Введение
Сейчас, в век информационных технологий, когда многие финансовые операции осуществляются, не выходя из дома при помощи мобильных приложений и мобильных устройств, появилась возможность нечестного заработка для мошенников. Данная проблема достигла в России и по всему миру невиданных масштабов, так как привлечь к ответственности виновных, практически невозможно, а размер дохода от данного вида мошенничества измеряется миллиардами рублей. С каждым годом растет количество обманутых людей.
Актуальность данной темы в том, что очень много людей пострадало и страдает от телефонных мошенников. Мошенники становятся все более изощренными, поскольку их очень сложно вычислить, поймать на обмане и привлечь к ответственности.
Цель работы: изучить кто такие телефонные мошенники, виды телефонного мошенничества и как уберечь себя от них.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие Задачи:
-Изучить информационные источники по данной теме.
-Изучить статистические данные по теме.
-Провести разъяснительную работу среди учащихся нашего класса о методах защиты от телефонных мошенников.
- Провести анкетирование среди своего окружения и учащихся нашего класса о выявлении случаев обмана и способах защиты от телефонных мошенников.
Гипотеза я предполагаю, чтосвоевременное информирование людей о видах телефонного мошенничества, повышения грамотности людей, позволит снизить уровень телефонного мошенничества и обеспечит безопасность людей.
Методы:
-обсуждение;
-анкетирование;
-наблюдение;
-поиск информации в сети Интернет.
Теоретическая часть
Понятие «мошенник»
Мошенничество – это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.
Лицо, занимающееся этим, называется мошенником или мошенницей.
Под обманом понимается как сознательное искажение истины (активный обман), так и умолчание об истине (пассивный обман). В обоих случаях обманутая жертва сама передаёт своё имущество мошеннику.
Телефонное мошенничество — это хищение финансовых средств посредством психологического воздействия на человека.
Злоумышленники, используя телефонную коммуникацию и играя определённую роль (сотрудника банка или правоохранительных органов, покупателя и т.д.), под разными предлогами выманивают у держателя платёжной карты конфиденциальную информацию или стимулируют к совершению определённых действий со своим банковским счётом или платёжной картой.
Существует больше 20 видов телефонного мошенничества, но мы рассмотрим
наиболее популярные из них.
Наиболее распространенные виды телефонного мошенничества:
Прямое выманивание денег. Мошенники звонят от имени родственника и просят деньги.
Шантаж. Мошенники звонят от имени работника правоохранительных органов.
Банковское мошенничество. На мобильный телефон звонят мошенники, представляющиеся сотрудниками банка или службы безопасности.
Выигрыш в лотереи.
Обман детей.
«Родственник в беде».
Человеку звонят с новостью о родственнике, якобы попавшем в беду. Помочь ему можно перечислением определенной суммы.
Схема. Чаще всего на него попадаются пожилые люди. Их пугают сообщениями о близких, которые попали в аварию, в больницу и т.д. Спасти их можно, если срочно отправить деньги в качестве взятки или оплатить дорогостоящую операцию.
«Звонок от следователя»
Звонящий представляется сотрудником полиции или ФСБ и в грозной форме сообщает: «Вам грозит штраф», «Ваш родственник замешан в деле», «На вас заведено уголовное дело» и т.д.
Схема. Мошенники создают максимально стрессовую атмосферу, выбивая человека из колеи. Они говорят агрессивным тоном, называют по имени, знают информацию о «попавшем в беду». Цель – выманить «взятку». Обманщик называет «плату за спасение», просит отправить деньги на карту.
Банковское мошенничество.
Подобный метод мошенники используют очень давно и успешно. В результате умелых манипуляций люди не только переводят деньги с собственных счетов, но и занимают деньги у знакомых, а также берут кредиты.
Схема. На телефон поступает звонок от «представителя» банка. Он сообщает, что злоумышленники пытаются украсть деньги с вашего счета. Чтобы защитить их, необходимо перевести их на безопасный счет или назвать код из смс. Чтобы человек поверил в это используют разные способы: подмена номера (как номер горячей линии банка), на аватарке стоит фото с логотипом банка и т.д.
«Выигрыш в лотереи»
Жертвами такого мошенничества чаще всего становятся азартные люди, желающие легких денег, но на удочку злоумышленников могут попасть и те, кто ищет способ поправить финансовое положение, и неопытные пользователи или пожилые люди
Схема. На телефон поступает звонок от имени ведущего популярной радиостанции, сотрудника компании (оператора сотовой связи или автомобильного концерна и т.д.). Человека поздравляют с выигрышем денежного приз, автомобиля и т.д. Для получения приза необходимо перечислить некую сумму (для оплаты налогов, комиссии, чтобы подтвердить намерение забрать выигрыш).
Обман детей.
Детей и подростков, которые увлекаются компьютерными играми просят перевести деньги с карты родителей.
Схема. Детям обещают приз, новое оружие или новый уровень в компьютерной игре. Оплатить его можно переводом на карту. Как правило представляются знаменитым блогером в мессенджере и рассказывают о выигрыше приза.
Как уберечь себя от телефонных мошенников.
Для того чтобы не попасть в ловушку телефонных мошенников надо знать основные признаки телефонного мошенничества:
- звонок или смс осуществляется с незнакомого или подменного номеров;
- беседа рано или поздно перейдет на деньги;
- у вас настойчиво пытаются выведать персональные данные;
- мошенник всегда давит на то, что решение надо принимать сейчас, не давая возможности проанализировать услышанное.
Мошенники хорошо владеют приемами из психологии, актерского мастерства, а также умело пользуются фотошопом и нейросетями. Они разыгрывают настоящий спектакль со множеством персонажей и реквизитом, отчего их действия выглядят очень убедительно.
Как себя уберечь от мошенничества:
Не поддаваться эмоциям (если «родственник» в беде). Положить трубку и уточнить информацию, связавшись с родными по другим каналам связи.
Ни в коем случае не называть код из смс.
Не переходить по сомнительным ссылкам, не вводить данные своих аккаунтов.
Не переводить деньги на счета других лиц.
Не верить людям на том конце провода на слово.
Не говорить данные банковских карт, паспортные данные и т.д.
Установите двухфазную защиту на свои мессенджеры.
Установите антивирусную программу на компьютер.
Установите определитель номера на телефон.
Рассказывайте детям и пожилым людям об аферистах в сети.
Если вы не уверены или не готовы принять решение, не делайте этого сейчас. Возьмите паузу, чтобы обдумать этот вопрос и спокойно принять решение.
Что делать, если у вас украли деньги?
- Если данные вашей карты попали к мошенникам, скорее заблокируйте счет.
- Если это логин и пароль от онлайн-банка смените данные и заблокируйте счет. Позвоните на горячую линию банка и убедитесь, что вы приняли все необходимые меры.
- Обратитесь в полицию. Напишите заявление, дайте подробную информацию о происшествии: данные звонящего, скриншоты переписки, запись звонка, списанную сумму.
Если вы предпримите все перечисленные меры безопасности, защитите самого себя и расскажите об этом в кругу своих знакомых, то не один мошенник не сможет украсть у вас денежные средства. Чем большей информацией вы владеете, тем меньше шансов у мошенников вас обмануть.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
По данным МВД России с каждым годом растет количество зарегистрированных случаев телефонного мошенничества и увеличивается доля мошенничества в совершенных преступлениях. Это можно увидеть на диаграммах.
Какую долю занимает мошенничество во всех совершенных преступлениях.
Сколько было зарегистрировано случае телефонного мошенничества по видам.
А что в моем окружении знают о телефонных мошенниках?
Для этого мною был проведено анкетирование среди моего окружения и моих одноклассников. Предлагались следующие вопросы:
Знаете ли вы кто такие телефонные мошенники?
Были случаи в вашей семье, когда мошенники обманывали вас?
Какие способы защиты вы знаете?
Чтобы вы предложили для борьбы с телефонными мошенниками?
В анкетировании участвовало 35 человек. В результате проведенного исследования получены следующие данные.
Знают кто такие телефонные мошенники – 34 человека, 1 человек не знает о ком идет речь.
5 человек ответили, что в их семьях были случаи обмана мошенниками, 29 человек не попались в ловушки мошенников, 1 человек не знает о таких случаях в своей семье.
Из всех опрошенных, 24 человека основным способом защиты от мошенников назвали: не отвечать на незнакомые номера, не брать трубку; 8 человек считает нужен антивирус, защита номера телефона; 1 человек не знает какие способы защиты существуют.
Основные предложения для борьбы с мошенниками это:
-не отвечать на телефонные звонки с незнакомых номеров – 23 человека,
- установить защиту на телефон- 8 человек,
-не верить людям на том конце провода – 4человека.
На диаграммах наглядно показаны результаты анкетирования.
В нашей семье было два случая с мошенничеством.
Первый произошел два года назад, когда у маминой подруги взломали ватсап и от ее имени было разослано сообщение о том, что она попала в аварию на трассе и срочно нужны деньги на операцию. Был указан номер банковской карты, куда нужно было перечислить денежные средства. Дозвониться до нее было невозможно. Было принято решение перечислить небольшую сумму-1000 рублей. Но деньги не были отправлены банком. На момент отправки карта была уже заблокирована. Никто не пострадал.
Второй случай произошел этим летом со мной. Я увлекаюсь компьютерными играми и в такой популярной игре «Roblox» всегда нужны робуксы. Робуксы – это та валюта, которая позволяет покупать себе одежду, игровые режимы, донат и другое. Робуксы можно получить задонатив, выполняя задания на сайтах, от розыгрыша ютуберов или же создать свою одежду и выставить ее на продажу. В «Телеграмм» я получил сообщение от известного блогера о том, что выиграл большую сумму робуксов. Для их получения надо было перевести 100 рублей на карту. Денежные средства я перевел. Если бы я раньше знал о таком способе мошенничества, то никогда бы этого не сделал. Поэтом я сейчас рассказываю об этом, чтобы уберечь вас от такой ошибки.
В Омске уделяют большое внимание этой проблеме: в общественном транспорте постоянно транслируют голосовые сообщения, в магазинах можно увидеть листовки-разъяснения, в Торговом Центре у банкоматов дежурит сотрудник, который контролирует ситуацию и готов предотвратить мошенничество.
А я для вас разработал свою памятку как уберечь себя от телефонных мошенников (Приложение 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над проектом, я выполнил все поставленные задачи и добился своей цели: если знать кто такие телефонные мошенники, знать, как их распознать, то можно уберечь себя от мошенничества.
Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась: своевременное информирование людей о видах мошенничества, личная заинтересованность в сохранении собственной безопасности, стремление к самозащите, станут преградой на пути распространения телефонного мошенничества.
Проделанная мною работа позволяет сделать вывод: та информационная работа со стороны государственных органов и представителей банковской и телекоммуникационной сфер, а также из-за ажиотажа по теме среди СМИ, внушительное число граждан уже осведомлены о типичных случаях мошенничества, которое совершается с использованием мобильной связи. Мошенники совершенствуют способы мошенничества и делают их более хитрыми. Но из-за массовости и большого внимания общественности, срок жизни даже в наибольшей степени хитрых сценариев сокращается, а из нетипичных они быстро превращаются в типовые. Поэтому так актуальна эта тема в настоящее время. Чем больше будет информации о телефонных мошенниках, тем меньше людей пострадает.
Я понял, что моя работа важна в настоящее время, поэтому продолжу работу по борьбе с телефонными и интернет мошенниками.
Приложение.
VI.Список использованной литературы.
«Телефонное мошенничество». https://ru.wikipedia.org/
Статистические данные. www.мвд.рф
Статья «Самые популярные схемы телефонных мошенников и способы защиты от них». https://media.halvacard.ru/