Отражение базовых ментальных стереотипов русского народа в фольклоре (на примере сказок о животных)

XXIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Отражение базовых ментальных стереотипов русского народа в фольклоре (на примере сказок о животных)

Май П.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №10" 6 класс
Кузьменко М.А. 1Зикс М.М. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №10"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Со сказками человек знакомится в раннем детстве. Сказки, как и мифы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, являются неотъемлемой частью любого языкового сообщества. Они становятся своеобразным лингвокультурологическим кодом языкового сообщества и позволяют судить о его менталитете. Именно в сказках заложены базовые ментальные стереотипы того или иного народа, отражаются жизненные реалии. Частым приемом является персонификация: животные становятся носителями того или иного узнаваемого характера. В сказках животным приписывается способность думать, говорить, действовать. Сказки о животных делятся на зооцентрические (героями являются именно животные, а человек – лишь вспомогательный, второстепенный персонаж) и антропоцентрические (сюжет таких сказок сосредоточен именно на человеке, а животные играют вспомогательную роль). В современной школе на уроках литературы предложены для чтения и обсуждения сказки, в том числе и о животных. Актуальность данной работы заключается в том, что предпринята попытка определить, соответствуют ли представления современных школьников базовым ментальным стереотипам, заложенным в русских народных сказках о животных.

Цель работы: исследовать русские народные сказки о животных и выявить, какие базовые ментальные стереотипы русского народа в них отражены

Задачи:

1. Сделать выборку русских народных сказок о животных и прочитать их.

2. Выявить характерные черты образов животных в данных сказках и обобщить полученные результаты

3. Провести анкетирование

Предмет исследования: базовые ментальные стереотипы русского народа

Объект исследования: русские народные сказки о животных

Методы исследования:

1. Аналитический

2. Ранжирование

3. Анкетирование

Новизна исследования: в данной работе предпринята попытка выявить самые популярные образы животных и типы характеров, которые олицетворяются в сказках

Практическая значимость: данная работа может быть привлечена на уроках литературы при изучении фольклора

1. Теоретическая часть.

Сказка – это жанр фольклора или художественной литературы, эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом.

Ментальность — это определённый образ мыслей, совокупность умственных навыкови духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе, народу . Синонимы: мироощущение, мировоззрение

Стереотип — это принятыйв исторической общности образец восприятия, интерпретации информации, основанный на предшествующем социальном опыте

Зооцентрические сказки — это такие сказки, герои которых исключительно животные. Если же и присутствует человек, он является второстепенным героем.

Антропоцентрические сказки — это такие сказки, в которых животные играют второстепенную роль, сюжет сказки связан с образом человека.

2. Исследовательская часть.

С целью выявления стереотипов методом сплошной выборки были отобраны и проанализированы 30 русских народных сказок о животных (собиратель Афанасьев) от самых известных до менее известных. Степень известности определялась по результатам анкетирования обучающихся 4-7 классов МБОУ «СОШ № 10» в количестве 75 человек. Результаты анкетирования даны в таблице 1.

Таблица 1.

Название сказки

% обучающихся, которым сказки известны

 

«Курочка ряба»

100%

 

«Колобок»

100%

 

«Теремок»

100%

 

«Репка»

100%

 

«Волк и семеро козлят»

100%

 

«Маша и медведь»

100%

 

«Лиса и журавль»

100%

 

«Три медведя»

100%

 

«Вершки и корешки»

100%

 

«Лиса-лапотница»

70%

 

«Жихарка»

40%

 

«Лисичка-сестричка и волк»

70%

 

«Заяц -хваста»

90%

 

«Медведь- липовая нога»

20%

 

Лисичка со скалочкой»

90%

 

«Кот, петух и лиса»

100%

 

«Лиса-повитуха»

10%

 

«Лисафья-кума»

2%

 

«Зайкина избушка»

100%

 

«Звери в яме»

80%

 

«Лиса-исповедница»

0%

     
 

«Медведь-липовая нога»

20%

 

«Мужик и медведь»

10%

 

«Медведь, собака и кошка»

30%

 

«Лиса плачея»

5%

 

«Лиса Патрикеевна»

40%

 

«Снегурушка и лиса»

5%

 

«Лиса и медведь»

0%

 

«Как барин овцу купил»

56%

 

«Зимовье зверей»

100%

 

«Медведь -половинщик»

20%

Проанализированные сказки в большинстве случаев зооцентрические.

Таблица 2.

Зооцентрические сказки

Антропоцентрические сказки

2, 3, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17,18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 29, 30

1, 4, 6,9, 22, 26, 28

Наиболее частотные образы животных в проанализированных сказках:

Лиса – героиня 18 сказок из 30 проанализированных, 60%

Волк – герой 6 сказок из 30 проанализированных, 16 %

Медведь- герой 11 сказок из 30 проанализированных, 33%

Заяц – герой 5 сказок из 30 проанализированных, 13%

Кот(кошка) – герой 5 сказок из проанализированных, 16 %

2.1. Образ лисы.

В результате анализа выявлено, что самым частотным в сказках является образ лисы ( 60 % от общего фактического материала). Стереотип о лисе складывался благодаря заложенным в ее образе архетипам. «Она считалась спутницей и воплощением Макоши – богини судьбы и урожая. Славяне почитали ее за хитрость и изворотливость и любя называли кумой. За рыжий цвет шерсти лису сравнивали с огнем, еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы.

В Сибири предрассветный сумрак назывался лисьей темнотой. С лисой связывали зимнюю стужу, а также болезни, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы.

Лиса – особь женского пола – была необходима в сюжетах. Это самый неоднозначный персонаж, воплощающий противоположные черты, поэтому стереотипные представления, связанные с этим животным, весьма разнообразны. Более того, никто из сказочной «галереи образов» не получает столь разнообразные номинации, как лиса.

Прозвища лисы Таблица 3.

Прозвища лисы в сказках

Сказка

1

Лиса Патрикеевна

«Лиса Патрикеевна»

2

Лисафья

«Лисафья-кума»

3

Кума (кумушка)

«Лиса – повитуха»,

4

Лисичка-сестричка

«Теремок», «Лисичка-сестричка и волк», «Лисичка со скалочкой»

5

Лисонька

«Зимовье зверей»

6

Рыжая

«Лисичка со скалочкой»

Лиса является носителем либо положительных (реже), либо отрицательных (чаще) качеств; получает либо отрицательную, либо положительную оценку сказателя (например, не обманщица, а дипломат; не хитрая, а мудрая и т. д.).

Характеристика образа лисы

Таблица 4

Сказка

Положительные черты характера

Отрицательные черты характера

Примеры из текста

1

«Лисичка-сестричка и волк»

 

Жестокая, изворотливая, враждебная

Тогда лиса благим матом побежала в село и начала кричать: «Сюда, люди! Спешите бить волка, примёрз к ополонке!» ([Афанасьев, с. 8)

2

«Звери в яме», «Лисичка со скалочкой»

 

Изобретательная в обмане

Долго они сидели, сильно проголодались – есть-то нечего. Лиса и придумала…

Только лиса надула медведя: дала медведю немного мяса, а остальное припрятала и ест себе потихоньку.

3

«Зайкина избушка»

 

Нечистая в помыслах

Лиса попросила у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала

4

«Лиса-исповедница», «Колобок»

 

Может льстивыми и сладкими речами сбить собеседника с толку

Петушок, петушок!Слезь сюда, я тебя исповедаю: у тебя семьдесят жён, ты завсегда грешон.

Петух поверил лисе, слез, а она хвать его и съела.

— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду и запел:

— Я колобок, колобок...

А лиса его — гам! — и съела.

5

«Лиса-повитуха»,

«Лисичка-сестричка и волк»

Умная, находчивая

Находит способ переложить свою вину на другого

Лиса в своей жажде полакомиться медком придумывает способ это сделать: она стучит хвостом, имитируя стук в дверь, и волку говорит, что ее зовут повитухой. Три раза «отлучается». На вопросы волка о том, как назвали новорожденных, лиса отвечает Початок, Середышек, Поскребышек (соответственно мере съеденного ею меда). В конце сказки она умудряется еще и волка обвинить в пропаже меда.

6

«Жихарка»

 

Может быть сама обманута, глупа

 

7

«Лисичка-сестричка и волк»

 

Притворство

Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге.

Дед слез с воза, подошел, а лисичка не ворохнется, лежит как мертвая.

— Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.

Взял дед лису и положил на воз, а сам пошел впереди.

А лисица улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке.

Повыбросила всю рыбу и сама потихоньку ушла.

Вывод: образ лисы, обладая многозначной символикой, в целом выступает в контексте русской этнолингвокультуры в роли эталона обмана, недоброжелательного, своекорыстного отношения к другим людям – антигероя, качества личности которого в народном стереотипном сознании вызывают неприязнь и отрицание. Стереотипность «ключевых» образов сказок о животных в современном лингвосоциуме подтверждается дальнейшим развитием и изменением семантической структуры лексемы посредством переноса по сходству, которое кодифицируется в толковых словарях (в основном) как второй лексико-семантический вариант с пометой «перен.». Например, в толковом словаре русского языка под ред. С. А. Кузнецова встречаем зоометафоры: Лиса. 2. О хитром, льстивом человеке [Кузнецов, с. 427]

2.2. Образ медведя.

Вторым по популярности в сказках является образ медведя (33% от общего фактического материала). Медведь – самый почитаемый славянами зверь: по поверью он был воплощением бога Велеса, великого мудрого властителя, бога трех миров, образ которого сохранился со времен каменного века. Медведь считался хозяином леса, хранителем его богатств. Стереотип этого образа связан с представлением о физической силе, дикости, грубости, неуклюжести, неделикатности.

Прозвища медведя. Таблица 5.

Прозвища медведя в сказках медведя

Сказка

1

Топтыгин

 

2

Михаил Потапыч

«Лиса и медведь»

3

Михайло Иваныч

«Три медведя»

4

Мишенька, Мишка

«Медведь-половинщик», «Лиса и медведь»

Характеристика медведя Таблица 6.

Сказка

Положительные черты характера

Отрицательные черты характера

Примеры из текста

1

«Теремок»

 

Огромная разрушающая сила

Влез медведь на крышу и только уселся – трах! – развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился

2

«Теремок»

Огромная созидающая сила

 

Принялся медведь бревна носить, доски пилить – новый теремок строить, а звери ему помогали. Лучше прежнего новый теремок выстроили!

3

«Зайкина избушка»

Добрый, великодушный, готовый прийти на помощь к более слабым

 

А зайчик говорит: «Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». – «Не плачь, зайчик! – говорит медведь. – Я выгоню её»

4

«Звери в яме»

 

Доверчивый, простоватый, его легко можно обмануть, провести

Вот медведь начинает опять голодать и говорит: «Кума, кума, где ты берёшь себе еду?» – «Экой ты, кум! Ты возьми-ка просунь себе лапу в рёбра, зацепись за ребро – так и узнаешь, как есть». Медведь так и сделал, зацепил себя лапой за ребро, да и околел

5

«Вершки и корешки»

 

Глупый, легковерный

 А-а! — заревел.— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Вывод: стереотипность образа медведя подтверждается использованием зоометафоры с пометкой «перен».

Медведь. 2.Разг. О крупном, сильном, но грузном и неуклюжем, неловком человеке [Кузнецов, с. 510].

2.3. Образ волка

Третьим по частоте использования в сказках становится образ волка (16% от общего фактического материала). Стереотипные представления, связанные с волком, весьма разнообразны.

«Архетип образа обусловлен восприятием его древними славянами как сверхъестественного существа, причастного к миру богов: он «посредник между „этим“ и „тем светом“, между людьми и богами или нечистой силой, притом отношение к нему было неоднозначное. Темная туча, представавшая в образе волка, сулила земледельцам обильные осадки, что значило хороший рост зерновых. Охотясь на диких животных, те же посевы волк оберегал от разорения. Скорее всего, поэтому во времена развития земледелия в народе образ волка связывали с плодородием и урожайностью. С другой стороны, в народных поверьях волка обычно отождествляли с нечистой силой, виной тому были его нападения на домашний скот и людей» [Миронова, с. 70].

Прозвища волка. Таблица 7.

Прозвища волка

Сказка

1

Волк

«Лисичка-сестричка и волк», «Звери в яме», «Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят»

2

Серый волк

«Колобок», «Лиса-повитуха»

3

Волчок, серый бочок

«Теремок»

Характеристика волка Таблица 8.

Сказка

Положительные черты характера

Отрицательные черты характера

Примеры из текста

1

«Волк и семеро козлят»

 

Сильный, злой и кровожадный

Ох, вы детушки мои, козлятушки! На что отпиралися – отворялися, Злому волку доставалися?

2

«Лисичка-сестричка и волк»

 

Простодушен, наивен и доверчив

Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было. «Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!»

3

«Лиса-повитуха»

 

Глупый, легковерный

Волк беспечно уснул, а лиса побежала в ближнюю пасеку, украла сот, съела, а вощинами всего волка облепила. Проснувшись и быв изобличён, волк повинился, что он и сам не помнит, как это случилось

4

«Теремок»

Дружелюбный

 

Прибежал волчок — серый бочок, за глянул в дверь и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я волчок — серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.

5

«Лисичка-сестричка и волк»

Способный к состраданию

 

«Эх, куманёк, – говорит лисичка-сестричка, – у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь». – «И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу»

Вывод: несмотря на неоднозначность данного образа, за стереотипом «волк» в русских народных сказках (за исключением волшебных) закрепилась отрицательная характеристика. Одна из причин – отсылка к глубинному зооморфному коду культуры: волк выступает как символ агрессии, жестокости, хищности. Подтверждением тому является русский фразеологический фонд: волк в овечьей шкуре, смотреть волком, волчий аппетит, волчьи законы [фразеологический словарь]

2.4. Образ зайца.

Еще один сказочный персонаж-лидер – заяц: он встретился на страницах 5-ти сказок из 30-ти проанализированных, что составляет 13% от общего контента. В представлении славян заяц символизировал «молодую, ярую силу, мощь нарождающейся жизни. Поэтому он так частотен в сказках. Заяц труслив, проворен, но ловок и быстр, чрезвычайно плодовит. Заяц был посвящен Яриле – весеннему богу солнца и продолжения рода. Заяц хитер и этим спасает себе жизнь, противостоя грозной, но не очень разумной силе прочих животных. За быстроту и легкость зайца сравнивают то с лучом света, бегущим по воде, то с синими искорками на угольках костра. С приходом христианства образ зайца как древнего тотемического животного был объявлен нечистым. Отсюда и примета: перебежал заяц дорогу, быть беде. Зайцы и белки несли с собой бурю и ненастье, губительные для людей. Плывущий в бурю никогда не упоминал имени зайца, опасаясь гнева водяного»

Прозвища зайца. Таблица 9.

Прозвища зайца

Сказка

1

Зайчик-побегайчик

«Теремок»

2

Зайчик

«Зайкина избушка»

3

Заяц

«Заяц-хваста»

4

Косой

«Колобок»

Характеристика зайца Таблица 10.

Сказка

Положительные черты характера

Отрицательные черты характера

Примеры из текста

1

«Заяц-хваста»

Смекалистый, готовый помочь другому

 

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел. «Как бы вороне помочь?» Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему: «Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец!»

2

«Зайкина избушка»

 

Уязвимый, слабый, беззащитный

Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала

3

«Теремок»

Дружелюбный

 

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

4

«Колобок»

 

Простоватый, наивный

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя, зайца,

Не хитро уйти.

И покатился колобок дальше — только его заяц и видел.

5

«Заяц-хваста»

 

Склонный к хвастовству, поэтому его в народе еще называют «заяц-хвастунишка», который пытается всех убедить, что никого не боится

Приходит заяц к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь»

Вывод: природная осторожность зайца, уязвимость, слабость и боязнь хищников сформировали стереотип: основной чертой зайца в сказках становится трусость – часто доброго, но беззащитного и трусливого человека нарекают зайцем.

3. Анкетирование

Было проведено анкетирование с обучающимися 4-7 классов МБОУ «СОШ № 10» в количестве 75 человек -носителями русской этнолингвокультуры, которые позволили нам подтвердить / опровергнуть «стереотипность» восприятия образов животных.

1. Какое животное наиболее популярно в русских народных сказках?

 

Фигура 1: Рейтинг образов животных по популярности в русских народных сказках

В результате обработки полученных ответов выяснилось, что самой популярный стал медведь (32 ответа), за ним следует лиса (10 ответов), заяц (8 ответов), курица и петух (7 ответов), волк (6 ответов) и корова (4 ответа). Таким образом, представление школьников о популярности образов животных в русских народных сказках почти полностью совпало с традиционным представлением.

2. Отметить, положительными или отрицательными являются образы лисы, медведя, волка, зайца в русских народных сказках.Результат обработки ответов дан в диаграмме.

Лиса- 66 человек посчитали образ лисы отрицательным, 7 человек - положительным, 2 человека посчитали, что лиса может быть как положительным, так и отрицательным персонажем.

Медведь-55 человек посчитали образ медведя положительным,15 человек- отрицательным,5 человек посчитали, что образ медведя может быть как положительным, так и отрицательным персонажем.

Волк-65 человек решили, что образ волка отрицательный,7 человек-положительный,3 человека посчитали, что волк может быть как положительным, так и отрицательным персонажем.

Заяц-67 человек посчитали образ зайца положительным,4 человека -отрицательный,4 человека посчитали, что заяц может быть как положительным, так и отрицательным персонажем.

 

Фигура 2: Роль образа лисы, медведя, волка и зайца в русских народных сказках

Положительный персонаж

Отрицательный персонаж

Положительный и отрицательный

3. О каком животном вы хотели бы написать собственную сказку?

Только обучающихся выбрали в качестве героев собственной сказки представленных в исследовании животных, статистику мы получили следующую: лиса стала бы персонажем 5 сказок, волк –7, медведь – 9, заяц-8.

В большей степени обучающиеся хотели бы видеть в своих сказках либо котов / кошек и собак, так как это домашние любимые животные / питомцы , т. к. дети считают их своими друзьями, помощниками и защитниками-33,а также некоторые обучающиеся выбрали в качестве героев своих сказок морских животных-13.

Вывод: результаты проведенного анкетирования подтверждают «очевидное»: наиболее яркие и популярные персонажи русских народных сказок воспринимаются обучающимися согласно глубоким лингвокогнитивным архетипам, которые заложены в сознании русского народа.

Заключение

Изучая животный эпос, мы должны остерегаться очень распространённого заблуждения, будто сказки о животных действительно представляют собой рассказы из жизни животных. Как правило, они имеют очень мало общего с действительной жизнью и повадками зверей. Правда, до некоторой степени животные действуют согласно своей природе: лошадь лягается, петух поёт, лиса живёт в норе, медведь медлителен и сонлив, заяц труслив и т. д. Всё это придаёт сказкам характер реализма.

Обрисовка животных в сказках иногда настолько убедительна, что мы с детства привыкли подсознательно определять характеры животных по сказкам. Сюда относится представление, будто лиса – животное исключительно хитрое. Однако всякий зоолог знает, что это мнение ни на чём не основано. Каждое животное хитро по-своему.

Звери вступают в содружество и водят компанию, какая невозможна в природе.

Но всё-таки хочется заметить, что в сказках есть и множество таких деталей в изображении зверей и птиц, которые подсмотрены народом из жизни лесных обитателей.

Искусство народной сказки состоит в тонком переосмыслении подлинных повадок зверей и птиц.

Изучив историю сказок о животных, мы подходим к выводу: сказки о животных чаще всего принимают форму рассказов о людях под личиной животных. В животном эпосе находит широкое отражение человеческая жизнь, с её страстями, алчностью, жадностью, коварством, верностью, благодарностью, то есть представлена широкая гамма человеческих чувств и характеров.

Сказки о животных – «энциклопедия жизни» народа, отразившая общечеловеческие темы и нравственные понятия.

Список использованной литературы:

1.Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. М.: Эксмо, 2008. 350 с.

2.Большой фразеологический словарь русского языка / Отв. ред. В. Н. Телия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. 784 с.

3.Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.

4. Данилова Ю. Этнолингвокультурные стереотипы в русских народных сказках о животных, ж-л «Филология»

Просмотров работы: 18