом для заселения этой части Среднего Урала, несмотря на непригодность мест для транзитных дорог и крестьянского быта.

Рудные богатства стали причиной появления на Урале заводов.

Железное богатство горы Высокой досталось сподвижнику Петра I Никите Демидову (Никите Демидовичу Антюфееву). 4 марта 1702 Петр I издает указ о передаче Невьянского завода Никите Демидову и повелевает строить завод на реке Тагил.

Гора Высокая оказалась чрезвычайно удачным местом – не только потому, что на двух реках можно было построить сразу два завода – но и благодаря действительно богатому месторождению, которое не истощилось даже через триста лет после начала добычи.

В 1721 году началось освоение богатств горы Высокой, стали возводиться Демидовские заводы.

Датой рождения Нижнетагильского горнозаводского поселка стало 8 октября 1722 года – день пуска в строй Выйского медеплавильного завода. Через три года был построен чугунолитейный и железоделательный завод, определивший основной производственный профиль будущего города.

Позднее, в 1814 году местным жителем Козьмой Кустовым, на другом склоне горы Высокой случайно открыты богатейшие залежи меди. Открытие привело к основанию Меднорудянского месторождения.

Разработки, по определению многих исследователей, велись «хищнически». Это делалось для получения скорейшей и максимальной прибыли господами Демидовыми и государством.

Железо с клеймом «Старый соболь», благодаря своей мягкости, ковкости и пластичности стало узнаваемым не только в России, но и конкурентным на мировом рынке. Это стало причиной очередного увеличения выработки пород уральских месторождений.

После 1820-х годов заканчиваются запасы россыпных валунчатых руд. Начинается освоение коренного месторождения, залежей пластов и жил руды с применением пороха. К этому добавилась разработка побочных полезных пород, в том числе малахита, принесшего Тагилу новый виток мировой известности.

Выработки приносили рекордные прибыли. Работа по освоению недр горы Высокой продолжалась до 1990 года. К этому времени из недр в общей сложности добыто 223 миллиона тонн железной руды. На месте горы образовался глубокий карьер. Прежняя высота горы 380 метров над уровнем моря, ныне на её месте карьер, глубиной 120 метров.

«Была гора Высокая, стала яма глубокая» – невеселая присказка тагильчан о незавидной судьбе родоначальницы города.

Несмотря на печальную участь, гора Высокая дважды изменила мировую историю: в XVIII веке, как фактор промышленной революции, и в ХХ столетии, когда каждый третий советский танк в годы Великой Отечественной войны изготавливался в Нижнем Тагиле.

  1. Старый Демидовский завод.

Эко-индустриальный технопарк «Старый Демидовский завод» – единственный в России завод-музей индустриальной культуры. Музей создан на базе Нижнетагильского чугуноплавильного и железоделательного завода, основанного династией меценатов и заводчиков Демидовых в 1725 году.

Вблизи горы Высокой в начале 18 века на реках Выя и Тагил были возведены два завода – Выйский и Нижнетагильский.

Первые заводы принадлежали тульскому промышленнику Никите Демидову. Демидовых на Урале была целая династия. Демидовы - основатели многих уральских городов, внёсшие неоценимый вклад в освоение и развитие уральской земли.

Демидовы — род богатейших российских предпринимателей (заводчиков и землевладельцев), выдвинувшийся при Петре I благодаря созданию оружейных и горнодобывающих предприятий в Туле и на Урале.

Освоение Горнозаводского Урала началось при Петре Первом, которому был нужен свой металл для войны с Швецией (шла Северная война), на долю которой в те годы приходилось 40% европейской металлургии.

Указом Берг-коллегии от 20 декабря 1720 года Никите Демидову было разрешено построить медный завод и плавить там медь с обязательством поставки в казну половины (а после — трети) выплавленной чистой меди.

Берг-колле́гия — орган по руководству горнорудной промышленностью в России; учреждена в 1719 году по инициативе Петра I.

В октябре 1722 года на Выйском медеплавильном заводе получен первый чугун из высокогорской руды, поэтому этот год и стал годом рождения Нижнетагильского горнозаводского поселка. Выйский завод до наших дней не сохранился.

А через три года в 1725 году был построен чугунолитейный и железоделательный завод, определивший основной производственный профиль будущего города. Нижнетагильский железоделательный завод сохранился.

Вокруг заводов образовались два заводских поселка, которые постепенно объединились в один. Нижнетагильский горнозаводской поселок или, как чаще его называли официальноНижнетагильский завод.

Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный завод – главный в демидовской империи – был одним из самых крупных и передовых не только в России, но и в Европе.

На протяжении 262 лет своей деятельности (1725 – 1987) он знал взлеты и падения, достижения и неудачи, неоднократные модернизации и реконструкции. Самые значимые были в 1930-х и 1950-х годах.

С 1725 года до 1917 года это действующий чугуноплавильный и железоделательный завод, принадлежавший династии Демидовых.

В 1935 году принято постановление Президиума Нижнетагильского городского Совета о присвоении Нижнетагильскому металлургическому заводу имени В.В. Куйбышева. Валериан Владимирович Куйбышев (1888 – 1935) - русский революционер и партийный государственный деятель.

С 1957 года по 1987 год это предприятие - часть производственных площадей Нижнетагильского металлургического комбината им. В.И. Ленина (НТМК).

Однако, дальнейшее развитие завода было невозможно из-за его местонахождения в центре жилого массива. Все новое, передовое в металургии в первую очередь внедрялось в цехах и производствах НТМК, в состав которого завод 16 марта 1957 года.

С 1960 года начинается затухание металлургического производства завода. В течение 1961-1987 закрылись цеха: прокатный, мартеновский, цех холодного проката. Последнним в октябре 1987 года был остановлен доменный цех. Завод вступил в новую фазу своей жизни. Он стал музеем.

В 1987 году, спустя почти три столетия непрерывной работы, старый доменный цех завода был остановлен, а промышленный гигант превращен в музейный комплекс.

Хотя доменный цех был остановлен 6 октября 1987 года отдельные участки работали до 2014 года (есть вывески «ЕВРАЗ» на строениях завода, механический цех работал). Компания ведёт свою историю с 28 февраля 1992 года. Разметочная плита 1916 года верой и правдой служила до закрытия цеха осенью 2014-го, когда участки ЦРМО № 2 были переведены на территорию НТМК. 

В 1989 году учрежден завод-музей техники черной металлургии (Решение Министерства черной металлургии СССР и Министерства культуры РСФСР от 13 января 1989).

«Завод – это сердце нашего города». Такой фразой тагильские журналисты часто начинали свои очерки об истории Нижнетагильского железоделательного завода, который начал работать у подножья горы Высокой в 1725-1727 годах. И хотя со временем эта фраза стала штампом, она удивительно точно отражает место и значимость предприятия в развитии Нижнего Тагила.

А вот в XVIII и XIX веках завод не принято было сравнивать с сердцем города. Отчасти потому, что само понятие «завод» включало в себя и само предприятие, и посёлок, окружавший его, и деревни, приписанные к нему. Привычные нам цеха основного производства именовались «фабриками», а цеха вспомогательные – «мастерскими». То, что мы теперь называем ремонтно-строительным цехом, или пилорамой, принято было назвать «пильной мельницей», а цех подготовки шихтовых материалов – «дробильной мельницей». Все эти «фабрики», «мастерские», «мельницы», поселения вокруг них и были единым целым – «заводом». А самой главной составляющей всего «завода», его душой, считалась заводская плотина. В отличие от Европы, практически все российские заводы строились «под плотинами» и для своей работы использовали силу падающей воды. Но про плотину отдельный рассказ!

Электричества не было. Проблема получение и использование электроэнергии - новой энергетической основы промышленности и транспорта – начала решаться в 70-е годы 19 века. Своя электростанция на заводе была построена в 1913 году.

На территории памятника горнозаводской промышленности сохранились доменные и мартеновские печи, мостовой кран, водонапорная башня, механический цех, водяной ларь и водяная турбина 1892 года, приводившая в движение прокатный стан. На территории завода угадывается планировка вододействущего предприятия XVIII века, а оборудование XIX-XX веков наглядно демонстрирует развитие металлургических технологий, совершенствование энергетической системы, славную трудовую биографию как завода, так и людей, работавших на нем.

С плотины можно хорошо рассмотреть доменный цех. Первые домны Нижнетагильского чугуноплавильного и железоделательного завода, одного из самых крупных и передовых предприятий России и Европы XVIII века, начали работать 25 декабря 1725 года. В нынешнем виде доменный цех был построен 1930 году в ходе реконструкции всего завода. Были установлены две печи круглого сечения, объёмом 270 куб.м. каждая. После войны, в 1951-54 годах, а также в 1960 – начале 1970-х в доменном цехе прошла реконструкция с автоматизацией основных производственных процессов. 

На территории завода проводятся экскурсии, проходят концерты и выставки современного искусства.

Музей-завод открыт для экскурсий с 1 мая по 30 сентября. Проводится только экскурсионное обслуживание по предварительным заявкам. В целях безопасности вход для детей осуществляется с 14 лет.

  1. Заводской пруд и плотина

Самой главной составляющей всего «завода», его душой, считалась заводская плотина. В отличие от Европы, практически все российские заводы строились «под плотинами» и для своей работы использовали силу падающей воды. Вода падала на водобойные колеса, водобойные колеса приводили в движения механизмы.

Измельчение руды, закачка воздуха в плавильные печи, отковка крицы, распил дров и ряд других манипуляций производились за счёт силы падающей воды, которая через рабочие прорезы подавалась на водобойные колёса, приводившие в движение механизмы. Чем больше было колёс, тем мощнее, производительнее был завод.

Откуда бралась вода? В период становления уральской промышленности в XVIII столетии заводской пруд и плотина являлись главной составляющей энергетической системы любого металлургического завода. Поэтому строительство завода в те времена начиналось с выбора места для постройки плотины, и этот этап считался самым важным, так как любой просчёт грозил обернуться для «заводчика» большими убытками.

Река Тагил была запружена. Тагильский пруд является самым большим заводским прудом в мире. Его длина составляет 20 километров. Максимальная глубина около 9 метров у плотины и примерно 4 метра по подводному «руслу» реки.

Пруд преграждала плотина.

Плотина обеспечивала перепад высот 5– 10 метров и давала энергию самому первому варианту завода, когда еще не было электричества. Вода с плотины направлялась в водоводы-«лари», которые раньше представляли из себя четырехгранные деревянные трубы, а в 1899 году были заменены основной - железной трубой диаметром 3,8 м, отводы - более мелкими. Боковые отводы обеспечивали подачу воды непосредственно на колеса, которые в свою очередь приводили в действие механизмы. Казалось бы – что можно сделать при помощи воды? И действительно, суммарная мощность всех водяных колес была 600-700 л.с. – по нашим меркам просто смешно! Тем не менее этого вполне хватало для работы целого предприятия!

Изначально в теле плотины были сделаны два «ларевых» (рабочих) прореза и один «вешнячий», который предохранял завод от переливания воды во время весеннего паводка, из-за которого и получил свое название (вешние воды) или затяжных осенних дождей. У многих тагильчан заводская плотина в первую очередь ассоциируется с «вешнячим» прорезом, зданием над ним и каналом, по которому излишки воды сбрасываются в реку Тагил.

В 1895 году на заводе была сооружена небольшая электростанция для освещения механического цеха и заводских контор. Она действовала до 1913 года, когда на месте западного кричного цеха на одной линии со зданиями воздуходувок была построена новая электростанция с мощными паровыми котлами и машинным залом.

Но воду продолжали использовать. На вододействующие механизмы в цеха вода подавалась через рабочие прорезы по водяным ларям. В настоящее время сохранился металлический водяной ларь диаметром 3,8 м, построенный в 1899 году. Ларь действовал до 1957 года, после чего был остановлен, а вода для заводских нужд стала подаваться двумя водоводами диаметром по 800 мм. Использование воды в 20 веке было оправдано. Во-первых, экономия, во-вторых, боялись диверсий. На случай взрыва электростанции вода была запасным вариантом.

В неизменном виде плотина Тагильского пруда прослужила до июня 1927 года То лето выдалось очень дождливым. Пруды и реки оказались переполнены. Старое гидротехническое сооружение не выдержало – водяной вал затопил завод, береговые улицы и один за другим снес несколько мостов. Тогда при восстановлении появились бетонные шлюзы, а само тело плотины в последующем неоднократно укреплялось и расширялось. Современный облик плотина приняла после очередной реконструкции в начале 1990-х годов. В ближайшее время запланирован очередной ее ремонт.

В музее можно увидеть бревна из лиственницы, сохранившиеся с момента возведения плотины и завода, поднятые при реконструкции плотины в 1992 году.

4. Зеленый мост

В настоящее время попасть на Демидовский завод можно по Зеленому мосту.

Характеристики моста:

Категория: автомобильно-пешеходный

Общая длина: 45 м  

Ширина моста: 8,30 м

Площадь с тротуарами: 432,0 м2

Высота над поверхностью воды: 3,7 м

Водная преграда: р.Тагил

Год открытия: 1725 г. – деревянный (разборный), конец 1980-х годов – железобетонный

Мост располагается по ул. Карла Маркса у музея-завода истории развития техники черной металлургии через реку Тагил. Его длина составляет 45 метров, ширина – 8 метров, а высота над поверхностью воды – 3,7 метра. Конструкция трёхпролетная, рамного типа, выполнена из стальных балок. Опоры и устои моста изготовлены из монолитного железобетона. Мостовое ограждение выполнено из стального фигурного литья. На тротуарах располагаются опоры освещения. Мост предназначен для движения пешеходов и автомобильного транспорта в обоих направлениях.

История моста

Зелёный мост является самым ранним из построенных мостов через реку Тагил. Он был возведён в середине XVIII века одновременно с заводом и служил для входа и заезда на его территорию. Первоначально мост являлся разборным. Чтобы «спрудная» волна, по которой отправляли караваны с продукцией завода, не снесла мост, его разбирали накануне выпуска воды из пруда. Позднее, в начале XIX столетия, из-за многолетнего маловодья от отправки караванов по воде отказались, и мост установили на постоянных опорах. В 1927 году в результате наводнения мост длиной 60 метров был разрушен, через год его восстановили. А в конце 80-х годов деревянную конструкцию заменили на железобетонную.

Долгое время мост был безымянным. История его названия связана с визитом в 1837 году в Тагил наследника престола цесаревича Александра, будущего императора Александра II. По этому случаю мост через «вешнячий канал» перестелили, соорудили новые перила и покрасили их в зелёный цвет, используя краску на основе малахитовой пудры. Заводские мастеровые и поселковые мещане тут же прозвали мост Зелёным, и это название было в ходу у тагильчан долгое время, несмотря на то, что мост уже давно перестали красить в зелёный цвет.

Дополнительная информация

Зелёный мост повидал на своём веку ещё двух представителей царской семьи. 29 июля 1868 года на Нижнетагильском заводе побывал третий сын императора Александра II Великий князь Владимир Александрович, ставший позднее сенатором и президентом Российской академии художеств. Другой сын Александра II – Великий князь Алексей Александрович - побывал на Тагильском заводе дважды. Первый раз в июле 1873 года, когда размещал на заводе срочный заказ для Российского военно-морского флота. Второй - в сентябре 1875-го, когда приехал лично вручить премиальные тагильским мастеровым, которые этот заказ выполнили.

5. Здание заводоуправления.

Сын Никиты Акинфиевича, Николай Никитич Демидов, в 1807 году создал Нижнетагильский горный округ в составе Нижнетагильского, Выйского, Нижне-и Верхне-Салдинских, Черноисточинского, Висимо-Шайтанского, Висимо-Уткинского, Верхне- и Нижне-Лайского заводов, принадлежавших Демидовым.

Для управления этими заводами в Нижнетагильском заводском поселке на Предзаводской площади было построено в 1833 году новое каменное здание Главного заводоуправления.

Во второй половине XVIII века на месте нынешнего Главного правления заводов уже было выстроено каменное здание правления. Строение было небольшое, мрачное и тесное. Поэтому Николай Никитич Демидов ставит задачу: «...взамен сей убогости и непотребства возвести здание, достойное нашим (т.е. Демидовым) званиям и славы».

Административно-усадебный ансамбль главного управления Нижнетагильского горнозаводского округа Демидовых является объектом культурного наследия федерального значения. Архитектор А.З. Комаров (проект), архитектор Чеботарев А.П. (строительство), архитектор Луценко А.К. (частичная реконструкция 1874-1887). Памятник архитектуры.

Ансамбль представляет собой период позднего классицизма.

Классицизм – архитектурный стиль, который был популярен со второй половины XVIII в. до середины 1830-х гг. В его основе лежат идеи античности. Обращаясь к формам античного зодчества как к эталону красоты и гармонии архитекторы строили здания. Основой данного стиля стала ордерная система. Для классицизма характерны: абсолютная симметрия, подчёркнуто правильные формы, монументальность, декоративное убранство.

Ансамбль формировался на протяжении 1830 – 1840-х гг., имел типичную для городской усадьбы того времени планировку замкнутого каре. В него вошли центральный корпус Заводоуправления, «лабораторный флигель» и дом управляющего, «Флигель на каменном полуэтаже», где размещались «детское училище», «управа благочиния», а также «главный господский дом», который был соединён крытой галереей с баней и прачечной на берегу Тагильского пруда. Последние два здания были утрачены в начале XX века.

Центральный корпус предназначался для конторских помещений. В советское время в нём заседал горсовет. В настоящее время здание занимают администрация и выставочные залы музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

В левом флигеле находилась химическая заводская лаборатория, поэтому флигель назывался лабораторным. Сейчас в этом здании находится Историко-краеведческий музей, раскрывающий историю Нижнего Тагила до 1917 года.

Этот один из старейших на Урале музей был создан в 1841 году по распоряжению Павла Николаевича Демидова. Он назывался «Музеум естественной истории и древностей». Основой «Музеума естественной истории и древностей» послужила заводская выставка, организованная к приезду на Тагильские заводы наследника престола, будущего императора Александра II в 1837 году.

Сам музеум открылся в 1841 году. В него вошли коллекции: геологическая, ботаническая, зоологическая, а также предметы из частного собрания Демидовых: рудная горка с образцами медных и железных руд из месторождений, принадлежащих А.Н. Демидову (1728 год), штуф магнитного железняка с Высокогорского рудника в медной оправе (I пол. XIX века), стол из первой русской промышленной меди (1715 год), а также произведения известных русских и зарубежных художников.

6. Макет паровоза Е.А. и М.Е. Черепановых.

Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович были родом из крепостных рабочих Демидовых — знаменитой династии владельцев уральских заводов.

Ефим Алексеевич Черепанов родился в 1774 году в традиционно многодетной для тех лет семье крепостного углежога Алексея Петровича Черепанова.

Углежог – древняя профессия, которая сегодня почти забыта. Работа углежогов заключалась в получении из дров древесного угля, который долгое время являлся основным топливом в металлургии.

Ещё молодым человеком Ефим Алексеевич был принят на работу на должность «мехового мастера» (специалист по воздухозаборным устройствам, которые играли важную роль в ранней металлургии). В 1801 году Ефим женился, через два года у него родился сын Мирон. В 1807 Ефим стал «плотинным мастером» (специалист по гидротехническим сооружениям и водяным двигателям). В 1813 году Мирон в возрасте 12 лет «по причине высокой грамотности» был принят на работу в контору Выйского завода.

В 1820 году «искусством и усердием природного механика Ефима Черепанова» на Выйском заводе была построена первая паровая машина, приводившая в движение токарный станок и заменявшая труд двух человек. Уже в создании этой паровой машины отцу помогал 17-летний Мирон.

В 1823 году Н.Н. Демидов назначил Е.А. Черепанова главным механиком всех заводов Нижнетагильского округа.

В 1826 году по указу Николая Демидова при Выйском заводе было создано «Механическое заведение» – своего рода конструкторское бюро, в котором работали Черепановы. За 1829-1830 годы «заведение» подало на рассмотрение заводовладельцев почти полтора десятка проектов с использованием паровых машин. Черепановы значительно улучшили механизмы, использовавшиеся в металлургии, добыче золота, железа и меди, а также лесопилки и мукомольные мельницы. Однако наиболее интересным аспектом работы Черепановых являются паровые машины, которые они упорно пытались внедрить в промышленное производство. Всего Черепановы построили около 20 паровых машин мощностью от 2 до 60 л.с.

Особенно заинтересовал Демидовых проект паровоза – «сухопутного парохода для возу руд, угля и прочих нужных грузов». Первоначально предложение не имело конкретных авторов. Но когда Павел Николаевич Демидов запросил подробное описание машины и пообещал выделить на реализацию проекта требуемые деньги, главный управляющий заводами А. А. Любимов назначил ответственным за «постройку парохода» Ефима Черепанова. Ефим Алексеевич, привыкший доводить все порученные ему дела до конца, занялся созданием машины лично. Так первый российский паровоз и стал «черепановским».

Вершиной творчества Черепановых стал первый русский паровоз, построенный в 1834 году (пароходный дилижанец, сухопутный пароход).В августе 1834 года их «пароходный дилижанец» был «пущен на колесопроводы».

Ефим и Мирон Черепановы не изобрели паровоз, они впервые построили его в России, в 1834 году. Приоритет изобретения паровоза остаётся за англичанами. Первый в мире паровоз был построен в 1803 году английским горным инженером Ричардом Треветиком, однако официальным годом её рождения считается 1804 год (были проведены испытания), когда Тревитик получил патент на своё изобретение.

Отец и сын не были изобретателями-одиночками. Они были хорошо знакомы с техническими новшествами на других предприятиях России, Англии, Швеции, находились в постоянном общении с другими мастерами-новаторами своего времени.

В 1825 году Ефим Черепанов был командирован в Швецию для «просмотра машин», а 1833 году Мирон поехал в Англию, где изучал устройство железных дорог. По возвращении, в 1833—1834 годах, они создали первый в России паровоз, а затем в 1835 году — второй, более мощный.

Но, они вынашивали идею локомотива на паровой тяге задолго до стажировки Мирона в Англии, где он познакомился с "Ракетой" отца и сына (символично!) Стефенсонов. Английские паровозы, развивавшиеся к тому моменту уже треть века, безусловно, оказали влияние на некоторые технические решения и общий дизайн паровоза Черепановых, однако компоновку агрегатов и конструкцию двигателя тагильские инженеры разрабатывали самостоятельно.

Возможно, поэтому первое испытание не увенчалось успехом. В начале февраля 1834-го управляющий записал в отчётной книге: «Сухопутный пароход в довольном виде собран, и на первый раз пропущен был…, но оного парохода паровой котел лопнул…».

Только летом прошли успешные испытания. Запись от 5 августа 1834 года гласит: «Пароходный дилижанец отстройкою совершенно отстроен, а для ходу оного строится чугунного дорога, а для сохранения дилижанца отстраивается уже сарай…» .

Два паровоза.

Второй паровоз появился через год в 1835 году и был чуть больше и мощнее первого. Механики Черепановы создали два паровоза, а не один! Они действовали подобно любым изобретателям, двигаясь от простых экспериментов к практическим результатам и серьёзным открытиям.

Характеристики первого паровоза (1834 год): мощность 30 лошадиных сил, грузоподъемность до 3 т, скорость до 16 км/ч). Характеристики второго паровоза (1835 год): мощность 43 лошадиные силы, грузоподъемность до 16 т, скорость до 30 км/ч. Таким образом получается, что второй паровоз был чуть больше и мощнее первого, а главной его отличительной особенностью был одинаковый диаметр ведущих и бегунковых колёс.

Источником скудных сведений о разработке Черепановых долгое время была книга петербургского горного инженера Р. Тонкова «К истории паровых машин в России», изданная в 1902 году, где был опубликован его чертеж «Сухопутного парохода Черепанова». Принято было читать, что это чертеж первого паровоза Черепановых.

Однако в 1982 году в государственном архиве Свердловской области нашли чертежи подлинного первого паровоза Черепановых.

Чертеж выполнен разноцветными красками в двух проекциях: вид сбоку и вид спереди. Железные части выделены темно-серым с синим оттенком, дерево раскрашено в желтый цвет с зеленым отливом. Чертеж выполнен на высоком профессиональном уровне, грамотно, чисто. Кто же был таким искусным чертежником? Об этом гласит надпись на чертеже: «С натуры снимал и чертил Аммос Черепанов».

Согласно чертежу, первый паровоз представлял собой тележку на четырёх колёсах, на которой были установлены горизонтальные цилиндрические паровые котлы и топка для нагревания воды. В задней части паровоза расположена площадка для машиниста, откуда производилось закладывание дров в топку. При нагреве воды в котле происходило парообразование. Машинист с помощью верхнего медного крана пропускал пар по трубкам в цилиндры, заставляя в них двигаться поршни, которые давили на коленчатые валы, а те, в свою очередь, вращали большие рабочие колёса, что и приводило паровоз в движение. Передние колёса паровоза являются вспомогательными и направляющими. Они меньше, чем рабочие колеса. Чтобы паровоз не соскакивал с рельсов (колёсопроводов), на их внешней стороне сделаны бортики, так называемые реборды. В передней части парового котла расположена высокая труба для выпуска дыма от сгораемых в топке дров. 

Так получилось, многие считают второй паровоз первым. Почему?

Перед входом в Историко-краеведческий музей на высоком постаменте установлен своего рода символ Тагила – макет паровоза Черепановых. На памятной доске на постаменте, где установлен макет второго паровоза, написано: «Первый паровоз в России, созданный механиками Е.А. и М.Е. Черепановыми в 1834 году». Данный макет был изготовлен по чертежу петербургского горного инженера Р.Р. Тонкова в 1948 году. Установлен в 1984 году, в честь 150-летия российского паровоза. В это время чертеж Аммоса Черепанова еще не был широко известен. Поэтому в советское время второй паровоз с одинаковым диаметром колес заметно вырвался по популярности вперёд.

Итак, главной внешней отличительной особенностью первого паровоза был разный диаметр ведущих и бегунковых колёс. У первого паровоза переднее направляющее колесо маленькое, а заднее рабочее колесо большое. Теперь понятно, что паровоз с одинаковыми колесами – второй.

Копия настоящего первого паровоза находится в одном из залов историко-краеведческого музея, а макет второго – перед входом в музей.

Ошибочная ситуация сложилась и в Екатеринбурге. 13 октября 1978 года в день празднования векового юбилея Свердловской железной дороги на площади перед ДК железнодорожников был торжественно открыт памятник первому русскому паровозу. Но по сути это памятник именно второму паровозу, так как на постаменте установлен макет с одинаковым диаметром ведущих и бегунковых колёс. В это время чертеж Аммоса Черепанова еще не был найден.

7. Выставка заводской техники XVIII – XX веков.

На берегу Тагильского пруда возле Нижних провиантских складов в 1985 году была создана экспозиция горнозаводского оборудования XVIII – XX веков. В состав этого маленького музея под открытым небом вошли ценнейшие экспонаты, доставленные со старых уральских заводов, не только тагильских. Например, кузнечный горн Кушвинского завода начала 20 века.

В центре выставки находится опоясанный массивной чугунной цепью монолит железной руды - штуф магнитного железника Высокогорского месторождения.

Штуф — скол, кусок или образец (достаточно крупного размера) горной породы, руды или другой твёрдый геологический объект, собранный (или препарированный, подготовленный) для исследовательских целей.

Данный штуф взят с Высокогорского месторождения. Жизнь городу дала гора Высокая которую первоначально называли Магнитной, где был в ней в конце 17 века был обнаружен магнитный железняк.

Магнетит (устаревший синоним — магнитный железняк) — широко распространённый минерал чёрного цвета из класса оксидов, природный оксид железа(II,III).

Железо как химический элемент входит в состав многих горных пород, однако, не все они считаются сырьем для добычи. Все зависит от процентного состава вещества. Конкретно железной рудой называют минеральные образования, в которых объем полезного металла делает его извлечение экономически целесообразным.

Гора Высокая, «родившая и вскормившая» стала символом богатства тагильских недр – железом и медью, золотом и платиной, малахитом. Благодаря этим богатствам вблизи горы Высокой в начале 18 века были возведены два завода – Выйский и Нижнетагильский на реках Выя и Тагил.

Сегодня не каждый определит вершину горы Высокой. Тагильская поговорка гласит - «Была гора Высокая, стала яма глубокая». Прежняя высота горы 380 метров, ныне на её месте - заброшенный карьер, глубиной 120 метров. Но штуф Высокогорского месторождения сохранился.

Чтобы тагильское железо можно было быстро отличить от другого было придумано клеймо «Старый соболь». На клейме обычно изображался бегущий зверёк — соболь, и ставилось слово Сибирь.

Клеймо придумал основатель знаменитой демидовской династии Никита Демидович Антюфеев. Рудное дело для России было достаточно новым, а соболями она славилась на протяжении многих веков, и водился этот зверек исключительно в тайге, в Сибири. Поэтому знак в виде Соболя настраивал на ассоциативный ряд — Россия, Сибирь — и было понятно, где сделано железо. Географическое название Урал появилось гораздо позже этого времени.

Мех соболя был дорогим, долгое время в России он использовался в качестве денежной меры. Железный чугунок стоил ровно столько, сколько в него входило шкурок соболей.

Некоторые историки проводят аналогию между свойствами уральского железа и мехом соболя. Уральское железо получали из высокогорной руды, которая содержала примесь меди. В результате железо получалось «мягким», отличалось хорошей ковкостью. Мех соболя тоже ценился за мягкость.

Интересны объекты показа:

- вилка для садки пакетов кровельного железа в нагревательную печь и последующей доставки под листобойный молот (начало 20 века);

- стол для загиба упаковочных листов (начало 20 века);

- весы для взвешивания пакетов кровельного железа (начало 20 века);

- ножницы продольные для резки кровельного железа (начало 20 века);

Привлекает внимание макет вододействующего кричного молота (19 век). На заводе осуществляли «кричный передел» - это процесс «очистки» (переделки) чугуна (удаления избыточных количеств углерода, кремния, марганца) для получения ковкого «кричного» (сварочного) железа в металлургии 14-18 веков. Кричный передел осуществлялся в кричном горне, куда на слой горящего древесного угля помещались чушки чугуна, который плавился, стекал вниз и скапливался на поду горна, образуя крицу (твердую губчатую массу железа с низким содержанием углерода, серы, фосфора и кремния и со шлаковыми включениями, заполняющими поры и полости) массой 50—100 кг. Готовая крица извлекалась из горна и проковывалась рабочими молотом для уплотнения, выжимания шлака в полосы сортового железа. То есть чугун переделывали, получали – передельный чугун, из него делали ковкое железо с высокими упругими свойствами – пружины, подвески, растяжки.

Кричный молот был вододействующим. На выставке так же представлены: колесо водяной турбины (19 век); водяная турбина двухстороннего действия Выйского завода (первая половина 19 века). Почему оборудование было водным?

Рожденный на заре становления большой металлургии России Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный завод становится одним из передовых на Урале и в Европе по своему оснащению и производству металла в 18 веке. Важно понимать, что завод был вододействующий и использовал силу падающей воды!

В 1895 году на заводе была сооружена небольшая электростанция для освещения механического цеха и заводских контор. Она действовала до 1913 года, когда на месте западного кричного цеха на одной линии со зданиями воздуходувок была построена новая электростанция с мощными паровыми котлами и машинным залом.

Позднее экспозиция была дополнена выставкой современной прокатной продукции Нижнетагильского металлургического комбината – рельсами, колесами для железнодорожных вагонов, балками и швеллерами.

8. Дом заводоуправляющего

Дом управляющего Демидовским заводом Александра Акинфиевича Любимова, который был управляющим Нижнетагильского горного округа в течение 14 лет. (1826-1839гг.)

Об Александре Акинфиевиче известно немного. Происходил из рода подмосковных крепостных крестьян, купленных Демидовыми для работы на заводах. За «усердие, ум и смекалку», проявленные в начальной школе, юный Саша Любимов был рекомендован к дальнейшему обучению и послан в Нижнетагильскую горнозаводскую школу. По окончании её, Любимов получил место приказчика сначала в московской конторе Демидовых, а затем переведён в петербургскую. Через несколько лет работы Александр Акинфиевич получил «вольную». А в феврале 1826 г. был назначен управляющим Тагильскими заводами. Николай Демидов «…не раз отзывался о своём уральском директоре с восхищением и почтением, приписывая ему качества великого экономиста». При Александре Акинфиевиче Любимове на тагильских заводах и шахтах началось внедрение паровых машин, было создано знаменитое «Механическое заведение», и пошли оба тагильских паровоза. Любимову приписывают чрезмерную жесткость и даже жестокость в отношении работного люда, однако, имеются другие свидетельства. Вот как описывал его томский приказчик Горохов в письме к родственнику – тюменскому купцу Никифорову: «…г-н Любимов держится просто, но с достоинством, носит простое платье, без столичного лоску… …Приветлив, и слушает внимательно, а переспрашивает лишь саму суть… … бывает строг, но справедлив, о чём в заводе говорят с почтением…». В начале 1839 года Любимов подал прошение об отставке, ссылаясь на состояние здоровья. В августе 1839 года оно было удовлетворено. А спустя немногим более полугода Любимов умер, как значилось в донесении Анатолию Демидову, «от сердечных судорог».

Строительство собственного дома Любимов начинает в 1836 году. Место было выбрано не случайно: это самое высокое (после Входо-Иерусалимского собора) место «старого города». Со 2-го этажа дома достаточно хорошо видны и завод, и здания заводоуправления + путь от дома до завода занимал не более 10 минут неспешным шагом. Очевидно, Александр Акинфиевич держал всё под контролем. 2 года спустя, в 1838-м, дом был закончен, и управляющий с семьёй переехал в него.

Здание, предположительно, спроектировано крепостным архитектором Чеботарёвым, имело высокий цоколь и два полных этажа.

Здание было спроектировано с учётом рельефа местности. Оно имело мощный цоколь высотой в полтора метра, подвал и ледник под цоколем. «Коробка» дома, стены и потолок первого этажа сложены из кирпича; перекрытия второго этажа, балки и стропила крыши лиственничные; полы изначально были дубовыми. Оба этажа отапливались печами с повышенной теплоотдачей. Толщина стен первого этажа составляет 120 сантиметров, второго этажа – 105 сантиметров. Перекрытия и переборки, а также балки и стропила крыши – из лиственницы. Устройство оконных проёмов теплосберегающее. Здание имело простую, но эффективную систему вентиляции.

Снаружи дом имеет строгий и скромный фасад, центр которого подчеркнут слабо выступающим ризалитом с возвышающимся над ним и равным ему по ширине аттиком. Во внешнем виде дома, очевидно, нашли отражения и черты характера его хозяина. Строгий и скромный фасад, центр которого подчеркнут слабо выступающим ризалитом с возвышающимся над ним и равным ему по ширине аттиком. В пределах ризалита на каждом этаже расположено по пять окон, по краям от него – еще по три.Это типичный и простой особняк в стиле классицизма.

В пределах ризалита расположено пять окон (на каждом этаже), по краям от него – ещё по три. Весь ряд окон второго этажа по всему периметру здания оформлен полуциркульными нишами с лепными маскаронами.

Вход в дом был со двора. Никаких флигелей, пристроев и лестниц, ведущих в дом с улицы, не было и в помине – всё это было возведено позже, при других хозяевах.

Городские легенды гласят, что лицо, изображённое на маскаронах, принадлежит жене Любимова Варваре Тихоновне, кроткой женщине, которую все жители посёлка любили и уважали за доброту и отзывчивость. Однако так это или нет, мы уже вряд ли когда-нибудь узнаем.

Через три года после смерти Любимова по распоряжению Анатолия Демидова Главное заводоуправление округа за приличную сумму выкупило дом у вдовы управляющего. «В доме надлежит разместить архив, а ещё предусмотреть комнаты для хранения коллекций геологической, анатомической; минералов разных и инструментов, дабы сохранить всё для потомков нашего рода и так же для всех прочих лиц, интерес имеющих к горному делу…», — писал Анатолий Демидов из Флоренции новому управляющему заводами.

Дом неоднократно перестраивался. Во второй половине 19 века, у здания появился балкон, выходящий на улицу Александровскую. Внешне балкон очень походил на тот, который пока ещё можно увидеть с тыльной стороны так называемого Дома управляющего (а на самом деле – господского дома) в составе «тагильского кремля». Скорее всего, балкон на любимовский дом был установлен с декоративной целью.

Но самый большой урон внешнему виду здания нанесли купцы Злоказовы, купившие дом, когда во время кризиса 1907 года Демидовы стали избавляться от «непрофильных активов». Известные на всю губернию пивовары разместили на первом этаже здания магазин, а на втором – контору. На 1 этаже разместились магазины: первый в городе книжный магазин Ахаимовой и фруктово-бакалейная лавочка Загидуллина, здесь располагалась частная типография Кузнецовой, на 2-м – контора. В жертву тогдашней моде были принесены окна первого этажа: их расширили и снабдили арочным завершением, а на месте одного из окон и вовсе сделали вход в магазин, совмещённый с въездом во двор. Тогда же был убран и балкон, мешавший входу в магазин.

Злоказовы же пристроили к дому два помещения: небольшой, одноэтажный флигель, с входом со стороны Александровской потом его убрали), и неуклюжий, двухэтажный пристрой во дворе, служивший для погрузо-разгрузочных работ. При Злоказовых появились так же деревянная лестница и вход на второй этаж, которые окончательно изуродовали внешний вид дома.

В советское время у дома появилось два пристроя. Сначала был построен нижний флигель (на месте разрушенного злоказовского), а в 70-х появился и верхний флигель. Они не имеют исторического значения.

9. Дом купца Хлопотова (пр. Ленина, 19). Электростанция Хлопотова

Административное здание, двухэтажное. Построен в XIX веке. Точных сведений о дате постройки нет, предположительно 1890-е гг. Архитектурный стиль – эклектика.

Владельцем самого большого дома был купец Викул Карпович Хлопотов, который, не смотря на крестьянское происхождение, был человеком не только состоятельным, но и культурным: он знал несколько языков, имел большую библиотеку, собирал картины. Кроме дел торговых (он торговал хлебом), Хлопотов хорошо разбирался в технике. На рубеже 1908 и 1909 гг. Викул Карпович выгодно купил у разорившегося екатеринбургского мучного магната этот дом. На 2-м этаже устроил гостиницу «Александровская», которая помимо своего прямого назначения была ещё и своего рода игорным клубом. В здании также (по странной традиции) был оборудован подземный ход, ведущий к пруду. Когда добропорядочный Викул Карпыч узнал, что постояльцы по этому ходу водят в гостиницу проституток, замуровал его. Первый этаж здания пустовал. На все предложения арендовать пустующие площади Хлопотов отвечал отказом.

А год спустя здесь открылся первый в Нижнетагильском посёлке кинотеатр «Иллюзия». Сразу после покупки недвижимости брат Викула Иульян Хлопотов отправляется в Лондон, откуда привозит в Нижний Тагил оборудование для демонстрации «живых картин». В это же время Архип Карпович начинает оборудовать на первом этаже дома первый в нашем городе кинотеатр. Свой кинотеатр Архип Хлопотов назвал «Иллюзия», и первый киносеанс в Тагиле прошёл весной 1910 года (позднее кинотеатр «Искра»).

Возможно, кинотеатр открылся бы и раньше, если бы не отсутствие электричества. В те времена единственным местным монополистом электроэнергии в посёлке был Нижнетагильский завод. Договориться с заводом было бы возможно, если бы управляющий не ломил «совершенно неприличные цены». Не желая переплачивать лишнего (уж кто-кто, а купцы цену копейке знали), Архип Карпович оборудовал во дворе дома свою собственную электростанцию, купив для этого два дизель-генератора. Мощности хлопотовской электростанции хватило и на нужды кинотеатра, и на половину улицы Александровской, населённой преимущественно купцами. Кинотеатр «Иллюзия» имел большой зрительный зал с ложами для VIP-персон. Подбор фильмов был очень строгим. Сеанс состоял из трех частей: видовой, комической и драмы. Цены на билеты в «Иллюзию» были дифференцированы: женщины платили по 20 копеек, мужчины – по 50, учащиеся в форме – 15 копеек, дети – 10 копеек.

Осенью 1919 года дом и кинотеатр были национализированы. В зале «Иллюзии» расположился спортивный клуб русско-французской борьбы «Санитас». После изгнания колчаковцов здесь вновь стали показывать кино. Вскоре кинотеатр получил своё название «Искра», где на первых порах делил своё помещение с рабочей столовой. Кино в «Искре» показывали только по вечерам.

С «Искрой» связаны, минимум, 3 знаменательных события в истории Н. Тагила: в 1931 году здесь была установлена первая в области аппаратура для воспроизведения звуковых фильмов. С 1937 году «Искра» стал 1-м в области детским кинотеатром. В годы Великой Отечественной войны основу персонала кинотеатра составляли школьники старших классов; в 1994 году в «Искре» начала работать аппаратура для демонстрации стереофильмов (которые ныне именуются 3D). Но 2 года спустя кинотеатр закрыли.

С 50-х по 1987г. в здании помимо кинотеатра находился городской дом пионеров.

Сейчас на 1 этаже здания располагаются Федеральное казначейство, частное туристическое бюро.

На здании установлена памятная доска: "Из этого здания 14 марта 1943 года ушли на фронт воины Уральского добровольческого танкового корпуса". Уральский добровольческий танковый корпус – это одно из самых известных, самых уважаемых подразделений Великой Отечественной войны.

10. Заводской госпиталь.

Медицинский центр есть при каждом промышленном предприятии. Был такой и у Нижнетагильского железоделательного завода.

Заводская больница, или, как её называли сначала, «хоспиталь для мастеровых», является старейшим учреждением из тех, что дошли до наших дней в том качестве, в котором они изначально появились. История больницы, которую жители Нижнего Тагила с незапамятных времён называют Демидовской, насчитывает без малого уже 260 лет. 

В 1758 году Никита Демидов приказал создать при Нижнетагильском заводе «хоспиталь для мастеровых». В обязанности заведения входило «…лечение хворых, призрение за калечными, сиротами да подкидышами». Для этого заводовладелец распорядился выстроить «…большую избу али две, с печами да кухней, завесть свою скотину и огород». Но распоряжение хозяина тагильские приказчики выполнили не сразу. То не могли подыскать подходящего места, то ссылались на отсутствие рабочих рук и материалов, то просто откладывали строительство госпиталя на потом, как маловажное мероприятие. Наконец, пять лет спустя на горке близ заводской заставы была построена большая просторная изба, разделённая пополам: в одной половине находился стационар, где на содержании находились работные, получившие увечья на производстве, другая половина предназначалась для приёма больных и оказания им первой помощи. Здесь же, в небольшом пристрое, был открыт приют для малолетних сирот и подкидышей. 

Однако проблема квалифицированного медицинского персонала оставалась. Чтобы решить её, в 1764 году Никита Акинфиевич отправил в Екатеринбург для обучения фельдшерскому делу четверых «отроков» из числа своих крепостных. Обучение длилось почти три года, после чего в штате «хоспиталя» появились первые тагильские медработники –Афанасий Онедин, Василий Киселёв, Потап Белов, Михаил Ермаков.

После их возвращения в Нижний Тагил 17 августа 1767 года в небольшом деревянном доме открылся первый заводской госпиталь.

В 1820 году Николай Никитич Демидов переманивает на свой Нижнетагильский завод выпускника Виленского университета, доктора медицинских наук Онуфрия Игнатьевича Нехведовича, служившего в ту пору инспектором Гороблагодатских казённых госпиталей. Прежде всего О. И. Нехведович реорганизовал медицинскую службу так, чтобы медицинская помощь оказывалась работникам круглосуточно, в любом, даже самом отдалённом районе посёлка. Много внимания уделял вопросам предупреждения травматизма. Он же первым обратил внимание Демидова на плачевное состояние больничного здания.

Первая половина XIX века стала новым этапом в развитии архитектуры Нижнего Тагила. В 1806 году была учреждена должность архитектора заводов, руководившего промышленным проектированием и строительством, контролировавшего планировку и гражданскую застройку поселения. Особенно выделяются 1820-е – 1850-е гг., когда в поселке работали выпускники Академии художеств − архитекторы Александр Петрович Чеботарёв, Александр Зиновьевич Комаров, Кирилл Алексеевич Луценко. Их стараниями в центральной части поселка и на Вые появились отдельные здания и ансамбли в стиле классицизма.

Наиболее известным творением А.П. Чеботарёва является ансамбль заводского госпиталя (1828 г.; совр. адрес ул. Горошникова, 37).

В 1825 году на месте сильно обветшавшей госпитальной избы началось строительство не просто новой каменной больницы, а целого ансамбля. Проект понравился Н.Н. Демидову, и он приказал Чеботарёву ознакомить с ним Нехведовича. Онуфрий Игнатьевич одобрил проект, но попросил несколько расширить здание, чтобы разместить в нём квартиры для медперсонала. Чеботарёв замечания принял, но решил этот вопрос проще: на территории госпиталя он разместил четыре одноэтажных каменных флигеля.

Строительство шло четыре года.

Фасад центрального корпуса госпиталя украшал портик с шестью колоннами, с фронтоном, заполненным лепными акантовыми гирляндами с завитками. В углах ограды госпитальной усадьбы находились четыре каменных флигеля, в которых разместились службы госпиталя. В одном флигеле были открыты «аптечный магазин» и лаборатория, во второй переехал сиротский приют, ещё в двух флигелях находились квартиры для медицинского персонала госпиталя. Весь госпитальный комплекс был обнесён чугунным забором на кирпичных тумбах. За оградой госпиталя находилось небольшое кладбище с часовней. На нём хоронили умерших пациентов, в основном одиноких калек, что находились под призрением госпиталя до конца своих дней.

Приказом Н. Н. Демидова Онуфрий Игнатьевич Нехведович был назначен на должность главного врача. Он проработал в госпитале ещё почти десять лет. За это время он смог «выбить» у заводовладельцев средства на покупку диагностического и лечебного оборудования, привлечь высококвалифицированных медиков на работу в Нижний Тагил. При нём госпиталь стал одним из крупнейших медицинских учреждений Урала.

Как и многие исторические объекты нашего города, в советский период заводской госпиталь не считался памятником истории или архитектуры. В перечень историко-архитектурных памятников он был включён только в начале 80-х. К тому времени ряд объектов на территории госпитальной усадьбы был утрачен. В частности, были снесены два из четырёх флигелей: один из них помешал строительству здания райкома партии, другой – зданию роддома. Ранее был утрачен чугунный забор, огораживающий всю усадьбу.

Правда, за главным корпусом больницы городские власти всё-таки следили – больница была действующим медицинским учреждением. В конце 60-х годов она пережила капитальный ремонт, в ходе которого была реконструирована крыша, заменены окна и кровля здания. 

В советский период и в новейшей истории больница пережила несколько реорганизаций. В 1995 году по инициативе главного врача больницы произошло объединение двух больниц – 2-й (Демидовской) и 3-й (бывшей Земской больницы). А в 1997-м это объединение получило официальное название Демидовская больница.

За «годы бесконечных реформ» здание заводского госпиталя изрядно обветшало снаружи и износилось внутри. Основной двухэтажный корпус архитектурного ансамбля строители начали восстанавливать в 2022 году. Здание является памятником архитектуры, что диктовало особые требования к его ремонту.

В декабре 2023 года в Демидовской поликлинике был завешен капитальный ремонт. Силами подрядчика были выполнены усиление фундаментов и монтаж перекрытия первого этажа. Также строители заменили освещение, канализацию, водо- и электроснабжение. Были проложены новые линии связи, смонтирована система оповещения при пожаре. В обновленном здании предусмотрели удобства для маломобильных граждан.

Особое внимание уделялось и элементам, имеющим историческую значимость. Благодаря стараниям художников-реставраторов, удалось сохранить фамильный герб рода Демидовых и фреску на фасаде здания.

Итоговая стоимость всех работ составила 194 млн рублей. На средства, выделенные губернатором Свердловской области было закуплено медицинское оборудование и мебель.

Открытие сопровождалось костюмированным представлением от артистов Нижнетагильского драматического театра. Главный врач Демидовской больницы Сергей Овсянников назвал реализованное очередным шагом в развитии городской медицины.

11. Цифирная школа.

Наш город не мыслим без талантливых механиков, металлургов, строителей. Таланты, как известно, рождаются от Бога, но любой талант нужно пестовать, взращивать и учить, поэтому в Нижнетагильском посёлке в 1758 году было открыто первое техническое учебное заведение, известное сегодня как Нижнетагильский горно-металлургический колледж. Если учесть тот факт, что в здание НТГМК была переведена невьянская «цифирная школа», открытая Акинфием Демидовым в 1709 году, то можно с уверенностью утверждать, что Нижнетагильский техникум старше Московского Государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова, открытого 12.01.1755.

Цифирная школа в Невьянском заводе была открыта в 1709 году Никитой Демидовым, так как Петр I повелел Демидову строить не только новые заводы на необжитых местах, но и церкви, школы для детей и больницы для больных.

В дальнейшем Невьянская школа по приказу Никиты Акинфиевича Демидова в 1758 года была переведена в Нижний Тагил и объединилась с ранее основанным Акинфием Демидовым в 1740 году арифметическим училищем и стала называться Горнозаводской. Школа существовала для обучения чтению, письму, арифметике, геометрии, черчению, рисованию, практическим основам горнозаводского дела.

В 1806 году по приказу Николая Никитича Демидова Нижнетагильская Горнозаводская школа была преобразована в закрытое 4-х классное учебное и воспитательное училище для служительских детей с приготовительным классом, переведена в район Выйского завода и получила название «Выйское заводское училище». Целью этого заведения было образовать для должностей по заводам хороших служащих.

Из стен Выйского заводского училища вышли многие талантливые специалисты – крепостные инженеры, техническое творчество и изобретения которых составили славу тагильским заводам.

Создатели первого русского паровоза Черепановы Ефим Алексеевич и его сын Мирон Ефимович обучали учащихся Выйского заводского училища. Мирон Ефимович в 1830-х гг. возглавил практический класс Выйского заводского училища (Высшую заводскую школу) и в Выйском механическом заведении обучал учеников этого класса механике. Ефим Алексеевич Черепанов обучал учеников Выйского училища черчению планов в 1830 году.

Выпускником, позже преподавателем Выйского заводского училища, был Аммос Алексеевич Черепанов, племянник Ефима Алексеевича и продолжатель изобретательской деятельности обоих механиков. В 1840-х гг. А.А. Черепанов давал уроки специального черчения.

В настоящее время преемником Выйского училища является горно-металлургический колледж имени Е.А. и М.Е. Черепановых. Учебное заведение находится в здании по адресу: Нижний Тагил, проспект Ленина, 38. Здание построено в конце 19 века. В начале 20 века в это здание переезжает Нижнетагильское горнозаводское училище (преобразованное из Выйского училища). Это памятник архитектуры регионального значения. Здание в формах классицизма в "кирпичном стиле", расположено в глубине улицы, покой учебного процесса защищает от суеты центрального проспекта тенистый сквер.

В 1956 году был открыт Музей, который располагает 4 выставочными залами, где представлены различные тематические экспозиции.

Зал дореволюционной истории (зал Демидовых) раскрывает исторические предпосылки открытия цифирной школы в Невьянске, содержит подлинные учебники, конспекты, чертежи, рисунки и аттестаты учеников, физические приборы, геодезические и маркшейдерские инструменты более чем 200-летней давности.

Зал современной истории раскрывает тему гражданской войны и социалистической перестройки, Великую Отечественную войну, период восстановления хозяйства страны, развитие спорта и туризма, художественной самодеятельности и другие стороны многогранной истории посредством подлинных документов, фотографий, писем, личных вещей учащихся, преподавателей и выпускников, макетов и моделей, приборов.

Третий зал повествует о выпускниках и династиях техникума.

Экспозиция четвертого зала посвящена педагогическому коллективу.

Музей также обладает коллекцией минералов и горных пород со всего света.

Разработка виртуальной экскурсии составляла собой техническое исполнение, так с помощью языка гипертекстовой разметки был написан сайт в качестве платформы для виртуальной экскурсии. Пройдя по маршруту и сняв видео материалы экскурсии, приступили к записи аудиосопровождения. Также Центром развития нам были предоставлены видеоматериалы, которые были сняты с помощью квадрокоптеров – панорамная съемка старого завода. Также использованы архивные фотографии 19-20 века, предоставленные жителями города.

Для привлечения интереса к проекту был создан канал https://vk.com/club224405134

Работа над созданием любой эксурсии это непростая задача даже для профессионала, а для школьника, не имеющего такого опыта это оказалось действительно сложной задачей. Работа над проектом продолжается по сей день. К работе привлечены специалисты Центра развития туризма, а также волонтеры – учащиеся Горно-металлургической школы.

Заключение

Проект по созданию виртуальной экскурсии "Индустриальное наследие улицы Александровской" в Нижнем Тагиле не только сохранит память о значимых исторических объектах, но и привлечет внимание к богатому культурному наследию города. Использование современных технологий позволит сделать эту информацию доступной для широкой аудитории.

Создание проекта виртуальной экскурсии "Индустриальное наследие улицы Александровской" стало ценным опытом, который позволил развить множество навыков и знаний в различных областях. Этот процесс включал в себя исследование, планирование, техническую реализацию и взаимодействие с аудиторией. Ниже представлены ключевые аспекты приобретенного опыта.

Работа над проектом потребовала глубокого погружения в историю и культуру Нижнего Тагила. Я научился эффективно использовать различные источники информации, включая книги, статьи, архивные материалы и интервью с местными жителями. Это позволило не только собрать факты о значимых объектах на улице Александровской, но и выявить интересные истории и легенды, которые добавили уникальности экскурсии.

Кроме того, я освоил методы анализа информации, что помогло структурировать материал и выделить ключевые моменты для презентации. Это также включало изучение существующих виртуальных экскурсий и определение лучших практик в этой области.

Создание виртуальной экскурсии требовало тщательного планирования маршрута и структуры контента. Я научился разрабатывать логически последовательные маршруты, которые учитывают интересы целевой аудитории. Это включало выбор объектов для показа, определение временных рамок для каждой остановки и подготовку сценария экскурсовода.

Также я приобрел опыт в адаптации материалов под разные возрастные группы и уровни подготовки участников. Это стало важным аспектом, поскольку разнообразие аудитории требует гибкости в подходе к подаче информации.

Работа над проектом позволила мне освоить современные технологии, используемые для создания виртуальных экскурсий. Я изучил программное обеспечение для 3D-моделирования и создания панорамных изображений, а также принципы работы с интерактивными элементами.

Создание высококачественного контента стало важной частью проекта. Я научился работать с графическими редакторами и программами для редактирования аудио, что значительно повысило качество представляемых материалов. Это также дало мне представление о том, как важно поддерживать высокий стандарт визуального и аудиоконтента для успешного восприятия информации участниками.

Проект потребовал активного взаимодействия с различными заинтересованными сторонами — от историков до местных жителей и потенциальных участников экскурсии. Я научился эффективно общаться с разными людьми, что позволило собрать полезную информацию и получить обратную связь по разработанному контенту.

Создание проекта виртуальной экскурсии "Индустриальное наследие улицы Александровской" стало ценным опытом, который обогатил мои знания в области истории, технологий и проектного управления. Этот проект не только повысил мои навыки исследования и коммуникации, но также открыл новые горизонты для дальнейшего развития в сфере экскурсионного туризма и культурного наследия.

Список источников:

[1] https://turizmnt.ru/gorod/3d/

[2] https://museum-nt.ru/content/visit/portfolio/case/?SECTION_ID=122

[3] https://museum-nt.ru/content/exposition/virtual/

[4] https://mir.midural.ru/gor-nizhniy-tagil

[5] https://izi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-nizhniy-tagil

[6] https://www.visit-tagil.ru/news/37751/

[7] https://museum-nt.ru/content/visit/museum/

[8] https://cpptur.na4u.ru

[9] https://na-journal.ru/8-2024-informacionnye-tekhnologii/14854-issledovanie-metodov-sozdaniya-virtualnyh-ekskursii

[10] https://infourok.ru/vidy-sposoby-sozdaniya-virtualnoj-ekskursii-4069779.html

[11] http://ds6mr.spb.ru/attachments/article/48/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20%D0%92%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B8.pdf

[12] https://tribune-scientists.ru/articles/507

[13] https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-ekskursiya-kak-odin-iz-metodov-interaktivnogo-izucheniya-inostrannogo-yazyka

[14] https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/metodika-provedeniya-virtualnyh-ekskursi.21003655332/

[15] https://studfile.net/preview/9539339/page:41/

[16] http://kmvline.ru/lib/exkursoveden/29.php

[17] https://tourlib.net/books_tourism/ekskurs23.htm

[18] https://studfile.net/preview/10033113/page:2/

[19] https://xn--07-9kc9a5a.xn--p1ai/razrab_tur_track

[20] http://tourfaq.net/excurs/razrabotka-marshruta-ekskursii/

[21] https://tourlib.net/books_tourism/ekskurs22.htm

[22] https://oductik.moy.su/sayt/exkursii/3-principy_razrabotki_novoj_ehkskursii.pdf

[23] https://routesofrussia.ru/metodicheskie_rekomendacii

[24] https://tribune-scientists.ru/articles/507

[25] https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-virtualnie-ekskursii-kak-odna-iz-form-organizacii-distancionnogo-obucheniya-v-uchrezhdenii-dopolnitel-3161807.html

[26] https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/11/14/metodicheskie-rekomendatsii-po-sozdaniyu-virtualnoy

[27] https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-ekskursiya-po-obrazovatelnomu-uchrezhdeniyu-osobennosti-proektirovaniya

[28] http://proekt.rzoo.edusite.ru/p9aa1.html

[29] http://www.zelgymn.grodno.by/21271-vebinar-virtualnye-ekskursii-trebovaniya-osobennostiinstrumenty-sozdaniya.html

[30] https://libeldoc.bsuir.by/bitstream/123456789/34944/1/Subbotin_Primeneniye.PDF

Приложение 1.

Подготовка экскурсии

Логотоип эскурсии:

Видео – работа над проектом в рамках проекта ЕВРАЗ: Люди будущего.

Приложение 2

Р абота над проектом в фотографиях:

Фото 1. Первая встреча с Балиным П.С. – директором Центра развития туризма города Нижний Тагил

Фото 2. Обсуждение идеи проекта в проекте «ЕВРАЗ: Люди будущего» с Балиным П.С.

Ф ото 3.Защита идеи проекта в проекте «ЕВРАЗ: Люди будущего».

Фото 4.Работа над проектом. Посещение музеев города.

Ф ото 5. Работа над проектом в центре «Мой бизнес» Балин П.С. в жюри.

Фото 6. Итоговая защита проекта в «ЕВРАЗ: Люди будущего»

Фото 7. Совместное фото с Балиным П.С. и волонтерами проекта.

Приложение 3

Буклет виртуальной экскурсии «Индустриальное наследие улицы Александровской»

Приложение 4.

Сайт виртуальной экскурсии «Индустриальное наследие улицы Александровской»

Запускать файлом index.html

Просмотров работы: 4