Введение
Россия обладает богатым культурным и природным наследием, которое можно использовать для организации детских туров внутри страны. В 2023 году в России стартовала федеральная программа по развитию детско-юношеского образовательного туризма «Классная страна», которая предлагает школьникам региональные туры по пяти направлениям: история и патриотизм, культура, экология, спорт и здоровый образ жизни, наука. В ходе проекта мы постараемся выяснить, каковы особенности организации детского туризма и чем так ценен познавательный туризм.
Целью данной работы является изучение влияния путешествий на развитие и самосовершенствование детей. Для достижения поставленной цели в работе выделены следующие задачи:
- изучить информацию об особенностях организации детского туризма и его влиянии на развитие и самосовершенствование детей;
- определить предпочтения, интересы и потребности родителей и детей в сфере детского туризма;
- проанализировать возможность организации детского туризма на территории нашего региона.
В рамках исследования использовались методы анализа источников информации, опросы и интервью, а также количественные подходы для анализа полученных данных в ходе опроса. Опрос был направлен на выявление наиболее привлекательных видов детской активности, форматов путешествий, а также на сбор мнений по вопросам безопасности, удобства и доступности детского туризма. Значимость исследования заключается в получении представления об организации детского туризма и разработке рекомендаций по его организации (приложение 1). А, также, систематизация информации о достопримечательностях городов Тюменской области (приложение 4-5).
Основная часть
Детский туризм и развитие путешественника
Воспитание целеустремленного и эрудированного человека, знающего свою историю, свой край и страну - одна из главных задач образования. Правительство России особое внимание уделяет путешествиям для школьников и студентов. Реализация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» предполагает получение знаний о культурном и природном наследии нашей страны в интересных форматах. Одним из них является –туризм.
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурноспортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания и [1].
Детский туризм представляет собой организованную деятельность, направленную на вовлечение детей в путешествия с целью их образовательного, культурного и социального развития. В отличие от других форм туризма, он предусматривает активное участие юных путешественников в познавательных, развивающих и развлекательных мероприятиях и [2].
В настоящее время образовательный и культурно-познавательный туризм являются самыми популярными видами туризма во многих странах.
В Японии, однодневные познавательные экскурсии включены в образовательную программу. Учащиеся посещают фермы, заводы, фабрики, музеи, парки, зоопарки. Это позволяет получить практико-познавательный опыт и выстроить прочные взаимосвязи с одноклассниками.
Частью системы образования является детей образовательный туризм и в Великобритании. По статистике 86% начальных школ и 99% средних школ обязательно проводят по 1 экскурсии в год в регионе проживания.
Финляндия-страна, покрытая лесами, поэтом финские учителя очень часто проводят уроки на открытом воздухе.
В России традиция путешествий с целью образования и просвещения в России берет свое начало с петровских времен. В годы правления Екатерины II «на соискание наук» детей придворных аристократов отправляли за границу. В декабре 1777 года Вениамин Генш представил «План предприемлемого путешествия в чужие края». Декабрист И.Д. Якушин стал одним из первых организаторов школьных экскурсий. Работая учителем в женской гимназии во время ссылки в Тюменской губернии, он практиковал летние походы и экскурсии с воспитанницами для изучения растительного мира. К концу 1915 года в России уже работало около 100 учреждений по организации образовательных экскурсий. В 1941 году была проведена первая Всероссийская туристская экспедиция пионеров и школьников по изучению своего края, вменив в обязанность всем школам принять в ней участие.
Уже в XIX веке можно было выделить 2 вида путешествий и экскурсий:
- экскурсии по изучению географии, геологии, ботаники;
- дальние учебные путешествия для знакомства с культурными и историческими достопримечательностями страны.
Познавательный интерес сегодня вызывают непродолжительные путешествия, направленные на знакомство с историческими фактами и культурными событиями. Набирают популярность ознакомительные практические поездки в учреждения, организации и предприятия. Очень познавательными остаются наблюдения за природными явлениями и изменениями в природе. Уровень экологической грамотности повышают экологические поездки. Физическому развитию детей способствуют спортивные туры и квесты с активным использованием туристских троп.
Таким образом, основные виды детского туризма можно классифицировать по целям и формам организации.
Исследованиями доказано, что участие в образовательных турах может повысить общий уровень знаний детей, снизить уровень стресса и поможет развить эмоциональную устойчивость.
В 2024 году Тюменская область впервые вошла в топ-10 самых привлекательных туристических регионов России. Количество туристов, посетивших за год Тюменскую область, составило более 4 миллионов человек. Увеличилось и количество иностранных туристов. К нам едут туристы из 70 стран из Китая, Турции, Белоруссии, Европейских стран, стран Ближнего Востока и Африки. В нашем регионе особое внимание уделяется организации познавательного туризма. Образовательные туры позволяют получить новые знания и навыки, стимулируют любопытство, формируют критическое мышление и развивают аналитические способности. Все это делает детский туризм полезным и привлекательным. Среди основных проблем, с которыми сталкивается организация выездных форм детского туризма, выделяются низкий уровень взаимодействия организаций туристского рынка и образовательной среды, высокая ответственность сопровождающих перед родителями, соблюдение санитарных норм в пути следования и проживания, финансовые затраты родителей.
Образовательная деятельность музеев
В получении новых знаний и развития личности важную роль играет музейное образование. Музейная педагогика начала развиваться во второй половине XIX века, а сегодня - это привычная практика. Современный музей является комплексной безопасной средой, привлекательной для всех участников образовательного процесса, вызывает интерес, эмоции, развивает любознательность и стремление к изучению. В этом я убедилась при посещении музеев в городе Екатеринбурге, Тюмени и Заводоуковске. При посещении выставок можно было внимательно рассмотреть музейные экспонаты, иногда даже потрогать, чтобы проанализировать их свойства.
В беседе с работником музея города Заводоуковска мы узнали, что наш краеведческий музей надёжный партнёр детских садов и школ Заводоуковского муниципального округа. Это взаимовыгодное сотрудничество постоянно развивается, музей предлагает новые решения, отвечающие на запросы образовательных учреждений и жителей города. Очень много туристических экскурсий, привязано к культурно-массовым городским мероприятиям, гастрономическим фестивалям и знаменитому фестивалю «Крылья Сибири».
2025 год - юбилейный год для нашего города. Поэтому нас очень интересовали интересные факты из истории города. В ходе интервью с сотрудником музея, мы узнали, как был открыт термальный источник в СПА санатории «Ингала». Первый термальный источник был очень популярен, для того, чтобы расселить всех желающих получить оздоровление, территории в районе санатория начали застраивать. Много людей получали оздоровительный эффект после его посещения. К сожалению, источник, открытый в период поиска нефти на Заводоуковской земле утрачен, но действует другой не менее популярный. С классным руководителем мы посетили тематическую выставку «Как животные Тюменской области зимуют». Мы узнали интересные факты об обитателях полей, лесов и рек нашего края и пополнили свой багаж знаний.
До конца учебного года мы хотим посетить еще ряд тематических музейных мероприятий в городе Тюмени. На сайте Тюменского музейно-просветительского объединения мы познакомились с историей формирования и развития объединения, узнали, что в экспозиционную часть музейно-просветительского объединения входит 24 музея, 65 объектов культурного
наследия. Уникальные памятники архитектуры, научные фонды, коллекции промыслов и ремесел знакомят посетителей с историей, культурой и развитием Сибири.Одним из старейших каменных общественных сооружений Тюмени является здание музея «Городская Дума» и [5]. В его основу положены коллекции
известного исследователя XIX века И.Я. Словцова. Экспонатом номер один музея является скелет шерстистого мамонта, найденный Иваном Яковлевичем в 1885 году около деревни Решетниково. Этот скелет является самым крупным из числа других экспонирующихся скелетов в музеях нашей страны.
В экспозиции музейно-ремесленного «Цеха» представлены лучшие образцы традиционных промыслов и ремёсел региона, таких как тюменский махровый ковёр, косторезное мастерство, тюменская деревянная резьба, просечное железо на примере тюменских дымников.
Творческие мастерские в путешествиях
Многие ремесленные традиции в России зарождались в разные исторические периоды и передавались из поколения в поколение, некоторые из них живы и по сей день и [5].
Тюмень – город купеческий, здесь испокон веков развивали бизнес-идеи предприниматели XVIII и XIХ века. Многие купцы экспортировали свои товары не только по России, но и в другие страны. Например, тюменское масло получала на завтрак сама королева Англии.
Одной из визитных карточек Тюменской области с ХVII века является сибирский махровый ковер. В этнографической ремесленной мастерской «Тюменский махровый ковер» создаются махровые ковры, тёплые и родные, самые настоящие из овечьей шерсти, которая спрядена вручную. Для создания махрового ковра используется шерсть овечек, выращенных на сибирских травах. Здесь жители и гости нашего региона могут познакомиться с особенностями коврового промысла. На сохранение, возрождение, развитие и популяризацию традиционных промыслов и ремёсел Тюменской области направлена деятельность автономной некоммерческой организации «Дом народных художественных промыслов и ремёсел» [5].
Здесь можно научиться прясть, вышивать и ткать традиционные пояса, плести кружево на коклюшках. Под руководством мастерицы Евгении
Крайс уже через пару недель, можно самостоятельно сплести кружевной воротничок. Мастер по фриволите, Ольга Шестакова, учит плести украшения из нитей и шнуров с помощью челнока. В гончарной мастерской Ирины Высоких «Лепим вместе» можно узнать о гончарном деле и создать глиняную игрушку или сувенир. Потомственный резчик по дереву Святослав Шитов показывает взрослым и детям, как вырезать из кедра сувенирный бренд Западной Сибири - солнечного коника. Еще одна авторитетная мастерица Тюмени Анна Глазунова, руководитель клуба лоскутного шитья «Сибирская палитра», за 12 занятий может научить основам лоскутной техники, а через три месяца можно сшить свое первое лоскутное одеяло. В Тюмени действует и первая детская кулинарная студия «Вари-играй». Здесь проводят мастер-классы по приготовлению блюд, развивающие игры, интерактивные конкурсы и гастрономические шоу для детей и взрослых. При этом взрослые наравне с детьми участвуют в приготовлении разнообразных блюд, а также познают азы кулинарного искусства в игровой форме [5].
В музее Нижняя Синячиха можно познакомиться с Тюменской домовой росписью. В Музейном комплексе им. И.Я. Словцова с 21.02.2025 открыта персональная выставка народного мастера Союза Художников - Веры Ивановны Быковой. Вера Ивановна не просто мастер, а еще исследователь и популяризатор традиционной тюменской домовой росписи [5].
Самую смелую идею готовы воплотить и мастерицы нашего города Заводоуковска. Например, Юлия Падергина выпекает печатные пряники, в том числе и по знаменитому рецепту династии Колмаковых. Григоренко Вера изготавливает текстильные игрушки и расписывает их по принципу чердачных
кукол.
Валянием обережных валеночек из натуральной шерсти занимается Олениченко Наталья. Знакомство с ремесленным мастерством творческих людей Заводоуковска мы начали с мыловарения. На нашу просьбу
откликнулись 2 мастера и провели для нас мастер-классы по изготовлению сувенирного и уходового мыла, с использованием молотого зерна кофе.
Путешествия по сказкам и историям
Тематические экскурсионные маршруты и интерактивное путешествие по следам сказочных героев - новая форма культурного просвещения школьников. Четыре точки на карте нашей области - Ишим, деревня Ершово Ишимского района, Тобольск и Тюмень связаны с именем этого великого земляка – Петра Павловича Ершова. Ишим - город на юге Тюменской области. Один из значимых форпостов российского государства в Западной Сибири.
На чтении сказки о крестьянском сыне Иване и его верном помощнике Коньке-Горбунке выросла вся Россия [8]. А местом рождения великого сказочника является старинное сибирское село XVIII века Ершово (бывшее Безруково) [6]. В этом селе расположен музей «Иванушки Петровича Д». Экспозиции музея знакомят посетителей с жизнью и традициями сибиряков, с тем, как великий сказочник П.П. Ершов связан с интересными историями из их жизни.
В музее «Комиссариатский дом» можно познакомиться с историей семьи писателя. Работая над проектом, мы наткнулись на интересный интерактивный проект «Путешествие в сказку Петра Ершова «Конёк-Горбунок», который знакомит с интересными фактами из жизни сибирского сказочника и афишей мероприятий региона. Для нас, детей, на этом портале есть викторина, сказка-игра и интерактивные раскраски.
Таким образом, такие туры помогают выйти за рамки классных занятий и практически применить полученные знания.
Экологический туризм
Экологический туризм - деятельность, направленная на организацию путешествий в различных формах природного туризма, ориентированная на изучение природы и культурных достопримечательностей, бережное отношение к природе и содействие в её сохранении и [2].
В Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)» экологический туризм определён как путешествие с целью наблюдения и приобщения к природе, основными принципами которого являются рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды.
Экологический туризм, понимаемый в широком смысле, часто переплетается с историко-культурным, сельским, этнографическим туризмом, когда природные территории и объекты как объекты экскурсионного показа сочетаются с памятниками истории и культуры, религиозными святынями и этнографическими комплексами.
Важность организации данного направления в детском туризме вызвана экологическими проблемами современности и необходимостью в нетрадиционной форме подготовки к ВПР. Для реализации этого направления можно продумать интересные пешие прогулки по зеленым уголкам города. Наблюдения за растительным разнообразием региона, изучение почв, рельефов местности при преодолении специально организованных экотроп. Туристические слеты, акции, фестивали на природе тоже помогут повысить уровень экологических знаний и подготовиться к ВПР.
Роль технологий в детском туризме
Интерактивные технологии открывают новые возможности для туристов и делают процесс обучения более увлекательным и запоминающимся. Детский туризм и современные технологии значительно влияют на опыт путешествий.
Мобильные приложения помогают планировать поездки, находить интересные места, экскурсии и мероприятия в конкретных локациях, а также доступные варианты проживания. Многие музеи подготовили виртуальные экскурсии, которые позволяют нам посетить различные места, не выходя из дома. Интерактивные гиды предоставят дополнительную информацию.
С использование социальных сетей можно делиться впечатлениями от поездок, изучать отзывы и рекомендации других путешественников.
Использование GPS-устройств и приложений для мониторинга местоположения позволяет родителям проследить, где находится ребенок.
Умные часы и интерактивные карты помогут построить экскурсионный маршрут с указанием фактического времени поездки или похода.
Таким образом, новые технологии не только помогают планировать и организовывать поездки, но и делают их безопасными, интересными и незабываемыми.
Как путешествия помогают научиться работать в команде, общаться и знакомиться с новыми людьми
Детский туризм играет важную роль в развитии навыков работы в команде. Во время групповых поездок дети учатся взаимодействовать друг с другом, распределять роли, принимать решения и решать возникающие проблемы. Путешествия развивают толерантность и межкультурное понимание, формируют уважение к различным культурам и традициям.
Дети, регулярно путешествующие, демонстрируют хорошо развитые навыки общения и умения разрешать конфликты.
Семейные традиции путешествий и маршруты на выходные
Мы с мамой очень любим путешествовать. Стараемся каждые выходные сделать очень интересными и насыщенными. Мы побывали в таких городах, как: Казань, Красноярск, Курган, Екатеринбург, Геленжик, Крым, Тюмень и Ялуторовск (приложение 2).В ходе исследования мы решили узнать мнение горожан о важности и необходимости детского туризма и опасения родителей при организации экскурсионных туров (приложение 3). Для проведения опроса мы определили целевую аудиторию - это жители города Заводоуковска от 30 лет и старше. Разработали вопросы и провели опрос. В основном в опросе приняли участие – женщины.
Но, очень многие горожане, к сожалению, отказались участвовать в опросе. В ходе исследования мы выяснили, что большинство родителей указали, что их дети предпочитают комбинированный тип отдыха для своих детей (53%). Активный тип отдыха выбрали 27% респондентов, к сожалению ни один респондент не выбрал познавательный вид отдыха (Рис.1, приложение 3). При этом 47% человек считают познавательный туризм очень важным. Такое количество респондентов выбрали проведение познавательного туризма в формате образовательных фестивалей или иных мероприятий. Выбор в пользу экскурсий сделали 33% человека (Рис.2, приложение 3). Рейтинг тем познавательного туризма распределился следующим образом (рис.3, приложение 3): культура и искусство - 47%; природа и научные исследования по 40%; история - 33%; технические и производственные экскурсии -20%.
Наиболее важными услугами при организации детского тура по мнению родителей являются безопасность -87%; квалифицированный персонал и питание – 67%; разнообразие программ, удобное размещение, игровые программы- 53%.
Нас заинтересовало, где родители ищут информацию о познавательных турах для своих детей (рис.7, приложение 3). Оказалось, что большинство 80% в сети Интернет, 67% в социальных сетях и 53% по рекомендациям друзей и
знакомых. Печатными изданиями пользуются лишь 13%. При выборе познавательного тура для детей все (100%) считают очень важным моментом - безопасность детей, 67% хотят, чтобы туры были интересными и увлекательными, далее 47% родителей, отметили, что важны квалифицированные гиды, наличие отзывов и рекомендаций отмечено у 7% отпрошенных (рис. 6, приложение 3).
Заключение
В ходе проведенного исследования была подтверждена значимость детского туризма. Цель и задачи исследования были успешно выполнены.
Путешествия расширяют кругозор детей, улучшают усвоение знаний и способствуют социальной адаптации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по организации образовательных туров, которые могут быть полезны педагогам и родителям. Кроме этого, мы продумали перечень тематических экскурсий, которые помогут успешно подготовиться к Всероссийской проверочной работе в 4 классе.
Список использованных источников и литературы
1. Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ (ред. от 30.11.2024) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/
2. ГОСТ Р 56642-2015 https://docs.cntd.ru/document/1200124943
3. Большая Российская энциклопедия https://bigenc.ru/c/turizm-detskii-00e95f
4. Методические рекомендации Всероссийской программы «Классная страна» https://psv4.userapi.com/s/v1/d/Qa_gfCxhMEoOyjccrqpsUMhvQGazz7kqLBlkWp0pqAD26-MSWoqwGksSx-9si-5g5489gr1uXHoaATx9sjVvXSA1HKUKF_0MtZTIAwcV4gjZokK63hO7qQ/Metodicheskie_rekomendatsii_Klassnaya_strana_WEB_zashchita_20_06_24.pdf
5. Тюменское-музейно просветительское объединение
https://museum72.ru/museums/#matid-67
6.Тобольский историко-архитектурный музей – заповедник https://tiamz.ru/home-rus/semejnyj-muzejnyj-tsentr-kameljok.html
7. Статья Гомилевской Г.А. «Детский туризм как социально-экономическая форма образования школьников»
file:///C:/Users/oOo/Desktop/конкурсы%202025/образовательный%20туризм/Детский_туризм_научное_обозрение.pdf
8. Проект «Путешествие в сказку Петра Ершова «Конёк-Горбунок» https://конек-горбунок.рф/#go-o-proekte
9. https://visit-ishim.ru/istoricheskaya-spravka/
https://lexrussica.msal.ru/jour/article/viewFile/1238/870
10. Виртуальные выставки https://ugramuseum.ru/сollections/virtual-vystavki/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендации по организации образовательных туров
1. Планирование и подготовка тура. Первым этапом планирования образовательного тура является определение цели и задач тура.
2. Разработка маршрута и экскурсионной программы с учетом интересов участников. На этом этапе нужно учесть потребности участников экскурсии и возможность получения новых знаний. Маршрут должен быть тщательно спланирован и включать посещение объектов, обладающих образовательной и культурной ценностью. Программа тура должна предусматривать активное участие детей. Для маленьких детей обязательно нужно предусмотреть и развлекательное мероприятие. Тщательное планирование маршрута может сократить непредвиденные расходы.
3. Организация логистики и обеспечение безопасности. При организации образовательного тура необходимо предусмотреть транспорт, интеграцию общественного транспорта, питание, медицинское сопровождение и другие элементы, обеспечивающие комфорт и безопасность участников.
4. Подготовка и отбор специалистов, осуществляющих сопровождение детских экскурсионных групп. При организации детских туров обязательно нужно ознакомиться с документами туроператора, отзывами и рекомендациями.
5. Включение образовательных туров в школьные программы в качестве дополнения учебного материала. Хорошо бы организовать взаимодействие ведущих туроператоров и школ.
6. Активное участие педагогов и родителей. Исследования подтверждают, что вовлеченность родителей и учителей положительно влияет на эффективность образовательных мероприятий, может повысить интерес родителей к образовательной деятельности ребёнка.
7. Оценка результатов экскурсии и обратная связь от участников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Фотоотчет
1. Семейное путешествие по Алтайскому краю
2. Семейное путешествие в Екатеринбург
3. Семейное путешествие в Тюмень
4. Семейное путешествие в Ялуторовский острог
5. Семейное путешествие в Крым, Курган, Красноярск
6. Проведение опроса и количественная обработка результатов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты опроса населения
Рис.1 |
Рис.2 |
Рис.3 |
Рис.4 |
Рис.5 |
Рис.6 |
Рис.7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Возможные туристические маршруты для детей
1. г. Тюмень
№ |
Наименование музеев/экскурсий/мастер-классов |
Адрес |
Стоимость входного билета (общая категория) |
Прогулка по исторической части города (купеческие дома традиционная деревянная резьба: пропильная (дом В. С. Поповой, ул. Володарского, 7), глухая (дом И. С. Ларионова, ул. Тургенева, 12), объемная (дом Чираловых, ул. Володарского, 9) |
|||
Прогулка по набережной Туры Набережная на правом берегу реки Тура в Тюмени - это единственный в России архитектурный комплекс в 4 уровня: лестницы, спуски к реке, каменные пандусы. Три километра уникального ландшафта, инженерных сооружений, скульптурных композиций. Начинается набережная от стен Свято-Троицкого монастыря, одного из старейших действующих монастырей Сибири, величественно расположенного на "Затюменском мысу" и основанного в 1616 году. На набережной горельефы и скульптурные группы с изображениями исторических личностей и значимых событий. На фото Василий Сукин и Иван Мясной-царские воеводы, заложившие крепость Тюмень. |
|||
Экскурсия «Тюмень современная» |
|||
Пешая прогулка по пешеходной улице Дзержинского |
|||
Площадь Борцов Революции |
|||
Историческая площадь. |
|||
Цветной бульвар |
|||
Музей «Усадьба Колокольниковых» Сегодня в музее открыты две крупные экспозиции: «История дома XIX–XX вв.» и «Торговый дом И. П. Колокольникова. Наследники». Первая выставка рассказывает о судьбе купеческих семей, а также повествует о событиях, происходивших в стенах особняка. Вторая - это собирательный образ крупных торговых лавок и магазинов Тюмени конца XIX - начала XX вв. |
г. Тюмень, ул. Республики, 20 |
||
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова Крупнейший музей в Сибири, который носит почётное имя учёного с мировым именем, археолога, краеведа Ивана Яковлевича Словцова. Современное фондохранилище, просторные экспозиционные и выставочные залы, амфитеатр и зоны музейного сервиса, библиотека, музейно-ремесленный «Цех». |
г. Тюмень ул. Советская, 63 |
||
Детский центр Музейного комплекса имени И.Я. Словцова Это интерактивная площадка, где каждый ребенок и родитель может проявить свои творческие способности и получить дополнительную информацию об истории тюменского края с использованием широкого аспекта музейных предметов из фондов Тюменского музейно-просветительского объединения: картины, книги, предметы быта и другие артефакты. Для маленьких гостей организуются мастер-классы различной направленности от декоративно-прикладного творчества до изобразительного искусства |
г. Тюмень ул. Советская, 63 |
||
Кулинарная студия «Вари-Играй» |
|||
Исторический парк «Россия - Моя История» Романовы 1613 – 1917 За 300 лет правления династии страна пережила великие события: освоение Сибири и Дальнего Востока, воссоединение Руси и Украины, основание новой столицы — Петербурга, победу над Наполеоном, отмену крепостного права, небывалые культурный, научно-технический и индустриальный подъёмы Рюриковичи 862 - 1598 Эпоха Рюриковичей наполнена событиями, оказавшими решающее влияние на формирование государственности и всех сторон жизни России: основание древних городов, крещение Руси, ордынское иго и его преодоление, превращение Москвы в центр европейской общественно-политической жизни, создание сильного и самобытного государства. Временная экспозиция Россия будущего |
г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 47 |
500 руб. экскурсия 100 руб. аудиогид 0 руб. самостоятельно |
|
Мастер-класс «Эх, валенки» 6+ На мастер-классе посетители познакомятся с историей появления валенка, узнают, сколько килограммов шерсти понадобилось для изготовления самого большого валенка в России, а также сделают сувенирный валенок- оберегметодом мокрого валяния шерсти. |
г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 47 |
250 руб. |
|
Мастер-класс «Битва за Русь» 12+ Мастер-класс представляет собой симбиоз различных видов взаимодействия с его участниками: это и рассказ экскурсовода о вражеских набегах, походах на Древнюю Русь, и знакомство с оружием и доспехами воинов той поры (русского воина, тевтонского рыцаря и монгольского всадника), которые можно будет примерить, и погружение в проблематику исторической памяти. |
г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 47 |
250 руб. |
|
Мастер-класс «Рыцарский щит» 6+ На мастер-классе посетители узнают, когда и при каких обстоятельствах у России появился государственный герб, узнают, что такое геральдика, познакомятся с традиционными средневековыми правилами составления гербов, составят свой собственный герб, сфотографируются в рыцарских доспехах, а наиболее активные будут посвящены в рыцари и получат именной рыцарский сертификат. |
г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 47 |
100 руб. |
|
Музейный урок «Литературная история Тюмени» На музейном уроке посетители познакомятся с литературной историей Тюмени. По выбору посетителей рассматриваются такие темы, как: - «Литературная прогулка по Тюмени» - какие писатели, когда, зачем и где бывали в Тюмени, какие литературные достопримечательности есть в городе; - Чехов, отругавший тюменскую колбасу; - Грин, купивший поддельный паспорт в тюменской тюрьме; - роковой пистолет Маяковского из Тюмени и многие другие интересные факты о писателях в Тюмени. |
г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 47 |
||
«Тюмень имени Пушкина» На этом уроке посетители узнают, как А.С. Пушкин связан с Тюменью. Предки Пушкина, первые тюменские воеводы; дядя Пушкина фальшивомонетчик в тобольской ссылке; уникальная картина пушкинской дуэли в особняке тюменского мецената; памятники Пушкину в Тюменской области, пушкинская топонимика Тюмени и многие другие интересные факты о Пушкине и Тюмени. |
г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 47 |
||
«Серебряный век Тюмени» Посетители узнают, как в эпоху Серебряного века развивалась тюменская культура, когда в Тюмени появились музей, театр, библиотека, какие памятники архитектуры той эпохи сохранились сейчас. Культурная благотворительность купца Текутьева; художник, рисующий карикатуры на тюменских чиновников; козы, сгрызшие афиши Бальмонта; тюменская пьеса в подарок на юбилей Льву Толстому и многие другие интересные факты из культурной истории Тюмени. |
г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 47 |
||
Посещение музея «Дом Машарова» Дом принадлежал Николаю Дмитриевичу Машарову, тюменскому промышленнику, одному из основателей чугунолитейного дела в Тюмени. Семья Машаровых проживала здесь до 1919 года. В советские годы в усадьбе располагалась детская поликлиника. Особняк был передан музею в 1991 году, после чего несколько лет проводилась реставрация. Сейчас в музее действует постоянная экспозиция «Семейный альбом», которая рассказывает о жизни и быте зажиточной семьи дореволюционной Тюмени. |
г. Тюмень, ул. Ленина, 24 |
||
Музей «Городская Дума» Здание музея «Городская Дума» одно из старейших каменных общественных сооружений Тюмени. Возвели его в 1834 году на добровольные пожертвования горожан. В здании разместились городская Дума, тюменский общественный банк, ломбард, а с 1870 года еще и городская Управа. В 1857 году на здании городской Думы были установлены первые общественные часы Тюмени. Музей разместился здесь с 1923 года. В его основу положены коллекции известного исследователя XIX века И.Я. Словцова. Экспонатом номер один музея является скелет шерстистого мамонта, найденный Иваном Яковлевичем в 1885 году около деревни Решетниково. Этот скелет является самым крупным из числа других экспонирующихся скелетов в музеях нашей страны. Рядом с музеем находится мемориал Победы и камень основания города. |
г. Тюмень, ул. Ленина, 2 |
||
Археологический музей-заповедник Музей расположен на берегу живописного озера Андреевское – это уникальный археологический, этнографический и природный комплекс. Территория музея представляет собой собрание археологических памятников: неукрепленных поселений, городищ, могильников и святилищ, датируемых от каменного века до средневековья, а также образцы реликтовых природных объектов, занесенных в Красную книгу. На территории находятся интерактивные площадки, арт-объекты, проводятся выставки под открытым небом. Археологический музей-заповедник входит в состав Музейного комплекса им. И.Я. Словцова. |
23-й км, Ялуторовский тракт, стр. 1 |
||
Для семейного отдыха: |
|||
Тюменские термы Миллионы лет назад практически на всей территории современной Тюменской области находилось древнее Западно-Сибирское море. В нем обитали огромные рыбы, акулы, скаты, морские ежи и другие представители тропического водоема. В результате дрейфа материков часть морской воды ушла глубоко в недра земли. Долгое время вода насыщалась полезными минералами и микроэлементами, пока искатели черного золота не обратили внимание на Тюменскую область. В поисках нефти они пробурили разведочную скважину, из которой хлынул мощный фонтан термальной минеральной воды. Именно тогда Западно-Сибирское море обрело вторую жизнь. Сегодня в регионе насчитывается 22 термальных курорта всевозможных форматов с разным составом природной минеральной воды. Их температура круглый год составляет от +36 до 48 °С. - термальный курорт «ЛетоЛето»; - термальный источник базы отдыха «Верхний бор»; - майер-курорт «Марциаль» |
|||
Экскурсия в село Успенка Тюменская область прочно ассоциируется с нефтегазодобычей. На севере региона в недрах земли действительно находится целая сокровищница углеводородов. Экскурсии, посвященной нефтеразведке, а также на полигоне в селе Успенка. Экскурсия с элементами квеста, посвящение в нефтяники |
|||
Игровая экскурсия по Тюмени Главная цель - в лёгкой и доступной форме познакомить детей с историей нашего города и окружающим миром. |
7500 ₽ за группу, 1–7 чел. |
2. г. Тобольск
№ |
Наименование музеев |
Адрес |
Стоимость входного билета (общая категория) |
Обзорная экскурсия по городу |
|||
Пешая экскурсия по территории Тобольского кремля, посещение смотровой площадки, с которой открывается невероятный вид на Нижний посад и реку Иртыш |
|||
Пешеходная экскурсия: «Дмитрий Менделеев: путешествие в город детства» |
|||
Пешая экскурсия «Тобольск: тайны Нижнего посада» В Нижний посад вас приведет Прямской взвоз. Сейчас здесь можно погулять по тихим улочкам Старого Тобольска. А раньше Нижний посад был центром светской жизни: здесь селились купцы, чиновники и ремесленники, кипела торговля. В этой части города располагалось некогда самое бойкое и шумное место в городе - Базарная площадь. А в подгорной части города сохранилось немало купеческих особняков. |
|||
Пешая экскурсия «Тобольск: пешком по Верхнему посаду» |
|||
Сквер им. П.П. Ершова Прогуливаясь в центре города, легко можно оказаться в сказке. В двух минутах от Тобольского кремля находится сквер, посвящённый известному писателю Петру Ершову. Главной достопримечательностью сквера является памятник любимому сказочнику, работы выдающегося скульптора М. Переяславца. Рядом с ним в прыжке застыл Конёк-Горбунок. |
г. Тобольск, ул. Семена Ремезова |
||
Александровский сад История этого места неразрывно связана с императорской династией Романовых. Во второй половине XIX века в Тобольске построили часовню в память об императоре Александре II. Вскоре здесь появился сад, который стал у горожан любимым местом для прогулок. Намного позже в дом генерал-губернатора, который расположен рядом, поселили Николая II с семьей. Они в этом саду гуляли, каждый день смотрели на него из окон дома, а в часовню ходили на службу. Главное украшение сада - Александровская галерея, которая напоминает деревянный терем. Рядом располагается Тобольская мануфактура шоколада, кофейня и музейная экспозиция. Детям особенно понравится игровая площадка, которая оформлена в старинном стиле. |
г. Тобольск, ул. Мира, 12 |
||
Базарная площадь Это историческое достояние и культурный памятник Тобольска, располагающийся в Нижнем посаде города. Базарная площадь простиралась до самого берега Иртыша, всегда заваленная бочками, тюками, застроенного соляными сараями, хлебными амбарами, всевозможными складами и магазинами. |
г. Тобольск, Базарная площадь, 11 |
||
Сад Ермака 23 августа 1839 года на мысе Чукман города Тобольска был торжественно открыт памятник атаману Ермаку. Распоряжение о строительстве памятника было дано Николаем I в ознаменование 250-летия присоединения Сибири. Спустя годы вокруг памятника разбили сад, причем с оранжерей и теплицей. Поддерживала их в должном состоянии арестантская рота гражданского ведомства. Уход был основательным - в 1861 году в теплице вырастили ананасы. |
г. Тобольск, Сад Ермака |
||
СИБУР. Крупнейший нефтехимический комплекс России «ЗапСибНефтехим» |
г. Тобольск, территория «Восточный промышленный район», квартал 9, дом 1/1 |
||
Тобольская фабрика художественных косторезных изделий Сегодня это единственное в России действующее предприятие.Здесь изготавливают изделия из бивня мамонта, рога лося и коровьей кости. У местных мастеров есть собственный стиль, отличающий их от других центров косторезного промысла: детально проработанная круглая скульптура, в которой преобладает северная тематика. Творчество тобольских косторезов отмечено золотыми и серебряными медалями на международных выставках в Париже в 1900 и 1937 годах, а также на Международной выставке в Брюсселе 1958 года. |
г. Тобольск, ул. Знаменского, 58а |
800 руб. |
|
Музей уникальных книг и редких изданий Музей находится в отреставрированном здании архитектурного памятника середины XIX века. В экспозиции представлен фонд его библиотек Алексея Степановича Суханова, общественного деятеля, организатора книжной торговли, основателя двух общественных библиотек. За стеклянными дверцами подлинных книжных шкафов конца XIX века, хранится около 1400 изданий книг редкого фонда по вопросам истории, этнографии, экономики, государства и права. |
г. Тобольск, Красная площадь 5, стр. 2 |
100 руб. |
|
Музей Семьи Императора Николая II Музей находится в бывшем Доме генерал-губернатора, где семья последнего российского императора провела свои последние восемь месяцев жизни. На экскурсии можно узнать не только интересные факты о пребывании в ссылке монаршей семьи, но и проникнуться атмосферой. Увидеть счета, которые поступали за молоко и сыр, карточки с описанием блюд, что подавались к столу, автографы и рисунки. В музее гости могут воспользоваться услугами аудиогида и мультимедиа-гида |
г. Тобольск, ул. Мира 10. |
250 руб. |
|
Дом мастеров В Доме мастеров, где расскажут и покажут, как работали умельцы прошлых лет. Мастер-классы по гончарному и швейному делу, росписи глиняных и деревянных изделий, ковроткачеству и бисероплетению дадут возможность нашим гостям не только прикоснуться к удивительному миру сибирского ремесла, но и самостоятельно выполнить свой собственный, неповторимый сувенир. |
г. Тобольск, ул. Октябрьская, 2. |
100 руб. |
|
Губернский музей В музее действует постоянная экспозиция, посвященная истории музейного дела, палеонтологии, этнографии, сибирской флоре и фауне, с другой – это интереснейшая интерактивная и культурно-просветительская площадка для любознательных и творческих людей. Редчайшая коллекция познакомит вас с особенностями быта коренных народов Севера. В музее проводятся мастер-классы, интерактивные занятия, мероприятия, организуются новые выставочные проекты. |
г. Тобольск, площадь С. Ремезова, 10 |
150 руб. |
|
Тюремный замок Мемориальный архитектурный комплекс с воссозданными интерьерами, передающими атмосферу тюремного быта, раскрывает историю одного из самых известных мест заключения в XIX–XX вв.В ходе экскурсии можно познакомится с бытом арестантов Российской Империи и осуждённых Советского Союза, самые смелые могут спуститься в сохранившее гнетущую атмосферу заточения мрачное подземелье. |
г. Тобольск, Красная площадь 5 |
200 руб. |
|
Гостиный двор Сегодня Гостиный двор является визитно-гостевым центром Тобольского Кремля – это мини-отель с номерами, стилизованными под эпоху Петра I, экспозиционные залы Музея сибирского предпринимательства, Крапивная мастерская, Палаты Сибирского Воеводы, кафе «Поварня» и сувенирные лавки «Торговые ряды». На первом этаже работает Крапивная мастерская. Можно увидеть палаты Сибирского воеводы |
г. Тобольск, Красная площадь 2, стр. 1 |
Платно только мастер-класс |
|
Семейный музейный центр «Камелек» Здесь можно познакомиться с историей и культурой сибирских крестьян, представить, как выглядела настоящая русская изба, увидеть уникальные предметы старины, узнать, как жили наши прапрабабушки, выпить чаю у самовара. |
г. Тобольск, Красная площадь, 1, строение 4 |
100руб |
|
Музей «Балаган» Уникальное место в Тобольске, где проводят интерактивные экскурсии, иммерсивные спектакли, представления кукольного театра, мастер-классы по народным ремеслам и обрядам, посвященные русской традиционной культуре. Вы сможете освоить разные промыслы: от кузнечного мастерства до создания печатных пряников. При желании научитесь играть на народных музыкальных инструментах, а также познакомитесь с коллекцией старинных изделий. |
г. Тобольск, ул. Мира, 22 |
300 руб. |
|
Мастер-класс на Шоколадной мануфактуре 2+ Шоколадная фабрика находится в галерее Александровского сада. В стенах мануфактуры - небольшой музей и сувенирная лавка, где можно приобрести авторские конфеты и необыкновенные десерты. На мастер-классах шоколатье поделится знаниями и секретами приготовления шоколада. Вы узнаете о каждом этапе производства и понаблюдаете, как из какао-бобов получается знаменитое лакомство. |
г. Тобольск, ул. Мира, 12 |
1000 руб. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Примерные вопросы к обновленной версии ВПР о регионе, в котором мы проживаем
1. Запиши название региона, в котором ты живешь. Укажи, как называется главный город твоего региона.
2. Напиши, чем регион, в котором ты живешь, известен в нашей стране.
3. Укажи, какие памятники культуры находятся в твоем регионе. Напиши об одном из них.
4. В какой природной зоне находится населенный пункт, в котором ты живешь?
5. Какие растения (травы, деревья, кустарники) встречаются в природе твоего региона? Опиши одно из них.
6. Какие отрасли экономики развиты в регионе, в котором ты живешь (укажи не менее трех)?
7. Какие народы проживают в твоем регионе (укажи не менее трех)? Напиши о какой-нибудь традиции одного из этих народов. Напиши о национальном празднике любого народа, который проживает в твоем регионе.
8. Каких знаменитых людей родом из твоего региона ты знаешь? Напиши об одном из них. Чем он знаменит?
9. Какие животные обитают в природе в твоем регионе? Расскажи об одном из них.
10. Запиши названия не менее трех городов, которые находятся в твоем регионе (кроме того, в котором ты живешь).
11. Какие известные люди оставили след в истории нашей страны? Напиши об одном из них.
12. Какими народными ремеслами славится твой регион? Напиши об одном из них.
12. Какие музеи есть в твоем городе или любом городе твоего региона?
13. Какой рельеф характерен для твоего региона?
14. Какие почвы характерны для местности, в которой ты живешь? Напиши, как они используются экономике твоего родного края.
15. Какие природные богатства есть в твоем регионе?
16. Какие экологические проблемы есть в регионе, в котором ты живешь? Напиши, что ты можешь сделать, чтобы помочь взрослым в решении одной из этих проблем.