Введение
Цель:
Через театрализованную деятельность познакомить детей со становлением С.А.Есенина как поэта.
Задачи:
1. Собрать, изучить, систематизировать различные источники информации по теме проекта
2. Провести беседу с экспертом — И. В Савельзоном
3. Провести опрос среди учащихся ЧОУ СОШ «Экополис»
4. Составить сценарий творческого вечера
5. Провести кастинг на роли и репетиции
6. Провести творческий вечер по сценарию.
7. Подвести итоги опроса
Объект: жизнь и начало карьеры С.А.Есенина
Предмет: сценка по жизни и началу творческого пути Есенина
Гипотеза: если рассказать о биографии поэта в форме творческого вечера, то учащиеся заинтересуются поэтом и захотят углубить свои знания.
Методы исследования: собрать информацию с источников в интернете, провести опрос среди учащихся, встреча с И.В. Савельзоном.
Актуальность. После проведенного опроса учеников мы убедились в том, что интерес к русской классической литературе снижается, а ведь в ней содержится важная часть культуры нашей страны, поэтому нужно популяризировать знания о поэтах и писателях, чтобы дети поняли, что творчество классиков актуально до сих пор.
Практическая значимость. Наш проект имеет практическую значимость в связи с тем, что сейчас снижается интерес русской классической литературе. Он поможет детям заинтересоваться жизнью и творческом великого русского писателя 20 века. Также он может помочь школьникам на уроках, они могут узнать о времени, в котором жил Есенин, о исторических событиях, которые повлияли на его поэзию.
Глава I. Семья поэта.
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове Рязанского уезда Рязанской губернии. Его отец, Александр Никитич Есенин, с 12 лет служил в Москве в мясной лавке. В деревне, даже уже женившись на Татьяне Федоровне Титовой, он бывал лишь наездами (приложение №1). Так что Александр Никитич еще мог бы сказать о себе горделивыми есенинскими строками: "У меня отец крестьянин, ну а я крестьянский сын" ("Мелколесье. Степь и дали…"). А вот его сын Сергей – уже нет.
О своем происхождении Есенин никогда не забывал и, вслед за Николаем Клюевым, положил его в основу собственного биографического мифа, мифа "последнего поэта деревни".
О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.
И мыслил, и читал я.
По библии ветров,
И пас со мной Исайя
Моих златых корова.
("О пашни, пашни, пашни…")
Первые три года своей жизни мальчик рос в доме бабушки по отцу Аграфены Панкратьевы Есениной (Дедушка поэта много лет был сельским старостой, умел писать всякие прошения, пользовался в селе большим уважением как трезвый и умный человек. Никиту Осиповича отличали набожность и хозяйственность, эти сильные стороны его характера унаследовали его сыновья и дочери. После смерти Никиты Осиповича на 42-ом году жизни, Аграфена Панкратьева осталась одна с малолетними детьми) Аграфена Панкратьева по мнению близко знавших её людей была «безупречно нравственной, самоотверженной и трудолюбивой женщиной». Семейные отношения родителей Серёжи были сложными, но бабушка Аграфена пыталась содействовать их примирению. Прошло всего три года, его мать из-за разлада с отцом и конфликта со свекровью, ушла из её семьи вместе с сыном Сергеем к своим родителям. Как это ни странно Сергей Есенин в своих произведениях ни разу не обмолвился о своей бабушке Аграфене Панкратьеве Есениной. Вероятно, это связано с тем, что он у этой бабушки жил до трёх лет и его детская память не сохранила её образ. После скандального ухода матери Татьяны Фёдоровны из дома бабушки к Титовым Серёжа с бабушкой Аграфеной Панкратьевой не общался.
Затем его отдали в дом Федора Андреевича Титова, деда по материнской линии. Семья деда была довольно зажиточной, кроме маленького Сережи в доме Федора Андреевича жили трое его неженатых сыновей, с которыми будущий поэт проводил много времени. Именно они учили мальчика плавать, ездить на лошади и работать в поле.
Федор Андреевич происходил из крестьян, но и его жизнь до поры до времени была тесно связана с городом.
“Он был умный, общительный и довольно зажиточный человек, – писала младшая сестра поэта, Александра. В молодости он каждое лето уезжал на заработки в Питер, где нанимался на баржи возить дрова. Поработав несколько лет на чужих баржах, он приобрел свои. Впрочем, к тому времени, когда маленький Сережа поселился у Титовых, Федор Андреевич, был уже разорен. Две его баржи сгорели, а другие затонули, и все они не были застрахованными. Теперь дедушка занимался только сельским хозяйством”
Историк русской поэзии, библиограф и книговед И. Н. Розанов запишет в 1921 году со слов Сергея Есенина: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан. Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура, «умственный мужик». Дед Федор Андреевич пытался учить внука читать и рассказывал ему притчи из Священного Писания. Дед мальчика был знатоком церковных книг, так что ежевечерние чтения были традиционными в семье. Большое влияние на поэта, оказали иконы, бывшие в доме деда, их «было десять икон в два ряда во весь угол».
Дед часто напевал маленькому Серёже народные песни. Друзья поэта вспоминали: «Он заставлял петь всех приходящих к нему. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил ее — грустную, задорную, старинную, современную». В народных сказаниях, поговорках, загадках таилось для молодого поэта неисчерпаемое богатство образов, сюжетов, оборотов речи. Среди сверстников и товарищей по уличным забавам Серега Монах (прозвище Есенина в детстве) был признанным коноводом, неутомимым выдумщиком и заводилой по части различных мальчишеских игр.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом.
Приходил я к себе домой.
Дед хотел, чтобы внук рос здоровым и мог защитить себя. Сергей вспоминал о деде: «За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не дрожь, он так будет крепче!». Одно из первых своих стихотворений «Дед» начинающий поэт посвятил дедушке Фёдору Андреевичу Титову:
Сохлым войлоком по стёжкам
Разрыхлел в траве помет.
У гумен к репейным брошкам
Липнет мыший хоровод.
Старый дед, согнувши спину,
Чистит вытоптанный ток
И поданную мякину
Загребает в уголок.
Щурясь к облачному глазу,
Подсекает он лопух.
Роет скребков по пазу
От дождей обходный круг.
Черепки в огне червонца.
Дед — как в замковой слюде,
И играет зайчик солнца
В рыжеватой бороде.
Образ деда выведен и в других есенинских произведениях. Сергей Есенин неоднократно признавался, что самые светлые и нежные воспоминания у него связаны с детством. Бабушка Наталья была женщиной кроткой и набожной, внука любила и берегла. Можно без преувеличений сказать, что если Пушкина воспитала няня Арина Родионовна, то Есенин вырос на руках бабушки Натальи Евтихиевы, которая знала много народных сказок и преданий. Именно она привила будущему поэту любовь к литературе и даже поощряла его робкие эксперименты в стихосложении. Есенин рассказал историку русской поэзии И. П. Розанову в 1921г: «…в детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи… Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности её не было границ». В автобиографии 1923 года Сергей Есенин писал: «Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. Дома собирала всех увечных, которые поют по русским селам духовные стихи от «Лазаря» до «Миколы».
Свои первые воспоминания поэт относил к трем-четырем годам. «Помню лес, каноиста дорога. Бабушка идет в Радецкий монастырь, который от нас в верстах 40. И, ухватившись за её палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка всё приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».
В пять лет Серёжа научился читать. Поэт вспоминал: «Книга и не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах. Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплётах». Особенно приобщился мальчик к литературе с девяти лет, когда поступил в Константиновские земское четырёхгодичное училище. В доме Титовых, слушая бабушкины сказки, мальчик начинал фантазировать. «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад». Живя в доме бабушки и деда, Есенин начинает слагать стихотворные строки, учится. Думать и говорить стихами. Поэт отмечал, что: «Пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет». Бабушка была самым близким человеком Сергею Есенину. В автобиографии 14 мая 1922 года поэт вспоминал «Учился в закрытой учительской школе. Дома хотели, чтобы я был сельским учителем. Когда отвезли в школу, я страшно скучал по бабке и однажды убежал домой за 100 с лишним вёрст пешком. Дома выругали и отвезли обратно». Вероятно, начинающий поэт, читал любимой бабушке свои первые стихотворения, датированные 1910 годом, «Вот уж вечер. Роса…», «Там, где капустные грядки…» или «Сыплет черёмуха снегом…»:
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
ахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,—
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черёмуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
Скончалась Наталья Евтихиева, когда Сергею Есенину было 16 лет. После её смерти он вернулся в родительский дом, где почувствовал себя одиноким и никому не нужным. Именно тогда он решил перебраться в Москву и стать поэтом. Мечта осуществилась и в 1915 году в знак благодарности Есенин создает очень трогательное стихотворение, основанное на ранних детских воспоминаниях, «Бабушкины сказки»
Мама поэта, Татьяна Федоровна, была отзывчивым на чужое горе человеком. Всегда помогала сиротам и нищим, в годы гражданской войны она не боялась оказывать помощь заболевшим тифом или холерой.
Татьяна Фёдоровна Есенина была безграмотной, но делала все возможное, чтобы дети получили образование. Она прекрасно рассказывала сказки, пела песни, была на все руки мастерица.
“Неграмотная, беспаспортная, не имея специальности”, мать будущего поэта “устраивалась то прислугой в Рязани, то работницей на кондитерской фабрике в Москве” Неудивительно, что Сережа “в детстве принимал” ее “за чужую женщину» Своему отцу Татьяна Есенина выплачивала за содержание сына по три рубля в месяц.
В конце 1904 года она вместе с маленьким Есениным вернулась в семью мужа. В сентябре этого же года Сережа поступил в Константиновские четырехклассное училище, по окончании которого в 1909 году начал учёбу в церковно-приходской, второклассной учительской школе (ныне музей С. А. Есенина) в Спас-Клепиках.
Уже через несколько лет, покинув родное село Константиново и, обосновавшись в Москве, Сергей Есенин постоянно мыслями возвращается в отчий дом. Он вспоминал о своей малой родине и о своей матери в те моменты, когда на душе было особенно тоскливо. Об этом он говорит в стихотворении 1917г.
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
В 1924 году, после 8-летней разлуки Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери»:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
В том же 1924 году Сергей Есенин пишет «Письмо от матери». В нём звучит голос самой матери. Лирический герой растерян, а мать очень тревожится за сына. Вообще всё стихотворение «Письмо от матери» — это укор автора самому себе.
Чего же мне
Еще теперь придумать,
О чем теперь
Еще мне написать?
Передо мной
На столике угрюмом
Лежит письмо,
Что мне прислала мать.
Она мне пишет:
«Если можешь ты,
То приезжай, голубчик,
К нам на святки.
Купи мне шаль,
Отцу купи порты,
У нас в дому
Большие недостатки.
Мне страх не нравится,
Что ты поэт,
Что ты сдружился
С славою плохою.
Гораздо лучше б
С малых лет
Ходил ты в поле за сохою.
Образование: В 1904 году Есенин был отдан на обучение в земское училище в Константиново, после окончания которого, в 1909 году поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу, из которой вышел в 1912 году, получив диплом «учителя школы грамоты». Сразу после окончания школы Сергей Александрович переехал в Москву, где в то время уже работал в мясной лавке его отец. Первое время Сергей проживал с ним, служил в той же мясной лавке, затем устроился в типографию И. Д. Сытина. На следующий год Есенин поступил на историко-философское отделение при Московском городском народном университете имени Шанявского в качестве вольного слушателя.
Творчество. Писать стихи Сережа начал еще в ранней юности, во время обучения в церковно- учительской школе. Впервые стихи поэта были опубликованы уже после его переезда в Москву, в 1915 году, в журнале для детей «Мирок».
В 1915 Есенин переехал я в Петроград, где познакомился с признанными российскими поэтами – Городецким и Блоком. 9 марта 1915 года состоялась судьбоносная встреча начинающего поэта Сергея Есенина и одного из самых известных поэтов того времени Александра Блока. Для этого, Есенин приехал из Москвы в тогдашнюю столицу России — Петроград с единственной целью и мечтой — встретиться с поэтическим кумиром. Но Блока не оказалось дома, а быть может он просто не захотел с утра пораньше ни с кем общаться. Тогда Есенин оставил ему записку с чудесным и немного самонадеянным текстом: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить c вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в четыре. С почтением, С. Есенин». И ровно в 16:00 9 марта встреча двух поэтов состоялась! Есенин читал свои стихи, а Блок после ухода Сергея Александровича короткими фразами выразил свои впечатления от встречи на обороте той записки, в которой Есенин просил его о встрече. Эти слова Блока дорогого стоят! «Крестьянин Рязанской губ. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык. Приходил ко мне 9 марта 1915». Великий Блок до конца своих дней следил за жизненной и творческой судьбой Есенина, для которого так много сделал в начале его восхождения на поэтический Парнас.
Тогда же Сергею удалось устроиться на военную службу, которую он проходил в Царском селе. Поэт вместе с Николаем Клюевым даже выступал перед императрицей Александрой Федоровной, читая свои сочинения.
Первый сборник стихов под названием «Радуница» вышел в 1916 году. Название этого сборника, проникнутого духом русской деревни, можно трактовать по-разному – с одной стороны Радуница – это день поминовения усопших, а с другой – так называли весенние народные песни, радуницею веснянки. В целом название вполне отражает настроение и лирику поэта – жалость, потаенная грусть и описание красоты окружающей природы. Этот сборник сделал Есенина знаменитым.
Глава II. Практическая часть.
На первом этапе практической части нам нужно было провести два опроса среди учащихся нашей школы с шестого по одиннадцатый класс по теме проекта, для того чтобы узнать, что дети сейчас читают и что знают о Есенине. Мы составили опросы. Полученные результаты учащийся проекта представили в форме диаграмм. Мы выяснили, что дети сейчас читают и многие хотят узнать больше о писателе, ведь в школьной программе не рассказывают подробно. Половина учащихся считают, что Есенин азартный, а другая же часть, представляют Есенина как великого поэта. (См. Приложение №2)
В ходе работы проекта мы пригласили Савельзона Игоря Вильямовича, доцента, кандидата филологических наук ОГПУ. Эта встреча была полезна и увлекательна. Мы говорили о особенностях жизни, начале карьеры и детстве Есенина. На встречу с Игорем Вильямовичем пришли не только мы, но и учащиеся с седьмого по одиннадцатый класс. Все задавали вопросы, что были им интересны. Игорь Вильямович спрашивал про наш проект. Он помог нам с задачами, а также рассказал, о чем можно писать. Предлагая свои идеи, мы нашли общую тему нашего проекта. Самые интересные факты о нем, истории, мы совместили в нашем сценарии. (См. Приложение №3.)
Для того, чтобы рассказать учащимся школы про писателя, мы решили составить сценарий творческого вечера, посвященному Есенину. В него входит три сценки из жизни Есенина, а еще слова ведущих. Следующим этапов был кастинг на подбор актеров на роли (См.приложение №4) Отбор актеров проходил в школе. Следующий этап – репетиции.
В рамках работы над проектом мы провели творческий вечер по теме “ Становление С. А Есенина как поэта’’ В сценарии мы использовали следующие элементы: чтение стихов, просмотр презентации по теме, сценки по трём этапам жизни поэта: детство поэта, жизнь в Москве и знакомство с Анной Изрядновой, встреча с Блоком, песня на стихи С. А. Есенина.
К мероприятию была подготовлена презентация, которая помогла нам демонстрировать определённые этапы жизни поэта.
Каждый этап мероприятия был продуман и отрепетирован. Актёры к своей работе подошли ответственно.
После мероприятия мы задавали вопросы ребятам, узнали их впечатление от вечера. Затем провели опрос, который проводили перед работой над проектом и вычислили, что дети заинтересовались творчеством поэта, захотели узнать больше о нём. Также увеличилось количество детей, которые считают С. А. Есенина великим поэтом (См. приложение № 5)
Мы убедились в том, что если информацию чаще представлять именно в таком формате, то дети будут больше читать именно русскую классическую литературу.
Заключение
Для решения первой задачи мы познакомились с биографией С.А.Есенина, изучив несколько источников информации.
Чтобы решить вторую задачу мы пригласили для беседы к нам в школу эксперта в области литературы XX века- доцента, кандидата филологических наук ОГПУ Савельзона Игоря Вильямовича.
Далее, для решения третьей задачи мы провели опрос среди учеников нашей школы с 6 по 11 класс, в результате которого мы выяснили, что интерес к русской классической литературе снижается, а ведь она важна, в ней содержится важная часть культуры нашей страны.
Следующим этапом нашей работы – было написание сценария по теме проекта. В нем мы обобщили все полученные знания.
Далее мы провели кастинг на подбор актеров для сценария. На удивление, поступило достаточно много заявок и нам приходилось снимать все на видео, а затем выбирать.
Для решения шестой задачи мы провели творческий вечер по теме проекта.
Далее мы провели опрос и подвели итоги. Результаты опроса подтвердили нашу гипотезу, и мы убедились, что наша цель достигнута, ведь после творческого вечера ребята заинтересовались жизнью и творчеством великого поэта 20 века.
Мы уверены, что если в таком формате преподносить информацию чаще, то количество ребят, которые захотят читать именно русскую классическую литературу будет больше.
Список литературы
1. Лекманов, О.А. Свердлов, М. Сергей Есенин. Биография. / Лекманов, О.А. Свердлов, М. // Corpus – 2015. - 2-е издание, исправленное и дополненное.
2. https://clck.ru/374wPD - родословная роспись С.Есенина
3. https://www.labirint.ru/books/500781/
4. https://arzamas.academy/materials/338
5. https://esenin-museum.ru/portfolios/esenin
Приложение №1.
Федор Андреевич (1845-1927) и Наталья Евтихиевна (1847-1911) Титовы - дед и бабушка Есенина по матери.
Сергей Есенин (во втором ряду справа) среди односельчан рядом с площадкой для игры в крокет. На заднем плане – Казанская церковь единственная фотография, на которой Есенин снят в Константинове.
Александр Никитич и Татьяна Федоровна Есенины.1905 год
Приложение №2.
Приложение №3.
Сценарий творческого вечера.
https://youtu.be/q5wUEalYGf8(видео, где С.Безруков читает стихотворение. Видео заканчивается, выходят ведущие)
Ведущий 1: здравствуйте, уважаемые экополисты! Рады всех видеть!
Ведущий 2: Как вы уже догадались, наше мероприятие будет посвящено жизни и творчеству великого русского поэта Сергея Есенина.
Ведущий 1: Жизнь молодого поэта России хоть и была коротка - всего тридцать лет…
Ведущий 2: …но была очень яркой и насыщенной. И мы хотим рассказать о том, как Есенин стал поэтом…
/пауза/
ведущий 2 на фоне музыки читает отрывок:
Это имя –
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин!
Ведущий 1: Многие стихотворения писателя были посвящены природе родного края, и это произведение относится к ним !
Ведущий 2: На Рязанской земле в селе Константиново в 1895г. 21 сентября (по старому стилю) 3 октября по новому – родился великий поэт - Сергей Есенин.
Ведущий 1. Отец Есенина – Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна – крестьяне. Детство Сергей провел у деда и бабки по матери.
Ведущий 2. В своих стихах и в автобиографии Есенин показывал свою безграничную любовь к деду по матери Федору Андреевичу Титову. Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном.
Ведущий 1. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с разбитым носом. Бабка его бранила. А дед заступался. «Дедушка мне пел песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал Библию и священную историю.»
Ведущий 2. Года далёкие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело…
Ну, а если тянет-
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».
Ведущий 1. Дедушка Сергея Есенина, был знатоком церковных книг, а бабушка, Наталья Евтеевна, знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений.
Ведущие уходят, начинается первая сценка.
Сценка 1
Дедушка сидит чинит сломанный гребешок, а бабушка расчесывает запутанные волосы Есенина.
Бабушка: Сергуша, ну нешто так можно! Весь в царапинах. Али на яблоню лазил?
Дед: Старая, его не трожь! Он крепче будет.
Бабушка: Да только в субботу баню топили и голову намывали. Вот ты уже какой чинишь гребешок!
Дед: Да ну тебя!
Бабушка вздохнула.
Бабушка: Эх, не быть нашему Сергуше учителем…. Вон какой задира
Дед: Как это не быть? Вот отправим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом в Москву, там и станет учителем!
Есенин: нет, я не хочу быть учителем, я поэтом буду!
Дед: Ах ты негодник, поэтом он будет! Бабка, розги неси!
Есенин убегает, а бабушка и дед бегут за ним
Есенин приходит обратно, садится за стол, вытирает слезы и пишет стих
Есенин: Все равно я буду поэтом..
К нему подходит бабушка и дед, бабушка гладит по голове и утешает его, дед сидит в кресле
Есенин: Бабушка, смотри какой я стих написал! Называется «Вот уж вечер. Роса». Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
Дед одобрительно кивает, когда слышит стих
Бабушка: Может и правда из тебя поэт выйдет…
Дед: Сергуша, пойдем читать вместе
первая сценка заканчивается, ведущие выходят.
(сценка на 6 минут)
Ведущий 3.
Село Константиново, где родился Есенин, было тихое, чистое, утопающее в зелени. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд.
Выходит ЧТЕЦ___________________________:
Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится Гомон косарей. |
По лугу со скрипом Тянется обоз — Суховатой липой Пахнет от колес. Слухают ракиты Посвист ветряной... Край ты мой забытый, Край ты мой родной. |
- Чтец уходит
Ведущий 4. Начальное образование Сергей Есенин получил в земской школе
— будущий поэт закончил ее с отличием. Однако, как он позже вспоминал, учеба никак не отразилась на его становлении и не оставила ничего
Ведущий 3. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали в Спас-Клепиковскую учительскую школу: родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем. Но Есенин свое призвание видел в поэзии, поэтому в школе продолжал писать стихотворения.
Ведущий 4. Окончив Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу в 19___ году и получив диплом учителя школы грамоты, Есенин сразу переехал в Москву
Ведущий 3. Осенью он должен был поступать в Московский учительский институт. Но наперекор решению родителей устроился в книгоиздательство «Культура» и отказался учиться.
Ведущий 4: Есенин присылал свои стихи в московские журналы, но их не публиковали.
Чтобы иметь средства к существованию, молодой поэт подрабатывал продавцом в книжном магазине.
Ведущий 3. Вскоре он знакомится с Анной Изрядновой. Дружба молодых людей вскоре превратилась в любовь.
Ведущий 4. В 1913 году он стал вольнослушателем историко-философского цикла в Московском городском народном университете имени Альфонса Шанявского.
Ведущий 3. В это время он служил в типографии Товарищества Ивана Сытина
Сначала работал экспедитором, затем — помощником корректора.
Сценка 2
Есенин читает свой стих
Есенин: Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
Анна: Удивительные стихи, Сережа. Только одно плохо, опять все жалование растратил, на что жить то будем?
Есенин: Анна, как ты не понимаешь! Я - поэт! А этого никто не хочет понять! В редакции отказали, хорошие стихи, но печатать не будут. Отец бранится: "Делом надо заниматься, делом! Деньги зарабатывать!" А я делом и занимаюсь.
Анна: А семья, Серёжа? Деньги на журналы ушли! На книжки! У нас скоро ребенок, деньги откладывать нужно.
Есенин: Ты пойми, я же в народный университет Шанявского хожу, не могу же я ничего не знать, кроме церковных служб. А работу эту я брошу! Буду своё дело делать!
Анна: Как! Писать целый день, на кружок к Сурикову, к этим эссерам бегать, листовки нелегальные распространять, ты хоть Сибири побойся! Так жить нельзя!
Есенин: Нет, это того стоит! (Садится, пишет).
Анна уходит из комнаты и через несколько секунд снова приходит.
Анна: Ну ладно, Сережа, не обижайся на меня. Тебе тут письмо пришло, прочитаешь?
Дает письмо и Есенин открывает и читает, начинает плакать
Анна: Что такое?! Что там?!
Есенин: пишут о смерти Гриши Панфилова! он всегда был за меня и говорил не бросать писать стихи.. был тем кто поддерживал меня и мое творчество!
Анна подала ему платок
Анна и Есенин уходят, она обнимает и утешает его.
(5 минут сценка)
Ведущий 1: Вскоре жизнь в Москве стала угнетать Есенина. Город все больше казался поэту литературной провинцией, мимо которой проходила реальная общественная и культурная жизнь страны. В письме Панфилову он сетовал: «Москва — это бездушный город. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга». Так родилось решение переехать в столицу.
Ведущий 5: Александр Блок сыграл важную роль в жизни Сергея Есенина, ведь именно он помог ему стать, в будущем великим поэтом. В 1915 году Есенин прибыл в Петроград. Он сразу отправился к своему авторитету в мире литературы — Александру Блоку
Сценка 3
https://youtu.be/Dodux6DpAN0
https://youtu.be/m1czvYjpUlY?si=7HvCc73ffxW3H_pv
Видео, где Есенин на улицах Петербурга.
Идет много людей.
Есенин говорит вслух.
Есенин: Блок для меня – словно икона. Я так надеюсь, что смогу увидеть его, пообщаться с ним хоть самую малость! Я, конечно, знаю его давно, но только по книгам.
Есенин подошел к незнакомцу и спросил:
Есенин: здравствуйте! А вы случайно не знаете, где живет Александр Блок?
Прохожий: нет, не знаю, а кто он такой будет?
Есенин идет дальше
Заходит в книжную лавку
Есенин: а вы не знаете, где живет Александр Блок?
Продавец: знаем! Он у нас книги покупает. Улица Декабристов, 57.
Есенин: спасибо!
Есенин выходит из книжной лавки, волнуясь, смотрит под ноги и уходит.
Видео заканчивается, Есенин стоит у двери. Он сильно волновался, и постоянно тянул руку к двери, но так и не решался постучать или нет. В руках он держит стихи. После чего он подумал (вслух)
Есенин: нет, так негоже!
Он сошел вниз, ходит, ходит у дома и по его этажу. А дверь то открыта, из нее чад из кухни так и валит. Из двери слышаться голос кухарки.
Глаша: Тебе чего, паренек?
Есенин: Мне бы, Александра Александровича повидать.
Глаша: ладно, пойду скажу. Ты проходи, только ноги вытри!
Вошел Есенин в кухню, шапку снял, а ему навстречу сам Александр Александрович.
Блок: здравствуйте! Кем являетесь? Небось, из Боблова земляк!
Есенин: здравствуйте, да нет, что вы! Я Сергей Есенин, стихи вам принес!
Есенин вытирал салфеткой с себя пот, из-за страха и волнения.
Блок: Рад вас видеть! Чаю, яичницу хотели бы?
Есенин кивнул, все сели за стол. Так они болтали пол часа. Есенин читал свои стихи, а на прощание Александр Блок написал записку и отдал ее Сергею Е.
Блок: вот, идите с нею в редакцию. По-моему, ваши стихи надо напечатать.
Они распрощались, сценка заканчивается.
(сценка на 7 минут)
Ведущий 5. А.Блок познакомил его с писателем Михаилом Мурашевым и поэтом Сергеем Городецким. Известные петроградские авторы дали юноше рекомендательные записки в редакции журналов, и наконец стихи Есенина появились в столичных изданиях. Именно Александр Блок помог стать С. Есенину великим поэтом, чьи стихи приобрели мировую известность. Чьи стихи, были и остаются известными и любимы для всех поколений.
Актер, исполняющий роль взрослого С.Есенина поет песню на стихи С.Есенина.
Атрибуты 1 сценки: ноутбук, парик кудрявый блонд, небольшой столик и обычный, стул, лампа, лист, перо письменное с железной основой, одежда тех времен, два гребешка (1 сломанный) кресло-качалка, плед, старая книга, спицы и клубок, платок.
Атрибуты 2 сценки: листок со стихом, платье анны и недорогой костюм Есенина, стол, кресло, стул, перо тоже самое, (парик на взрослого Есенина) письмо, платочек.
Атрибуты 3 сценки, много листов со стихами, платок, красивый костюм, взрослая бабушка, старый венчик и запачканная одежда, верхняя одежда легкая, шапка, диван, стол, чай и яичница, записка, салфетки, одежда на Блока.
https://youtu.be/H7bpijPRYYM?si=Zmw5ZXzd9L56uCRv
Приложение №4.
! ВНИМАНИЕ !
КАСТИНГ АКТЕРОВ НА СЦЕНКУ ПРО
С. ЕСЕНИНА
На кастинг приглашаются ребята с 3 по 11 класс
Нам нужны:
-бабушка
-дедушка
-маленький Есенин (с 3 по 6 кл.)
-Анна Изряднова
-А. Блок
-кухарка
-взрослый Есенин
-прохожий и продавец
Ждем всех желающих до 22.12
Подходить можно каждый день на большой перемене к Астаховой К., Последовой С.
Приложение №5.