ВВЕДЕНИЕ
Тема моей исследовательской работы: «Жизнь и творчество художника – Владимира Александровича Кузнецова». Наверное, любой человек гордится местом, где он родился и живет. Особую гордость испытывают люди, если в их городе или селе жили, или живут известные люди.
В ноябре 2022 года мы с некоторыми одноклассниками готовились к выставке к 100-летию со дня рождения Салдинского краеведа Владимира Андреевича Шепоренко. Именно тогда я впервые познакомилась с художником Владимиром Александровичем Кузнецовым. Его имя вписалось в историю семьи краеведа Владимира Андреевича Шепоренко. Старшая сестра Владимира Шепоренко вышла замуж за сына Владимира Александровича – Бориса. Салдинский краевед первым стал собирать материалы о родственнике «Открыл» его своим землякам.
Вот и мне захотелось больше узнать о Владимире Александровиче и рассказать своим сверстникам о великом художнике, который внес свой вклад в развитие нашего края, а также стал известным за его пределами.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Я поставила перед собой цель – изучить материал о художнике и познакомить сверстников с жизнью и творчеством талантливого человека.
Основные задачи:
1. Познакомиться с биографией и творчеством художника.
2. Выявить истоки основной тематики его художественных полотен.
3. Рассказать творчество по периодам жизни художника.
4. Создать QR- код для ознакомления сверстников
Объект исследования: творчество художника Владимира Александровича Кузнецова.
Предмет исследования: творческая деятельность художника
Гипотеза основывается на том, что творчество художника было закономерным, так как его жизнь превратилась в предмет постоянного творческого преобразования.
Актуальность исследования обосновывается не только моим личным интересом к творчеству художника, но и тем, что сегодня возникла необходимость обратить пристальное внимание на общечеловеческие ценности. Это доброту, чувство любви к родному краю, красоту Земли, к ее необъятным просторам, на умение понимать прекрасное и видеть его рядом как в природе, так и в художественном творчестве. А проявление интереса к людям, прославившим родную землю, есть важнейшее условие успешного развития России.
В своей работе я использовала документы городского архива, книгу о художнике, написанную нашей землячкой Ириной Николаевной Танкиевской.
На встрече с Ириной Николаевной, она рассказала о том, как собирала информацию для книги. На самом деле информации о Владимире Александровиче в общем доступе совсем не много.
Проведя опрос среди моих одноклассников, оказалось, что художника Владимира Александровича Кузнецова знают 3 человека (это и есть ребята которые готовили выставку), да и вообще художников нашего края знают не многие. А что касается профессии художника, мало кто считает ее перспективной. Поэтому считаю, что тема моей работы очень важна, практическая направленность ее состоит в пропаганде творчества талантливого художника Владимира Александровича Кузнецова.
ГЛАВА 1
Биография Владимира Кузнецова
Родился Владимир Александрович 5 сентября 1874 года в пригороде Санкт-Петербурга на станции Мишинской Варшавской железной дороги (Приложение 1, рис.1). Его отец служил помощником начальника станции, а дед был крепостным князей Белосельских-Белозерских (Приложение 1, рис.2). Мать, датчанка по национальности, умерла от туберкулеза, когда Владимиру исполнилось всего 5 лет (Приложение 1, рис.3). Именно мать поощряла тягу сына к рисованию. После смерти матери, отца перевели на службу в Петербург, а Владимира определили в коммерческое училище, так как рисование отец считал не серьезным занятием. Училище ему закончить не удалось из-за смерти отца. Среднее образование он закончил экстерном, уже, будучи взрослым.
С 15 лет Владимир Александрович, оставшись круглым сиротой, был вынужден выживать в поисках куска хлеба. Он познал бездомную и скитальческую жизнь. Именно тогда Владимир познакомился с деятельностью Императорского человеколюбивого общества и проникся уважением к благотворительной организации, существовавшей на средства царственных особ. Он перебрал много работ: был печатником, служил на железной дороге и в разных учреждениях – но везде чувствовал какую-то ненужную работу.
Работая в Петербурге Владимир, случайно встретил своего товарища, который после службы посещал Школу Общества поощрения художеств. И эта встреча стала поворотной в жизни художника. У него было огромное желание рисовать. И в 1898 году он поступил в школу общества поощрения художеств. Успехи в Рисовальной школе ободрили молодого Владимира, и он решает посвятить себя искусству. Рисовальная школа дала ему хорошую профессиональную подготовку. Единственная дошедшая до наших дней работа того времени – автопортрет «2-й этюд красками, нарисованный с себя» (Приложение 2, рис.1).
Перед поступлением в Академию, Кузнецов вместе со своим другом Н. Харитоновым занимались в одной из частных школ Л.Е.Дмитриева-Кавказского. Там они анатомически точно и правильно учились изображать фигуру человека, распределять свет и тень, справляться с ракурсом. Хоть школа была платная, из сорока учащихся около восьми учились бесплатно, в том числе и Кузнецов.
Осенью 1901 году Кузнецов успешно поступил в Академию художеств. Экзамен он выдержал блестяще, получив первый номер из 180 человек. Владимир с необычайным рвением взялся за учебу, отдавая все силы и все время рисованию. После общих курсов, Кузнецов поступил в мастерскую И.Е.Репина, а позже перешел в мастерскую В.Е.Маковского. Выбор нового преподавателя был продиктован пробудившимся интересом Владимира к бытовому жанру. В то время Кузнецов посещал много выставок и музеев.
Первое и яркое знакомство Кузнецова с Уралом было 1902 году на выставке Денисова – Уральского, несомненно, сказавшееся на его возвышенном чувстве к суровому краю. Тогда же, в 1902 году, по просьбе инженера Нижнесалдинского завода Грум-Гржимайло из Петербурга на Урал прибыла группа студентов для росписи Александро – Невской церкви, в составе которой был Владимир Кузнецов. Владимир Александрович Кузнецов оказывается в Нижней Салде в качестве старшего группы художников для росписи церкви Александра Невского.
Он полюбил этот край, людей. Стал приезжать сюда летом, много работал.
С этого времени Владимир Александрович надолго связал свою жизнь с Нижней Салдой. Каждое лето период учебы он проводил в этом уральском городе и много работал. Его привлекала природа Урала, обрядово-красочная сторона жизни староверов, предметы народного быта и особый тип уральца с суровыми живописными лицами.
Изучение быта старообрядцев сыграло ключевую роль и в его личной жизни. В 1903 году Николай Александрович поселился в доме старообрядцев Рамильцевых и позднее женился на дочери главы большой старообрядческой семьи (Приложение 2, рис.2). С этих пор начались частые поездки художника из Петербурга на Урал, где жила его семья — жена и дети: сын Борис, родившийся в 1904 году, и дочь Галина, появившаяся на свет годом позже.
Годы учения в Академии совпали со временем большого общественного сдвига, наступившего с новым этапом революционного движения. Но Владимир в этих событиях участия не принимал и был вне политики.
Тему своей дипломной работы он утвердил еще 1907 году, живя в Салде, близко познакомившись с жизнью и бытом кержаков. Это была сцена из жизни старообрядцев – посещение кержатского кладбища.
В 1909 году Кузнецов окончил Императорскую Академию художеств с присвоением звания художника за представленную картину «Канун» и правом на пенсионерскую поездку за границу в Италию. С 1910 года Владимир начал работать за границей.
А в 1913 году после заграничных поездок, приехав в Нижнюю Салду состоятельным человеком, он приобрел в собственность южную половину кедровой рощи, построил дом – мастерскую, где и творил. Семейная жизнь художника среди салдинцев вызывала пересуды, т.к. его по полгода и даже более не было дома.
Ему выпало работать в сложный период истории нашей страны. После Октябрьской революции 1917 года Владимир Кузнецов на несколько лет уехал из Петрограда и работал на Урале, в основном в Нижнем Тагиле, где занимался педагогической и музейной работой.
Уже в двадцатые годы в стране начались наступления атеизма на религию и церковь, жена, с родственниками продав дом, переехали в Черкассы на Украину, где была большая община староверов. Мастерская в кедровой роще в 1918 году отошла обществу. Супруги были в разводе, но художник поддерживал дружеские отношения с семьей и детьми.
В конце 1921 года Кузнецов переехал в Петербург, в свою квартиру на Васильевском острове. По приезду ему предложили руководить живописной мастерской в художественно – промышленном техникуме, именно он когда-то назывался Школой Общества поощрения художеств. В 1922 году Кузнецов стал членом ленинградского отделения АХРР (Ассоциации художников революционной России), укрепившись на позициях реализма. Участвовал в выставках, писал картины на революционные темы и портреты. В 1929 году вернулся в Общество художников имени А.И.Куинджи и участвовал в выставках этой организации. В конце 1930-х годов Кузнецов покупает дом в Черкассах и уезжает жить и работать в Украину.
Когда началась Великая Отечественная война, Владимиру Александровичу исполнилось 66 лет. Он настойчиво рвался в народное ополчение защитников Ленинграда, но безуспешно. Кузнецов эвакуировался на Южный Урал – в город Белорецк, а зимой 1943 года он приехал в Верхнюю Салду. Здесь жила семья его сына Бориса и дочь Галина, приехавшая с внуком на родину. Галина жила в доме Ивана Потаповича Евстигнеева. Здесь художник, у которого был девиз: «Ни дня без карандаша и кисти» - работает над картиной «Встреча бойца – героя в родном доме». Создавалось полотно в доме дедушки, Героя Советского Союза Алексея Алексеевича Евстигнеева. Позировали художнику члены семьи Шепоренко. После прорыва блокады Ленинграда в 1944 году он вернулся в Ленинград.
В 1952 году вышла автобиографическая книга В.А.Кузнецова «Путь художника». В 1953 году за заслуги в области советского изобразительного искусства Кузнецову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1959 году душевное и физическое здоровье художника резко пошатнулось, и сын увез его на Урал в Верхнюю Салду.
Жизненный путь великого человека окончился в Верхней Салде 29 октября 1960 года. Он покоится на старом Верхнесалдинском кладбище.
Работы художника украшают экспозиции многих художественных музеев нашей страны, в том числе Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея истории религии, а также многочисленные частные собрания.
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО В.А.КУЗНЕЦОВА
Период учебы в Академии и поездок в Нижнюю Салду
Как уже говорилось выше, учась в Академии Кузнецов, был направлен в Нижнюю Салду для росписи Александро–Невской церкви. За время, проведенное в Нижней Салде, он основательно освоил фресковую живопись. В его задачи входило, прежде всего, изображения больших, а подчас грандиозных размеров, намного превышающих натуру, рассчитанных на взгляд с далеких точек зрения, это создавало трудности, неведомые мастеру станковой живописи. В1905 году церковь освятили, и почти четверть века салдинцы гадали и угадывали, на кого похож тот или иной образ. Богоматерь была похожа на кержачку Марию, а апостол Павел – точь-в-точь рабочий Замураев.
Кропотливая работа в Нижней Салде помогла Кузнецову глубже изучить основы монументальной живописи и — самое главное — близко познакомиться с деревянным зодчеством этих заповедных мест, предметами народного быта и суровыми лицами жителей Урала, которыми он заполнил свои многочисленные альбомы. В 1904 году в одну из поездок на Урал в Нижне – Салдинском заводе художник пишет небольшую жанровую картину «Дедушка и внучек», которая была продана на выставке в Академии художеств. Это было первое выступление живописца с законченной картиной. Оно положило начало его постоянной деятельности художника.
В 1909 году Владимир Кузнецов заканчивает Императорскую Академию художеств. Его дипломная работа «Канун» (Приложение 3, рис.1) (поминальная молитва старообрядцев), изображавшая группу женщин на старообрядческом кладбище, удостаивается большой золотой медали и приносит автору звание художника первой степени, чин Х класса и право быть посланным за границу в Италию по программе пенсионерства. Впоследствии полотно экспонировалось на международной выставке в Риме, в 1911 году и было отмечено золотой медалью.
Работ периода обучения сохранилось мало, и нет возможности увидеть процесс творческих поисков живописца, становления художника.
Работа за границей
Закончился период ученичества и перед молодым художником открылись широкие перспективы. В начале 1910 года он выехал за границу по маршруту: Вена, Будапешт, Фиуме и далее по Адриатическому морю через Анкону, Флоренцию в Рим. Он с упоением изучает искусство великих итальянских художников и пишет пейзажи: «Ассизи», «Улочка», «Вилла Боргесе», «Канал Гранде», «Большой канал». Эти работы были представлены в качестве отчетов о заграничной командировке. Художественное разнообразие укрепило в нем желание продолжить тему дипломной работы. И он спешит на Урал, чтобы закончить задуманную картину. «Крестный ход старообрядцев» (Приложение 3, рис.2) – так была названа его следующая картина на тему кержатского быта. На Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств она получила первую премию по бытовому жанру. В том же году на Академической выставке картина получила вторую премию. Кузнецов отправляется во вторую заграничную командировку.
С 1911года начинаются его выставочные дебюты за границей. Картина «Канун» (Приложение 3, рис.1) была на Всемирной выставке в Риме, а картина «Крестный ход старообрядцев» (Приложение 3, рис.2)– на Международной выставке в Мюнхене.
Перед поездкой в Италию Владимир Александрович заехал в Болгарию, куда его пригласили для росписи храма памятника «Святой Александр Невский». Этот храм является символом столицы Болгарии и освобождения страны. Собор посвящен русским солдатам, которые сложили свои головы, освобождая Болгарию. В росписи так же принимали участие: В.М.Васнецов, П.Е.Мясоедов, А.М. Корин, А.А.Киселев, Н.А.Бруни, В.А.Кузнецов и другие. Кузнецов написал три крупные иконы во весь рост (св. царица Елена, св. царь Константин, св. царица Евдокия) и несколько изображений в медальонах. С работой он справился быстро и отправился в Италию.
1911 год Кузнецов провел в Риме, работая над картиной-панно «Весна». Эта картина обозначала не только новую тему, краски, но и новый жанр в его творчестве. Мифологический сюжет возвращения Адониса на фоне цветущей весенней природы получил название «Весна» (Приложение 4, рис.1)
Картина пронизана светом и воздухом, наполнена радостным ощущением жизни и характерным модерн порывом. Сам художник отмечал, что эта картина является контрастом его прежним работам. В 1912г. она экспонировалась в Праге. Эта картина на мифологическую тему дала художнику право на третью заграничную командировку.
В 1913 году Владимир Кузнецов вернулся на Урал. С 1914-1917 годы им были написаны такие произведения: «Светлая неделя», «Пермячка», «Девочка в черном платке», «Уральский рабочий», «Игуменья», «Старообрядка», «В белом платке».
Художественная жизнь в Петербурге
Художественная жизнь Петербурга была интенсивной и противоречивой. Кузнецов состоял в обществе им. Куинджи и был непременным участником всех выставок. Это общество взял под свое покровительство император Николай II. В 1914г. Кузнецову предложили написать портрет царя Николая II. Это событие было исполнением его детской мечты, когда он хотел стать знаменитым художником, ведь ему предложили написать портрет самого царя. Портрет императора выполнен в стилистике парадного портрета (Приложение 4, рис.2).
В этом же году Владимир Александрович написал портрет известнейшей в России певицы Надежды Плевицкой и певицы Елизаветы Петренко.
С 1914 года Кузнецов много путешествовал по России и писал этюды. В одну из поездок он простудился и заболел воспалением легких. Через полгода переехал в Ростов, задумал там новую работу и вернулся в Салду.
«Божьи люди»
Картина «Божьи люди» (Приложение 5, рис.1) писалась им в его мастерской в кедровой роще. Сохранилось большое количество эскизов. Кузнецов тщательно подбирал персонажей для своей картины, неустанно наблюдал, выбирал самое характерное, выразительное, чтобы воплотить задуманное. Эта картина была результатом долгих творческих поисков. Картина была закончена в 1917 году и появилась на выставке под названием «Черные вороны».
О картине писали: «Это название было дано не только данью времени, реалистический дар художника и его школа Маковского позволили ему понять сущность изображаемых людей, вскрыть лицо своих героев».
Известные революционные события не позволили получить более широкий резонанс в прессе, но картина так и осталась коронной вещью художника. И к ней до сих пор проявляют внимание зрители, она находится в Русском музее, а авторское повторение – в Музее истории религии в Петербурге.
Период Гражданской войны
Октябрьская революция внесла новые сюжеты в творчество художника. Он становится автором многих композиций на историко-революционные темы, отражает события, происходящие в Красной Армии, описывает новый быт.
Большинство работ того периода изображали события из истории революции, которые художник наблюдал сам. «Красная армия в 1919году» (Приложение 6, рис.1), «Февральская революция. Арест министра Сухомлинова» (Приложение 6, рис.2).
Художник Ф.Бродский отметил: «Ленинградский мастер В.А.Кузнецов показал картину «Февральская революция», которая вошла в школьные хрестоматии как достоверный документ, характеризующий это событие».
В конце 1921 года Кузнецов переехал в Петербург, в свою квартиру на Васильевском острове. По приезду ему предложили руководить живописной мастерской в художественно – промышленном техникуме, именно он когда-то назывался Школой Общества поощрения художеств. В 1922 году он вступил в объединение АХРР, которое включало около 200 профессиональных художников. Главным направлением АХРР стали выставки, объединенные единым тематическим стержнем. Они были новым явлением в жизни страны и имели большой успех.
В 1933 году Кузнецову предложили создать диораму «Октябрьские дни в Петрограде в 1917 году». Эта работа над диорамой плавно перешла в работу над картиной «Штаб Октября» (Приложение 7, рис.1). Четыре с половиной года он работал над ней.
Правительственная комиссия одобрила картину «Штаб Октября» и отправила ее на выставку в Париж.
Продолжением «Штаба Октября» явилась картина «Штурм Зимнего» (Приложение 7, рис.2). Там была подготовка к восстанию – здесь осада последнего убежища правительства. Эти картины на долгие годы стали символом тех событий. И поколения советских учеников смотрели на революционные события глазами Кузнецова.
Портреты 20х-30х годов
В 1924 году в Ленинграде случилось крупнейшее наводнение – вода доходила до четвертых этажей. В это время Кузнецов возвращается на Урал. В мае 1925 года более 100 художников АХРР разъехались на все лето по Советскому Союзу для подготовки к выставке «Жизнь и быт народов СССР». У Кузнецова большинство работ, взятых на эту выставку, изображали Нижнюю Салду и ее жителей. Именно на этой выставке АХРР жанр портретного рисунка был представлен широко и значимо. Работы Кузнецова этой выставки: «Портрет героя труда Василия Бабича», «Портрет Андронникова», «Уральский штейгер» (Приложение 8, рис.1-3).
В 20-30 годы началась практика издания открыток художественными объединениями. Художники АХРР выпустили около 800 иллюстрированных открыток. Они стремились запечатлеть момент истории. В то время Кузнецов много занимался портретами. Рисунки Владимира Кузнецова «В красном платке», «В крестьянском наряде», «С покоса», «Любава», «Уральская крестьянка» и другие были выпущены в качестве открыток (Приложение 9, рис.1-4).
В 30-х годах портрет обрел ярко выраженную коммунистическую тенденцию. В портретной живописи начал занимать место образ человека-коллективиста, неразрывно связанного с жизнью страны. Картины этого времени отличаются повышенной светоностностью и яркими чистыми красками.
Период Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война застала художника в Крыму. Сложными путями он возвращался в Ленинград. Вместе со многими деятелями культуры оттуда их эвакуировали на Урал, в город Белорецк. Там Кузнецов написал свой «автопортрет», хранящийся сейчас в Русском музее (Приложение 10, рис.1).
После возвращения в Верхнюю Салду в 1943г. художник, у которого был девиз: «Ни дня без карандаша и кисти» - работает над картиной «Встреча бойца – героя в родном доме» (Приложение 10, рис.2). Создавалось полотно в доме дедушки, Героя Советского Союза Алексея Алексеевича Евстигнеева. Позировали художнику члены семьи Шепоренко.
Старик в яге (шуба мехом наружу) – дед И.П.Евстигнеев. Старушка, обнимающая воина – бабушка героя Евстигнеева Александра Абросимовна. Воин – брат Владимира Андреевича Шепоренко – Розалий Шепоренко. Комсомолец с поднятой рукой – другой брат Герман. Центральная фигура женщины с ребенком старшей сестры Антонины. Позируя, Антонина поставила условие, чтобы лица на картине не были похожи на лица позирующих. Вот так в мир искусства вошли члены семьи Шепоренко. Несмотря на то, что картина не закончена, она экспонировалось в 1944 году в Свердловске на выставке «Урал – кузнеца оружия».
Художник побывал и на своем любимом, когда – то месте – в кедровой роще. Сделал акварельную зарисовку своего дома-мастерской – там жили люди, возможно эвакуированные.
Творчество в послевоенные годы
Окончилась война. Художник переехал в свою мастерскую на Васильевском острове. Тяжело было узнать, что многие его друзья и знакомые погибли в блокадном Ленинграде.
В послевоенные годы художник работает преимущественно над портретами, в большинстве случаев своих знакомых, людей общественно значимых, работников культуры. В свой юбилейный год В.А.Кузнецов пишет большой групповой портрет «И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов и С.М.Киров на Беломорканале»,1949г. (Приложение 11, рис.1).
К своему юбилею Кузнецов завершил картину «Пушкин и няня»,1949г. (Приложение 11, рис.2). Тут виден элемент наивной повествовательности. Но может своей наивностью она и хороша?
В 1950 году Союз художников Ленинграда отметил 50-летие творческой деятельности В.А.Кузнецова. За выдающиеся заслуги в области советского изобразительного искусства Президиум Верховного совета РСФСР Указом от 3 февраля 1953 года присвоил В.А.Кузнецову звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1952 году выходит его книга-мемуары «Путь художника». Книга написана схематично, суховато, да и сам художник, даря экземпляр своей дочери, сказал: «Здесь только скелет моей жизни».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования я познакомилась с художником В.А.Кузнецовым, с его творчеством и выяснила, что его работы имеют историческое и культурное значение. Творения художника несут духовный смысл. Развитию творческой деятельности художника способствовали не только талант и трудолюбие, но и время, которое диктовало свои темы.
Конечно, больше всего меня вдохновили работы, связанные с Салдой, с бытом и уральцами. Ведь и в историю русского искусства Кузнецов вошел, как художник показавший быт уральских староверов. Сейчас такие произведения, как «Канун» (его дипломная работа), «Божьи люди», «Крестный ход» - выставляются в крупнейших музеях нашей страны. Созданные им полотна принесли ему мировую славу.
Мне удалось изучить творчество Владимира Александровича Кузнецова, донести эту информацию своим одноклассникам, сделать по этой информации проект, создать QR - код для распространения этой информации другим сверстникам (Приложение 12, рис.1).
Я предлагаю, используя данный материал, знакомить обучающихся с творчеством Владимира Кузнецова на уроках ИЗО или при изучении своего края. Ведь Владимира Кузнецова по праву можно считать уральским художником, как и писала Ирина Танкиевская в своей книге «Уральский петербуржец».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Танкиевская И.Н.Уральский петербуржец/ И.Н.Танкиевская; Городской округ Нижняя Салда; Нижнесалдинский краеведческий музей. -Нижний Тагил: Репринт, 2015. -120 с.: ил.
Интернет ресурсы:
https://cyclowiki.org/wiki/Владимир_Александрович_Кузнецов
https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-152/
П риложение 1
Р ис.1 Владимир Александрович Кузнецов
Рис.2 Отец Владимира Рис.3 Мать Владимира
Приложение 2
Рис.1 «2-й этюд красками, нарисованный с себя»
Рис.2 Кузнецовы Владимир Александрович и Евдокия Петровна
Приложение 3
Рис.1 «Канун», 1909г.
Рис.2 «Крестный ход старообрядцев», 1910г.
П риложение 4
Рис.1 «Весна»,1912 г.
Рис.2 «Портрет императора Николая II»,1914 г.
Приложение 5
Рис.1 «Божьи люди», 1917г.
Рис.2 «Старообрядка»-эскиз , «Варфоломеевна»-эскиз
Приложение 6
Рис.1 «Красная армия в 1919году», 1921г.
Рис.2 «Февральская революция. Арест министра Сухомлинова», 1928г.
Приложение 7
Рис.1 «Штаб Октября», 1938г.
Рис.2 «Штурм Зимнего», 1939г.
П риложение 8
Рис.1«Вася Бабич», 1925г.
Р ис.2«Портрет Адронникова», 1925г.
Рис.3 «Уральский штейгер», 1925г.
Приложение 9
Р ис.1 «В красном платке», 1923г. Рис.2 «Уральская крестьянка»,1928г.
Рис.3 «В уральском наряде»,1932г. Рис.4 «Любава»,1925г.
Приложение 10
Рис.1 «Автопортрет», 1942г.
Рис.2 «Встреча бойца – героя в родном доме на Урале», 1943г.
Приложение 11
Рис.1 «И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов и С.М.Киров на Беломорканале», 1949г.
Рис.2«Пушкин и няня», 1949г.
Приложение 12
Рис.1 QR -код. Звуковая презентация.