Русская усадьба: из будущего в прошлое

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русская усадьба: из будущего в прошлое

Шевякова М.В. 1
1Гимназия "Жуковка"
Борисова М.Г. 1
1Гимназия "Жуковка"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 Введение.

Дворянских гнёзд заветные аллеи.

Забытый сад. Полузаросший пруд.

Как хорошо, как всё знакомо тут!

Затмилась ночь. Чуть слышен листьев ропот.

За рощей чуть горит луны эмаль.

И в сердце молодом встаёт печаль.

И слышен чей-то странный грустный шёпот.

Кому-то в этот час чего-то жаль.

К. Бальмонт.

Современным школьникам при изучении литературных произведений русских классиков непросто представить жизнь в дворянских усадьбах – ведь это было давно. Многое нам, современным подросткам, не понятно. А так, как путешествия занимают одно из важных мест в моей семейной жизни, то и я вместе с родителями с детства посещала интересные места, среди которых были и старинные русские усадьбы. Начиная с мая прошлого учебного года, мы вместе возобновили эти поездки. За время работы над проектом мы побывали в усадьбах Москвы, Подмосковья и Владимирской области (подробнее смотри Заключение). Так возникла тема моего исследования. Уже летом стала интересоваться соответствующей литературой и вскоре, благодаря моей семье, сформировала небольшую домашнюю библиотечку. Материалы этих книг, наряду с другими, использованы в проекте.

С феноменом русской культуры – усадьбами, мы сталкиваемся в самых разных ситуациях. В первую очередь, при изучении литературных произведений в школе. В них быт и поэзия усадьбы получили своё отражение. Изучение романов и повестей И.С. Тургенева: «Ася», «Первая любовь»; Л.Н. Толстого «Анна Каренина»; романов И.А. Гончарова: «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история»; драматургии и прозы А.П. Чехова: «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Иванов», «Дом с мезонином», «В родном углу»; рассказов и повестей И.А. Бунина; романа В.В. Набокова «Другие берега» и других, невозможно без представления об усадьбах, в которых разворачивались описываемые события. В современной культурной жизни об усадьбах тоже вспоминают часто: в музеях и выставочных залах; на лекциях; в научно-популярных книгах и журналах. На телевидении есть одноименный канал - «Усадьба». Усадьбам посвящены литературные чтения. Проводятся олимпиады для школьников – «Музеи, парки и усадьбы». В рамках фестиваля «Усадьбы Москвы» состоялась премьера мюзикла «Сокровища старинной усадьбы».

Библиография темы весьма обширна(Приложение № 1; далее ссылки на использованные источники будут даваться в сокращении: Пр.№…). Изучением этого яркого явления русской культурызанимались: Д.Лихачёв, Ю. Лотман, Н. Молева, С. Охлябинин, А. Пюкарева, О. Богданова и ряд других исследователей.Русская усадьба, как неотъемлемая часть культуры России изучалась в самых различных направлениях. Результатом стали серьёзные научные монографии и творческие исследования. Поэтому говорить о новизне моего исследования не приходится. Мне не удалось подробно изучить все литературные источники, посвящённые теме, их очень много. Но даже того, что прочитала (см. Пр. № 1), увидела и услышала во время экскурсий и лекций достаточно, чтобы говорить об актуальности моей работы.

С усадьбами связаны жизни известных писателей и поэтов. Похожие истории связаны и с рождением выдающихся музыкальных произведений, авторы которых вдохновлялись усадебной атмосферой. Многие музыкальные шедевры создавались в родовых усадьбах композиторов, а затем звучали не только в загородных поместьях, но и в столичных особняках. Здесь сошлюсь на некоторые из них: П.И. Чайковский – Клин; М.П. Мусоргский – Псковская область; Н.А. Римский - Корсаков – Псковская область; А.Н. Скрябин – Москва, Николопесковский переулок.

Также усадьбы связаны и с жизнью знаменитых художников: И.Е. Репин – Репино; И.И. Айвазовский – Феодосия; И.И. Шишкин – Елабуга; В.М. Васнецов – Москва, переулок Васнецова; В.И. Суриков – Красноярск и другие. Русская усадьба и дача, благодаря удивительной жизни в них, часто изображались в картинах художников: Жуковского С.Ю. (1873-1944); Коровина К.А. (1861-1939); Серова В.А. (1865-1911); Вельца И.А. (1866-1926); Васнецова А.М. (1856-1933); Владимирова И.А. (1869/70-1940); Виноградова С.А. (1869-1938); Борисова-Мусатова В.Э. (1870-1905) и других.

Объектом исследования стали старинные русские усадьбы. Гипотеза связана с исчезновением усадеб, которое началось после отмены крепостного права и практически полностью завершилось после прихода большевиков к власти. Звучит она так: «Популяризация и изучение феномена русской усадьбы способствуют возрождению памятников культурного наследия России». Если проанализировать данные статистики, то становится очевидной актуальность выдвинутой мною гипотезы. Из статистики федерального бюджетного Агентства по управлению и использованиюпамятников истории и культуры(АУИПИК) на 2007 год в Российской Федерации насчитывается около 7.000 сохранившихся,а до 1917 года – в России было около 80.000 усадеб.Из статистики Единого государственного реестра объектов культурного наследия народов России на 2020 год было зарегистрировано 2528 усадеб: 529 федерального, 1947 регионального, 52 местного (муниципального) значения (Пр. №1-20). Из них 61% объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, в неудовлетворительном состоянии! Проблема настолько обострилась, что стала одним из насущных культурно-государственных вопросов, которые решаются на правительственном уровне. В ноябре 2022 года президент Российской Федерации В.В. Путин дал поручение кабинету министров создать и осуществить деятельность специальной межведомственной комиссии по возрождению исторических усадеб в России.

Таким образом, целями моей работы стали: изучение проблемы и популяризация феномена русской усадьбы с целью привлечение внимания широких слоёв общественности к необходимости сохранения и возрождения этого пласта культуры. Для достижения целей были использованы такие методы исследования, как музейный, творческо-поисковый, наблюдение, описание, сравнение, анализ, синтез. В процессе работы были использованы литературные и интернет-источники (см. Пр. №1) по теме, материалы из посещённых музейных усадебных комплексов, художественных выставок и лекций.

Обратная хронология, определённая в теме проекта, тоже имеет своё объяснение. Рассматривая современное состояние сохранившихся до нашего времени усадеб или того, что от них осталось, хочу подчеркнуть значимость определённой мною проблемы.

II. Основная часть.

Русская усадьба: прошлое, настоящее и будущее.

1) Феномен усадьбы в русской культуре

Усадьба – очень ёмкое понятие. Её изучение дает нам представление, практически, обо всех сторонах истории и культуры России. Какова же судьба усадеб – центров дворянской и помещичьей культуры в наше время? Большим везением для современников является сохранение отдельных усадеб, в которых сейчас размещаются музеи. В других сохранившихся зданиях сейчас располагаются санатории и пансионаты. Популярны и усадебные рестораны. Отельеры также не отстают от рестораторов. Сейчас ни у кого не вызывает удивление название ресторанов: «Усадьба», «Старинная усадьба». Банкиры и предприниматели тоже оценили усадьбы как престижные места и располагают в них свои офисы. В строительном бизнесе и дизайне активно используют феномен русской культуры в качестве бренда, называя компании «Усадьбами» (Пр. №1-25).

Можно говорить и о нынешней моде на загородные усадьбы. К продаже предлагаются готовые, как сейчас говорят, коттеджи с внутренним оформлением, напоминающим старинные. Предложения эти весьма заманчивы, т.к. к ним прилагаются варианты ландшафтного дизайна. Так в чём же феномен русской усадьбы? Решила рассмотреть этот вопрос через призму русской культуры и той роли, которую играло и продолжает играть в ней явление усадебной жизни.

С усадьбами, как упоминалось во Введении, были связаны жизни известных писателей и поэтов. Литературные произведения, созданные в родовых имениях (см. Введение), для нас являются бесценным источником для знакомства с усадебной культурой. В учёном мире русская усадьба рассматривается как активно-творческая среда, содержащая в себе черты национального достояния (Пр. №1-28).

Многие музыкальные шедевры создавались в родовых усадьбах (см. Введение). Также усадьбы связанны с жизнью знаменитых художников, которые воплотили в живописи незабываемые впечатления от той жизни.

В таких шедеврах отечественных художественных фильмов, как: «Дворянское гнездо» (1969 г.) А. Кончаловского; «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976 г.), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978 г.), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979 г.) Н. Михалкова и других, можно увидеть творческую реконструкцию русских усадеб и жизни в ней.

Усадьбы было принято строить вблизи Москвы или Санкт-Петербурга, но у многих помещиков были ещё и «дальние» поместья, глубоко в провинции. Поэтому памятники усадебной архитектуры есть на всей европейской части нашей страны, и сейчас, посетив их, можно проникнуться духом дворянской старины. В сохранившейся русской усадьбе всегда появляется удивительное ощущение: ты как будто бы оказался в XVIII или XIX веке, и к парадному крыльцу с белыми колоннами вот-вот подойдут хозяева и предложат чай с запахом душицы и самоварного дымка. От чувства утраты щемит сердце – отчего мы не храним, что имеем? Есть ли сейчас в России семья, прожившая в собственном доме хотя бы сто лет? Наверное, на этот вопрос трудно найти ответ. Сейчас русские усадьбы, которые являются памятниками истории и культуры, выбывают из культурного наследия с катастрофической скоростью. Виной тому – ветхость, пожары, вандализм и «зачистки» под новую застройку.

В результате работы пришла к выводам о том, что феномен русской усадьбы заключается в:

- связи с землёй (через экономическую призму), которая в прямом смысле кормила дворян и была неотъемлемой частью жизни крестьян;

- связи поколений (через социальную призму), т.к. были «родовыми гнёздами»; формировании основ классического дворянского воспитания;

- синтезе (через социокультурную призму) миров дворянства (интеллектуальная и художественно-творческая атмосфера) и крестьянства (атмосфера традиционной народной культуры), живущих по разным законам;

- создании особого пласта мироустройства и быта (через призму культуры), впитавшего в себя национальные традиции, а также в создании усадебной архитектуры и ландшафтно-паркового дизайна;

- в формировании особого мировоззрения русского дворянства, литературных и художественных традиций.

Русские усадьбы больше, чем памятники культуры – в них воплощён традиционный уклад русской жизни.

2) Из истории возрождения усадеб.

После революции 1917 года и отмены частной собственности сама по себе усадьба стала символом утраченного рая. Одни усадьбы были разрушены, другие превращены в музей. Традиция дворянской усадебной жизни оборвалась. Также многие усадьбы были разрушены в годы Великой Отечественной войны. Вопрос возрождения старинных русских усадеб возник не вчера. Передовые представители общества, начиная со времени, практически, полного угасания усадеб, которое приходится на начало XX века, прилагают немалые усилия для сохранения этого пласта культуры. Более 100 лет тому назад, в 1922 году, было создано Общество изучения русской усадьбы. Затем, в 1930 году, его ликвидировали. Вновь было возрождено в 1992 году. Действует оно и сейчас. Национальный фонд «Возрождение русской усадьбы» появился в 2000 году. Эти организации призваны сохранить и наполнить новыми функциями объекты культурно-исторического наследия. Учредители и участники движения полагают, что их деятельность не только возродит исторический уклад и культуру российских усадеб, но и способствует развитию патриотизма и национального самосознания в целом. Потомок поэта Лермонтова, тоже Михаил Юрьевич, организовал частную «Ассоциацию владельцев исторических усадеб». Сейчас все желающие могут стать членами этой ассоциации и владельцами остатков некогда процветавших поместий. И каждый из нас, получив достойное образование и добившись успехов в выбранной профессии, сможет по весьма условной цене приобрести одни их этих руин с целью их восстановления. И, как уже отмечалось (см. Введение), сейчас проблема решается на высоком правительственном уровне – успешно реставрируются такие известные усадьбы, как Архангельское, Останкино и другие. Безусловно, возрождение усадеб требует очень больших денежных средств, поэтому приветствуются частные инвестиции.

Популяризация проблемы возрождения русских усадеб решается и через периодические издания, которые носят культурно-просветительский характер. Одним из них является Сборник «Русская усадьба», выпускаемый обществом изучения русской усадьбы. Вышли 44 тематических сборника.

3) Из истории возникновения и развития усадеб.

История усадеб начинается ещё в XV веке. А во времена правления Ивана IV Грозного (Пр. №1-22)приобретает нормативный характер. Первый русский царь начал раздавать землю помещикам за службу Государю и государству. Но хозяева их, служилые люди, не стремились обустраивать эти загородные владения, т.к. их жизнь, в основном, происходила в столице, подле царя. Поэтому поместья, в которые наезжали редко, служили источником доходов от хозяйства и местом отдыха с развлечениями соколиной и псовой охотой. Эту политику по раздаче загородных земель за службу продолжили первые цари династии Романовых. Примером одной из первых городских усадеб могут служить палаты бояр Романовых, сохранившиеся до нашего времени на улице Варварке в Москве. С XVIII века появляются дворянские усадьбы. В формировании их архитектурно-ландшафтного облика большую роль играл Петр I. При нём начали создавать регулярные парковые ансамбли, появились первые публичные сады.

Благодаря Петру III во 2-й половине XVIII века, усадьбы становятся центрами культурной жизни, т.к. многие дворяне, в результате указа императора «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762 год), освобождавшего их от службы, начинают проводить много времени за чертой городов.На это время приходится активное возникновение или развитие уже существовавших загородных усадеб.Дворяне избавлялись от обязательной 25-ти летней военной или привело к расцвету усадебной культуры. Дворянские усадьбы стали островками «высокой» дворянской культуры, местами для интеллектуального и художественного творчества. И, если 2-я половина XVIII века вошла в историю как «золотой век русского дворянства», то XIX век – это «золотой век русской культуры и литературы». И именно тогда усадебная жизнь не только переживала период своего расцвета, но и нашла яркое отражение в русской классической литературе, музыке и в живописи.В данной работе последующие материалы относятся именно к этому периоду.

Русские усадьбы хранили свою очаровательную красоту до середины XIXв. Жизнь в них можно рассматривать, как часть придворной, которая считалась определённой роскошью. Затем, в конце XIX-началеXX веков, широкое распространение получают дачи. Название этих поселений происходит от слова «дать», «давать». Нужно отметить, что если понятие «усадьба» (в социальном смысле) больше относится к дворянам и помещикам, то традиция дачной жизни связана не только с дворянами, но и с русскими чиновниками и буржуазией. Возникновение дач корнями уходит в петровскую эпоху. Для Петра I было важно, чтобы все подданные, занимавшие высшие государственные чины, были у него «под рукой». И всё же, в XVIII-XIX веках основная роль загородной жизни отводилась усадьбам. Тем не менее, дачная культура не только пережила революцию, но и получила развитие в советское времена. На рубеже XIX и XX веков приезжали на дачу и оставались надолго, развлекаясь там чтением, прогулками по лесу, играми на большой территории, плаванием на лодках, музицированием и купанием в водоемах. Десятки своих рассказов посвятил писанию дачной жизни А.П. Чехов. Жители дач не занимались фермерскими делами, так как считали это ненужным. А вот во 2-й половине XX века «бездельники»-дачники превратились в активных садоводов, огородников и цветоводов, т.к. индивидуальное развитие сельского хозяйства стало частью аграрной политики государства. Сейчас трудно представить жизнь многих россиян без дач.

4) Усадьба, как культурно-экономические поселение.

Усадьбы, как культурный феномен сохранялись до 1917 года, продолжая создавать конкуренцию дачам, и представляли собой отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и других построек. В этот комплекс входили: барский дом с флигелями, расположенный, как правило, в парке (часто с гротами и прудами); постройки для прислуги; хозяйственные постройки; скотный и птичий дворы; конюшни; сады и огороды; оранжереи. Часто на территориях богатых усадеб возводились церкви или часовни. Конюшни, скотные дворы, склады, амбары, мельницы и ремесленные мастерские располагались в различных отдалённых частях территории поместья (Пр. №1-24).Следует отметить, что обширные угодья обеспечивали доход их владельцам. В поместьях занимались не только сельским хозяйством, но и производством вина, пива; изготовлением сукна и другими производствами. Усадебное хозяйство нередко обеспечивало не только нужды семьи, но и поставляло продукты на рынок.

Особое внимание в усадьбах уделялось ландшафтному дизайну. Так мы говорим сейчас, а тогда это была садово-парковая культура. Общеизвестно, что театр начинается с вешалки. Этот афоризм, перефразировав, можно отнести и к усадебной культуре: «Усадьба начинается с парка». Дмитрий Сергеевич Лихачёв, выдающийся исследователь русской культуры, называл русского человека пейзажным человеком, а усадьбу – воротами в природу. А т.к. усадьбы умело вписывались в окружающую природу, то становились её рукотворной частью.

Обеспечение чёткого функционирования этого хозяйственного комплекса ложилось на плечи крепостных крестьян. Рассматривая «прохладную» жизнь дворян, нельзя не подчеркнуть ту роль, которую в ней до отмены крепостного права в 1861 играли зависимые крестьяне. Их жизнь, и взрослых, и детей, отличалась от барской. Но были и дворяне, которые занимались просветительской деятельностью, устраивали при усадьбах ремесленные мастерские, обучали крестьянских детей грамоте. В число традиционных обязанностей хозяев усадеб входили и решение крестьянских проблем, организация больниц и богаделен. К сожалению, эти начинания не получили широкого распространения.

После отмены крепостного права в 1961 году, усадебное хозяйство начинает переживать кризис, т.к. до этого его процветание обеспечивал крестьянский даровый труд. О роли крепостных в русской истории и культуре, как нельзя лучше, писал Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

Рать поднимается –

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь!

После 1917 года, крестьяне, возможно, не осознавая, какой ущерб наносят историческому наследию, стали разрушителями усадебной культуры. Осознание утери пришло позже и не только в среде российской интеллигенции, но и всего народа. Здесь уместно процитировать А.Н. Греча – одного из создателей Общества изучения русской усадьбы, автора «Венка усадьбам», посвятившего свою жизнь изучению уникального явления русской культуры. «Мир русской усадьбы удивительно притягателен и загадочен… – писал политзаключенный Алексей Греч в 1932 году на Соловках. – Стоит вступить за ворота старинного запущенного парка, углубиться в аллеи, вглядеться в силуэт дворца, отраженного в зеркале пруда, и душу охватывает грустное томление перед нами лишь след минувшей жизни, когда-то полнокровной и бившей ключом… В 1917-м началась агония... Опустели дома, белые колонны рухнули. Дорожки парков заросли травой... История кончила здесь свою книгу, чтобы начать новую. Осталось написать эпилог»(Пр. №1-29).

5) Устройство усадеб.

Как правило, усадьбы строились на некотором расстоянии близ сёл и деревень. К господскому дому, окружённому садами или парками, вела подъездная аллея. Вокруг домов разбивали большие парки с прямыми аллеями, цветниками, беседками и садовыми скульптурами, делали пруды с купальнями. Парки и сады не только соответствовали моде, но и символизировали здоровье и радость. Не были редкостью теплицы и оранжереи: дед Льва Толстого в Ясной Поляне выращивал кофе и мексиканскую клубнику. Всё это было окружением и естественным продолжением дома, игравшего главную роль в усадебном пространстве. Также всё, что окружало дом, было естественным продолжением его внутренних интерьеров. Мебель, портреты и картинные галереи в особняках были свидетельством вкусов и достатка владельцев. Камины и печи не только отапливали помещения, но и были частью интерьера (Пр. №1-14).

Конечно, поначалу скромные «дворянские гнёзда» сильно отличались от богатых поместий, но все усадьбы были устроены по одному принципу. Постройки усадеб делились на парадные, жилые и хозяйственные. Комнаты слуг, кладовые – размещались во флигелях. Конюшни, скотные дворы, склады, амбары, мельницы и ремесленные мастерские располагались в различных отдалённых частях территории поместья.

В XVIII веке старинные усадьбы были одноэтажными деревянными строениями. В XIX веке облик усадеб преобразился. Барские усадебные дома стали представлять собой двухэтажные каменные сооружения. На 1-м этаже располагались: "парадные покои", сени (чуланы, помещения для дворни, лакейская, подсобные помещения), гостиная, столовая, буфет, библиотека, кабинет владельца, спальня, женский будуар, зал для танцев, иногда театр. Крепостные театры – яркая часть усадебной жизни, достойная отдельного исследования. По тогдашней моде парадные комнаты располагались анфиладой, в ряд, и были проходными. Их оклеивали обоями или штофом и называли по цвету отделки – Розовая Гостиная, Зелёная зала. Нередко стены украшались портретами предков, чтобы увековечить род и подчеркнуть его историческую значимость. В парадные комнаты заказывали дорогую и модную мебель, пианино или рояль, в гостиную – ломберные столы, чтобы играть в карты. В начале XIX века стало модным зонировать комнаты растениями в кадках, выделять «гостевые уголки», где гости могли беседовать, не мешая друг другу.

На 2-м этаже, или как тогда говорили, «на антресолях», были жилые комнаты: спальни, детские, комнаты (для нянек, гувернанток, учителей), гостевые. Часто они были небольшими, с низкими потолками и маленькими окнами для сбережения тепла. Обязательно делали балкон, иногда в виде ротонды.

В XVIII веке за образец брали царские резиденции и архитектуру классицизма. Дома с колоннами увенчивались треугольным фронтоном (верхняя часть фасада здания) с гербом семейства. С XIX века деревянные дома перестали штукатурить и начали красить в «говорящие» цвета. Так, например, жёлтый указывал на богатство хозяев, а красный — на их жизнелюбие. Часто потомки перестраивали усадьбу для расширения площади, с этим менялся первоначальный облик, поэтому хоть многие усадьбы внешне похожи, в них также немало индивидуальных особенностей.

6) Воспитание и образование дворянских детей.

К усадебной жизни дворяне приучались с детства. Мне посчастливилось побывать на уникальной выставке «Дворянское воспитание. Обычаи и традиции» в усадьбе Остафьево (Пр. №1-2).Этот выставочный проект приурочен к году Семьи в России, объявленному в 2024 году. Целью воспитания дворянских детей было достижение нравственного идеала человека, который прославит свой род и Отечество (Пр. №1-27). Он должен быть интеллектуалом с бесстрашием и твердостью духа, мужественным, благородным и честным, сохранять достоинство в любой ситуации (как мужчины, так и женщины). На военном и служебном поприще предполагалось непременное достижение успехов. Стиль жизни и манеры дворян должны были соответствовать культурной традиции. Нужно заметить, что дворянское воспитание не было педагогической системой, а было образом жизни, стилем поведения, традицией. С малолетства, для достижения вышеизложенного, требующего храбрости и выносливости, в дворянских детях воспитывали выносливость, ловкость и закалку: учили плавать, верховой езде, владению оружием, гимнастике. Основой дворянского поведения были безукоризненность манер, обязательное соблюдение этикетных предписаний, вежливость, уважение к человеку, корректность, умение скрывать личные неприятности и переживания, умение защищать свой внутренний мир от посторонних – достойному поведению дворянам помогали учиться не только среда высшего света, но и книги по этикету и культуре поведения.

Российское воспитание и образование в XVIII веке были подвержены влиянию западноевропейских мыслителей эпохи Просвещения. Согласно их трудам, формирование нового общества требовало нового образованного человека. Поэтому, для чтения детям предлагали взрослые книги, часто на иностранных языках. Чтобы понять, когда появились детские книги, нужно вспомнить историю. В XV-XVII веках детскими книгами считались учебники и некоторые церковные книги. Сказки и былины, как устное народное творчество, запоминались и передавались из уст в уста. С середины XVII века появились русские воинские повести (например, «Сказание о Мамаевом побоище»). С. Полоцкий (1629-1680), воспитатель царских детей, создал сборник морально-нравственных поучительных историй «Ветроград многоцветный». Карион Истомин (1640? -1717) написал книгу о воспитании детей «Домострой», названную по аналогии с известным «Домостроем» XIV века. В начале XVII века важной для воспитания стала книга «Юности честное зерцало» - учебник светских европейских манер. Затем образованные дети стали увлекаться иностранными романами, наиболее популярными были: «Робинзон Крузо» и «Путешествие Гулливер». Первые отечественные детские книжки появились также в XVIII веке. Интересно, что императрица Екатерина 2 издала букварь для своих внуков и написала две сказки: «О царевиче Хлоре» и «О царевиче Февее», которые принято считать первыми русскими детскими книгами. Тогда же популярным был бесплатный журнал «Детское чтение», который, по сути, был детской энциклопедией, т.к. содержал информацию о нравственности: добродетелях и пороках, а также из различных областей знаний.

В программу домашнего образования входили: фольклор, словесность, основы наук, иностранные языки, танцы, живопись, музыка, светские манеры (Пр. №1-15). Родители не играли основную роль в воспитании детей, перелагая его на нянек (вспомним Арину Родионовну – няню Александра Сергеевича Пушкина), гувернёров и гувернанток (часто из числа иностранцев, преимущественно французы или швейцарцы), домашних учителей и даже прислугу из домашней челяди. П. Вяземский, в своих воспоминаниях, писал: «Нас водили здороваться и прощаться, благодарить за обед, причем мы целовали руки родителей, держались почтительно и никогда не могли говорить «ты» ни отцу, ни матери».

К сожалению, «нормативное воспитание» было направлено на «шлифовку» личности в соответствии с идеальным образцом, а не на раскрытие индивидуальности человека.

Взрослых детей для продолжения образования часто отправляли в гимназии и университеты, иногда за границу. Вот тогда-то дворянские дети вспоминали родовые усадьбы как естественный мир своего обитания, где они были всеми любимы. И когда покидали их, скучали по уюту и неповторимой атмосфере усадеб. Эта была тоска по солнечным террасам с кружевными занавесками, где пыхтел самовар, осы кружили над вазочками с вареньем, на плетёном кресле лежали гитара и раскрытая книга, вдали возвышается купол небольшой церкви…

7) Повседневная жизнь в усадьбе.

Бытует мнение, что в усадебной жизни (по художественным описаниям в классической литературе) проявлялась «русская душа»: глубокая эмоциональность, связанная с природой и особым семейным укладом. Там царили покой, размеренность и созерцательность. Ритм жизни подчинялся временам года и аграрным циклам, церковным праздникам.

Загородная жизнь протекала размеренно, как тогда говорили, в «прохладе». Сейчас можно услышать такую оценку деятельности людей, как «прохлаждаться». Её происхождение связано с жизнью в усадьбе. В те далёкие времена «жить в прохладе» означало жить в удовольствие. Прохлаждаясь, жил тот, у кого дом был «полной чашей». Всё, о чём здесь написано, было характерно для богатых родов. Быт среднего и мелкопоместного дворянства не был так прохладен.Усадьба держалась на труде крепостных. Одни владельцы вникали в хозяйские дела и следили за своими угодьями, другие перекладывали всё на плечи управляющего, сами же праздно проводили время (Пр. №1-12).

В русских романах есть много упоминаний о том, что персонажи ведут себя определённым образом в том или ином месте усадьбы. Беседка и аллеи были предназначены для объяснений в любви; кабинет — для важных мужских решений и внутренних терзаний; пруд — место задумчивости и печали; цветник — точка радости и надежды. Цветоводство занимало особое место в усадебном хозяйстве. Цветы круглогодично выращивались в оранжереях не только для украшения помещений. Одним из любопытнейших явлений того времени был язык цветов, который играл важную роль в общении. Приведём лишь некоторую символику: астра – любовь и изящество; василёк – деликатность, изящество, простота, верность; георгин – каприз, непостоянство, мимолётность; гвоздика – верность, честь, увлечение; гладиолус – надёжность, искренность; жасмин – чувственность, женственность, элегантность; ирис – надежда, доверие, вера, ценность дружбы; крокус – привязанность, веселье, радость; тюльпаны – счастье, настоящая любовь, гармоничные отношения; нарцисс – сильные чувства, безответная влюблённость, крушение надежд; сирень – первые любовные переживания, символ надежды на продолжение отношений; фиалки – скрытые чувства, невинность, скромность, знак примирения; розы – любовь и страсть; пионы – романтика и символ счастья; лилии – элегантность и изысканность, цветок – комплимент; хризантема – долголетие и богатство.

Жизнь и быт были достаточно стабильными, но, в тоже время, его обитателям скучать не приходилось (Пр. №1-8).Усадебная жизнь предполагала: посещение церкви, контроль владельцем ведения хозяйства, охоту, рыбную ловлю, пешие и конные прогулки, занятия спортом, посещение соседей, творческие занятия рукоделием; живопись, музицирование и пение, танцы, чтение, приём гостей, чаепитие. Чаепитие в XVIII веке представляло собой не только особый ритуал, но и было дорогим и модным увлечением. Традиционная его церемония требовала особого антуража с разнообразными чайными столиками и подносами, особой чайной посудой. Стол накрывался именно к чаю. Лишние блюда убирались, оставался только самовар, заварочный чайник и чашки. Заваривала и подавала чай, как правило, супруга главы семейства, хозяйка, или взрослая дочь. Чашки подавались обязательно на блюдцах и наливались не до краёв. Эту традицию замечательно описал А.С. Пушкин в поэме «Евгений Онегин» (Пр. №1-12):

Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал.

Большое значение не только в воспитании детей, но повседневной жизни взрослых играли танцы, т.к. одной из самых ярких страниц усадебной жизни были балы.

8) Усадебные балы.

Усадебные балы были не только танцевальными вечерами. Это были целые события в жизни. Там можно было завести новые знакомства, решить дела, связанные с бизнесом и политикой. Для девушек балы были местом «введения свет» и устройства выгодных браков. Помимо развлекательной составляющей, балы были и воспитательным институтом: молодые люди учились общению, расширяли своё мировоззрение, знакомились с тенденциями моды.

Балы были разнообразными: по возрастам, посвящёнными важным событиям, свадебными, балами – маскарадами, которые организовывались и проводились по специальным правилам. Бальный этикет предполагал: запрет на опоздания; соблюдение дресс-кода; соблюдение общепринятых в обществе манер. Строго следили за тем, чтобы соблюдались вежливость и галантность, чтобы в общении проявлялась учтивость. Не допускались громкие, резкие разговоры. Приветствовалась светская комплиментарность.

Одним из главных событий торжества были танцы. В их программу входили: вальс, полонез, французская кадриль, мазурка, полька, гавот, краковяк, венгерка, котильон. К балам долго готовились и тщательно репетировали танцы.У девушек была специальная книжка – карне, в которую поимённо записывались те, кто приглашал их на танцы, чтобы не перепутать.Больше трёх раз с одним и тем же партнёром танцевать было не прилично. Нужно отметить, что многое не только на балах, но и в усадебной жизни в целом, имело ограничения. И, если кто-то «выходил» за их рамки, молва об этом быстро распространялась, что могло повлиять на репутацию, как мужскую, так и женскую. Традиция балов пережила усадебную культуру, перейдя в наше время. Современные балы бывают: Венские, студенческие, школьные, Татьянинский Покровский, кадетские, балы «Московского долголетия». Важно, что организуются и проводятся инклюзивные балы для людей с ограниченными возможностями.

Во время бала часть публики покидала большие гостиные и отправлялась в кабинет хозяина, где можно было поиграть в карты или лото на деньги. Но были и игры, которые определяют, как салонные (Пр. №1-26). Это –фанты или игра в «шляпу»; буриме; шарады; живые картины; пузеля; чепуха. Можно предположить, что во время этих игр всем было очень весело.

Часть гостей могла сосредоточиться на заполнении альбомов, которые играли важную роль в переживании юных особ и в их отношениях (Пр. №1-21). Сейчас бы сказали, что они были важны для коммуникации. Альбомы были:пожелательными, анкетами, игровыми, салонными, песенниками, цитатниками, девичьими, юношескими, гостевыми книгами. Для юных девиц альбомы были особенно важны. Их оформляли, перечитывали, ими особенно гордились, бережно хранили и хвастались. Каждая владелица старалась создать такой альбом, который вызвал бы, если не восхищение и зависть, то хотя бы привлёк внимание. Образцы этого эпистолярного жанра сохранились в музеях (Пр. №3).С конца XVIII в. рукописные альбомы стали частью дворянского быта и всегда были востребованы в образованных семействах; привычка вести их с юных лет закладывалась воспитанием. Альбомы вошли в моду в крупных городах и российской провинции, став обязательной частью светской культуры. Их листы заполняли стихотворные послания, пожелания, мадригалы, изречения, рисунки, а также ноты, романсы, шаржи, вышивки, засушенные цветы. Барышни, дамы в любом возрасте, чиновники, офицеры, государственные лица и члены императорской семьи владели личными и семейными альбомами. Иногда владельцы имели не один, а целую серию альбомов. Альбомы заполнялись по определённым правилам. Первая страница оставалась пустой. Далее шли страницы родителей, старших друзей, подруг. Возлюбленным отводились последние страницы: «Кто любит более тебя, пусть пишет далее меня…» Вели альбомы и юноши, и мужчины. В истории литературы есть примеры того, как Пушкин и его современники сочиняли стихи для альбомов, и только потом они публиковались: «Что в имени тебе моём», «Цветок», «Если жизнь тебя обманет», «Ангел» и другие…Такие сочинительства, помещённые в альбомы, назывались «дуэлью» поэтов. Здесь нельзя не вспомнить строки А.С. Пушкина, которые можно определить, как «вершину» чувства юмора, присутствовавшего в альбомах:

Мне изюм нейдёт на ум,

Цукерброд не лезет в рот,

Пастила не хороша

Без тебя, моя душа.

Также, как и язык цветов (см. выше), во время балов использовался язык веера.Родина веера – Китай. В Европе веера известны с XVI века. В России они получили популярность с XVIIвека, а широкое распространение – при Петре I. При помощи определённого положения веера или действий с ним можно было передать определённую символическую информацию.

III. Заключение.

В процессе работы над данным проектом автором были осуществлены следующие виды деятельности: изучены литературные и интернет источники; проведена музейная исследовательская работа во время экскурсионного посещения московских усадеб: А.В. Морозова, Коншиных (ныне Дом ученых), Шереметьевых в Кусково и Останкино; подмосковных: Голицыных в Малых Вязёмах, Юсуповых в Архангельском; Храповицких в селе Муромцево Владимирской области. Также были использованы материалы из московского Музея-квартиры на Арбате А.С. Пушкина на Арбате; из выставочного проекта, посвящённого году Семьи в России – «Дворянское воспитание. Обычаи и традиции» в усадьбе Остафьево и из «живой» лекции «Московские усадьбы».

Продуктами проекта стали: данная текстовая часть работы; словарь усадебных терминов; мультимедийная презентация проекта, в которой использованы фрагменты литературных произведений по теме и художественно-прикладные произведения в виде репродукций картин и фотографий предметов; выставочная инсталляция «Русская усадьба»; креативный альбом «Альбом одного проекта» (словарь, материалы для инсталляции и для альбома см. в Приложении 2, 3, 4).

Во время публичной защиты проекта присутствующие слушатели и члены аттестационной комиссии пришли к выводу, что поставленные в работе цели достигнуты и выдвинутая гипотеза– «Популяризация и изучение феномена русской усадьбы способствуют возрождению памятников культурного наследия России» в наше время актуальнаи находит своё подтверждение. Здесь уместно процитировать известного советского историка Ф. Лурье: «Отчего мы не храним, что имеем? Есть ли в России семья, прожившая в собственном доме хотя бы сто лет? Во Франции, Бельгии, Германии, Италии семьи живут в своих замках и домах с XV-XVI веков…, а мы все разрушаем и разрушаем…»

Данное метапредметное ученическое исследование, в первую очередь, преследует задачу собрания и систематизации различных материалов, которые могут быть использованы учителями и обучающимися на уроках по истории, литературе, обществознанию, мировой художественной культуры, а также во внеурочной деятельности. Автор не претендует на новизну идеи. В данной работе материалы скомпанованы так, чтобы могли найти практическое применение обучающимися, которые не углублялись в изучение вопроса. Возрождение усадеб это не только реставрация, это и поиск новых форм использования старинных зданий и парков, о чём говорилось выше.

Для современных подростков и молодых людей важна национально-культурная самоиндентификация (от лат.identificareoтождествление), которая поможет стать достойными гражданами нашего государства и занимать активную гражданскую позицию. Один из путей достижения этого – знакомство с усадебной культурой. Оно даёт возможность глубже понять и переосмыслить прошлое, расширить представление о красоте и богатстве русской культуры. Другим путём является участие в сохранении усадеб и их возрождении. Не имея возможности материального участия в решении проблемы, школьники могут принимать участие в посильных волонтёрских работах по очистке территорий заброшенных усадеб и их восстановлению. А также, в скромных попытках изучения усадебного наследия, одна из которых была предпринята автором этой работы.

Может показаться, что «из будущего в прошлое» – это некий возврат, регресс. Но это не так. Это – попытка создать «мост», связующий современность с истоками русской национальной культуры и возрождение её лучших традиций!

IV. Приложения:

1) Использованные источники

Литературные:

1 – М. Гладилин. Путеводитель «Пушкинское Захарово». Москва, «Чеховский Печатный Двор», 2024.

2 – Государственный музей-усадьба «Остафьево» - «Русский Парнас», путеводитель. Москва, ООО «РИФ «СЕМИР», 2022.

3 – Журнал «Усадьбы России. Муромцево». ООО «М ЭДИТОРИАЛ», 2024.

4 – Журнал «Усадьбы России. Астафьево». ООО «М ЭДИТОРИАЛ», 2024.

5 – Н. Зубанова, А. Муковоз, Е. Орлова. Путеводитель по улицам Москвы.

6 – В. Калашников. Тайны московских особняков. Дома самых богатых людей своей эпохи внутри и снаружи. Москва, БОМБОРА, 2024.

7 – Усадьба Кусково. Москва, ПРОСПЕКТ, 2024.

8 – А. Каменский, В. Попкова. Усадьбы, затерянные во времени. Путешествие по историям самых красивых имений. Москва, БОМБОРА, 2024.

9 – М. Короткова. Повседневная жизнь старой Москвы XVI-XIX вв. Москва, АНО ИЦ, «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2008.

10 – Е. Лисейкина. Россия: порталы в прошлое, Москва, АСТ, 2024.

11 – Ю. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). Санкт-Петербург «Искусство - СПБ», 2008.

12 – Ю. Лотман. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий. Москва, АСТ, 2023.

13 – Н. Молева. Подмосковные усадьбы и дачи. Москва, ЭКСМО, 2007.

14 – А. Муковоз. «In memorium». Посвящение графу С.Д. Шереметеву, Кусково. Каталог выставки в ГБУК города Москвы, «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва, ТРИТОНА, 2018.

15 – О. Муравьёва. Как воспитывали русского дворянина. Москва, LINKA-PRESS, 1995.

16 – М. Панова. Дворянские усадьбы России. Москва, ЭКСМО, 2009.

17 – А. Рязанов. Дворец усадьбы Большие Вязёмы. Москва, «Раз-два-три», 2019.

18 – М. Серегина. Забытые сокровища Подмосковья. Великолепие заброшенных усадеб. Москва, ЭКСМО, 2024.

19 – И. Слюнькова. Русская усадьба в старинной открытке. Альбом с аннотированным указателем. Москва, «ПРОФИС», 2003.

Мультимедийные:

20 – https://vk.com/wall-36957722_10505

21 – https://www.culture.ru/materials/253921/sii-listki-neobkhodimy-albomy-xix-veka

https://www.booksite.ru/fulltext/korot/kova/byt/93.htm

22 – https://gardener.ru/library/article/page6540.php

23 - https://litusadba.imli.ru/literarycritic

24 – https://monreposmuseum.ru/usadebnyj-byt/usadebnaya-zateya-ptashij-dom/

25 – https://www.regent-decor.ru/lib/articles/architecture/style-russkoy-usadby.html

26 – https://kulturologia.ru/blogs/260619/43506/

27 – https://nplus1.ru/blog/2023/04/10/culture-of-communication-in-a-noble-family

28 – https://ed-imli.ru/images/monografii/Bogdanova_2020.pdf

29 – https://www.theartnewspaper.ru/posts/8735/

Просмотров работы: 13