Введение
Однажды я увидел статью в газете «Известия» о людях, пропавших в лесу. (Приложение 1). Люди пропадают тысячами, просто уйдя в лес по грибы и ягоды на полдня. Статистика поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» (Приложение 2) рапортует о 9192 людях, потерявшихся в лесах России в 2021 году, и 1519 людях, потерявшихся в 2022 году. Часто теряются дети. Только за июль 2023 года в Ленинградской области пропало более 50 детей. Специалисты считают, что главная причина, почему люди теряются в природной среде – это отсутствие навыков ориентирования (Приложение 3). Потому моя работа очень важна и актуальна.
Меня поразила такая страшная статистика, и я решил более подробно изучить данную тему, узнать, что может помочь мне не заблудиться в лесу, а если заблудился, как там выжить, пока меня будут искать. Тем более, что мы с семьей очень часто ходим в лес и в походы, а значит, для меня этот вопрос приобретает наибольший смысл.
Гипотеза: Заблудившийся ребенок может выжить в лесу, но при условии выбора правильных действий и методов.
Предмет исследования: лес, способы ориентирования и выживания в летнем лесу.
Цель исследования: приобрести навыки выживания и ориентирования в лесной местности, которые помогут не заблудиться в лесу и выжить там.
Методы исследования:
анализ научной литературы;
сбор данных по теме, работа с интернет – источниками, анализ собранной информации,
наблюдения,
практические задания (построение шалаша, разведение огня, изготовление посуды из бересты),
посещение занятий по спортивному ориентированию в лесу,
анкетирование,
обработка статистических данных.
Задачи исследования:
Изучить правила подготовки к походу в лес.
Изучить литературу и другие информационные источники по выживанию в природе.
Поиск и устройство укрытия в лесу.
Научиться разводить костер.
Изучить, чем можно питаться в лесу.
Изготовить самостоятельно посуду при помощи ножа.
Изучить основные приемы спортивного ориентирования в лесу.
Научиться пользоваться компасом.
Все наблюдения фиксировать в виде фото и зарисовок;
Ознакомить одноклассников с наработанным материалом.
Практическая значимость: исследование буду применять на практике, в походах в лес, а также его можно использовать в школе: на уроках окружающего мира, ОБЖ, географии, биологии. Так же по завершению работы я составлю памятку для одноклассников и знакомых детей на тему «Как не заблудиться в лесу».
Предварительное анкетирование одноклассников
Перед началом своей работы моя мама дала мне анкету с каверзными вопросами на тему, как выжить в лесу. Такую же анкету мы потом раздали моим одноклассникам. И вот какой результат анкетирования мы получили:
Как часто вы ходите в лес? (Приложение 4А)
На данный вопрос всего 11% из 28 респондентов ответили, что ходят в лес часто, 46% ходят редко и 43% вообще не ходят. А это значит, что дети не получают никаких навыков ориентации в лесу, полузных навыков выживания там.
Что ты будешь делать, если заблудишься в лесу? (Приложение 4Б)
На этот вопрос 5 детей из 28 верно ответили, что будут звать на помощь и кричать. Это очень верная тактика, чтобы тебя услышали и нашли. А чтобы не охрипнуть, необходимо еще взять в руки палку и стучать ей по деревьям. Такой звук разносится на очень дальние расстояния.
4 детей ответили, что позвонят в службу спасения, при этом только 1 из них знал номер этой службы спасения. Плачевная статистика.
Еще интересно, что дети говорят, в принципе, правильные вещи, что надо оставаться на месте, пока не найдут, если не нашли, то выживать и искать еду, искать путь домой, признаки населения, вешать ленточки на деревья (если они есть при себе, конечно, как и компас с картой, которые упоминают дети). Вывод: детям требуется обучение и приобритение элементарных навыков ориентирования, если потерялся, и выживания в лесу.
Знаешь ли ты номер службы спасения, чтобы позвонить им на случай, если ты потерялся в лесу?
Полученная статистика (Приложение 4В) удручающая: всего 4 человека из 28 опрошенных знают номер службы спасения. 2 детям почему-то вспомнился американский номер спасения 911, а российский они не знают. Я обязательно расскажу своим одноклассникам, куда необходимо звонить на случай беды.
Как привлечь внимание, чтобы тебя нашли спасатели? (Приложение 4Г)
Разжечь костер – отличная идея, но при себе может не оказаться спичек, как и фонарика, которым хотят посветить дети. 9 из 29 детей, а это 31%, даже не знают, как себя вести в такой ситуации, и это тоже не очень хорошая статистика. А вот кричать, махать руками – лучше лежа и на открытом пространстве при виде вертолета, выложить камни по пути своего следования – отличные идеи!
Как сделать укрытие для ночлега?
На 5ый вопрос, как сделать укрытие для ночлега (Приложение 4Д), 12 человек (43%) не знают, как это сделать. 13% (4 человека) предложили поставитьь палатку, еще и разложить спальный мешок, только вряд ли они потеряются прямо с ними.
А сделать шалаш из веток и листьев (39% респондентов) – верный ответ, и я обязательно расскажу и покажу, как это сделать.
Чем можно питаться в лесу? (Приложение 4Е)
Самый популярный ответ – ягодами. Только очень важно знать, какие именно ягоды съедобны. Березовый сок очень трудно добыть без ножа, бутылки. Мясо, рыба и грибы без термической обработки в пищу не годятся.
Какую воду можно пить в лесу и как ее можно обеззаразить? (Приложение 4Ж)
Почти половина детей (46%) не смогли ответить на этот вопрос. И действительно, пить всю подряд воду очень опасно. Козленочком, как в той сказке, ты, может, и не станешь, а вот есть риск подхватить кишечную инфекцию.
Бросить в воду активированный уголь или прокипятить воду – отличная идея, вот только где взять в лесу активированный уголь и котелок, если ты потерялся. А вот попить из родника или дождевую воду – отличная идея. А я расскажу и покажу, как сделать посуду из бересты.
Таким образом, результаты анкетирования показали, что дети 2 класса имеют очень слабые знания о том, что нужно делать, елси ты случайно потерялся в лесу, и как можно выжить там то время, что тебя будут искать. Своей исследовательской работой я постараюсь закрыть пробелы в знаниях ребят, расскажу им максимум про поведение и выживание в лесу.
Подготовка к походу в лес
Итак, чтобы самому узнать многое о том, как выжить в лесу, я прочитал различную литературу и узнал следующее:
Прежде чем идти в лес, необходимо изучить местность: где располагаются ближайшие населенные пункты, дороги и реки.
Нужно обязательно сообщить близким, куда вы идете, с кем и когда планируете вернуться.
Всем без исключения следует брать с собой в лес рюкзак с предметами первой необходимости: спичками или зажигалкой, водой, медикаментами. В лесах Сахалина актуальны будут «бомбочки» от медведей (продаются в магазинах оружия), дуделки и пугалки, чтобы оповещать зверей о своем присутствии. Не лишним будет фольгированное спасательное одеяло, которое сохраняет тепло, запасные носки и бахилы (даже если вы промочили ноги, вы можете поменять носки, надеть поверх них бахилы и надеть промокшую обувь, ноги останутся в тепле). Если у человека есть хронические заболевания, то в обязательном порядке необходимо взять запас нужных таблеток на несколько дней.
Одеться лучше в яркую одежду кислотных цветов, желательно со светоотражающими полосками. Можно использовать оранжевый жилет автомобилиста.
Совсем прекрасная вещь — соляные стельки и мини-грелки: весят мало, стоят копейки, греют до семи часов. Продаются такие в туристических магазинах и в магазинах спортивной одежды.
Очень важно заранее зарядить телефон, а лучше еще взять с собой заряженный банк для зарядки телефона.
Если вы умеете пользоваться компасом, возьмите его с собой.
Очень хорошая штука — GPS-трекеры, браслеты или наручные часы. Стоят они от 3000 рублей. Эти приборы фиксируют координаты и отправляют их вам по SMS. Детям и старикам они нужны обязательно.
Данная информация поможет мне максимально эффективно готовиться к походам в лес, и я обязательно поделюсь ей со своими одноклассникаи! И я даже подготовил каждому из них памятку (Приложение 5)
Навыки спортивного ориентирования в лесу.
В ходе своего исследования я узнал, что номер телефона спасателей - 112 или 01, на эти номера можно позвонить даже при нулевом балансе!
Также я узнал, что главное правило для потерявшегося, особенно ребёнка, — оставаться на месте! Это особенно важно, если вы уже связались со спасателями и если именно это место описали им по телефону. Там и будут искать и оттуда выводить. Поэтому, позвонив близким со словами «я потерялся», надо остановиться и прекратить идти.
— ни в коем случае не есть незнакомых грибов или ягод, они могут быть ядовиты;
— не приближаться близко к водоёмам, не пить из них;
— не залезать на дерево, это не поможет;
— если слышишь шум, шорох, крики, звуки — стучать палкой по дереву, кричать, свистеть;
— ещё раз, это важно: обязательно откликаться, если зовут,
— ждать помощь и не бояться, что тебя отругают — заблудиться может каждый. Тебя будут искать мама, папа, полиция, поисковики, собаки, незнакомые люди и даже вертолёт;
— кстати, если ты видишь, что летит вертолёт, надо помочь ему тебя заметить: выйди на открытое пространство, ляг, размахивай руками и ногами. Стоящего человека увидеть сложней;
— если тебя зовёт по имени чужой человек, это тот, кто приехал специально тебя искать. Иди к нему, он будет очень рад тебя встретить, поможет поскорее выйти из леса и попасть к маме и папе.
Если с собой нет телефона и возможности связаться с близкими или спасателями, то нужно:
Успокоится и прислушаться: звуки трассы (слышно за 3-4 километра), лай собак (2-3 километра), проходящий поезд (до 10 километров) помогут выйти из леса.
В лесу необходимо держаться тропинок и дорожек, двигаться вдоль просек и линий ЛЭП. Однако, если на этой тропе на высоте поднятой вверх руки ребенка ветки и бурелом, это может быть звериная трова, в том числе медведя. С нее необходимо сойти.
Если двигаться вдоль ручья вниз, он приведет к реке. Река рано или поздно приведет к населенному пункту, главное, держаться от нее подальше, чтобы не утонуть.
Обходим болота: ни в коем случае не идем дальше, если под ногами выступает жижа и начинает чавкать. Провалившись в болото, не нужно поддаваться панике, делать резкие движения. Необходимо осторожно, опираясь на лежащий поперек шест, принять горизонтальное положение, затем попытаться достать руками камыш, траву и, подтягиваясь, отползти от опасного места.
Необходимо сделать себя видимым. Прежде всего, необходимо найти открытое место, лучше на возвышении, соорудить на ближайшей же полянке три креста из еловых сучьев. Если есть спички, можно разжечь три костра, или пяткой проделать в земле три глубокие бороздки, или сложить три каменные кучки вблизи тропы, поскольку спасатели, как правило, идут по ней. Одним словом, устанавливать такие знаки, каких в обычной природе не существует, и, которые могут быть видны с вертолета. Можно, к примеру, повесить на елку украшения из мусора (бутылки, банки, пакетики от чипсов и т.п.).
Всю изученную информацию я укажу в памятке для своих одноклассников, а также буду использовать ее сам.
Практическая часть 1: подготовка к ночлегу и разведение огня.
Если ты понимаешь, что приближается ночь, а тебя до сих пор не нашли, то необходимо засветло приготовить себе ночлег. Прочитав Энциклопедию выживания школьника в лесу и статью «Робинзонада: уроки выживания в летнем лесу» в научном журнале «Юный ученый» я узнал, какие навыки пригодятся мне в лесу для выживания. А еще мы с папой сами сообрудили двускатный шалаш из наклоненного дерева и елового лапника и развели костер.
Подготовка ночлега.
Мы выбрали место на уклоне горы, чтобы вода в случае осадком стекала мимо. Набрали елового лапника. Выбрали наклоненное дерево и прислонили к нему большие ветки ели с двух сторон (Приложение 6). Таким образом у нас получился настоящий двускатный шалаш, который закрывает от ветра с 3 сторон. Также лапник мы подстелили вниз шалаша, соорудив таким образом мягкую и теплую подстилку. Было бы хорошо иметь с собой термоодеяло, но если его нет, накрыться можно также одеялом из елового лапника.
Также в приложениях 5 можно увидеть пример односкатного шалаша, изготовление которого я тоже изучил (Приложение 7).
Зимой убежище можно вырыть прямо в снегу. Понадобится сугроб, если его нет, то необходимо сгрести снег в кучу.
Таким образом, я сам научился строить шалаш. Это бесценный навык выживания в лесу.
Добыча огня
Очень важное правило, которое надо запомнить: идешь в лес, возьми с собой спички или зажигалку, а лучше и то, и другое сразу.
Перед устройством на ночлег, необходимо сделать запасы топлива и развести костер. Если спичек при себе нет, развести костер очень сложно, но можно попытаться развести его при помощи очков, если таковые имеются. Можно набрать сухого мха или травы и при помощи стекла направить луч солнца на эту сухую подложку. Когда он загорится, следует добавить мелких сухих щепок, а далее дров покрупней.
В качестве топлива можно использовать ветки от высохших деревьев, сухие травы. Растопку укладывают мелкий хворост и поджигают. Затем сверху постепенно подкладывают более толстые дрова.
Для разведения костра мы освободили небольшую полянку в лесу. Ботинком освободили ее от лишней травы. Набрали сухого сена, мелких щепок, палочек и сухой бересты и с помощью спичек развели костер (Приложение 8). Это еще один важнейший навык выживания, который я приобрел в процессе подготовки своей исследовательской работы.
Как добыть и обезопасить воду?
Доказано, что взрослый человек может прожить без пищи три недели, а без воды только три дня, поэтому не надо ждать, когда кончится вода. Важно помнить, чем обильнее, гуще и зеленее растительность - тем больше там воды.
Можно пить родниковую воду. Остальную лучше обеззаразить. Самый простой способ: если есть спички и котелок, можно развести костер и прокипятить найденную воду. Если котелка и/или спичек нет, для обеззараживания найденной воды туда на некоторое время можно опустить ягоды рябины, мох, кора ивы или кору дуба. А как самому сделать в лесу посуду, я расскажу далее.
В ясную и солнечную погоду добыть воду можно и с помощью обычной травы. Для этого необходимо набить ее в пакет и завязать его узлом, после чего положить на солнце. Спустя некоторое время, благодаря воздействию солнечных лучей, в пакете появится влага, которой можно утолить жажду. Если травы нет, то пакет можно завязать на листьях дерева.
Как найти еду
Я узнал очень важное правило, которое должны помнить все дети, оказавшись в лесу: есть можно только те растения, которые тебе хорошо известны.
Я разобрал эту тему более подробно и узнал, что можно есть:
Траву: листья одуванчика и молодой крапивы, семена и листья подорожника, кислицу, берёзовый сок, хвою, сныть (Приложение 8).
Интересный факт: Преподобный Серафим Саровский, ведя отшельническую жизнь, более 2х лет питался только снытью. В сныти очень много полезных веществ, особенно железа, и она очень полезна для детского организма.
Ягоды: шиповник, землянику, лесную малину, костянику, бруснику и другие.
Яйца диких птиц, дождевых червей, кузнечиков, муравьёв.
Оказание медицинской помощи в лесу
В экстремальных условиях может возникнуть ситуация, когда, оставшись один, вы должны будете суметь оказать сам себе элементарную медицинскую помощь.
При расстройстве желудка - чай из дубовой коры, древесный уголь.
Жаропонижающие средства – пожевать кору ивы.
Укусы насекомых - обработать ранку соком одуванчика или подорожника.
Раны — дубовая кора, подорожник, крапива. Также сныть (Приложение 8) способствует заживлению ран.
Практическая часть 2: изготовление посуды из бересты.
Из бересты, имея при себе нож, можно изготовить посуду. Мы с папой изготовили тарелку и ложку из бересты и палочек с помощью ножа. Поэтапное создание посуды можно увидеть в Приложении 8.
Сначала необходимо снять бересту с березы. Можно поискать готовый кусочек. Делаем надрезы с 2х боков и с помощью сделанных расщелин в 2х палочках сгибаем бересту и закрепляем в палочках с обеих сторон.
Ложку делаем по аналогии, только палочка понадобится одна. Мы попробовали набирать воду в нашу посуду, у нас получилось!
Таким образом, моя очередная практическая часть принесла мне навыки изготовления посуды из бересты и палочек, что может мне пригодиться в дальнейших походах.
Практическая часть 3: занятия по спортивному ориентированию.
Спортивное ориентирование – вид спорт, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса, должны пройти заданное число контрольных пунктов (КП), расположенных на местности.
При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, быстрая реакция, эффективное мышление в условиях больших физических нагрузок. Спортсмен – ориентировщик в процессе занятий спортивным ориентированием совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, физики, геометрии, физической культуры. В ходе выполнения программы совершенствуются психологические, эстетические, морально-волевые качества.
Поскольку занятия по спортивному ориентированию начинаются с 8 лет, а мне всего лишь 7 лет. Мне разрешили летом пройти вводный курс по спортивному ориентированию. Проходил обучение я в школе №34 села Березняки Сахалинской области у руководителя кружка по спортивному ориентированию Айсиной Т. А. и многократного победителя и призера Областных, Российских и Всероссийских соревнований – Айсина А. В. (Приложение 10).
На данных занятиях я научился:
Пользоваться компасом (Приложение 11)
Узнал стороны горизонта
Ориентироваться на местности
Изучил основные топографический знаки спортивной карты (Пример топографических знаков – приложение 12)
Изучил правила спортивного ориентирования (Приложение 11)
Заключение.
Мои исследования длились 7 месяцев:
Апрель и май 2023: мы с мамой собирали нужную информацию по выбранной теме. Я узнал, как вести себя в лесу, если ты потерялся, как добыть еду, какую воду можно пить и тд.
Июнь 2023: я посещал занятий по спортивному ориентированию в школе №34 села Березняки. Я научился пользоваться компасом, узнал стороны горизонта, как ориентироваться на местности, познакомился с топографическими картами и тд.
Сентябрь - октябрь 2023: я провел анкетирование одноклассников, мы проанализировали полученную информацию. Вместе с папой мы построили настоящий шалаш в лесу, я научился разводить костер и изготовлять посуду из бересты.
Проведя исследования, я ответил на главный вопрос: «Как выжить школьнику в экстремальных условиях в лесу?» и пришёл к следующим выводам:
Вспомните элементарные правила поведения.
Не поленитесь и возьмите с собой минимальный запас вещей и предметов, пусть они даже вам не пригодятся.
Для детей я подготовил и раздал памятки «Если ты заблудился в лесу». Данные знания могут им пригодиться на практике.
И решил, что расскажу о своих открытиях своим сверстникам и в дальнейшем продолжу работу по этой теме.
В заключении хочу сказать, что выбранная мной тема, очень интересная и актуальная в настоящее время. Люди ходили, ходят и будут ходить в лес. А, следовательно, и дальше будут теряться. И моя задача была научить правильному поведению в лесу. В результате проделанной работы, я получил навыки исследователя, узнал много нового, получил элементарные навыки спортивного ориентирования.
Моя гипотеза доказана. Заблудившийся ребенок может выжить некоторое время в лесу, если он знает, как вести себя там, какую еду можно есть, какую воду можно пить, как устроиться на ночлег, как привлечь внимание, если тебя будут искать.
Цель, поставленная мной, достигнута. Материалы исследования востребованы и могут использоваться на уроках окружающего мира, ОБЖ, географии, биологии. А я и дальше продолжу изучение данной темы и посещение занятий по спортивному ориентированию.
Приложение
Приложение 1. Примеры новостей о заблудившихся в лесу людях.
Приложение 2. Статистика потерявшихся людей на территории России.
Приложение 3. Главная причина пропажи людей в лесах.
Приложение 4. Результаты предварительного анкетирования
А.
Б.
В.
Г.
Д.
Е.
Ж.
Приложение 5. Памятка одноклассникам – что взять с собой в лес.
Приложение 6. Изготовление двускатного шалаша.
Приложение 7. Односкатный шалаш.
Приложение 8. Разведение огня.
Приложение 9. Сныть.
Приложение 10. Изготовление посуды из бересты.
Приложение 11. Мой тренер по спортивному ориентированию – Айсин А. В.– на 1 месте на пьедестале на фотографии.
Приложение 12. Занятия по спортивному ориентированию.
Приложение 13 – пример топографических знаков и моя топографическая карта.
Список литературы:
Видео «Как не заблудиться в лесу» для просмотра в школе с одноклассниками с целью их обучения.
Документ «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивное ориентирование и туризм»», средняя школа 44 г Ярославь, 2018 г.
«Робинзонада: уроки выживания в летнем лесу» / В. Д. Костылев, Н. М. Плюснин, А. Д. Полухина, О. А. Новикова. — Международный научный журнал «Юный ученый». — 2019. — № 3 (23). — С. 67-73. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1418/
Статья «Известия»: «Потери от потерь: 667 человек погибли в российских лесах с начала года»
Статья «Известия»: «Заблудившиеся души»
Статья «Мел»: «Как не заблудиться в лесу»
Сайт МЧС «Что делать, если вы заблудились в лесу»
Статья «Выживание в экстремальных условиях»
«Чрезвычайные ситуации Энциклопедия школьника» М , 2004, 400 стр
Экциклопедия выживания в лесу без компьютера и телефона. Т. Долматова, И. Усова. М.: Издательство АСТ, 2018, 125 с.