Введение.
Со сказками человек знакомится в раннем детстве. Сказки, как и мифы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, являются неотъемлемой частью любого языкового сообщества. Они становятся своеобразным лингвокультурологическим кодом языкового сообщества и позволяют судить о его менталитете. Именно в сказках заложены базовые ментальные стереотипы того или иного народа, отражаются жизненные реалии. Частым приемом является персонификация: животные становятся носителями того или иного узнаваемого характера. В сказках животным приписывается способность думать, говорить, действовать. Сказки о животных делятся на зооцентрические (героями являются именно животные, а человек – лишь вспомогательный, второстепенный персонаж) и антропоцентрические (сюжет таких сказок сосредоточен именно на человеке, а животные играют вспомогательную роль). В современной школе на уроках литературы предложены для чтения и обсуждения сказки, в том числе и о животных. Актуальность данной работы заключается в том, что предпринята попытка определить, соответствуют ли представления современных школьников базовым ментальным стереотипам, заложенным в русских народных сказках о животных.
Цель работы: исследовать русские народные сказки о животных и выявить, какие базовые ментальные стереотипы русского народа в них отражены
Задачи:
1. Сделать выборку русских народных сказок о животных и прочитать их.
2. Выявить характерные черты образов животных в данных сказках и обобщить полученные результаты
3. Провести анкетирование
Предмет исследования: базовые ментальные стереотипы русского народа
Объект исследования: русские народные сказки о животных
Методы исследования:
1. Аналитический
2. Ранжирование
3. Анкетирование
Новизна исследования: в данной работе предпринята попытка выявить самые популярные образы животных и типы характеров, которые олицетворяются в сказках
Практическая значимость: данная работа может быть привлечена на уроках литературы при изучении фольклора
1. Теоретическая часть.
Сказка – это жанр фольклора или художественной литературы, эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом.
Ментальность — это определённый образ мыслей, совокупность умственных навыкови духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе, народу . Синонимы: мироощущение, мировоззрение
Стереотип — это принятыйв исторической общности образец восприятия, интерпретации информации, основанный на предшествующем социальном опыте
Зооцентрические сказки — это такие сказки, герои которых исключительно животные. Если же и присутствует человек, он является второстепенным героем.
Антропоцентрические сказки — это такие сказки, в которых животные играют второстепенную роль, сюжет сказки связан с образом человека.
2. Исследовательская часть.
С целью выявления стереотипов методом сплошной выборки были отобраны и проанализированы 30 русских народных сказок о животных (собиратель Афанасьев) от самых известных до менее известных. Степень известности определялась по результатам анкетирования обучающихся 4-7 классов МБОУ «СОШ № 10» в количестве 75 человек. Результаты анкетирования даны в таблице 1.
Таблица 1.
№ |
Название сказки |
% обучающихся, которым сказки известны |
«Курочка ряба» |
100% |
|
«Колобок» |
100% |
|
«Теремок» |
100% |
|
«Репка» |
100% |
|
«Волк и семеро козлят» |
100% |
|
«Маша и медведь» |
100% |
|
«Лиса и журавль» |
100% |
|
«Три медведя» |
100% |
|
«Вершки и корешки» |
100% |
|
«Лиса-лапотница» |
70% |
|
«Жихарка» |
40% |
|
«Лисичка-сестричка и волк» |
70% |
|
«Заяц -хваста» |
90% |
|
«Медведь- липовая нога» |
20% |
|
Лисичка со скалочкой» |
90% |
|
«Кот, петух и лиса» |
100% |
|
«Лиса-повитуха» |
10% |
|
«Лисафья-кума» |
2% |
|
«Зайкина избушка» |
100% |
|
«Звери в яме» |
80% |
|
«Лиса-исповедница» |
0% |
|
«Медведь-липовая нога» |
20% |
|
«Мужик и медведь» |
10% |
|
«Медведь, собака и кошка» |
30% |
|
«Лиса плачея» |
5% |
|
«Лиса Патрикеевна» |
40% |
|
«Снегурушка и лиса» |
5% |
|
«Лиса и медведь» |
0% |
|
«Как барин овцу купил» |
56% |
|
«Зимовье зверей» |
100% |
|
«Медведь -половинщик» |
20% |
Проанализированные сказки в большинстве случаев зооцентрические.
Таблица 2.
Зооцентрические сказки |
Антропоцентрические сказки |
2, 3, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17,18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 29, 30 |
1, 4, 6,9, 22, 26, 28 |
Наиболее частотные образы животных в проанализированных сказках:
Лиса – героиня 18 сказок из 30 проанализированных, 60%
Волк – герой 6 сказок из 30 проанализированных, 16 %
Медведь- герой 11 сказок из 30 проанализированных, 33%
Заяц – герой 5 сказок из 30 проанализированных, 13%
Кот(кошка) – герой 5 сказок из проанализированных, 16 %
2.1. Образ лисы.
В результате анализа выявлено, что самым частотным в сказках является образ лисы ( 60 % от общего фактического материала). Стереотип о лисе складывался благодаря заложенным в ее образе архетипам. «Она считалась спутницей и воплощением Макоши – богини судьбы и урожая. Славяне почитали ее за хитрость и изворотливость и любя называли кумой. За рыжий цвет шерсти лису сравнивали с огнем, еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы.
В Сибири предрассветный сумрак назывался лисьей темнотой. С лисой связывали зимнюю стужу, а также болезни, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы.
Лиса – особь женского пола – была необходима в сюжетах. Это самый неоднозначный персонаж, воплощающий противоположные черты, поэтому стереотипные представления, связанные с этим животным, весьма разнообразны. Более того, никто из сказочной «галереи образов» не получает столь разнообразные номинации, как лиса.
Прозвища лисы Таблица 3.
№ |
Прозвища лисы в сказках |
Сказка |
1 |
Лиса Патрикеевна |
«Лиса Патрикеевна» |
2 |
Лисафья |
«Лисафья-кума» |
3 |
Кума (кумушка) |
«Лиса – повитуха», |
4 |
Лисичка-сестричка |
«Теремок», «Лисичка-сестричка и волк», «Лисичка со скалочкой» |
5 |
Лисонька |
«Зимовье зверей» |
6 |
Рыжая |
«Лисичка со скалочкой» |
Лиса является носителем либо положительных (реже), либо отрицательных (чаще) качеств; получает либо отрицательную, либо положительную оценку сказателя (например, не обманщица, а дипломат; не хитрая, а мудрая и т. д.).
Характеристика образа лисы
Таблица 4
№ |
Сказка |
Положительные черты характера |
Отрицательные черты характера |
Примеры из текста |
1 |
«Лисичка-сестричка и волк» |
Жестокая, изворотливая, враждебная |
Тогда лиса благим матом побежала в село и начала кричать: «Сюда, люди! Спешите бить волка, примёрз к ополонке!» ([Афанасьев, с. 8) |
|
2 |
«Звери в яме», «Лисичка со скалочкой» |
Изобретательная в обмане |
Долго они сидели, сильно проголодались – есть-то нечего. Лиса и придумала… Только лиса надула медведя: дала медведю немного мяса, а остальное припрятала и ест себе потихоньку. |
|
3 |
«Зайкина избушка» |
Нечистая в помыслах |
Лиса попросила у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала |
|
4 |
«Лиса-исповедница», «Колобок» |
Может льстивыми и сладкими речами сбить собеседника с толку |
Петушок, петушок!Слезь сюда, я тебя исповедаю: у тебя семьдесят жён, ты завсегда грешон. Петух поверил лисе, слез, а она хвать его и съела. — Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек. Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду и запел: — Я колобок, колобок... А лиса его — гам! — и съела. |
|
5 |
«Лиса-повитуха», «Лисичка-сестричка и волк» |
Умная, находчивая |
Находит способ переложить свою вину на другого |
Лиса в своей жажде полакомиться медком придумывает способ это сделать: она стучит хвостом, имитируя стук в дверь, и волку говорит, что ее зовут повитухой. Три раза «отлучается». На вопросы волка о том, как назвали новорожденных, лиса отвечает Початок, Середышек, Поскребышек (соответственно мере съеденного ею меда). В конце сказки она умудряется еще и волка обвинить в пропаже меда. |
6 |
«Жихарка» |
Может быть сама обманута, глупа |
||
7 |
«Лисичка-сестричка и волк» |
Притворство |
Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел, а лисичка не ворохнется, лежит как мертвая. — Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу. Взял дед лису и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисица улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама потихоньку ушла. |
Вывод: образ лисы, обладая многозначной символикой, в целом выступает в контексте русской этнолингвокультуры в роли эталона обмана, недоброжелательного, своекорыстного отношения к другим людям – антигероя, качества личности которого в народном стереотипном сознании вызывают неприязнь и отрицание. Стереотипность «ключевых» образов сказок о животных в современном лингвосоциуме подтверждается дальнейшим развитием и изменением семантической структуры лексемы посредством переноса по сходству, которое кодифицируется в толковых словарях (в основном) как второй лексико-семантический вариант с пометой «перен.». Например, в толковом словаре русского языка под ред. С. А. Кузнецова встречаем зоометафоры: Лиса. 2. О хитром, льстивом человеке [Кузнецов, с. 427]
2.2. Образ медведя.
Вторым по популярности в сказках является образ медведя (33% от общего фактического материала). Медведь – самый почитаемый славянами зверь: по поверью он был воплощением бога Велеса, великого мудрого властителя, бога трех миров, образ которого сохранился со времен каменного века. Медведь считался хозяином леса, хранителем его богатств. Стереотип этого образа связан с представлением о физической силе, дикости, грубости, неуклюжести, неделикатности.
Прозвища медведя. Таблица 5.
№ |
Прозвища медведя в сказках медведя |
Сказка |
1 |
Топтыгин |
|
2 |
Михаил Потапыч |
«Лиса и медведь» |
3 |
Михайло Иваныч |
«Три медведя» |
4 |
Мишенька, Мишка |
«Медведь-половинщик», «Лиса и медведь» |
Характеристика медведя Таблица 6.
№ |
Сказка |
Положительные черты характера |
Отрицательные черты характера |
Примеры из текста |
1 |
«Теремок» |
Огромная разрушающая сила |
Влез медведь на крышу и только уселся – трах! – развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился |
|
2 |
«Теремок» |
Огромная созидающая сила |
Принялся медведь бревна носить, доски пилить – новый теремок строить, а звери ему помогали. Лучше прежнего новый теремок выстроили! |
|
3 |
«Зайкина избушка» |
Добрый, великодушный, готовый прийти на помощь к более слабым |
А зайчик говорит: «Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». – «Не плачь, зайчик! – говорит медведь. – Я выгоню её» |
|
4 |
«Звери в яме» |
Доверчивый, простоватый, его легко можно обмануть, провести |
Вот медведь начинает опять голодать и говорит: «Кума, кума, где ты берёшь себе еду?» – «Экой ты, кум! Ты возьми-ка просунь себе лапу в рёбра, зацепись за ребро – так и узнаешь, как есть». Медведь так и сделал, зацепил себя лапой за ребро, да и околел |
|
5 |
«Вершки и корешки» |
Глупый, легковерный |
А-а! — заревел.— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается: — Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит: — Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки. |
Вывод: стереотипность образа медведя подтверждается использованием зоометафоры с пометкой «перен».
Медведь. 2.Разг. О крупном, сильном, но грузном и неуклюжем, неловком человеке [Кузнецов, с. 510].
2.3. Образ волка
Третьим по частоте использования в сказках становится образ волка (16% от общего фактического материала). Стереотипные представления, связанные с волком, весьма разнообразны.
«Архетип образа обусловлен восприятием его древними славянами как сверхъестественного существа, причастного к миру богов: он «посредник между „этим“ и „тем светом“, между людьми и богами или нечистой силой, притом отношение к нему было неоднозначное. Темная туча, представавшая в образе волка, сулила земледельцам обильные осадки, что значило хороший рост зерновых. Охотясь на диких животных, те же посевы волк оберегал от разорения. Скорее всего, поэтому во времена развития земледелия в народе образ волка связывали с плодородием и урожайностью. С другой стороны, в народных поверьях волка обычно отождествляли с нечистой силой, виной тому были его нападения на домашний скот и людей» [Миронова, с. 70].
Прозвища волка. Таблица 7.
№ |
Прозвища волка |
Сказка |
1 |
Волк |
«Лисичка-сестричка и волк», «Звери в яме», «Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят» |
2 |
Серый волк |
«Колобок», «Лиса-повитуха» |
3 |
Волчок, серый бочок |
«Теремок» |
Характеристика волка Таблица 8.
№ |
Сказка |
Положительные черты характера |
Отрицательные черты характера |
Примеры из текста |
1 |
«Волк и семеро козлят» |
Сильный, злой и кровожадный |
Ох, вы детушки мои, козлятушки! На что отпиралися – отворялися, Злому волку доставалися? |
|
2 |
«Лисичка-сестричка и волк» |
Простодушен, наивен и доверчив |
Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было. «Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» |
|
3 |
«Лиса-повитуха» |
Глупый, легковерный |
Волк беспечно уснул, а лиса побежала в ближнюю пасеку, украла сот, съела, а вощинами всего волка облепила. Проснувшись и быв изобличён, волк повинился, что он и сам не помнит, как это случилось |
|
4 |
«Теремок» |
Дружелюбный |
Прибежал волчок — серый бочок, за глянул в дверь и спрашивает: — Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик. — Я, лисичка-сестричка. А ты кто? — А я волчок — серый бочок. — Иди к нам жить! Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. |
|
5 |
«Лисичка-сестричка и волк» |
Способный к состраданию |
«Эх, куманёк, – говорит лисичка-сестричка, – у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь». – «И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу» |
Вывод: несмотря на неоднозначность данного образа, за стереотипом «волк» в русских народных сказках (за исключением волшебных) закрепилась отрицательная характеристика. Одна из причин – отсылка к глубинному зооморфному коду культуры: волк выступает как символ агрессии, жестокости, хищности. Подтверждением тому является русский фразеологический фонд: волк в овечьей шкуре, смотреть волком, волчий аппетит, волчьи законы [фразеологический словарь]
2.4. Образ зайца.
Еще один сказочный персонаж-лидер – заяц: он встретился на страницах 5-ти сказок из 30-ти проанализированных, что составляет 13% от общего контента. В представлении славян заяц символизировал «молодую, ярую силу, мощь нарождающейся жизни. Поэтому он так частотен в сказках. Заяц труслив, проворен, но ловок и быстр, чрезвычайно плодовит. Заяц был посвящен Яриле – весеннему богу солнца и продолжения рода. Заяц хитер и этим спасает себе жизнь, противостоя грозной, но не очень разумной силе прочих животных. За быстроту и легкость зайца сравнивают то с лучом света, бегущим по воде, то с синими искорками на угольках костра. С приходом христианства образ зайца как древнего тотемического животного был объявлен нечистым. Отсюда и примета: перебежал заяц дорогу, быть беде. Зайцы и белки несли с собой бурю и ненастье, губительные для людей. Плывущий в бурю никогда не упоминал имени зайца, опасаясь гнева водяного»
Прозвища зайца. Таблица 9.
№ |
Прозвища зайца |
Сказка |
1 |
Зайчик-побегайчик |
«Теремок» |
2 |
Зайчик |
«Зайкина избушка» |
3 |
Заяц |
«Заяц-хваста» |
4 |
Косой |
«Колобок» |
Характеристика зайца Таблица 10.
№ |
Сказка |
Положительные черты характера |
Отрицательные черты характера |
Примеры из текста |
1 |
«Заяц-хваста» |
Смекалистый, готовый помочь другому |
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел. «Как бы вороне помочь?» Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему: «Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец!» |
|
2 |
«Зайкина избушка» |
Уязвимый, слабый, беззащитный |
Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала |
|
3 |
«Теремок» |
Дружелюбный |
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает: — Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? — Я, мышка-норушка! — Я, лягушка-квакушка. А ты кто? — А я зайчик-побегайчик. — Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить. |
|
4 |
«Колобок» |
Простоватый, наивный |
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: — Колобок, колобок! Я тебя съем! — Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою. Заяц уши поднял, а колобок запел: — Я колобок, колобок, По амбару метён, По сусечкам скребён, На сметане мешён, В печку сажён, На окошке стужён. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, От тебя, зайца, Не хитро уйти. И покатился колобок дальше — только его заяц и видел. |
|
5 |
«Заяц-хваста» |
Склонный к хвастовству, поэтому его в народе еще называют «заяц-хвастунишка», который пытается всех убедить, что никого не боится |
Приходит заяц к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь» |
Вывод: природная осторожность зайца, уязвимость, слабость и боязнь хищников сформировали стереотип: основной чертой зайца в сказках становится трусость – часто доброго, но беззащитного и трусливого человека нарекают зайцем.
3. Анкетирование
Было проведено анкетирование с обучающимися 4-7 классов МБОУ «СОШ № 10» в количестве 75 человек -носителями русской этнолингвокультуры, которые позволили нам подтвердить / опровергнуть «стереотипность» восприятия образов животных.
1. Какое животное наиболее популярно в русских народных сказках?
Фигура 1: Рейтинг образов животных по популярности в русских народных сказках
В результате обработки полученных ответов выяснилось, что самой популярный стал медведь (32 ответа), за ним следует лиса (10 ответов), заяц (8 ответов), курица и петух (7 ответов), волк (6 ответов) и корова (4 ответа). Таким образом, представление школьников о популярности образов животных в русских народных сказках почти полностью совпало с традиционным представлением.
2. Отметить, положительными или отрицательными являются образы лисы, медведя, волка, зайца в русских народных сказках.Результат обработки ответов дан в диаграмме.
Лиса- 66 человек посчитали образ лисы отрицательным, 7 человек - положительным, 2 человека посчитали, что лиса может быть как положительным, так и отрицательным персонажем.
Медведь-55 человек посчитали образ медведя положительным,15 человек- отрицательным,5 человек посчитали, что образ медведя может быть как положительным, так и отрицательным персонажем.
Волк-65 человек решили, что образ волка отрицательный,7 человек-положительный,3 человека посчитали, что волк может быть как положительным, так и отрицательным персонажем.
Заяц-67 человек посчитали образ зайца положительным,4 человека -отрицательный,4 человека посчитали, что заяц может быть как положительным, так и отрицательным персонажем.
Фигура 2: Роль образа лисы, медведя, волка и зайца в русских народных сказках
Положительный персонаж
Отрицательный персонаж
Положительный и отрицательный
3. О каком животном вы хотели бы написать собственную сказку?
Только обучающихся выбрали в качестве героев собственной сказки представленных в исследовании животных, статистику мы получили следующую: лиса стала бы персонажем 5 сказок, волк –7, медведь – 9, заяц-8.
В большей степени обучающиеся хотели бы видеть в своих сказках либо котов / кошек и собак, так как это домашние любимые животные / питомцы , т. к. дети считают их своими друзьями, помощниками и защитниками-33,а также некоторые обучающиеся выбрали в качестве героев своих сказок морских животных-13.
Вывод: результаты проведенного анкетирования подтверждают «очевидное»: наиболее яркие и популярные персонажи русских народных сказок воспринимаются обучающимися согласно глубоким лингвокогнитивным архетипам, которые заложены в сознании русского народа.
Заключение
Изучая животный эпос, мы должны остерегаться очень распространённого заблуждения, будто сказки о животных действительно представляют собой рассказы из жизни животных. Как правило, они имеют очень мало общего с действительной жизнью и повадками зверей. Правда, до некоторой степени животные действуют согласно своей природе: лошадь лягается, петух поёт, лиса живёт в норе, медведь медлителен и сонлив, заяц труслив и т. д. Всё это придаёт сказкам характер реализма.
Обрисовка животных в сказках иногда настолько убедительна, что мы с детства привыкли подсознательно определять характеры животных по сказкам. Сюда относится представление, будто лиса – животное исключительно хитрое. Однако всякий зоолог знает, что это мнение ни на чём не основано. Каждое животное хитро по-своему.
Звери вступают в содружество и водят компанию, какая невозможна в природе.
Но всё-таки хочется заметить, что в сказках есть и множество таких деталей в изображении зверей и птиц, которые подсмотрены народом из жизни лесных обитателей.
Искусство народной сказки состоит в тонком переосмыслении подлинных повадок зверей и птиц.
Изучив историю сказок о животных, мы подходим к выводу: сказки о животных чаще всего принимают форму рассказов о людях под личиной животных. В животном эпосе находит широкое отражение человеческая жизнь, с её страстями, алчностью, жадностью, коварством, верностью, благодарностью, то есть представлена широкая гамма человеческих чувств и характеров.
Сказки о животных – «энциклопедия жизни» народа, отразившая общечеловеческие темы и нравственные понятия.
Список использованной литературы:
1.Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. М.: Эксмо, 2008. 350 с.
2.Большой фразеологический словарь русского языка / Отв. ред. В. Н. Телия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. 784 с.
3.Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.
4. Данилова Ю. Этнолингвокультурные стереотипы в русских народных сказках о животных, ж-л «Филология»