Определение степени запылённости школьных помещений и её влияние на здоровье школьника

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Определение степени запылённости школьных помещений и её влияние на здоровье школьника

Чудова А.И. 1
1МБОУ СШ №10 г.Тейково
Чудова С.В. 1
1МБОУ СШ №10 г.Тейково
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.ВВЕДЕНИЕ

Чистый воздух является залогом нашего здоровья. Каждый из нас может отказаться от плохой пищи или воды, но вдыхать нам приходится тот воздух, которым мы дышим в данный момент, даже если он загрязнен или опасен для здоровья.

Мне стало интересно ,насколько чист воздух, которым мы дышим в школе, какой состав у пыли, как она влияет на организм человека и что нужно сделать для того, чтобы воздух стал чище. На все эти вопросы я попыталась найти ответы в ходе своего исследования.

Я считаю, что выбранная мною тема важна и актуальна так - как мы проводим в школе много времени.

Цель работы: Определить уровень запыленности воздуха в школьных помещениях, и его влияние на наше здоровье.

Задачи:

1. Узнать, что такое пыль.

2. Выяснить, чем вредна пыль для нашего здоровья.

3. Выяснить, что знают мои одноклассники о влиянии пыли на наш организм.

4. Провести практическую работу по определению степени запылённости воздуха в школьных помещениях.

5. Определить причины запыленности школьных помещений.

6. Разработать рекомендации по улучшению состояния воздуха в школьных помещениях и применить их на практике.

Объект исследования: пыль, экологическое пространство классных помещений.

Методы исследования:

1. Информационный поиск (сбор информации из разных источников: словари, энциклопедии, научные журналы, интернет-ресурсы.)

2. Анкетирование учащихся.

3. Интервью.

3. Наблюдение.

4. Анализ информации.

5.Исследование.

Гипотеза: пыль влияет на организм человека. Если не уделять должного внимания чистоте воздуха в помещениях школы, то это может плохо отразиться на нашем здоровье.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Что такое пыль и чем она опасна.

Изучение пыли учеными началось уже очень давно. Всю пыль можно разделить на две группы: естественную и искусственную. Естественная делится на минеральную и органическую. Искусственная на производственную и бытовую. Преобладающая часть бытовой пыли – домашнего происхождения. Из уроков окружающего мира мы знаем, что вокруг нас очень много бактерий. Они — важнейшее звено общего круговорота веществ в природе. Среди сравнительно безвредных и в чем-то даже полезных бактерий существует огромное количество бактерий-паразитов, вызывающих болезни. У нас дома и в школе они могут обитать в виде пыли [1] .

Пыль – это совокупность микроскопических частиц солей, каменных пород, смол, паразитов и остатков живых организмов. Большая часть пыли образуется в природе. Вулканы выбрасывают пепел и другие твердые частицы, которые разносит ветер. В воздухе есть крупинки песка из пустынь, кусочки высохшей пены из Мирового океана. Есть и элементы, появившиеся из-за деятельности человека: в сером налете на поверхностях находят волокна бумаги и тканей, частицы сажи и дыма[2].

Из чего состоит домашняя пыль:

  • 30% минеральных частиц (почва, горные породы);

  • 20% частиц эпидермиса человека и животных;

  • 15% текстильных и бумажных волокон;

  • 10% пыльцы растений;

  • 5% сажи и дыма; 

  • 20% элементов неустановленного происхождения [6].

Пыль обладает способностью оказывать влияние абсолютно на всё: на работу бытовой техники и всех существующих приборов, на состояние мебели и одежды, но самое главное, на качество воздуха которым мы дышим, а значит и на наше здоровье [4]. В школе я и мои одноклассники проводим всю первую половину дня, поэтому чистота воздуха внутри школьного помещения особенно важна.

2.2 Интервью с медицинским работником школы.

Чтобы узнать, чем же опасна пыль, и как она влияет на наше здоровье, я обратилась в медицинский кабинет к школьной медсестре (приложение1.фото1.). Людмила Вячеславовна рассказала, что регулярное вдыхание запыленного воздуха может нанести вред здоровью, и вызвать различные заболевания, различные аллергии, бронхиальная астма, болезни почек, суставов, поджелудочной железы, сердца, легких, а также головные боли, раздражение слизистых оболочек глаз. К тому же пыль может быть переносчиком микробов. Также я узнала, что согласно, статистическим данным Министерства Здравоохранения по Ивановской области, самым распространенным хроническим заболеванием среди детей в возрасте от 0 до 14 лет в нашей области является аллергия (в основном аллергический ринит [7] .

2.2 Анкетирование учащихся 4Б класса

Мне стало интересно, что мои одноклассники знают о влиянии пыльного воздуха на наше здоровье, и о способах борьбы с запыленностью воздуха. Я провел анкетирование среди учеников своего класса. На вопрос: «Вредна ли пыль для нашего здоровья?» - все учащиеся ответили положительно, но как именно ответить не смогли. (Приложение 2 диаграмма1) На вопрос: «Знаете ли вы как можно уменьшить количество пыли в школе?» - 20 учеников ответили, что для этого необходима влажная уборка; 4 ученика считают, что необходимы регулярные проветривания школьных помещений, и носить сменную обувь. Таким образом, я выяснила, что мои одноклассники имеют неполное представление о влиянии загрязненности воздуха на здоровье человека и о том, что нужно сделать, чтобы воздух стал чище.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 Микроскопическое исследование пыли.

Рассматривая пыль под микроскопом, я обнаружила там волоски, неоднородные частицы, мелкие и крупные частички (приложение 3 фото 3).

3.2 Проведение эксперимента в школе.

Практическая работа «Определение степени запылённости школьного помещения»

В помещении класса я произвела сбор проб с различных поверхностей, с рабочего стола ,подоконника, стены.

1.К поверхности объекта приложила прозрачную клеящуюся плёнку. Затем сняла плёнку с прилипшей к ней пылью и клейкой стороной прикрепила к листу белой бумаги.

2. Затем, такую же работу выполнила в коридоре и соседнем классе, собирая пробы со стен на высоте 0,5 – 1,2 м

3. На площади в 1 см2 каждой пробы сосчитала количество пылинок. Сравнила запылённость разных поверхностей в классе.

4. Занесла в таблицу результаты и сравнила их со шкалой.

Шкала

1-й уровень – слабая запылённость (1-5 пылинок на 1см2);

2-й уровень – средняя запылённость (5-9 пылинок);

3-й уровень – сильная запылённость (10-15 пылинок)

4-й уровень – очень сильная запылённость(более 15 пылинок на 1 см2)

таблица1. Уровень запылённости школьных помещений

Помещение

Место взятия проб

Уровень запылённости

(количество пылинок на 1см2)

Наш кабинет

парта

5

 

стена

8

 

подоконник

6

 

пол

9

 

стена у доски

9

Соседний кабинет

парта

5

 

стена

6

 

подоконник

4

 

пол

6

 

стена у доски

7

Коридор

стена

8

 

пол

10

Анализ запыленности воздуха, показал, что в нашем кабинете он выше чем, в соседнем, хотя , количество учащихся одинаково, режим влажной уборки и проветривания совпадают, площадь кабинетов тоже одинакова, все ребята как и в нашем классе ходят со сменной обувью. Но, в соседнем кабинете присутствуют комнатные растения, а в нашем нет.

Вывод : растения положительно влияют на микроклимат школьного помещения и могут уменьшить количество пыли в классе, если правильно за ними ухаживать. Поэтому, я решила озеленить наш класс. Я подошла к этому процессу очень ответственно. Я спросила учителя биологии Чудову Светлану Витальевну, какие комнатные растения лучше всего разместить в нашем классе. Она посоветовала выбрать не прихотливые растения, и те , что выделяют фитонциды – биологически активные вещества, убивающие микробов. Сейчас разработан ассортимент из 35 видов, состоящий из легко размножаемых, неприхотливых, обладающих выраженной фитонцидной активностью и исключающих аллергию растений.

 Например: Алоэ древовидное, Бегонии угловатая, вечноцветущая, Фиеста, Бриофиллюм Дегремона, Каланхоэ перистое, Колеус гибридный, Пеперомия туполистная, Плющ обыкновенный, Роициссус ромболистнй, Сансевьера трехполосая, Спатифиллюм Уэллиса, Толстянка портулаковая, Фикусы мелколистный, туполистный, Бенджамина, Хлорофитум хохлатый и др.[6]

3.3 Практическая работа по размножению комнатных растений.

Результаты своего исследования , я рассказала одноклассникам и пригласила их поучаствовать в проекте по озеленению нашего кабинета. Мы, вместе с ребятами, посетили кабинет биологии, для знакомства с комнатными растениями и правилами их размножения и узнали, что самый быстрый способ размножения – вегетативное.

Проблема: книг о растениях много, но не все знают, как правильно называется понравившееся растение, как за ним правильно ухаживать и размножать. Для решения проблемы есть два способа. Первый воспользоваться специальным мобильным приложением, которое распознаёт растения. Но не все могут закачать это приложение, так как оно требует много места на телефоне. Второй способ узнать о растении , способах его размножения и правилах ухода можно используя QR код. [8]. Я решила помочь своим одноклассникам и создала таблички с QR кодами понравившихся им растений.( Приложение 5 фото5)

В апреле 2024г. мы приступили к размножению растений. В мае посадили укоренившиеся черенки в горшки. На лето каждый забрал свое растение домой, чтобы ухаживать за ним. А в сентябре мы принесли наши растения в класс.

В октябре, я повторила своё исследование результат в таблице.

таблица 2 Уровень запылённости школьных помещений

Помещение

Место взятия проб

Уровень запылённости (количество пылинок на 1см2)

Наш кабинет

парта

4

 

стена

4

 

подоконник

4

 

пол

5

 

стена у доски

5

Соседний кабинет

парта

4

 

стена

4

 

подоконник

3

 

пол

4

 

стена у доски

5

Коридор

стена

6

 

пол

8

Уровень запылённости в нашем классе немного уменьшился. Из проведенных экспериментов можно сделать вывод, что от пыли нам никуда не деться, но если чаще делать влажную уборку, проветривать помещения ,пользоваться сменной обувью, и ухаживать за зелёными растениями в классе, то можно снизить концентрацию пыли в воздухе (Приложение4. диаграмма2).

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Запылённый воздух наносит вред нашему здоровью: содержит огромное количество вредных веществ, которые приводят к развитию аллергии, болезней дыхательной системы, различных воспалительных заболеваний.

2. Анкетирование учащихся класса показало, что ученики начальной школы имеют неполное представление о влиянии пыли на организм человека и способах борьбы с нею. Поэтому я познакомила со своей работой не только своих одноклассников, но и учащихся других классов начальной школы. Материал помог убедить учащихся в необходимости сменной обуви и проведении влажных уборок более 1 раза в месяц и необходимости иметь в классе комнатные растения.

3. Нам удалось озеленить свой класс, он стал более уютным, а воздух в нём чище.

4. Также мне удалось освоить технологию работы с QR кодами, думаю, это пригодится мне в дальнейших исследованиях.

Проводя исследование по данной теме, я узнала много фактов о пыли и выяснила, чем пыль опасна для здоровья человека, но в моей работе не был раскрыт вопрос о влиянии времени года на количество пыли в помещении .Поэтому я хочу продолжить своё исследование по данной теме.

Список использованных источников/

1. Свечникова В.В. Чибисова О.И. Большая энциклопедия Знаний. Жизнь на Земле// РОСМЭН. – Москва. – 2008. – С. 167.

2. Шалаева Г.П. Большая энциклопедия начальной школы // АСТ «Слово». – Москва. –2010. – С. 234.

3. Желтикова Т.М. Клещи домашней пыли// Астма и аллергия. – 2001. - №4. – с. 4-5.

4. Макарова М.А. Домашняя пыль – круглогодичный аллерген// Астма и аллергия. – 2017. - №3. – с. 11-12.

5. Илонова В.А. «Откуда родом пыль?», Москва «Санитарное просвещение» 1996 г.

6. Цыбуля Н. В.,. Фершалова Т. Д "Фитонцидные растения в интерьере", Новосибирск 2001г

7.Официальный сайт Министерства здравоохранения Ивановской области URL: https://yandex.ru/search/?text=clid=2357538-0&search_source=dzen_desktop_safe&src=suggest_B&lr=20229

8.: https://www.popmech.ru/science/56658-20-udivitelnykh-faktov-o-pyli/

9. https://2cyr.com/decode/?lang=ru

Приложение.

Приложение 1. Фото 1. Интервью с школьным медицинским работником.

Приложение 2 Диаграмма 1 результаты анкетирования.фото2

Приложение 3. фото3. Микроскопическое исследование пыли.

Приложение 4. Фото 4. Анализ полученных результатов.

Приложение 4. Диаграмма2. Уровень запылённости школьных помещений.

Приложение 5. фото5. Изготовление табличек с QR кодами

Приложение 6. фото 6. Выбор растений, команда единомышленников.

Приложение 8 Диаграмма3 Результаты повторного исследования.

Приложение 9. Памятка по снижению уровня запылённости в школе

 Прибирать класс, проветривать, протирать пыль. А один раз в месяц обязательно проводить генеральную приборку, протирая даже стены.

 Обязательно иметь сменную обувь т.к. она значительно уменьшает содержание пыли в школе, поскольку не содержит уличной грязи.

 Не бегать по школе, так как при этом поднимаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье.

 Иметь в школе больше комнатных растений, они делают воздух более чистым.

Просмотров работы: 8