ВСТУПЛЕНИЕ
Актуальность темы.В 2022 году вся прогрессивная кинематография отметила 145-летие со дня рождения одного из основателей русского кино Александра Алексеевича Ханжонкова (Приложение 1) - нашего земляка.
Долгое время его имя было забыто. К первому юбилею, отмечавшемуся в 2002 году, не существовало ни одной биографической книги, посвященной начинателю отечественного кинематографа, а в энциклопедических изданиях советского периода ему посвящалось несколько строчек: «Ханжонков Александр Алексеевич (08.08.1877 г., ст. Ханжонково Донецкой области - 29.09.1945 г.) – один из основателей и руководителей кинопроизводства в Российской империи, собственник частных киноателье в Ялте и Одессе. Автор книги «Первые годы русской кинопромышленности» (1937)» [1, 668].
К началу 90-х годов ХХ века это была фактически вся информация о человеке, открывшем стране доступ к кино. Но время расставило все на свои места. Имя нашего земляка вышло из забвения: с каждым годом появляется всё больше информации об «отце отечественного кинематографа» - как часто называют А. Ханжонкова журналисты; издано несколько книг, в том числе исследование донецкого журналиста Н. Хапланова «Романтик экрана: художественно-документальная повесть об основателе отечественного кинематографа Александре Ханжонкове» [2], из которых становится известно о настоящей роли кинопромышленника в истории отечественного киноискусства.
Свой капитал – не только несколько миллионов рублей серебром, но и благодарность потомков, наш земляк заработал буквально из воздуха и света – из мерцания киноленты в кинопроекторе первого в России большого кинопредприятия. Александр Алексеевич доказал, что искусство и бизнес – вещи, совместимые, если суметь соединить творческое безумство со здоровым расчетом. До сих пор Голливуд снимает фильмы по методике, основанной Ханжонковым. Им также были разработаны принципы звукового, а позднее и цветного кино.
Цель данной работы: проанализировать и обобщить жизнь и творчество выдающегося кинематографиста, выявить малознакомые факты его биографии, доказать значимость нашего земляка как основателя русского кинематографа.
Достигнуть цели поможет выполнение следующих задач:
- показать донецкие корни Александра Ханжонкова;
- проследить первые шаги становления Ханжонкова как кинопромышленника;
- дать характеристику его творческим работам в кинематографе;
- раскрыть достижения и показать проблемы созданной им «Фабрики звезд».
Среди использованных в работе методов - поисковый, исследовательский, хронологический, сравнительного анализа и синтеза и т.д.
Новизна исследованиязаключается в обобщении информации о жизни, предпринимательской деятельности и творчестве известного земляка и её оценке.
При подготовке исследования были использованы художественно-документальная повесть «Романтик экрана» Н. Хапланова, статьи из периодических изданий (газеты «Макеевский рабочий», «Вечерняя Макеевка», «Вечерний Донецк», «Жизнь», «Донбасс»), большинство из которых подает биографию киномагната и описывает его путь к славе; материалы Донецкого и Макеевского краеведческих музеев, справочные издания. Особенного внимания заслуживают воспоминания внучки Александра Алексеевича Ирины Орловой, посвятившей жизнь сохранению памяти о своём знаменитом деде.
Исследование будет полезным для людей, интересующихся жизнью и творчеством нашего земляка – талантливого кинематографиста А. Ханжонкова, и может быть использовано во время научных конференций, краеведческих чтений, внеклассных мероприятий в школах, для проведения уроков краеведения и экскурсий в музеи.
РАЗДЕЛ I. ДОНБАССКИЕ КОРНИ КАЗАКОВ ХАНЖОНКОВЫХ
После ликвидации Гетманщины, царское правительство практиковало раздачу освоенных земель офицерам, желающим заниматься сельским хозяйством, с условием заселения полученных земель крестьянами.
Среди отличившихся в битвах офицеров, поощренных земельным участком на Диком поле, и казаки из рода Ханжонковых, первое воспоминание о которых связано с командиром полка Егором Ханжонковым, чьи казаки принимали участие в походе на Азов и во взятии Таганрога (1769).
Родословная известных казаков ведется от половецкого хана, возглавлявшего пограничный отряд. В случае опасности казаки предупреждали войско сигналами,
жгли костры. Впоследствии, слова «хан» и «жЁнков» соединили.
Полковник Егор Ханжонков получил в собственность земли возле реки Крынки и в 1787 году основал здесь поселок Верхне-Крынковский, о чем свидетельствует «Журнал военной канцелярии» №4 за 1817 год. В следующем году помещик переселяет крестьян из села на правый берег Крынки, назвав новый поселок Нижне-Ханжонково. В том же журнале об этом поселении сказано: «Поселок Нижне-Ханжонково располагается на ровной местности с правой стороны реки Крынки, в устье балки Великой Ореховой» [2, 17].
Наследники Егора продолжали нести военную службу, участвуя в русско-турецких войнах (1789-1791); в баталиях с Наполеоном начала XIХ века. Капитан Василий Егорович Ханжонков (1767-1821) получил золотой знак в битве за Манчин. В составе корпуса Багратиона под Шенграбеном 4 ноября 1805 года полки В. Ханжонкова и В. Сысоева получили Георгиевские знамена, врученные им впервые в истории. Надпись на знаменах гласила: «За подвиг при Шенграбене 4 ноября 1805 года в битве 5 тыс. корпуса с врагом, насчитывающим 30 тыс. чел.»
Кроме знамен, казаки получили от государя по 2 рубля премии. Этот геройский подвиг наших войск вдохновил Александра I и Австрийского императора на успешное наступление. А третий Донской полк до 1904 года именовался Ханжонковским [3, 14].
Второй сын Егора - войсковой старшина Петр Ханжонков участвовал в штурме Очакова, битвах при Каушанах, Аккермане, Бендерах, в штурме Измаила [3,14].
В русско-турецкой кампании 1826-1827рр. и войне с Ираном отличилась конно-артиллерийская рота, в которой служили братья Петр и Иван Ханжонковы [3, 14].
Успешно отвоевав, проявляя смелость и храбрость в сражениях, казаки Ханжонковы неизменно возвращались в «родное гнездо», с 1822 года принадлежавшее полковнику Василию Ханжонкову.
Хутора при нем объединились в большую казацкую слободу Ханжонков-Нижнекрынковский, жители которой были приписаны к войсковой старшине. Справочник за 1864 год гласит: «Она (слобода) граничит на севере с Воронежской губернией, на востоке с обеспечением поселка Журавского и Каменного; на юге с обеспечением поселка Кутейникового и на западе с обеспечением поселка Щедрого. Довольство это имеет в себе всей земли 9388 десятин 925 саженей, которой пригодной 8074 десятин 530 сажен, среднепригодной 240 десятин 280 саженей и непригодной 1073 десятин 1915 саженей [2, 22].
Через эти территории с севера на юг течет река Камышня, протяженностью
11 верст 250 саженей, ширину имеет от 2-х до 5-ти, а в некоторых местах до 7-ми сажен, глубинами незначительна, потому в летнее время высыхает. В нее впадают балки: с левой стороны Оголева, Дубинина, Николина, Гринкова, Сухая, Дорошева, Назарова и вершина реки Кривоконовой, все они безводные, кроме последних, на которых находятся плотины; с правой стороны Исковый, Ясинова, Круглый Овраг, все безводные, кроме последней, которая имеет воду только весной и осенью; в нее впадают балки Заболотнева, Широкая, Колодезная, Орлова, Оголева и Соленая.
Поселок, принадлежащий военному старшине Александру Васильевичу Ханжонкову, расположен на берегах реки Комишной, при впадении балок – с правой стороны Круглого Яра и Матиной, а с левой стороны Дубининой, имеет крестьянских дворов 65, крестьян мужского пола 194 души, женского – 204 души и господский двор с пристройками. Жители поселка пользуются наилучшей водой из колодцев. Вблизи находится четыре ветряных деревянных господских мельницы. Возле барского двора - скотный двор с коморами, а при нем два мужицких дома» [2, 23].
Выйдя в отставку, казаки Ханжонковы вели хозяйство, были законопослушными гражданами и щедрыми прихожанами. Сохранились документы, свидетельствующие, что ими были сделаны большие пожертвования Свято-Успенскому храму. «Пожертвования их не описаны, но известно, что среди них - две старинные иконы необычайной работы - «Снятие с креста» и икона «Марии Египетской» [3, 15].
В последние 30 лет XIX века «родовым гнездом» владеют отставные офицеры Петр Васильевич и его сын сотник Алексей Петрович. В сохранившихся семейных воспоминаниях указывается, что дед был знаком с поэтом А.С. Пушкиным, а отец стоял в карауле во время коронации императора Александра II. У последнего в браке с Прасковьей (Параскевой) Сергеевной 8 августа 1877 г. родился будущий «отец отечественного кинематографа» [3, 15].
Алексей Петрович вскоре разорился, супруги продали имение, едва подросли дети, и уехали из родных мест [4, 8].
РАЗДЕЛ II. ДОНЕЦКИЕ ИСТОКИ РОССИЙСКОЙ КИНОИНДУСТРИИ
2.1. Первые шаги становления кинопромышленника
По семейной традиции Александр готовил себя к профессии военного. После ростовской гимназии в 1896 году в чине подхорунжего он окончил юнкерское училище и был принят в один из лучших казачьих полков, расквартированный в Москве.
Но семь лет службы разочаровали Ханжонкова: сделать карьеру без связей и денег было нелегко, и юноша начал думать об отставке [5, 6]. Он участвовал в русско-японской войне, где чудом остался жив: вызвавшись добровольно пойти в разведку, на обратном пути, уже возвращаясь с задания, лошадь вместе свсадником попала в прорубь. [6, 8]. Александр получил воспаление легких,имевшее тяжелые последствия для организма. Болезнь прогрессировала, и сдиагнозом полиартрит Ханжонков был вынужден уйти в отставку [7, 4].
Молодой, талантливый юноша (Приложение 1) ищет свое место в жизни. На помощь приходит брат, приобретший в 1896 г. в Париже кинопроектор сколлекцией фильмов. Так Александр впервые познакомился с кинематографом [9, 4].
По другой версии в 1905 г. в биографе (так раньше называли кинотеатр) Ростов-на-Дону, Ханжонков посмотрел первые немые кинофильмы [9, 4]. Сеанс длился 30 мин: сначала - видовая картина «Прибой волн в Тихом океане», знаменитое «Прибытие поезда», затем - игровая комедия «Муха», а под занавес - хит сезона «Точильщик».
Публика менялась, сеанс повторялся, а юноша не мог сдвинуться с места
[10, 22]. «Я вышел на улицу пьяный, - признался он позже. - То, что я увидел, поразило меня, взяло в плен, лишило равновесия»[5, 6].
На следующий день он снова пришел в биограф, подходя к делу с точки зрения предпринимателя - оценивая оборудования и условиякинопроката. Выяснилось, что это дорогое удовольствие. Денег на него не было, но Александр уехал во Францию и на 5 тыс. рублей выходного пособия, выплаченного ему после окончания военнойслужбы, купил набор американских фильмов. Они оказались плохого качества, а приобретенныекиноаппараты скрипели, как телеги [8, 4].
Приобретенные кинокартины он продал по дорогев Россию в Варшаве, впервые обнаружив талант бизнесмена [4,8]. Затем, вместе с заведующим отдела«Синема» французского киноконцерна «Пате» Эмилем Ошем, он основывает фирму попродаже иностранных фильмов и киноаппаратуры «Э. Ош и А. Ханжонков»(существовала в Москве (1906-1917) и в Ялте (1917 -1920) [5, 6].
Молодой предприниматель оказался успешным в делах. Он предложилевропейским кинофабрикам стать их российским представителем. Откликнулсятолько лондонский «Гепфорт», но этот единственный контракт озолотилпрокатчика. Видовой фильм «Нил ночью» разошелся в количестве 100 копий и помог Ханжонкову наладить деловые контакты даже смосковским патриархом. Просмотрев ленту, священник был поражен.«Чему Господь может научить человека» [11, 4].
В 1907 г. мастер переходит к производству собственных фильмов.Учитывая безупречную честность, российские банки открыли ему широкий кредит. Слову Ханжонкова доверяли и западные компаньоны.
На первом этаже его дома в Савинском дворе располагалась контора фирмы, съемочноефотоателье и проекционный зал. В подвале - крошечная кинолаборатория, начавшая свою работу с производства надписей, в которых была необходимость - зарубежные фирмы присылали ленты с неграмотныминадписями[12, 15].
Наняв миниатюристку Строгановского училища, Александр Алексеевич просит ее разрисовать стену битвы петухов прямо на пленке. Но краскарастеклась, рисунок, потеряв контуры, превратился в цветную кляксу. Несмотря на неудачу, надписи в кадре удалось зафиксировать -с тех пор они уже не «съезжали» за рамку. А в 1907г. на Савинском дворе впервые применили масштабное освещение итрюковые съемки [12, 15].
Через контору проходило в месяц 20-25 тыс. м пленки, командаХанжонкова успевала делать на них надписи и выпускать в срок. Заказанобыло четыре бака для проявления, фиксации, промывки, покраски инесколько десятков 40-метровых рамок. Лаборатория приобрела вид настоящегопроизводственного цеха с пропускной способностью 500 м в сутки [13, 6]
2. 2. Первые картины Александра Ханжонкова
В 1906-1907 гг. прибыли Ханжонкова были такими, что он решил производить на своей кинофабрике российское кино, планируя снять в разных районах Москвы картины по мотивамрусской классики на исторические сюжеты - «Песня про купца Калашникова»,«Выбор царской невесты», «Ермак Тимофеевич - покоритель Сибири» [15, 3]. Воспитанность и вежливость помогала ему найти общий язык с любыми людьми - от царя до пьяницы. Один из «бомжей» (подобранный во время съемок ленты о пьянстве)стал его казначеем [6, 8].
Выбор творческой команды остановился на московском Кремле. Съемки проводил Сиверсен - первый оператор фирмы. В «роликах» Ханжонков не преследовал цель показать сенсационный материал. Акцент делался на этнических и географических сюжетах [14, 305]. Так, летом 1908 г. были сняты фильмы из быта горцев Кавказа и строительство Московской окружной дороги - первый «заказ», сделанный правительственной организацией фирме. Лента «Прогулка Московской окружной железной», однако, успеха не имела [16, 525].
Тогда решают ставить художественный сюжетныйфильм. Внимание привлек цыганский лагерь, расположенный близ Москвы. Тамбыло все: роковая любовь, кровавая месть, танцы, молодая, пластичная втанцах цыганка, красавец-цыган, толпа старых имолодых цыган, грязных и шумных [13, 6].Но, едва заработала камера, цыгане замерли, с ужасом поглядывая на киноаппарат. До танцев делоне дошло [17, 3].
Однако фильм «Драма в лагере подмосковных цыган» (1908), считающийся первым игровым российским фильмом все же вышел на экран. Хотя чаще первым называют не его, а «Понизовскую вольницу», снятую в содружестве с первым русским профессиональным кинорежиссером Василием Гончаровым и Александром Дранковым [8, 4]. В фильме рассказывается о приключениях казацкого атамана Степана Разина.
За один день на площадке снимались три киноленты.Репетицию проводил Гончаров, с которым Ханжонков выпустил 9 кинолент, с секундомером в руках. Этот«Конвейер» взял себе на вооружение Голливуд [16, 525].
В 1911 г. киномагнат основывает в Москве фирму «Торговый Дом«А. Ханжонков и К» (Приложение 3), вскоре переросшую в огромную кинофабрику(крупнейшую в Европе). Она входит в историю, какпервая российская киностудия.
Тогда же он налаживает производство хроникальных, научно-популярных картин, создает сценарный отдел, привлекает писателей [14, 305].
Капитал акционерного общества растет и тогда, для того чтобы фильмы дошли до большого количества зрителей, промышленник строит кинотеатры.
Фундамент кинотеатра «Пегас» был заложен вначале августа 1913 г., а 21 ноября Москва собраласьна Триумфальной площади на праздник по случаю его открытия. Скорее кинотеатры нигде и никогда еще не строились [18, 15].
В процессе открытия снимался и фильм, который через 2 часапоказали зрителям, узнающим на экране себя. Эта кинолентавошла в историю кино как самая быстрая.
Кинотеатр «Художественный» («Триумфальный») рассчитывался на1500 мест и должен был стать крупнейшим в Европе, но из-за разногласий сземлевладельцами вынуждены были построить лишь половинусооружения. Однако и в таком виде кинотеатр стал крупнейшим в России. (Приложение 4)Сегодня здесь находится киновидеоцентр - «ДомХанжонкова» [2, 118].
В том же году открывается кинотеатр на Арбате. Начинают выходить журналы «Вестник кинематографии» и «Пегас». Александр Алексеевич занимаетсякинопрокатом своих картин.В Макеевском музее хранится письмо «Торгового Дома«Ханжонков и К» к макеевскому кинопрокатчику М. Каликину, свидетельствующее о том, что на малой родине ленты землякатоже демонстрировались [15, 3].
Фирма начинаетснимать научно-популярные фильмы: «Электрический телеграф», «Пар», «Глаз»[14, 305].Кинолента «Пьянство и его последствия» имела огромный для неигрового кино успех, как и фильм о покорителе Сибири Ермаке, о котором газета «УтроРоссии» от 6 августа 1911 г. писала:«Вчера в Кремле проводились съемки для синематографа. Антрепренероммероприятия является Ханжонков… Снималась картина «ЕрмакТимофеевич - покоритель Сибири», первая ее часть - въезд в Кремль черезБоровицкие ворота послов с дарами от Ермака. Затем были сделаны съемки процессии Грозного сКрасного крыльца в Благовещенский собор, выход его из Чудова монастыря исцена принятия подарков от инородцев Сибири. В показе было занято 150человек. Картины эти будут демонстрироваться в Высочайшем присутствии, итолько потом будут показаны публике »[18, 15].
На студии Ханжонкова снят и первый фильм совместного производства - российско-итальянская картина «Кабирия» по сценарию популярного итальянского поэта Габриэля д'Аннунцио. Фильм имел успех и в Европе.
В 1912 г. Ханжонков первым создал объединение кинопроизводителей, котороестало прообразом нынешнего Союза кинематографистов [18,15].
2. 3. Фильм «Оборона Севастополя»
Несмотря на успешное развитие отечественного кино, Ханжонков был недовольным тем, что его киноленты не могут конкурировать с французскими: нужен был фильм-потрясение, коренным образом отличающийся от зарубежных лент.
В 1911 г. В. Гончаров предлагает сценарий первого полнометражного фильма
с историческим сюжетом - «Оборона Севастополя». Съемки должны были проводиться в патриотическом духе. Бюджет фильма составлял 40 тыс. руб. [14, 307].
Выбор темы выглядел странным - проигранная Крымская война. Да еще и противниками тогда были нынешние союзники России – Англия и Франция. Съемки с таким количеством техники мог позволить только император, который благосклонно выслушал Гончарова, и предоставил в распоряжение съемочной группы огромную массовку – регулярные войска. Им даже разрешили потопить корабль, специально прикрепив его к подводной лодке [2, 234].
Ханжонков командовал многотысячной массовкой и режиссировал [6, 8]. (Приложение 5). В массовых сценах изъявили желание участвовать светские дамы в качестве сестер милосердия. В Севастополь, где снимали картину, была стянута почти вся военная техника [9, 4], о чем маэстро позже вспоминал: «В Севастополе в наше распоряжение были предоставлены расположенные там войска, корабли военного флота, право пользования музеем, проводить съемки где угодно и когда угодно.
Работы было много; приходилось все делать в спешке, отсюда исторические неточности. Разве можно одеть в костюмы всю массу войск и гражданское население, участвующее в съемках? Приходилось одевать в исторические наряды только первые ряды и следить, чтобы другие не появлялись в кадрах в современной одежде» [7, 4].
В ноябре лента демонстрируется царской семье в Ливадийском дворце. Очевидцы вспоминают: «С огромного полотна в полутемном зале на зрителей бегут моряки, гремят залпы орудий, проливается кровь... Дамы ойкают, военные со слезами на глазах вспоминают ад тех дней. Император Николай II настолько потрясен увиденным, что когда закончилась картина, лично подходит к режиссерской группе и поздравляет ее с успехом» [9, 4]. В знак признательности он подарил Александру Алексеевичу бриллиантовый перстень со своей руки [19, 1].
Для Ханжонкова просмотр стал испытанием - погрешности ленты полезли с экрана: то видно было недостатки в одежде; то солдаты долго бежали под ураганным огнем, и ни один не падал, то тапер играл «барыню» в сцене на кладбище. Но, когда все закончилось, и царь зааплодировал, он с облегчением перекрестился [20, 14].
Первый российский полнометражный фильм длительностью 1 час 40 минут, снятый на новом оборудовании с помощью никогда ранее не используемых в мировом кинематографе средств (наряду с художественной съемкой использованы документальные кадры, которыми заканчивалось действо: герои, оставшиеся в живых, говорят прямо в камеру; изобразительный ряд насыщен смелыми ракурсами и невиданными художественными средствами) [14, 307] стал сенсацией и имел такой успех, что его автора наградили еще и орденом Станислава II степени. Видимо, император понимал, что имеет дело с искусством [21, 107].
Выдающуюся оценку фильму дали основатели кино – французы. Директор московского представительства киноимперии «Братья Пете» Мориц Гаш, узнав, что Ханжонков при «безумных затратах» на постановку картины, при большом ее тираже и роскошной презентации, проходившей в Большом зале Консерватории, еще и получил весомую прибыль, воскликнул: «Теперь я понимаю, почему Россию называют страной чудес!» [22, 11].
Год спустя Александра Ханжонкова приглашают к сотрудничеству многие ведущие мировые кинокомпании, а фильмы, созданные на его кинофабрике, демонстрируются по всему миру [9, 4].
2. 4. Бок о бок с Ханжонковым
Ханжонкову принадлежит и слава первооткрывателя талантов. Звезды, начинавшие у него карьеру, сегодня известны всем. И хотя, прославившись, они перешли на более высокие гонорары у других предпринимателей, имя Ханжонкова оставалось наиболее известным. Он хорошо понимал, что зарабатывать деньги киноискусством можно только постоянно экспериментируя, открывая новые имена, используя спецэффекты [10, 22].
В компанию приходят выдающиеся режиссеры П. Чардынин и Е. Бауэр, актеры - легенды кино - Иван Мозжухин и Витольд Полянский, балерина Вера Каралли и «королева русского немого кино» Вера Холодная. Из 26–ти лет жизни она снималась всего четыре года, но даже этого было достаточно, чтобы актрису помнили до сих пор [23, 214]. (Приложения 6.1, 6.2, 6.3 и 6.4)
Режиссер В. Гардин заметил красивую брюнетку из окна кабинета и пригласил её зайти. Незнакомка сказала, что никогда не играла, но хотела бы попробовать себя на экране. Гардин вручил Вере письмо на фирму «Ханжонков и К» [2, 165].
После первых двух фильмов Евгения Бауэра – «Песнь торжествующего любви» и «Пламя неба» (1915) актриса «загипнотизировала» страну. Ради того, чтобы посмотреть на нее, люди стояли в огромных очередях. В кинотеатре «Ампир» в Харькове были разбиты окна, двери сорваны с петель, а для усмирения толпы, штурмом берущей зал, был вызван отряд конных драгун.
Фильмы с участием Холодной приносили огромные доходы. Только один кинотеатр давал в год Ханжонкову фантастическую сумму 50 тыс. руб. [18, 15]. Благодаря журналам «Пегас» и «Вестник кинематографии» имя актрисы стало известно во всех уголках России [10, 22].
Однажды для экранизации произведения Л. Толстого понадобился голый мужчина, раздавший свои вещи. Всеми гонимый, он шел по снегу и был спасен ангелом. Для роли нашли молодого, никому не известного футуриста, ходившего с деревянной ложкой в петлице. За съемки он попросил 5 рублей. «Почему так мало?» - спросили его друзья после премьеры. «Дураком был», - отвечал актер, которым оказался впервые появившийся в кино Александр Вертинский [4, 8].
Помощником Ханжонкова был Петр Чардынин, с именем которого связан расцвет русской кинематографии – он сделал около двухсот картин [21, 108].
Большой популярностью пользовался Евгений Бауэр, художник, которого мастер смог переманить у конкурентов. Бауэр умел элегантно подсветить интерьер, прекрасно выстроить мизансцены и не имел равных в постановке костюмных мелодрам [6, 8].
На студии Ханжонкова вышел первый в мире фильм «Прекрасная Луканида, или Война рогачей и усачей», снятый методом объемной мультипликации, неизвестным ни в России, ни за рубежом. Словно живые на экране двигались миниатюрные объемные жучки. Горячий прием, с которым встретили картину зрители, предопределил судьбу бывшего чиновника Владислава Старевича, приглашенного Ханжонковым на фирму[14, 309]. Онвыполняет одновременно работу сценариста, художника-конструктора кукол и оператора. После успеха «Прекрасной Луканиды» В.Старевич создает и другие шедевры, среди которых «Авиационная неделя насекомых» и «Рождество обитателей леса», в которых наделяет своих героев точными и выразительными характерами, а глубокое знание природы позволило ему достичь естественного движения персонажей [23, 216].
Большим успехом пользовалась картина «Непоседа и Муравей», посмотрев которую зритель был уверен, что это результат гениальной дрессуры насекомых, принимая искусственных насекомых за настоящих. Фильм с триумфом обошел экраны России, вызвал восторженные отзывы за рубежом.
В. Старевич придумал декорации к самой знаменитой героико-фантастической киноленте «Руслана и Людмилы». Всего же на его счету более 100 фильмов [24, 139].
С 1908 г. в фирме работает сценарист и режиссер Василий Гончаров (Приложение 7), ставший одним из главных помощников и единомышленников Ханжонкова, с которым тот не расставался практически никогда [23, 217].
Метод съемок Гончарова сегодня взят на вооружение Голливудом. Самому же мастеру, которого считали душой фирмы, судьба отвела недолгую жизнь. Он умер внезапно в 1915 году, обдумывая идею нового фильма [10, 22].
Ханжонков открыл и провинциального актера Ивана Мозжухина, дебютировавшего в роли пьяницы в фильме «Пьянство и его последствия», где документальные кадры, показывающие тяжелобольных детей алкоголиков, чередовались с игровыми сценами. Фильмы Ханжонкова с участием Мозжухина - «Кровообращение», «Туберкулез», «Нервная система», «Электрический телеграф» имели огромное просветительское значение и демонстрировались в школах [2, 265].Герой-любовник дореволюционных фильмов Иван Перестиани также был открыт Ханжонковым [10, 22].
Александр Алексеевич вызвал конкурентную борьбу среди литераторов, пишущих ему сценарии. Платил он хорошо, и сюжеты ему присылали со всей страны, в том числе и известные писатели, которых Ханжонков заманивал всеми доступными способами, вплоть до совместных охот. Устраивал он и роскошные пиры.
Сценаристом была и первая жена киномагната – Антонина Николаевна. Они вместе придумывали киносценарии, подписываясь псевдонимом Анталек (Антонина + АЛЕКсандр) [10, 22].
Были у Александра Ханжонкова и его единомышленников и другие открытия. На кинофабрике был снят фильм «Распространение электрических волн вибратором Герца», где впервые в России использовалось сочетание графической мультипликации с документалистикой. Позже форму демонстрации физического явления высоко оценит сам Рентген [12, 15].
2. 5. Достижения и проблемы «Фабрики звезд» Ханжонкова в 1913-1917гг.
В 1908-1912 г. дела фирмы стремительно шагнули вверх, а годовой доход превысил 150 тыс. руб. Ханжонков делал дело: «...фирма, которой я руковожу... боролась с халтурой и безнравственностью, против всего этого заграничного привкуса. Я всегда гордился ведущей ролью нашего производства в стране» [18, 15].
Но с 1915 г. в её истории началась «черная полоса». Внезапно умер талисман студии В. Гончаров. С началом войны меняются условия кинорынка. Обостряется болезнь, мастер уже не может передвигаться без костылей или инвалидного кресла. Ханжонкова покидают режиссеры Михин, Старевич, Чардынин, накопив взаимные обиды. Конкуренты предлагали баснословные гонорары актерам. В конце концов Холодная и Полянский идут к Д.Харитонову, а Мозжухин – к И. Ермольеву [14, 312].
Мастер поручает дела в Москве жене, а сам занимается созданием съемочной базы в Ялте (Приложение 8), куда планирует переехать. Вместе с верным Евгением Бауэром они собираются снимать новый кинофильм [18, 15]. Их привлекает популярная песня тех времен – романс «Ямщик, не гони лошадей!», который появился летом 1915 года, а вскоре его распевала вся страна.
За сценарий взялся Ханжонков, за режиссуру – Бауэр, на одну из женских ролей пригласили Надежду Тэффи, а на главную мужскую - Ивана Перестиани. Слова романса переросли в сюжет, где мужчина на склоне лет безнадежно увлекается молоденькой девушкой. Осознав бесперспективность романа, герой возвращается в свой опустевший дом, переживая крушение надежд. Фильм вышел в феврале 1916 р. Толпы зрителей читали на афишах: «Сенсация сезона! Новый кинобоевик «Ямщик, не гони лошадей!» [25, 23].
Современникам, которые еще долго не могли посягнуть тайну кино, Ханженков казался волшебником. Его талант и организаторские способности признавали даже враги. Но больше фильмов на киностудии не снимается.
Несмотря на это, до 1917 года Александр Алексеевич остается солидным киномагнатом, владельцем кинофабрики, кинотеатров, десятков съемочных павильонов, успешным предпринимателем, автором первых российских кинолент; учредителем нескольких киножурналов; «открывателем» новых талантов.
РАЗДЕЛ III. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИНОМАСТЕРА В ЭМИГРАЦИИ И ПОСЛЕ НЕЁ
В начале 1917 г. по состоянию здоровья киномагнат окончательно переезжает в Ялту, где мечтает снимать новые фильмы. Однако этого сделать не удалось. Успели построить один павильон (с него началась Ялтинская киностудия), костюмерный цех и цех обработки пленки [12, 11]. После революции 1917 года на банковские счета Ханжонкова был наложен арест, а картины забрали «в пользу государства» [26, 4].
В 1920 г. А. Ханжонков выезжает с семьей за границу – сначала в Баден-Баден (на лечение), затем в Берлин и Вену, где пытается наладить прокат российских фильмов, финансирует исследования по созданию звукового кино [9, 4], следя за событиями, происходящими в России, и дожидаясь, что о нем еще вспомнят.
Это произошло в 1923 году. От имени Госкино нарком Луначарский предлагает мастеру вернуться в Россию, и тот решается, хотя жена и сын категорически не поддерживают это решение и остаются за границей.
Ему устроили торжественную встречу, на которой зачитали слова Наркома: «Сердечно присоединяюсь к чествованию Ханжонкова, как выдающегося деятеля русской кинематографии. Рад, что он вернулся, чтобы помочь советскому кино», и назначили заведующим производством «Пролеткино» [12, 11].
Из воспоминаний внучки А. Ханжонкова Ирины О.: «Вскоре дед женился во второй раз. На Вере Дмитриевне – монтажнице киностудии в Москве. Она с благоговением относилась к нему, несмотря на то, что была значительно моложе, и ухаживала до конца жизни.
Сначала казалось, что жизнь потихоньку налаживается. Но в 1926 году против Ханжонкова и еще нескольких сотрудников завели уголовное дело [27, 104]. Официальная причина – финансовые злоупотребления: «перерасход средств и невыполнение плановых обязательств» [6, 8], за что он приговорен к шести месяцам тюрьмы, но амнистирован в зале суда. Однако при этом Ханжонков лишён всех гражданских прав. Кроме того ему запретили заниматься кинематографом.
Супруги вновь переехали в Ялту, но, поскольку их дома были конфискованы,
кинопродюсеру выделили комнату на улице Севастопольской. Все спали на полу. Александр Алексеевич работал консультантом Ялтинской киностудии» [11, 37]. Но все его идеи и изобретения, в том числе проект «перевода черно-белого изображения в цвет с помощью различных технических средств» отклонялись [6, 8].
В 1934 г. он написал письмо председателю кинофотоуправления СССР Борису Шумяцкому с просьбой «помочь войти в рабочую семью советской кинематографии полноправным её членом». В противном случае, писал бывший киномагнат, его семье грозит «смерть от недоедания».
Просьба совпала с 15-летием советского кино, Ханжонков был реабилитирован и получил небольшую пенсию в 350 рублей. Тогда же он засел за мемуары, которые в сильно отредактированном виде вышли в 1937 году под названием «Первые годы русской кинематографии».
Свой век мастер доживал в Ялте. Не вступая ни в какие конфликты с властью, первый российский кинопромышленник вел тихую жизнь [27, 105].
В 1941 году Ялта была оккупирована немцами. Они отдали ему две комнаты в его бывшем доме на Боткинской. Газета «Голос Крыма» вышла со статьей «Отец русской кинематографии», где говорилось, что с приходом немцев «Ханжонков, хотя и прикованный к креслу, бодро смотрит в будущее и уверен, что он сможет поработать в любимой области». А после освобождения Ялты в этом увидели связь с фашистами. Вспоминает внучка Ирина Орлова: «Дедушка очень болел, особенно сетовал на ревмополиартрит, заработанный в юности, почти не передвигался. А его решили лишить хлебной карточки. В то время это было равносильно смерти» [28, 6].
26 сентября 1945 года в возрасте 68 лет его не стало. (Приложение 11)
ВЫВОДЫ
В развитии киноискусства предприниматель и кинодеятель, детские годы которого прошли в Донбассе, Александр Ханжонков сыграл роль, равноценную роли братьев Люмьер. Практически все, что он делал, было или впервые, или лучше, чем у других, и несправедливо, что долгие годы о нем ничего не было известно. Такие заслуги, как строительство первого в России кинотеатра и создание системы кинопроката, которую сейчас с успехом использует Голливуд, невозможно переоценить. Именно Ханжонков снял первый в мире полнометражный художественный фильм «Оборона Севастополя», благодаря его прозорливости было открыто много звезд немого кино. Поэтому вполне закономерно, что через долгие годы забвения, к большому мастеру повернулись «лицом», стремясь как можно больше узнать о его жизни и творчестве, чтобы сохранить память о великом человеке.
Этой цели служили и фестивали «Ханжонковские дни на родине» – одно из самых масштабных культурных событий Макеевки, проходившие на протяжении более чем 10 лет. Каждый год в начале августа в город приезжали известные «звезды» кино. В свое время здесь побывали Владимир Конкин, Никита Джигурда, Александр Панкратов-Черный, Ирина Алферова, Людмила Чурсина и др.
В 2015 году фестиваль, поддержанный Общественным Движением «Донецкая Республика», прошел в республиканском формате. (Приложение 12)
В день рождения Александра Алексеевича 8 августа в Макеевке открыли долгожданный памятник в честь знаменитого земляка. Изготовленный местным скульптором Олегом Дубровиным, он представляет собой постамент из гранита. На нем установлен изготовленный из бетона и покрытый серебряной краской бюст Ханжонкова, а по его левую сторону - киноаппарат. (Приложение 13)
«Монумент Ханжонкову стал новой достопримечательностью Советского района Макеевки, и украсил площадь у дома культуры», - отметил на открытии памятника тогдашний министр культуры ДНР Александр Парецкий.
Имя Ханжонкова звучит в наименовании поселка, и железнодорожной станции (Приложение 14). В шахтерской столице на ул. Университетской большой популярностью среди молодежи и любителей кино пользуется кинокинокофейня им. А. Ханжонкова (Приложение 15), где даже в наши сложные дни проходят культурные мероприятия. Так, 17-18 января 2025 года в кинокофейне прошел республиканский молодежный рэп-фестиваль. В поселке, носящем имя Мастера, действует Школа искусств им. А. А. Ханжонкова, открывающая новые таланты шахтерского края, а также функционирует музей, посвященный знаменитому земляку и его гениальным открытиям. (Приложение 17).
И это значит, что память о талантливом земляке Александре Алексеевиче Ханжонкове – гордости Донецкого края, жива!
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Украинский Советский Энциклопедический словарь. В 3 т. Т. 3. – К.: Академия Наук Украинской ССР, 1968. – 856 с.
2. Хапланов Н. В.. Романтик экрана: художественно-документальная повесть об основателе отечественного кинематографа Александре Ханжонкове / Н. В. Хапланов. - Донецк: Промінь, 2007. – 390 с.
3. Смирнова С. Яркую жизнь Александра Ханжонкова нам открывать и описывать заново. Где и как воевали казаки Ханжонковы //Жизнь. – 2003. – 4 сентября
4. Кузнецова М. Александр Ханжонков: казак, опередивший Голливуд // Ветеран Донбасса. – 2003. – 9 августа
5. Александр Ханжонков: «То, что я видел, поразило меня, пленило, лишило равновесия» // Макеевский рабочий. – 2002. – 3 июля
6. Орлова И. Александр Ханжонков. Он зажигал звезды // Вечерняя Макеевка. – 2004. – 6 августа
7. Таненков А. Неизвестные страницы биографии А. Ханжонкова // Азовский машиностроитель. – 2005. – 23 апреля
8. Отец кинематографа // Газета в газете. – 2004. – 22 июля
9. Встреча для вас: Александр Ханжонков // Газета в газете. – 2003. – 2 августа
10. Отец русской киноиндустрии // Негоциант. – 2002. – 14-20 августа
11. Пархоменко Марина. Возвращены из забвения // Украинская культура. – 2004. - № 9. – С.37.
12. Кузичева Е. 125 лет в Макеевке родился первый отечественный кинопродюсер // Комсомольская правда в Украине. – 2002. – 9 августа
13. Кругляк В. Александр Ханжонков // Макеевский рабочий – 2008. – 10 июля
14. Янгиров Р.М. К биографии А.А. Ханжонкова: новый ракурс // Киноведческие записки (Москва). – 2001. – №55. – С. 305-316.
15. Шептуха В. Основоположник отечественного кино // Донеччина. – 2002. – 4 сентября
16. Сковородникова С. Ханжонков Александр Алексеевич // Каталог сохранившихся игровых фильмов России 1908-1919 / Сост.: В. Иванова, В. Мыльникова, С. Сковородникова, Ю. Цивьян, Г. Янгиров. М.: Новое литературное обозрение, 2002. – С. 524-526
17. Рожкова Е. «Как кино нам дал Ханжонков»//Харцызские вести. – 2003. – 11 декабря
18. Клименко А. Он жил, чтобы сказку сделать былью//Жизнь. – 2002. – 30 мая
19. Жизнь и смерть Александра Ханжонкова // Вечерний Донецк. – 2003. – 17-23 октября
20. Наша история. Орден Ханжонкову за «Оборону Севастополя» // Жизнь. – 2003. – 3 июля
21. Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М.: Искусство, 1963. – С. 36-40, 94-97, 106-108
22. Знаменитые земляки. Расцвет и падение «фабрики грез» // Макеевский рабочий. – 2000. – 24 ноября
23. Соболев Г.П. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М.: Искусство, 1961.
24. Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. М.: Материк, 1998. – С. 106-178
25. Овикова Александра. «Ямщик» загнал коней. В историю // Телегид, 2005. - № 32.
26. Черных Елена. Много людей мечтает сыграть Ханжонкова // Донбасс. – 2003. – 16 августа
27. Орлова Ирина. Жизнь посвящаю кинематографу: документальная повесть об основателе отечественного кинематографа А.Ханжонкове. — Донецк : Промінь, 2007. — 128с.
28. Пархоменко Марина. Жизнь и смерть Александра Ханжонкова. О своем деде рассказывает внучка великого кинематографиста // Шахтер Донбасса. – 2004. - № 22.
Приложение 1.
Александр Ханжонков в разные годы жизни
Приложение 2.
Молодые казачьи офицеры Войска Донского
(крайний слева — А. Ханжонков)
Офицер Александр Ханжонков – продолжатель семейной традиции
Приложение 3.
Киноателье А. Ханжонкова на Житной улице в Москве
Фирменный знак студии Александра Алексеевича Ханжонкова
(заставка к фильмам)
Приложение 4.
Кинотеатр «Художественный» или «Дом Ханжонкова» в Москве
Приложение 5.
Кадр из исторической драмы «Оборона Севастополя»
(1911)
Приложения 6.1, 6.2, 6.3, 6.4
«Звёзды» кино, открытые А. Ханжонковым
1. Петр Чардынин 2. Евгений Бауэр
3. Иван Мозжухин 4. Вера Холодная
Приложение 7.
Друг и единомышленник А. Ханжонкова Василий Гончаров
Приложение 8.
Ателье А. Ханжонкова в Ялте (1918)
Приложение 11.
Могила Александра Ханжонкова на Поликуровском кладбище г. Ялта
Приложение 12.
Объявление о
«Днях Александра Ханжонкова в Донецкой Народной Республике»
(2015)
Приложение 13.
Открытие памятника выдающемуся кинематографисту Александру Ханжонкову на его родине в Макеевке (8 августа 2015 года)
Приложение 14.
Железнодорожная станция Ханжонково
Приложение 15.
Кинокофейня им. А. Ханжонкова в Донецке
Приложение 17.
Музей, посвященный знаменитому земляку, при школе искусств
им. А. А. Ханжонкова в поселке Ханжонково г. Макеевки