Лошади, покорившие самую высокую точку Европы

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лошади, покорившие самую высокую точку Европы

Байчоров А.Р. 1
1МБОУ "СОШ а.Верхняя Теберда"
Байчорова Р.К. 1
1МБОУ "СОШ а.Верхняя Теберда"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Я выбрал тему о лошадях не случайно. К написанию научно-исследовательской работы меня побудила большая любовь к горам и лошадям. С детства я любил лошадей и сидел часами лепил из пластилина целые «табуны лошадей». Как-то раз в поездке мой отец показал мне видневшиеся в дали вершины Эльбруса, самой высокой горы Европы и рассказал, что всадники на лошадях карачаевской породы поднимались на вершину этой горы и побили мировой рекорд. Карачаевские лошади- это единственная порода лошадей, которая смогла покорить самую высокую точку Европы. Этот рассказ впечатлил меня. В тот день у меня зародилась мечта тоже покорить самую высокую гору Европы на лошади. С того дня я начал интересоваться карачаевской породой лошадей и глубже изучать их. Мне повезло тем, что меня окружают много конников это и друзья отца, и дяди, и соседи и просто односельчане. Папа купил для меня и моего брата годовалого жеребенка, чтоб мы сами ухаживали за ним. Мы кормили, поили, ухаживали за жеребенком день за днем. Но этого недостаточно. Для лошади необходима конная амуниция. Я поставил перед собой такие задачи: приручить жеребенка, обучить верховой езде; самому научиться изготовлять снаряжения для лошадей.

Я увлекся плетением кнутов, уздечки и обучался навыкам шорного искусства у старшего поколения моей семьи - у мастера по изготовлению конных амуниций. Это увлечение, я надеюсь, перерастет в любимое дело.

Актуальность темы: очень важно знать свою историю, а лошадь неотъемлемая часть истории и культуры карачаевского народа.

Я выдвинул гипотезу: карачаевская порода лошадей обладает уникальными особенностями, несвойственными другим породам.

Цель моей работы: изучить отличительные черты карачаевской породы лошадей.

Проблема: теряются навыки изготовления конной амуниции.

Задачи:

  1. Изучить историю карачаевской конной амуниции.

  2. Проанализировать выносливость карачаевской породы лошадей,

  3. Проанализировать значимость карачаевской породы лошадей в развитии человеческой цивилизации.

  4. Исследовать обучаемость жеребенка начиная с годовалого возраста.

  5. Расследовать какие особенности карачаевской породы лошадей способствовали восхождению на Эльбрус.

  6. Изучить историю и развитие шорного ремесла

Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал позволяет расширить представление о карачаевской породе лошадей.

Глава 1.

1.1. Исторический экскурс

Маленькая республика на Кавказе славится своими лошадьми. Карачаевская порода известна во всем мире. Племенное разведение таких лошадей ведётся в Германии и Чехии. В давние времена местным жителям лошадь требовалась не для ведения военный действий, а для работы. Поэтому животные отличаются универсальностью, массивностью и не самым высоким ростом.

Родиной породы стал Карачай (это историческая местность в северной части Большого Кавказа, где сформировался и проживал карачаевский народ). Лошади выведены при скрещивании с восточными жеребцами, что способствовало улучшению базовых качеств. Большое влияние оказали своеобразные климатические и географические условия. Летом табуны выпасались на высокогорье при постоянных резких колебаниях уровня влажности и температуры.

Зимой животных содержали на равнинах и в предгорьях. Поэтому первые лошади были приземистыми и суховатыми, с отличной подвижностью и повышенной устойчивостью к сложному климату. У них повышенная работоспособность, отличная координация, крепкая конституция, хорошее здоровье и выносливость. Они способны на длительные сложные переходы, отлично передвигаются по бездорожью при любой погоде. И отлично себя чувствуют в условиях высокогорья, где воздух сильно разряжен. Лошадям не требуются подковы.

Формирование породы началось в XV веке. Первое литературное упоминание датируется XVII веком. В 1793-ем году немецкий зоолог, географ и естествоиспытатель П. Паллас приезжал в Карачай и составил подробнейший отчёт. И описал необычайно выносливых лошадей, которые прекрасно себя чувствуют в условиях высокогорного разряженного воздуха.

В 1828-ом территория вошла в состав России, что дало дополнительный стимул к развитию коневодства. В карачаево-балкарском языке появилось 45 названий мастей животных. К началу XX века поголовье достигло 33 тыс. особей.

Боевое крещение лошади прошли в 1877-ом при переходе русских войск через Марухский перевал. Сложный путь по пересечённой местности в условиях дикой природы преодолели более 1000 вьючных лошадей. Участники перехода утверждали, что без этих животных переход не увенчался бы успехом. К началу XIX века стали выращивать лошадей для казаков. Цены на кобыл и жеребцов стремительно росли. В конце XIX века на территории Карачая было много заводчиков, имевших табуны по несколько сотен голов.

Гражданская война сильно ударила по племенному коневодству. Часть лошадей увели, а часть погибла. Поголовье с 33000 особей сократилось до 12000. Все конные заводы, принадлежащие частным лицам, ликвидировали. В первые годы существования СССР значение породы высоко оценили. В 1922-ом создали специальную комиссию с целью возрождения коневодства. В 1935-ом стартовал зимний пробег вокруг Кавказского хребта, в котором участвовали 12 представителей обновлённой и старой карачаевской породы. После 3000 км пути, который преодолели за 47 дней, при штормовом ветре в 11 баллов лошади пришли бодрыми и здоровыми. Часть из них использовали в качестве бульдозеров и снегоочистителей.

ВОВ отрицательно повлияла на все отрасли, которыми занимался человек. Мы потеряли много знатоков лошадей. Наши родители, дедушки, бабушки уже не занимались коневодством. Мы потеряли неповторимый генофонд. Сократилось, конечно, количество лошадей. Сегодня же карачаевская порода на Кавказе - самая многочисленная, и она перевешивает по количеству даже те основные породы лошадей, которые распространены у нас на юге России. Лошадии история народапереплетаются в течение многих столетий и даже тысячелетий. Лошадь и человек вместе воевали, жили бок о бок. В народной культуре очень хорошо прослеживается эта близость. К примеру, на нашем языке есть много поговорок с упоминаем лошади: «Лошадь – крылья горца».

1.2. Характеристики породы

Все лошади похожи друг на друга, но до определенной степени. Карачаевская лошадь имеет неповторимые характеристики. Например, форма копыта похожа на кувшинчики. (Фото 1)

А так называемая стрелка - это мягкая часть копыта, она сидит в глубине. Это позволяет, не травмируя мягкую часть копыта, ходить по острым камням в горах. Сам копытный рог очень крепкий и выдерживает травмоопасные условия. Карачаевская порода имеет непревзойденный интеллект. По благородству эта лошадь может сравниться только волк дикой природы. Также очень развит сухожильно-связочный аппарат. Вот наряду с копытами и особенностями ноздрей, дыхательного аппарата лошади он позволяет подниматься на вершины Эльбруса. Пока что это единственная порода, которая смогла взобраться на такие высоты. Наша карачаевская лошадь создана в горах, и она является уникальной породой, которая способна жить, пастись, трудиться высоко в горах. 

В XIX веке карачаевские лошади становятся известны и за пределами Кавказа. В 1828 году венгерский ученый и путешественник Жан Шарль де Бесс в подробном описании Кавказа писал: «Карачаевцы разводят лошадей прекрасной породы. Среди них есть такие, которые в Европе стоили бы до 2 тысяч франков. Лошади их обычно того роста, которые пригодны для легкой кавалерии. Кстати, они легки на ходу, и я не знаю другой породы, которая была бы более подходящая для езды по крутым склонам и более неутомимой». После труднейшего похода через ледники Кавказского хребта, совершенного отрядом генерала Бабича в 1878 году, газета «Кубанские областные ведомости» писала: «Условиям могли удовлетворять исключительно только лошади карачаевской породы». По свидетельству В. Шевцова, относящемуся к тому же периоду, «Лошади их (карачаевцев) считаются из лучших кавказских пород, они более ценны смелостью своей в езде по скалистым и крутым тропам, шаг их верен и спокоен». К концу прошлого века на Северном Кавказе было широко распространено мнение, что самые красивые лошади встречаются в табунах карачаевского коннозаводчика Джераштиева. Эти лошади часто служили предметом богатых подарков. В начале нашего столетия карачаевские лошади уже были предметом широкого вывоза в другие районы Кавказа и за его пределы. Известный ветеринарный врач А. Атаманских в журнале «Юго-восточный хозяин» в 1913 году писал: «Высокие качества карачаевской лошади обеспечили ей хороший сбыт в Кубанские и Терские казачьи полки, а также горцам Закавказья....»

В 1927 году была создана Верховая Государственная заводская конюшня, как писал В.П.Войтяцкий: «Для сохранения превосходных качеств карачаевской лошади, для придания ей роста и вообще для введения в более правильное русло коневодческого дела...» В 1929 году в области был создан Госплемхоз карачаевских лошадей, преобразованный в 1930 году в Карачаевский конный завод (носивший одно время имя И.В. Сталина). Детальное зоотехническое обследование коневодства Северного Кавказа, проведенное авторитетными комиссиями в конце 20-х годов, дало основание считать карачаевскую породу лошадей одной из самобытных и ценных местных пород.

В ходе селекционной работы современные лошади стали крупнее, у них повысилась работоспособность. Но удалось сохранить базовые ценные качества. Животные отличаются плавным и высокопроизводительным шагом. Представители других пород ходят своеобразным аллюром, сильно напоминающим иноходь. Сегодня разводят следующие типы карачаевских лошадей: - характерные (под седло и для пароконной упряжи); - верховые (разъездные для туризма и для соревнований); - массивные (самые неприхотливые и выносливые для тяжелого труда в упряжи). (Фото2)

На лошадях нашей карачаевской породы джигиты уже восемь раз поднимались на вершины Эльбруса. Лошадии история народапереплетаются в течение многих столетий и даже тысячелетий. Лошадь и человек вместе воевали, жили бок о бок. В народной культуре очень хорошо прослеживается эта близость. К примеру, на нашем языке есть много поговорок с упоминаем лошади. 

1.3. Уход и содержание породы

Порода лошадей - это наш культурное наследие. Любой представитель народа к своему культурному наследию должен относиться заинтересованно, делать все возможное, чтобы сохранить наследство, которое досталось нам от предков. Чтобы содержать породу лошадей, надо работать с животным в течение пятидесяти поколений беспрерывно. А это означает - почти двести лет, чуть больше, чуть меньше. Но, человек столько не живет, и поэтому он предает из поколения в поколение своим детям, своим внукам знания о том, как вести работу, каких лошадей использовать, каких коне-владельцев брать. Это тонкости сельско-племенной работы.

Карачай — это горный регион, где не так уж много пастбищ, а о масштабном земледелии говорить и вовсе не приходится. Летом их выпасали на горных пастбищах в табунах, зимой — в предгорьях. В таких условиях животные подвергались суровому естественному отбору, в результате чего и сформировалась порода низкорослых, но очень выносливых лошадей, способных обходиться самым простым кормом и приспособленных к суровому горному климату. Сегодня в Карачаево-Черкесии лошадей содержат в условиях, которые максимально приближены к историческим. Так удается сохранить в лошадях их самые ценные характеристики — выносливость и непритязательность. Но, как отмечают многие коневоды-любители, при домашнем содержании лошадь весьма отзывчива на улучшение качества кормов и «бытовых условий».

Глава ll

2.1. Карачай – лучшее место для лошади

Основное хозяйство по разведению породы – Карачаевский завод. И мой следующий шаг в моих исследованиях это поездка в племенной конный завод «Карачаевский».

Там мне удалось побеседовать с генеральным директором конного завода Хапчаевым Абу-Юсуфом Магометовичем. (Фото 3.)

В ходе беседы я выявил какие существуют тенденции в сфере коневодства и что мы можем наблюдать конкретно в нашем регионе. По стране численность породистых лошадей не увеличивается, а снижается. Это следствие многих явлений. Карачаевская порода лошадей, наоборот, увеличивается, и она претерпевает некоторые изменения. Это связано с тем, что во времена Первой Мировой войны предпочтение отдавалось кавалерийскому типу лошади, делался упор на резвость и храбрость, которые нужны в бою. Во время коллективизации лошадь нужна была рабочая. Предпочтение отдавалось сельско-племенной работе, которая позволяла получать лошадь с рабочими характеристиками. Сегодня, конечно, предпочтение отдается туризму. И это очень здорово. Турист на лошади практически не наносит вреда экологии. Турист, который ездит на джипе, мотоцикле, квадроцикле наносит ущерб экологии. По этим причина предпочтение сегодня отдается такому коневодству, пригодному для туризма и отдается также предпочтение лошади для конного спорта, конных переходов в горах. Вот такую карачаевскую лошадь уже надо разводить без примеси с другими породами, потому что те характеристики, о которых говорили, могут быть только у лошади чистых кровей.

Наша республика славится известными жокеями, которые внесли неоценимый вклад в мировые спортивные достижения. Еще она славится династией одних из лучших жокеев СССР и РФ – династией жокеев Каппушевых. Рекорд установленный Алхазом Каппушевым в главной скачке страны 1 августа 1971 года на жеребце «Заказник» не побит по сей день.

Легендарный жокей Махмуд Токов больше полувека посвятил любимому делу, он одержал 9 побед на чемпионатах СССР и выиграл 13 Международных соревнований. (Фото 4.)

В своем интервью он отметил:

- Из всех стран, где я был, единственно где, это в Англии наиболее благоприятные условия. Там нет изнуряющей жары и сильных холодов. Я думаю, что Карачаево-Черкесия - лучший регион России для коневодства. Я много ездил по миру и могу сказать, что у нас в республике очень приближены условия к Англии.

2.2. Рекорды и восхождения

12 августа 1998 года успешно завершилась первая экспедиция по восхождению на Эльбрус на лошадях карачаевской породы. Группа альпинистов, а с ними жеребцы карачаевской породы Хурзук и Даур оказались на вершине Эльбруса! Эта экспедиция доказала реальные возможности лошади карачаевской породы. Ведь ни одна другая лошадь не смогла бы вынести такой высоты, не говоря о том, что карачаевской породы лошади в этой экспедиции стали помощниками для альпинистов.(Фото 5.)

Мне, конечно же, было очень интересно узнать все об экспедиции. Мой папа решил отвезти меня на встречу с человеком, который был в составе этой экспедиции и повел карачаевскую лошадь на самую высокую вершину Европы, на Эльбрус. Это был Магомед Ахматович Б. Нужно отметить, что Магомед Ахматович Б. через несколько лет повторил восхождение на лошадях Карачаевской породы, но только уже на другую вершину двухглавого Эльбруса. Мне очень повезло в том, что у меня была возможность услышать из первых уст ответы на самые волнующие меня вопросы, связанные с восхождением карачаевской лошади на Эльбрус. Ниже я попытаюсь коротко изложить рассказ Магомеда Ахматовича. (Фото 6.)

Далее с его слов:

Идея об экспедиции, в которой карачаевские лошади должны были бы продемонстрировать свою выносливость и надежность зародилась еще в 1994 году. Эта мысль неотступно преследовала ведущего специалиста Министерства сельского хозяйства и продовольствия КЧР по коневодству, Клычгерия Магометовича У., который более двадцати лет посвятил глубокому изучению карачаевской породы лошадей. Но ему этих знаний было недостаточно без практического их подтверждения. Действительно ли она может стать для горца настоящим и надежным спутником не только в долине, но и в заоблачных высотах, организаторы задумали проверить на практике. Предстоящая ответственная экспедиция требовала тщательной, усиленной подготовки. Ведь речь шла о престиже лошади карачаевской породы, нельзя было допустить, чтобы непродуманность экспедиции привела к ее неудаче. Организаторы экспедиции понимали, что они не имеют права на ошибку, не имеют права подводить лошадей, давно зарекомендовавших себя, как трудолюбивых, покладистых, надежных и верных товарищей.

Самое главное и единственное требование для лошадей экспедиции, чтобы это была лошадь карачаевской породы. Для экспедиции отобрали трех лошадей с безупречной родословной. Это Хурзук, Даур и Имбирь. Лошадей готовили в усиленном режиме. Соответствующее питание и физические нагрузки контролировали специалисты и лично Клычгерий Магометович Урусов.

В экспедиции не использовалась специальная экипировка для лошадей. Экипировка использовалась обычная. – «Мы же стремились выявить выносливость карачаевских лошадей, а не именно этих трех лошадей, одетых в скафандры. Необходимым условием экспедиции было выявить особенности лошади в естественных условиях. Мы использовали подковы с закручивающимися шипами, но это не такая уж и редкость, такие подковы часто используются владельцами лошадей в зимний период. Единственная непривычная деталь экипировки – солнцезащитные очки для лошадей. Но их использование было вынужденной и необходимой мерой». (Фото 7)

«Могу с уверенностью сказать, что лошади карачаевской породы самые выносливые, неприхотливые и преданные существа на свете. Дело в том, что организаторы не были стопроцентно уверены, что лошади смогут преодолеть это препятствие. И, когда мы уже пошли на восхождение, поднялась буря, альпинисты стали поспешно спускаться вниз, мы тоже решили переждать. Однако погода не становилась лучше, а ждать мы больше не могли. Одну лошадь мы оставили внизу у Приюта Одиннадцати на тот случай, если восхождение с Хурзуком и Дауром было бы неудачным, то мы попытались бы повторить попытку с Имбирем. Итак, с Хурзуком и Дауром мы пошли на восхождение. На каждую из них навьючили около 100 килограммов груза и время от времени садились сами. Уже скоро стало понятно, что лошади и здесь продолжают помогать человеку, облегчая ему передвижение и перевозку груза. На этой заоблачной высоте, которую даже люди не все могут перенести, а у лошадей других пород идет носом кровь, отекают легкие, то есть лошадь не выживает, карачаевская лошадь продолжала демонстрировать уверенность, высокую работоспособность, она не теряла осторожности при выборе тропы, продолжала адекватно воспринимать команды человека. Достаточно быстро восстанавливалась. Было такое ощущение, что она не чувствует разницы в 3000 метров от ее естественной среды обитания. Фото 8

Лошади вели себя на вершине Эльбруса абсолютно уверенно и спокойно. Это мы сходили с ума от счастья оттого, что экспедиция удалась. Все стало на свои места. Карачаевская лошадь на вершине Эльбруса. Она взошла на свой достойный пьедестал».

Эльбрус известен частой сменой погоды. Только что светит солнце и буквально за минуту все меняется, поднимается снежный вихрь, передвижение становится невозможным. Приходилось прятаться от вихря, зарывшись в снегу. Фото 9. Резко меняется температура. Представьте себе, что мы начали восхождение при температуре 20 градусов тепла и буквально за пару часов поднялись до минус 20. Но карачаевские лошади обладают прекрасным здоровьем и легко акклиматизируются в различных климатических условиях. Они устойчивы к простудным заболеваниям. Лошади карачаевской породы, наряду с рабочим использованием в сельскохозяйственном производстве, перспективны для массового конного спорта и пробегов, конной охоты и туризма, службы в армии. Наши лошади не заменимы для езды по крутым склонам, они не знают устали. Данное восхождение стало лишним тому подтверждением. Высокие качества карачаевской лошади еще в начале прошлого века сделали ее привлекательной для службы на границах... Уже тогда карачаевские лошади имели высокий спрос и высокую цену.

«С тех пор, как мы стали готовиться к экспедиции, мы просто жили ею. А это не много, немало, около четырех лет. На нас легла ответственность защищать имя, честь и достоинство карачаевской лошади. Мы благодарны всем, кто оказал нам помощь в организации экспедиции по восхождению на Эльбрус.»

Вот так с достоинством и простотой, используя самое простое обмундирование и рядовых карачаевских лошадей, эти люди совершили подвиг, вписав имя карачаевских лошадей в историю человечества. Они еще раз подтвердили основательность, сказанных доныне похвальных слов в адрес карачаевских лошадей. ( Фото 10)

Тогда в 1998 году Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской республики №288 от 26 сентября 1998 года все члены экспедиции были награждены Почетной грамотой Правительства КЧР, а позже Указом Президента РФ №277 от 13 марта 2002 года за весомый вклад в развитие спортивного туризма все участники этой экспедиции были награждены Орденом «За заслуги перед отечеством» II–ой степени. (Фото 11)

2.3. Конная амуниция.

Большую помощь в облегчении жизни лошадям оказали умения наших предков в изготовлении конной амуниции подходящей под особенности горной местности и физиологии карачаевских лошадей. Раньше наши предки изготовляли амуницию полностью из подручных средств. Обрабатывали шкуры, изготовляли детали из костей крупного рогатого скота, который сами и выращивали.

Карачаевское седло, как и вся амуниция, является уникальным произведением шорного искусства и своими истоками восходит к эпохе древних кочевников - скотоводов. Еще одним важным событием после одомашнивания дикой лошади стало изобретение узды и стремян, влияние которых на мировую историю трудно переоценить. При раскопках в окрестностях Кисловодска в конце 20 века из могильников алано-булгарского периода археологами были извлечены сёдла в удовлетворительном состоянии. Известно, что обычай сопровождения умершего жертвенными лошадьми в полной сбруе был специфической особенностью тюркских племен и народов. Являясь наследниками конной культуры скотоводов - кочевников, карачаевцы в чистоте сохранили многие её элементы.

В начале 20 века в Карачае ежегодно закупали до 13.000 лошадей для комплектования казачьих полков и регулярных соединений. Карачаевское седло также стало широко использоваться в кавалерийских частях Российской армии, а даже было заимствовано конницей тогдашнего противника - Османской Турции. Седло для верховой езды (ат джер) изготовляли мастера - седельщики. Это было сложное сооружение, в котором каждая деталь идеально выполняла свои функции. (Фото 12)

С навыками шорного искусства меня познакомили мастер шорного дела Байрамуков Магомед и народный умелец Байчоров Азрет. (Фото 13)

Изготовлению уздечки и плетки меня обучал народный умелец Байчоров Азрет. (Фото 14)

Уздечка делается из кожи быка, она толстая и прочная, не травмирует лошадь. Для плетки берут козью кожу, из-за того, что она тонкая, ручку плетки изготовляют из дерева «Аю тырнакъ» по-русски Бузина, потому что она мягкая и держит тепло и подстраивается под форму руки. (Фото 15- 22)

Названия каждой детали седла и узды с переводами на русский язык приведены в словаре. (Приложение 2)

Более подробное описание карачаевской седлы дается в Приложении 3

 

Заключение

Собирая материал для исследовательской работы, я узнал много нового и интересного. Поисковая работа очень увлекла меня. На основании результатов данного исследования было обосновано, что история лошади неразрывно связана с историей человечества. Коневодство в национальной культуре Карачаево-Черкесской республики исторически занимает важное место, является неотъемлемой частью хозяйственной жизни региона и традиционной сферой животноводства проживающих здесь народов. История народа всегда была теснейшим образом связана с выведением, использованием и совершенствованием собственных лошадиных пород. Лошадь в традиционном образе жизни горцев Северного Кавказа охватывала всевозможные сферы: хозяйственно-экономическую, военную, позднее – культурно-развлекательную и спортивную. Ввиду неугасающих перспектив и богатой истории, исследования и открытия в области коневодства региона по-прежнему не теряют актуальности.

Исходя из изученного материала, можно сделать следующие выводы: благодаря неприхотливости. преданности, выносливости, резвости, обучаемости, податливости карачаевская лошадь сыграла важную роль в развитии карачаевского народа.

Проведя практические исследования, я понял, что лошади и история народа переплетаются в течение многих столетий и даже тысячелетий. Порода лошадей - это наше культурное наследие. Мы должны делать все возможное, чтобы сохранить наследство, которое досталось нам от предков.

В результате исследования мы подтвердили нашу гипотезу: лошади карачаевской породы обладают такими качествами как выносливость, неприхотливость и преданность, именно эти качества помогли покорить высочайшую точку Европы – Эльбрус. Карачаевская конная амуниция – настоящее произведение искусства, знания и умения шорного дела на протяжении многих веков передавались из поколения в поколение, не теряя свою уникальность независимо от развития цивилизации. В дальнейшем хочется продолжить работу над проектом уже не один, а с единомышленниками. Чем больше нового я узнавал о лошадях, тем сильнее я полюбил это необычное животное.

Результаты исследовательской работы показали, что цель и задачи, поставленные в начале работы, достигнуты, гипотеза: «Карачаевская порода лошадей обладает уникальными особенностями, несвойственными другим» - подтвердилась.

Данная работа позволила мне актуализировать свои знания в данной области, а также узнать много нового о лошадях. Я в дальнейшем собираюсь углубленно изучать лошадей и шорное дело.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Паули Ванхала, Сини Сеппяля-Ванхала. «Жизнь лошади: день за днем». Москва, 7«Аквариум», 2005г.

2. Сибилла Луиза Биндер. «Как думает моя лошадь?». Москва, «Аквариум», 2007г.

3. Пол Стерри. «Лошади. Мир животных». Минск, «Белфакс», 1995г.

4. Софья Баскина. «О чем думает лошадь и как научиться ее понимать». Москва, «Аквариум», 2007.

5. Шеффер М. «Язык лошадей. Образ жизни, поведение, формы общения». Москва, «Аквариум»

6. Выдержки из книги М.Пис, Л.Бейли "Все, что нужно знать о лошадях" (издательство "Фаир-Пресс", 2006г) с сайта www.greyhorse.ru.

7. Для иллюстрации словаря использованы как фотографии автора работы, так и материалы сайта www.equestrian.ru.

8. Журнал «Наука и жизнь», №9, 2001г., статья Е.Володина и Е.Краснова «Язык четвероногих»

9. Ковтун П. А., Драгилев П. И. Лошадь карачаевской породы. Г. П. Р. «Коневодство», — 1939, — № 10-11. — С. 17.

10. Парфенов В. А., Хотов В. Х. Государственная племенная книга лошадей кабардинской и карачаевской породы. — Москва: Изд. МСХА, 1993.— 432 с.

11. Красников А. С., Хотов В. Х. Коневодство. — Москва: МСХА, 1995.—192 с.

12 Камбегов Б. Д., Балакшин О. А., В. Х. Хотов В. Х. «Лошади России: полная энциклопедия». — Москва. «РИЦ МДК», 2002. — 235 с.

13. Камбегов Б. Д. Коневодство и коннозаводство России. — Москва: Росагропромиздат, 1988. — С. 89.

14 Калинин В. И. К вопросу классификации конских пород // Конские ресурсы СССР. — Москва: Сельхозгиз, 1939. — С. 11.

15. Хотко С. Х. Карачай — страна на вершине Кавказа. Очерки истории и культуры Карачая. — Майкоп: «Полиграф-Юг», 2011. — С. 93.

16. Невская В. П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке (дореформенный период). Под редакцией кандидата исторических наук X. О. Лайпанова. — Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1960. — С. 23—28.

17. Невская В. П. Карачай в пореформенный период. — Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1964. — С. 85—86.

18. Бесленеев А. Д., Шаманов И. М. Очерки истории хозяйства и хозяйственного быта горцев Кубанской области. Вторая половина XIX века. — Черкесск, 1972. — С. 6—7.

Приложение 1

Фотоальбом

Фото 1. Форма копыта похожа на кувшинчик

Фото 2. На выставке молодых жеребцов Карачаевской породы.

Фото3. Я с генеральным директором конного завода Абу-Юсуфом Магометовичем Х.

Фото 4. Я с жокеем Махмудом Т.

Фот 5. Участники экспедиции на Восточной вершине Эльбруса

Фото 6. Я с Магомедом Ахматовичем Б., участником экспедиции.

Фото7. Магомед Ахматович Б. с жеребцом Даур во время экспедиции

Фото 8. Нелегкий путь

Фото9. Спрятались от вихря зарывшись в снегу

Фото 10. Магомед Ахматович Б. с жеребцом Даур в день награждения

Фото 11. Награды Магомеда Ахматовича Б.

Фото 12. Карачаевское седло изготовил мастер шорного дела Магомед Б.

 

Фото 1. Я у мастера шорного дела Магомеда Б.

 

Фото 14. Уроки по изготовлению уздечки дает умелец Азрет Б.

Фото 15. Как я делаю уздечку.

Фото 16

Фото 17

Фото18

Фото19. Как я делаю плетку.

Фото20

Фото21

Фото22

Приложение 2

Детали седла и узды

Детали седла.

Ат-джер – седло

Ангырчакъ -ленчик, арчак

Ал къаш - передняя лука  седла

Арт къаш - задняя лука седла

Кёпчек - подушка седла

Джауурлукъ - чепрак, подседельник.

Терлик – потник

Ёзенги – стремя

Ёзенги айыл - путлище, ремень стремени

Къууушхан - подхвостник, пахва - ремень с очком, в которое продевается хвост коня, чтобы седло не съехало коню на шею

Къанджыргъа баула - торока. Также: ат джерни тартхысы

Ёшюнлюк - нагрудник; нагрудный ремень

Айылла – подпруги

Ал айыл (ёшюн айыл) - передняя подпруга

Орта айыл (кёпчек айыл) - катаур, верхняя подпруга через седельную подушку. Также: тартхы айыл

Арт айыл (джамыз айыл) - задняя подпруга

Арыш (тартхы, тартхыч) - чересседельник, широкий кожаный ремень от передней до задней луки седла, укрепляющий ленчик

Тебеннги (къанат) - тебенек, тебенки (мн.), деталь седла для защиты боков лошади от натирания ремнями

Кхаптал - толстая войлочная подкладка под ленчик седла с округлыми краями

Тартхы и тартхыч - также называли повод от узды к первой подпруге, чтобы лошадь не поднимала голову высоко без нужды

Детали узды.

Джюген - узда, уздечка

Башлыкъ – наголовник

Къулакълыкъ - 1) ремешок через лоб лошади; 2)наглазник, шоры для пугливой лошади

Джаякълыкъ - застежный ремень под нижней челюстью лошади

Бурунлукъ - намордник; часть уздечки, надеваемая на нос лошади

Ауузлукъ – удила

Ауузлукъ тогъайла - кольца на удилах

Билеклик - повод узды

Кёз къапла - шоры от солнца над глазами лошади

Нохта – недоуздок

Приложение 3

Седло-произведение шорного искусства.

Основой седла является ленчик (ангырчакъ). Он вытачивался цельно из древесины твердых пород индивидуально по мерке лошади. Центральная часть ленчика была приподнята над хребтом лошади аркой, а боковые части плоско лежали на верхней стороне ее ребер. Таким образом, седло не натирало спину лошади и седока. И, что особенно важно, очень легким. Деревянная основа седла подвергалась тщательной обработке. По одному из методов ее смазывали особым составом и выдерживали в земле.

Ленчик седла имел высокие луки (къашла), благодаря которым всадник при крутом подъеме и спуске оставался в седле, не сползая на круп или шею лошади. На ленчик накладывалась кожаная подушка особой формы (кёпчек). Лучшими материалами для набивки седельной подушки считались олений волос, шерсть диких коз или козий пух. Иные подушки набивались конским волосом. Седельная подушка была трехслойной, что придавало ей особую мягкость и упругость. Под ленчик стелили толстую войлочную подкладку с округлыми краями площадью чуть больше его основания (къаптал). Эта войлочная подкладка лежала на подседельнике (джауурлукъ), сделанном из кожи на войлочной основе.

Подседельник стелился на войлочный потник (терлик). Седло крепилось к корпусу лошади с помощью трех широких ременных подпруг (айыл). Стремена (ёзенги) висели на ремнях путлищах (ёзенги айыл). Тебенки (тебеннги) из бычьей кожи, окрашенные красителем из коры ольхи (джерк) и украшенные тиснением, защищали бока лошади от натирания ремнями, а ноги всадника от лошадиного пота.

Длинный нагрудный ремень (ёшюнлюк) обвивал грудь лошади поперек и крепился к передней луке седла. Другой ремень прикрепляли к нагрудному ремню на груди лошади и, пропустив между передних ее ног, крепили к передней подпруге. Нагрудный ремень удерживал седло от сползания на круп животного. Место соединения этих ремней на груди лошади украшали особым вязанием из ремней или серебряным нагрудником (ёшюнлюк).

Другой ремень - подхвостник (къууушхан) крепился к седлу сзади и пропускался под хвостом лошади, чтобы удержать седло от сползания вперед. К лукам седла крепились сыромятные ремешки - торока` (къанджыгъа баула). На задние ремешки привязывали скатанную бурку.

Карачаевская конная сбруя имела и особенности. Ремень "тартхы" или "тартхыч" соединял кольца узды и переднюю подпругу под брюхом лошади, что фиксировало их и помогало всаднику в экстремальных ситуациях. Также во время военных действий в германскую и русско-турецкие войны карачаевские всадники, служившие в Дикой дивизии, крепили себя к седлу двумя ремнями, через бедра, приделанные к углам подушки седла. Это делалось для того, чтобы раненый или убитый кавалерист не остался на поле брани, когда кавалерия после атаки отступала на свои позиции. Ведь потерявшая седока лошадь возвращалась вслед за другими лошадьми.

Дополнительными атрибутами конской сбруи (ат керек) были переметные сумы (артмакъ): пара меньших перед седлом, и пара больших - позади. Переметные сумы делались из кожи и попарно соединялись между собой кожаным ремнем с отверстием в середине для вдевания тороков. В сумах возили провизию, а также ремонтные принадлежности: подковы (нал), гвозди (нал чюйле) и т.п. К седлу крепились чехол для ружья, чехол для пистолета, нож, аркан. К седлу относились бережно. Сняв с лошади, его не оставляли под открытым небом, не хранили в подсобном помещении, как сельхоз инвентарь. Седло вносили в дом, вешали на почетном месте возле серебряного оружия.

Просмотров работы: 17