Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд!

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд!

Ромах Л.Ю. 1Стукалова А.А. 1
1МКОУ СОШ №9, с. Кучерла
Харенко С.И. 1
1МКОУ СОШ №9, с. Кучерла
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I.Введение

В этом году наш народ отметит 80 годовщину Великой Победы. Победа досталась нашему народу огромной ценой, она стала возможной только при объединении всего советского народа под лозунгом «Всё для фронта! Всё для победы!» Победу ковали не только на фронте отважные воины - участники Великой Отечественной войны, но и труженики тыла: дети, подростки, женщины и старики. Чтобы солдат самоотверженно сражался, его надо было вооружить, одеть, обуть, накормить и вылечить в случае необходимости. Без напряжённого труда тыла нельзя было победить страшного врага, на которого работала вся Европа. Мы считаем, что в столь знаменательную дату надо отдать дань уважения труженикам тыла за их трудовой героизм. Наши пожилые родственники, которые в годы Великой Отечественной войны были подростками, ковали победу в тылу. Наши прадедушки и прабабушки и тоже участники Великой Отечественной войны: одни сражались на фронте, другие работали в тылу. Мы хотим, чтобы в памяти народной остались имена тех, чьи детство и юность выпали на грозные годы войны. Поэтому мы решили рассказать о тружениках тыла - наших родственниках: Ромах Екатерине Ильиничне и Багринцеве Константине Никитовиче.

1.1.Актуальность исследования: героический труд наших родственников в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы служит нам примером проявления патриотизма в военное и мирное время.

1.2. Объект исследования: Великая Отечественная война и советский период истории нашего государства

1.3.Предмет исследования: труд наших родственников в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

1.4.Цель исследования: узнать о трудовом вкладе наших родственников в великую победу советского народа над фашизмом.

1.5.Задачи исследования:

1.Изучить теоретический материал по теме исследования.

2. В ходе бесед и интервью узнать о трудовом пути Ромах Екатерины Ильиничны и Багринцева Константина Никитовича.

3. Собрать документальный и фотоматериал о трудовой деятельности наших родственников в военное и мирное время.

1.6.Методы исследования:

-общелогические (анализ, синтез, обобщение);

-эмпирические (сравнение, интервью, беседа, изучение письменных источников, документов, отбор фотодокументов для презентации исследования).

1.7.Новизна работы: о трудовом вкладе в Великую победу наших родственников не было никаких письменных сообщений, исследование по этой теме не проводилось.

1.8.Гипотеза автора: В годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы советский народ сплотился, чтобы победить врага, и наши родственники, на тот момент подростки, не остались в стороне. Они работали, не покладая рук, приближая победу над фашистами. Они проявили себя как мужественные защитники Родины, показали собой пример высоких нравственных, гражданских и патриотических качеств.

1.9.Ход и результаты исследования

1. Нами был изучен материал учебников истории для 10 класса по теме «Вторая мировая война», «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»., «СССР в о второй половине 40-х- начале 80-х годов.

2. Исследование проблемы мы начали со сбора устной информации, фотографий и документальных материалов. В этом нам помогали наши бабушки и дедушки, которые знали старшее поколение, жившее в годы Великой Отечественной войны (Приложение 1).

3. Мы разработали вопросы для интервью своих родственников, беседовали с ними по теме исследования.

4.Собранная информация и предоставленные фото и документы помогли нам написать исследование по выбранной теме и создать презентацию.

1.10.Практическая значимость исследования: нашу работу можно использовать на уроках истории и во внеклассной работе по краеведению, трудовому, нравственному и военно-патриотическому воспитанию.

II. Основная часть. Учебное исследование в рамках устного интервью «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»

2.1. Я хочу рассказать о своей прабабушке – Ромах Екатерине Ильиничне. Она родилась 25 января 1926 года в п. Айгурский (теперь п. Ясный) в бедной семье. Родители погибли в 1942 году. Катя осталась старшей в семье, где было ещё трое детей: сёстры Нина и Маша, брат Никита. Вскоре их оформили в детский дом, а 16-летнюю Катю забрала к себе тётя. Так бабушка оказалась в с. Кучерла. Вся тяжёлая работа в колхозе легла тогда на плечи женщин, подростков и стариков. Катя работала и на прополке, и прицепщиком на тракторе, и помощником комбайнёра во время уборки. Потом, немного подучившись, пересела на трактор, когда её напарника забрали на фронт (Приложение 2). В бригаде было мало мужчин, почти все ушли защищать Родину, и тыл держался исключительно на женской силе. Катя работала в две смены на пару с Прасковьей Ивановной Недосековой Бабушка вспоминает «Было очень трудно. На улице холодно, в желудке пусто, но тем не менее девушки работали с удовольствием. Становилось приятно, когда на тракторе развевался красный флажок. Его вешали, если выполнишь пятидневку, если нет, то флажок снимали. Трактора были старые, часто ломались. Девушки не могли их отремонтировать, тогда звали на помощь бригадира». Молодость брала своё - после тяжёлой работы хотелось всем вместе как-то отдохнуть. Развлечений никаких не было, правда, раз в неделю, в субботу, привозили кинофильм. Девушки отпрашивались у бригадира и шли в клуб. Их бригада находилась под Эдельбаем, а клуб в центре Кучерлы. За ночь приходилось пройти более десятка километров (Приложение 3). Девчата работали на совесть, было приятно, что твой труд ценят. Каждую неделю ударницам давали премии: кому пудру, кому духи, а кому и отрез на кофту или юбку. Зарплату выплачивали деньгами, иногда зерном или продуктами. О трактористках не забывали, к нам приезжало начальство из района, из края. От такого внимания на душе становилось радостно, хотелось работать больше и лучше. Каждый раз нам рассказывали о положении на фронте. Девчата радовались, когда наши побеждали, грустили при поражениях, голосили, когда приходили «похоронки» на родных, близких, знакомых».

Страшная горечь потерь до сих пор вызывает слёзы на глазах моей прабабушки Екатерины Ильиничны. Она помнит День Победы. Шёл мелкий дождь, было сыро и холодно, весна была поздняя. Трактористки вспахали поле. Подъехал бригадир и закричал: «Девчата, победа! Бросайте работу, победа!» Чумазые, обветренные, усталые, обнимали, целовали девушки друг друга, поздравляли с долгожданной победой… и плакали. Это были слёзы радости и слёзы горя: загубленная войной молодость, погибшие родные, любимые… Прошли годы, многое забылось, стёрлось в памяти Екатерины Ильиничны. Во время рассказа её лицо то озарялось улыбкой, то набегали на глаза слёзы. Тяжёлая молодость выпала на долю её поколения. В 1946 году Ромах Екатерина Ильинична была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1942-1945 гг.» (Приложение 4).

2.2. Родился Константин Никитович Багринцев в 1928 году в с. Грушовка. В 1940 г. он лишился родителей, сначала матери, а потом отца. Ему было 12 лет, и он решил уехать в Кучерлу к своему брату. Так Костя Багринцев оказался в Кучерле. Он старался помогать семье брата, чем мог, выполнял любую работу по дому. Учился в 4 классе начальной школы. На летних каникулах пас лошадей, волов. Ему не удалось закончить школу, потому что 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. О нападении немцев на СССР Константин Никитович узнал, работая в поле. Сенокос был как раз в разгаре, когда прискакал конно-нарочный, сразу же вручил несколько повесток на фронт. На фронт мужчин забирали каждый день. Осенью 1941 года забрали и его старшего брата, а в 1942 году и другого брата. В семье он остался самым взрослым мужчиной, и было ему 13 лет. Все семейные заботы легли на его детские плечи. Ему пришлось пойти работать в кузнецу молотобойцем. Тогда в кузнице вся работа велась вручную, не было материалов, угля, приходилось топить дровами.

В середине лета 1942 года немцы оккупировали наше село. Люди старались эвакуировать скот, технику, но все эвакуировать не удалось. Во время оккупации народ бедствовал, было очень тяжело жить. Оккупация длилась 5 месяцев, в январе 1943 года немцы ушли. Вскоре вернулся старший брат по ранению, стал работать бригадиром, теперь Константину Никитовичу стало легче покормить семью. За это время он повзрослел и работал как взрослый мужчина от зари до заката. За каждый рабочий день человек зарабатывал один трудодень. Ежемесячной оплаты не было, их работу оплачивали по полугодиям продуктами (на 1 трудодень 200г. пшеницы). Но 1943 год был неурожайным, потому людям приходилось ездить в Вознесеновское за солью, чтобы поменять ее на кукурузу. Из-за плохих погодных условий в селе не было садов и огородов, все продукты приходилось привозить из Благодарного. Но помимо этого приходилось платить большие налоги государству (за каждое дерево-налог, если есть корова, то сдай 350 л молока в год). 1944 год был урожайным, а среднем собрали по 40 центнеров с гектара. Константин Никитович работал не только в кузнице, но и помогал в поле. Детских садов не было, поэтому женщины брали в поле детей, в поле ехали и няньки, чтобы смотреть за детьми. Ему пришлось так же возить женщин в поле. Людей, которые возили женщин в поле, называли «бабковозами», так что ему везде довелось поработать.

И вот наступило 9 мая 1945 года – все узнали, что закончилась война. В этот день руководство колхоза имени Сталина сообщило всем людям о Победе. К правлению колхоза валил народ. Были слышны звуки гармони, балалайки – в селе было большое веселья. Но были и слезы безутешных вдов и сирот, скорбные лица тех, кто потерял своих родных и близких… После победы стали в село возвращаться фронтовики, прибавлялись рабочие руки, приумножилась, и крепло хозяйство. В 1946 году Багринцев К. Н. был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г» (Приложение 9).

2.3. Поколению наших прабабушек и прадедушек и после окончанияВеликой Отечественной войны, ведь страна до Волги лежала в руинах. Посевные площади сократились, техники было очень мало, да ещё и засуха пришла на Северный Кавказ. Позже, окончив экстерном курсы механизаторов, работала на всех марках тракторов, летом пересаживалась на комбайн (Приложение 5). Надо было выживать, продуктов почти не было, а работать надо было много и трудно. Молодёжь была легка на подъём: Екатерине Ильиничне много пришлось испытать – поднимала целину, убирала хлеб в Красноярском крае (Приложение 6). Только выйдя замуж, родив детей, стала работать по месту: в строительной части совхоза «Кучерлинский» подвозила бригадам строительные материалы. Иногда, когда не хватало транспорта, развозила корма по кошарам и молочно-товарным фермам (Приложение 7). К работе всегда относилась ответственно, за что неоднократно поощрялась руководством хозяйства и района. Больше 40 лет проработала моя прабабушка механизатором, не изменив профессии, которую пришлось освоить в суровые годы войны (Приложение 8).

Жизнь моего прадедушки Константина Никитовича Багринцева после окончания войны тоже оставалась тяжёлой. Конечно, он повзрослел, возмужал, работал кузнецом в совхозе «Кучерлинский». Отслужил в армии, женился на замечательной трудолюбивой девушке Рае, у них родились двое детей (Приложение 10). Добросовестного и ответственного труженика, передовика производства, политически грамотного комсомольца уважали и ценили в совхозе. Он постоянно был в гуще событий, возглавлял комсомольскую организацию хозяйства. Трудолюбивого, честного, активного комсомольца приняли в члены КПСС.

После учёбы в Ставропольской советско-партийной школе, куда он был направлен по решению бюро Туркменского РК КПСС, Константин Никитович работал зоотехником, заведующим зернотоком,секретарём парткома Кучерлинского совхоза, председателем сельсовета с. Кучерли (Приложение 11). Где бы он ни трудился, что бы ни делал, к работе относился творчески и выполнял её добросовестно, был примером для коллег. Константина Никитовича Багринцева уважали и ценили руководители и рабочие. Выйдя на пенсию, он активно работал в совете ветеранов войны и труда, был частым гостем в школе (Приложение 12). Он награждён медалями «За освоение целинных и залежных земель», юбилейной медалью «100 лет со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», многими памятными медалями КПРФ. Константин Никитович Багринцев ушёл из жизни в 92 год, его больше нет с нами, но дела и помыслы продолжаем мы - дети, внуки и правнуки.

III.Заключение

Детство и юность наших прабабушек и прадедушек пришлось на тяжелые годы войны. Это о них писал А. Т. Твардовский: «Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем фронтовым.

Весь фронт, что от моря до моря

Кормила ты хлебом своим…»

Закончив работу о наших родственниках – тружениках тыла, мы подтвердили гипотезу исследования: В годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы советский народ сплотился, чтобы победить врага, и наши родственники, на тот момент подростки, не остались в стороне. Они работали, не покладая рук, приближая победу над фашистами. Они проявили себя как мужественные защитники Родины, показали собой пример высоких нравственных, гражданских и патриотических качеств. Мы гордимся, что и наши родственники своим героическим трудом в тылу врага приближали Великую Победу. Мы помним!

IV. Список использованных источников

1. Мединский В. Р., Торкунов А. В. «История. История России. 1914—1945 годы. 10 класс.

Базовый уровень», Москва – Просвещение – 2023, стр.496

2.Школьная энциклопедия. История России ХХ в., Москва, 2013, стр. 34-38

3.Новая иллюстрированная энциклопедия, Москва, 2015, стр. 72-74.

4.История Великой Отечественной войны. Под ред. П.Н. Поспелова, Москва, 1995, стр. 207-200, стр. 525-545.

5.Хрестоматия по истории России ХХ века, Москва, 2010 г.

6. История Ставрополья. 10 класс: учебник / М.Е. Колесникова, Т.Н. Плохотнюк, Н.Д. Судавцов и др. – Москва: Просвещение, 2021.

V. Приложение

Приложение 1. Список респондентов:

1.Ромах Виктор Иванович, 1954 г. р., фермер

2. Ромах Василий Иванович, 1952 г. р., фермер

3. Ромах Николай Иванович, 1960 г. р., фермер

4. Орлова Валентина Васильевна, 1962г.р., пенсионерка

5.Ромах Светлана Владимировна, 1963г.р., пенсионерка

6. Багринцев Александр Константинович, 1953г.р., пенсионер

7.Багринцева Татьяна Константиновна, 1956г.р., пенсионерка

8. Багринцева Любовь Николаевна, 1955г.р., пенсионерка

Приложение 2.Екатерина Ильинична Ромах годы войны

Приложение 3.Молодые труженицы тыла (Ромах Е.И. в центре на первом фото, справа – на втором)

Приложение 4.Медаль за труд в годы войны Екатерины Ильиничны Ромах

Приложение 5.Курсы механизации (Ромах Е.И.в верхнем ряду четвёртая)

Приложение 6. На уборке в Красноярском крае

Приложение 7.Послевоенные годы Екатерины Ильиничны Ромах

Приложение 8. Документы Ромах Е.И. (Свидетельство о получении квалификации механизатора и выписка из трудовой книжки)

Приложение 9.Награда за труд в годы войны Багринцева К.Н.

Приложение 10.Константин Никитович Багринцев в 1950 - 1960гг.

Приложение 11.Парторг, преседатель сельского совета Константин Никитович Багринцев

Приложение 12. Ветеран труда Константин Никитович Багринцев

Приложение 13. Награды Багринцева К.Н

Просмотров работы: 7