Особенности народно-сценического танца Калужской области

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности народно-сценического танца Калужской области

Иванова Н.Ю. 1
1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги
Гомалеева Н.В. 1
1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Что такое народный танец? Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им» [7].

Игорь Александрович Моисеев, советский и российский артист балета, танцовщик, балетмейстер, хореограф, педагог.

Русский народный танец - один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, труда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно- общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди-плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок [4, 6].

О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирались девицы и молодцы «хороводились и играли кругами» [8].

В 5-7 веках народный танец исполняли во время «игрищ». На их характер налагали отпечаток древне-языческого представления. В 8-9 веках складывается первое древнерусское государство - Киевская Русь. Принятие христианства способствовало развитию культуры: возводятся храмы, развивается письменность. Народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца: зарождаются сценические формы народных творчеств.

В современное время мы сталкиваемся с русскими народными танцами в основном только в исполнении хореографических коллективов.

В нашем городе достаточно много хореографических коллективов. Я занимаюсь в народном самодеятельном коллективе «Ансамбль танца «Образ» с 5 лет (Приложение 1). Мы проанализировали танцевальный репертуар основных хореографических коллективов нашего города и выяснили, что народных танцев Калужской области практически нет (Приложение 2).

Цель работы: изучение особенностей народно-сценического танца Калужской области.

Задачи:

  • изучить литературу по данной теме;

  • найти и проанализировать видеоматериалы по хореографической работе;

  • побеседовать с педагогами калужских хореографических коллективов;

  • создать свою хореографическую композицию.

Объект исследования: Калужская область

Предмет исследования: элементы народного танца Калужской области.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО ТАНЦА В РОССИИ

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека и в тесной связи с ней. На протяжении своего развития русский народный танец всегда был связан с трудовым календарным сельскохозяйственный годом (посев, сбор урожая и т.п.). Также он тесно связан и с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождение, свадьба, игры и т.п.). Посредством танца народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.

Русский народный танец неразделимо связан с русской песней, которая всегда была неотъемлема от жизни народа. Песня повлияла на характер и стиль танца, определив особенности манеры исполнения русского танца, наполнив его содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и пластикой. Русский народный танец создавался на протяжении многих столетий, и его по праву можно назвать энциклопедией социальной жизни народа [1, 20-21].

Русский народный танец развивался в тесной связи с историей всего русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия находили отражение в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Каждые перемены в быту русского человека накладывали отпечаток на танец, который, в свою очередь, видоизменялся. Изменялись формы танца, его виды, техника. В истории русского народа можно выделить несколько периодов и проследить по ним состояние народного танца.

Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен, существуют народные игрища или сходбища, где встречались племя, род или несколько племен или родов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятиям, из множества могучих существ-богов и духов. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.

Древние славяне занимались земледелием, охотой, они были мирными, гостеприимными людьми и почти не знали воинственных плясок. В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложили отпечаток земледельческий быт славян. Игрища эти были приурочены к календарным языческим праздникам (Приложение 3).

Введение христианства в качестве официальной государственной религии повлекло за собой изменение характера жеста в танце, стали появляться новые танцевальные движения. В этот период некоторые из языческих обрядов отмирают, другие же, потеряв свое первоначальное значение, переходят в игры.

Х-XI вв. - период яркого расцвета среднерусского феодального государства, его культуры, искусства. Для этого периода характерен и большой подъем в творчестве народа. Описание хороводов, плясок, песен являющихся неотъемлемой частью народных праздников и княжеских пиров того времени, сохранилось в летописях, устном народном творчестве - былинах, сказках, а также в рисунках и фресках [10].

Большую роль в развитии, совершенствовании и популяризации русского народного танца сыграли скоморохи. Они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски. Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение (Приложение 4) [11].

С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра. Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, а с ними новые европейские порядки и новые правила светского обхождения, которые регламентировались самим царем.

В обязательную программу петровских ассамблей входили различные европейские танцы: менуэт - французский танец, польский - типа полонеза, английский - англез, сочиненный в Петровскую эпоху танец типа немецкого гросфатера и др. Все должны были знать новые танцы, их преподавали и в учебных заведениях и в частных школах. Распространению новых светских танцев также способствовали иностранные артисты, торговцы, военные и многочисленные заграничные мастера, живущие в России.

Указами Петра устанавливаются правила поведения не только на торжественных приемах и ассамблеях, но и на семейных праздниках и свадьбах. Эти правила, состоящие из шестидесяти трех параграфов, напечатали в специальном пособии для обучения и воспитания детей дворян. В правилах говорилось и о поведении во время танцев (Приложение 5).

Вместе с танцами в быт входила светская музыка, что было не менее значительным событием, так как свидетельствовало о росте в стране музыкальной культуры. Интерес к танцам все больше возрастал. Появились первые учителя танцев - танцмейстеры, которых выписывали из-за границы. Они не только учили танцевать, но и воспитывать учеников [3, 64].

Русское государство в XIX в. проходит процесс своего развития. Появляется рабочий класс, обостряется классовая борьба, растет революционный протест народа и его национальное самосознание. Развитие капитализма в России, формирование рабочего класса, рост городов и городского населения с образованием в них новых социальных групп - ремесленников, мещан, мелких служащих, городской прислуги и т.д., - нарушение патриархального семейного быта - все это не могло не отразиться на народном творчестве, в частности на русском народном танце, на его содержании и художественной форме. Рабочие и мелкие служащие, городская прислуга, студенты и приказчики вносят в исполняемые ими пляски свой характер, жесты, мимику, свою манеру исполнения. Многие пляски и хороводы этого времени связаны с проведением рабочих маевок и с городскими гуляньями. Появляются городские и фабричные кадрили, новые танцы – «коробочка», «полька-бабочка», «тустеп» и др. (Приложение 6) [8].

Развитие профессионального балетного театра немало способствовало популяризации на русской сцене народного танца, всячески стремясь найти ему достойное место на профессиональной сцене.

Каждая эпоха в истории русской хореографии выдвигала не только блестящих мастеров классического стиля, но и одаренных исполнителей, народного танца [9].

В советскую эпоху происходит истинный расцвет народного танца. Уже первые фестивали и смотры, в которых участвуют представители всех республик и национальных округов страны, демонстрируют огромные художественные богатства, выдвигают одаренных исполнителей, энтузиастов народного танца. Тысячи самодеятельных коллективов пробуют свои силы в создании новых танцев, в возрождении забытых национальных композиций.

Советская эпоха воспитала целую плеяду талантливых мастеров, тонко понимающих стиль национального танца, умеющих доносить его подлинно народные черты.

В советскую эпоху изучению национального народно-сценического танца придается огромное значение. Это одна из профилирующих дисциплин в системе среднего и высшего хореографического образования [5, 47].

Сложные проблемы народной хореографии начали успешно решаться в конце 40-х годов.

Эти годы ознаменовались созданием нового жанра танцевального искусства, контуры которого были подсказаны самой жизнью, небывалым расцветом народного творчества. Он получил название «ансамбль народного танца». Оказавшись самым массовым и любимым видом искусства, он сразу снискал популярность и любовь самого широкого зрителя. В 1937 году был создан первый такой ансамбль. Задачи ансамбля народного танца были точно сформулированы создателем этого ансамбля. И. Моисеевым. «Задачи ансамбля, - писал он, - создать пластические образы народного танца, отсеять все ненужное и чуждое ему, поднять исполнительское мастерство народных танцев на высший художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд старых танцев, а также творчески влиять на процесс формирования народных танцев». Черпая в народном искусстве материал для своего творчества, Моисеев создает новые, свои собственные танцы, по духу такие близкие народу, что народ не только принимает их, но и считает своими. Сразу же после войны Моисеев создал сюиту из польских танцев, а затем показал целую программу «Мир и дружба», куда вошли танцы многих стран. Не трудно было заметить, что истоком этой программы является подлинно народный танец (Приложение 7).

В настоящее время все народы нашей страны имеют свои ансамбли народного танца. Танцевальные группы Хора имени Пятницкого, Уральского хора, ансамбль «Березка» и многие другие ансамбли знает весь мир и ценит их смелое творчество, художественность формы и внутреннюю трепетность (Приложение 8).

Русскому танцу сотни лет, но в настоящее время он переживает новый этап в своем развитии. Наряду с устоявшимися видами русского народного танца и традиционными формами его исполнения и построения возникают новые виды, создаются новые формы построения. Интерес к нему повсеместен. Все большее количество молодежи принимает участие в пропаганде и широком распространении русского танца. Сегодня нет ни одного танцевального коллектива, как самодеятельного, так и профессионального, который не имел бы в своем репертуаре русского танца. Танцевальные ансамбли, народные хоры и самодеятельные коллективы Российской Федерации и других республик также включают в свой репертуар русский танец. По всему миру разнесли славу русского народного танца наши многочисленные профессиональные, а также самодеятельные коллективы, группы исполнителей, дуэты и солисты.

Изучение русского народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения дают возможность создавать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека, и что очень важно - образ нашего современника [6, 11-12].

ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Калужский народный танец – это отрасль народного творчества, которая является наименее изученной и описанной в литературе. Но в то же время, без нее невозможно получить достаточно полное представление о своеобразии и неповторимости народного искусства Калужской земли.

Калужский народный танец не стал ядром золотой танцевальной коллекции народных танцев России. Он не значится в научных каталогах по теории жанра. Танцевальная культура калужан отстает в своем разнообразии от других областей России. Но калужский танец прочно укоренен в сфере художественной выразительности народа, его чувств, тревог и надежд [12].

В Калужской области не существует своего характерного калужского танца (как, например, в Курской области – «Тимоня», в Смоленской – «Смоленский гусачок», на Урале – «Уральская шестера», в Белгородской области – «Порушка-Параня» и т.п). Но существуют танцы, которые содержат характерный калужский лексический материал и манеру исполнения. По словам Валентины Георгиевны Евтеевой, заслуженного работника культуры Калужской области, педагога-хореографа, «… это такие крупицы, это просто внутреннее состояние. Плюс, читаешь и учишь народные праздники, игры, характерные для Калужской области, и, исходя из этого, что-то делаешь. Изучаешь вышивки, народные калужские костюмы и делаешь выводы об элементах народного калужского танца» [14].

Что образует хореографический арсенал калужского народного танца? Это приплясы, дроби, переступки, повороты и завороты, вращения – всё, что не является уникальным, но калужанами исполняется на свой манер.

Побеседовав с калужскими педагогами-хореографами, посмотрев документальный фильм «Люблю тебя, моя Россия. Концерт хора им. М.Пятницкого» (1980 год), нам удалось выявить некоторые особенности калужского народного танца.

В Калужской области, как и в любой другой, существуют свои особые движения и положения рук, которые также используются в танцах хореографических ансамблей. Это покачивание бедрами в танце, лихо приподнятый подбородок. Особенность манеры исполнения танцев обусловлено географически, Калужская область стоит на южной границе средней полосы России, поэтому манера исполнения танца смешанная: южнорусская и среднерусская, отсюда прямой корпус, ноги в полуприсяде, очень активное крепкое бедро, стопа сокращена, а движения, исполняемые калужанами, скромные [2, 451].

Дробный ход. Музыкальный размер – 2/4.

На «и» - слегка приподнять левую ногу над полом.

«раз» - шаг на левую ногу присогнутую в колене, правую приподнять над полом.

«и» - шаг на правую ногу с ударом всей стопы по полу, левая нога приподнимается от пола.

«два-и» - тоже, что на «раз-и».

Движения исполняется с большим продвижением вперёд, руки делают вращательные движения от локтя (снаружи-вниз).

Дробная дорожка. Музыкальный размер – 2/4.

На «раз» - шаг на левую ногу, удар пяткой правой ноги у левой.

«и» - шаг на правую ногу, удар пяткой левой ноги у правой.

На «два-и» - исполняется то же самое, что и на «раз-и».

Движение исполняется с большим продвижением вперёд или на месте. Руки, чуть согнутые в локтях, переводятся из стороны в сторону на уровне бёдер.

Поочередные выстукивания. Музыкальный размер – 2/4.

«раз» - ударить всей стопой правой ноги рядом с левой, одновременно левая, согнутая в колене, поднимается над полом.

«и» - ударить сильно в пол всей стопой левой ноги рядом с правой.

«два-и» - повторить все на «раз-и».

Ход вперёд, переводя свободную ногу из выворотного положения в невыворотное.

«раз» - маленький шаг вперёд с подскоком левой ногой на всю стопу, правую ногу, согнутую в выворотном положении, поднять перед собой.

«и» - опустить правую ногу на носок перед собой в выворотном положении.

«два» - маленький шаг вперёд с подскоками левой ногой, правую ногу приподнять.

«и» - опустить правую ногу на носок справа в невыворотном положении.

Движение продолжается с другой ноги.

Шаг с ударом каблуком и притопом этой же ногой.

«раз» - шаг вперёд правой ногой.

«и» - ударить каблуком левой ноги рядом с правой.

«два» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой.

«и» - пауза. Движение продолжается с той же ноги или начинается с другой.

Калужское выстукивание.

«раз» - ударить всей стопой правой ноги вправо.

«и» - ударить всей стопой левой ноги рядом с правой.

«два» - ударить всей стопой правой ноги вправо. Одновременно левая нога, согнутая в колене, поднимается над полом. Движение начинается с левой ноги в левую сторону. Особенность этого движения - повороты бедер в сторону начинающего движение. Плечи остаются неподвижны. Руки через верх переводятся в ту сторону, куда начинается движение.

Три шага с притопом.

«раз» - шаг правой ногой вперед.

«и» - шаг левой ногой вперед.

«два» - шаг правой ногой вперед.

«и» - удар всей стопой левой ноги рядом с правой.

Покачивание бедрами. Движение характерно для женщин.

«раз» - шаг правой ногой вправо, бедра подаются вправо.

«и» - шаг левой ногой влево, бедра подаются влево.

«два» - шаг правой ногой вправо, бедра подаются вправо, левая нога отрывается от пола и подводится к щиколотке правой ноги.

«и» - пауза.

Все движение начинается с левой ноги и может заканчиваться вместо паузы на «и» соскоком на две ноги.

Боковое выстукивание.

«раз» - шаг левой ногой.

«и» - удар каблуком правой ноги рядом с левой.

«два» - удар подушечкой стопы правой ноги в сторону.

«и» - пауза.

Существуют и особые движения рук, с одной стороны это положения рук на уровне глаз, с другой руки в кулаках на поясе или на боку, придерживая подол платья.

1. Руки опущены вниз.

2. Обе руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Кисти открыты ладонями вперёд. Во время танца кисти движутся вправо, влево, локти остаются неподвижными.

3. Второй вариант – руки исполняют легкое покачивание вверх-вниз.

4. Третий вариант – руки исполняют круговые движения от центра и к центру.

5. Обе руки согнуты в локтях на уровне груди. Кисти открыты ладонями «к себе». Во время танца ладони вращаются вокруг друг друга, «к себе», «от себя».

6. руки приподняты над головой, кисти свободные. Руки исполняют покачивание из стороны в сторону.

7. Положение «подбоченившись».

8. Левая рука в кулачке лежит на поясе. Правая – ладонью на тыльной стороне левой руки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народно-сценический танец – это направление, которое не теряет своей ценности даже в эпоху стремительного развития современного танца. Он может видоизменяться, совершенствоваться, но фольклорная основа всегда будет присутствовать в данном виде танца и именно в этом состоит его главная ценность. Старинная культура народа, которая во многих странах начинает теряться, возрождается на сцене благодаря народно-сценическому танцу.

Безусловно, каждая часть необъятной России имеет свои особенности и каждый коллектив, расположенный на территории России, должен в той или иной мере изучать эти особенности и знакомить с ними своих воспитанников.

В данной работе мы рассмотрели особенности танца Калужской области, которые реализуются в деятельности различных хореографических ансамблей. Эти ансамбли, расположенные на территории Калужской области, через различные приемы знакомят своих учащихся с особенностями фольклора их родного края.

В Калуге исполнялись практически все танцы, которые исполняли в России: и всевозможные парные пляски типа «Костромы», и характерная сольная «Казачок». Когда-то в Калуге танцевали и кадриль, но, к сожалению, она до нашего времени не дожила, по крайней мере в народной среде. Очень распространены были хороводы (орнаментальные, игровые, посиделочные. величальные). Большинство хороводов обрядового смысла. Можно заключить, что и в танцах, исполняемых калужанами, воплощен театр человеческой жизни.

Данный материал нами был использован для создания собственной хореографической композиции, с которой мы принимали участие в городских и всероссийских конкурсах (Приложение 9).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богданов Г.Ф. Русский народный танец. История и теория. – М.: «ЮРАЙТ», 2002.

  2. Заикин, Н. И. Областные особенности русского народного танца. Учебное пособие ч. II. – Орел, 2004.

  3. Захарова О.Ю. Русские балы и конные карусели. М., 2000.

  4. Матвеев М.Ф. Русский народный танец. – С.-Петербург: «Лань-пресс», 2019.

  5. Устинова Т.А. Русский народный танец. — М.: Искусство, 1976.

  6. Фетисова, Н.Е. Теория и история хореографического искусства: советский период (1917-1991 гг.): курс лекций / Н.Е. Фетисова. – Орёл: ОГИИК, 2012.

  7. https://www.samara-culture.ru/dance/folk-dancing/moiseev

  8. http://koi.tspu.ru/koi_books/Timoshenko/1.htm

  9. https://www.letopis.info/themes/dancing/istorija_russkogo_narodnogo_tantsa.

  10. http://rusnardom.ru/istoriya-russkogo-narodnogo-tantsa

  11. http://slavyanskaya-kultura.ru

  12. Видеоурок «Народный танец по-калужски» к курсу «Калугаведение».

  13. Люблю тебя, моя Россия. Концерт хора им. М.Пятницкого. - Ценртнаучфильм, творческое объединение «Орбита», 1980.

  14. Личная переписка с калужским педагогом-хореографом В.Г. Евтеевой.

  15. Беседы – уроки с пелагогами-хореографами Калуги: Стеснягиной Е.Н., Александром и Надеждой Шемарыкиными, Евтеевым А.И. и Лопашенковой Н.И.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мои занятия в СНК «Образ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анализ хореографического репертуара ансамблей Калужской области

(«Мозайка», «ЧАО», «Образ», «Калужский сувенир», «Радуга», «Бусинка» и др.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Языческие танцы на Руси

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Скоморохи на Руси

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Балы с времен Петра 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Хор Пятницкого

Ансамбль «Березка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Созданная нами хореографическая композиция для конкурса визитки Всероссийских сборов кадетских классов (декабрь 2024, г. Сочи)

Просмотров работы: 35