Проблема игровой зависимости в среде подростков

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблема игровой зависимости в среде подростков

Зворыгина А.Д. 1Шакин Е.В. 1Мерзлова А.В. 1
1МБОУ Лиццей№8
Сафонов В.В. 1
1МБОУ Лиццей№8
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире, насыщенном цифровыми технологиями, компьютерные игры стали неотъемлемой частью жизни многих подростков. Они предлагают широкий спектр развлечений, возможность социализации, развития навыков и даже самовыражения. Однако, увлечение играми может перерасти в серьезную проблему – игровую зависимость, которая оказывает негативное влияние на психическое и физическое здоровье, успеваемость в школе, социальные отношения и общее благополучие подростков.

Цельпроекта:

Выявитьи проанализироватьпроблемуигровой зависимости среди подростков, исследовать факторы, способствующие ее развитию, определить негативные последствия и предложить рекомендации по профилактике и коррекции игровой зависимости.

Задачипроекта:

Изучитьтеоретическиеаспектыигровойзависимости:

Определитьпонятиеигровойзависимостииеекритерии.

Рассмотретьклассификациюигровыхзависимостей(например,от компьютерных игр, консольных игр, мобильных игр).

Изучить психологические и физиологические механизмы формирования игровой зависимости.

Исследовать факторы, способствующие развитию игровой зависимости у подростков:

Определить индивидуальные факторы (например, особенности личности, низкая самооценка, дефицит внимания и гиперактивность).

Выявить социальные факторы (например, влияние семьи, сверстников, доступность игр).

Проанализировать особенности игрового контента (например, увлекательность, вознаграждения, социальное взаимодействие).

Определить негативные последствия игровой зависимости для подростков:

Изучить влияние игровой зависимости на психическое здоровье (например, депрессия, тревожность, агрессия).

Рассмотретьвлияниеигровойзависимостинафизическоездоровье (например, проблемы со зрением, нарушения сна, ожирение, синдром запястного канала).

Проанализировать влияние игровой зависимости на социальную адаптацию (например, ухудшение отношений с семьей и друзьями, снижение успеваемости, социальная изоляция).

Разработать рекомендации по профилактике и коррекции игровой зависимости у подростков:

Предложить стратегии профилактики игровой зависимости для родителей, педагогов и самих подростков.

Определить методы коррекции игровой зависимости (например, психотерапия, медикаментозное лечение).

Разработать практические рекомендации по организации досуга и альтернативным занятиям для подростков.

Провести эмпирическое исследование (опрос или анкетирование) для оценки распространенности игровой зависимости среди подростковвконкретнойвыборке(например,вшколеилирайоне).

Разработать информационные материалы (буклет, презентацию) для повышения осведомленности подростков, родителей и педагогов о проблеме игровой зависимости.

Методологияисследования(кратко):

Типисследования:Количественное(опрос/анкетирование)

Выборка:Подросткиввозрасте14-17лет(например,ученикиодной или нескольких школ).

Инструмент:Анкета,включающаявопросыовремени,проведенном за играми, частоте и мотивации игры, влиянии игры на различные сферы жизни, а также вопросы, направленные на выявление признаков игровой зависимости.

Анализ данных: Статистическая обработка данных, полученных в результате анкетирования.

Ожидаемыерезультаты:

Выявление распространенности игровой зависимости среди подростков в исследуемой выборке.

Определениефакторов,связанныхсигровойзависимостью.

Оценканегативноговлиянияигровойзависимостинапсихическоеи физическое здоровье, а также на социальную адаптацию подростков.

Разработка практических рекомендаций по профилактике и коррекции игровой зависимости.

Практическаязначимостьпроекта:

Результаты проекта могут быть использованы родителями, педагогами, психологами и другими специалистами, работающими сподростками,дляповышенияосведомленностиопроблеме

игровой зависимости и разработки эффективных стратегий профилактики и коррекции.

(Информационныематериалы,разработанныеврамкахпроекта, могут быть использованы для проведения просветительской работы среди подростков, родителей и педагогов.)

Теоретическаячасть:

Глава 1. Игровая зависимость: определение, критерии и классификация.

  1. Определениеигровойзависимости. Игроваязависимость(также известная как расстройство игровой деятельности) – это поведенческое расстройство, характеризующееся навязчивым, чрезмерным и неконтролируемым участием в видеоиграх, которое приводит к значительным проблемам в различных сферах жизни человека.Всемирнаяорганизацияздравоохранения(ВОЗ)включила игровое расстройство в Международную классификацию болезней (МКБ-11) в 2018 году. Ключевые признаки игровой зависимости:

Потеряконтроля: Неспособность контролировать продолжительность и интенсивность игры, несмотря на желание ограничить себя.

Приоритет играм: Игра становится самой важной деятельностью в жизни человека, отодвигая на второй план другие интересы, обязанности и отношения.

Продолжение игры несмотря на негативные последствия: Человек продолжает играть, даже осознавая негативные последствия для здоровья, учебы, работы или личных отношений.

  1. Критерии игровой зависимости. Критерии, используемые для диагностики игровой зависимости, включают:

Доминирование:Играстановитсяпреобладающейдеятельностьюв жизни человека.

Толерантность:Необходимостьувеличиватьвремя,проведенноеза игрой, чтобы достичь желаемого уровня удовлетворения.

Синдром отмены: Возникновение негативных симптомов (раздражительность, тревога, грусть) при попытке сократить или прекратить игру. Использование игры для избегания проблем: Использование игр как способа уйти от реальности и справиться с негативными эмоциями.

Потеряинтереса кдругимвидамдеятельности: Снижениеинтереса к прежним хобби и увлечениям.

Продолжение игры, несмотря на негативные последствия: Игнорирование проблем, вызванных игрой.

Обман:Скрытиевремени,проведенногозаигрой,отокружающих. Потеря социальных контактов: Изоляция от семьи и друзей.

  1. Классификация игровых зависимостей. Игровые зависимости можно классифицировать по различным критериям:

Потипуигры:

Зависимость от компьютерных игр: Игры на персональном компьютере (например, многопользовательские онлайн-игры, стратегии, шутеры).

Зависимость от консольных игр: Игры на игровых консолях (например, PlayStation, Xbox, Nintendo).

Зависимостьотмобильныхигр:Игрынасмартфонахипланшетах.

Зависимость от азартных игр: Игры, связанные с риском и возможностью выигрыша денег (например, онлайн-казино, покер).

Пожанруигры:

Зависимость от многопользовательских онлайн-игр (MMORPG): Игры, в которых тысячи игроков одновременно взаимодействуют в виртуальном мире.

Зависимость от шутеров: Игры, в которых основной целью является уничтожение противников.

Зависимостьотстратегий: Игры, требующие планирования и стратегического мышления.

Зависимостьотролевыхигр(RPG): Игры, вкоторых игрокуправляет персонажем и развивается в вымышленном мире.

Глава2.Факторы,способствующиеразвитиюигровойзависимости у подростков.

  1. Индивидуальныефакторы.

Особенности личности: Подростки с низкой самооценкой, повышенной тревожностью, депрессивными тенденциями, социальнойизоляциейитрудностямивобщенииболееподвержены риску развития игровой зависимости.

Дефицит внимания и гиперактивность (СДВГ): Подростки с СДВГ часто испытывают трудности с концентрацией внимания и импульсивностью, что может способствовать развитию зависимости.

Проблемы в эмоциональной регуляции: Использование игр как способауйтиотнегативныхэмоций,такихкакгнев,грустьилискука.

  1. Социальныефакторы.

Влияние семьи: Недостаток внимания и поддержки со стороны родителей, конфликты в семье, отсутствие четких правил и ограничений в отношении использования игр.

Влияние сверстников: Популярность игр в подростковой среде, давление со стороны сверстников, желание быть “в тренде”.

Доступность игр: Широкая доступность игр на различных устройствах,отсутствиеконтролязасодержаниемигр,возможность играть в любое время и в любом месте.

Социальное подкрепление в играх: Похвала, признание и поддержка со стороны других игроков в онлайн-играх.

  1. Особенностиигровогоконтента.

Увлекательность:Игрыразрабатываютсясиспользованиемсложных алгоритмов и психологических приемов, чтобы удерживать внимание игроков и вызывать желание продолжать играть.

Вознаграждения: Игры предлагают постоянные вознаграждения за достижения, что стимулирует выработку дофамина в мозге и вызывает чувство удовольствия.

Социальноевзаимодействие:Многопользовательскиеонлайн-игры предлагаютвозможностьобщаться,сотрудничатьисоревноватьсяс другими игроками, что создает чувство принадлежности и социальной значимости.

Бесконечныйпрогресс:Многиеигрыпостроенытакимобразом,что в них всегда есть что-то новое, что можно открыть или достичь, что создает ощущение бесконечного прогресса и мотивирует продолжать играть.

Глава 3. Негативные последствия игровой зависимости для подростков.

  1. Влияниенапсихическоездоровье.

Депрессия: Игровая зависимость может приводить к депрессии из- за социальной изоляции, чувства вины и осознания негативных последствий.

Тревожность:Подросткисигровойзависимостьюмогутиспытывать тревогу и беспокойство при отсутствии доступа к играм.

Агрессия: Некоторые игры, особенно шутеры, могут способствовать развитию агрессивного поведения.

Социальная тревожность: Подростки могут испытывать трудности в общении с людьми в реальной жизни из-за недостатка социальных навыков.

Снижениекогнитивныхфункций:Длительноепребываниезаиграми может негативно влиять на память, внимание и концентрацию.

  1. Влияниенафизическоездоровье.

Проблемы со зрением: Длительное напряжение глаз может приводить к ухудшению зрения.

Нарушениясна:Игрыпередсноммогутнарушатьсониприводитьк бессоннице.

Ожирение: Малоподвижный образ жизни и нездоровое питание, связанные с игровой зависимостью, могут приводить к ожирению.

Синдром запястногоканала: Повторяющиеся движенияруками при использовании мыши и клавиатуры могут приводить к развитию синдрома запястного канала.

Головные боли: Длительное напряжение и стресс могут вызывать головные боли.

  1. Влияниенасоциальнуюадаптацию.

Ухудшение отношений с семьей и друзьями: Игровая зависимость может приводить к конфликтам с родителями и друзьями из-за недостатка времени и внимания.

Снижение успеваемости: Игровая зависимость может отвлекать от учебы и приводить к снижению успеваемости.

Социальная изоляция: Подростки с игровой зависимостью могут отказываться от участия в социальных мероприятиях и проводить большую часть времени в виртуальном мире.

Проблемы с трудоустройством в будущем: Недостаток социальных навыков и опыта работы может затруднить трудоустройство в будущем.

Глава4.Профилактикаикоррекцияигровойзависимостиу подростков.

  1. Профилактикаигровой зависимости.

Дляродителей:

Устанавливать четкие правила и ограничения в отношении использования игр.

Контролироватьконтентигр,вкоторыеиграютдети.

Поощрятьдругиевидыдеятельности,такиекакспорт,хоббии социальные мероприятия.

Проводитьбольшевременисдетьмииуделятьимвнимание.

Развиватьудетейнавыкиэмоциональнойрегуляцииисамооценку. Для педагогов:

Повышать осведомленность подростков о проблеме игровой зависимости.

Организовывать мероприятия, направленные на развитие социальных навыков и альтернативных интересов.

Сотрудничать с родителями в вопросах профилактики игровой зависимости.

Создаватьблагоприятнуюиподдерживающуюатмосферувшколе. Для подростков:

Осознаватьрискиигровойзависимости.

Устанавливатьлимитынавремя,проведенноезаиграми. Находить другие интересные занятия и хобби.

Развиватьсоциальныенавыкииподдерживатьотношенияссемьей и друзьями.

Обращаться за помощью, если чувствуете, что не можете контролировать свое увлечение играми.

  1. Методыкоррекцииигровойзависимости.

Психотерапия:

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): Помогает изменить негативныемыслииповедение,связанныесигровойзависимостью.

Семейнаятерапия:Помогаетулучшитьотношениявсемьеирешить проблемы, способствующие развитию зависимости.

Групповая терапия:Предоставляет возможность общаться с другими людьми, испытывающими аналогичные проблемы, и получать поддержку.

Медикаментозноелечение:

В некоторых случаях могут использоваться антидепрессанты или препараты для лечения СДВГ.

Медикаментозноелечениедолжноназначатьсятольковрачом. Реабилитационные центры:

В тяжелых случаях может потребоваться пребывание в реабилитационном центре, где пациентам предоставляется интенсивная психотерапевтическая помощь и поддержка.

Списоклитературы:

https://books.yandex.ru/books/snNVjjGw?username=b1775216083&utm_source=direct_link&utm_medium=referral&utm_content=web&utm_campaign=users_referral

https://books.yandex.ru/books/xQnQPD4w?username=b1775216083&utm_source=direct_link&utm_medium=referral&utm_content=web&utm_campaign=users_referral

https://books.yandex.ru/books/CUDntrix?username=b1775216083&utm_source=direct_link&utm_medium=referral&utm_content=web&utm_campaign=users_referral

https://books.yandex.ru/books/l4lfyIUb?username=b1775216083&utm_source=direct_link&utm_medium=referral&utm_content=web&utm_campaign=users_referral

https://books.yandex.ru/books/Bpfo9qYh?username=b1775216083&utm_source=direct_link&utm_medium=referral&utm_content=web&utm_campaign=users_referral

Просмотров работы: 28