Городской общественный транспорт - часть инфраструктуры города Заводоуковска

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Городской общественный транспорт - часть инфраструктуры города Заводоуковска

Маковский Е.В. 1
1МАОУ СОШ №4
Храпунова Т.Г. 1
1МАОУ СОШ №4
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ведение

Формирование и развитие современной городской среды обусловлено развитием архитектуры города, объектов социальной сферы, коммерческой недвижимости и транспортной инфраструктуры. Общественный транспорт является частью городской инфраструктуры и служит как индивидуальным интересам отдельных граждан, так и коллективным интересам всего населения города.

Желание повысить свою личную мобильность и комфортность передвижения стимулирует человека приобрести личное автотранспортное средство. Чем больше машин, тем больше загруженность автомагистрали. Иногда можно простоять несколько часов в облаках дыма и газов. Такую обстановку уже нельзя назвать комфортной, а уж тем более здоровой.

Чем больше людей выбирает общественный транспорт, тем меньше на дорогах пробок и смога. В ходе исследования мы попробуем разобраться, почему жители отдают предпочтение личному транспорту и как сделать общественный транспорт более привлекательным.

Цель: проанализировать состояние и перспективы развития городского пассажирского транспорта в городе Заводоуковске.

Задачи:

1. Изучить особенности организации городских пассажирских перевозок на территории города Заводоуковска.

2. Выявить потребности горожан в преобразованиях транспортного обслуживания населения.

4. Сформулировать идеи построения более привлекательной транспортной модели города разработка.

-1-

Основная часть

Городской общественный транспорт - часть инфраструктуры города

Урбанизация современного времени привела к появлению новых вызовов, среди которых особое место занимает проблема организации городского пространства. Качество жизни человека в городе зависит от многих факторов, как природных, так и созданных человеком, воздействующих на его физическое и эмоциональное состояние. Одним из них является городская мобильность и транспорт.

Общественный городской транспорт по-прежнему остается основным способом передвижения для почти половины жителей городов. Это комплекс различных видов транспорта, осуществляющих перевозку населения и грузов на территории города и пригородной зоне, а также выполняющий работы по благоустройству города.

Рассмотрим основные составляющие системы городского транспорта.

В виде графика транспортную систему города можно представить следующим образом:

Рис.1 Транспортная система города

 

Транспортная система города

 

Пути сообщения

Внутригородской транспорт

Внешний транспорт

 

Наземный

Скоростной транспорт

 

Железнодорожный

Воздушный

 

Метро транспорт

Железнодорожные пути/технические и пассажирские станции

Аэропорты

 

Транспортные средства

 

Автомобильный транспорт

Водный

 

Порты

 

СТО

АЗС

Остановки

Гаражи

Автодороги

-2-

Таким образом, система городского пассажирского транспорта представляет собой экономическую систему, состоящую из совокупности предприятий и фирм, организующих потоки услуг и управляющих ими в процессе осуществления пассажирских перевозок, а также систему, сопутствующих им потоков информации и финансов, обеспечивающих обслуживание данного рынка.

История общественного транспорта

История общественного транспорта насчитывает более 350 лет. Изначально сухопутный транспорт был конным. Первый городской маршрут был организован во Франции в 1662 году с использованием конного омнибуса. Далее для решения городских транспортных проблем открывается первая линия метрополитена в Лондоне (1863 г.), а затем для пассажирских перевозок начинают использовать трамваи и троллейбусы (1880-х гг.).

И наконец, в начале ХХ века появляются - автобусы. Автобус – это многоместный автомобиль, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров.

В Англии был изобретен первый автобус с паровым двигателем, который мог перевозить 8 пассажиров. Его изготовил Ричард Тревитик в 1801 году. В 1886 году в Лондоне демонстрируют первый электрический автобус, который мог ездить со средней скоростью 11,2 км/ч. И уже в 1903 году в Лондоне вышел на маршрут первый в мире городской автобус с двигателем внутреннего сгорания.

В России на московском заводе «Дукс» в 1901 году был построен первый электрический автобус. Первый автобус с двигателем внутреннего сгорания был построен в Санкт-Петербурге в 1903 году на фабрике «Фрезе», который развивал скорость до 15 км/ч. Он имел открытый кузов и вмещал 10 человек.

В качестве общественного транспорта автобус в России стал использоваться с июня 1907 года в Архангельске.

-3-

В Москве первые регулярные автобусные перевозки были организованы с 1924 года. В город был привезён автобус немецкой марки НАГ. Эта машина была рассчитана на 25 пассажиров и весила 6 тонн.

Основоположником автотранспортной науки в России следует считать Василия Петровича Гурьева. В 1836 году выпустил монографию: «Об утверждении торцовых дорог и сухопутных пароходов России посредством компаний. Развитие автотранспорта уже тогда рассматривалось в единстве: автомобиль – водитель – дорога - экономический эффект.

Построенная Василием Петровичем карта транспортных связей отличалась удивительно точным предвидением экономического развития страны. В междугороднем сообщении предусматривалось широкое применение грузовых и пассажирских автопоездов.

За почти одно столетие система общественного транспорта значительно поменялась. Со временем появились альтернативные виды транспорта. Рассматривая категорию альтернативных видов транспорта, стоит выделить такие виды, как монорельс, электрички, фуникулер, канатная дорога и скоростной трамвай.

Становление автомобильного транспорта в Тюменской области

Декретом Совета народных комиссаров от 18.08.1918 года объединение гужевого транспорта было возложено на губисполкомы. В августе 1919 году был создан Тюменский губсовнархоз, а 1 ноября первый губернский транспортно-магистральный отдел (губтрамот), который занимался вопросами транспорта в губернии. Были созданы гонебные станции. Гоньба производилась в Тюменском уезде в 1920 году 179 парами лошадей на 36 станциях. Материальная база гужавтотранспорта в 1923 году состояла из 62 лошадей, 63 комплектов сбруи, 60 телег, 8 дорог, 2 коробков, 65 ломовых саней, 25 разных саней, 8 разных кошёвок.

-4-

Летом 1929 года по улицам Тюмени прошел первый автобус.

В 1950-1960 годах автобусные перевозки осуществлялись практически только в городах из-за неудовлетворительного состояния дорог. Общий пробег автобусов составлял 731 тысяча километров.

В те годы транспортное управление поставило задачу: связать автобусным движением все районы области со станциями железных дорог и связать автобусным движением центральные усадьбы колхозов и совхозов с районными центрами.

В настоящее время одним из приоритетных направлений развития транспортных систем городов является совершенствование общественного транспорта общего пользования. Удобные маршруты общественного транспорта в сочетании с современным подвижным составом и развитой транспортной инфраструктурой позволяют решать большинство транспортных проблем и обеспечивать высокую мобильность жителей и гостей города.

Вся транспортная инфраструктура постоянно развивается: появляются новые маршруты, открываются станции метро, модернизируются линии, обновляется автопарк. Сегодня для увеличения пропускной способности используется концепция умного города – Smart City.

Система городского пассажирского транспорта города Заводоуковска

Заводоуковский муниципальный округ имеет развитые пути сообщения, обеспечивающие транспортные связи со всеми регионами России. Протяженность автомобильных путей сообщения транспортной системы городского округа по состоянию на начало 2021 года составляла 358,052 км автомобильных дорог с твердым покрытием. Территория города подразделяется на 9 районов, при этом магистральные дороги образуют каркас дорожной уличной сети (приложение 4).

-5-

Все это позволяет формировать потоки и оказывать транспортные услуги населению.

Основными видами городского пассажирского транспорта являются автобусы.

История автотранспортного предприятия нашего города началась в далеком 1945 году. Солдаты, возвращаясь в родные места на грузовых машинах повидавших фронтовые дороги, хотели помочь восстановить народное хозяйство в нашем регионе. Они участвовали в посевной и уборочной, возили удобрения и молоко с ферм, а в страду многие водители пересаживались за штурвалы комбайнов. В селе Пятково Упоровского района сосредоточились автомобили воинской роты. Однако там не нашлось места для ее размещения, и авторота переместилась в поселок Заводоуковский.

В 1946 году автороте определили место на западной окраине поселка, где сейчас находится ЗАО «Автомобилист». В 1948 году автомобилисты получили новые отечественные грузовики ЗИС-150 с деревянными кабинами.

Первые 2 автобуса ПАЗ поступили только в 1952 году. Но лишь спустя 7 лет по улицам поселка стали курсировать ГАЗ-652 и ПАЗ – 672. Нелегка была в то время работа у водителей автобуса. После любого дождя грунтовые дороги превращались в непролазные болота, по которым ни проехать, ни пройти. Автобусы западали то левыми, то правыми колесами, а то теми и другими сразу. Трудностей было много. Парк машин постоянно, в любое время года находился под открытым небом. Техника ржавела и ломалась. В 1986 году по руководством Я.Д. Бертрама были построены теплые стоянки для автобусов и грузовиков, построили контору, заасфальтировали территорию предприятия, переделали мастерские.

Типовой автовокзал в Заводоуковске появился в начале 1960-х годов на улице Шоссейной. Отсюда пассажиры отправлялись в сёла Упоровского и Ялуторовского районов и областной центр.

-6-

В конце 1970-х годов на окраине города построили новый автовокзал.

У прошлого есть исключительное и беспощадное право: его нельзя прожить заново и нельзя исправить. Но его необходимо понять и о нем нужно помнить.

Сейчас транспортный комплекс городского округа представлен специализированным предприятием автомобильного транспорта - ЗАО «Автомобилист». Руководит предприятием Юрий Александрович Медведев. На предприятии Юрий Александрович работает с 1973 года. Им пройдены все ступени служебного роста, от механика до руководителя. За трудовые заслуги в 2002 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».

Предприятие обслуживает 34 автобусных муниципальных маршрута, 9 из которых - городского сообщения, 23 пригородного сообщения и 2 междугороднего сообщения. В настоящее время из 47 населенных пунктов городского округа регулярными пассажирскими перевозками не охвачено 4 населенных пункта (п. Тумашовский, п. Уково, п. Криволукский и п. Участок, 24 км). На сегодняшний день ЗАО «Автомобилист» обеспечивает перевозку грузов и пассажиров по г. Заводоуковску, Заводоуковскому району, а также по маршруту Тюмень – Заводоуковск. В распоряжении предприятия находится 60 автобусов. Автобусы большого и малого класса.

Для улучшения пешеходной доступности на территории города Заводоуковска задействовано 84 остановочных пункта. В соответствии с утвержденными стандартами автобусные остановки на дорогах I-III категорий, находящиеся в пределах населенных пунктов, должны иметь электрическое освещение. Нормы освещения автобусных остановок должны соответствовать требованиям СНиП 23-05-95.

В ходе визуального осмотра мы убедились в том, что практически все остановочные комплексы освещены и имеют укрытия от непогоды (Приложение 1).

-7-

В целях повышения информированности пассажиров все автобусы оснащены автоматическими информаторами объявления наименований остановочных пунктов, на всех остановочных комплексах в 2024 году обновлены информационные таблички с расписанием движения автобусов.

К сожалению, на новых информационных табличках отсутствуют отметки, когда автобус следует в гараж.

В Заводоуковске продолжается преображение остановок общественного транспорта. Работа идёт в рамках проекта «Галерея Заводоуковска» на средства гранта губернатора Тюменской области на развитие гражданского общества. Репродукция картины «Дубовая роща» уже красуется на остановочном комплексе «Элита» на улице Революционной в городе. Творение русского живописца Ивана Шишкина недавно воссоздал заводоуковский художник Вадим Л. с помощью ребят – активистов местного отделения Российского движения детей и молодёжи «Движение первых».

Мы побывали на автотранспортном предприятии, пообщались с руководителями и специалистами, отвечающими за бесперебойную работу общественного транспорта. Убедились, что для водителей созданы все необходимые условия для работы и отдыха. Ремонт – дело сложное, многообразное. Для того чтобы утром все автобусы вышли на линию регулярно приходится заниматься сваркой, клепкой, расточкой и починкой обшивки сидений в автобусах. На предприятии работает 209 человек. Команда водителей автобусов предприятия постоянно принимает участие в областных и районных конкурсах профессионального мастерства в общекомандном зачете в личных зачетах есть и победители.

Ведомственными наградами награждено 90 человек. Из них 1 заслуженный работник транспорта РФ, 14 почетных автотранспортников. Почетную Грамоту Министерства транспорта РФ имеют 6 человек.

-8-

Маршрутная сеть городского общественного транспорта

Маршрутная сеть - совокупность всех маршрутов движения пассажирского транспорта на территории города. Маршрутная сеть общественного транспорта охватывает все районы города и при необходимости расширяется.

В настоящее время в городе действует 9 регулярных маршрутов, которые формируют маршрутную сеть протяжённостью 115,35 км.

При формировании маршрутной сети учитывается время передвижения по маршруту, удаленность остановочных пунктов, интервал движения общественного транспорта, количество пересадок при передвижении из пункта А в пункт Б, безопасность, пассажиропоток, стоимость проезда и удобство использования транспорта.

По мере появления новых жилых комплексов и социально значимых объектов будут предприниматься меры по дальнейшему развитию маршрутной сети. Автобусные маршруты появятся только тогда, когда будут проложены дороги и оборудованы остановочные комплексы.

Беспересадочный маршрут на территории города предусмотрен не во все районы города, таким образом, для того, чтобы добраться с пересадкой из одного района в другой пассажиру придется оплатить проезд дважды.

Самый протяженный маршрут в городе №10 – «Пономарево-Липовая» (20км). Самый небольшой по протяженности №6 – «ЖДВ-НИВА» (9,2 км).

Не все микрорайоны связаны между собой прямыми маршрутами.

Анализируя пассажиропоток мы выяснили, что за 2024 год общее количество пассажирских перевозок составило 3.259.456 поездок.

Мы сравнили количество поездок в зимний и летний период и узнали, что зимой пассажиропоток больше, чем летом (приложение 3).

Количество пассажирских перевозок в выходные дни снижается практически вдвое (Приложение 3).

-9-

Анализируя расписание движения городских автобусов, мы выявили следующее:

- интервал движения у автобусов составляет от 20 до 40 минут;

- в выходные дни частота движения автобусов снижена;

- расписание движения между маршрутами городского и железнодорожного транспорта не совсем согласовано.

После прибытия последней электрички из Тюмени автобусы уже не ходят;

- не учтена стыковка рейсов при пересадке;

- на некоторые остановки автобусы прибывают один за други, потом есть небольшой перерыв.

Мониторинг удовлетворенности жителей города организацией перевозок пассажиров городским общественным транспортом

Качество транспортного обслуживания неотрывно связано с запросами ее потребителя. Поэтому мы решили узнать, насколько жители нашего города, удовлетворены организацией городских пассажирских перевозок.

Опрос мы проводили в автобусах по маршруту следования и остановочных комплексах. Согласились принять участие в опросе 57 жителей города (приложение 2). Из них 46 женщин и 11 мужчин. Пользуются городским общественным транспортом 89% респондентов, предпочитают ходить пешком 7%, остальные используют личный автомобиль. Ежедневно пользуются общественным транспортом 54% человек, в рабочие дни-14%, в 1-2 раза в неделю 22%.

В ходе опроса населения мы выяснили, что все передвижения населения в черте города можно разделить на три категории: трудовые, учебные и культурно-бытовые. Большинство опрошенных на общественном транспорте добираются на работу 56%, на учебу 12%, на отдых и развлечения 5%, остальные для посещения больницы, родных и т.д. 23%.

-10-

Полностью удовлетворены организацией работы общественного транспорта 42% человек, скорее удовлетворены- 44%, не удовлетворены 14% пассажиров. Интервал движения автобусов полностью удовлетворяет 39% респондентов, 37% скорее удовлетворены и 24% опрошенных расписание движения автобусов не устраивает. Большинство жителей нашего города (65%) уверены, что из одного района в другой можно легко добраться. 35% человек выразили недовольство. Например, из района Залинией не добраться без пересадки до автовокзала и обратно. Из центра сложно в выходные и праздничные дни добраться в Гилево и Пономарево, район за линией. Из района ДСУ в вечернее время после тренировки не доехать до Гороховки.

Поэтому детей на тренировки приходится возить на машине или вызывать такси. Последний сеанс свободного плавания в городском бассейне заканчивается в 20.30, автобус по маршруту №2 уже не ходит. Значит, в центр города придется идти пешком, использовать личный транспорт или такси. В зимний период пешие прогулки после бассейна не совсем комфортны.

Городской каток в зимний период на территории города залит тоже только в одном месте, район спортивной школы, рядом с МАОУ СОШ №4. Поэтому, если в вечернее время хотите покататься на конька, то тоже придется идти пешком, вызвать такси, а чаще всего - это использовать личный автомобиль. Состояние общественного транспорта устаивает 68% человек, 32% не понимают, как автобусы еще ездят.

В заключение опроса мы спросили горожан о том, что нужно сделать, чтобы улучшить качество обслуживания населения на городском транспорте. В итоге 53% уверенны, что нужно обновить автобусы, 25% изменить расписание движения автобусов, считают необходимым изменить маршрутную сеть 9%, 7% выразили потребность в создании удобных пересадок между автобусами при передвижении по городу и между городскими автобусами и электричкой.

-11-

Самое незначительное количество опрошенных (2%) высказались за улучшение системы информирования пассажиров о маршруте движения.

Заключение

Работая над проектом, я узнал, что транспортная мобильность играет важную роль в формировании социальной сети. Пассажирский городской транспорт – самый проблемный транспорт в России в целом и регионах в частности. К сожалению, с каждым годом в каждом населенном пункте растет популярность использования личного автотранспорта.

В результате опроса мы выяснили, что жители города Заводоуковска в целом удовлетворены состоянием и перспективами развития городского пассажирского транспорта в городе Заводоуковске.

Для построения более привлекательной транспортной модели города мы бы предложили следующие идеи:

1. Рассмотреть возможность обновления транспортных средств для перевозки пассажиров.

2. В случае необходимой пересадки с одного маршрута на другой предусмотреть беспересадочный тариф.

3. Обновить маршрутную сеть городского общественного транспорта и пересмотреть интервал движения автобусов.

-12-

Список источников информации и литературы:

1. Большая Российская энциклопедия https://bigenc.ru/c/gorodskoi-transport-cba140

2. Стандарт отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на

автомобильных дорогах. Общие технические требования» https://odz55.ru/upload/iblock/1aa/1aa9c7e4ed4e091e5070df17b38c2f86.pdf?ysclid=m7ln76317t418574695

3. https://foxford.ru/wiki/geografiya/geografiai-transporta?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F

4. https://bigenc.ru/c/rossiia-geografiia-transporta-gorodskoi-passazhirskii-transport-a334c5

5. https://spravochnick.ru/geografiya/geografiya_otrasley_mirovogo_hozyaystva/geografiya_transporta_mira/#avtomobilnyy-transport

6. https://en.wikipedia.org/wiki/Transport_geography

7. Современные автобусы http://truck.ironhorse.ru/4292-kursor.html

8. https://electrotrans-expo.ru/sites/default/files/ptw-catalog-2024.pdf

9. https://rg.ru/2024/09/19/nebolshim-gorodam-stalo-proshche-obnovit-park-obshchestvennogo-transporta.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФОТООТЧЕТ О РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

Рис.1 Посещение ремонтных мастерских в ЗАО «Автомобилист»

     

Рис.2 Остановочные комплексы

     
     

Рис.3 Опрос пассажиров

   

Рис.4 Визуальное определение пассажиропотока

     

Рис.5 Работа со специалистами ЗАО «Автомобилист»

     
     

Рис.6 Экскурсия в ЗАО «Автомобилист»

     

Рис.7 Интервью с работниками ЗАО «Автомобилист»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты мониторинга удовлетворенности граждан условиями организацией перевозок пассажиров городским общественным транспортом

Показатель

Количество

в %

Пользуетесь ли Вы городским общественным транспортом

да

89

нет

9

хожу пешком

2

Как часто пользуетесь городским общественным транспортом

ежедневно

54

в рабочие дни

16

1-2 раза в неделю

20

Укажите цель поездок

 

на работу

56

на учебу

12

на дачу

11

отдых, развлечения

5

посещение родных, друзей

26

другое

7

Удовлетворяет ли Вас организация движения городского общественного транспорта

да, полностью

42

скорее да

44

нет

12

Удовлетворяет ли Вас интервал движения городского общественного транспорта

да, полностью

39

скорее да

37

нет

21

Легко ли в нашем городе добраться из одного района в другой

да

60

нет

40

Как Вы оцениваете состояние городского общественного транспорта

все устраивает

28

в целом ничего

35

странно, как некоторые автобусы вообще ездят

37

Что на Ваш взгляд, необходимо сделать для улучшения качества обслуживания на городском общественном транспорте

обновить транспортные средства

53

улучшить систему информирования пассажиров о маршруте движения

21

изменить интервал движения

39

изменить маршрутную сеть

12

создать удобные пересадки между автобусами/между автобусами и электричкой

18

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анализ пассажиропотока в сравнении зимнего периода и летнего

 

Февраль

Июнь

Понедельник

11.618

9.130

Вторник

11.576

10.653

Среда

11.273

8.730

Четверг

11.108

8.921

Пятница

11.572

8.620

Суббота

6.651

6.409

Воскресенье

4.304

4.751

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Районы города Заводоуковска

801 дом Он граничит с 2 другими районами: мкр. Мелиорациямкр. Центр.

Микрорайон ДСУ в Заводоуковске

Здесь вы можете найти информацию о микрорайоне ДСУ, его местоположении и границах на карте города.
Площадь микрорайона составлет 0,73 км2. Он граничит с 1 другим районом: мкр. Селозавод.

Улицы микрорайона ДСУ

В микрорайоне ДСУ найдено 10 улиц.

Площадь микрорайона Мелиорация составлет 0,23 км2. Он граничит с 1 другим районом: р-н Залиния.

Площадь микрорайона составлет 4,07 км2. Он граничит с 2 другими районами: мкр. Южныймкр. Сельмаш.

Улицы микрорайона Нового

В микрорайоне Новом найдено 48 улиц. Маршруты микрорайона Нового

В микрорайоне Новом ходит 4 автобуса 2 4 8 10

Площадь микрорайона составлет 0,67 км2. Он граничит с 1 другим районом: мкр. ДСУ.

Улицы микрорайона Селозавод

В микрорайоне Селозавод найдено 17 улиц.

Маршруты микрорайона Селозавод

В микрорайоне Селозавод ходит 12 автобусов.

Автобусы 1 2 6 8 9 10 п. Гилёво 102 д. Нижнеингал 130 с. Падун 133 133д с. Падун 134 п. Речной 135 с. Падун

Площадь микрорайона составлет 4,23 км2. Он граничит с 3 другими районами: мкр. Сокольникимкр. Центрмкр. Новый.

Улицы микрорайона Сельмаш

В микрорайоне Сельмаш найдено 45 улиц. Маршруты микрорайона Сельмаш

В микрорайоне Сельмаш ходит 6 автобусов.

Автобусы 1 2 4 8 9 10 п. Гилёво

Площадь микрорайона составлет 0,84 км2. Он граничит с 1 другим районом: мкр. Сельмаш.

микрорайон Сокольники на карте

Улицы микрорайона Сокольники

В микрорайоне Сокольники найдено 18 улиц.

В микрорайоне Сокольники ходит 3 автобуса.

Автобусы 1, 4, 9

Площадь микрорайона составлет 2,22 км2. Он граничит с 2 другими районами: р-н Залиниямкр. Сельмаш.

Улицы микрорайона Центр

В микрорайоне Центр найдено 37 улиц.

Маршруты микрорайона Центр

В микрорайоне Центр ходит 10 автобусов.

Автобусы 1 2 4 6 8 9 10 п. Гилёво 130 с. Падун133 134 п. Речной

Площадь микрорайона составлет 2,55 км2. Он граничит с 1 другим районом: мкр. Новый.

Улицы микрорайона Южного

В микрорайоне Южном найдена 31 улица.

Просмотров работы: 38