ВВЕДЕНИЕ
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электричество». Что же такое электричество, всегда ли люди знали о нём?
Тема моей работы актуальна на сегодняшний день, ведь без электричества представить нашу современную жизнь практически невозможно. Электричество – это наш друг. Оно помогает нам во всём. Утром мы включаем свет, электрический чайник, ставим подогревать пищу в микроволновую печь, пользуемся лифтом, трудимся на предприятиях, в банках и больницах, учимся в школе, где тепло и светло. И везде «работает» электричество.
При этом я очень частослышу: «Случилась трагедия! Пожар!» При выяснении всех подробностей из различных источников, я узнаю, что пожары часто случаются из-за неправильного использования электроприборов. Или вовсе от незнания правил их использования. Я задумался над тем, а можно ли помочь моим одноклассникам и друзьям узнать, как правильно включать дома телевизор, микроволновую печь или электрический чайник?
Проблема: безопасное использование электроприборов.
Гипотеза исследования: в наших домах есть приборы, которые представляют опасность для жизни и здоровья детей. Речь идет о бытовых электроприборах. Зачастую незнание правил безопасного использования приводят к трагическим ситуациям. Наблюдая за работой бытовых электроприборов, мы расширяем знания о бытовых помощниках, выясняем - действительно ли она так необходима в современной жизни человека.
Цель, которую я перед собой поставил: провести опрос, создать плакат с правилами пользования электроприборов
Задачи:
1. Выяснить, что такое электричество и какие виды его источников существуют;
2. Провести опрос;
3. На основе результатов опроса разработать плакат с правилами пользования электроприборов.
Глава 1. Теоретические сведения
1.1 Первые сведения об электричестве.
Электричество было известно людям с самых давних времен. Правда, практически измерять электричество человек научился только в начале 19 века. Потом понадобилось еще 70 лет до того момента, когда в 1872 году русский ученый А.Н. Лодыгин изобрел первую в мире электрическую лампочку накаливания. И все же знания о таком явлении как электричество были у людей уже много тысяч лет назад. Ведь ещё древний человек заметил удивительное свойство натертой янтарём шерсти притягивать нитки, пыль и другие мелкие предметы.
Мы узнали, что древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря. Этот камень, за его цвет и блеск, получил название «ЭЛЕКТРОН», что значит «солнечный камень». (Рисунок 1).
Древние греки даже научились использовать это явление для удаления пыли с дорогих одежд. Ещё они заметили, что, если сухие волосы расчесать янтарным гребнем, они встают, отталкиваясь друг от друга.
Рисунок 1.Свойства янтаря
1.2 Что такое электричество
Электрический ток – направленное движение заряженных частиц, похожее чем – то на реку. В реке течёт вода, а по проводам маленькие частицы атома – электроны. Электрический ток движется по проводнику в замкнутой цепи от источника тока к потребителю. Проводник – вещество, способное легко проводить электрический ток. Если мы имеем дело с металлом, то заряженные частицы – это электроны. Практически все металлы проводники электрического тока. Те вещества, которые не проводят ток, называются – изоляторами. К изоляторам относится пластик, резина. Медь очень хорошо проводит ток. В проводах электроны двигаются под действием магнитного поля.
Как и многое в нашей жизни, электричество, имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. С ним нужно обращаться очень аккуратно и четко соблюдать правила техники безопасности. Электрический ток, как волшебника-невидимку, нельзя рассмотреть, учуять его по запаху. Определить наличие или отсутствие тока можно только, используя приборы, измерительную аппаратуру.
Поэтому «повелевают» электричеством только специально обученные люди – электрики. Они, словно волшебники, соединяют провода в большую паутину, устанавливают переключатели, рубильники и розетки, в общем, производят все электромонтажные работы.
1.3 Источник электрического тока.
Сейчас мы получаем электричество благодаря большим электростанциям. На электростанциях есть генераторы — это большие машины, которые работают от источника энергии.
Работающий генератор при помощи огромного магнита создаёт поток электрических зарядов, то есть ток, который проходит по медным проводам. Чтобы передавать электричество на большие расстояния, необходимо увеличить напряжение. Для этого используют трансформатор — устройство, которое может повышать и понижать напряжение. Теперь электричество с большой мощностью по огромным кабелям, которые находятся глубоко под землёй или высоко в воздухе, движется к месту назначения.
Перед тем, как попасть в квартиры и дома, электричество проходит через другой трансформатор, который понижает его напряжение. Теперь готовое к использованию электричество движется по проводам к необходимым объектам. Количество использованного электричества регулируется специальными счётчиками, которые прикрепляются к проводам, которые проложенные через стены и полы. Подводят электричество в каждую комнату дома или квартиры. (Рисунок 2).
Рисунок 2. Путь электричества
1.4 Виды электростанций и их влияние на окружающую среду.
Электроэнергию производят на электростанциях нескольких видов, сейчас мы с ними познакомимся.
1. Тепловая электростанция.
ТЭС – самая популярная электростанция на сегодняшний день. (Рисунок 3).
Рисунок 3. ТЭС
Здесь электричество вырабатывается за счет сжигания топлива - природного газа, мазута, угля. Сжигая топливо, получают тепловую энергию, которая используется для нагрева воды и получения пара. Получаемый в парогенераторе пар приводит во вращение паровую турбину, соединённую с электрическим генератором, и таким образом вырабатывается электроэнергия.
Недостатки этого источника всем хорошо известны: загрязнение окружающей среды и выделение парниковых газов, а также небольших элементов золы, поскольку преимущественная часть ТЭС применяет в качестве топлива измельченный уголь.
1.5 Гидроэлектростанции.
И
х строят на реках. Электричество вырабатывается здесь за счёт потока воды, падающей с плотины. Гидроэлектростанции возводятся на реках, сооружая плотины и водохранилища. Главной задачей в строительстве гидроэлектростанции является создание напора воды. При наиболее распространенном варианте строительства реку перегораживают плотиной, которая поднимает уровень воды, создавая необходимый напор. Вода под напором поступает на лопасти турбины гидроэлектростанции, которая в свою очередь приводит в действие генераторы, вырабатывающие электричество.
Рисунок 4. ГЭС
Этот источник энергии выглядит более экологичным и дружелюбным для нашей планеты, но это только на первый взгляд: для построения платины полностью меняют русло реки, затапливая огромные поля и иссушая долины и леса. Из-за строительства ГЭС под угрозой оказываются целые экосистемы. А еще рыбы, которые исконно использовали эти реки как среду обитания, тоже не сильно радуются этому чистому источнику энергии. Конечно, сам процесс выработки энергии значительно чище, но строительство может нанести значительный урон природе.
1.6 Бытовые электроприборы
Бытовые электроприборы — это потребители электрического тока, преобразующие энергию электрического тока в в полезную работу, необходимую для комфортного проживания людей в домашних условиях.
Любую бытовую технику можно разделить на несколько групп:
Кухонная техника (холодильники, электрические плиты, микроволновые печи, чайники электрические, кофеварки, мультиварки, блендеры, миксеры, мясорубки, хлебопечки, посудомоечные машины);
Техника для дома (стиральные машины, пылесосы, утюги, швейные машины, отпариватели);
Теле-видео-аудио техника (телевизоры, домашние кинотеатры, музыкальные центры, магнитолы);
Компьютеры и оргтехника (ноутбуки, планшеты, настольные компьютеры, принтеры, сканеры, роутеры, мониторы);
Приборы персонального ухода (выпрямители для волос, стайлеры, фены, триммеры, бритвы, эпиляторы, массажеры, весы электронные);
Климатическая техника (кондиционеры, водонагреватели, увлажнители воздуха, обогреватели, вентиляторы);
Бытовые осветительные электроприборы (потолочные и настенные светильники, люстры, бра, торшеры, настольные лампы).
Рисунок 6. Бытовые электроприборы
Глава 2. Практическая часть
2.1 Опрос обучающихся
Я провел опрос среди обучающихся 3-х классов. Опрос включал в себя следующие вопросы:
Задание 1.
Для чего нужно знать максимально допустимую мощность бытовой электросети и установочных изделий: вилок, розеток, ламповых патронов?
1) для защиты человека от поражения электричеством
2) для упрощения эксплуатации электроприборов в быту
3) для исключения перегрузки бытовой электросети и вывода её из строя.
Задание 2.
Выберите один правильный ответ
Что называют шаговым напряжением?
1) напряжение в электросети
2) напряжение, возникающее вокруг места перехода тока из провода с нарушенной изоляцией или поврежденной электроустановки в землю или другую токопроводящую среду.
Задание 3.
Выберите один правильный ответ
Почему опасно пользоваться электроприборами и устанавливать в ванной комнате электрические розетки?
1) из-за того, что пользоваться электроприборами в ванной комнате неудобно
2) из-за опасности возникновения токопроводящей среды в ванной комнате
Задание 4.
Выберите несколько правильных ответов
Какая среда является проводником электрического тока?
1) дерево
2) вода
3) металл
4) резина
Задание 5.
Выберите несколько правильных ответов
Какая первая помощь должна быть оказана человеку при «неотпукающем токе»?
1) оттащить пострадавшего за руки или за ноги от источника тока
2) отключить источник электроэнергии
3) оторвать пострадавшего от электропроводов с помощью палки, доски, ремня, шарфа
4) сделать пострадавшему искусственное дыхание
Задание 6.
Выберите несколько правильных ответов
Какие ткани человеческого тела имеют наибольшее электрическое сопротивление?
1) кожа человека
2) головной мозг
3) спинной мозг
4) кровь
5) жировая ткань
6) кости
Задание 7.
Выберите несколько правильных ответов
Какую первую помощь нужно оказать пострадавшему, освобожденному от действия электрического тока?
1) ничего не нужно делать самому и ждать помощи от медицинских работников
2) сделать искусственное дыхание пострадавшему
3) попытаться поднять пострадавшего на ноги
4) дать пострадавшему воды
5) сделать пострадавшему массаж сердца
2.2 Результаты опроса
В опросе принимали участие 48 человек. Результаты, следующие:
67 % участвовавших, знают правила пользования электроприборами — это 32 человека. Задание 1,3
У 10,4 % участвовавших возникли затруднения в вопросах 5,7 ,касающихся оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока- это 5 человека.
Теоретические вопросы № 2,4, 6 для участвовавших, не вызвали затруднений.
Диаграмма 1- Результаты опроса
Получив результаты опроса, я понял, что некоторым ребятам нужна помощь в получении информации по правилам безопасного поведения с электричеством и электроприборами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделанная работа достигла своей цели – я рассказал о применении электричества в быту, в достаточно полной мере раскрыл поставленные в начале работы задачи, а именно: рассказал о природе и истории открытия электричества, рассказал о бытовых электроприборах, их разновидностях и назначении; рассказал о правилах электробезопасности в обращении с бытовыми электрическими приборам.
Кроме того, был реализован и продукт проекта: памятки по безопасному обращению с бытовыми электрическими приборами и плакат по безопасному обращению с бытовыми электрическими приборами (Приложение1).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
К. Роджерс, Ф. Кларк. Изучаем физику. Свет. Звук. Электричество. ООО Издательство «Росмэн - Пресс» г. Москва, 2015г.
История электричества. [Электронный ресурс]. - https://www.istmira.com/novosti-istorii/ История электричества.
Виды электростанций. [Электронный ресурс]. https://electric-220.ru/news Виды электростанций.
Влияние энергетики на экологию [Электронный ресурс].- https://madenergy.ru/stati/ Влияние энергетики на экологию
Портал: Электричество [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Портал:Электричество
ПРИЛОЖЕНИЕ 1