I. Введение
На берегу озера Байкал находится с. Выдрино, где бываем с семьей часто. В 2024 году посетили Байкальский заповедник, в частности прошли с экскурсией по экологической тропе "Кедровая аллея". Экскурсия в музей Лимнологического института, который находится в поселке Листвянка, путешествие на катере по Байкалу – все это очень приятные воспоминания об озере Байкал. И какие бы мы не посещали места на Байкале, они производят огромное впечатление. Для нас Байкал – это могучее, мистическое озеро, он в одно и то же время дарит радость и наслаждение своей природой и одновременно немного пугает своей мощностью и особой силой. И сила эта в воде Байкала. В настоящее время все чаще говорят, что вода Байкала живая, и она имеет, как и вся вода «память». Вода помнит вещества, которые в ней растворены. Эффект памяти воды называется гомеопия. Что же помнит вода озера? Может быть, первых людей, поселившихся на его берегах, шаманов, которые по-прежнему считают воду Байкала и его берега священными, а может современного туриста и людей, занимающихся промышленным производством, которые страдают незнанием природы озера, а значит, они губят его [I,3].
Хочется, чтобы как можно больше людей, живущих на берегу озера или приезжающие отдыхать, знали, что озеро уникально, ведь поэтому его считают памятником всемирного природного наследия.
Поэтому мы выдвигаем гипотезу: предположим, что Байкал – священное озеро, тогда почему?
Цель исследования: привести примеры, доказывающие, что Байкал – это священное озеро.
Задача исследования:
собрать и проанализировать сведения, имеющиеся в литературе и архивных материалах школьного музея о Байкале;
выдвинуть гипотезы, подтверждающие священность озера Байкал;
сделать вывод: верит ли человек в святость Байкала
II. Основная часть
II.1 Методика исследования
Что такое методика, мы прочитали в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой [II,1] «Методика – это совокупность методов и практического выполнения чего-нибудь…». Поиск, сбор и изучение информационного материала мы проводили, используя методы смыслового чтения и анализа. Вторым методом был метод интерпретации [IV,1], то есть объяснения гипотез, которые мы выдвигаем.
II.2 Особенности природы озера Байкал
Что такое Байкал? Байкал – это озеро, которое образовано в тектоническом разломе. Возраст Байкала примерно 20 – 25 млн. лет с начала заполнения котловины водой [I,2 с.61]. Байкал находится на юге Восточной Сибири, на территории Иркутской области и Республики Бурятия. У восточного берега острова Ольхон расположена точка 1637 м. – это самое глубокое место на озере. Озеро вытянуто с севера на юг на 636 км. Климат Восточной Сибири резко – континентальный, с продолжительной зимой и температурой воздуха -160 -200 в районе озера Байкал. Летняя температура +180. Г.И. Галазий утверждает, что средняя температура воздуха в северной части котловины -3,60, в южной -0,70 [I,2 с. 91.] Вокруг Байкала расположены горные хребты: Хамар – Дабан, Улан – Бургсы, Баргузинский, Байкало – Ленский и Байкальский. В горах произрастают хвойные леса: сосновые, лиственничные и еловые. На Байкале можно увидеть уникальных животных: байкальскую нерпу, черношапочного сурка, хамардабанского оленя, ольхонскую полевку, маленькую птичку дубровника. На Байкале много эндемиков: байкальская нерпа, байкальский омуль, голомянка, байкальские губки, широколобка (листвянка), ольхонская полевка.
II.3 Cвященность Байкала
Для того чтобы раскрыть смысл темы необходимо дать определение словам: святой и священный.
Святой – духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный, все, что относится к божеству, к истине веры, предмет высшего почитания;
Священный – святой, освященный, заветный и нерушимый.
Мы все прекрасно знаем песню – «Славное море – священный Байкал». Эти слова взяты из стихотворения сибирского поэта Дмитрия Давыдова. Вся его жизнь была связана с исследованием Северо-восточной Сибири и Забайкалья. Он не раз бывал в селе Баргузин и встречался с декабристами. Давыдов любил сибирский край, его природу, любил общаться с вольными, свободными людьми, поэтому и написал в стихотворении «Думы беглеца на Байкале» слова: «Славное море - привольный Байкал». Но слово привольный не прижилось, в народе его заменили словом «священный» (приложение 3).
Итак, почему в описании Байкала часто используются слова: свято море, и священный Байкал?
Гипотезы, подтверждающие священность Байкала:
Уже в древности, когда люди сталкивались с озером, их поражала огромная масса воды. Древний человек оценивал его по большим параметрам: длине, ширине, периметру ( длине 636км, ширине – от 25 до 80 км. и глубине – 1637метров). Масштабы озера производили на него впечатление. Его брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни духовные, ни материалистические представления человека. И уже тогда Байкал называли «морем»;
Вода в Байкале чистая и удивительно прозрачная.. Прозрачность составляет – 40 метров. В байкальской воде живет удивительный эндемик – рачок эпишура, размером 1-2 мм. Питаясь, он фильтрует воду через специально устроенный ротовой аппарат, потребляя в воде мелкие организмы – бактерии, микроскопические водоросли, они ,как на сите остаются на ротовых щетинках. Берега Байкала также были чистыми и эту чистоту обеспечивали и сейчас обеспечивают синие блохи, желтые черви и хищники жуки-стафилиниды, которые готовы поживиться за счет чужого несчастья. Они санитары берегов озера, которые питаются органическими остатками выноса [I,2].
Возможно, что первая и вторая гипотезы связаны между собой и это породило у народов живших и живущих немало легенд, поверий в магическую природную силу озера. Буряты, эвенки отождествляли его с сверхъестественными силами, поклонялись ему, как религиозному божеству. Их поражали громадная величина и глубина озера, удивительная чистота и прозрачность изумрудно – голубоватых вод, и красота берегов. Под влиянием этой красоты и мощи зарождались религии. В частности тотенизм – вера в родство с растениями, животными, реже с предметами, фетишизм – культ неодушевленных предметов, обладающих. по мнению верующих в сверхъестественную силу. Однако самой распространенной стал шаманизм. Шаман означает – «тот кто знает», это человек, обладающий более широкой, объемной информацией об окружающем мире, о невидимых, таинственных связях человека и сил природы [I,1]. Благодаря шаманам появились священные животные и птицы – волк, медведь, орел; растения – сосна, ель и другие, а на берегах священные места на острове Ольхон – мыс Бурхан, в бухте Песчаной – зубец Будда на горе Зубчатой, близ п. Култук – мыс Айха-Шулуун и близ г. Слюдянки - мыс Шаманский мыс. Имеются священные места у подножья Байкальского и Баргузинского хребтов (приложение 2).
У Байкала много тайн. Одни открыты и изучены, а другие так и остаются сокровенными – это приметы и поверья. Вот одна из примет, которую рыбаки стараются соблюдать (об этом я узнала, когда была в г. Слюдянка). Суть ее в поговорке: «Лови рыбу, но больше положенного не бери, иначе Байкал тебя заберет».
Среди сокровищ Байкала исключительный интерес имеют горячие источники. Температура воды в этих источниках колеблется от 40 до 90 градусов. Минеральные источники у берегов озера очень целебны, это настоящие «живые воды» русских народных сказок, которые лечат ревматизм, расстройства нервной и сердечнососудистой систем, урологические и гинекологические заболевания. Они расположены почти по всему периметру Байкала и их образование связано с постоянной сейсмичностью озера [I,4].
В святость озера верили и русские переселенцы, поэтому на берегах озера были построены храмы, монастыри. В числе первых следует назвать Троицко - Селенгинский и Посольский монастыри. Именно в Троицко – Селенгинском монастыре служил эпископом три года с 1727 по 1730годы Святитель Иннокентий Кульчицкий – будущий митрополит Иркутский .В настоящее время рака с его мощами находится в Знаменской церкви г. Иркутска (приложение 1).
Знаменитый немецкий географ Карл Риттер в томе «Землеведения Азии. » в начале 19 века обратил внимание на значение традиций аборигенов в бережном отношении к природе Байкала. «Буряты, по свойственному им мировоззрению относятся с почтением к каждой воде, даже речной и приносят жертвы заведующим этими водами духам; столь – же огромное и грозное скопление воды как Байкал, доставляющее многим из них, кроме страха, еще и хлеб насущный в виде рыбы, прибрежные буряты называют его матерью и ставят озеро по его значению для них наравне с землей, небом …» [III,1 c. 42]
Таким образом, каждая гипотеза имеет право на существование. Я думаю, что они все связаны между собой и это позволило человеку назвать Байкал – священным. Как современный человек относится к святости озера? Сложно сказать, но думаю, если он осознал всё его величие – поверил и соблюдал правила поведения на озере, достойные цивилизованному человеку.
III. Заключение
«Мы живущие подле Байкала не можем похвалится, что знаем его хорошо, потому что узнать и понять его до конца невозможно – на то он и Байкал» - Валентин Распутин.
Древний человек видел чистоту и необъятность воды. Чистота воды продиктована наличием рачка – эпишура и штормами. Поражаясь чистотой воды, древние люди создавали религии, например шаманизм. Шаманы обожествляли все вокруг, так появились священные места. Священные места – это не только могильники, жертвенники, но и пещеры, камни (Шаман-камень), горячие источники, православные храмы и монастыри (смотрите приложение 4)
В связи с уникальностью и святостью озера шаманы создали «Кодекс Байкала»[IV,2]:
нельзя осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами;
нельзя убивать орлов;
нельзя наносить вред природе;
нельзя оставлять за собой следы пребывания;
нельзя ловить и убивать молодых птиц;
нельзя рубить молодые деревья у источников;
нельзя без нужды рвать растения и цвет;
нельзя обижать стариков;
нельзя стирать грязну одежду у родников «живой» минеральной воды;
нельзя без всяких на то причин лишать живых существ жизни;
нельзя касаться огня ножом, или каким-либо другим острым предметом;
нельзя брызгать молоком в огонь очага;
Нельзя бросать мусор и плевать в священные воды Байкала; категорически запрещается простому человеку ради развлечения произносить вслух шаманские молитвы.
Итогом нашей работы является схемы (приложение 4), где мы показали, как связаны между собой органический мир Байкала и человек.
Задачи выполнены, цель достигнута
IV. Список использованной источников и литературы:
I. Монографии:
Брянский В.П. Здравствуй Байкал.- Иркутск: Восточно-Сибирское издательство, 1989.- 100-106с.
Галазий Г.И.Байкал в вопросах и ответах. – М. 2017. – 339с.
Гусев Олег На очарованном берегу. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: Советская Россия, 1990. – 132, 183с.
Карнышев А.Д. Байкал таинственный, многоликий, разноязычный. – БГУЭП, 2007. – 206, 209, 224, 335с.
II. Энциклопедии и справочные издания:
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений / Российская А Н., Российский фонд культуры; - 2 издание испр. и доп. – М.: АЗЬ, 1994. – 928 с.
III. Интернет - документы
Риттер Карл. Землеведение Азии. Восточная Сибирь. Озеро Байкал и Прибайкальские страны. Забайкалье и степи Гоби https://www.prlib.ru/item/333716
IV. Электронный ресурс:
Интерпретация https://yandex.ru/search/?text=интерпретация+это+простыми+словами&clid=1955453&banerid=020134301491703217843291769334%3ASW-ad1151a805e8&win=160&lr=118840;
Известный шаман составил кодекс чести бурята https://baikal24.ru/text/02-11-2014/shamanizm/?ysclid=m7nwoip1b8855241841
V. Приложение
Приложение1
Святитель Иннокентий Кульчицкий
Приложение 2
Шаманский мыс, близ г. Слюдянка |
Мыс Бурхан на острове Ольхон |
Приложение 3
Д митрий Павлович Давыдов, автор стихов «Думы беглеца на Байкале»
Приложение 4