Влияние социальных сетей на самооценку подростков

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние социальных сетей на самооценку подростков

Копысова А.В. 1Грибанова Д.М. 1Ключанцева Ю.А. 1
1МБОУ Лицей 8
Сафонов В.В. 1
1МБОУ Лицей 8
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современных подростков. Они используются для общения, развлечения, обучения и самовыражения. Однако, помимо очевидных преимуществ, социальные сети оказывают значительное влияние на психологическое состояние подростков, особенно на их самооценку. Цель данного проекта — исследовать, как социальные сети влияют на самооценку подростков, и предложить рекомендации для минимизации негативных последствий.

Цели и задачи

Цель: исследовать влияние социальных сетей на самооценку подростков.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты самооценки и ее формирования в подростковом возрасте.

2. Проанализировать положительное и отрицательное влияние социальных сетей на самооценку.

3. Провести опрос среди подростков для выявления их отношения к социальным сетям.

4. Разработать рекомендации для подростков и родителей по снижению негативного влияния социальных сетей.

Актуальность темы

Подростковый возраст — это период формирования личности, когда самооценка особенно уязвима. Социальные сети, где пользователи часто выставляют идеализированные версии своей жизни, могут вызывать у подростков чувство неполноценности, зависти и тревоги. Изучение этой проблемы важно для понимания того, как помочь подросткам сохранить здоровую самооценку в цифровую эпоху.

Теоретическая часть

  1. Понятие самооценки

Самооценка — это оценка человеком своих качеств, способностей и места среди других людей. В подростковом возрасте самооценка формируется под влиянием множества факторов, включая мнение сверстников, успехи в учебе и внешность.

  1. Роль социальных сетей в жизни подростков

Социальные сети стали платформой для самовыражения, общения и поиска информации. Однако они также создают идеализированную картину жизни, где пользователи делятся только своими успехами и лучшими моментами. Это может вызывать у подростков чувство неполноценности и стремление соответствовать нереалистичным стандартам.

  1. Положительное влияние социальных сетей

- Возможность самовыражения.

- Поддержка и общение с друзьями.

- Доступ к полезной информации и образовательным ресурсам.

4. Отрицательное влияние социальных сетей

- Сравнение себя с другими.

- Зависимость от лайков и комментариев.

- Кибербуллинг и давление со стороны сверстников.

Практическая часть

Исследование влияния социальных сетей на самооценку подростков

2.1. Методы исследования

Для изучения влияния социальных сетей на самооценку подростков были использованы следующие методы:

Анкетирование: Опрос среди учащихся 9–11 классов (85 человек).

Анализ данных: Изучение статистики использования социальных сетей и ее связи с самооценкой.

Интервью: Беседы с психологом и педагогами.

2.2. Результаты анкетирования

Отношение к социальным сетям (приложение 1):

30% считают, что социальные сети больше вредят, чем помогают.

50% видят в них только положительные стороны.

20% затруднились ответить.

Время в социальных сетях (приложение 1): 

65% опрошенных проводят в социальных сетях более 3 часов в день.

25% опрошенных менее 2 часов в день 

10% опрошенных менее 1 часа в день 

Влияние на самооценку (приложение 1):

55% респондентов отметили, что социальные сети негативно влияют на их самооценку.

25% отметили положительное влияние 

20% опрошенных ответило, что социальные сети не влияют на их самооценку

Кибербуллинг (приложение 1):

25% опрошенных сталкивались с травлей в социальных сетях.

75% не имели такого опыт

2.3. Выводы по исследованию

Социальные сети оказывают значительное влияние на самооценку подростков. Большинство опрошенных испытывают давление из-за необходимости соответствовать "идеальным" стандартам, что приводит к снижению уверенности в себе.

Рекомендации для минимизации негативного влияния

3.1. Для подростков

Ограничьте время в социальных сетях: установите лимит на использование приложений.

Фокусируйтесь на реальных достижениях: Участвуйте в активностях, которые приносят реальное удовлетворение (спорт, хобби, учеба).

Не сравнивайте себя с другими: помните, что социальные сети — это лишь "витрина", а не реальная жизнь.

Если вы столкнулись с кибербуллингом, обратитесь за помощью к взрослым.

3.2. Для родителей

Обсуждайте с детьми их опыт в социальных сетях: Поддерживайте открытый диалог.

Помогите развить критическое мышление: объясните, что не все, что публикуется в социальных сетях, соответствует реальности.

Поощряйте офлайн-активности: Спорт, творчество, общение с друзьями в реальной жизни.

3.3. Для школ

Проводите уроки цифровой грамотности: учите подростков безопасному и осознанному использованию социальных сетей.

Организуйте тренинги по повышению самооценки и борьбе с кибербуллингом.

Заключение

Социальные сети оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на самооценку подростков. С одной стороны, они предоставляют возможности для самовыражения и общения, с другой — могут вызывать чувство неполноценности из-за постоянного сравнения с другими. Чтобы минимизировать негативное влияние, важно развивать критическое мышление, ограничивать время в социальных сетях и поддерживать подростков в их реальных достижениях.

 

Список литературы

  1. Иванов, А. В. "Психология подросткового возраста". — М.: Просвещение, 2020.

  2. Петрова, Е. С. "Социальные сети и их влияние на молодежь". — СПб.: Питер, 2019.

  3. Данные исследования "Влияние социальных сетей на подростков". — Центр молодежных исследований, 2021.

  4. Бандура А. Теория социального научения. — М., 2000.

  5. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. — М., 2010.

  6. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2010.

  7. Статистика использования социальных сетей среди подростков.

Приложение 1

Просмотров работы: 92