Они ковали победу. Труженики тыла: молодёжь и школьники Крестецкого района в 1942-1943 год

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Они ковали победу. Труженики тыла: молодёжь и школьники Крестецкого района в 1942-1943 год

Осипова А.С. 1
1МАОУ "СШ" №1
Гапонова Т.А. 1
1МАОУ "СШ" №1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Дети войны
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Светлана Сирена.

                       

Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Детство…А было ли оно у них? Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»

Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.

Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Несмотря на немыслимые условия, в которых жили дети: голод, холод, им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам- они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершали такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт

В преддверии празднования 80-летия Великой победы тема моей исследовательской работы очень актуальна. 1942-1943 годы стали самыми сложными в период Великой Отечественной войны на территории Крестецкого района, потому что это была прифронтовая территория.. Многие молодые люди мало знают историю  родного края, историю своих семей.

       Поколение детей войны – это наши прабабушки и прадедушки. Хотя детям войны не приходилось воевать самим, им пришлось очень сложно. Их лучшие, детские годы пришлись на времена горя и лишений.

       Большинство современных детей даже не могут представить себе, каково расти во время войны. Разрушенные дома и звуки выстрелов — таким запомнилось детство тем, кто рос на оккупированной фашистами территории. А тем, кто жил в тылу, запомнились воздушная тревога, письма и «похоронки» с фронта. Многие дети тогда потеряли своих отцов, матерей. Они тогда не знали, что такое игрушки. Девочки хранили как зеницу ока единственную истрепанную куклу, а мальчики играли гильзами от винтовок и снарядами, что не разорвались. От таких «игрушек» часто случалась беда.

Сейчас дети войны – это уже пожилые люди. Война отобрала у них детство, им пришлось вынести такое, что мы себе не можем даже и представить. У них можно узнать много полезного о том, как преодолевать трудности и радоваться малому.

Цель моей работы: исследовать деятельность молодёжи и школьников Крестецкого района в период 1942-1943 годов

 Задачи работы:

1.Изучить литературу  о деятельности школьников и молодёжи Крестецкого района в период 1942-1943гг;

2. Изучить материалы газеты «Серп и молот» периода 1942-1943 год

3. Провести опрос Лашковой Т.И  по сущности проблемы;

Объект исследования:

Деятельность молодёжи и школьников в 1942-1943 гг на территории Крестецкого района  в условиях прифронтовой полосы.

Предмет исследования:

Условия жизни молодёжи и школьников Крестецкого района в 1942-1943 гг на территории Крестецкого района  в условиях прифронтовой полосы и вклад в дело борьбы с фашизмом.

Время написания работы:

февраль- август 2024 года.

Практическая значимость работы определяется возможностью её использования в исследованиях краеведческого характера: при написании рефератов по истории родного края, на уроках краеведения, в работе краеведческих кружков.

Методы, использованные при сборе материала:

  1. Работа со специальной литературой в краеведческом отделе районной библиотеки.

  2. Работа с архивами газеты «Серп и молот» для изучения деятельности молодёжи и школьников Крестецкого района.

  3. Интервью с Т.И.Лашковой

2.Основная часть.

2.1. п. Крестцы в годы Великой Отечественной войны 1942- 1943гг.: основные факты

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

В годы Великой Отечественной Войны с сентября 1941года небольшой городок Крестцы ( с 1927 по 1944г – Ленинградская область, ныне Новгородская) стал прифронтовым.

Немецкие войска были остановлены на линии фронта: озеро Ильмень- посёлок Лычково- озеро Селигер1. В рука фашистских захватчиков оказались- Новгород, Старая Русса, Демянск.

С начала Великой Отечественной Войны прекратили работу многие предприятия, артели, опустели деревни, закрылись школы. Мужчины ушли на фронт. Основная тяжесть легла на плечи детей и подростков.

Комсомольцы района замещают ушедших на фронт товарищей, которые мужественно сражаются с немецкими фашистами на всех фронтах отечественной войны. Они, активно включаются в посевную, ставят перед собой цели, берут обязательства:

  • создание молодёжных звеньев высокого урожая,

  • обучение грамотных девушек на курсах трактористов,

  • организация агрономического обучения,

  • помощь ремонтным бригадам,

  • сбор пионерами и школьниками не менее 1 центнера золы и куриного помёта,

  • возобновление работы сельских клубов для выпуска стенгазет и проведения агитационной работы (Приложение 1)

Особенно трудной была весна 1942 года, но посевные площади не сокращались, а посевы овощей даже увеличились. В период весеннего посева организация работ в колхозе имени Красина легла на плечи молодёжи. В плановые сроки сева колхоз уложился точно. Сверх плана было засеяно 7 га и, кроме того, 2 га в фонд обороны. С весны комсомольцы обеспечили хороший уход за посевами. На прополке работали все ученики. Уборка 50 га яровых проведена за 7 дней, вместо 10 по плану. Петя Тимофеев и Сергей Корольков убирали по 4 га в день каждый. Все комсомолки перевыполняли нормы на уборке.

В январе 1942 года школы возобновили свою работу. Перед учителями и родителями стояла важная задача подготовки школ к новому учебному году. Работу в школе нужно было организовать так, чтобы школьники могли совмещать учебную и трудовую деятельность. 28 января состоялась учительская конференция, на которой присутствовало 52 педагога.

Л.Лукашова-учительница Зорькинской школы в своей заметке говорит о том, что в это сложное время нужно перестроить педагогическую деятельность, используя не только урочную работу, но и внеурочную. Учителя Сомёнской школы также взяли на себя обязательства не только успешно закончить учебный год, но и помогать колхозам. (Приложение 2, 3)

Школьники трудились на всех сельскохозяйственных работах: на вывозке торфа, на подвозке кормов, на вспашке полей, выполняли присмотр за лошадьми. В газете публиковали лучший опыт работы.

Володя Рытиков, пятнадцатилетний колхозник из артели «Сталинец» пишет в газете от 19 февраля 1942 года: «Работать на вывозке торфа я начал с первых дней его вывозки…Ещё темно, но я уже встаю, готовлюсь к выезду. В 8 часов выезжаю к месту заготовки. Нагружаю на воз 3 центнера торфа. Потом я стал нагружать по 20 центнеров. Моему примеру последовали Ваня Алексеев и Петя Романов. Они вывозили по 18 центнеров…вывозку торфа мы закончили 13 февраля. Сейчас правление переключило меня на вывозку навоза». (Приложение 4)

Вася Ильин, пятнадцатилетний колхозник из артели «Красная гроза» пишет в газете от 10 марта №30 стр.2 : «…Наравне со взрослыми я участвовал в предпосевных работах- возил торф, навоз и перевыполнял нормы выработки. Теперь вот уже около двух недель работаю в лесу. Сначала норму не осиливал, но затем думаю: так работать нельзя. Увеличив рабочий день на 2 часа, стал делать 2-3 рейса- вывозить 4 кубометра дров, т.е. перевыполнять норму…»(Приложение 5)

Огромную роль в прифронтовой полосе играли дороги. Строительство дороги к фронту было большим и важным делом для всех жителей района. Было объявлено боевое социалистическое соревнование в постройке фронтовой трассы. Откликнулись все жители района. В этих рядах были семнадцатилетние девушки Катя Данилкина и Надя Червякова из колхоза «Большевик», молодёжная бригада Шуры Марковой из колхоза «Красная пристань». На строительстве дороги также работала М,Ефимова из колхоза «Маяк революции», Зоя Захарова из артели «Сталинец».Сначала они расчищали трассу от снежных заносов, с началом весны занимались уборкой снега со всей дороги, а потом очищали её от ненужного хлама, выравнивали, проделывали ручейки для быстрого стока воды. (Приложение 6)

Также работали на разборке гати и подростки. Бригада Вани Фёдорова (Володя Вавилин, Лёша, Петя и Коля Власовы)-подростки, которым не было и 15 лет тоже работали наравне с колхозниками. На сборке камня мальчишки перевыполняли план на 120%, а на разборке гати на 115%. Бригадир с вечера являлся за заданием и получал наряд на следующий день. В 5 часов утра ребята были уже на участке и выполняли работу. (Приложение 7)

В летний период молодёжь и школьники района занимались заготовкой кормов для скота. На колхозных полях вместе с матерями и сёстрами работают подростки. Они пашут, боронуют, собирают зерно. Павел Платонов, пятнадцатилетний школьник из артели «Герой труда» вспахал более 20 га земли, в его трудовой книжке в 1942 году было 100 трудодней, тринадцатилетний Сергей Шагашов выработал за лето 87 трудодней, а Вася Ильичёв 120 трудодней. Борис Михайлов и Коля Анисимов из колхоза «Красные сопки» участвовали в весенней посевной, летом пасли коней и выработали по 90 трудодней. (Приложение 8)

В августе началось теребление льна. Все школьники вышли на эту работу. А в сентябре 1942 года в районе проводилась фронтовая декада. Нужно было в короткие сроки убрать яровые культуры, околотить и расстелить лён, а также убрать с полей картофель. Учительница Брызгалова вывела в поле 32 школьника. А тринадцатилетние школьницы Нюра Курина и Наташа Калиничева жали яровые наравне со своими матерями. (Приложение 9,10,11)

В летний период занимались сбором ягод и грибов. Собирали лекарственные травы. Большую помощь школьники оказывают колхозам в прополке овощей. Бригады двенадцатилетних подростков выходят с раннего утра в поле и трудятся до позднего вечера. Такая работа ребят освободила взрослых на сеноуборку.

Подростки оказывают помощь в сборе тёплых вещей для бойцов на фронт, также пишут письма и готовят подарки. Быстро и доброкачественно они выполняли заказы фронта. Для защитников Родины люди отдавали свою тёплую одежду, обувь, вязали шерстяные носки и перчатки. По всему району продолжаются заготовки продуктов для Ленинграда. Колхозники, выполняя свои обещания о помощи ленинградцам, сдают на заготовку сушёный картофель, лук, грибы, овощи, крошево и другие продукты. Комсомольцы и молодёжь колхозов отдают все свои силы служению родины, делу помощи фронту2.

С фронта непрерывным потоком прибывали раненые. Их было так много, что без помощи добровольцев медперсоналу было не справиться. Школьники Крестец помогали ухаживать за ранеными.

Из воспоминаний санитарки Павловой Евдокии Ивановны: ”Во время войны мне было 17 лет. С полей сражения непрерывно поступали раненые. Их размещали в ,,красной,, школе, которая превратилась в прифронтовой госпиталь.” В числе добровольцев попала она на нелёгкую работу по уходу за ранеными. Кто- то просил пить, кому- то нужна была помощь подняться, другим написать письмо домой. Особенно запомнился один танкист с перевязанными лицом и руками, машина которого была подбита в бою и загорелась. Перевязки были для него мучительны, но он очень хотел жить, снова вернуться в строй и бить фашистов. Своими страхами он делился с молоденькой санитаркой,…

“… а я всячески старалась внушить ему надежду на исцеление. С этой верой было легче работать, не так тяжело слышать стоны. Мне хотелось верить, что раненые ( все до единого) обязательно поправятся.” 3 (Приложение 12)

Школьники вместе с учителями собирают денежные средства сначала на танковую колонну имени лужской партизанки А.Петровой, а затем на танковую колонну «Народный учитель». С большой радостью отдавали свои сбережения учащиеся Крестецкой шкоды на строительство танковой колонны “ Народный учитель”. Всего на эту колонну поступило 13.128 рублей.

Пионеры и школьники Крестецкой начальной школы сдали на счёт постройки танков “Ленинградский колхозник” 2562 рубля. (Приложение 13, 14)

В дни Великой Отечественной Войны наша молодёжь показала свою богатырскую силу, с честью выдержала испытания военного времени. Дети трудились наравне со взрослыми. За работу получали паек как на взрослого человека. Главное для всех была победа над врагом. Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались победы.

“Мы стоим лицом к лицу с коварным и злобным врагом. Либо мы победим, уничтожим его, либо победит он, уничтожит нас. Нашу победу куют на фронте наши отцы, братья. Им помогают самоотверженные люди тыла, от подростков до стариков.” – с такими мыслями, верой и надеждой жили люди в то непростое время.

2.2 Из воспоминаний: Тамара Ивановна Л. в годы ВОВ.

Сегодня многие ветераны войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.  Работая над данной темой, я поняла самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени.

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Бывшие школьники возвращались с выпускных вечеров. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. День, «черное воскресенье», в раз перечеркнуло множество планов, надежд, прекрасных мирных порывов. Принесло горе.

У целого поколения украли детство. "Дети Великой Отечественной "– так называют сегодняшних 80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Мне удалось встретиться с ветераном войны –Тамарой Ивановной Л. и расспросить её о тех страшных днях.

Александра Осипова: “ Скажите, пожалуйста, сколько лет Вам было, когда началась война?”

Тамара Ивановна: “ Тогда мне было 4 года, сейчас мне уже 86 лет.”

Александра Осипова: “ Где вы жили?”

Тамара Ивановна: “ В Крестцах, на ул. Малая Садовая, в этом же доме, что и сейчас. Во время войны окна заклеивали газетами, чтобы не разбились. Осколки от взрыва попали в дом и его перекосило, после чего дом был перестроен.”

Александра Осипова: “ Кто- то из родственников был на фронте?”

Тамара Ивановна: “Да. Отец – Лашков Иван Семёнович, как и все ушел отдавать долг Родине. В 1942 году пропал без вести, мы его ждали, но безуспешно.”

Александра Осипова: “ Чем занимались дети в посёлке?”

Тамара Ивановна: “ Мне было 4 года, поэтому некоторые моменты стёрлись из памяти, но тот страх забыть невозможно. Остальные дети, как и все в то время, прятались в основном в подвале, даже приходилось там спать, голодовали; те, кто был постарше, помогали взрослым. Взрослые в свою очередь добывали еду, меняли одежду на муку и другие продукты. Приходилось варить щи из крапивы и воду с мукой. Военные приносили кашу в котелках и другую еду. Когда были пленные немцы, мама давала им еду.”

Александра Осипова: “Были ли налёты в Крестцах? Страшно ли было?”

Тамара Ивановна: “ Да, были. Ежедневно. Сирена завоет, сразу в окопы. Также прятались в сараи, бани. В ЛПХ даже были воронки от взрывов. Бомбёжки были часто. Страшно. Так страшно, что даже после войны долго заикалась. ”

Александра Осипова: “ Получали ли Вы письма с фронта?”

Тамара Ивановна: “ Да, получали. В семье было четверо детей, поэтому отец часто писал, спрашивал о нас. Писал, что идут страшные бои. В 1942г пропал и больше вестей о нём так и не было.”

Александра Осипова: “Чем Вы занимались поле войны?”

Тамара Ивановна: “ После войны был страшный голод, каждый пытался выжить. В 8 лет я пошла в школу. А потом работала в Крестецкой ЦРБ.”

Александра Осипова: “ Большое спасибо, за рассказанную историю. Мне было приятно провести с вами время и узнать о тех страшных днях, которые навсегда останутся в вашей памяти.”

Тамара Ивановна: “ Рада была встрече. Обязательно заходите ещё.”

Эта война давно закончилась, но подвиг людей останется в моей памяти надолго. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для нас. Я благодарна им за мирное небо над моей головой.

3.Заключение

Работая над темой исследовательской работы, я изучила литературу о родном посёлке. Описывая историю людей в рп. Крестцы, я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и в воспоминания родственников, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам.

Изучив материалы архива газеты «Серп и молот», я пришла к выводу, что крестецкая молодёжь и школьники в условиях прифронтовой полосы в 1942 -1943 годах сделали очень много: они стали настоящей заменой отцам, ушедшим на фронт. Они работали на полях в колхозах, на расчистке фронтовой дороги, помогали в госпиталях и, конечно же, учились. Школьники и учителя собирали подарки на фронт, оказывали финансовую помощь для танковых колонн.

Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

4. Список использованной литературы:

1. Абрамов, В. В. Крестцы - городок на Большой дороге : историко-краеведческие очерки/ В.В.Абрамов.- Великий Новгород: «Типография Виконт», 2007г.-178 с;

2. Минутин, К.В. Крестцы. К.В.Минутин.- Ленинград: Лениздат, 1983.-103 с;

3. Я помню : книга памяти/- Боровичи: Боровичская типография, 2016.-179 с;

4. Газета «Серп и молот» №9 от 20 января 1942 г стр.1, « Ко всем комсомольцам и молодёжи района»;

5. Газета «Серп и молот» № 14 от 31 января 1942 г стр.1 «Быстро и хорошо подготовим начальные школы к учёбе»;

6. Газета «Серп и молот» № 17 от 7 февраля 1942 г стр.1 «Успешно проведём и закончим учебный год в школах»;

7. Газета «Серп и молот» № 22 от 19 февраля 1942 г стр.1 «Буду работать ещё лучше»;

8. Газета «Серп и молот» № 30 от 10 марта 1942 г стр.1 «Молодёжь колхозов – в лес, на заготовку и вывозку»;

9. Газета «Серп и молот» № 63 от 28 мая 1942 г стр.1 « Построим к фронту хорошие дороги»;

10. Газета «Серп и молот» № 67 от 6 июня 1942 г стр.1 «Бригада подростков»;

11. Газета «Серп и молот» № 78 от 7 июля 1942 г стр.1 «Выполняю наказ братьев», «Буду работать ещё лучше», «Выработал 60 трудодней»;

12. Газета «Серп и молот» № 1088 от 17 сентября 1942 г стр.1 «Включайтесь во фронтовой декадник по завершению уборки»;

13. Газета «Серп и молот» № 78 от 7 июля 1942 г стр.1 «Школьники и пионеры отвечают на обращение ЦК ВЛКСМ»;

14. Газета «Серп и молот» № 79 от 9 июля 1942 г стр.2 «Бригада подростков на прополке»;

15. Газета «Серп и молот» № 103 от 5 сентября 1942 г стр.1 «Комсомольцы! Построим на свои средства танковую колонну имени лужской партизанки А.Петровой»;

16. Газета «Серп и молот» № 6 от 12 января 1943 г стр.2 «Школьники – фронту».

5. Приложения

Приложение 1. Газета «Серп и молот» №9 от 20 января 1942 г стр.1

Приложение 2. Газета «Серп и молот» № 14 от 31 января 1942 г стр.1

Приложение 3. Газета «Серп и молот» № 17 от 7 февраля 1942 г стр.1

Приложение 4. Газета «Серп и молот» № 22 от 19 февраля 1942 г стр.1

Приложение 5. Газета «Серп и молот» № 30 от 10 марта 1942 г стр.1

Приложение 6. Газета «Серп и молот» № 63 от 28 мая 1942 г стр.1

Приложение 7. Газета «Серп и молот» № 67 от 6 июня 1942 г стр.1

Приложение 8. Газета «Серп и молот» № 78 от 7 июля 1942 г стр.1

Приложение 9. Газета «Серп и молот» № 1088 от 17 сентября 1942 г стр.1

Приложение 10. Газета «Серп и молот» № 78 от 7 июля 1942 г стр.1

Приложение 11. Газета «Серп и молот» № 79 от 9 июля 1942 г стр.2

Приложение 12. Санитарка- Павлова Евдокия Ивановна (архивное фото краеведческого музея)

Приложение 13. Газета «Серп и молот» № 103 от 5 сентября 1942 г стр.1

Приложение 14. Газета «Серп и молот» № 6 от 12 января 1943 г стр.2

1 Минутин К.В. Крестцы. Л.: Лениздат, 1983.-103 с., ил.

2 Минутин К.В. Крестцы. Л.: Лениздат, 1983.-103 с., ил.

3 Я помню : книга памяти/- Боровичи: Боровичская типография, 2016.-179 с

Просмотров работы: 80