Создание настольной познавательной игры «Животные на гербах субъектов Российской Федерации»

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание настольной познавательной игры «Животные на гербах субъектов Российской Федерации»

Акименков С.А. 1
1Академическая школа №1534
Мащинова Ю.А. 1
1Академическая школа №1534
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Путешествую по России, я заметил, что на гербах различных областей достаточно часто встречаются те или иные животные. Меня заинтересовала эта тема, и стал изучать факторы, влияющие на появление животных на гербах субъектов Российской Федерации. Оказалось, что расшифровывая геральдические и негеральдические символы, можно узнать множество интересных фактов об истории, культуре и традициях народов нашей страны.

Чтобы увлечь этой темой и своих друзей, я стал искать возможные варианты игр связанных с геральдикой в интернете. Однако после долгих поисков я понял, что таких игр на данный момент не существует. Тогда я решил заняться разработкой собственной игры, в которую можно было бы играть и в школе, и дома.

Актуальность темы. Данная игра поможет не только заинтересовать изучением Геральдики, но и расширит знания игроков в области административно-территориального деления Российской Федерации. Знакомство с основными символами субъектов Российской Федерации будет способствовать патриотическому воспитанию школьников, а для кого-то может оказаться началом становления будущей профессиональной деятельности.

Объект исследования. Объектом моего исследования стали гербы субъектов Российской Федерации и изображенные на них животные, а так же история и географические особенности данных территорий.

Проблема исследования – изучение изображений различных животных на гербах субъектов Российской Федерации и создание настольной игры.

Цель проекта – создание игры «Животные на гербах субъектов Российской Федерации».

Задачи проекта:

- изучить основные принципы Геральдики;

- изучить гербы всех субъектов РФ;

- выбрать гербы, на которых изображены животные;

- выявить наиболее и наименее используемые животные в качестве геральдических символов;

- составить карты по теме «Животные на гербах субъектов РФ»

- подготовить необходимый материал для игры (игровое поле, фишки, карты с изображением гербов)

- обучить игре своих одноклассников.

Степень разработанности проблемы. Геральдика достаточно популярная дисциплина, но большинство исследований направлено на изучение гербов Государств или же отдельных городов. По теме «Гербы субъектов Российской Федерации» можно найти лишь отдельные статьи и страницы на сайте «Википедия».

На данный момент в интернете не существует ни игр по данной теме, ни карт распространения животных на гербах субъектов РФ.

Практическая значимость. С помощью игры «Животные на гербах субъектов Российской Федерации» можно будет познакомиться с геральдической системой нашей страны и закрепить свои знания в области территориально – административного устройства РФ.

1. Основные законы Геральдики.

В составе Российской Федерации на сегодняшний день выделяют 89 субъектов, каждый из которых имеет право на свой герб, флаг и гимн. На протяжении многих столетий сформировался определенный свод правил, которым надо придерживаться при создании герба и которые отслеживает специальная историческая дисциплина Геральдика.

Основные из них – это форма, условность, цвет и расположение животных внутри щита.

1.1 Форма

Все элементы должны быть уникальны и узнаваемы и располагаться в пределах ограниченного пространства, именуемого геральдическим щитом.

1.2. Условность

В геральдике все символы должны носить условный характер и недопустимо помещение на щите конкретных архитектурных сооружений.

Так, например, на гербе Новосибирской области два соболя держат каравай с солонкой, обозначающий сельскохозяйственную деятельность жителей этой области. Однако если присмотреться получше, то можно заметить, что форма каравая полностью повторяет крышу здания Новосибирского театра Оперы и Балета, который прославил город и регион на весь мир. На сегодняшний день на сцене этого театра выступают лучшие оперные певцы не только из России, но и из других стран.

1.3. Расположение.

По правилам геральдики живые существа на гербах обязательно должны смотреть в правую сторону, чтобы не было ощущения, что они убегают. Кроме того, поворот вправо подчеркивает, что, например, медведь обращен к добру, а не злу.

Но надо учесть важный факт. В Средневековье гербы размещали на щитах. Правую и левую стороны называли с точки зрения человека, держащего щит. Этого правила придерживаются и сегодня. Поэтому несмотря на то, что мы можем видеть, что медведь идет влево, на самом деле он идет вправо, как и человек, стоящий за щитом.

При изображении нескольких фигур они могут быть обращены в одну сторону, друг к другу или же в разные стороны.

Поворот живых фигур и орудий влево вполне возможен, но требует специальной мотивации. Например, поворот московского всадника влево освящен давней традицией.

Аналогичный поворот тигра в гербе Еврейской Автономной области символизирует необычную судьбу этого субъекта Федерации.

1.4 Цвет

В геральдике обычно используют 8 основных цветов: два металла (золото и серебро), пять финифти (лазурь, червлень, зелень, чёрный, пурпур) и телесный, для изображения людей и ангелов.

Причем по законам геральдики запрещено накладывать цвета метала на фон металла и финифть на фон финифти. Металл может быть наложен на финифть и наоборот.

2. Животные в геральдике субъектов РФ.

Изображение животных в геральдике – многовековая традиция. Выбор животных отражает не только географическое расположение того или иного региона, но и историю, мировоззрение, вероисповедование людей, в нем проживающих.

На данный момент из 89 гербов субъектов РФ на 51 из них изображены животные. Еще на 7 - всадник на лошади. И лишь на 31 - животных нет.

(См. Приложение 1, Рис.1)

На гербах субъектов РФ можем встретить самых разнообразных животных, как реальных, так и фантастических – медведя, льва, орла, тигра, барса, соболя, песца, куницу, коня, верблюда, пчел, чайку, а так же лебедя, куропатку и даже рыб.

На диаграмме «Разнообразие и частота использования животных на гербах субъектов РФ» (см. Приложение 1, Рис.2.) мы можем увидеть все разнообразие животных на гербах субъектов РФ и оценить их численное соотношение.

2.1 Медведь.

Медведь – животное, которое чаще всего ассоциируется с Россией. Не зря медведи так часто встречаются в русских сказках, песнях и других видах народного творчества. Именно с медведем встречались важные в православной Руси люди, такие как Ярослав Мудрый и Серафим Саровский.

Его часто называют Хозяином леса или Хозяином Тайги.

У славян, у народов Сибири и Дальнего Востока существовало множество ритуалов, связанных с медведем. «Хозяин» не только требовал к себе уважения из-за физической мощи и внушительных размеров. Он просыпался с приходом весны, то есть был связан еще и с языческими божествами, управлявшими природой и погодой.

Не удивительно, что именно его предпочитали размещать на своих гербах жители той или иной области. Медведь олицетворяет силу, хитрость, мужество, но также и свирепость при отражении агрессии врага.

Его изображение мы можем встретить на гербах Ярославской области, Республики Марий Эл, Республики Карелия, Чукотского автономного округа, Хабаровского и Пермского края, Новгородской области, Ханты- Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. (Приложение 1, Рис.3.)

Если мы посмотрим на карту России (см. Приложение 1, Рис.4 ), то можно отметить, что Медведь на гербах встречается во всех ее частях, помимо Сибири. Этот удивительный факт заслуживает особого внимания, ведь в сибирских лесах это животное встречается достаточно часто. Тем не менее, жители этого региона России, исторически выбирали другие символы для создания своего уникального герба.

Стоит отметить тот факт, что на гербах субъектов РФ встречаются медведи самых разных цветов и ни один не повторяет облик другого, так же как уникальна история и культура жителей того или иного региона. Что интересно – цвет животного никак не зависит от того, существует ли данный вид в регионе, на гербе которого он изображен. Например, черные медведи не встречаются в России, но именно такой цвет чаще всего используется в геральдике. Черных медведей мы видим на гербах Ярославской области, Хабаровского края, Республики Карелия, а так же на гербе Новгородской области, где он изображен вместе с рыбами. Так же удивительно появление серебристого медведя на гербе Пермского края, где он несет на спине Библию, как символ победы Христианства над Язычниками.

И только пожалуй белые (серебряные) Чукотского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа расположены именно в местах своего проживания.

2.2. Лев. Тигр. Барс.

Если медведей можно часто встретить в наших лесах и появление его на гербе субъекта РФ вполне объяснимо, то появление львов никак не оправдывается средой обитания этого животного. Тем не менее, сразу несколько субъектов РФ поместили царя зверей на свой герб. Это Красноярский край, Ульяновская область, Белгородская область, Ивановская область) (см. Приложение 1, Рис.5, 6)

Еще одной отличительной чертой изображения этого животного является то, что и львы, и тигры, и даже львиный леопард на гербе Владимирской области в нарисованы исключительно в золотом цвете.

Возможно здесь играет роль тот момент, что Лев в христианстве ассоциируется с Иисусом Христом и православные христиане видят защиту в его изображении на гербе. Эту гипотезу подтверждает и герб Владимирской области, где львиный леопард стоит на двух лапах и держит православный крест.

Интересно так же то, что очень часто лев изображается в сочетание с орлом, как например на гербах Белгородской и Ивановской областей, что еще больше придает силы и уверенности народам, там проживающим и связано с определенными победами Русских военоначальников над западными державами.

В отличие от львов, тигры - реальные представители русской фауны. Уссурийский тигр, к сожалению, находится на стадии вымирания и занесен в Красную Книгу. На данный момент на всей территории России находится не более 150 особей. Поэтому так ценно, что его можно встретить не только в таежных лесах Приморского края и Еврейского автономного округа, но и на их гербах.

Примечательно, что в определенный промежуток времени тигр был помещен и на щит, который держит в руках медведь на гербе Хабаровского края, тем не менее эта версия герба не прижилась.

Мог быть и еще один тигр в российской геральдике, но из-за обидной грамматической ошибки на гербе Иркутской области сегодня изображен бобр, а не тигр. Дело в том, что раньше на самом деле там был тигр, который на языке народов, проживающих на территории Сибири назывался «бабр». Историки, вписывающие описание герба в документы, не учли этот момент и приняли слово «бабр» за ошибку. С тех пор именно бобр красуется на гербе Иркутской области.

Помимо тигров можно встретить еще красивых грациозных барсов на гербах Псковской области и республики Северная Осетия. Они символизируют мужественно проживающих на этих территориях народов.

История попадания этого животного на герб этих субъектов различна. Если в Псковской области барс исключительно символ силы и противостояния внешним врагам, то в Северной Осетии барсы изначально жили. К сожалению, даже занесение в Красную книгу не смогло их уберечь от преследования браконьеров ,и популяция барсов на данной территории исчезла. Однако местные жители всячески стараются их вернуть и уже выпустили двух особей в естественную среду, где они находятся под постоянным наблюдением.

2.3 Орел

Еще одно из любимых символов в геральдике - это изображение орла, которое мы можем встретить на гербах республики Дагестан, республики Ингушетия, республики Кабардино-Балкария, Забайкальского края, а так же в Ивановской и Белгородской областях и в качестве щитодержателя в Воронежской области. (см. Приложение 1, Рис.7 )

Если посмотреть на карту распространения этих животных на гербах, то можно проследить тенденцию их появления в республиках Кавказа. (см. Приложение 1, Рис.8) Это обусловлено почитанием гордой птицы народами, проживающих в горных районах и множеством сказаний и легенд, с ней связанных. И если в забайкальском крае так же проживают некоторые виды этих птиц, то жители Ивановской, Воронежской и Белгородской областей не могут увидеть этих птиц на своей территории, но восхищаются их мощью и силой.

2.4 Рыбы, песцы , олени и другие животные

Россия состоит из многообразия народов со своими уникальными традициями. Поэтому неудивительно появление на гербах субъектов РФ самых разнообразных животных. Мы можем увидеть оленей, козла, лошадей, рыб, пчелу, куропатку, лебедя, соболя, песца, бобра и даже верблюда. (см. Приложение 1, Рис.9, 10. ) Каждый из них является важным символом для своего народа и отражает культуру и историю данного региона.

2.5Фантастические животные

Помимо реальных животных нередко на гербах размещают фантастических существ, чтобы еще более усилить силу и мощь символа своего региона. (см. Приложение 1, Рис.11) Это летающие барсы на гербах республики Татарстан и республики Хакасия; суровые грифоны на гербах Костромской области, республики Крым и республики Алтай, ; птица Гамаюн на гербе Смоленской области; хищная птица на гербе республики Коми; двуглавые орлы в Донецкой Народной республике, Херсонской области, Орловской области и в Краснодарском крае. Отличительной чертой всех фантастических животных является наличие крыльев и умение летать – а значит – защищать народ не только на земле, но и в небе.

2.6 Общая картина распространения животных на гербах субъектов РФ.

Проанализировав все гербы субъектов РФ и распределив всех животных по карте России, мне удалось создать карту «Животные на гербах субъектов РФ» (Приложение 1, Рис.12), которая и легла в основу моей игры.

3. Создание игры «Животные на гербах субъектов Российской Федерации».

3.1. Подготовительный период.

Проведя предварительную подготовку и систематизацию материалов, я стал анализировать, что должно быть в игре, чтобы заинтересовать ей других.

В итоге я решил, что игровым полем станет карта РФ с изображенными на ней субъектами. Далее, я объединил все субъекты в один маршрут с началом в столице нашей Родины – Москве. (Приложение 1, Рис.13)

Так же для игры были изготовлены фишки с изображением животных , фишка «Фантастические животные», фишка «Обмен» (Приложение 1, Рис.14) и куплены игровые кубики и фигурки для продвижения по маршруту.

Понимая, что игрокам на первых порах нужны будут вспомогательные материалы с изображением гербов субъектов РФ, я сделал специальные карточки, с помощью которых можно получать информацию о наличие на гербах тех или иных животных.

И оставалось только придумать логотип для печати на коробке с игрой. Для этого я выбрал четырех моих самых любимых животных – льва, медведя, пчелу и тигра.

После распечатки материалов, можно было приступать к более детальному описанию правил.

3.2. Правила игры.

В начале игры игроки получают по одной фигурке, с помощью которой будут передвигаться по маршруту и по 7 фишек с изображением животных.

Оставшиеся фишки кладутся общей стопкой вне поля с перевернутыми от взора игроков изображениями.

Карточки – подсказки расположены вне поля и ими могут пользоваться все участники.

Старт игры в желтой точке, в городе Москва.

Игроки по очереди кидают кубик и проходят соответствующее число точек. Оказываясь на точке, игрок ищет в карточках-подсказках данную область и смотрит, какое животное изображено на ее гербе.

При наличии фишки с данным животным, игрок выкладывает ее на карту. При отсутствии – пропускает ход и берет одну фишку из общей стопки. Все фантастические животные (грифоны, крылатые барсы, двуглавые орлы и т.д.) обозначаются единой фишкой «фантастические животные» .

При наличии у игрока фишки «обмен» , он может выложить ее взамен необходимой фишки с животным. Но в этом случае другие игроки имеют право положить на эту фишку свою с изображением соответствующего животного.

После выполненного хода, право хода передается другому игроку.

Если на гербе субъекта изображены два или более животных, то игрок имеет право выложить все соответствующие фишки с изображением данных животных или столько сколько у него имеется в наличии. В этом случае остальных животных могут докладывать другие игроки по мере попадания в данную точку.

Выигрывает тот игрок, чьи фишки быстрее всех окажутся на игровом поле.

3.3. Практическое применение

Я играл в эту игру дома и в школе с одноклассниками и получал только положительные отзывы. Мои одноклассники с интересом узнавали о гербах, а я делился с ними знаниями о том, почему то или иное животное на них появилось. В итоге всем очень понравился процесс игры и мы решили в дальнейшем привлечь к игре учеников и других классов.

4. Этапы работы над проектом

1. Выбор темы.

2. Поиск информации о гербах субъектов РФ.

3. Систематизация данных.

4. Размещение на карте Российской Федерации животных, согласно их нахождению на гербе данного субъекта в программе Adobe Photoshop

5. Сохранение данных в формате *.jpg

6. Разработка игры – написание правил, создание макета.

7. Печать необходимых материалов в типографии.

8. Практическое применение игры в школе и дома.

9. Подведение итогов актуальности и продуктивности данной работы

6. Создание презентации в программе Power Point

7. Оформление материалов для презентации.

5. Ресурсное обеспечение проекта

Программы Adobe Photoshop, Power Point, Word

6. Описание работы над проектом

Для подготовки материалов для игры мной были изучены гербы всех субъектов РФ и выбраны те, на которых изображены животные. На основе полученных данных составлены диаграммы чатоты использования животных на гербах субъектов РФ (см. Приложение 1. Рис.1-2)

Все гербы были распределены по группам животных и нанесены на карты их распространения (см.Приложение 1, Рис 3-11)

О итоге получилась карта распространения животных « Животные на гербах субъектов РФ» (см. Приложение 1., Рис.8)

Далее происходила разработка игры – создание макета и формулировка основных правил.

Готовый макет с необходимыми наглядными материалами (игровое поле, фишки, карточки) был отправлен в типографию.

После подготовки всех необходимых элементов, я принес игру в школу, где показал ее своим одноклассникам. Теперь эта игра стала одной из любимых для моих друзей.

Выводы

Современные школьники любят во время игры получать знания и игра «Животные на гербах субъектов РФ» может привлечь большое количество учащихся к изучению истории, традиций и культуры народов свое страны через расшифровку геральдических знаков.

Мои предположения, что данная игра может заинтересовать других, подтвердились и я уверен, что вскоре мы сможем играть в нее уже без карточек – подсказок, потому что нескольких раз достаточно, чтобы выучить все гербы субъектов РФ.

В дальнейшем я буду продолжать изучить Геральдику и разработаю еще несколько вариантов игр для школьников.

А так же с помощью полученных знаний я смогу помочь другим создавать герб своей семьи, как сделал я сам. (Приложение 1, Рис.14.)

Каждый символ на нем имеет свое значение и отражает то, чем живет моя семья. Птица , летящая к солнцу - это стремление к Добру и Свету! А две серебряные змеи, ползущие в разные стороны – это та мудрость и знания, которые наша семья распространяет в мир. Поэтому я тоже присоединяюсь к традициям нашей семьи и делюсь своими знаниями через создание игры «Животные на гербах субъектов РФ»

Список литературы:

1. Алдонина Р. Все началось с рыцарей. 24 стр., Настя и Никита,2022 г.

2. Бросалина Л.М, , Озорнина А.Г., Куксин А.И. Моя Родина – Россия. 208 стр., АСТ, 2022 г.

2. Воробьева Н. Гербы России. История отечественной геральдики. – Москва: Эсмо, 2021. – 224 с.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гербы_субъектов_Российской_Федерации

https://znanierussia.ru/articles/Шаблон:Гербы_субъектов_Российской_Федерации

https://ru.ruwiki.ru/wiki/Гербы_субъектов_Российской_Федерации

 

Приложение 1.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

Рисунок 9.

Рисунок 10.

Рисунок 11.

Рисунок 12.

Рисунок 13.

Рисунок 14.

Просмотров работы: 18