Введение
Путешествуя по нашей необъятной стране от мегаполиса до мегаполиса наш взгляд всегда останавливается на названиях маленьких деревень. Каких только названий не встретишь. Наша семья всегда обращает на это внимание и задается вопросом, как они образовались. Ведь их не так то и мало и там тоже живут люди, которые несут культуру нашей страны. Экскурсоводы обычно знают много о крупных городах, однако мало кто знаком историей происхождения деревень. Это огорчает меня, так как они тоже заслуживают внимания. Ведь не зря говорят: «Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.» Поэтому я сама решила собрать и изучить информацию о малой родине моей мамы. Отсюда и родилось название исследовательской работы.
Тема: «Отголоски прошлого в названиях деревень».
Цель проекта: узнать почему деревни Тепляковского сельсоветаБураевского района имеют такие названия.
Задачи:
-изучить литературные источники и периодические издания по этой теме;
-учиться устанавливать контакт с людьми, записать их воспоминания;
-научиться пользоваться Интернет-ресурсами для поиска информации;
-подготовить презентацию по проделанной работе.
Объект исследования: деревни Тепляковского сельсовета.
Методы исследования: подбор и поиск необходимого материала в библиотеке,беседы со старожилами деревни, родителями; подведение результатов, анкетирование.
Гипотеза: я предполагаю, что названия деревням давали не случайно, а от основателя, который первым туда поселился.
Актуальность: Каждый человек должен знать историю и истоки своей семьи, так как незнание ведёт к потере невидимых нитей, связывающих поколения.
Практическая значимость: она может быть использована для работы на уроках русского языка, окружающего мира, на внеклассных занятиях.
Глава I. Откуда пошла земля наша.
1.1 История возникновения Тепляковского сельсовета
Моя мама родом из деревни Арняшево Бураевского района, которая входит в Тепляковский сельсовет. Своё исследование решила начать с изучения истории создания этого сельсовета, так как деревня Арняшево входит в его состав.
Как создали сельсовет? Давным-давно в Башкортостане несколько деревень решили объединиться и основали Тепляковский сельсовет, как будто построили общий дом, где стали жить дружно и вместе решать важные дела. Раньше в каждой деревне был свой «староста», а теперь появился целый «совет», который следил за порядком, помогал строить школы и детские сады и заботился о том, чтобы всем жилось хорошо.
По документам известно, что Тепляковский сельсовет был образован в феврале 1918 года. (Приложение 1) Сейчас в него входят девять населенных пунктов: с.Тепляки, д.Ардашево, д.Арняшево, д.Асавтамак, д.Байшады, д.Николаевка, д.Сарсаз, д.Тазтуба, д.Кам-ключ. Расскажу о них по порядку.
1.2 По страницам деревень
На просторах интернета практически нет никакой информации об этих населенных пунктах, поэтому мы мамой посетили местную библиотеку, которая находится в с.Тепляки. (Приложение 2) Там нам показали энциклопедию «Населенные пункты Башкортостана» под редакцией К.И. Аглиуллина. Из книги узнала, что село Тепляки был основан в 1811 году наземлях, приобретённых у башкир Эске-Еланской волости1 Казанской дорогипомещиком Николаем Тепляковым, который поселил здесь своих крестьян изПензенской губернии. Они занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством. По инициативе Теплякова построили церковь, это послужило большим толчком для развития села. Старожилы вспоминают, что раньше работали с утра до ночи, и чувство праздника было на душе, когда они ходили в церковь в выходные дни. Через некоторое время одна часть здания церкви стала клубом, а вторая- читальным залом. По вечерам молодежь села собиралась там и устраивали танцы под гармошку или балалайку.
В социальных сетях нашла воспоминания Валентины Францевой жительницы Екатеринбурга: «У меня мама родилась и жила в деревне Тепляки. Я один раз была в этой деревне и мне очень понравилось. Мама рассказывала, что её предки по линии отца- Шайдуровы, после отменыкрепостного права 1861 года, пошли искать неразработанные земли, так как им нехватало земли на прежнем месте жительства. Они долго шли в поисках земли, наконец, решили остановиться. Рубили леса, строили дома, потом перевезли свои семьи и стали жить. Но кроме них за небольшой горой было еще одно поселение, во главе которого былпомещик Тепляков. Они объединились и назвалидеревню именем Теплякова».
Таким образом, можно сделать вывод, что деревня Тепляки названа в честь помещика Теплякова.
Николаевка
Расположена на левом берегу реки Варжи. Основана жителямис.Тепляки во второй половине 19-го века. В 1906 годупроживало 436 человек, были 3 бакалейные лавки и хлебозапасный магазин. Была основная до 9- го класса русскаяшкола, где обучались дети из ближайших 4- х деревень. На данный моментНиколаевка прекратила своё существование, потомучто жители переселились в другие места, в поисках лучшей жизни. Скорее всего происхождение названия деревни связано с именем Николая, который жил или владел этим земельным участком.
Байшады
Расположена на реке Варжи. (Приложение 3) Старожилы говорили, что в деревню поселился первым Бай по имени Шады, был очень богатым, в честь него и назвали Байшады.
Со слов уроженки этой деревни Набиуллиной Ольги Ахметовны «Деревня Байшады была основана удмуртами, которые, стремясь сохранить свою веру и традиции, бежали от насильственной христианизации, искали уединения и новые земли, где могли бы жить по своим обычаям. Отказ от принятия христианства стал главной причиной переселения удмуртов и основания ими деревни Байшады, где они построили свои дома и возделывали землю, сохраняя свою культуру и духовные ценности».
Таким образом, Байшады возникли не просто как новое поселение, а как островок удмуртской самобытности, где сохранялась память предков и свобода вероисповедания.
Сарсаз
Со слов местного жителя узнала, что название связано с рельефом: «сары» – с татарского языка означает «желтый,» а «саз» - это «болото», «болотистая местность». Очень маленькая деревня, по данным переписи 2010 г всего 49 человек. Преобладающая национальность –удмурты.
Вывод: название деревни связано с географическими признаками.
Кам-Ключ
Люди, искавшие плодородные земли и чистую воду, наткнулись на место, где из-под камней бил родник. Так появился Кам-Ключ, словно сама природа указала место для новой деревни. На данный момент в деревне никто непроживает.
Асавтамак
Деревня Асавтамак, словно таинственная метка на карте Башкортостана, возникла возле «устья» реки, где, как гласит башкирское слово «тамак», начинается её путь. Когда-то давно здесь поселились люди, и с тех пор этот уголок стал частью большой истории. (Приложение 4)
Тазтуба
Основано после 1925 года. (Приложение 5) Большая часть жителей переехала из деревни Старотазларова этого же района в поисках земли. Основные жители - башкиры. Название деревни Тазтуба происходит от башкирских слов «таз» (лысый) и «туба» (холм) и означает «лысый холм». Это название связано с особенностью местности, на которой расположена деревня, — наличием холма или возвышенности.
Д.Арняшево и д.Ардашево обосновали переселенцы из д.Новотазларово.
Д. Ардашево по упоминанию старожилов была образована в 1884 году. (Приложение 6) В 1914 году стараниями Сарафи Хамитова была построена мечеть. После революции в здании мечети была открыта начальная школа, учили на татарском языке. Арняшево обосновалась значительно позже в 1928г. (приложение 7) Со слов моей бабушки, название Арняшево было взято от названия маленькой речушки Арняш, которая огибает эту деревню.
Таким образом я поняла, что никакой народ не называл реку, озеро или селение «просто так», случайным сочетанием звуков. Объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, непонятное географическое название.
Глава II. Исследуем, чтобы помнить.
2.1 Анкетирование
После того, как изучила историю происхождения деревень решила провести опрос среди одноклассников. Я составила анкету, чтобы оценить их знания об истории деревни, куда они ездят на каникулы, и их отношение к сохранению памяти о малой родине.
В анкете всего 3 вопроса, количество анкетируемых – 28
Есть ли у вас деревня, в которую вы ездите к родственникам или на каникулы?
Знаете ли вы как образовалась ваша деревня?
Считаете ли вы, что каждый должен знать историю своей Малой Родины?
Получены следующие ответы: 18 ребят ездят в деревню, из них знают о происхождении и истории деревень только 2. На вопрос хотели бы узнать больше об истории своей малой Родины большая часть дали положительный ответ. (Приложение 8)
Из проведенной анкеты можно сделать следующие выводы. Ребята не знают историю своего края, но хотели бы о ней узнать.
Таким образом, я думаю, что, рассказав историю своей деревни, заинтересовала одноклассников заглянуть вглубь своих корней и понять, в чем заключается любовь к своей Родине.
2.2 Интервью
Взяла интервью у своей бабушки (Приложение 9), ей 82 года, является старожилом деревни Арняшево: «Раньше вокруг деревни был лес, мои родители, не жалея сил, вручную вырубали и корчевали лес, а землю под пашню вспахивали с помощью быков. Урожай собирали вручную, зерновые культуры, скошенные серпами, связывали в снопы, которые затем сушили и обмолачивали, чтобы отделить зёрна от соломы… Со временем развилось мощное сельское хозяйство, а крупный колхоз прославился не только в районе, но и в республике, привлекая на сезонные работы людей из Краснодара и Москвы…
У основателя этой деревни, первым ребенком родилась девочка, по народным поверьям это считалось не очень хорошо. Однажды она решила приготовить еду в сарае, но случился пожар, сгорела вся деревня. Жители, не смотря на сложности заново все восстановили, даже лучше, чем было...
Училась я, а потом и мои дети, в соседней деревне Николаевка. Весной, когда речка Варжи выходила из берегов, приходилось оставаться на ночлег у местных жителей, они укладывали нас спать на русской печке, кормили квашеной капустой и солёными огурцами. Сейчас ни школы, ни людей, ни домов там уже нет…».
Также узнала, что в деревне Арняшево осталось всего 15 жилых домов, в соседних деревнях тоже самое. Ни предприятий, ни работы, ни магазинов нет. На все четыре близлежащие деревни два раза в неделю работает почтовое отделение, там можно закупаться. До районного центра далековато, почти 30 км. Для крупного рогатого скота, мой дядя на своем небольшом поле сеет несколько гектаров зерна и заготавливает сено. Тем самым обеспечивает себя и соседние деревни.
Сейчас много заброшенныхдеревень, и смотреть на это страшно. Когда-то там кипела жизнь: людиработали в колхозах, строили дома, держали хозяйство, рожали детей, мечтали о спокойной старости, ждали внуков. Но все мечты рухнули. Сейчас тамостались практически одни старики.
2.3 Создание буклета
Для сохранения собранной информации я создала буклет. Передам библиотеке, чтобы ее можно было использовать в будущем. (Приложение 10)
Заключение
Я так мало знала о местности, в которой жила моя мама. Но после проделанной работы, информации стало больше. Всё меньше и меньше остаётся старожилов, которые могут рассказать о прошлом. Поэтому медлить нельзя, ведь даже то, что было сегодня – завтра уже наша история.
Считаю, цель моей работы достигнута - изучила историю возникновения названий деревеньТепляковского сельсовета Бураевского района.
Моя гипотеза подтвердилась частично, названия деревням давали не только от основателя или владельца земли, но и по географическим признакам (по названию реки, животных, птиц,) по роду занятий местных жителей, от событий, которые потрясли всю деревню.
Поэтому спешите узнать побольше у старшего поколения, ходите по деревням с фотокамерой и диктофоном. Любой рассказ старших будет на вес золота.
Я много интересного узнала о прошлом своей родной деревни. Мне понравилось встречаться со старожилами, лучшими людьми деревни, слушать их рассказы, воспоминания. Незаметно исчезают старые деревни, но их история вплетена тоненькими ниточками в историю всей страны. Надеюсь, что в будущеммоя деревня будет жить.
История маленькой деревни - это история великого народа, это наши корни. Ведь не зря говорят: «Пока живет деревня, значит, живет Россия!»
Список использованных источников и литературы
1.Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. — 744 с.
2. Ахатов А.Т., Камалеев Э.В., Садиков Р.Р. Археолого-этнографическое исследование удмуртской деревни Асавтамак XVIII – начала XIX вв. (Бураевский район Республики Башкортостан) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2019, № 3. С. 212–228
3.Исламова Р. М. Бураевский район: земля добра и хлеба. Уфа: [б. и.], 2020. — 252 с.
4.Населённые пункты Башкортостана: энциклопедия / Регион. обществ. орг. «О-во краеведов Респ. Башкортостан», Фонд содействия граждан. о-ву Респ. Башкортостан; [рук. проекта и гл. ред. М. М. Зулькарнаев ; отв. ред. и координатор проекта К. И. Аглиуллина]. — Уфа: Акирус, 2022. — 862 с.: ил., карты. — Библиогр. с. 833–836. — 2000 экз.
https://sp-tepliki.ru/selskoe-poselenie/istoriya/
https://ok.ru/group/50970905542822/topic/66095020665766
https://buraevo.com/selsov/12
Приложения
Приложение 1
Тепляковкий сельсовет
Приложение 2
В библиотеке
Приложение 3
Речка Варж
Приложение 4
Деревня Асавтамак
Приложение 5
Деревня Тазтуба
Приложение 6
Деревня Ардашево
Приложение 7
Деревня Арняшево
Приложение 8
Анкетирование
Приложение 9
Интервью с бабушкой
1 Эске-Еланская волость — башкирская, этносословная и административно-территориальная единица в составе Казанской дороги Уфимского уезда.