Введение
Актуальность: Вклад Императора Петра I в развитие Иркутской земли сложно переоценить. В своей работе я хотел показать влияние указов Петра I, на устройство и жизнь сибирского общества.
Актуальность исследования заключается в том, что проблемы реформирования всегда являются частью развития государства. Благодаря Петровским реформам оказано влияние на культуру и быт населения нашего региона. Территория стала развиваться вместе со страной как единое целое.
Гипотеза: Пётр I – Великий прагматик, реформатор, который предвидел развитие территории на три века вперёд, и первыми своими указами оставил нам наследие прошлого.
Цель: Показать роль Петра I в становлении и развитии Иркутска, связь настоящего с прошлым. Выяснить какие указы и действия Петра I повлияли на развитие города Иркутска. Собрать необходимую информацию и, по возможности найти документальные подтверждения.
Задачи:
Изучить историческую литературу, источники периода XVII-XVIII вв.
Изучить материалы по экспедиции Мессершмидта, ознакомиться с его картами.
Собрать материал о Знаменском монастыре.
Посетить выставку «Свет Невечерний» узнать о распространении православия на Иркутской земле.
Собрать материал о первой школе в Иркутске.
Познакомиться с первым Русско-Китайским Нерчинским договором, и показать его роль между отношениями России и Китая.
Изучить влияние указов Петра I на развитие промышленности Прибайкалья.
Объект – культурно-историческое наследие эпохи Петра I в иркутском регионе.
Предмет исследования –законы, указы и документы, созданные Петром I.
Методы исследования: Эмпирический, изучение литературы, частично - поисковый, обобщения, анализ исторических документов, логического мышления.
Практическая часть: Материал возможно использовать в качестве дополнительного материала на занятиях Иркутсковедения, внеклассных мероприятиях, сведения будут полезны для широкого круга лиц, интересующихся историей родного края.
Для выполнения данной работы я выбрал несколько направлений:
В чем проявлялся интерес монарха к новым землям
Изучение причин заселения данной территории
Продвижение православной веры в новые земли
Проблемы освоения новых земель
Дальновидность Петра I в исторической перспективе развития Иркутского региона.
«О мощный властелин судьбы, Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной, Россию поднял на дыбы.» А.С. Пушкин |
Указы Петра I, повлиявшие на развитие Иркутского региона.
Петру I рано пришлось повзрослеть, после смерти отца, его десятилетнего со старшим братом Иоанном короновали на царство. Ему досталась в наследство страна со старым укладом жизни и не желанием населения жить по-новому. Внешние угрозы европейских стран, неразвитая аграрная экономика, заставляли юного царя много учится, работать, принимать гибкие и подчас жесткие решения. Петр I понимал, что Сибирь – это территория богатая своими ископаемыми, пушниной, лесом и удобным месторасположением для торговли с востоком. И чтобы получить выгоду для государства от использования этих земель, нужно заниматься их освоением. (Приложение 1.)
Указы Петра I обеспечившие геополитическое устройство сибирских территорий.
В 1689 году Петром I был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. До наших дней сохранился латинский вариант этого договора. Подлинник на русском языке, считается утраченным. (Приложение 2,)
Для обеспечения торговых потребностей 12 (22) ноября того же 1689 года вышел царский Указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью. Однако, началось строительство спустя только сорок лет при Анне Иоановне. Первоначально Сибирский тракт проходил севернее, через Тобольск и Енисейск. (Приложение 3.) В начале XIX века, путь тракта изменился, пошел южнее, через Омск, Ачинск, Красноярск. И в первом и во втором варианте Иркутск, по своему географическому положению, был самым удобным местом для организации перевалочных баз для торговых караванов. В конце XIX века к Сибирскому тракту добавилась железнодорожная Транссибирская магистраль.
Первая перепись населения.
Петром I была проведена Первая перепись населения города Иркутска. Это произошло 3 июля 7194 года от сотворения мира. Не удивляйтесь. Первая перепись населения города Иркутска прошла до реформы календаря проведенной Петром I. По новому летоисчислению, это был 1684 год от рождества Христова. Рукопись этой переписи находится в Московском архиве древних актов. Согласно документу, первые поселенцы Иркутска – по большей части поморы с русского севера, из городов Еренск, Соль-Вычегодск, Великий Устюг. Несколько глав семейств указали себя «московитами», а казаки прибыли в основном из Енисейска. Вел перепись стряпчий Федор Сергиев, сын Сверчков.
В XVII веке острог – а после город Иркутск – быстро развивался и начинал расти, в том числе и за счёт ссыльных. В начале царствования Петра I в город было сослано немало стрельцов, принимавших участие в восстании против царя. В 1709 году после победы Петра I под Полтавой в Иркутск были сосланы пленные шведы. Такое внимание к переписи населения было не случайно. Все жители обязаны были платить налоги деньгами, либо плодами своего труда.
В период правления Петра I, надо отметить, была проведена еще одна перепись населения города Иркутска, в «Летописи города Иркутска» Кротова об этом упоминается: «…Ревизия, проведённая при Петре I в силу указов от 26 ноября 1718 года и начала 1719 года, закончилась не ранее 1727 года». Уже после смерти Петра I. [9]
В то время на территории острога, уже была построена каменная церковь Спаса Нерукотворного в честь иконы, которую привезли с собой казаки-первопроходцы. А возле церкви, по традиции, располагался погост, на котором были похоронены первые поселенцы города Иркутска. В наше время, 13 сентября 2011 года, в честь 350-летия Иркутска на Соборной площади возле Спасской церкви была открыта часовня. Внутри часовни установлена поминальная стела с надписью: «Основателям города Иркутска от благодарных потомков». Под часовней находится крипта – подземное помещение для погребения в форме двенадцатигранника, высотой три метра. В нем установили бетонные стеллажи, где разместили останки первых иркутян, обнаруженные во время ремонта Спасской церкви в 2009-2011 гг. (Приложение 4.)
Царская милость.
В 1686 году, Петром I и его братом Иоанном, Иркутскому острогу и его жителям, была оказана «Царская милость» в виде послания воеводе Фёдору Головину, в котором Иркутску присваивался статус города, и даровались разные милости, в том числе устроительство церкви во имя Спаса Нерукотворного. Это была действительно царская милость, поскольку в то время цари редко обращались к жителям того или иного города с посланиями. Петр I, не смотря на свой юный возраст, понимал важность этого далекого города для развития торговли с восточными соседями (Приложение 5).
Распространение православия в Иркутских землях. Царский подарок.
Особое внимание к распространению православия на новых землях было не случайно. Еще отец Петра I, Алексей Михайлович, отправлял священников с миссиями приведения местных племен к православной вере. Причем во всех указах было прописано добровольное принятие веры без принуждения. В качестве поощрения цари предлагали списывать ясачные долги, либо покровительство местным князьям. Их детей увозили в Москву на учение. Нужно отметить, что только при Петре I, количество новообращенных увеличилось с нескольких сотен до десяти тысяч. [10] В период его правления, на территории города действовал мужской Вознесенский (Приложение 6.) и женский Знаменский (Приложение 7.) монастыри. Петр I проявлял большую заботу о монастырях. Построенный в 1675 году, Вознесенский монастырь в 1679 году сгорел при пожаре. [1] По распоряжению царя он был отстроен заново, а Знаменский монастырь получил от Петра I царский подарок.
На 10-летие Знаменского женского монастыря в 1708 г Император Петр I пожаловал Священное писание Нового завета, Напрестольное Евангелие, с собственноручной надписью: «Книга, глаголемая Евангелие от Благочестивейшего, Великого Государя. Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея Великия, и Малыя и Белыя России Самодержца, жалованная в девичий монастырь Знамения Пресвятые Богородицы Иркутский года 1708» Имело Евангелие и грозное предупреждение Петра I: «иже аще кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковой во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ вздаст!». Почему Петр 1 уделил такое большое внимание какому-то женскому монастырю в далеком городе? Я думаю, православие являлось важной частью управления новыми землями, это Евангелие стало охранной грамотой от посягательств на женскую обитель. [5] (Приложение 8.)
Первой настоятельницей монастыря, была назначена игуменья Акилина. Игуменьей она стала в 38 лет, была безграмотна, что, не было редкостью в то время, но она была незаурядной личностью, отмечалась смекалистостью и такими способностями, которые показывают в ней не только успешную, в духовном плане личность, но и рачительную хозяйку. Она руководила монастырем 40 лет и 4 месяца. Этот монастырь существует и поныне. [8] Я сам недавно видел это Евангелие на выставке «Свет невечерний» в филиале Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьёва-Амурского. Большая и красивая книга, даже над окладом мастера постарались, видно, что сделано было с душой. Евангелие отпечатали в Москве, 1696 г, а в оклад из серебра оплели только в начале 1800-х. К сожалению Евангелие находилось под стеклом и не было возможности увидеть надпись, сделанную Петром I. Постоянно это Евангелие хранится в Знаменском монастыре.
Развитие иркутского региона в первой четверти XVIII века.
Строительство гостиного двора.
Иркутск уже к концу XVII века превращался в крупнейший в Сибири торговый и товарно-распределительный центр. Бичом того времени были пожары. Для сохранности государственных товаров необходим был каменный гостиный двор. И вот в 1700 году именным Указом «Великий государь Пётр Алексеевич повелел для хранения и продажи товаров построить в Иркутске гостиный двор». Располагался этот гостиный двор на площади у крепостной стены. На разных этапах истории, эта площадь называлась по-разному. Первоначально и в течении около ста лет она называлась Кремлёвской, поскольку вплотную примыкала стене иркутского кремля. Потом ее называли гостинодворская, поскольку торговая деятельность вышла за стены острога. Затем, в течение сорока лет её связывали со здешними религиозными сооружениями. Спасская – в честь находящейся рядом Спасской церкви. После постройки Богоявленского собора площадь стала Соборной (или Богоявленской). Однако вскоре, количество церквей, выходивших на неё фасадами, стало приближаться к дюжине, и название площади сменили на Церковную. В общей сложности эта площадь имела 12 разных названий. Сегодня она называется площадь им. Кирова (или Тихвинская). (Приложение 9.) На переднем плане фотографии располагается красное кирпичное здание с белой крышей. Это гостиный двор. С тех пор гостиный двор несколько раз перестраивался. Причиной служили пожары. Окончательно здание гостиного двора было уничтожено пожаром 1879 года. [9,13]. (Приложение 10.) В наше время на этом месте располагается парковка перед зданием Управления архитектуры.
Мунгальская школа.
Таким образом, благодаря указам Петра I, развивалась торговля в Иркутске, строились храмы и монастыри, складывался архитектурный ансамбль города. Торговля с Китаем в XVIII веке набирала обороты и появилась настоятельная потребность иметь квалифицированных переводчиков. По представлению Синода императору Петру I, последовал его Указ в 1721 году об открытии Мунгальской школы, на территории Вознесенского монастыря. В 1725 году мунгальская школа, первая в Восточной Сибири начала свою работу, в которой изучались монгольский, а позднее китайский языки. [10]
Весь режим работы школы был определён «Духовным регламентом», утверждённым Петром I. Согласно этому документу, предусматривалась замкнутость школы. Учащиеся жили при школе. С родителями встречались редко. Беспрекословная дисциплина, муштра, розги и другие наказания были причиной многочисленных побегов учеников. Школьники обслуживали сами себя, имели трудовые поручения. При школе существовала небольшая библиотека. Срок обучения точно не был определён. Каждый обучался столько, сколько было необходимо. Первоначально было принято 32 ученика, в основном дети церковнослужителей, но были дети и других сословий, например, служилых людей, что сопровождалось письменным обязательством не покидать школу, а также, выходцы из крестьян. Кроме того, обучались в ней два бурятских мальчика. В курс обучения воспитанников входил небольшой круг предметов: монгольский язык, часослов, псалтырь, заповеди. (Приложение 11.) Готовили в школе миссионеров и переводчиков для торговых и дипломатических отношений с Китаем и Монголией. Наиболее способных учеников старались отправлять учиться дальше. Некоторые из учеников впоследствии стали учителями своей же школы (Иван Пустынников, Яков Образцов). Закончили школу иркутские священники Иоан и Гавриил Громовы. Здесь обучался известный ученый-востоковед Илларион Россохин. Большой проблемой было отсутствие подготовленных преподавателей. В тот период подготовкой учителей на всю Россию занимались только в Новгороде. Учителей конечно было недостаточно для такого большого государства. Никто не хотел переезжать в регион с таким суровым климатом. Среди учителей была большая текучка так как платили мало, 10-20 рублей годовых, это было в несколько раз меньше чем плата церковнослужителям. Только лама Лапсан получал 100-150 рублей в год. В 1737 году монгольское отделение было закрыто. Учитель монгольского языка Лапсан был заподозрен в возмущении балаганских бурят против иркутской администрации и был уволен. Другого учителя не нашлось. Вот так, просуществовав 15 лет, в 1746 году мунгальская школа была закрыта, она стала славяно-русской. В последствие школа имела двухэтажное здание. В настоящее время это жилой дом. (Приложение 12.) Иркутскую школу при Вознесенском монастыре можно считать родоначальницей образовательной системы в регионе. [14,15]
Экспедиция Мессершмидта.
Новые территории нужно было изучать, для этого, по указу Петра I от 15 ноября 1718 года была организована Первая научная экспедиция для исследования внутренних областей Сибири. Возглавил ее приглашенный царем на русскую службу немецкий ученый, доктор медицины Даниил Готлиб Мессершмидт. (Приложение 13.) Полученные им инструкции предусматривали проведение исследований в области географии, метеорологии, естественной истории, медицины (включая изучение эпидемических болезней, поиск и описание лекарственных растений). Наряду с этим в обязанности ученого входило описание сибирских народов, изучение древностей и вообще всего «достопримечательного». Сроки и маршруты экспедиции не оговаривались.
Экспедиция продолжалась почти 8 лет, была исследована значительная часть Западной и Восточной Сибири. По карте можно проследить маршрут Мессершмидта. (Приложение 14.) И без сомнения, можно сказать – это был удивительный человек. Путешествия Мессершмидта, не знавшего русский язык и располагавшего скромными средствами, были сопряжены с большими трудностями и лишениями. Нередко его жизнь подвергалась серьезной опасности: он едва не утонул в Енисее, потеряв при этом часть багажа; в районе озера Далайнор, брошенный переводчиками и проводниками, заблудился и голодал, затем 2 недели удерживался обнаружившим его монгольским отрядом. Независимый и довольно жесткий характер ученого нередко осложнял его отношения с местными властями и вспомогательным персоналом экспедиции. Но несмотря на это, за 8 лет экспедиции, исследования Сибири Мессершмидтом положили начало ее планомерному изучению и ознаменовались рядом крупнейших географических открытий. Он первым исследовал бассейн Нижней Тунгуски, отметил устья 56 притоков и определил географическую широту 40 пунктов на ней, а также Среднесибирского плоскогорья. Его данные о возвышенности на водоразделе Ангары и Лены были уточнены лишь в XX в. Им первым обнаружена и описана вечная мерзлота, открыты пласты каменного угля на востоке Центрально-Тунгусского плато, месторождения графита и др. В путевой журнал, который Мессершмидт вел с 1721 по 1726 гг., вносились ценные сведения по этнографии - о расселении, внешнем облике, образе жизни, верованиях и обрядах, жилищах, одежде, хозяйственных занятиях татар, калмыков, бурят, монголов, ненцев, селькупов, хантов, эвенков и других сибирских народов. Открыл руническое (древнетюркское) письмо. [12]
Исследования Мессершмидта положили начало сибирской археологии. В 1721 году учёный где-то близ Томска нашёл скелет мамонта. Пётр I хорошо знал, что в 1715–1720 годах европейские натуралисты вели между собой оживлённый спор о том, что представлял собою мамонт. Когда до Петра I дошли слухи о находке в Сибири крупных костей, он в 1723 году подписал Указ о снаряжении экспедиции. Сохранилось распоряжение иркутской «земской конторы», отданное Ивану Толстоухову. Он был отправлен на Верхнюю Лену, в Балаганский и Иркутский округи добывать «разных родов зверей и птиц живых, которые во удивление человеком». Пётр I приказал собирать кости вымерших зверей для того, чтобы решить учёный спор об их происхождении. Одни европейские натуралисты считали мамонта близким к бегемоту, другие – похожим на зверя с головой оленя и ногами слона. Мессершмидт в Иркутске в 1724 г. видел один из черепов мамонта. Он сделал рисунок и составил краткое описание черепа. [2,4] (Приложение 15.)
Зимой 1724 года Мессершмидт прибыл в Иркутск. В 1725-м, в Иркутск прибыли члены отправленной Петром Великим Камчатской экспедиции – командор Витус Беринг (русские его называли Иваном) и поручик Мартин Шпанберг. Это была Первая Камчатская экспедиция, имевшая большое значение в истории русских открытий на северо-востоке страны. За три недели до смерти, 6 января 1725 г., Пётр I выдал Берингу инструкцию, в которой были кратко определены основные задачи экспедиции. В составе этой экспедиции числились также геодезисты Иван Свистунов, Василий Шаталов, Дмитрий Баскаков и Пётр Скобельцын. Беринг и Шпанберг вскоре двинулись в дальнейший путь, а геодезисты остались для размежевания земель Иркутского округа и составления описания этих местностей. [12]
На фасаде здания областного Краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского г. Иркутска, увековечены фамилии людей, внесших большой вклад в развитие Сибири. (Приложение 16.)
Развитие промышленности в Иркутском регионе.
Вместе с продвижением первопроходцев, в местах прокладки волоков и строительства острогов, производились и первые опыты земледелия. Иркутский острог, стал основанием для распространения земледелия по рекам Куде, Иркуту, Ангаре, Белой, Китою. Основная форма организации земледелия в Восточной Сибири до середины XVIII века была «государева десятинная пашня» на каждые 4 - 7 десятин приходилась одна, урожай с которой отходил воеводе. Так, постепенно, не взирая на тяжелые климатические условия, земледельцы развивали сельское хозяйство. И в наше время, Иркутская область занимается возделыванием сельскохозяйственных культур на землях, когда-то отвоёванных нашими предками у тайги. [6]
В Восточной Сибири большую часть поваренной соли получали в XVII веке на солеваренных заводах, построенных 1669 году служилыми людьми А.Ф. и Г.Ф. Михалевыми на островах Ангары. В XVIII веке все солеваренные заводы Восточной Сибири перешли в руки казны, которая сдавала их в содержание с торгов. Производство поваренной соли существует и сегодня в Усолье-Сибирском.
Наибольшее развитие в Сибири начиная с 17 века получила добыча железной руды, т.к. изделия из железа было трудно доставлять из Европейской России. Центрами выплавки железа стали р. Илим у Балаганского острога и р. Белая в Забайкалье. [17]
Заключение
Таким образом, по крупицам, в перипетиях исторических фактов складывается картина взаимосвязей, казалось бы, далёкого от столицы города Иркутска и Петра I. Далекая, холодная, неприветливая Сибирь, толком не обжитая, могла бы на многие годы остаться не востребованной, но приход к власти, такого прозорливого государя, как Петр I, позволил получить нашему региону мощный толчок в развитии самых разных областей. Обустройство города и быта его жителей, духовная поддержка первопроходцев и первых поселенцев. Серьезная организация торговли и перевозки товаров привели к строительству Московского тракта и позволили сделать доступным регион для сообщения с центром страны. Изучение природы, географии, ископаемых, раскрыли большой потенциал этой территории. Правильное выстраивание взаимоотношений с коренным населением стало взаимовыгодным на многие столетия, позволило им жить в мире и согласии. Уже в те далекие времена Петр I понимал, что без образования невозможно любой стране развиваться и образованные люди нужны не только в столице, но и в отдаленных регионах. Несмотря на большие расходы, связанные с войной и политическим устройством в европейской части, он находил время и средства для поддержки школы и монастырей в далеком городе Иркутске. Развитие земледелия и добыча полезных ископаемых, добыча пушнины скоро стали приносить свой вклад в казну.
Роль Петра I в становлении и развитии Иркутска и всего Сибирского региона огромна. Его дела и начинания и сегодня служат на благо нашей страны.
Список использованной литературы:
Андреев В. Под сенью Вознесенского монастыря. Из истории развития школ Иркутска (XVIII в.) Из архива ученого// Восточно-Сибирская правда. 1997. 10 января.
Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С. Изучение древностей Южной Сибири немецкими учеными XVIII—XIX вв. Новосибирск, 2005.
Зоркин В.И. Воеводы и вице-губернаторы (1652-1764).- 2006. 383с.
Информация выставки Краеведческого музея Иркутска им. Н.Н. Муравьева-Амурского.
Иркутский Знаменский епархиальный женский монастырь. Мон. Мария (Распутина), Калашников С.В. Знаменский монастырь к 325-летию основания// г. Иркутск 2019г.
Иркутский Областной Краеведческий музей им. Н.Н. Муравьёва-Амурского. Экспозиция, посвящённая освоению восточной Сибири.
Капиталист, Иркутский журнал для предпринимателей, № 6 (69) сентябрь – октябрь 2013 г.
Корелин В. Настоятельницы Иркутского Знаменского женского монастыря // Прибавление к ИЕВ, 1892, №8, №18, №24.
Кротов В.А. летопись города Иркутска 1652-1856 гг. / вступ. Ст., публ., подгот. Текста, комент. Н.В. Куликаускене, - Иркутск: Сибирская книга (ИП Лаптев А.К.), 2013.
Меньшиков Л.П. Как учились в старину // Восточно-Сибирская правда 2000. 8 апреля.
Начало христианства в Иркутске и святый Иннокентий, первый епископ Иркутский /[Кафедр. Прот. Прокопий Громов]. – Иркутск: тип. Окр. Штаба, 1868. – [8], 408 с.
Новлянская М.Г. Филипп Иоганн Страленберг. М.; Л., 1966; Она же. Даниил Готлиб Мессершмидт и его работы по исследованию Сибири. Л., 1970; Зиннер Э.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых XVIII века. Иркутск, 1968;
Полунина Н. Иркутск в 1790 году //Иркутск: Из прошлого в будущее. – Иркутск, 1989.
Семенова Л. «Мунгальскому и китайскому языкам…» //Восточно-Сибирская правда. 2002. 31 августа.
Харченко Л.Н. Русско-монгольская школа в Иркутске // Историческое, культурное и природное наследие: Состояние, проблемы, трансляция. Улан-Удэ, 1996. Вып. 1.С. 37-44.
Щербакова В.П. По улицам родного города. – Иркутск, 1961.
Элерт А.Х.Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016.
Приложение 1
Император Российский Петр I
Приложение 2.
Фото экземпляра Нерчинского договора 1689 года на латыни.
Приложение 3.
Карта Сибирского тракта.
Приложение 4.
Часовня на Соборной площади возле Спасской церкви в г. Иркутске.
Приложение 5
Карта г. Иркутска XVII век.
Приложение 6.
Вознесенский монастырь XVIII век.
Приложение 7.
Вид Знаменского женского монастыря начало XX века.
Приложение 8.
Напрестольное Евангелие, пожалованное Петром I Знаменскому монастырю.
Приложение 9
Макет Тихвинской площади XIX века (экспонат Спасской церкви).
Приложение 10.
Здание гостиного двора XIX век.
Приложение 11.
Экспонат музея Успенской церкви Вознесенского монастыря. Часослов.
Приложение 12.
Современный вид первой иркутской школы.
Приложение 13.
Приложение 14.
Маршрут экспедиции Мессершмидта 1720-1727 гг.
Приложение 15.
Череп мамонта. Экспонат филиала Краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского г. Иркутска.
Приложение 16.
Фасад здания областного Краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского г. Иркутска.