Я в глубь веков с волнением смотрю…

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я в глубь веков с волнением смотрю…

Алексеева А.А. 1
1samulkina.tamara@yandex.ru
Самылкина Т.Я. 1
1МБОУ "СОШ №47"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Что ж садитесь поудобней…
Слава нашей старине,
И про эту старину
Я рассказ свой поведу.
Что бы знать мы все могли

О делах родной земли!

Введение

На создание этого проекта меня вдохновила учительница изобразительного искусства Тамара Яковлевна. Она как-то перед учениками поставила задачу по изготовлению макета старинной деревянной избы. Мне задание очень понравилось. Подумав, начала проявлять интерес к идее создания проекта про деревни и дома своих предков. Вспомнилась поэтическая зарисовка знаменитого писателя Чувашии Константина Иванова про деревню Сильби, про ауру деревни прошлого в наше время.

Актуальность исследования

Я считаю, и уже не первый раз доказываю, что знание истории в любом её начинании – это необходимо современному человеку. Человек должен помнить своих предков и знать, как они жили. Многому можно научиться у своих бабушек, дедушек и это должна быть связь прошлого, настоящего и будущего. И об этом будет рассказано в моём проекте.

Гипотеза

Традиционный чувашский стиль деревянной архитектуры действительно ли помогает подпитываться энергией народного искусства.

Цель моей работы

1. Создать свой макет небольшого участка деревушки “Сильби”.

Задачи

1. Собрать материал о чувашской деревне.

2. Выяснить какие материалы и узоры использовали, применяли для постройки и украшении деревянной избы.

3. Рассказать одноклассникам о чувашской деревне и избах.

План работы

1. Выбор темы.

2. Определение целей и задач.

3. Постановка проблемы.

4. Сбор материалов по теме проекта.

5. Изготовление макета части старинной деревушки, из поэмы Константина Иванова ”Нарспи”.

Основная часть

А в Сильби живут богато.

Ни один там встретишь дом,

Под прохладой старых вётел

На подобии хором.

Вдоль по улице по главной

Тёсом крытые дворы.

И садов больших тенистых ,

Пораскинулись шатры.

А вокруг домов заборы,

Крепостной стоят стеной.

И у каждого ворота

С разузоренной резьбой.

Велико Сильби, за город,

Можно издали принять.

Видно знают здесь чуваши,

Как богатство наживать.

Вот какими словами знаменитый чувашский поэт Константин Иванов представляет деревню “Сильби”. Так и хочется очутиться в этом селе.

А существует ли это село под названием Сильби?

Как оказалось, что это село находится очень далеко от Чувашии в Башкирии. Вот даже где живут наши чуваши, почти что, до Уральских гор дошли. – удивилась я.
Естественно мы туда не добрались, а добрались до этнического комплекса, что находится в 28 километрах от Чебоксар.

Это – этнический комплекс “Яснаꞌ ”. (Рис. 1)

Кто может подсказать как переводится Яснаꞌ на русский язык?

( Название этнокомплекса «Ясна» с чувашского языка переводится как «наивысшая степень чистоты и света»).

Приехав в этнокомплекс, я полностью погрузилась в старинную жизнь Чувашской деревни. Эта деревушка находится в живописном месте недалеко от Волги. Вокруг стеной стоит лес и на обширной солнечной поляне видны деревянные дома, изображая старинный уклад чувашской деревни.

Встретила нас хозяйка, травница, ведунья Марина Гермагеновна Ф. Сама она из уважаемой семьи. Представляете, их в роду было 16 детей, что это значит? А это значит, что сам бог Турă ведет эту семью через столетия. Еще в молодости она очень была увлечена старинными обрядами традициями и деревней, именно из деревянных построек.

В этой деревушке стоят настоящие дома, срубленные и построенные по всем правилам и эскизам старинных построек. (Рис.4).

В основании домов лежат брёвна из дуба, которые специально обрабатывали смолами, коптили на кострах, и бревно становилось крепче чугуна. На это основание ставили срубы из сосен. Дома были у всех разные, в размере, кто как мог себе позволить построить. Но фасад дома оставался почти у всех одинаковый. Крыши домов раньше стелили соломой, это был самый дешёвый материал, но не долговечный. Дома с соломенной крышей легко воспламенялись и быстро гнили. Поэтому крыши домов стали стелить из тёса. Крыши из тёса были более практичные и прочные.

Окна домов стеклили стеклом. Рис. 5. До появления стекла, оконные рамы стягивали мочевыми пузырями (пленкой) крупного рогатовго скота, быка. Стекло появилось в 5 – 6 веке в Месопотамии. А вы в курсе, что Месопотамия является прародительницей нашей нации Чуваши – Сувары.

Единение можно увидеть по национальной одежде, головных уборах и примерных названиях у чувашей Тухья, в Месопотамии -Тыкая. Рис.6 Так же в украшениях домов, применялась резьба по дереву что встречалось в Месопотамии. Каждый завиток каждая руна несёт какой-то в себе смысл. На наличниках окон, что выделялось это три солнца: прошлое, настоящие, будущее. Всё это объясняло то, что вся жизнь связана между собой. Любая энергия, зарождённая на земле уйдёт в небо, а небо обязательно ответит другой энергией. Вот такое взаимодействие присуще нашей планете.

Польза и аура в деревянном доме

В чистом деревянном доме дышится и спится легко. Можно сказать, что мозг отдыхает. Поэтому очень много знаменитых людей которые выросли именно в деревянном доме в деревне, на природе. В деревянном доме зимой тепло, а летом прохладно, запах смолы и дерева успокаивает и даёт человеку душевное равновесие.

Деревянные бани в наши дни особенно ценны. Липовые, сосновые, осиновые при постоянном их посещении способны вылечить любые болезни. Надо лишь иметь веру.

Поэтому и не теряется интерес у человека к деревянным строениям. Люди – это часть природы, мы, как и деревья, корнями держимся друг за друга.

Мы – лес, деревья, мы самодостаточные, и в нашем окружении есть все, чтобы жить так, как хочется именно нам, стать счастливыми, самореализоваться, вокруг себя создавать целый мир, своими корнями углубляться в суть и так самозабвенно тянутся к солнцу.

Практическая значимость

Я желаю, чтобы результат моего исследования по данной теме способствовал возрождению интереса к историческим знаниям, приобщениям к источникам культуры своего народа, вовлечение учащихся школы в исследовательскую деятельность по истории чувашского народа.

Это позволяет открывать в себе пути к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представление людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Создание макета

Поездка в этнокомплекс «Ясна´», способствовала меня к созданию макета “фрагмента деревушки Сильби”.

  1. Сделала эскиз-рисунок предполагаемого макета;

  2. Для макета я использовала 3D принтер;

  3. Изготовила макеты 3 домов;

  4. Создала соломенные крыши;

  5. Покрасила макеты под цвет дерева;

  6. Соорудила подобную «деревянную» изгородь-плетень;

  7. Снопы, стога сена.

  8. Оформила в цвете

Работа была сложная интересная и познавательная. Самое трудное для меня было соединение стен домов, оконные наличники создавать.

Вот тут вы можете оценить мой макет. Рис.8-9

Масштаб макета почти 1:100. Его можно использовать в создании мультфильмов про быт старины чувашей, как наглядное пособие на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. В данное время макет является дополнением иинтерьера нашего дома.

Вывод:

Считаю, что я задачи проекта выполнила, так как осуществила свою цель проекта, создала макет фрагмента старинной чувашской деревни по следам экскурсии в этнокомплекс «Ясна´». Почуствовала энергетику интерьера деревянного здания. Рис.4-6.

Моя малая Родина – Чувашия, где жили мои прародители, живу сейчас с родителями, действительно помогает подпитываться энергией народного духа «До´ма и родные стены помогают».

Заключение

Вы спросите для чего мне всё это надо. Отвечаю – очень люблю все, что связано с историей моего народа, с его традициями, культурой и укладом жизни. Люблю старинные деревушки с зелёными лужайками, где щебечут птицы, и лёгкий ветерок уносит тебя в далёкое прошлое.

Изучая историю старых домов, деревень я изучаю историю, тем самым сохроняя связь поколений. Рис. 7-9

Библиографический список:

  1. Иванов К.В. Нарспи. Поэма.-Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2024.-128с.

  2. Иванов В.П., Коростелев А.Д., Ягафова Е.А. (ред.). Чуваши
    М.: Наука, 2017. — 654 с. — (Народы и культуры).

  3. Н.И.Воробьёв, А.Н.Львова, Н.Р.Романов, А.Р.Симонова «Чуваши» , этнографическое исследование, часть 1, Чувашское государственное издательство, Чебоксары 1956 год

  4. Редакционная коллегия, «История Чувашской АССР», том 1, Чебоксары, Чув. Кн. Изд.-1983 год.

  5. .Н.А.Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство» М. «Просвещение» 2007 г.

Приложение №1:

Рис.1. Этнокомплекс «Ясна´»

Фото с этнокомплекса «Ясна´»

Рис.4 Окно с резным наличником Рис.5 В интерьере деревянной избы

Рис. 6 Женский наряд Рис.7 Я дома, в чувашском наряде

Приложение №2

Макет фрагмента деревни «Сильби» по поэмп К.В.Иванова «Нарспи»

Рис.8

Рис.9

Просмотров работы: 12