Введение
Актуальность:Библиотека №8 п. Айхал имеет немало достоинств: она аккуратна и современна как внутри, так и снаружи, а также участвует в общественной жизни и сотрудничает со школами. Являясь её посетителем и однажды подумав о том, что в наше время именно фирменный стиль придаёт статусность учреждению, я приняла решение добавить дизайнерский подход при создании единого, запоминающегося логотипа. При этом, изучая историю родного края, узнавая о его поэтах и писателях, удивляясь самобытности и богатству языка в связи с нашими сложными климатическими условиями и отдалённостью от центра России. Но подобные факторы наоборот раскрывают красоту природы, а также характер и богатство души живущих здесь людей. Не кто иной, как живущий в этом регионе человек способен передать - всë это чувство.
Цель: Раскрыть связь классики родного края и современности через разработку фирменного стиля для библиотеки №8 полка Айхал Мирнинского района.
Задачи:
1. Ознакомиться с историей пгт. Айхал и его библиотеки;
2. Рассмотреть и разобрать работы графических дизайнеров;
Исследовать источники для понимания внешнего вида и сути фирменного стиля, разрабатывающегося для библиотеки;
Найти и изучить краткую биографию писателей Мирнинского района
Объединить выбранную тематику – «Писатели Мирнинского района» с библиотекой и разработкой календаря;
Разработать электронную версию календаря, готового к распечатке;
Объект исследования - фирменный стиль библиотеки №8
Предмет исследования - творчество якутских писателей и поэтов, включающих в свои ряды также мирнинских, ленских и айхальских талантов. С целью применения их портретов образов из произведений в разработке календаря, как части фирменного стиля.
Новизна исследования- благодаря учебному заданию по компьютерной графике мною был придуман и разработан логотип и фирменный стиль.
1.История возникновения посëлка Айхал
Посёлок Айхал расположен в Республике Саха (Якутия) в Мирнинском районе. Его история началась в 1970-х годах, когда здесь были обнаружены богатые запасы медных руд. По приказу Советского правительства были начаты работы по освоению месторождений, и в 1976 году здесь было начато строительство посёлка для рабочих и специалистов. По мере развития добычи меди посёлок продолжал расти, привлекая новых жителей. В течение нескольких лет были построены жилые дома, школы, детские сады, медицинские учреждения и другая инфраструктура. В 1990-е годы после распада Советского Союза произошёл кризис в добыче меди, и месторождения стали работать не на полную мощность. В этот период посёлок Айхал также столкнулся с трудностями, но благодаря разнообразию экономики удалось сохранить его жизнеспособность. В настоящее время посёлок Айхал является одним из крупных поселений в Восточной Сибири, где проживают работники горнодобывающих предприятий, их семьи. История посёлка Айхал – это история развития промышленности и жизни людей в трудных природных условиях на окраине страны.
2.Развитие п. Айхал в западной Якутии
Посёлок Айхал находится на северо-западе Якутии, в Мирнинском районе. Особенностью п. Айхал является отдалённость от крупных населённых пунктов. Ближайший город Удачный находится в 70 км, а районный город Мирный в 500 км от Айхала.
Развитие Мирнинского района началось с развитием алмазодобывающей промышленности. Днём рождения якутской алмазодобывающей промышленности считается 4 января 1957 года, когда коллегия Министерства цветной металлургии СССР приняла постановление «О промышленном освоении Вилюйских алмазных месторождений». Именно с этого момента начался поиск кимберлитовых трубок на западе Якутии, что привело к появлению и становлению Мирнинского района.
22 января 1960 года группой геологов было открыто новое коренное месторождение алмазов. Месторождение сразу привлекло к себе внимание алмазодобытчиков, его разработка позволила бы обеспечить ощутимые темпы роста добычи драгоценных камней. Первооткрыватели дали трубке название «Январская», позже было предложение назвать её «Россия». Но в итоге трубка получила название «Айхал», что в переводе с якутского означает «слава».
Для освоения нового месторождения алмазов у полярного круга необходимо было прежде всего, проложить в безлюдной, болотистой тундре, тайге дорогу – 500-километровый зимник.
К февралю 1961 года рядом с трубкой «Айхал» начал строится палаточный городок, который в дальнейшем разрастался, развивался и со временем превратился в цивилизованный и очень уютный посёлок городского типа Айхал.
«АЛРОСА» — российская группа алмазодобывающих компаний, занимающая лидирующую позицию в мире по объёму добычи алмазов. Корпорация занимается разведкой месторождений, добычей, обработкой и продажей алмазного сырья. На долю компании приходится 26% мировой и 95% российской добычи алмазов. Основные производственные мощности «Алроса» сосредоточены преимущественно в Западной Якутии. Всего компания разрабатывает 27 месторождений, в производственную базу входит 11 коренных и 16 россыпных месторождений.
3.О библиотеке
Библиотека № 8 поселка Айхал была основана в 1978 году. Количество пользователей — 1 996, посещений — 15 469. Фонд библиотеки насчитывает 11 180 экземпляров. В настоящее время библиотека работает по программе «Ориентир», которая направлена на повышение информационной культуры и грамотности среди молодёжи. Посетители учатся пользоваться информацией и правильно ориентироваться в многообразии мира профессий.
Кроме того, библиотека сотрудничает с общеобразовательными школами № 5 и 23, Центром дополнительного образования для детей «Надежда» и детскими садами. Ведёт активную работу в социальных сетях (Например: не так давно получила пару грандов). На деньги выигранные в конкурсах организация сделала современный ремонт интерьера, также там появилось более десятка настольных игр и стол для настольного футбола. Модульная библиотека заиграл новыми, яркими красками. Так же в библиотеке проводятся выставки работ, совсем близко находящейся школы искусств, ученицей которой я являюсь (Прил. 1). Часто дети идущие со школы любят не только заходить туда читать лёгкую литературу, но и познавательные энциклопедии, помогающим им с докладами, сочинениями или другими творческими заданиями (Прил. 2).
4.Графический дизайн.
Графический дизайн - это художественная деятельность по созданию гармоничной и эффектной визуально-коммуникационной среды. Это средство выражение смыслов и идей работы через изображение, формы, линии, цвет, текстуру, шрифт, которые складываются в отдельные образы. Графический дизайн используется в разных сферах начиная с привычной нам рекламы и заканчивая на оформлении страниц из книги.
Как и любые творцы, графические дизайнеры ставят перед собой цель: создание эстетически привлекательного продукта, рассказывающего ту или иную историю и несущий за собой индивидуальную идею.
В своей работе графические дизайнеры эмоционально влияют на людей, погружая их в образ воображения. Подчëркивают отличительные черты характера изображающегося объекта, предоставляя информацию о нëм.
Виды графического дизайна обширны и многочисленны, вот одни из них: дизайн окружения, иллюстрации, печатные и электронные публикации, рекламная графика.
5.Смысловое единство фирменного стиля и организации. Внешний вид логотипа.
Стоит помнить, что фирменный стиль берëт своë начало от логотипа, который выступает ядром в столь кропотливом деле. От узнаваемости логотипа зависит многое. Часто простые решения оказываются лучшими решениями. Произведению вовсе не обязательно обладать массой аспектов для того, чтобы зритель смотрел на него неотрывно. Тем более благодаря простоте люди узнают дизайн. Намного проще запомнить одну связующую деталь, чем уйму посторонних деталей.
Первостепенная задача каждого логотипа, а соответственно и фирменного стиля - это не только его узнаваемость среди потребителей, но и соответствие организации.
Конечно же для создания подходящей визуальной композиции нужно понимать кем является целевая аудитория. Ведь дизайн - это своеобразная точка касания. Люди в самом деле часто «судят о книгах по обложке». Вот поэтому крайне важно, чтобы фирменный стиль соответствовал организации.
Так как фирменный стиль представляет собой визуализированную композицию, отражающую сущность устройства, то важно раскрыть его вид деятельности. Сделать это можно не только через силуэт, но и через шрифт, цветовое сочетание.
Дизайн может содержать в себе и дополнительные объекты. Это послужит элементом соединяющим по смыслу учреждение и стиль. Например этой «дополнительной деталью» станет маленькая подтема, которая гармонично бы сочеталась с основным значением выбранной организации. Как правило подтема может появиться из ассоциации, происходящей от значения бизнеса.
6.Фирменный стиль для библиотеки.
Фирменный стиль для библиотеки может включать в себя:
Логотип
Цветовая палитра
Шрифт
Слоган/красочное название
Он проявляется в иконке сайта библиотеки, в еë вывеске, на доске объявлений или полиграфических продуктах.
Создавая логотип стоит продумать все символы так или иначе связанные со знаниями, мудростью и книгами. Красиво и лаконично смотрится цветовая палитра, подобранная на основе ассоциации. Проявлением мудрости, знания и учения выступают красные, жëлтые и серые оттенки. Шрифт же должен быть читабельным и соответствовать общему стилю.
Слоган - это созвучие слов, призыв к какому либо действию, но вместо него может подойти и красочное название составленное специально для организации. Название придаëт индивидуальности и удерживает заинтересованных клиентов.
7.Разработка фирменного стиля.
На уроке компьютерной графики передо мной встала задача по разработке фирменного стиля для организации- библиотека №8 посëлка Айхал. Имея за собой достаточное количество идей, перехожу к работе в программе «Procreate». Мой выбор пал на данную программу, так как в этом графическом редакторе удобный и привычный мне интерфейс. А также благодаря удобным инструментам, позволяющим выводить ровные и плавные линии.
Первым шагом к цели стала отрисовка логотипа, в котором смешивается тема поэзии и античности, так как античность это нерушимая классика, являющаяся актуальной в любое время. На логотипе учреждения находится древняя колонна из книг, позади неë был пущен растительный элемент, символ знания и жизни - закрученный ствол дерева. Растительный элемент окрашен в синие и голубые оттенки, намекающие на местоположение библиотеки, регион и культуру. Цветовое решение по капители и книгам выбрано по схеме ассоциации: красные, жëлтые и серые оттенки с древности обозначают мудрость.
Итоговую картинку дополняю шрифтом - большим и устойчивым как колонна (Прил. 3).
Оставшиеся части фирменного стиля, а именно осязаемые товары были задуманы и воплощены отталкивалась от общих понятий «книга» и «макулатура». Разработав два варианта шопера с изображением логотипа и три варианта подставок под горячее (Прил. 4). Далее приступаю к более крупной работе - изучению Якутской литературы, писателей и поэтов алмазного края и разработке календаря .
Писатели и поэты родного края (их место в календаре).
В разработанном нами календаре, каждый месяц посвящен писателю, либо поэту Республики Саха (Якутия), так:
Январь – Маслаков Алексей Павлович – бард и поэт пгт Айхал, Когда-то проводивший встречу с учениками школы №23 в библиотеке №8.
Февраль – Осипов Софрон Софронович – поэт, член Союза писателей России (г. Якутск).
Март – Донская Вера Сергеевна – поэтесса, член российского союза писателей. (г. Мирный).
Апрель – Василий Семёнович Яковлев-Далан – народный писатель Республики Саха (Якутия), лауреат Государственной премии имени П.А Ойунского, кандидат педагогических наук, академик Академии духовности РС(Я), член Союза писателей СССР. (г. Якутск).
Май – Москвитин Сергей Владимирович – поэт, публицист, краевед, член Союзов писателей России. (г. Ленск).
Июнь – Кулаковский Алексей Елисеевич – основоположник якутской литературы. (г. Якутск).
Июль – Анатолий Александрович Муравский — поэт, автор стихов о Якутии.
Август – Моисей Дмитриевич Ефимов якутский поэт и переводчик. Народный поэт Республики Саха (Якутия), член Союза писателей СССР (1957).
Сентябрь – Софрон Петро́вич Дани́лов – народный поэт Якутии. (г. Якутск).
Октябрь – Платон Слепцов – Ойунский – основоположник якутской советской литературы, поэт, прозаик, драматург, филолог. (г. Якутск).
Ноябрь – Дворак Владимир Матвеевич – поэт, прозаик, журналист, член Союза журналистов России. (п. Айхал).
Декабрь – Семён Титович Руфов (1927–2016) — поэт, прозаик, очеркист-эссеист и переводчик, народный писатель Республики Саха (Якутия), заслуженный работник культуры РФ и PC (Я).
9.Мнение учëных о Якутской литературе и еë представителях.
Часто людей заинтересовывает манящий, бескрайний север, который кажется не слишком образован по сравнению с центральными регионами, что категорично не так. Вот и учëных в отдельный от нашего края регионов манит наша культура, наше мнение и слово не только в технических, но и гуманитарных сферах науки. Несколько мнений умов о нашей народной литературе:
Анатолий Бурцев, профессор СВФУ, считает, что ренессанс якутской культуры основан на литературе, в том числе на трудах якутских поэтов: Кулаковского, Алампа, Ойунского, Амма Аччыгыйа, Суоруна Омоллоона, Элляя и других. По его мнению, «корни якутской литературы многовековые — в олонхо и фольклоре, которыми питается самобытная якутская поэзия. При этом ощущается и влияние Пушкина, и Серебряного века, особенно у Натальи Харлампьевой».
Елена Дишкант, кандидат филологических наук, в своей диссертации на тему «Национально-художественное своеобразие творчества русскоязычных якутских поэтов» анализирует закономерности развития русскоязычной поэзии Якутии, её проблемно-тематический состав, этнические черты, которые каждый поэт реализует в художественной практике.
В статье на сайте «Журнальный мир» говорится, что в поэзии Семена Данилова, Петра Тобурокова, Моисея Ефимова, Ивана Гоголева, Саввы Тарасова и других поэтов усиливается ассоциативное мышление, расширяющее функции метафоры и ритма, особое значение имеют обращения к фольклорным образам или образам-архетипам социально-этнографического характера, к формам национального стихосложения.
Негативная оценка учёными якутской литературы имела место.
Например, в середине 1920-х годов, когда под влиянием пролеткультовско-лефовской критики началось отрицание заслуг А. Е. Кулаковского и художественной, культурной ценности его произведений. Поэта обвинили в буржуазном национализме и мальтузианстве.
В монографии Ольги Пашкевич «Литература народов Якутии и проблема национального менталитета» было высказано утверждение, что литература якутских писателей была наводнена множеством ложных толкований, которые при помощи разных деятелей от культуры подтолкнули народ к измене своему первоначальному чувству.
10.Календарь. Идея и разработка.
Именно календарь становится главенствующее звеном моего проекта, ведь именно на него ушло больше времени, сил и ресурсов.
Формат календаря - офисный, настольный. Это самый удобный и оптимальный вариант, календарь такого формата легко умещается на рабочем столе или тумбочке, при этом не мешая и не создавая визуальный шум, благодаря небольшому размеру. Всего в календаре 13 страниц по листочку на каждый месяц и Шпигель.(верхняя часть календаря) При создании календаря главной задачей стало точное укрепление выбранной темы (писатели родного края как пример нерушимой классики) с организацией, поэтому дизайн выбран соответствующий. Лицо календаря это его обложка (Прил. 5). Для любой продукции важна конкретность - покупатель должен сразу понимать какой товар он держит в руках. Для конкретности, выбранным когда-то шрифтом, есть оглавление «календарь» на Шпигеле. На обложке изображены сэргэ (ритуальные коновязные столбы и деревья у бурят, якутов, алтайцев и других родственных народов.) в виде кувшина, головы коня и птицы. На заднем плане добавлены якутские орнаменты во избежание пустого места. Важна также актуальность - «2025» год – это год только наступивший и соответственно тоже пишется на обложке.
На каждой странице календаря есть минималистичные иллюстрации скульптур якутских литераторов, сделанных по образцу бюстов, некогда воссозданных мастерами древности (Прил. 6). Чтобы календарь имел познавательный характер, на каждом месяце, посвящённом отдельному творцу, прямо возле нарисованного бюста отмечается информация о нëм. Эти информационные выписки построены на образце «рождение, событие, произведение», то есть на каждый сезон (три месяца) приходится по имениннику, одному произведению автора и относительно современному событию, связанному с писателями или поэтами. Оставшиеся место календаря занимают орнамент и прочая символика ассоциирующаяся с творчеством того или иного мастера пера. По канонам на каждой странице пропечатан месяц и число, более ярким цветом отмечены выходные дни. Шрифт заимствован с уже сделанного логотипа библиотеки, для большего укрепления фирменного стиля. Сезоны года разделены по цветовым и тоновым категориям. Зима - это холодный синий. Весна - плавно насыщающийся зелёный. Лето представлено глубоким изумрудным, а осень кирпично-красными оттенками. В каждом времени года имеет место быть цветовая градация. Чем дальше конец сезона тем бледнее (Прил. 7, Прил. 8).
Заключение
В ходе выполнения работы были изучены темы: графический дизайн, фирменный стиль. Рассмотрены разные виды календарей. Полностью был разработан фирменный стиль, в который вошли – логотип, цветная палитра, шрифт и название, а также осязаемая продукция в виде шоперов и подставок под горячее. Но главным продуктом стал календарь. В результате работы над ним была изучена якутская литература и еë представители, мнение учëных о ней. Каждая страница уже упомянутого офисного календаря была создана в такт теме «писатели Мирнинского района». Получился итоговый продукт, готовый к распечатке и последующему потреблению.
Список литературы
Дэвид Эйри- «Логотип и фирменный стиль»
Катерина Дизайнер- « Логотип и фирменный стиль. Как делать «не красиво», а качественно»
Полина Калашникова- «Логотип, который вам нужен»
и Черненко Е.С., Пятьдесят алмазных лет: Красноярск: ООО ИПК «Платина», П99 2011. – 112 с., ил.
https://1sn.ru/v-aixale-zaversaetsya-stroitelstvo-xrama
https://cheloveknauka.com/natsionalno-hudozhestvennoe-svoeobrazie-tvorchestva-russkoyazychnyh-yakutskih-poetov
https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-a-e-kulakovskogo-v-otsenke-yakutskoy-literaturnoy-kritiki-20-h-godov-xx-veka
https://dzen.ru/a/ZGyqMcTfvnHMEsR0
https://dzen.ru/a/ZwxuKgcvkH1T2f7V
https://lgz.ru/article/Issl%D0%B5dovani%D0%B5-o-yakutskoy-lit%D0%B5ratur%D0%B52486/
https://m.vk.com/bibliotek8
https://www.culture.ru/institutes/56930/biblioteka-8-p-aikhal
https://www.pravmir.ru/severnoe-odinochestvo-i-severnoe-bratstvo/
http://www.patriarchia.ru/db/text/162736.html
Приложение 1
Рис. 1 Библиотека номер 8 снаружи. Рис. 2. Библиотека номер 8 внутри.
Приложение 2
Библиотека номер 8 внутри. Посетители. Выставка работ.
Приложение 3
Эскизы. Поиск идеи.
Эскизы. Поиск цветового решения.
Итоговый вариант логотипа.
Приложение 4
Два варианта шопера с цветными ручками.
Приложение 5
Варианты деревянных под ставок под горячее с разными вариантами логотипов.
Приложение 6
Обложка офисного календаря. Бюсты поэтов и писателей.
Приложение 7
Страницы календаря. Зима и весна.
Приложение 8
Страницы календаря. Лето и осень.