Днем с огнем

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Днем с огнем

Шапиева К.Ш. 1
1ГБОУ школа №65
Королева М.А. 1
1ГБОУ школа №65
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. ВВЕДЕНИЕ

Каждый раз, когда мама читала нам с младшей сестрой книгу Корнея Ивановича Чуковского «Путаница», я думала, ну зачем же они неправильно тушили пожар?

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат — не потушат,

Заливают — не зальют.

Когда я спросила об этом сестру, она не смогла мне ответить. Она не знает, как нужно, ведь она еще маленькая и ходит в детский сад. Интересно, подумалось мне, а все ли ребята в моем классе знают, как нужно вести себя при пожаре и что делать в такой ситуации.

И я задумала сделать проект, целью которого стало:

Цель проекта: создать игру, которая поможет ребятам быстрее и качественнее запомнить правила пожарной безопасности.

В ходе работы мне необходимо было решить следующие задачи:

Задачи:

- собрать информацию о правилах пожарной безопасности;

- собрать информацию о мерах для обеспечения пожарной безопасности в нашей школе;

- систематизировать информацию о пожарной безопасности;

- придумать и провести игру среди одноклассников.

Предположение: если школьники младших классов будут изучать правила пожарной безопасности в игровой форме, то процесс обучения будет более продуктивным и интересным.

Методы исследования:

- изучение литературы по данной теме;

- поиск интернет-ресурсов;

- опрос;

- наблюдение;

-сравнение.

Актуальность проекта: ребенок расширяет свой кругозор, знакомится с жизненно важными знаниями.

Практическая значимость состоит в приобщении ребенка к знаниям, необходимым ему в повседневной жизни.

2. Основная часть «ЗАГАДКА ОГНЯ»

2.1 Что такое огонь

Огонь — это не твёрдое вещество. Это понятно даже ребёнку. Но он и не жидкий. Он стремится вверх и кажется, что больше похож на газ — разве что его можно увидеть. Но с точки зрения науки он отличается от газа, потому что газ может пребывать в своём состоянии бесконечно, а огонь рано или поздно тухнет.

Итак, огонь — это не твёрдое вещество, не жидкость, не газ. Что нам вообще остаётся? Наверное, вовсе не считать огонь материей. Это наше чувственное восприятие химической реакции, которая называется горением. В каком-то смысле огонь похож на листья, меняющие цвет по осени, на запах созревающих фруктов, на мерцающий огонёк светлячка. Всё это ощущения, говорящие нам о том, что происходит какая-то химическая реакция. Огонь отличается только тем, что задействует одновременно множество наших чувств, создавая такую гамму ощущений, которую мы ожидаем увидеть только от чего-то живого и материального.

2.2 Огонь наш друг

Огонь издавна был другом человека. Наши предки считали его живым существом, «приручали» огонь, поселяя его в своих пещерах, берегли, дарили. На огне человек научился готовить пищу, он спасал холодными вечерами, помогал в борьбе с хищниками, отпугивал врагов от пещер и стоянок древнего человека. Огонь считали божеством и поклонялись ему. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. В далекую историческую эпоху человек покорил огонь, овладел способами управления им.

Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках. Огонь приводит в движение пароходы, автомашины, самосвалы, ракеты. Пар, добытый при помощи огня, электричество, дающее тепло, энергию, свет – облегчают жизнь человека.

2.3 Огонь наш враг

Огонь – враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. Тысячи городов и сел исчезли с лица Земли в гигантских языках пламени. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Люди, научившись добывать огонь, не научились бороться с ним. Огонь стал не только другом, но и превратился в его недруга – пожар, который уничтожает материальные ценности, в огне которого гибнут люди, животные.

2.4 Пожар

Что же представляет пожар собой сегодня? Каждые пять секунд — новый пожар. Горят предприятия и больницы, гостиницы и магазины, поезда, корабли, самолеты. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и дворцы, памятники культуры, школы, леса, хлебные поля...

А в результате - колоссальные убытки. Но самое главное - десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

По какой бы причине ни возник пожар, вы должны позвонить в пожарную службу по телефону «112». А по мере сил - и принять участие в тушении пожара.

Будьте осторожны с огнем! Пусть огонь всегда будет только нашим другом!

3. Практическая часть «ПОБЕДИТЬ ПОЖАР»

Практическая отработка теоретических навыков очень важна. Простого ознакомления с правилами поведения в чрезвычайной ситуации мало для того, чтобы гарантировать успех при ее возникновении. Поэтому, в рамках профилактики противопожарной безопасности, в нашей школе регулярно проводятся учебные эвакуации. Они нужны для того, чтобы дети запомнили пути, по которым они могут покинуть здание во время пожара и могли найти их даже в экстренной ситуации.

Помимо этого, на стенах расположены схемы эвакуации, с которыми можно и нужно ознакомиться заранее. На них также обозначены места хранения огнетушителей в нашей школе. Мы выяснили, что это кабинеты, номера которых заканчиваются на 5 на каждом этаже – 15, 25, 35 и 45, также специальные кабинеты – химии, физики и информатики и места большого скопления людей – столовая и актовый зал.

Проводить учебные мероприятия по противопожарной безопасности каждый день невозможно. Поэтому подкрепление знаний и навыков должно проходить в какой-то другой форме. Что же может быть лучше, чем игра?

Мы придумали настольную игру, которая поможет ребятам закрепить знания о действиях при пожаре, запомнить объекты, которые можно использовать при пожаре, и то, чего лучше остерегаться. Ну и конечно, просто весело провести время.

Настольная игра «Победи пожар» включает в себя:

  1. Игровое поле из 48 клеток (Приложение 1)

  2. Игровые фишки и кубик.

  3. Правила игры. (Приложение 3)

  4. Карточки с вопросами и ответы к ним. (Приложение 5 и 2)

  5. Список детской литературы, которая знакомит нас с причинами возникновения пожаров, методами борьбы с ними, рассказывает об огнеборцах и т.д. (Приложение 4)

Также нами была проведена беседа с одноклассниками, на которой мы обсудили следующие вопросы:

  1. Случалось ли тебе сталкиваться с настоящим пожаром?

  2. Участвовал ли ты в учебной эвакуации в школе?

  3. Знаешь ли ты, что делать, если начался пожар?

  4. Откуда ты узнал о правилах противопожарной безопасности?

После того, как ребята познакомились с нашей игрой, мы задали еще два вопроса:

  1. Узнал ли ты для себя что-то новое из игры «Победить пожар»?

  2. Какие рекомендации, данные в игре ты уже выполнил, чтобы пополнить свои знания о правилах поведения при пожаре?

Беседа показала, что никому из моих одноклассников еще не приходилось напрямую сталкиваться с пожаром и все они поучаствовали в школьной учебной эвакуации. Большинство ребят знают, что при пожаре нужно немедленно покинуть здание и вызвать пожарную службу. Но некоторые считают, что необходимо взяться за тушение самому. О правилах противопожарной безопасности ребята узнали от родителей или в школе. также некоторые сказали, что читали энциклопедии и смотрели мультфильмы на данную тематику.

После того, как мы поиграли в настольную игру и снова опросили ребят, одноклассники отметили, что важно знать не только что делать, когда ты заметил пожар на расстоянии и успел эвакуироваться, но и когда ты оказался в опасности. Также ребята узнали, что можно попасть не только в пожар в здании, но и оказаться в горящем лесу. И действия на этот случай тоже необходимо запомнить. Многие уже скачали компьютерную игру и посмотрели рекомендованный мультфильм. Девочки начали читать книги.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы подтвердили свое предположение о том, что изучение материала через игры проходит продуктивно и повышает интерес ребят к данной теме.

Каждый из нас думает, что неприятности случаются с другими, но только не с ним. И, конечно, каждый уверен, что в критической ситуации сможет собраться и преодолеть все трудности. Мы желаем, чтобы именно так все и произошло, но напоминаем, что отработка теоретического знания и практических навыков даже через игровую форму приносит большую пользу!

Мы планируем продолжить работу над проектом. Хотим увеличить количество карточек с вопросами. Подобрать больше материалов, которые сможем рекомендовать ребятам для изучения. А также создать буклеты с основными правилами противопожарной безопасности для школьников и комикс для малышей из детского сада.

5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ильин М. «Солнце на столе»

  2. Симон Ф., Буэ М.-Л. «Жизнь города»

  3. Чуковский К. «Путаница»

  4. https://dzen.ru/media/yznavai_ru/chto-takoe-ogon-5be27673009fdc00aa109f3c

  5. https://dou27.ru/bezopasnost/pojarnaya-bezopasnost/chto-rasskazat-detyam-ob-ogne_20220501/

6. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Поле для настольной игры «Победить пожар»

1

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ШКОЛУ!

2

3

1 2

11

1 0

1 3

14

1 5

2 4

23

КАБИНЕТ ГЕОГРАФИИ

22

4

КАБИНЕТ БИОЛОГИИ

5

6

9

8

КАБИНЕТ ХИМИИ

7

КАБИНЕТ ФИЗИКИ

1 6

1 7

КАБИНЕТ МУЗЫКИ

18

КАБИНЕТ ИНФОРМАТИКИ

2 1

2 0

19

 

2 5

2 6

27

3 6

3 5

34

1Б КЛАСС

37

3 8

39

48

А ВАРИЙНЫЙ ВЫХОД

47

46

СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ

 

2 8

МЕД КАБИНЕТ

29

3 0

3 3

32

3 1

4 0

41

4 2

КАБИНЕТ ИЗО

4 5

44

4 3

Приложение 2. Дополнительные материалы к настольной игре

О ТВЕТЫ К КАРТОЧКАМ

Что делать, если пожар запер тебя внутри помещения?

Надо немедленно позвать на помощь с балкона или из окна. Не звать на помощь слишком долго, не падать духом и ждать помощи.

Как открывать двери при пожаре?

Дотроньтесь до дверной ручки тыльной стороной ладони. Если ручка не горячая, проверьте нет ли дыма в коридоре. Если ручка горячая, значит, что огонь где-то совсем близко. Не открывайте дверь и позовите на помощь из окна.

В лесу при пожаре безопаснее выбрать выжженую или невыжженую тропу?

Выженную, так как там огонь уже прогорел. Выбрав невыженную тропу вы рискуете встретиться с огнем и оказаться в ловушке.

Ч то главное вынести при пожаре?

Детей.

Можно ли прятаться при пожаре?

Нет, потому что можно оказаться в ловушке и получить серьезные травмы.

Что делать, если на пути вспыхивает огонь?

Надо найти значок аварийного выхода и следовать указаниям, чтобы выйти из помещения как можно быстрее.

Что делать, если ваша одежда горит?

Остановиться, броситься на землю и покататься по ней.

Можно ли пользоваться лифтом при пожаре?

Нет. Потому что при отключении электричества вы застрянете в лифте.

Приложение 3. Правила игры

П равила игры

Цель игры – дойти от входа в школу до аварийного выхода.

Игрок двигается по полю последовательно, в соответствии с номерами клеток.

Игрок бросает кубик и поступает следующим образом:

  • Попав на клетку со знаком вопроса, игрок тянет карточку, читает свой вопрос и бросает кубик еще раз. Если ответ игрока верен, то он проходит вперед на выпавшее число очков, если ответ не верен – отходит назад на это же число очков.

  • Попав на клетку с лестницей, игрок спускается или поднимается по лестнице.

  • Лифт означает пропуск хода.

  • Огнетушитель означает дополнительный ход.

Побеждает тот, кто первым дойдет до аварийного выхода.

Приложение 4. Список рекомендованной к прочтению детской литературы

Список рекомендованной литературы

Борнштедт М. Умный мышонок Невио. Как пожарные тушат огонь, спасают людей и берегут природу?

Гальченко В. Приключения пожарного

Голосов П. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке

Гребан К. Хочу быть пожарным

Драгунский В. Пожар во флигеле, или подвиг во льдах

Жигулин А. Пожары

Житков Б. Что я видел. Дым. Пожар в море. Пожар: рассказы и сказки.

Зартайская И. Веселый пожарный

Ильин Е. Солнечный факел

Иоселиани О. Пожарная команда

Карпова И. Спасатель

Кеси-Лепти Э. Почему у пожарных такие блестящие каски?

Крылов И. Роща и огонь

Куклин Л. Сталевар. Кузнец. Пожарный.

Маршак С. Кошкин дом. Пожар: рассказ в стихах.

Невочихин Е. 01. Спички

Нильсон У. День с мышиной пожарной командой

Паустовский К. Заячьи лапы

Пегов М. Огнеборцы. История пожарной охраны.

Пермяк Е. Как огонь воду замуж взял. Огонь – опасная игра. От костра до котла.

Пикулева Н. Пожарная машина. Песенка спичек. Огонь.

Плешаков А. Горит костер

Поликутин Е. Антошка

Пляцковский М. Букашка, которая хотела стать большой

Погореловский С. Необыкновенный пожар

Райдер К. Пожарная команда

Рентта Ш. Один день на пожарной станции

Скарри Р. Город добрых дел

Тарабукин И. Андрейкино дежурство

Толстой Л. Пожарные собаки. Пожар

Успенский Э. Про Веру и Анфису.

Фетисова Т. Куда спешат пожарные машины

Холин И. Как непослушная хрюшка едва не сгорела

Хоринская Е. Спичка-невеличка. Сережа.

Чернышов Л. Как Гриша-проказник испортил весь праздник

Чуковский К. Путаница: стихи

Цыферов Г. Жил на свете слонёнок

Шевченко А. Как ловили уголька

Шефнер В.Лесной пожар

Шим Э. Дым в лесу

Миф о Прометее

Приложение 5. Карточки с вопросами

Что делать, если ваша одежда горит?

Можно ли пользоваться лифтом при пожаре?

Что делать, если пожар запер тебя внутри помещения?

Что делать, если на пути вспыхивает огонь?

Как открывать дверь при пожаре?

Можно ли прятаться при пожаре?

В лесу при пожаре безопаснее выбрать выжженую или невыжженую тропу?

Что главное вынести при пожаре?

Просмотров работы: 1