Вышивка рушников Калужского края

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вышивка рушников Калужского края

Бекарева М.Н. 1
1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги
Гомалеева Н.В. 1
1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Калуга – древний и красивый русский город. Его официальная история ведется с 1371 года.

В 2021 году нашему году исполнилось 650 лет. Ко Дню города, как и в прошлом году, Калугу украсили в традиционном стиле. В основу праздничного оформления легла традиционная калужская вышивка. Концепцию разработал главный архитектор Калуги Алексей Комов (Приложение 1).

Поанализировав архитектуру Калуги, нам удалось найти дома с орнаментами вышивки (Приложение 2). Маргарита Николаевна Гумилевская в своей книге "Калужская вышивка" писала, что «…В начале семидесятых годов прошлого века основная застройка Калуги велась типовыми пятиэтажными хрущевками… Калужские архитекторы, старались избежать монотонности архитектуры Калуги различной отделкой фасадов домов. Особенно удачно смотрелась керамическая облицовка оформления торца фасадов панельных домов, созданная по мотивам калужской народной вышивки, придавая типовым домам индивидуальные черты...» [1, 45].

Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют выразительные средства художественной вышивки при разработке коллекций женской и детской одежды. Художественная вышивка становится средством особой выразительности в современной одежде, декоре различных интерьеров.

Но при этом сегодня, в 21 веке, народное творчество вышивки уходит на второй (второстепенный) план, несмотря на то, что произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре.

Цель работы: изучение калужской вышивки на примере вышивки рушников.

Задачи:

  • изучить литературу по данной теме;

  • найти и проанализировать вышивку рушников разных районов Калужской области;

      • создать свой рушник для сохранения традиций калужской вышивки в своей семье.

Объект исследования: Калужская область

Предмет исследования: вышивка Калужской области

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВЫШИВКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Народная вышивка Калужского края - одна из ярких страниц в художественной культуре русского народа. Она занимает свое, особое место, являясь одним из немногих «островков» в средней полосе России, где наряду с геометрическим орнаментом, бытовали красочные динамичные, со сложными композициями узоры. Они сохранили до нашего времени элементы древнего народного мировоззрения. Расшифровывая образный язык узоров, глубже проникаешь в духовный мир наших предков, постигаешь ту нравственную и эстетическую суть, что составляла основу их жизни [5, 12].

Большинство из дошедших до нас калужских вышивок выполнено в основном в середине и конце XIX века. Однако вышивка бытовала у крестьян отдельных районов Калужской области ещё довольно долго, её можно было видеть на народном костюме жителей некоторых деревень Калужского и Перемышльского районов в 20-х годах нашего столетия. В настоящее время старинные калужские вышивки хранятся в музейных собраниях, а также у некоторых местных жителей. Богатая коллекция копий-зашивок с народных узоров имеется в фонде Тарусской артели вышивальщиц, возникшей в 1924 году. Мастерицы этой артели, творчески используя характерные особенности старинной калужской вышивки, создают изделия, украшающие наш быт и одежду (Приложение 3) [8, 4].

В русском народном костюме важную (подчас главенствующую) роль играло украшение вышивкой. Оно дополнялось ткаными узорами, цветными лентами, сочеталось с фактурой ткани и кроем одежды.

Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлениям наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Поэтому основное значение вышивки в древности-охранительное. Охранительным узором вышивки покрывались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан). Важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека [10].

В украшении народной одежды Калужского края XIX - первой четверти XX вв. использовались разнообразные приемы вышивки. Праздничные головные уборы в некоторых местах вышивались золотной или серебряной нитью. В юго-западной части края предпочтение отдавалось плотной вышивке – «бранье», имитирующей браное ткачество. С конца XIX в. заметное распространение получила вышивка крестиком [5,15].

Среди вышивок различных русских областей народная калужская вышивка отличается особой декоративностью и выразительностью. Яркая и красочная, она богата изобразительными мотивами, переданными своеобразным приемом вышивания — «цветной перевитью». На насыщенном красном фоне этой строчевой вышивки (строченая вышивка исполняется на сетке, образованной путем выдергивания из ткани поперечных и продольных нитей). В цветной перевити сетка, являющаяся фоном для вышитых фигур, густо перевивается цветными нитками) чётко выделяются белые фигуры людей, коней, птиц, узоры растительного и геометрического характера. Отдельные вкрапления синего, желтого, иногда зеленого цвета, оживляя фигуры и вплетаясь в фон, усиливают общую красочность вышивки [8, 6].

Этот тип вышивки был наиболее распространен в Перемышльском, Калужском, Медынском, Тарусском и Козельском уездах. В юго-западной части края перевить встречалась реже, в ней преобладал геометрический орнамент. В Бояновичской волости Жиздринского уезда (Хвастовичский район) цветная перевить была очень редка [3].

ГЛАВА 2. ВЫШИТЫЙ РУШНИК – ЧАСТЬ ОБРЯДОВОЙ ЖИЗНИ ЖИТЕЛЕЙ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Особую обрядовую роль на протяжении всей жизни человека играли полотенца, в бытовании тесно соприкасаясь с костюмом. Когда человек рождался, непременным участником всех связанных с этим обрядов, крестин было полотенце. В свадебном ритуале полотенце также играло ведущую роль. Гроб в могилу опускали тоже на полотенцах. Вышивке в отделке полотенец уделяли большое внимание. Вовремя засухи, эпидемий все женщины одного селения в течении одного дня ткали и вышивали «обыденное» полотенце («об один день»). По поверьям крестьян оно обладало магической силой и могло отвести бедствие от села [7, 76].

С наибольшей полнотой своеобразие и художественные особенности «цветной перевити» проявились в украшении обрядовых полотенец, без понимания особой функции которых невозможно понять декор украшавшей полотенца вышивки (Рис.1).

Орнаментированное полотенце в народном быту использовалось преимущественно в семейной обрядности. Наибольшее количество узорчатых полотенец предназначалось для свадебного обряда, в котором они выступали в различных функциях, обозначаясь особыми терминами. Это были «стеновые» и «дарные» рушники, деталь свадебного костюма – «убрус» или «дымка»; или особое полотенце - «на водонос». На одном из этапов традиционного свадебного обряда, когда молодые отправлялись по обычаю на источник за водой, их сопровождал узорчатое полотенце, которое вешалось на особое коромысло – водонос, служившее для подъема ушата с водой. Полотенце служило как бы символом, позволявшим зачерпнуть воды, несмотря на шутливо мешавших односельчан (Рис.2).

Рис.1 Рис.2

Особенно нарядное полотенце вышивалось невестой для жениха, которое он надевал к венцу, заткнув за пояс, причем длинные вышитые концы висели почти до земли. В этом случае полотенце выступало в роли детали мужского свадебного костюма. Узорчатое полотенце с вышивкой украшало и костюм невесты, оно вешалось ей на шею так, чтобы свободные концы спускались на грудь почти до края одежды. Кроме того, полотенцем из тонкой льняной ткани – «дымкой», длиной 200 – 250 см. покрывали голову невесты, ехавшей к венцу (Рис.3).

К свадьбе заранее готовились «дарные рушники», иногда до тридцати и более, которыми невеста или её мать одаривали родственников жениха. Причем, полотенца дарились мужчинам, женщинам – холст, а девушкам – тканые узорчатые заготовки для рубах (Рис.4).

Рис.3 Рис.4

Полотенце служило опознавательным знаком свадебных чинов. На «дружке» оно было символом его ответственной должности, а при поездке к венцу в Мещовском уезде сваха со стороны жениха повязывала голову полотенцем. В обряде обручения узорчатый рушник, которым трижды обводили вокруг голов жениха и невесты, и коврига хлеба символизировали согласие на брак. Повсеместно полотенцами и цветными лентами украшались дуги конской упряжи свадебного поезда (Рис.5).

Рис.5

В калужских селах красочными «стеновыми рушниками» с узорным ткачеством и широкими полосами «цветной перевити» на концах украшали стены избы в годовые праздники. «Преображали горницу» и на одном из этапов свадебного обряда. Вдоль стен на значительной высоте натягивали веревку, на которую вешали полотенца, что не только видоизменяло интерьер жилища, но и служило показателем трудолюбия и мастерства хозяйки.

Тонкое холщовое полотенце было также и составной частью традиционного женского крестьянского головного убора с кичкой. Но в начале XX в. воспоминания о таком полотенце – «убрусе» сохранились слабо. Свернутый в четыре раза полосой «убрус» повязывали по лбу до бровей поверх покрытой платком кички, концы скрепляли лентой на затылке. Такой убор носили пожилые женщины в праздники [2, 17].

В коллекции Калужского краеведческого музея хранится «убрус» середины XIX в. из с. Варваренки Перемышльского уезда. Это полотенце тонкого холста длиной 214 см, им повязывались пожилые женщины в большие праздники. В д. Збродово Лихвинского уезда полотенцем из очень тонкого, почти прозрачного холста покрывали голову невесты, идущей к венцу. «Убрус» от обычного полотенца отличался тонкостью ткани [10].

Разностороннее функциональное значение вышитого полотенца в народной культуре Калужского края определяло высокие требования к его художественному оформлению, в определенной мере регламентируя декор. Среди перемышльских крестьян лучшими считались такие узоры вышивки как «медведи» (изображения животных с когтистыми лапами) или «кони» (т.е. всадники), что, вероятно, было связано с древней благожелательной символикой этих узоров, к концу XIX в. уже основательно забытой (Рис.6).

Художественный облик полотенца, изготавливавшегося даже в первой трети XX в. из домотканого холста, складывался из многих частей.

Как правило, узорное ткачество было выполнено с использованием ниток красного цвета, иногда с расцветкой желтыми, зелеными и синими.

Ближе к концам вшивались несколько полос вышивки, чередовавшиеся с шелковыми лентами таких же тонов. Причем, расположенные ближе к концу полотенца полосы вышивки были намного шире верхних, т.е. декор книзу зрительно становился массивнее. Края полотенца отделывались бахромой, плетеным и вязаным кружевом различного вида (Рис.7).

Рис.6 Рис.7

Цветовая гамма узорчатого полотенца севера Калужского края отличалась насыщенностью красного и белого цвета, но в юго – западной части края в вышивке преобладала золотисто – оранжевая гамма с введением в узор черного цвета, и использовались для вышивания шерстяные нитки [8,23].

ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КАЛУЖСКОЙ ВЫШИВКИ

Нами были проанализированы рушники разных районов Калужской области, которые находятся в музеях Калужской области и личных коллекциях, и выделены основные символы вышивки (Приложение 4).

Символики разнообразных узоров вышивки с древнейших времен имела глубокий смысл. В XIX-нач. XX вв. Мастерицы-вышивальщицы не всегда уже могли точно его объяснить, но они помнили благожелательность древних узоров.

В узорах особое значение придавалось солярным знакам-символам солнца. Издавна ими считались круг, прямой четырехконечный крест, круг с радиусами, круг с вписанным в него крестом. Солярные знаки часто вышивались рядом с всадниками, олицетворявшими солнечное божество. Вышивая эти знаки, мастерицы как бы молили солнце послать больше тепла на крестьянские поля, согреть все живое своим светом. Ряд женских фигурок с поднятыми вверх руками – «куколки» - как бы изображал эту мольбу.

Вестниками солнца были многочисленные птицы. В вышивке это «павы» с изящным контуром туловища и пышным хвостом, более скромные петухи и другие изображения [6, 56-57].

Различные ромбы были символами плодородия, они как бы изображали крестьянские поля: ромбы с перекрестьем посередине-засеянное поле, ромбы с продленными загнутыми крюками сторонами-поле, давшее всходы. Такую же символику имел орнамент в виде небольших ростков с завивающимися побегами.

Вышитые на женском костюме, эти узоры несли в себе пожелания счастья и процветания в семье, а двуглавая птица на головных уборах была символом пожелания счастливого материнства [6, 68].

Два зверя с когтистыми лапами по сторонам небольшого растения, в представлении мастериц-вышивальщиц, охраняли «древо жизни» - основу всего живого. Красочные птицы- «павы» по сторонам сложного солярного знака были спутниками солнечного божества. Необычный орнамент-ряд свастик с загнутыми вправо концами у многих народов означал движение солнца по небосводу. В узорах полотенец-разнообразные всадники, подбоченившиеся женские фигурки, птицы, чередующиеся со стилизованными цветками-розетками. Геометрические узоры-многочисленные разновидности ромбов, используются и как самостоятельный сюжет и как дополнительные детали к другим узорам.

Самые красочные полотенца использовались в свадебном обряде. Задолго до этого события каждая девушка готовила холсты, узорчатые вышитые концы к полотенцам, привлекая к этой работе подруг. Ведь с детских лет крестьянские девочки учились

иль шить, вышивать,

иль узоры выбирать.

Или прясть, или ткать,

иль початочки мотать [4, 56].

Вышитыми рушниками – «дарами» - невеста одаривала жениха, его родственников, участников свадьбы, по ним судили о ее мастерстве и трудолюбии.

В узорах свадебного полотенца Перемышльского уезда - всадники, едущие один за одним. На ярко-красном фоне четко выделяются белые, строго геометризированные фигурки коней. Вверху солярные знаки и небольшие фигурки птиц. В вышивке нет перспективного углубления, все фигуры размещены в одной плоскости, но вместе с тем сюжетно связаны между собой. Это одна из древних черт русской народной вышивки [8, 34].

В коллекции Калужского краеведческого музея несколько вышивок со сложными трехсоставными композициями. Насквозь пронизан символикой огня, солнца и плодородия рисунок на полотенце, где изображены две птицы «павы» по сторонам усложненной геометризированной фигуры. На конце полотенца из д. Горки Перемышльского уезда - фигурки зверей с гривами, взвившимися процветшими хвостами и поднятой когтистой лапой по сторонам цветущего «древа жизни». Местное название узора – «медведи», хотя вышитые звери совсем на них непохожи. В этом названии, вероятно, отразились древние народные представления, связанные с культом медведя. Вера в исцеляющую и отвращающую заговоры силу медведя была жива в Калужских деревнях вплоть до начала XX в.

В узорах цветной перевити встречается сюжет, изображающий ряд геометризированных женских фигурок с поднятыми кверху руками. Фон вышивок расцвечен перекрещенными ромбами-символами плодородия и в верхней части солярными знаками. В вышивке полотенца из с. Корекозово Перемышльского уезда этот мотив уже несколько видоизменен. Ряд подбоченившихся женских фигурок осмыслялся как хоровод, название узора – «куколки». Такой же узор на конце полотенца из д. Пучково Калужского уезда выполнен в технике белой перевити, орнамент и фон вышиты белыми нитками. В этой технике выполнены еще два конца полотенец: всадники на вышивке из д. Анненки Калужского уезда и цветочный побег вышивки из с. Озерское Перемышльского уезда (Козельский район). В расцветку узора здесь лишь очень незначительно введены голубые и соответственно красные нитки [10].

В узоре полотенец, как и во всей народной вышивке, значительную роль играли разнообразные виды птиц: «павы» с пышными хвостами и хохолками, более скромные «петухи» с хвостами- «елочками», «утки» с приземистыми туловищами. Птицы окружены особым вниманием не только в вышивке, но, естественно, во всем фольклоре:

Тут летела пава

Через синие моря,

Уронила пава

С крыла перышко.

…............................

Прилетела пава

Середь двора пала [4, 56].

В цветной перевити композиционно птицы оформлены в трехчастные группы, а также ряд фигур или чередуются с солярными знаками. В таком построении орнамента этот тип вышивки сохранил элементы древнего стиля.

Растительный мир в узорах цветной перевити, украшающей полотенца, представлен в основном как дополнительный мотив в виде розеток, вазонов. Интересен сюжет вышивки полотенца из с. Корекозово Перемышльского уезда, представляющий ряд раскидистых деревцев с геометризированными контурами. Фон обильно расшит солярными знаками. Вышивальщицы в начале XX в. называли этот узор «сады».

Очень разнообразны геометрические узоры калужской вышивки. Это многочисленные модификации ромбов-символов плодородия, крюковые мотивы. Символы солнца – «круги» вышитые по продернутому холсту, также приобрели очертания ромба. В каталог включены два обрядовых полотенца с редким свастическим орнаментом, изображающим ряд косых крестов с загнутыми концами. Такой узор неудивителен в вышивке полотенца Гамаюнщины Калужского уезда или д. Никитское Жиздринского уезда. Издавна у многих народов такой орнамент являлся образом солнца, движущегося по небосводу [10].

Узоры калужской вышивки не оставались неизменными на протяжении столетий. Время вносило свои изменения как в материал, технику исполнения, так и в сюжеты.

С конца XIX в. широкое распространение получают вышивки крестиком, выполнявшиеся обычно красными и черными нитками. В них преобладал растительный орнамент, изображения несложного мира людей, домашних животных и птиц, окружавших крестьянина. Узоры вышивок крестиком были распространены во многих селах и городах России и, как правило, почти не несли в себе своеобразных черт местной народной художественной культуры. Однако в ряде случаев элементы традиционных сюжетов использовались и в вышивке крестиком [1, 87].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы нами были сделаны следующие выводы:

  1. Народная вышивка Калужского края – одна из ярких страниц в художественной культуре русского народа. Она занимает свое, особое место, являясь одним из немногих «островков» в средней полосе России.

  2. Вышивка несла элементы древнего народного мировоззрения.

  3. Вышивкой украшались те части костюма, через которые по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к нему человека. Поэтому основное значение вышивки в древности – охранительное.

  4. В украшении народной одежды Калужского края XIX - первой четверти XX вв. использовались разнообразные приемы вышивки: вышивка золотной или серебряной нитью, «бранье», имитирующей браное ткачество, вышивка крестиком.

  5. Среди вышивок различных русских областей народная калужская вышивка отличается особой декоративностью и выразительностью. Яркая и красочная, она богата изобразительными мотивами, переданными своеобразным приемом вышивания — «цветной перевитью».

  6. Особую обрядовую роль на протяжении всей жизни человека играли полотенца, в бытовании тесно соприкасаясь с костюмом.

  7. Для сохранения традиций калужской вышивки нами был выполнен рушник, в котором использовались цветочные элементы, олицетворяющие благополучие, достаток, и два голубя, являющиеся символом семейного счастья (Приложение 5).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гумилевская М.Н. Калужская вышивка. – Тула: «Приокские зори», 2006.

  2. Дмитриев Н.Л. Свадебный обряд. – Калуга, 1996.

  3. Калужский областной краеведческий музей. Научный архив. Экспедиционный отчет 1985 года.

  4. Калужский фольклор. Сост. Ермаченко А.В. – Тула, 1979.

  5. Народная вышивка Калужского края. Сборник Калужского краеведческого музея. – Калуга, 2009.

  6. Рыбакова Б.А. Символика узоров в народной вышивке. – Москва, 1987.

  7. Филеева В.А. Русская народная вышивка. – Ленинград, 1976.

  8. Яковлева В.А. Калужская народная вышивка. – Тула, 1988.

  9. https://anre-schastlivy.livejournal.com/3827.html

  10. Данные Калужского краеведческого музея.

  11. Данные краеведческих музеев Калужской области.

  12. Семейные архивы

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Украшения ко Дню города

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дома по улице Ленина в городе Калуга

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тарусская фабрика вышивки

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Дом мастеров (Калуга)

Краеведческий музей (Таруса)

Краеведческий музей (Козельск)

Краеведческий музей (Жиздра)

Деревня Песочня Ферзиковский район

Село Бахмутово Барятинский район

Село Бояновичи Хвастовичский район

Деревня Ипинка Перемышльский район

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Просмотров работы: 8