ВВЕДЕНИЕ
Я давно интересуюсь историей отечественной космонавтики и живу на родине ведущего конструктора Р-7 и человека, создавшего спутники наблюдения Дмитрия Ильича Козлова. Но рядом с нами на расстоянии 60 км в станице Октябрьской Крыловского района жил и работал выдающийся ученый, инженер-механик, один из основоположников теории космических полетов Юрий Васильевич Кондратюк, настоящее имя которого Александр Игнатьевич Шаргей приложение 1). Его имя стоит в одном ряду с именами таких основоположников теоретической космонавтики, как К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандер, Кибальчич, но не так широко известно. Идея Кондратюка об использовании для высадки на планету модуля, спускаемого с ее орбиты, была переоткрыта Хуболтом и реализована американцами в проекте экспедиции на Луну «Аполлон-11», ознаменовавшей грандиозный прорыв в освоении космического пространства. В нашей семье есть брошюра о Мемориальном музее Ю.В. Кондратюка станицы Октябрьской, найдя ее, решил подробнее познакомиться с жизнью и научными достижениями этого удивительного человека.
Цель исследования: изучение жизни, научной и инженерной деятельности одного из пионеров ракетной техники и космонавтики Юрия Васильевича Кондратюка (А. И. Шаргея).
Задачи исследования: выяснить, какой вклад в становление отечественной ракетной техники и космонавтики внес Ю.В. Кондратюк;познакомиться с биографией ученого;узнать, как память о Ю.В. Кондратюке увековечена в нашей стране;ознакомиться с экспозициями музеев, которые рассказывают о нашем великом соотечественнике; добиться, чтобы как можно больше людей узнали, кто такой Юрий Васильевич Кондратюк (А. И. Шаргея).
Тема работы является актуальной, так как на современном этапе развития космонавтики человечество стремиться снова слетать на Луну и готовиться к пилотируемому полету на Марс, а Ю.В. Кондратюк еще сто лет назад разработал теорию с траекторией полета на Луну и планеты Солнечной системы.
Основная гипотеза: если бы идеи Ю.В. Кондратюка были своевременно реализованы или приняты к сведению, то думаю мы бы точно полетели на Луну еще в середине прошлого века.
Новизна работы заключается в том, что: впервые систематизированы все имеющиеся информационные источники об ученом-самоучке; описаны музеи, в которых есть экспозиции о конструкторе; рассказано, как увековечена память о нем в России и на Украине.
Практическая значимость: данная работа может быть использован в качестве учебного пособия на уроках кубановедения, физики и астрономии при изучении соответствующих тем; на занятиях кружков и секций, связанных с темой работы; работа может быть предложен в качестве самостоятельного источника информации не только для подготовки сообщений учащимися и студентами, но и музейными работниками; электронная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия для внеклассной работы.
При подготовке к работе я изучил много информации по вопросу исследования и должен отметь, что это в основном различные интернет сайты на которых освещается биография Юрия Васильевича Кондратюка и его научная деятельность. Особо интересна и полезна брошюра Романенко Б. И. «Юрий Васильевич Кондратюк», выпущенная издательством «Знание» в 1988. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Космонавтика, астрономия», № 8), который работал и воевал вместе с Кондратюком Ю.В., а также работа В.К. Малиновского «Некоторые штрихи к биографии А.И. Шаргея (Ю.В. Кондратюка)», материалы Новосибирского музея, Орловского краеведческого музея.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Существует мнение что имя Юрия Васильевича Кондратюка стало известно в нашей стране только после полета американцев на Луну по «траектории Кондратюка». На самом деле в СССР об ученом сообщалось в энциклопедиях и различных справочниках, но широкого освещения жизнедеятельности ученого в печати почему-то не было. Изучение биографии ученого позволит понять почему так случилось.
Глава 1 Этапы жизненного пути
1.1 От Саши Шаргей до Юрия Васильевича Кондратюка
Кондратюк Юрий Васильевич (настоящее имя Шаргей Александр Игнатьевич) родился 9 (21) июня 1897 г. в г. Полтаве Полтавской губернии в семье обрусевшей шведки баронессы Людмилы Львовны Шаргей и крещенного в католичестве еврея Игнатия Бенедиктовича Шаргея. Они принимали участия в разных протестах и демонстрациях, за что были исключены из университета, а мать арестовали. Его родители мало прожили вместе. Когда ему был год, отец уехал в Германию продолжить учёбу, а у матери развилось психическое заболевание. Мальчик жил с бабушкой Екатериной Кирилловной и ее вторым мужем А. Н. Даценко, именно они приняли самое непосредственное участие в судьбе будущего пионера космонавтики (приложение 2). В 1903 году Александр переехал с отцом в Петербург, где отец в 1906 году вторично женился на Елене Петровне Гиберман(Киреева). В 1907 году Александр Шаргей поступил в гимназию на Васильевском острове. В 1910 году отец скоропостижно скончался, а Александр вновь вернулся в дом своей бабушки в Полтаве. В Полтаве в эти годы жили многие представители российской интеллигенции, отличавшиеся передовыми взглядами, которые бывали в доме А.Н. Доценко. В этой общественной атмосфере рос, учился и формировался как личность Александр Шаргей, к тому времени ставший круглым сиротой.
С 1910 по 1916 год учился во Второй полтавской мужской гимназии и в старших классах гимназии интересуется проблемой междупланетных перелётов. Гимназию он окончил с серебряной медалью за отличные успехи в науках и особенно в физико-математических. Эта медаль давала право поступать в высшее учебное заведение без экзаменов, и он поступает на первый курс механического отделения Петроградского политехнического института (приложение 3). Живет он у мачехи.
В ноябре 1916 г. студента Александра Шаргея призвали в армию, в школу прапорщиков. Освоение военного дела не интересовало юношу, он продолжает разрабатывать увлекшую его еще в гимназии проблему межпланетных сообщений ичерез несколько лет закончил рукопись, посвящённую этим вопросам – «Тем, кто будет читать, чтобы строить» (1918–1919).Воевал он на Кавказском фронте до марта 1918 года. После демобилизации пробирался в Полтаву через неспокойное Закавказье, а на Северном Кавказе его принуждают вступить в белую армию, но при первой возможности он благополучно бежит и продолжает путь в Полтаву. Прибыв на родину, в конце 1919 его опять мобилизовали, но на пути из Киева в Одессу убежал с военного эшелона без документов и оказывается в городе Смелы. Отец друга детства устраивает Александра Шаргея сцепщиком и смазчиком вагонов, где он и работает до начала 1921 г. Позже он переезжает в небольшом местечке Малая Виска Херсонской губернии к знакомому. Здесь он находит работу: сначала на мельнице и маслобойне, а позже на сахарном заводе
На Украине установилась Советская власть и опасаясь репрессий за свое офицерское прошлое, при помощи своей мачехи получил документы на имя Юрия Васильевича Кондратюка, уроженца г. Луцка, 1900 г. р. – под этим именем он прожил до конца жизни. В июне 1922 г. Александр Шаргей решил продолжить свое образование заграницей, однако через четыре месяца, он вновь возвращается в Малую Виску больной тифом. После выздоровления он продолжал работать на Маловисковском сахарном заводе рабочим по ремонту дизеля, помощником машиниста, помощником механика, механиком завода, проявил при этом смекалку, изобретательность, инициативу.
1.2 Работы по теории космических полетов
Впервые мысль об освоении космического пространства посетила, тогда еще Александра Шаргея, после окончания 6-го класса под впечатлением романа «Туннель» немецкого фантаста Б. Келлермана. У Саши возникла мечта: создать ракету для полета в космос. В письме к К. Э. Циолковскому в 1925 году он пишет: «Над вопросами межпланетного сообщения я работаю уже 12 лет. С 16-летнего возраста, с тех пор как я определил осуществимость вылета с Земли, достижение этого стало целью моей жизни». Чтобы разобраться в проблемах ракетной техники, Александр в старших классах самостоятельно изучал высшую математику, физику и химию, изобретал различные механизмы, записывал в тетради свои первые космические проекты.
Обучаясь в гимназии Александр создает свою первую рукопись, которая представляет собой четыре сшитые вместе ученические тетрадки в клеточку, общим объемом в 104 страницы рукописного текста, выполненного карандашом. Пока что это был черновой вариант его работы, не имеющий ни названия, ни оглавления.
В рукописи, датированной 1916 – 1917 гг., автор приходит к выводу о возможности преодоления земного притяжения с помощью полета на аппарате типа ракеты, в которой четыре части: активное вещество, пассивное вещество (сосуды) для размещения в них активного вещества (топлива), камера сгорания (двигатель) и труба-сопло (движитель), которые должны отбрасываться поэтапно; двигатель – движитель, необходимое оборудование для управления полетом; полезный груз, включая экипаж В этой же рукописи выводится основная формула движения ракеты т. е. формула К. Э. Циолковского, только вывод формулы проводится иным методом. В этом же труде автор исследует траектории вылета с Земли и траектории полета к Луне и другим планетам Солнечной системы. Вот как он излагает последовательность первых шагов по освоению космического пространства и, в частности, полета на Луну: I. Испробовать действие приспособления для полета в атмосфере. II. Полет не особенно далеко от земной поверхности – на несколько тысяч верст. III. Полет на Луну без остановки там, собственно, полет вокруг Луны. IV. Полет на Луну с остановкой (приложение 4). Александр Шаргей обосновал экономическую целесообразность первоначального вертикального взлета с Земли ввиду наличия плотной атмосферы Земли, что и было впоследствии применено на практике как наиболее простой способ. Автор теоретически обосновал с энергетической стороны создание межпланетных промежуточных баз при полете на Луну и другие планеты Солнечной системы, обосновал экономию активного вещества при посадке на планеты с использованием их атмосфер для торможения летательного аппарата.
После годичного перерыва А. Шаргей решает усовершенствовать свою работу и в 1919 г. занимается рукописью. Улучшенная работа получает название: «Тем, кто будет читать, чтобы строить». Она имеет 144 страницы рукописного текста, 6 страниц предисловия и оглавления, снабжена поясняющими схемами и рисунками. В ней дальше развивается идея экономичного запуска снаряда с Земли, есть предложения об использовании солнечного тепла для питания бортовых систем космических аппаратов, а также возможность размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли. Так же им было предложено при полётах к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить небольшой взлётно-посадочный корабль, риализованное американцами. Выход человека в открытый космос должен осуществляться в специальном костюме с запасом воздуха в нем.
Но на этом работа над книгой не завершается и с начала 1921 г по июнь 1925 г. он трудится над третьим вариантом своей рукописи под названием «О межпланетных путешествиях. Александр Шаргей не знал о работах К.Э. Циолковского и только в 1925г. Кондратюк познакомился с ними. Конечно, он был разочарован тем, что не является первым и единственным исследователем в этой области, но, в то же время и увидел, что не только повторил некоторые исследования К.Э. Циолковского совершенно другими методами, но и внес много нового в теорию межпланетного полета. В 1925 г. он отправляет свою работу в Главнауку, откуда она попадает в руки инженеру-механику В. П. Ветчинкину на рецензирование. И только в мае 1926г. Ю. Кондратюк наконец-то получает отзыв на свою книгу, где рецензент указывает, что автор получил результаты, достигнутые всеми исследователями межпланетных путешествий в совокупности, что следует считать очень важной его заслугой и это убеждают в том, что механик Ю. Кондратюк представляет собой крупный талант.
Юрий Васильевич, получив положительный отзыв и разрешение на печать своей книги, в четвертый раз берется за ее переработку и дает ей новое название «Завоевание межпланетных пространств». После чего он снова отправляет ее в Главнауку в Москву на издание. 13 апреля 1927 г. по поручению Государственного издательства за редактирование книги Ю. Кондратюка берется В. П. Ветчинкин и пишет свое предисловие к книге, в котором описывает все достоинства этой работы и перспективы ее использования. Но, несмотря на активную подготовку книги к печати автор получил отказ на ее издание. После чего в январе 1929 г. книга Ю. В. Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств» выходит в свет под редакцией и с предисловием профессора В. П. Ветчинкина и с двумя предисловиями автора. Она включала в себя 73 страницы и 6 листов схем и чертежей; книга вышла тиражом 2000 экземпляров, издание было осуществлено за счет автора (приложение 5).
Во втором предисловии к «Завоеванию межпланетных пространств» Юрий Васильевич изложил основные космические перспективы, ожидающие человечество «в ближайшие – максимум – десятилетия, считая от первого полета с Земли», тут же он пишет о том, что не разделяет мнения Циолковского о том, что главной целью изучения космического пространства является возможность заселения человеком других планет. Юрий Васильевич, конечно, не отрицает этой возможности, но считает, что это может произойти только через множество лет, а на данный момент цели освоения космоса являются более мирными.
В знак уважения Кондратюк послал экземпляр Циолковскому, сделав дарственную надпись: "С почтением пионеру исследования межпланетных сообщений. От автора". В ответ Циолковский выслал в Новосибирск экземпляр последнего переиздания своей книги "Исследование мировых пространств реактивными приборами", сопроводив ее автографом: "Многоуважаемому Юрию Кондратюку от автора". Так состоялось заочное знакомство двух первопроходцев космической эры. В апреле-мае 1933 г. Кондратюк, будучи в Москве, его пригласили на работу в ГИРД, где тогда работал С. П. Королев. Но Кондратюк предложение не принял, мотивируя отказ тем, что им начата интересная работа по созданию ветряных электростанций и, "пока он не завершит ее, о переходе на другую работу речи не идет". На самом же деле он понял, что не пройдет строгой проверки документов при поступлении на работу.
1.3 Жизнь вне космоса
1.3.1 Ю.В. Кондратюк на Кубани
В 1925 г. было принято решение о сооружении нескольких крупных зерновых элеваторов на Северном Кавказе. И Ю. В. Кондратюк приезжает на Северный Кавказ, чтобы стать механиком на строительстве элеватора на станции Крыловская. Летом 1925 года Кондратюк закончил рукопись задуманной им книги по космонавтике, которая позже получила название «О межпланетных путешествиях» и сразу же по прибытии на элеватор он отправляет свою рукопись в Москву в Главнауку, откуда она попадает на рецензирование инженеру-механику В. П. Ветчинкину.
Итак, с осени 1925 года Кондратюк Ю.В. работает на строительстве и при эксплуатации крыловского элеватора. Он показал себя зрелым и опытным механиком. Юрий Васильевич активно включается в творческую созидательную работу и уже в декабре 1925 г. получает первую премию за усовершенствование элеваторного оборудования. 21 апреля 1926 г. Ю. В. Кондратюк подает свою первую заявку на изобретение «Приспособление для нагрузки зерна в вагоны» и «Счетчик к автоматическим весам на элеваторах». В мае 1926 г. Юрий Васильевич направляется на дооборудование гречишкинского элеватора, ныне в станице Тбилисской. Позже Кондратюк переезжает в Северную Осетию, где руководит строительством первого в СССР элеватора в подвижной опалубке.
1.3.2 Ю.В. Кондратюк в Сибири
В апреле 1927года Ю. Кондратюк оказывается в Западной Сибири, где устраивается техником в новосибирскую краевую контору "Хлебопродукт". На протяжении трех лет Кондратюк занимался строительством и оснащением элеваторов и механизированных амбаров в населенных пунктах Алтая. Наблюдая острую нехватку металлических крепежных деталей для строившихся тогда элеваторов так называемого канадского типа, Кондратюк решил строить элеваторы из рубленого леса. Этого материала было вокруг предостаточно, и вскоре в разных местах Западной Сибири начали появляться гигантские избы - сушилки для зерна. Особо впечатляет механизированный элеваторно-складской комплекс, построенный в 1929-1930 годах по проекту и под руководством Кондратюка в городе Камень-на-Оби. Этот комплекс включал крупнейшее в мире деревянное зернохранилище на 13 000 тонн - длиной 60 и шириной 32 метра, высотой с 5-этажный дом и было построено без единого гвоздя. Автор назвал свое детище "мастодонтом", увидев в нем отдаленное сходство с присевшим на землю гигантским доисторическим (приложение 6). Но уже 31 июля того же года он был осужден за вредительство. В обвинение было предъявлено, что Ю.В. Кондратюк решил уничтожить огромное количество зерна, так как эта конструкция не способна его выдержать.
Виновным себя Кондратюк не признал: на допросах он подробно объяснял преимущества своего элеватора перед элеватором "канадского типа". Тем не менее он был приговорен к трем годам условной высылки в Западную Сибирь. Вскоре он был определен на работу в особое проектное бюро № 14 в Новосибирске. Здесь Кондратюк занялся проектированием горного оборудования для шахт Кузбасса. В работе ему помогал выпускник Томского технологического института Н. В. Никитин - будущий автор проекта Останкинской телебашни. Впоследствии Никитин писал о Кондратюке: "Он был самым талантливым инженером, которого мне пришлось встретить за всю мою жизнь".
1.3.3 Кондратюк, один из пионеров ветровой энергетики
В СССР, а именно в Крыму, в 30-х годах была сооружена первая в мире современная ветряная электростанция и Ю.В. Кондратюк имел к этому непосредственное отношение.
В мае 1932 года плановый отдел сделал группе, где работал Кондратюк, заказ - спроектировать мощную ветряную электростанцию. В 1934 году под руководством Ю.В. Кондратюка был подготовлен проект гигантской 12-мегаватной ВЭС на горе Ай-Петри с башней высотой 165 метров и двумя 8—метровыми ветроколесами, размещёнными на двух уровнях. В результате конструктивных проработок и расчетов, с учетом фактического ветрорежима было принято решение строить на плато Бедене-Кыр на высоте 1200 м на Ай-Петринской яйле 165-метровую монолитную железобетонную башню методом передвижной опалубки, с двумя трехлопастными ветроколесами диаметром по 80 м, расположенными в двух ярусах (приложение 7). С. К. Орджоникидзе поддерживал проект мощной Крым ВЭС, над которым он шефствовал лично. Но после трагической его гибели проект свернули и перешли на проектирование и строительство ВЭС мощностью 100 кВт, постепенно наращивая их мощности по мере приобретения опыта в проектировании и строительстве. В 1940 году Кондратюк уезжает работать на электростанцию в Подмосковье, прихватив с собой загадочный желтый чемодан, который впоследствии обрастет небывалыми легендами и теориями. Одна из них — что в нем пылятся научные работы, так и не увидевшие свет.
1.3.4 Ю. В. Кондратюк и его изобретения
Куда бы не забросила судьба Юрия Васильевича, где бы он не работал, он творчески относился к порученному делу, вносил различные усовершенствования и изобретения. Вот, что он напишет впоследствии в письме профессору Н. А. Рынину, известному популяризатору идеи звездоплавания: «Мною были „изобретены“: водяная турбина типа колес Пельтона взамен мельничных водяных колес, считавшихся мною единственными водяными двигателями, гусеничный автомобиль для езды по мягким и сыпучим грунтам, беспружинные центробежные рессоры, пневматические рессоры, автомобиль для езды по неровной местности, вакуум-насос особой конструкции, барометр, часы с длительным заводом, электрическая машина переменного тока высокой мощности, парортутная турбина и многое другое – вещи, ставшие частью технически совершенно непрактичные, частью уже известные, частью и новые, заслуживающие дальнейшей разработки и осуществления». Но есть конкретные предложения и изобретения. Мы проанализировали источники информации и получилось, что у него около 13 зафиксированных изобретений.
1.3.5 Участие в Великой Отечественной войне
Летом 1941 года в Подмосковье шли работы по сооружению опытной ветряной станции по проекту Кондратюка, когда пришла весть о нападении Германии на СССР. В начале июля в столице формируется народное ополчение, куда записался и Кондратюк (приложение 8). Немолодого добровольца зачислили телефонистом, а первый бой принял 3 октября близ Кирова Калужской области. В дальнейшем он служил в различных подразделениях связи из состава разных соединений. (имя) Долгое время Ю. В. Кондратюк числился пропавшим без вести. Лишь благодаря поисковой работе было установлено место гибели гениального учёного. И с 1993 года в учётные данные Министерства Обороны внесены изменения. Фронтовая судьба Кондратюка теперь значится так: «Юрий Васильевич Кондратюк, …, рядовой 1281 стрелкового полка 60 стрелковой дивизии. Погиб 25 февраля 1942 года в д. Кривцово Болховского района Орловской области…». Поисковые материалы были отражены в «Орловском военном вестнике» №2(17), спецвыпуск которого полностью посвящён Кондратюку.
Глава 2. Увековечивание памяти ученого
Юрий Васильевич Кондратюк – человек уникальный. Имя его достойно памяти, достойно того, чтобы о нём знали. В нескольких городах ему установлены памятники, на домах, где он жил и работал, есть мемориальные доски, его именем названы кратер на Луне Кратер Кондратюка —большой древний ударный кратер, который расположился в Южном полушарии обратной стороны Луны. Название было утверждено Международным астрономическим союзом в 1970 году и 24 декабря 1993 г. было получено официальное свидетельство о присвоении имени Кондратюка одной из малых планет Солнечной системы (приложение 9).
Жизни и деятельности ученого и изобретателя посвящены документальные фильмы «Что в имени тебе моем» (1987), сценаристом которого был наш земляк, космонавт Севастьянов. В 1980 г. Свердловская киностудия создала по сценарию А. Г. Раппопорта документальный кинофильм «Хлеб и Луна» о Ю. В. Кондратюке. Вся жизнь и деятельность Юрия Кондратюка показана в фильме «Трасса Кондратюка», снятого в 2003 году. В фильме собраны уникальные кино- и фотодокументы, относящиеся к жизни Кондратюка-Шаргея.
Созданы музеи в станице Октябрьской (Краснодарский край), в Новосибирске и Полтаве, установлены памятники и мемориальные доски. ЮНЕСКО объявлял 1997-й Годом Кондратюка (приложение 10).
4 октября 1973 г. на крыловском элеваторе в торжественной обстановке был открыт памятник Ю. В. Кондратюку. Во время 10-тысячного митинга была оглашена телеграмма академика В. П. Глушко. В связи с этим была выпущена в свет нагрудная медаль «Ю. В. Кондратюк. Один из теоретиков космонавтики». Позже музей был перенесен в СДК станицы Октябрьской и теперь является "Мемориальным музем Ю.В. Кондратюка (А.И. Шаргей) " (приложение 12).
В зале "Жизнь и творческое наследие Ю. В. Кондратюка"- экспозиция о жизни и деятельности Ю.В. Кондратюка: его рукописи, переписка, фотографии, воспоминания о нем, произведения литературы и искусства, посвященные ученому, тематическая филателия и нумизматика. Основной ценностью экспозиции является главный труд Ю.В. Кондратюка, его книга " Завоевание межпланетных пространств", изданная в Новосибирске в 1929году.
Музей авиации и космонавтики имени Ю. В. Кондратюка в Новосибирске зародился на базе Аэрокосмического лицея в 1988 году. А с 1993 года музей находится в здании — памятнике истории регионального значения «Дом, где работал Ю.В. Кондратюк» и называется «Мемориальный музей имени Ю.В. Кондратюка» (приложение 12). В экспозиции музея представлены подлинные документы, редкие книги, уникальные макеты космических кораблей. Первый зал посвящен удивительной судьбе Юрия Васильевича Кондратюка, его творческому наследию. В экспозиции представлены исторические фотографии и макеты грандиозных строительных сооружений, возведенных по проектам Ю.В. Кондратюка, а также фотоматериалы и разномасштабные модели, демонстрирующие реализацию его космических идей.
На сахарном заводе в городе Малая Виска в Кировоградской области, на эльхотовском элеваторе в Северной Осетии, на зернохранилище «мастодонт» в городе Камень-на-Оби, на доме, в котором он жил, в честь Ю. В. Кондратюка, открыты мемориальные доски.
В Москве, Киеве, Полтаве, Малой Виске, станице Октябрьской Краснодарского края, городе Кирове Калужской области и в Барнауле – улицы, а в Новосибирске площадь носят имя Ю. В. Кондратюка.
В Полтаве, на родине Ю. В. Кондратюка, на здании бывшей 2-й мужской гимназии, в которой учился юный Александр Шаргей, установлена мемориальная доска, на которой даны его изображения и следующий текст: «В этом здании, во 2-й полтавской мужской гимназии, в 1910 – 1916 годах учился выдающийся советский ученый-изобретатель, один из первых творцов теории космических полетов – Юрий Васильевич Кондратюк (1897 – 1941 гг.)» (приложение 13). В этом же здании, ныне Полтавском педагогическом институте имени В. Г. Короленко, открыта комната-музей Ю. В. Кондратюка.
В 2014 года в Аламогордо, штат Нью-Мексико, в музее истории освоения космоса Юрий Кондратюк был принят в Галерею международной космической славы, в которой на тот день стало 167 человек.
Подвиг Юрия Кондратюка был увековечен в граните на месте его гибели силами поисковиков и общественных организаций при поддержке губернатора Орловской области в апреле 2019 года. На Кривцовском мемориале открыли памятный знак Юрию Кондратюку (приложение 14).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного анализа источников информации можно сделать вывод, что жизненная и творческая судьба Юрий Васильевич Кондратюк, который на самом деле является Александром Игнатьевичем Шаргей– самая удивительная и загадочная в истории не только отечественной, но и мировой науки.
Вслед за К. Э. Циолковским он обосновал осуществимость космических полетов. Кондратюку-Шаргею принадлежит множество открытий, сделанных независимо. Это расчеты скорости ракеты для преодоления земного притяжения, оптимальной траектории с использованием вращения Земли и Луны, вариантов торможения космических аппаратов, траектории полета к Луне и обратно (эта трасса называется Петля Кондратюка); идеи создания многоступенчатой ракеты, промежуточных космических баз, включая лунные; обоснование важности сжигания в космосе отработанных конструкций; вывод о необходимости использования в атмосфере крыльев для торможения ракеты.
Удивительно, что идеи, сформулированные в первой половине XX в., остаются актуальными и сейчас.
По словам академика В. П. Глушко, одного из основателей отечественной космонавтики, труды Юрия Кондратюка «изобилуют интереснейшими идеями и предложениями, которые используются ныне и будут использоваться еще долгое время в будущем». Его место – среди первых теоретиков космонавтики, рядом с Циолковским.
В жизни Кондратюка было много перипетий и трагизма. В ней было всё, что сопровождает талантливого человека, гения не своего времени. Он был уникальным инженером и механиком, проектировщиком, имея при этом только базовое школьное образование.
Как мы видим, Родина помнит, Родина чтит своего выдающегося сына – одного из пионеров космонавтики, большого патриота.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Гогокина В.Н. «На Луну по трассе Кондратюка» (Гений, живший под чужим именем), https://lit.na5bal.ru/doc/1562/index.html?page=3
ЗаркоВ.Е. «Наука из первых уст», https://scfh.ru/papers/-my-smogli-by-takie-venzelya-vypisyvat-po-vselennoy-/
Земная проекция звездной судьбы: НАУКА из первых рук: 6 Май 2011, Космический урок русского , том 37,\
В.К. Малиновский «Некоторые штрихи к биографии А.И. Шаргея (Ю.В. Кондратюка)», https://litbook.ru/article/14736/
Б. И. Романенко «Юрий Васильевич Кондратюк», «Знание» в 1988. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Космонавтика, астрономия», № 8).
Д. Садовский «Имя с обратной стороны Луны»,https://www.nkj.ru/archive/articles/1874/
А. Херсонов «Загадки» ракетчика Юрия Кондратюка, http://www.facets.ru/index.htm?article=8418
Приложение 1. Фотографии Ю.В. Кондратюка в разные годы.
Приложение 2. Александр Шаргей в Полтаве
Александр Шаргей в гимназические годы с дедушкой Акимом Никитичем и бабушкой Екатериной Кирилловной Даценко
Александр Шаргей-гимназист
Приложение 3.Личное дело студента А.И. Шаргей
Приложение 4.Лунные трассы
"Трасса Кондратюка" на примере схемы полета американского аппарата Apollo 8. Рисунок NASA
Приложение 5. Книга Ю. Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств»
В октябре 2008 г. на борту Международной космической станции состоялось почтовое гашение книги Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств». На титульном листе – автографы космонавтов, участников экспедиций МКС-17(Сергей Волков, Олег Кононенко, Шамитофф, Рейсман) и МКС-18(Лончаков, Магнус, Финк, Ваката). Справа – страница из книги с чертежом автора.
Приложение 6. Зернохранилища "Мастодонт"
Макет зернохранилища "Мастодонт" в Мемориальном музейном центре Ю.В. Кондратюка, г. Новосибирск. Фото Sites.google.com/site/naucnyjpodviguvkondratuka
Фотография зернохранилища "Мастодонт" в городе Камень-на-Оби
Приложение 7. Ветровые электростанции
Макет крымской ВЭС из Мемориального музея им. Кондратюка
Приложение 8. Ю.В. Кондратюк – участник Великой Отечественной войны.
Приложение 9 . Астероид им. Ю.В. Кондратюка
Астероид им. Ю.В. Кондратюка.
Приложение 10. Памятники Ю.В. Кондратюку
Бюст Ю. Кондратюку в Камень-на-Оби Бюст Ю. Кондратюку в станице Крыловской
Приложение 11. Экспозиции Мемориального музея в станице Октябрьской Краснодарского края
Приложение 12. Экспозиции из Мемориального музея города Новосибирска.
Дом, где работал Кондратюк. сейчас музей
Подвесной (вантовый) мост через р. Аба в Новокузнецке, созданный по проекту Ю. В. Кондратюка. До настоящего времени не сохранился. Слева – архивное фото. Справа – макет моста в экспозиции Мемориального музея им. Ю. В. Кондратюка
Приложение 13. Мемориальные доски.
Петербург на 14-й линии ул. Кондратюка, 28, село Поспелиха
Васильевского острова, дом 31.
В городе Камень-на-Оби В Москве
Мемориальная доска на доме на Садово-Спасской, 19 в Москве. Подвал, где располагался ГИРД – отечественная колыбель ракетной техники и космонавтики.
Приложение 14. Памятники на месте гибели Ю.В. Кондратюка.
Кривцовский мемориал в Орловской области
Памятник на месте гибели Юрия Кондратюка