Путешествие по родному краю: археологическое исследование поселения Васильевский кордон 34 в Липецкой области

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Путешествие по родному краю: археологическое исследование поселения Васильевский кордон 34 в Липецкой области

Ширяева В.В. 1
1МБОУ СОШ √46 г. Липецк
Кузьмина Д.П. 1Беляева Е.Г. 1
1МБОУ СОШ √46 г. Липецк
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Я являюсь участником в археологических экспедициях в селе Преображеновка Липецкой области на протяжении последних трех лет. Археология открыла для меня удивительный мир прошлого, скрытый под слоями земли. Каждый найденный артефакт – это словно послание из глубины веков, которое хочется расшифровать и понять. Особенно запомнился один случай: обнаружение простого, на первый взгляд, глиняного горшка. Эта находка зажгла во мне искру любопытства. Каким был этот сосуд? Для чего его использовали? Стремление найти ответы на эти вопросы и побудило меня глубже изучить историю этого и других подобных предметов, расширить свои знания в области археологии. Данный проект – результат моего исследования.

Предмет исследования: изучение древней керамики, найденной на археологическом памятнике Васильевский Кордон 34 в Липецкой области, а также методов ее реставрации и анализа.

Объект исследования: керамические артефакты, обнаруженные на поселении Васильевский Кордон 34, и технологические процессы их восстановления и изучения.

Цель проекта: систематизация информации о древней керамике и разработка методов ее реставрации для более глубокого понимания материальной культуры и хозяйственной деятельности населения неолита, способствуя популяризации археологии как науки и привлекая внимание к богатому историческому наследию нашего края.

Задачи проекта:

1. Исследование видов и функций древней керамики.

2. Проведение археологических раскопок и сбор керамических артефактов.

3. Шифровка и обработка найденных элементов.

4. Реконструкция древних сосудов.

5. Применение радиоуглеродного датирования для определения возраста органических остатков, связанных с керамическими изделиями.

6. Графическая реконструкция утраченных частей сосудов.

7. Анализ полученных данных для интерпретации культурных и хозяйственных практик древнего населения.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Керамика: от древности до современности. Материалы и технологии, функции и значение

Керамика, как материал и технология, сопровождает человечество на протяжении тысячелетий, являясь неотъемлемой частью его материальной культуры. От простейших глиняных сосудов до сложных технических изделий – керамика прошла долгий путь развития, отражая эволюцию технологий, эстетических представлений и социальных структур различных эпох.

Керамика – это материалы и изделия, получаемые путем формования и обжига глинистых масс, а также их смесей с различными неорганическими веществами. Процесс обжига приводит к необратимым физико-химическим превращениям, формирующим прочную и устойчивую структуру материала. Керамические изделия отличаются высокой твердостью, термостойкостью, химической инертностью и долговечностью.

Древняя керамика играет особую роль в археологии и истории. Она является одним из наиболее распространенных и информативных источников для изучения древних культур. Керамические изделия, благодаря своей долговечности, сохраняются в земле на протяжении тысячелетий, позволяя реконструировать различные аспекты жизни древних обществ: технологии производства, бытовые практики, торговые связи, художественные традиции и религиозные верования.

Виды древней керамики.

Классификация древней керамики может осуществляться по различным критериям.

По технологии изготовления:

Лепная керамика: cамый древний вид керамики, изготавливаемый вручную без использования гончарного круга. Формовка осуществлялась с помощью различных приемов: ленточного налепа, выдавливания, выколачивания.

Гончарная керамика: появилась с изобретением гончарного круга, что позволило создавать более совершенные и симметричные формы сосудов с тонкими стенками.

По составу глиняной массы:

Грубая керамика: изготавливалась из неочищенной глины, содержащей различные примеси (песок, дробленый камень, раковины). Обладала пористой структурой и низкой прочностью.

Тонкая керамика: изготавливалась из очищенной глины с добавлением специальных отощающих материалов (шамот, кварцевый песок). Характеризовалась плотной структурой, высокой прочностью и гладкой поверхностью.

По обжигу:

Керамика низкого обжига: обжигалась при температуре до 900°C. Имела пористую структуру и часто была непрочной.

Керамика высокого обжига: обжигалась при температуре свыше 900°C. Обладала плотной структурой, высокой прочностью и водостойкостью.

По назначению:

Хозяйственная керамика: горшки, кувшины, миски, сковороды, предназначенные для хранения и приготовления пищи.

Ритуальная керамика: сосуды, фигуры, маски, используемые в религиозных обрядах.

Строительная керамика: кирпичи, черепица, плитка.

Декорирование древней керамики.

Декорирование керамики является важным источником информации о художественных традициях и мировоззрении древних народов. Использовались различные техники декорирования:

Рельефный орнамент: создавался путем налепа глины или выдавливания узора на поверхности сосуда.

Прочерченный орнамент: наносился на сырую глину с помощью острого предмета.

Роспись: использовались различные краски (минеральные, растительные).

Ангобирование: Покрытие поверхности сосуда тонким слоем жидкой глины другого цвета.

Глазурование: Покрытие поверхности сосуда специальным стекловидным составом, придававшим ей блеск и водостойкость.

1.2. Памятник Васильевский Кордон 34

Васильевский Кордон 34, поселение расположено в Добровском районе Липецкой области, и занимает пойменный останец высотой 2 м высокой поймы правого берега р. Воронеж (см. Приложение 1).

Стратиграфические наблюдения позволили связать формирование слоя светло-серой супеси со временем существования на этом месте поселка древних людей эпохи неолита среднедонской культуры. В верхнем слое черной супеси выявлены немногочисленные материалы позднего этапа льяловской культуры эпохи неолита (15 фрагментов), среднестоговской культуры эпохи энеолита (3 фрагмента), катакомбной (21 фрагмент), иванобугорской (44 фрагмента) и абашевской культуры (4 фрагмента) эпохи бронзы. Для эпохи бронзы орудия из камня достаточно редки, материалы других кремненосных культур – льяловской и среднестоговской представлены на памятнике всего 18 фрагментами, поэтому выявленную каменную коллекцию мы с определенной долей уверенности, кроме нескольких предметов, можем связать с поселением среднедонской культуры эпохи неолита (см. Приложение 2).

Планиграфические наблюдения при раскопках позволили, понять, что поселок занимал самую верхнюю часть пойменного останца, при этом стало ясно, что раскопом он практически полностью исследован. Керамические и каменные предметы в крайних квадратах практически не встречаются или выявлены в единичных экземплярах. При зачистке верхней части второго литологического слоя светло-серой супеси были обнаружены два пятна темно-серой супеси, которые оказались двумя постройками древних людей.

Постройка 1 (см. Приложение 3) имеет аморфную, удлиненную форму, с жилой камерой трапециевидной формы и выходом-тамбуром из нее на север-восток. Вдоль западной и восточной стенок прослежена линия столбовых ям для опорных столбиков. Подпорные столбики диаметром в среднем 10 см были установлены в заранее прокопанную канавку глубиной 5-7 см, шириной около 15 см. Возле восточной стены постройки в канавке столбики вероятно тоже были, но зафиксировать их не удалось. Единственная крупная столбовая яма выявлена возле восточной стенки котлована. Диаметр ее около 30 см, она округлая, стенки ее плавно переходят в корытообразное дно, прослеженная глубина 5 см. Скопление из семи не глубоких столбовых ямок диаметром около 10 см возле южной стены котлована сооружения, вероятно, являлось остатками настила-лежанки, не случайно она была сделана в самой дальней части постройки от входа и в непосредственной близости от зольника – места отопления сооружения.

Особенностью данного сооружения является то, что в заполнении его выявлена керамика, которая относится только к среднедонской культуре эпохи неолита конца VI тыс. до н.э.

Всего в котловане выявлено 54 находки (из них 2 развала сосудов № 1 и №5). Развал 1 относится к постройке и залегал в ее южной части. Видимо, размер постройки был несколько больше, чем ее котлован, так как часть развала выявлена на краю, а часть непосредственно в котловане. Он находился на краю котлована постройки, но внутри каркасно-столбовой конструкции под основанием ската между крышей и лежанкой. Также в котловане постройки ближе к ее центральной части обнаружен развал сосуда 5 (см. Приложение 4).

В верхней части второго литологического слоя светло-серой супеси прослежена линза темно-серой супеси постройки 2 с пятнами более темных столбовых ям на ней. Постройка имеет удлиненно подпрямоугольную форму с 15 ямами для опорных столбиков. В северо-западной части постройка имеет вытянутое ответвление, видимо, выход из нее.

Часть столбиков постройки выполняли функцию поддержки крыши, а часть маленьких в диаметре 6-10 см, глубиной от 4 до 14 см входили в конструкцию настила-лежанки. К последним относились ямы 6, у юго-юго-западной стены котлована. Это ямки от вбитых в землю колышков. Не случайно, в непосредственной близости между палатями и покатой крышей (как и в постройке 1) был найден развал сосуда 4. Он находился на краю котлована постройки, но внутри каркасно-столбовой конструкции под основанием ската.

Следов отопительного сооружения обнаружить не удалось, так как в верхней части постройка была в двух местах повреждена глубокой плантажной распашкой, хотя мелкие угольные вкрапления при зачистке культурного слоя фиксировались. Видимо, зольник был разрушен (см. Приложение 5).

Особенностью данного сооружения является то, что в заполнении его выявлена керамика и изделия из камня, которые относятся только к среднедонской культуры. Вместе с фрагментами 4 развала обнаружено 112 находок керамики и изделий из камня.

    1. Керамика с поселения Васильевский Кордон 34

В котловане выявлено 54 находки (из них 2 развала сосудов № 1 и №5).

Помимо развалов обнаружено еще 45 фрагментов керамики среднедонской культуры. Видимо, часть этих фрагментов также относятся к развалам 1 и 5 (кроме одного закрытого сосуда, украшенного горизонтальным рядом ямочных вдавлений, нанесенных снаружи сосуда).

Каменная коллекция представлена семью предметами, шесть из них из кремня. Выявлено 5 отщепов, один из которых из кварцита, один отбойник и один угловой резчик (см. Приложение 6). Один фрагмент кости, типологически не определимый и кальцинированный.

Также выявлено 92 фрагмента среднедонской культуры. По венчикам выделено еще три сосуда. Это сильно профилированный сосуд, украшенный горизонтальным рядом вертикально поставленных гребенчатых отпечатков с биконическим туловом, слегка закрытый горшок с легкой профилировко, украшенный горизонтальным и вертикальными рядами косовертикально и горизонтально поставленных гребенчатых отпечатков и прямостенный горшок, украшенный косовертикальным рядом вертикально поставленных гребенчатых отпечатков. Выявлено одно коническое днище сосуда без орнамента. Также выявлены фрагменты керамики, украшенные разнонаправленными рядами раздельно поставленных треугольных наколов. Часть керамики не украшалась.

Каменные находки представлены 20 предметами. 16 из них – это отходы производства орудий: отщепы и обломки кремня.

Помимо материалов среднедонской культуры в постройках выявлена большая коллекция керамики и каменных изделий среднедонской культуры выявленных в культурном слое поселения. Керамика представлена 642 фрагментами от 25 сосудов, выделенных по венчикам.

Выявлено, что в качестве исходного сырья для изготовления всех сосудов среднедонской культуры использовалась илистая глина. С целью определения ожелезненности сырья небольшие обломки от каждого экземпляра были нагреты в муфельной печи до 850 оС. В результате чего было выяснено, что все сосуды изготавливались из ожелезненного сырья. При дожигании в муфеле они приобрели оранжевый (и кирпично-красный цвета. Во всех образцах встречены ожелезненные частицы различной плотности, размера и концентрации, а также в единичной концентрации встречены органические остатки в виде полостей от выгоревшей растительности: листьев, стебельков растений, нитевидных водорослей. Сырье чаще слабо реже среднезапесоченное. Песок кварцевый окатанный размером 0,2-0,4 мм, в единичной концентрации встречаются песчинки размером до 1 мм. В четырех образцах найдены отпечатки костей рыб. Сырье всех сосудов использовалось в естественном увлажненном состоянии, признаков дробления не зафиксировано. Формовочная масса состоит из ИПС без каких-либо искусственных примесей.

Вся посуда данной группы была изготовлена способом скульптурной лепки из небольших лоскутков размеров, которые накладывались по траектории близкой к спиралевидной. Выявлено два способа обработки поверхностей: 1 – обе поверхности расчесаны жестким гребенчатым штампом 2 – внешняя тщательно заглажена грубо выделанной кожей, а внутренняя расчесана жестким гребенчатым штампом. В культурном слое выявлено два развала сосудов.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Мойка и выбор элементов развала сосуда

Мойка и выбор элементов развала – один из важнейших этапов в реконструкции керамики. Небрежная мойка может привести к повреждению хрупких фрагментов и утрате ценной информации, а неправильный выбор диагностических элементов развала затруднит или сделает невозможной реконструкцию формы сосуда.

Выбор элементов развала – это отбор наиболее информативных фрагментов, которые позволят реконструировать форму и размеры сосуда. В качестве диагностических элементов обычно используют:

  1. Венчик: верхняя часть горшка, часто украшенная орнаментом. Форма венчика может многое рассказать о типе сосуда.

  2. Ручки: форма, размер и расположение ручек также являются важными диагностическими признаками.

  3. Дно: по форме дна можно определить, стоял ли сосуд на плоской поверхности или был подвешен.

  4. Стенки: фрагменты стенок с сохранившимся профилем помогают восстановить изгибы сосуда.

  5. Фрагменты с орнаментом: орнамент может быть характерен для определенной культуры или периода, что помогает вдатировке и атрибуции находки.

При выборе элементов развала я учитываю следующие факторы: сохранность фрагмента и диагностическая ценность (чем лучше сохранился фрагмент, тем больше информации он может дать, при этом одни фрагменты более информативны, чем другие); представительность. Правильный выбор элементов развала – это залог успешной реконструкции керамики и получения ценной информации о культуре и быте древних людей.

2.2. Шифровка элементов

После того как археологическая керамика вымыта и высушена, наступает этап шифровки – маркировки каждого фрагмента уникальным кодом. Это критически важный этап, поскольку он позволяет идентифицировать каждый черепок и связать его с конкретным археологическим контекстом: раскопом, слоем, объектом. Без правильной шифровки фрагменты теряют свою научную ценность, так как становится невозможно восстановить их положение в стратиграфии и связь с другими находками.

На каждом фрагменте пишу код непосредственно на поверхности. Этот метод подходит для крупных и ровных черепков. Код наносится на внутреннюю поверхность, если возможно, чтобы не повредить внешний вид и не стереть информацию при последующей обработке. Маленькие и сильно хрупкие фрагменты помещаются в прозрачные пакеты, на которых пишется код. Этот способ удобен для хранения и предотвращает потерю.

Шифр обычно содержит следующую информацию:

  1. Номер раскопа/экспедиции: обозначение конкретного археологического исследования.

  2. Год раскопок: указание года проведения работ.

  3. Квадрат/сектор: место находки фрагмента на раскопе.

  4. Номер слоя/объекта: стратиграфический контекст находки (номер слоя или объекта, в котором был найден фрагмент).

  5. Индивидуальный номер фрагмента: порядковый номер фрагмента внутри слоя/объекта.

Правильная шифровка керамики – это основа для дальнейшего анализа и интерпретации археологических данных. Она позволяет восстановить историю и контекст каждой находки, что является ключевым для понимания прошлого.

2.4. Склейка сосуда

Склейка археологической керамики – кропотливый и ответственный процесс, требующий терпения, аккуратности и определенных навыков. Цель – восстановить исходную форму сосуда из множества фрагментов, максимально сохраняя историческую ценность каждого черепка. Вот как это происходит: после мойки сортирую фрагменты по форме, размеру, толщине и декоративным элементам. Это помогает быстрее находить подходящие друг к другу черепки.

Затем начинаю склеивать наиболее информативные части – венчик, дно, ручки, фрагменты с характерным изгибом или орнаментом. Это создает основу для дальнейшей реконструкции.

Тщательно изучаю форму и излом каждого черепка, подбирая подходящие друг к другу фрагменты. При этом обращаю внимание на совпадение линий излома, толщины стенок, орнамента и других особенностей.

Когда из всех элементов я нашла подходящие друг к другу детали, то тонким слоем клея смазываю один из стыкующихся фрагментов. Аккуратно соединяю фрагменты, плотно прижимая их друг к другу. Излишки клея сразу же удаляю скальпелем или зубочисткой. Склеенные фрагменты фиксирую с помощью подставок и опор, чтобы обеспечить неподвижность во время высыхания клея. Процесс склейки продолжается постепенно, добавляя новые фрагменты по мере нахождения подходящих стыков.

Склейка археологической керамики – это не просто механическое соединение фрагментов, а сложный процесс, требующий знаний, опыта и уважения к историческому материалу. Результат этой работы – восстановленный сосуд, который становится важным источником информации о прошлом.

2.5. Графическая реконструкция горшка

В процессе реконструкции археологической керамики далеко не всегда удается собрать сосуд полностью. Часто часть фрагментов утрачивается еще в древности, другие могут быть повреждены настолько, что склейка невозможна. В таких случаях на помощь приходит графическая реконструкция, позволяющая воссоздать облик утраченных частей сосуда и представить его первоначальный вид.

Я внимательно изучаю форму, размер, толщину, изгиб и орнамент каждого фрагмента. Особое внимание уделяется диагностическим элементам – венчику, дну, ручкам, фрагментам с характерным профилем. Потом каждый фрагмент тщательно отрисовываю вручную. Это позволяет выявить особенности его профиля.

Отрисованные фрагменты сканирую и переношу в графический редактор. Здесь начинается процесс «виртуальной склейки» – фрагменты располагаются на плоскости в соответствии с предполагаемым положением на сосуде. При этом учитывается форма, размер, изгиб и декор. Опираясь на знание типологии керамики и закономерностей ее формообразования, я графически воссоздаю утраченные части сосуда. Этот этап требует большого опыта и интуиции. Важно, чтобы реконструированные части гармонично сочетались с сохранившимися фрагментами и соответствовали общей стилистике сосуда.

После того как все фрагменты собраны и утраченные части реконструированы, я обрабатываю изображение в графическом редакторе. Результат графической реконструкции – это изображение, которое максимально точно отражает предполагаемый первоначальный вид сосуда. Это позволяет не только представить, как выглядел сосуд в целом, но и использовать реконструкцию для дальнейших исследований, например, для изучения типологии керамики, реконструкции технологических процессов или анализа орнаментальных мотивов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы с материалами поселения Васильевский кордон 34 мной была проведена шифровка находок, включающая мойку и обработку керамических и кремниевых артефактов. Кроме того, мной была самостоятельно проведена реконструкция пяти неолитических сосудов. Эти реконструированные сосуды, датируемые VI тысячелетием до н.э., представляют собой ценный материал для изучения развития культуры и хозяйственной деятельности населения данного периода. Анализ их формы, технологии изготовления и предполагаемого функционального назначения позволяет получить более полное представление об образе жизни и культурных особенностях людей, населявших Васильевский кордон 34 в VI тысячелетии до н.э. (см. Приложение 7).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

И.Н. Васильева, Н.П. Салугина « Не боги горшки обжигают» Самара 2021 2-е издание, переработанное и дополненное

Юрий Борисович Цетлин, Елена Витальевна Волкова «Конструктивные особенности и развитие очагов для обжига керамики (по данным этнографии Африки и Евразии»

Клюкойть А.А. Отчет о разведочных исследованиях в Липецкой области // Архив ИА РАН.Р-1

IRŠÉNAS M. ANTHROPOMORPHIC AND ZOOMORPHIC STONE AGE art in lithuania, and its archaeological cultural CONTEXT // Archaeologia Baltica. Klaipeda, 2010. pp. 175-190 .

Дручинин А.И. Отчет о проведении археологических разведочных исследований в Добровском муниципальном округе и Чаплыгинском районе Липецкой области в 2024 году.

А. З. Винников, А. Т. Синюк «По дорогам минувших столетий»

Раскопки ОАН «Васильевский Кордон 34, поселение» на Верхнем Дону. А.В. Соловьев, Е.С. Юркина, В.В. Ширяева, Р.В. Смольянинов

Раскопки ОАН «Васильевский Кордон 35, поселение» на Верхнем Дону. Е.С. Юркина, В.В. Ширяева, Р.В. Смольянинов

Разведочные исследования в Хлевенском, Усманском, Добринском и Добровском районах. А.Шилова

Раскопки поселения раннего неолита VI тыс. до н.э Васильевский Кордон 34 в Добровском районе Липецкой Области, Юркина Е.С. Смольянинов Р.В.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Просмотров работы: 33