Введение.
Российско-китайские отношения имеют богатую историю, насчитывающую четыре столетия, что делает Китай «самым древним соседом» нашей страны. За это время государства сближались и отдалялись, переживая периоды дружбы и охлаждения, государственные связи не единожды разрывались и восстанавливались.
Современная история взаимоотношений между странами начинается с 1949 года, когда Советский Союз признал суверенитет Китайской народной республики (далее – КНР, Китай). С этого момента между двумя странами начали устанавливаться дипломатические отношения, позже они перешли в отношения между КНР и Россией как преемницей СССР. В 2024 году исполняется 75 лет с момента установления дипломатических связей между двумя странами. За эти семь десятилетий произошло множество событий, которые оказали значительное влияние на политику, экономику и международные отношения в целом. Изменяется и отношение россиян к Китаю. Согласно социологическому опросу ВЦИОМ (всероссийского центра общественного мнения), проведенному в 2023 году, Роль Китая как стратегического партнера России закрепляется в сознании россиян с 2000-х годов, а с 2014 года Китай перестал восприниматься как конкурент и соперник. [1].
Однако до сих пор существуют мнения, что Китай использует отношения с Россией только для вывоза природных ресурсов и рынка сбыта своих товаров.
Тема: Особенности российско-китайских отношений в современной действительности.
Объект: современные российско-китайские отношения
Предмет: особенности российско-китайских отношений в процессе формировании нового международного порядка.
Цель: Исследование российско-китайских отношений в разных сферах международного сотрудничества в условиях формирования нового международного порядка.
Задачи:
Изучить литературу по современной истории взаимоотношений между странами.
Провести анализ совместной деятельности двух стран:
Оценить роль Китая и России в международных организациях ШОС и БРИКС.
Обзор современной истории взаимоотношения между странами.
Российско-китайские отношения, которым в 2018 году исполнилось 400 лет, имеют особый исторический характер. Формирование общей границы России с Китаем, произошло не в результате войн, а благодаря дипломатическим усилиям сторон. Однако большую часть своей истории Китай считал все страны зависимыми от себя как более развитой цивилизации, а Россия традиционно предполагала равенство всех суверенных государств и категорически отвергала попытки навязать ей статус «вассала» империи Цин. Несмотря на наличие противоречий в отношениях и неравномерность экономического развития, обеим сторонам было выгоднее сохранять мир, чем вступать в военное противостояние. В XVII — XIX вв. Россия и Китай были вполне сопоставимыми по основным политическим, экономическим и культурным параметрам феодальными державами, поэтому их взаимодействие можно рассматривать как контакт равных субъектов международных отношений. В начале ХХ века в России и в Китае произошли революции, что сблизило страны. Затем Россия начала проводила свою экономическую политику, построила КВЖД (Китайско-восточную железную дорогу) и закрепила свое влияние за Маньчжурией на северо-востоке Китая. Однако последующие события в Китае и интервенция Японии привели к потери данного влияния. Отношения между государствами с 1920 по 1949 гг. можно охарактеризовать как нестабильные, сопровождавшиеся внешнеполитическими конфликтами и разрывами отношений.
Признание в 1949 году Китайской народной республики и заключение с ней Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи восстановило добрососедские отношения. Период с 1950 по 1964 гг. можно обозначить как интернациональную политическую и экономическую помощь Новому Китаю. Этот период наиболее крепкой дружбы, и опеки со стороны Советского Союза закончился разрывом отношений и военным конфликтом на Даманском острове на реке Уссури в 1969 году. Слишком сильное сближение двух стран показало, насколько были сильны цивилизационные и идеологические разногласия сторон, а также продемонстрировало большие стратегические просчеты и нежелание вникать в специфику китайской культуры со стороны советских руководителей [14].
С начала 1980-х годов начинается период восстановления советско-китайских отношений, однако с распадом Советского союза развитие их затормаживается. Закончилась холодная война, и Соединенные Штаты остались единственной сверхдержавой, оставив все остальные страны далеко позади себя. Россия переживала распад Советского Союза, ее государственная мощь резко просела. Китай в то время еще не был достаточно развит и силен. Китай и Россия должны были объединить усилия, чтобы вместе противостоять однополярной гегемонии. В 1990-е годы страны делают шаг навстречу друг другу и подписывают несколько Деклараций о долгосрочном развитии отношений. Важным шагом к сближению стала совместная Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанная на высшем уровне в апреле 1997 г., а в 2001 году российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который действует по настоящее время [15]. Отношения между РФ и КНР с 1990-х гг. официально характеризуются как равноправные, стратегические, долгосрочные, с упором на военно-политическое сотрудничество [4]. В настоящее время российско-китайские отношения выстраиваются с точки зрения сотрудничества в мировых и региональных организациях, среди которых наиболее успешно развиваются ШОС и БРИКС.
Таким образом, взаимоотношения между Россией и Китаем на разных исторических этапах имели разный характер: стратегически равного партнерства, стремления политического контроля и экономического взаимодействия, военного противостояния, равноправного стратегического сотрудничества. Отношения менялись в связи с изменением окружающего мира, а также изменениями внешней и внутренней политики двух государств.
В настоящее время российско-китайские отношения выстраиваются с точки зрения сотрудничества в мировых и региональных организациях, среди которых наиболее успешно развиваются ШОС и БРИКС.
Анализ совместной деятельности двух стран в
В политической сфере:
Все крупные политические вопросы в отношениях России и Китая закрыты, включая главный - пограничный. Выстроен прочный, оформленный юридически обязывающими документами механизм двусторонних связей. Между руководством двух стран достигнут беспрецедентно высокий уровень доверия. Это позволяет им действовать в духе настоящего партнерства, на основе прагматизма и учета взаимных интересов [4].
Россия и Китай по внутриполитическим причинам отрицательно относятся к советам извне относительно своего внутриполитического устройства, называя их «вмешательством во внутренние дела», а также поддерживают друг друга в борьбе с сепаратизмом. Одной из общих международных проблем лидеры двух стран считают попытки государств коллективного Запада вести в РФ и в КНР подрывную деятельность и организовывать «цветные революции». Китай — важный региональный партнер России, в рамках Шанхайской организации сотрудничества он совместно с нашей страной способствует решению общих задач в Центральной Азии (Казахстан и государства Средней Азии) — борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, поддержанию там светских режимов, экономическому и социальному развитию государств региона. (Лукин) Данное сотрудничество важно для России, так как она заинтересована в безопасности своих южных границ, выдавливании инфраструктуры НАТО из Центральной Азии, свертывании работы биолабораторий США в данном регионе. Несмотря на что Китай в целом решил проблему Уйгурского сепаратизма в рамках ШОС, он также заинтересован в сдерживании религиозного экстремизма, политического ислама и нестабильности в данном регионе. С другой стороны, СВО (специальная военная операция) России помогает Китаю избежать прямого военного конфликта с НАТО во взаимоотношениях с Тайванем, обострению отношений с Японией и Южной Кореей.
Россия и Китай крайне заинтересованы в сотрудничестве на международной арене. Китай разделяет российский взгляд на будущее устройство мира, которое выражено понятием «многополярность». Реально это означает, что обе страны хотели бы видеть мир, в котором не доминирует одна сила, а несколько центров влияния взаимодействуют между собой, руководствуясь международным правом и уставом ООН.
Именно поэтому Россия и Китай все последние годы выступают за сохранение принципов международного права и статуса ООН, координируют голосование в ООН по основным мировым проблемам, выступают с единой позицией на переговорах по Ирану, Южной Корее, Косову, многим другим острым вопросам мировой политики. В тоже время и в Москве, и в Пекине прекрасно понимают значение конструктивных партнерских отношений с Западом, которые крайне необходимы обеим странам как для обеспечения целей укрепления своего положения на международной арене, решения важных международных задач (например, в области нераспространения оружия массового уничтожения), так и задач экономического развития. Именно поэтому и в Москве, и Пекине выступают против создания антизападного военного союза [10].
Хорошие отношения с Китаем нужны России как по политическим, так и по экономическим причинам.
В экономической сфере:
Россия нужна Китаю и как геополитический, и как экономический партнер, хотя следует признать, что Россия в ее нынешнем состоянии играет в китайской политике гораздо меньшую роль, чем Китай в российской. В то же время, экономическое сотрудничество России и Китая расширяется быстрее, чем прогнозировалось. По итогам 2023 года объем взаимной торговли вышел на рекорд и превысил $240 млрд. Некоторые эксперты предполагают, что товарооборот может вырасти и до $300 млрд Однако, доля Китая в товарообороте России оценивается почти в треть, а доля России в китайской внешней торговле значительно уступает основным недружественным странам и составляет всего 4,04%, все это сохраняет риски снижения взаимной торговли России и Китая в случае вторичных санкций. Как сообщали западные СМИ в январе 2024 года, декабрьский указ президента США дает полномочия американскому Минфину вводить санкции в отношении иностранных банков за содействие поставкам определенных материалов и оборудования военно-промышленному комплексу России. Следует обратить внимание, что речь идет только о платежах в долларах, взаиморасчетов в рублях и юанях это не касается. Поэтому уже около 95% всех торговых операций между Россией и Китаем проводятся в рублях и юанях. По мнению западных аналитиков с точки зрения импорта Россия сейчас если не самая зависимая от Китая страна, то вторая после Северной Кореи. Эта зависимость будет только нарастать.
Традиционно подавляющая доля китайских закупок в России приходится на минеральное топливо (нефть, нефтепродукты, природный газ, уголь). Однако опережающими темпами росли также закупки российского алюминия (в 2,1 раза), растительных масел (в два раза), масличных семян и плодов (на 80%), д рагоценных металлов платиновой группы (платина, палладий, родий) (на 43%). Основные объемы растительных масел, ввезенных из России в Китай за 2023 год, пришлись на подсолнечное (около $922 млн) и рапсовое масло ($1,49 млрд). Среди масличных культур — на соевые бобы ($686 млн, плюс 79% к 2022 году) и семена льна ($394 млн) (диаграмма 3). Кроме того, Китай увеличил импорт из России зерновых культур, мяса птицы, свинины, говядины, шоколада и фанеры. Однако Россия продает и военную технику Китаю:
истребители, средства ПВО, авиационные двигатели, системы С-300, вертолеты, подводные лодки, стрелковое оружие.
Объем китайского экспорта в Россию за год вырос почти в 1,5 раза — на 46,9% — до $111 млрд. Почти 60% стоимостных объемов китайского экспорта в Россию приходится на машины, оборудование и транспортные средства. Выделяется экспорт пассажирских автомобилей, который в 2023 году увеличился более чем в семь раз (до $11,5 млрд). С учетом грузовиков, автобусов, тракторов ($3,75 млрд в 2023 году) и автозапчастей ($2,05 млрд) поставки достигли $22,5 млрд. Китай также экспортирует в Россию смартфоны, солнечные панели, строительную и дорожную технику, инструменты, бытовую электротехнику.
[16].
В товарной структуре взаимной торговли (основная формой экономических обменов) не произошло качественных изменений. Россия в более значительных объемах продолжает выступать в качестве поставщика энергетических и сырьевых товаров, металлов, удобрений, лесоматериалов, продукции АПК. Китай, в свою очередь, расширяет свое присутствие на российском рынке по широкому перечню и машинно-технической, и потребительской продукции. Быстрая переориентация России «на Восток» не может кардинально изменить ситуацию, обусловленную отраслевой структурой экономик двух стран. Такая модель взаимодействия не позволяет обеспечить стабильное и поступательное развитие двустороннего сотрудничества, не гарантирует его защиту от перепадов, поскольку стоимость российского экспорта сильно зависит от мировых цен, динамика же китайских поставок определяется размером платежеспособного спроса в России [7] Таким образом, подтверждается мнение о неравноправном сотрудничестве двух стран.
В научно – техническом сотрудничестве и совместных проектах.
Всего РФ и КНР реализуют около 80 совместных инвестпроектов на общую сумму почти ₽20 трлн. По многим направлениям компании двух стран начали сотрудничать задолго до 2022 года, а западные санкции послужили дополнительным драйвером.
Китай охотно вкладывается в добычу и переработку природных ресурсов в России, а российская сторона заинтересована в китайских инвестициях и технологиях. Среди перспективных направлений, над которыми страны работают совместно, можно выделить сотрудничество в области газа и нефти. Самый масштабный проект в этой сфере - газопровод "Сила Сибири", а также планируемый к запуску "Сила Сибири-2". Кроме того, Россия и Китай совместно разрабатывают два месторождения (проекты "Ямал-СПГ" и "Арктик-2-СПГ"). Китайская компания Sinopec приобрела 10% холдинга СИБУР, крупнейшей нефтехимической компании России, с целью реализации сразу нескольких важных для Китая проектов, включая "Запсиб нефтехим" в Тобольске, а также строительства Красноярского завода синтетических каучуков.
В 2024 году подписан меморандум с китайской компанией NFC для разработки проекта плавучей обогатительной фабрики для свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле, который ранее предполагалось осуществлять с финскими компаниями. Еще один проект в российско-китайском сотрудничестве: «Норникель» переносит плавильные мощности Медного завода из Норильска в КНР. Завершить перенос планируют в 2027 году. Совместный проект с китайскими партнерами позволит уйти от больших потерь, вызванных трудностями с расчетами, отказами от поставок, скидками на металл. Решение о переносе части мощностей в Китай также связано с санкциями США и Великобритании, которые запрещают импорт и торговлю российскими металлами на Лондонской и Чикагской биржевых площадках. Здесь есть и другие выгоды, так как данное предприятие является одним из главных источников загрязнения города, к тому же «Норникель» сможет продлить цепочку создания стоимости и получить продвинутые компетенции через трансфер технологий, в частности по производству батарейных материалов. Эти технологии планируют использовать на новом производстве уже на территории России. А также перенос производства позволит развивать Северный морской путь, через который медный концентрат пойдет в Китай.
Уже работают китайские инвестиции в переработку древесины. Основные фабрики на данный момент построены в Амурской области и Хабаровском крае. Если раньше Россия поставляла дешевую древесину Финляндии, а та осуществляла весь процесс ее переработки, то в нынешних условиях Россия стала мировым поставщиком уже готовой продукции.
В России уже работают заводы Haval (подразделение китайской компании Great Wall Motor, которое выпускает кроссоверы и внедорожники) и совместное предприятие Weichai с КАМАЗом, специализирующееся на производстве двигателей. В список перспективных российско-китайских проектов вошло и создание электромобиля «Атом». Его разработчик, компания «Кама», использует собственные лаборатории в России и Китае. А Российский фонд прямых инвестиций, который вкладывает средства в проект, планирует привлечь в него китайских партнеров. [2].
Россия заинтересована в развитии региональных проектов, особенно в создании совместных производств в Восточной Сибири и Дальнем Востоке. Китаю ближе сотрудничество с большим мегаполисами — Москвой, Санкт-Петербургом, Сочи — и сельскохозяйственными регионами — Краснодарским и Ставропольским краями.
Китай в свою очередь сильно заинтересован в российских фундаментальных исследованиях в области ядерной физики, нефтехимии и ряде других отраслей.
Атомная промышленность, ключевая область сотрудничества между Китаем и Россией, основана на явном спросе Китая на чистую энергию и ядерные материалы. Поскольку внешняя зависимость Китая от урановых ресурсов достигает 70 %, создание замкнутого ядерного топливного цикла, строительство реакторов с высоким уровнем использования ядерного топлива и долгосрочная эффективность ядерного сдерживания стали тремя основными задачами ядерной отрасли. Для решения этих трех задач Китай и Россия развернули масштабное сотрудничество. Китайско-российское сотрудничество в ядерной сфере можно условно разделить на три категории: производство ядерного топлива и установки по разделению и обогащению радиоизотопов, проекты в области ядерной энергетики и развитие передовых технологий [7]. В процессе сотрудничества с Российской национальной корпорацией по атомной энергии два завода по обогащению урана в Ханьчжуне и Ланьчжоу и Ибинский завод тепловыделяющих элементов были последовательно реконструированы и построены по российской технологии, освоена технология изготовления тепловыделяющих элементов реактора ВВЭР российского производства. Что касается ядерно-энергетических проектов, то все блоки Тяньваньской АЭС основаны на реакторах серии ВВЭР российского производства. Китайский экспериментальный реактор на быстрых нейтронах (CEFR) также построен на основе российских технологий [11].
Особое значение для России имеет научно-техническое партнерство с Китаем в целях достижения технологического суверенитета. Один из примеров – совместный российско-китайский проект в области обеспечения кибербезопасности и киберинжиниринга по обработке больших данных.
Продолжают развиваться совместные космические проекты. Россия и Китай планируют вместе построить Международную научную лунную станцию с АЭС. Российские специалисты уже начали разработку энергоустановки. Доставить ее и смонтировать на поверхности спутника Земли планируется в 2033–2035 годах. На первом этапе развития программы РФ и КНР будут исследовать Луну, определят место размещения станции и посадки кораблей с необходимыми строительными материалами. На втором — организуют центр управления лунной станцией и доставку объемных грузов, создадут орбитальные модули для подачи электроснабжения, коммуникации и обеспечения транспортных услуг. Третий этап предусматривает освоение Луны и расширение станции. Россия сильна космическими технологиями, тогда как космонавтика Китая достаточно молода, хоть и быстро развивается. Китай активно развивает свою космическую программу, однако именно Россия остается традиционно ключевым игроком на рынке. Сейчас разворачивается активная конкуренция мировых держав за освоение «новых пространств» и разработка новых технологических платформ, космос — одна из таких отраслей. Китай традиционно был заинтересован в получении российского опыта и технологий авиакосмической отрасли России [11].
Расширение торговли и совместных предприятий требует развития транспортно-логистической инфраструктуры. В этой области запланировано множество проектов — от отдельных логистических комплексов и транспортных объектов до транснациональных инициатив, таких как газопровод «Сила Сибири — 2», ВСМ «Москва — Казань» (часть проекта «Один пояс — один путь»), «Новый сухопутный зерновой коридор Россия — Китай», Северный морской путь. В случае обострения китайско-американских отношений, США скорее всего используют стратегию морской или углеводородной блокады в Малаккском проливе, то есть нарушат связь Китая с основным поставщиком углеводородов – странами Ближнего Востока, и импортерами готовой продукции – странами Западной Европы. В связи с этим Пекин также заинтересован в инвестиционных проектах по строительству транспортных коридоров из России в КНР. Одним из таких проектов является коридор "Европа - Западный Китай", общая протяженность которого составляет 8,5 тысяч км, из них 2,2 тысячи км проходит по территории РФ, 2,8 тысяч км - Казахстана и 3,5 тысячи км - Китая. Строительство коридора началось в 2008 году и должно завершиться к 2024 году, при этом объем грузоперевозок будет составлять 33 млн тонн в год. Инвестиции китайских компаний в данном проекте составляют 150 млрд рублей. В современных условиях в РЖД и Китайских железных дорогах сосредоточено более половины мирового торгового оборота. Для роста перевозок необходимо усовершенствовать транспортно-логистическую цепочку. Необходимо дальнейшее развитие международного транспортного коридора Транссиба и БАМа, а также развитие пограничных переходов.
В целом, «нужно понимать, что нам это сотрудничество гораздо важнее, чем Китаю, у которого недостатка в партнерах нет. Реализации проектов мешает санкционный режим, который отпугивает достаточно многих китайских партнеров, особенно тех, у кого есть бизнес и активы на Западе. Таким образом, «мяч» на нашей стороне — мы должны предложить Китаю не только выгодные, но и безопасные для них форматы сотрудничества» [2].
В сфере культуры и образования
Особое внимание уделяется не только науке, но и образованию. В последнее время осуществляется активный обмен между академическими кругами обоих государств, укрепляются межуниверситетские связи (совместная аспирантура Пекинского университета и Московского университета, деятельность Китайско-Российского математического центра Пекинского университета и Московского университета, организация Китайско-российского университетского альянса и др. К 2019 г. Китай и Россия создали альянс университетов, к которому присоединились мощные университеты в области комплексного образования, инженерии, медицины, экономики и педагогики.
Также Россия запустила совместный университет МГУ - Пекинский Политехнический Институт в Шэньчжэне. Это учебное заведение только развивается, но там уже учатся более 3000 студентов, а в ближайшие два года планируется набрать около 5 тысяч студентов. Интересно, что здание этого университета представляет собой точную копию главного здания МГУ.
В 2023 году в Китае началось создание Института цифровой экономики (ИЦЭ) при ШОС на основе интегрирования опыта институтов автоматизации планирования СССР: Института кибернетики (Глушкова), Центрального экономико-математического института, Белорусского Центрального научно-исследовательского и проектно-технологического института организации и техники управления, где на основе науки рассчитываются оптимальные пути выхода из накопившихся дисбалансов и кризисов в экономике Китая и для наращивания и развития автоматизации управления экономикой. [3].
Китай предлагает большинство стажировок и программ обмена для россиян, а студенты охотно отправляются туда, чтобы перенять опыт и изучить инновационные решения. Для этого они должны владеть китайским языком. Раньше китайский язык можно было изучать только в высших учебных заведениях, и их было не так много - около 10-15. Но теперь в России китайский язык можно освоить в почти 250 университетах. Кроме того, есть множество краткосрочных и онлайн-курсов, общее число которых превышает несколько тысяч.
Культурные связи между Россией и Китаем имеют давнюю и богатую историю, и продолжают развивается и по сей день, способствуя взаимопониманию и укреплению дружеских отношений между нашими народами. В начале ХХI века российско-китайское культурное и гуманитарное сотрудничество обрело новые формы, обогатилось современным содержанием. Идея стремления к общему при сохранении различий — это то, что роднит наши страны. Успеху культурной дипломатии способствует осуществление таких направленных на улучшение и углубление партнерства проектов, как тематические перекрестные Годы. Подобной практики раньше не существовало. Уже проведены Годы России и Китая (2006—2007) Годы национальных языков (2009—2010), туризма (2012—2013), молодежных обменов (2014—2015), СМИ (2016—2017), межрегионального сотрудничества (2018—2019), организуются разнообразные фестивали, выставки, выступления известных творческих коллективов. [3].
Годы языков, несомненно, подстегнули интерес к их изучению, что проявилось в росте числа изучающих китайский язык в России в школах, вузах, различных центрах, кружках, а также индивидуально. По данным Министерства высшего образования и науки, в 2022 г. китайский язык изучали 22 тыс. студентов в 142 российских вузах, по мнению посла КНР в России более 120 тыс. человек в Китае изучают русский язык в 868 школах и вузах. Спрос на специалистов с китайским языком показал значительный рост в 2022 г.: на 70 % относительно 2021 г. и на 45 % по сравнению с 2019 г. За три месяца 2023 г. количество вакансий, где требуется знание китайского языка, на 40 % превзошло аналогичный период 2022 г. Увеличивается и количество китайских студентов обучающихся в вузах РФ, так в 2022 году училось 32,6 тыс. китайских студентов, что на 10 % больше чем годом ранее. В процессе учебы происходит не только овладение знаниями, но и знакомство с нашей страной, ее культурой, историей, обычаями, завязываются профессиональные контакты и межличностные отношения, укрепляется база дружбы, формируются ниточки ткани эффективного, устремленного в будущее взаимодействия, будь то производственная, торгово-экономическая или гуманитарная сферы. Годы языков дали старт развитию межвузовских обменов, осуществлению совместных учебных и научных программ, проектам перевода художественной литературы. Создана крупнейшая в мире сеть межвузовского сотрудничества. В нее вошли с обеих сторон 800 вузов, объединенные в 12 университетских профильных ассоциаций.
Еще больше расширили социальную базу двусторонних отношений Годы молодежных обменов, которые были наполнены содержательными и яркими событиями. Число участников, проведенных за это время 800 совместных мероприятий, вышло на уровень сотен миллионов человек, во много раз превысив число людей, непосредственно связанных с Китаем и китайским языком. Годы молодежных обменов совпали с началом антироссийской кампании и введения санкций против нашей страны со стороны западных государств. В этих условиях участие китайской молодежи в совместных с россиянами мероприятиях выглядело как поддержка России и сохранение тенденции, состоящей в передаче дружбы из поколения в поколение в целях
совершенствования всесторонних отношений стратегического партнерства и взаимодействия. ВЦИОМ именно с этим периодом связывает перелом в отношении россиян к Китаю, а последний проведенный мониторинг показал, что россияне продолжают изменять свое отношение к Китаю в лучшую сторону и сегодня воспринимают его как «дружественную страну», «партнера», «союзника». Задачам вовлечения в совместные проекты представителей разных слоев общественности, в первую очередь на приграничных территориях, отвечали мероприятия Годов межрегионального сотрудничества (2018—2019), одним из компонентов которых была культурная программа. Сегодня 59 регионов России связаны с провинциями КНР соглашениями о сотрудничестве, а китайский бизнес присутствует в 741 из 89 субъектов Российской Федерации.
Перекрестные Годы туризма показали, что двустороннее сотрудничество в этой области находится на высоком уровне, растет взаимный интерес граждан к современной жизни страны-соседа, культурному наследию, природным заповедникам, историческим памятникам, народным обычаям. В программах туров сокращается время на посещение торговых центров в пользу культурных мероприятий. Есть спрос на индивидуальные туры и путешествие в малочисленных группах, что показывает заинтересованность туристов в углубленном знакомстве с культурой соседней страны. Если в 2011 г., в Год китайского туризма в России нашу страну посетили 800 тыс. человек, то в 2018 г. число китайских туристов в России впервые превысило 1 млн человек, а в 2019 г. составило 1,5 млн человек. После снятия ковидных ограничений и возобновления турпотоков взаимное культурное ознакомление через туризм, несомненно, продолжится, хотя для восстановления допандемийного уровня, по прогнозам специалистов, нужно 2—3 года.
На открытии Зимних Олимпийских игр в Пекине в 2022 г. Было объявлено о проведении в 2022—2023 гг. Годов российско-китайских спортивных обменов. В течение двух лет состоятся более 600 мероприятий в области профессионального, любительского, детско-юношеского спорта, спорта для людей с ограниченными возможностями, спортивной науки, спорта высших достижений, физического воспитания и др. Совместное участие российских и китайских атлетов в спортивных соревнованиях — это не только демонстрация компетенций и обмен опытом. В не меньшей степени в них проявляется единство России и Китая, общность интересов и целей. Участие такой сильной спортивной державы, как Россия, в Пекинской Зимней Олимпиаде 2022 г. показало тщетность попыток Запада дискредитировать олимпийский дух, политизировать спорт, сорвать международный праздник спорта и обеднить его содержание своим бойкотом. Все большему привлечению молодежи содействует инновационный подход в обоих государствах к отбору видов соревнований. Например, в 2024 г. в Казани прошли мультиспортивные «Игры будущего» с участием Китая, в которых традиционные виды спорта сочетались с цифровыми и научными элементами. Общение и контакты молодых людей, завязанные в дружеской обстановке, в том числе в спорте, гарантируют неизменность добрососедских отношений между нашими народами в будущем. В Россию на тренировки приезжают сборные Китая по хоккею, гандболу, сноуборду и др. В Китае постоянно работают известные российские спортивные тренеры. [3].
Таким образом, Россия и Китай сотрудничают в различных областях, однако этот стратегический союз выстраивался весьма аккуратно и довольно долго. На протяжении 75 лет Россия и Китай постоянно укрепляли свои политические связи. Международное сотрудничество Китая и России строится вокруг нескольких главных повесток, среди которых видное место занимают многополярность, глобализация и построение мирового порядка. Консенсус двух стран по этим вопросам лежит в основе их международного сотрудничества. В то же время оба государства по-своему истолковывают данные повестки при реализации своей внешней политики и выборе путей развития.
Сравнение целей участия Китая и России в международных организациях ШОС и БРИКС
ШОС - это международная организация, основанная 15 июня 2001 года лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Затем к этим странам присоединились Индия и Пакистан (2017 г.), Иран (2022 г.), Белоруссия (2024 г.). Общая численность населения стран ШОС примерно равна 3,5 млрд чел., это половина населения планеты.
К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка. Россия и Китай являются активными членами ШОС и всемерно поддерживают ее цели. Однако в рамках этой организации существуют расхождения политических и экономических интересов России и Китая.
Так Китай считает, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Россия настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с проявлениями «трёх зол»: терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Кроме того, Россия опасается установления экономической гегемонии Китая в постсоветской Азии и предпринимает усилия для того, чтобы сдерживать предложения Китая по интенсификации экономического сотрудничества в рамках ШОС через ОДКБ и ЕврАзЭС. Китай настаивает на создании единого интеграционного пространства в рамках ШОС уже в ближайшее время. Россия рассматривает экономическую интеграцию в зоне ШОС как более отдалённую цель, в настоящее время речь идет только об отдельных интеграционных проектах между 2-3 странами с сопоставимыми экономиками так как существуют опасения, что снятие торговых барьеров между странами ШОС создаст благоприятные условия для резкого увеличения предложения китайских товаров и откроет перед Центральной Азией перспективу стать «придатком» китайской экономики.
БРИКС – межгосударственное объединение Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики, Южно-Африканской Республики (с декабря 2010 г.), а также присоединившихся с 1 января 2024 г. Арабской Республики Египет, Исламской Республики Иран, Объединенных Арабских Эмиратов, Королевства Саудовская Аравия и Федеративной Демократической Республики Эфиопия. С течением времени БРИКС превратился в многопрофильное стратегическое партнерство, которое базируется на трех ключевых позициях – политика и безопасность, экономика и финансы, культура и гуманитарные связи. Отношения между партнерами по БРИКС строятся на основе равноправия и взаимного уважения, а также принципов открытости, прагматизма, солидарности, ненаправленности против кого бы то ни было.
Сегодня на долю БРИКС приходится более трети мирового ВВП и 45% населения планеты. Входящие в БРИКС государства являются влиятельными участниками ООН, а также региональных объединений (СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, АТЭС, ЛАГ, ССАГПЗ, ОИС, БИМСТЕК, МЕРКОСУР, Афросоюз, САДК и др.). Расширенный БРИКС весомо представлен в таких механизмах как «Группа двадцати», ВТО, Движение неприсоединения, «Группа 77».
Председательство в БРИКС осуществляется государством-участником в течение года на ротационной основе. Все решения принимаются консенсусом. Ежегодно проходит более сотни встреч, из которых порядка 20 – министерского уровня. Развивается взаимодействие по линии администраций городов, бизнеса, академических и научных кругов, гражданского общества.
Одно из приоритетных направлений в деятельности БРИКС – содействие формированию демократического многополярного мира, укреплению глобальной безопасности и стабильности. «Десятка» неизменно выступает за соблюдение принципов международного права при центральной роли ООН, отказ от односторонних мер принуждения.
Важным результатом взаимодействия стран БРИКС стал запуск работы Нового банка развития (НБР) со штаб-квартирой в Шанхае и Пула условных валютных резервов БРИКС. На конец 2023 года по линии НБР одобрено более 90 проектов. Своевременно реагируя на нужды стран БРИКС в условиях кризиса, Банк запустил в марте 2020 г. программу содействия по борьбе с пандемией СOVID-19 и преодолению ее социально-экономических последствий. В 2018 году состоялось открытие Африканского регионального центра НБР в ЮАР; в 2019-2022 гг. аналогичные структуры учреждены в Бразилии, России и Индии.
С расширением БРИКС в 2024 году номинальная экономическая мощь объединения выросла до $28,3 трлн (суммарный ВВП в текущих ценах по итогам 2023 года, по данным МВФ), или 36% мирового ВВП по паритету покупательной способности. В странах БРИКС проживает около 45% населения планеты (примерно 3,6 млрд человек). В частности, западные санкции привели к перенаправлению российского экспорта как раз в страны БРИКС, особенно в Индию и Китай.
В вопросе многополярности нет очевидных различий в концептуальном понимании Китая и России, которые считают ее необходимым условием для реализации справедливого и честного мирового политического, экономического, торгового и финансового порядка, и обе страны проводят последовательную политику в этом направлении. Наблюдается и общее сближение подходов, при этом особое внимание уделяется роли ШОС, глобального Юга и других региональных организаций.
Различия существуют в понятии глобализация.
Китай очень позитивно относится к глобализации и демонстрирует высокую степень активности. Такое положение вполне объяснимо. Как правило, Китай определяет глобализацию с экономической точки зрения, называя ее экономической глобализацией. Проводя политику реформ и открытости, Китай быстро включился в процесс экономической глобализации, извлек из него огромные выгоды и продолжил свое стремительное экономическое развитие, став крупнейшей торговой державой, главным производственным центром и инфраструктурным гигантом в мире, поднявшись до уровня второй экономики мира. Китай как никогда тесно связан с мировым рынком и мировой экономикой, являясь крупнейшим торговым партнером более чем 100 стран мира. Растущие экономические масштабы Китая также приводят к тому, что его экономика охватывает весь мир, поэтому экономическая глобализация, естественно, необходима Китаю, и чем выше степень глобализации, тем больше у страны возможностей для дальнейшего экономического развития.
Ситуация в России отличается от ситуации в Китае тем, что глобализация в ней чаще всего определяется в политических терминах. В политическом плане она характеризуется как западная глобализация, отражение западного глобализма в экономической сфере, на основе которого сформировался доминирующий на Западе мировой экономический порядок, главная цель которого — служить Западу и отражать его экономическую гегемонию. В экономическом плане глобализация по западным стандартам привела к перетеканию природных богатств на Запад, и как следствие экономическая эксплуатация менее развитых стран Западом. Россия считает, что западная модель глобализации устарела и утратила свою актуальность. А с точки зрения реальных интересов, экономическая интеграция России в глобализацию не так глубока, ее положение в международной промышленной цепи довольно незначительно, и она не получает больших выгод от процесса глобализации, которая в некоторых случаях даже наносит ущерб интересам России. Поэтому Россия полна решимости вырваться из этой западной глобализации, которой она противопоставляет концепцию интеграции. [7].
Такое расхождение взглядов на глобализацию, не мешает России и Китаю, активно участвовать в БРИКС, Китай расширяет свое экономическое влияние, Россия усиливает политическую роль в мире.
Создание такого сильного и независимого объединения государств уже внесло изменения в сложившийся миропорядок. Международные экономисты и аналитики заявляют о снижении влияния господствующих стран Европы и Запада на экономику и политику развивающихся стран. К их ранее авторитетному мнению стало прислушиваться все меньше лидеров различных государств. Ведь для многих стало очевидным, что сложившаяся ситуация в мире требует принятия кардинальных решений, в противном случае это приведет к большему кризису и не только в сфере экономики.
Результаты:
В современном мире свои политические и экономические интересы как Россия, так и Китай могут отстаивать только в тесном сотрудничестве.
Россия уступает Китаю в экономическом развитии, что отражается в товарной структуре взаимной торговли.
В научно-техническом сотрудничестве и совместных проектах каждая из сторон решает свои задачи.
В развитии образовательных и культурных связей присутствует полное взаимопонимание.
Выводы:
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
1. Партнерские отношения с Китаем нужны России как по политическим, так и по экономическим причинам. Китай — важный стратегический партнер России, именно благодаря связям с ним российская политика способна стать менее односторонней, приобрести собственное лицо, а Россия — превратиться в один из центров мирового влияния. Тот, кто хочет видеть Россию более самостоятельной и мощной, должен поддерживать развитие ее отношений с Китаем, конечно, не доводя дела до военного союза, которого не хочет и сам Китай, также, как и Россия, заинтересованный в тесном сотрудничестве с другими государствами, прежде всего Западом.
2. Китай разделяет российский взгляд на будущее устройство мира, которое выражено понятием «многополярность», что означает, что обе страны хотели бы видеть мир, в котором не доминирует одна сила, а несколько центров влияния взаимодействуют между собой, руководствуясь международным правом и уставом ООН.
3. Россия и Китай отрицательно относятся к советам извне относительно своего внутриполитического устройства, называя их «вмешательством во внутренние дела», а также поддерживают друг друга в борьбе с сепаратизмом. Именно поэтому Россия и Китай все последние годы выступают за сохранение принципов международного права и статуса ООН, координируют голосование в ООН по основным мировым проблемам, выступают с единой позицией на переговорах по Ирану, Южной Корее, Косову, многим другим острым вопросам мировой политики.
4. В рамках ШОС цели России и Китая несколько расходятся, так как России важно решение политических проблем у своих южных границ, а также она опасается превращения бывших республик Советского Союза в сырьевой придаток Китая, а, следовательно, утраты своего влияния на эти страны. Поэтому Россия предлагает отдельные интеграционные проекты между 2-3 странами с сопоставимыми экономиками. Китай же настаивает на создании единого интеграционного пространства в рамках ШОС уже в ближайшее время.
5. В рамках БРИКС между Россией и Китаем существуют разногласия в понятии глобализация. Китай приветствует экономическую глобализацию, так как способствовала его стремительному экономическому росту за счет огромных трудовых ресурсов, Россия выступает против западной глобализации, которая нацелена на использование природных ресурсов и не способствует экономическому развитию страны и политической независимости России.
6. Новая тема российско-китайского партнерства, возникшая как реакция на мировой экономический кризис конца первого десятилетия ХХ века — стремление реформировать международную финансовую систему, сделать более справедливой систему управления МФВ и Мировым банком, искать альтернативу доллару как мировой валюте. Здесь Китай полностью поддерживает предложения и цели России.
7. Стабильная Россия, способная стать независимым центром силы, интересует Китай как определенный противовес в его сложных партнерско-конкурентных отношениях с США и Западной Европой, как один из гарантов проведения им «независимой и самостоятельной» внешней политики.
8. Однако, Россия остается для Китая является важнейшим источником некоторых товаров, которые он не может приобрести у других стран либо вообще (например, вооружение), либо в достаточном количестве (например, нефть, руды, древесина, сельскохозяйственная продукция). Китай для России остается поставщиком разнообразной техники и новых технологий.
9. Научно- техническое сотрудничество между странами развивается с позиций удовлетворения потребностей Китая в первую очередь (развитие атомной энергетики, космических технологий, логистика), хотя в последнее время появляются проекты, направленные на развитие промышленности в России. Стоит отметить, что в приоритете у российских компаний не просто импорт, а производственная кооперация во многих сферах деятельности, включая производственную, исследовательскую, опытно-конструкторскую. Возникает необходимость проведения совместных исследований и разработок с последующей коммерциализацией в России.
10. Культурные и образовательные связи между странами наиболее отвечают равноправному сотрудничеству, используют разнообразные формы и способствуют взаимопониманию между народами.
Заключение.
Взаимоотношения России и Китая в настоящее время определяют экономическую, политическую и деловую сторону двух стран, а также всего евразийского континента. Россия и Китай укрепляют свои позиции на мировой арене, продвигают влияние на глобальном и региональном уровне. Геополитические интересы двух стран совпадают, что способствует взаимовыгодному сотрудничеству во многих сферах международных отношений. Партнерство с Китаем дает возможность России проводить разностороннюю внешнюю политику. Китай, в свою очередь, пользуется поддержкой России в развитии взаимовыгодного торгового и научно-технического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сегодня отношения между Россией и Китаем находятся на высшем уровне, отражающем отношение партнерства и стратегического взаимодействия новой эпохи. Как следствие, происходит расширение и углубление связи в сфере науки и техники, принимаются решения на межгосударственном уровне.
Быстрый рост масштабов двустороннего взаимодействия в экономической сфере, достижение обозначенной странами цели годового объема двусторонней торговли в 200 млрд долл. к 2024 г. поставили на повестку дня вопрос о программе дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества. В ходе государственного визита в Россию Председателя КНР Си Цзиньпина в марте 2023 г. стороны приняли Совместное заявление о плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 г. В документе зафиксировано восемь направлений:
• увеличение масштабов, оптимизация структуры торговли и продвижение инвестиционного сотрудничества;
• развитие взаимосвязанной логистической системы;
• повышение уровня финансового сотрудничества, в том числе за счет расширения практики использования национальных валют;
• укрепление всеобъемлющего партнерства в сфере энергетики;
• развитие цепочек снабжения базовыми товарами и минеральными ресурсами;
• расширение сотрудничества в сферах технологий и инноваций;
• качественное повышение промышленной кооперации, включая гармонизацию отраслевых стандартов и технических требований;
• повышение уровня сотрудничества в сельском хозяйстве в целях обеспечения продовольственной безопасности двух стран.
Российско-Китайское сотрудничество не имеет аналогов в мировой практике. Сотрудничество реализуется по модели «отношений великих держав нового типа», которая отвечает всем современным международным реалиям.
Библиографический список:
Абрамов Константин «Россия и Китай: социальная база развития партнерских отношений» (дата обращения 29.10.2024)
https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossija-i-kitai-monitoring
Вавилов Николай. «Об отношениях России и Китая»
https://trends.rbc.ru/trends/industry/62d94d5b9a7947e55c9c1d6c (дата обращения 29.10.2024)
Верченко А.Л. «История Российско-китайских культурных связей» Институ Китай и современной Азии РАН https://lk.iccaras.ru/assets/components/dsgfileupload/files/29954136.pdf
(дата обращения 9.11.2024)
Владимир Путин: Безопасность в мире можно обеспечить только вместе с Россией https://rg.ru/2012/02/27/putin-politika.html
(дата обращения 20.09.2024)
Введение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран): учеб. пособ. / Е. Н. Смирнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : КноРус, 2016. – 406 с. – ISBN 978-5-406-05002-6.
Голубева А.С. Китайско-российское научно-техническое сотрудничество: опыт и перспективы https://cyberleninka.ru/article/n/kitaysko-rossiyskoe-nauchno-tehnicheskoe-sotrudnichestvo-opyt-i-perspektivy (дата обращения 10.10.2024).
Дикарев А.Д. Российско-китайские отношения в 2023 году
Портал МГИМО URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/russia-china-2023/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения 29.10.2024)
Карелина Е.А. «Изменение роли Китая в международной торговле товарами и услугами» Вестник университета № 7-8, 2017
https://vestnik.guu.ru/jour/article/viewFile/781/204 (дата обращения 13.10.2024)
Коломиец М. О., Кукушкина В.В., Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rossiysko-kitayskih-otnosheniy-na-sovremennom-etape-globalizatsii (дата обращения 29.10.2024)
Лукин А.В. Китай и Россия: зачем они друг другу? https://mgimo.ru/about/news/experts/237494/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения 27.10.2024)
Поднебесные технологии: какие проекты Россия развивает вместе с Китаем
https://weldex.ru/ru/media/news/2024/may/29/rossiya-kitaj-sotrudnichestvo/
(дата обращения 27.10.2024)
Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, в контексте 75-летия установления дипломатических отношений между двумя странами http://www.kremlin.ru/supplement/6132 (дата обращения 9.10.2024)
Титаренко М.Л. Российско-китайские отношения: современное состояние и перспективы» (дата обращения 27.10.2024)
https://www.gup.ru/events/news/lections/titarenko-lection-2.php
Черникова Л.П. Российско-китайские отношения: история и современность// https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-kitayskie-otnosheniya-istoriya-i-sovrenost (дата обращения 9.11.2024)
Чжао Хуашэн Три ключевые повестки международного сотрудничества Китая и России https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/tri-klyuchevye-povestki-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-kitaya-i-rossii/
(дата обращения 29.10.2024)
Что Россия продавала Китаю в 2023 году и что покупала у него?
https://www.rbc.ru/economics/24/01/2024/65af9e809a79472aaca18347 (дата обращения 27.10.2024)