Введение
Актуальность работы. С семи лет я занимаюсь воздушной акробатикой. За два года занятий мы вместе с командой и тренером ездили на соревнования по городам России. Спортсмены выходят на арену в ярких образах. Мне нравится разглядывать эти образы, потому что у каждого из них своя особенность. Я обратила внимание на акробатов, которые выступают в образах, отражающих элементы культуры своего народа: национальный костюм, музыка, хореография, см приложение 1. Считаю, что это отличный способ знакомства и сохранения родной культуры среди подрастающего поколения (спортсменов, членов их семей, зрителей).
Цель работы: знакомство с особенностями башкирского национального женского костюма, инструментальной музыки и танцев посредством создания образа для выступления на соревнованиях по воздушной акробатике.
Задачи работы:
Изучить особенности башкирского национального женского костюма, народных музыкальных инструментов и народных танцев;
Объединить в единый образ элементы воздушной акробатики, башкирской национальной одежды, музыки и танцев;
Выступить на соревнованиях в созданном образе.
Методы работы: изучение литературы по теме работы, моделирование.
Глава . Культура башкирского народа
1.1 Башкирский национальный женский костюм
Женский башкирский национальный костюм богат декоративной отделкой. Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Подол и рукава платья украшены контрастными узорными полосами, а красный сатин воротника расшит башкирским орнаментом, см приложение 2, рисунок 1.
На платье надевался жилет (камзол), расшитый серебряными монетами и аппликацией.
Головной убор женщин прежде всего подчеркивал её социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки: шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили: высокие шапки из ценных мехов (бурек).
Одним из значимых элементов женского костюма были-нагрудники (селтэр), прикрывающие разрез платья. Форма нагрудников была разная: треугольная, круглая. Древние башкиры считали, что нагрудники оберегают хозяйку от злых духов.
Украшения женщин (серьги, браслеты, накосники) изготавливались из серебра, бисера, монет.
Традиционно башкирскую национальную одежду шили из тканей природных цветов: красного, черного, зеленого, желтого и коричневого.
Национальную одежду башкир украшали орнаментом (узором). Башкирский орнамент симметричен и отражает восприятие мира людьми. Он содержит в себе противопоставляемые явления: день — ночь, жизнь — смерть, свет-тьма, мужское — женское, левое — правое и т. д. Противопоставление показывается симметрией противостоящих фигур. Орнаментом украшались воротники, вырезы, края рукавов и подола одежды. Одежда, украшенная орнаментом, считалась недоступной для злых духов.
Национальный костюм башкирки – это не только красивая одежда, но и часть культурного наследия и самобытности народа. Каждый элемент национального костюма имеет свое значение и символику, а его ношение – это не только проявление индивидуальности, но и уважение к предкам и своей национальности [3].
1.2 Башкирские народные музыкальные инструменты
Башкирская инструментальная музыка – старинное наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Среди множества национальных инструментов курай и кубыз занимают центральное место, см приложение 2, рисунок 2-3.
Курай относится к классу аэрофонов, роду продольных флейт. Традиционный курай изготавливается из полого стебелька зонтичного растения реброплодник уральский растущего на Урале.
Интонационный диапазон курая необычайно широк. В нем радость и грусть, сила и хрупкость. В традиционном исполнении на курае обязательно присутствует грудной гортанный звук, который создает оригинальный фон и придает напеву своеобразие и неповторимость. Звук курая очень приятного тембра, но слабый. Некоторые музыканты владеют искусством звукоподражания, имитацией голосов птиц и животных. Играют на курае преимущественно мужчины, но встречались и женщины-курайсы, хорошо владевшие этим инструментом.
Курай для башкир не только музыкальный инструмент, но и средство передачи исторической памяти от поколения к поколению. По традиции перед исполнением мелодии или песни музыкант рассказывал легенду о её происхождении. Курай считается одним из национальных символов башкирского народа. Стилизованное соцветие курая из семи лепестков изображено на гербе и флаге Башкортостана.
Кубыз – язычковый народный музыкальный инструмент. Изготавливается из дерева или металла. Звук деревянного инструмента тихий, металлический кубыз звучит немного громче и отчетливей.
Традиционное исполнительство задействует инструмент для имитации звуков природы (воды, топота лошадей, звуков животных). Кубыз у башкир считался женским инструментом, позволяющим коротать досуг и сопровождать пение и танец несложным «подручным» инструментом.
Кубыз доступен для изучения и освоения и очень распространен в настоящее время не только как национальный инструмент, но и как простой звучащий инструмент современной этно-музыки [1].
1.3 Башкирские народные танцы
Танец, как вид искусства, выражает радость и восторг, печаль и боль, и множество других чувств человека. Эти чувства передаются особыми средствами: движениями, жестами, мимикой, имитацией различных действий. Танец как своеобразный язык возник раньше слова. Первые танцы были связаны непосредственно с судьбой человека, его трудом, с его представлениями об окружающем мире. Именно поэтому каждое движение в башкирском женском танце выражало определенный вид работы: прядение, приготовление пищи (айрана, кумыса, тукмаса).
Особенности жизни и быта башкир, восприятие ими окружающей природы, древние обряды нашли отражение в хореографическом искусстве.
Танцы, в которых участвовали только женщины, проходили в прежние времена там, где их никто не видел. В летнее время— это вершины холмов и гор, зимой девушки приглашались на посиделки, и исполняли сольные танцы, показывая каждая свое мастерство. Взрослые женщины собирались очень редко и под тихий аккомпанемент кубыза и курая плясали очень сдержанно [2].
Глава . Практическая работа: объединение элементов воздушной акробатики, башкирского национального костюма, народной инструментальной музыки и народных танцев в единый образ
2.1 Создание образа для моего выступления на соревнованиях
по воздушной акробатике
С начала сезона я и мой тренер по воздушной акробатике Шмелёва Алена Анатольевна занялись постановкой нового спортивного номера, в котором планировали отразить самобытность башкирской культуры. В основу номера легли акробатические трюки разбавленные элементами башкирских национальных танцев.
Знакомство с башкирскими танцами мы начали с просмотра видеороликов в сети интернет. Все танцы которые мы просмотрели были скромными и плавными. Перед нами стояла задача соединить в одном номере энергичные акробатические элементы с плавными элементами башкирского танца. Было принято решение, что основная часть акробатики будет выполнена на воздушном кольце, а хореография будет поставлена в партере1.
Наш танец основан на движениях рук, которые отражают трудовые процессы древних башкир. Например «засучивание рукавов» при приготовлении пищи или стирке или щелчки пальцами. Если щелчки исполняются от поднятой вверх левой руки с продвижением правой вниз, то это означает прядение, если руки на уровне пояса выполняют щелчки от себя – теребление шерсти.
Сборы на девичьи посиделки мы показали в танце элементом «любование в зеркало». Левая рука поднята вперед, ладонь повернута к себе, кисть выше головы, корпус откинут назад (пальцами правой руки обводим контур глаз, румяним щеки, приглаживаем волосы).
В ходе подготовки акробатические элементы отрабатывались с тренером, а тонкости исполнения танцевальных элементов с преподавателем-хореографом башкирского танцевального коллектива «Кояш» (в переводе с башкирского «Солнце») Эвелиной Ильшатовной Х.
Осенью прошлого года к нам в Пермь приезжал с концертом заслуженный артист республики Башкортостан, лауреат международных и республиканских конкурсов Ильнур Радикович Хайруллин, см приложение 3, фото 1. Тогда я впервые услышала вживую профессиональное звучание курая и кубыза и убедилась, что они заслуженно занимают центральное место среди множества башкирских национальных музыкальных инструментов. Именно поэтому в качестве музыкального сопровождения номера было решено остановится на мелодиях курая и кубыза.
Параллельномы с мамой занимались пошивом спортивного комбинезона. Моделируя будущий комбинезон за основу взяли традиционный башкирский наряд, см приложение 4, рисунок 4. При пошиве комбинезона использовали ткань красного и черного цвета. Такое сочетание цветов наиболее часто встречается в башкирском национальном костюме. Наш комбинезон имитирует платье с оборками и надетый поверх камзол (жилет), см приложение 4, фото 2.
После того как сшили комбинезон мы занялись его декоративной отделкой. Штанины и рукава комбинезона украсили серебристыми и золотистыми «оборками», а воротник расшили башкирским орнаментом, см приложение 5, фото 3. Элементы орнамента, которыми мы украсили комбинезон, имеют смысловое значение, см приложение 5, таблица 1.
Башкирский камзол традиционно украшали пришивными серебряными монетами. Но по технике безопасности при занятиях воздушной акробатикой в качестве декора не допускается использование металлических элементов. Поэтому мы заменили монеты на стразы и украсили ими наш жилет см приложение 6, фото 4.
Неотъемлемым элементом и главным украшением нашего костюма является нагрудник. Декоративные части нагрудника прорисовали акриловыми красками и по контуру украсили мелкими стразами. В основе нагрудника лежит национальный орнамент, крупные круглые стразы имитируют серебряные монеты. Нагрудник стал не только украшением, но и оберегом для меня, ведь издавна башкиры считали, что нагрудники оберегают хозяйку от дурного взгляда см приложение 6, фото 5.
На соревнованиях не допускается использование головного убора, но для завершения образа мы изготовили национальную круглую шапочку (такыя). Из-за обилия монет на нарядах девушек древние башкиры говорили, что идущую башкирку сначала слышно и лишь потом видно. Поэтому мы решили украсить такыя монетами и дополнили головной убор накосниками с шумящими подвесками на концах.
По итогу у нас получился цельный образ, отражающий красоту культуры башкирского народа. В данном образе я успела принять участие в соревнованиях в Перми, Кирове и Екатеринбурге, см приложение 7.
Заключение
К созданию образа отражающего элементы культуры башкирского народа мы подошли комплексно, изучив особенности башкирского национального костюма, музыкальных инструментов и народных танцев.
Что нового узнали? |
Где применили полученные знания? |
Башкирский национальный женский костюм:
|
Сшили и декорировали спортивный комбинезон - имитация башкирского национального женского костюма. |
Башкирские национальные музыкальные инструменты:
|
Мелодию курая и кубыза взяли в качестве музыкального сопровождения акробатического номера. |
Народные башкирские танцы:
|
Элементы башкирских народных танцев включили в хореографию акробатического номера. |
В ходе выполнения работы я встретилась с интересными людьми (преподаватель-хореограф башкирского танцевального коллектива «Кояш» Ханипова Эвелина Ильшатовна, заслуженный артист республики Башкортостан, кураист Хайруллин Ильнур Радикович), которые поделились со мной своим опытом и талантом. Полученные от них знания и умения мне очень пригодились при создании образа отражающего элементы башкирской культуры.
Считаю, что данный метод изучения и сохранения элементов культуры народов России способен вызвать интерес у подрастающего поколения и может быть применен не только в воздушной акробатике.
Список литературы
Ахметжанова Н. В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. — Уфа, 1996. — 105 с.
Нагаева Л. И. Башкирская народная хореография. — Уфа. 1995 г. — 79 с.
Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995 г. — 94 с.
Приложение 1
Спортсмены в нарядах имитирующих народные костюмы
Приложение 2
Рисунок 1. Башкирский национальный женский костюм
Рисунок 2. Башкирский национальный музыкальный инструмент курай
Рисунок 3. Башкирский национальный музыкальный инструмент кубыз
Приложение 3
Фото 1. Концерт «От этники до классики», заслуженный артист
Республики Башкортостан, лауреат международных конкурсов,
кураист Ильнур Хайруллин
Музыкальное сопровождение спортивного номера
Приложение 4
Рисунок 4. Образец для изготовления спортивного комбинезона, имитирующего башкирский национальный костюм
Фото 2. Наш комбинезон имитирующий платье с оборками
и камзол (жилет)
Приложение 5
Ф ото 3. Воротник «расшитый» национальным орнаментом
Таблица 1. Смысловое значение элементов орнамента, которыми украсили комбинезон
дерево жизни, мудрости |
|
гостеприимство |
|
щит, оберег |
|
символ скотоводства, богатства |
|
упрощенное изображение солнца |
Приложение 6
Фото 4. Декоративная отделка комбинезона
|
Фото 5. Нагрудник
|
Приложение 7
Я на соревнованиях в новом образе
Видео моего выступления. Федеральные всероссийские соревнования
по воздушной акробатике RAPA
1 Выполнение элементов при котором особое внимание уделяется взаимодействию с полом, различным скольжениям, перекатам по полу, а также различным видам стоек, балансов и переходов на плечах.