ВВЕДЕНИЕ
Читать я начал в пять лет. И вот тогда мама отвела меня первый раз в Центральную Детскую библиотеку им. А.П Гайдара. Я помню, как перехватило дух от огромного количества книг и книжного запаха. В библиотеке особая атмосфера. В то время меня завораживал не сам процесс чтения, а просмотр картинок. Уже более осознанно начал читать в первом классе. Сейчас я уже регулярно посещаю библиотеку. Принимаю участие в различных литературных конкурсах ( Слайд 1)Например, мероприятие, которое проводится каждое лето «Ромашковое поле». Даже был победителем. Это очень увлекательно. Мы не только читаем и получаем за количество прочитанных книг лепестки, собираем свои ромашки, но и с удовольствием принимаем участие в разных заданиях месяца.Это вызывает положительные эмоции и пробуждает интерес к чтению.
Но я заметил, что не так много ребят посещают библиотеку и читают книги. А ведь, благодаря им, мы можем попасть в волшебный мир фантазий и чудес, совершить путешествие на край света, а некоторые произведения описывают жизненные ситуации, учат сопереживать, делать правильный выбор. Мои сверстники все больше предпочитают компьютерные игры. Ребята действительно не хотят сегодня читать. Легче посмотреть мультфильм или кино, чем прочитать книжку. То есть проблема приобщения детей к чтению сейчас очень актуальна.
Работники библиотеки, в которую я хожу, стараются разными способами заинтересовать ребят, привлечь их внимание к книгам. Придумывают и проводят разные литературные игры.
Глядя на них, я тоже решил сам попробовать придумать литературные игры, чтобы пробудить у своих одноклассников интерес к чтению книг.Поэтому тема моей работы : «Литературные игры, как средство развития читательского интереса у детей».(Слайд 2)
Объект исследования: литературные игры , как процесс развития внимания и воспитания интереса к чтению у школьников.
Предмет исследования: использование литературных игр, как средства развития читательского интереса .
Цель: воспитание интереса к чтению через литературные игры.
Задачи:
расширить кругозор ребят;
воспитывать интерес к литературному творчеству;
в игровой форме повторить и закрепить знания о содержании литературных произведений.
Исследование проводилось следующими методами:
поиск, сбор и анализ материала;
планирование и составление хода игр;
применение игр на практике.
Гипотеза проекта: я предполагаю, что использование созданных мною литературных игр в классе привлечёт внимание ребят к чтению.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Игра - любимое занятие детей. С рождением через игру человек начинает познавать мир, приобретать знания. Еще Василий Александрович Сухомлинский сказал « Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Игры бывают разными : настольными, подвижными, компьютерными. Метод игры является для детей самым эффктивным в процессе обучения. Игровая деятельность вызывает положительные эмоции, которые хорошо влияют на запоминание информации. Поэтому я и решил использовать этот метод ,чтобы вызвать интерес к чтению у одноклассников . Литературные игры- это не только развлечение, они позволяют детям пообщаться в неформальной обстановке, показать свои умственные способности, смекалку, да и информация через этот прием усваивается лучше.
Ребята, давайте окунемся в удивительный мир литературы, вспомним произведения, созданные в разное время писателями. Эти литературные игры помогут вам обобщить свои знания, весело и с пользой провести время и, конечно, узнать много нового .
Глава 1 Игра «Путаница»
Правила игры
Эту игру я посвятил сказкам. Сам искал какие сказки можно сопоставить. Находил картинки, распечатывал, вырезал и приклеивал героев, предметы .
Ее цель: проверить ,насколько хорошо дети знают их содержание, развивает внимательность , умение анализировать и сравнивать увиденное.
Здесь важна индивидуальная работа, умение быстро ориентироваться
Ход игры:
На экран выводятся слайды, на каждом из которых представлены два литературных произведения. Необходимо угадать, какие герои или предметы перепутаны и назвать эти произведения. Слайд (5,6) ,(Приложения 1-10)
Кто первым поднимет руку и даст при этом правильный ответ, получит жетончик . В конце игры проводится подсчет жетончиков и тот, кто набрал их наибольшее количество, станет победителем игры.
1 изображение
1)Избушка - в ней три поросенка. - 2)Три домика : соломенный, из веток и кирпичный. Рядом три медведя.( «Три медведя» и «Три поросёнка»).
2 изображение
В цветочке сидит Мальчик с пальчик .- 2) На ладонях у старичков Дюймовочка.
(Дюймовочка» и «Мальчик с пальчик»)
3 изображение
1)Старик посадил тыкву и выросла тыква большая пребольшая.- 2)В деревянном домике сидит Репка.(«Репка» и «Чиполлино»)
4 изображение
1)Курочка ряба сидит на шпиле: «Ку-ка-реку, царствуй лежа на боку!» ; 2) Снес Золотой петушок золотое яичко.( «Курочка ряба» и «Золотой петушок»)
5 изображение
1)Перед Хозяйкой Медной горы сундук с золотом; 2) Перед Кощеем Бессмертным каменный цветок.( «Каменный цветок» и «Кощей Бессмертный»)
6 изображение
1)Вытащил Иванушка ведро из проруби, а там Золотая рыбка ; 2) Кликнул старик…, приплыла к нему щука.( «Сказка о Золотой рыбке» и «По-щучьему велению»)
7 изображение
1)Идет Женя по дорожке, ворон опять считает .В руке крепко держит Аленький цветочек; 2) « А, обманула меня младшая дочь купца, видимо погибель моя пришла.» И склонилось чудище над цветиком-семицветиком.( «Цветик семицветик» и «Аленький цветочек»)
8 изображение
1)На ковре самолете сидит Иван с царевной. - 2) Летит на летучем корабле Старик Хоттабыч.( «Летучий корабль» и «Старик Хоттабыч»)
9 изображение
1)Из волшебной лампы Алладина каша разливается; 2) Из горшочка Джин появляется.( «Волшебная лампа Алладина» и «Горшочек вари» )
10 изображение
1)Царевна в окружении гномов; 2) Белоснежка в окружении семи богатырей.
( «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях и Белоснежка и семь гномов» )
Можно еще очень много разных сказок сопоставить. Эту игру вполне возможно использовать на уроке литературы или внеклассном чтении, на классном часе для поднятия настроения.
Вывод : игра показала, насколько ребята знают содержание сказок, как быстро они могут ориентироваться, на сколько они внимательны.
Глава 2 Игра «Ключевое слово»
2.1 Правила игры
Цель:выявить широту читательского кругозора у детей . Также она поможет активизировать память , развивать умение работать в команде.
Ход игры
Для того, чтобы игра стала более интересной, классу необходимо разделиться на 3 команды. Команда выбирает капитана, который организует обсуждение . Каждой команд раздаются листы бумаги, куда они будут записывать названия произведений . Ведущий или учитель берёт карточку , на которой написана ключевая фраза или слово, зачитывает . Каждая команда за определенное время должна написать, как можно больше названий произведений, в которых встречается это ключевое слово. За каждое правильно написанное название команда зарабатывает 1 балл.
По окончании игры команды подсчитывают количество заработанных очков (на жетонах), определяют лучшего игрока в своей команде и сообщают ведущему. Ведущий называет команду, победившую в игре , и лучшего игрока.
1.Ключевое слово : ЗАЯЦ.
Ведущий : в каких произведениях встречается заяц?
Например: «Заяц – хваста», «Зайкина избушка», «Ёж и заяц» и другие.
2.Ключевое слово : ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ.
Ведущий: в каких произведениях встречаются хлебобулочные изделия?
Например: «Колобок», «Пряничный человечек», «Красная шапочка» и другие.
3.Ключевое слово : ДЛИННЫЙ НОС.
Ведущий : в каких произведениях встречается длинный нос?
Например : « Карлик нос», «Буратино», «Чей нос длиннее?», «Слон» и другие.
4.Ключевое слово : ЦИФРА З.
Ведущий : в каких произведений встречается число 3?
Например: «Три поросенка», «Три медведя», «Три орешка для золушки» и другие.
5.Ключевое слово : КОНЬ.
Ведущий : в каких произведениях встречается конь?
Например: «Иван коровий сын», «Иван-царевич и Серый волк» и другие.
6.Ключевое слово :МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ.
Ведущий : в каких произведениях встречаются маленькие человечки ?
Например: «Чёрная курица», «Городок в табакерке», «Гилливер» и другие.
7.Ключевое слово : МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
Ведущий : в каких произведениях встречаются музыкальные инструменты?
Например: «Гусли-самогуд»," «Бременские музыканты» и другие.
8.Ключевое слово : ЛЯГУШКА ИЛИ ЖАБА
Ведущий : в каких произведениях встречается лягушка или жаба?
Например: «Война мышей и лягушек», «Лягушка-путешественница» и другие.
9.Ключевое слово : СУНДУК, ЛАРЕЦ ИЛИ ШКАТУЛКА.
Ведущий : в каких произведениях встречается сундук, ларец или шкатулка?
Например: «Морозко», «Остров Сокровищ», «Кощей Бессмертный» и другие.
10.Ключевое слово :ФРУКТ ИЛИ ОВОЩ.
Ведущий : в каких произведениях встречается фрукт или овощ?
Например: «Гуси-лебеди», «Чипполино», «Репка» и другие.
11.Ключевое слово : КОРАБЛЬ ИЛИ ЛОДКА.
Ведущий : в каких произведениях встречается корабль (воздушный или водный транспорт) или лодка?
Например: «Летучий корабль», «Путешествие Алисы», «Алые паруса» и другие.
12.Ключевое слово : НАСЕКОМОЕ.
Ведущий : в каких произведениях встречается какое –либо насекомое?
Например: «Стрекоза и муравей», «Гулливер в стране великанов» , «Сказка о царе Салтане» и другие.
13.Ключевое слово : ПТИЦА.
Ведущий : в каких произведениях встречается птица?
Например: «Сорока», «Черная курица», «Воробьишко» и другие.
14.Ключевое слово : ЛИСА.
Ведущий : в каких произведениях встречается лиса?
Например: «Лиса и Журавль», «Ворона и лисица», «Колобок» и другие.
15.Ключевое слово : ВОЛК.
Ведущий : в каких произведениях встречается волк?
Например: «Красная шапочка», «Заюшкина избушка» и другие.
16.Ключевое слово : МЕДВЕДЬ.
Ведущий : в каких произведениях встречается медведь?
Например: «Заюшкина избушка», «Колобок» и другие.
17.Ключевое слово : ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ.
Ведущий : в каких произведениях встречаются музыкальные инструменты?
Например: «Сапоги скороходы», «Шапка невидимка» и другие.
18.Ключевое слово : СОБАКА.
Ведущий : в каких произведениях встречается собака?
Например: «Репка», «Приёмыш», «Бременские музыканты», «Огниво» и другие.
Вывод: ребята показали умение работать в команде, отличные знания, расширили свой кругозор, выделили самого активного участника.
Глава 3 Игра «Откуда этототрывок ?»
3.1 Правила игры
В эту игру можно играть не только командами , но и всем классом сразу.
Цель игры: проверить широту читательского кругозора у ребят, их читательскую память.
Ход игры
Ребятам зачитываются отрывки из литературных произведений. Они должны угадать из какого и назвать его. Кто первым поднимет руку и даст при этом правильный ответ, получает жетончик. Если кто- то из ребят назовет еще и автора данного произведения, то получает дополнительный жетон. В конце игры проводится подсчет жетончиков и тот, кто набрал их наибольшее количество, становится победителем игры.
Учёный -кибернетик знал, какая это трудная задача – научить машину самостоятельно мыслить, составлять себе программу действий. («Приключения Электроника» Е.Велтистов)
2. «Кончишь второй класс – возьму тебя с собой в летнюю экспедицию. Полетим на корабле «Пегас» собирать редких животных для нашего зоопарка». («Путешествие Алисы» К.Булычёв)
3. Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.(«Маленький принц» А.Экзюпери)
4. Дело в том, что в эту страну меня занесло на воздушном шаре. Твой домик забросило сюда ураганом.( «Страна Оз» Ф.Л. Баум)
5. Она с ненавистью посмотрела на цветок… – Я сказала, что я тебя слопаю! – повторила она.... («Сказка о жабе и розе» В. Гаршин)
6. «Велика беда, не спорю; Но могу помочь я горю. Оттого беда твоя, Что не слушался меня. Но, сказать тебе по дружбе, Это службишка, не служба; Служба всё, брат, впереди! («Конек -горбунок» П.Ершов)
7. Она самая. Мало одной-то, так еще кошку драную где-то подобрала. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала, да еще корми ее! («Серебряное копытце» П.Бажов)
8. Ни один человек не сможет взлететь, пока его не посыплют пыльцой, которой обсыпаются феи. («Питер Пен» Д.Барри)
9. Он взял обоих чиновников в руки и опустил сначала в один карман кафтана, затем в другой, а потом перенёс их в карманы штанов и жилета. («Путешествие Гулливера в страну Лиллипутию» Д.Свифт)
10.— А ты что сделаешь со своей долей, …?
— Куплю барабан, взаправдашнюю саблю, красный галстук, бульдога-щенка и женюсь.
— Женишься?
— Ну да.
— …, ты… ты не в своём уме! («Том Сойер» М.Твен)
11. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки? («Кусака» Л.Андреев)
12. Милочка самый близкий мой друг. Мы всегда все рассказываем друг другу. Мой папа оставил ее мне, чтобы я о ней заботился, и когда я стану большим, я буду работать для нее. («Маленький лорд Фаунтлерой» Ф.Бёрнетт)
13.А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький.( «Как я ловил человечков» Б.Житков)
14. Динь-динь-динь! – отвечал проводник смеясь. – Издали всегда так кажется. Видно, вы ни на что вдаль со вниманием не смотрели; вдали все кажется маленьким, а подойдешь – большое.(«Городок в табакерке» В.Одоевский)
15. И вынула она тот … из кувшина золоченого и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук ее и прирос к стеблю. («Аленький цветочек» С.Аксаков)
16. Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.(«Сказка о потерянном времени» Е.Шварц )
17. ...она бросила нож в волны, которые покраснели в том месте, где он упал. («Русалочка» Г.Х. Андерсен)
18. ...он предложил сделать через Огурцовую реку мост, чтобы можно было ходить в лес пешком. («Незнайка и его друзья» Н.Носов )
19.«Мы объехали весь свет; Торговали мы булатом, Чистым серебром и златом, И теперь нам вышел срок; А лежит нам путь далек, …(«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин)
20. «...что невесел,ниже плеч буйну голову повесил...Не тужи,царевич! Ложись-ка спать; почивать; утро вечера мудренее! ( «Царевна-лягушка» А.Афанасьев)
Вывод: эта игра показала на сколько у ребят развита читательская память, что читать надо сосредоточенно и внимательно.
Глава 4 Игра «Ситуация»
4.1 Правила игры
В этой игре важен личный зачет, чтобы каждый участник смог проявить себя, пофантазировать.
Цель игры: развивать умение вступать в разговор, выражать чувства, делиться переживаниями, эмоционально выражать свои мысли, ориентироваться в той или иной ситуации и вспомнить, в каких произведениях описываются подобные случаи.
Ход игры
Ребятам зачитывается жизненная ситуация. Они должны дать ответ, как бы поступили в том или ином случае. На размышление дается 5 минут ( можно и больше) А потом задается второй вопрос: вспомните , в каких произведениях встречается такая ситуация. На размышление отводится 1 минута. За правильный ответ участник получает жетон. В конце игры мы проведем подсчет жетончиков и тот, кто набрал их наибольшее количество, станет победителем игры.
1.Тебе посоветовали никогда не рисовать, считают , что ты плохо рисуешь. Перестанешь рисовать или продолжишь? Поясни свой ответ. ( Ответ ребят).
В каком произведении встречается такая ситуация? («Маленький принц» А. Сент-Экзюпери)
2. Тебе подарили ловушку для птиц. Пойдешь ловить птиц? Объясни почему?
( Ответ ребят).
В каком произведении встречается такая ситуация? ( «Сережа» Л. Н. Толстой)
3. Твой товарищ подговаривает весь класс игнорировать и издеваться над учеником из вашего класса. Потому что он ему не нравится. Ваши действия?(Ответ ребят)
В каком произведении встречается такая ситуация?( «Всё лето в один день» Р.Бредбери)
4. У твоих родных есть какая-то вещь, которая дорога сердцу и просят её не трогать. Тебя же тянет к ней, как магнитом. Нарушишь запрет? Объясни почему? ( Ответ ).
В каком произведении встречается такая ситуация? ( «Как я ловил человечков» Б. Житков)
5. Ты решил пойти тайно от родителей в поход. Как вы это сделаете? Объясни свой ответ.( Ответ ребят).
В каких произведениях встречается такая ситуация? ( «Мальчики» А. П. Чехов. и «Великие путешественники» М. М. Зощенко)
6. Если вы с другом заблудились в пещере? Ваши действия ? ( Ответ ребят).
В каком произведении встречается такая ситуация? («Том Сойер» М. Твен)
7. Вдруг ты узнаешь, что получил огромное состояние от родственника. Распоряжаться денежными средствами можешь только ты. Как ты распорядишься деньгами?Ваши действия ?( Ответ ребят).
В каком произведении встречается такая ситуация? («Маленький Лорд Фаунтлерой» Ф. Бернет)
8. На даче ты приручил бездомную собаку. Пора уезжать в город. Как ты поступишь с псом? Ваши действия ?( Ответ ребят).
В каком произведении встречается такая ситуация?(« Кусака» Л.А. Андреев)
9. Ты живешь в деревне. В доме печь, хозяйство : корова, куры .Вас в семье 5 человек : мама, папа, ты , младшие брат и сестра. Отец уходит воевать. Ты остаешься за старшего. Как ты себя поведешь? Поясни свой ответ.( Ответ ребят).
В каком произведении встречается такая ситуация? («Отцовская куртка» В. Осеева)
10. Если бы ты попал на сказочный остров с другом , где нет родителей и не надо ходить в школу. Чем вы будете заниматься? Пофантазируй, поясни свой ответ. И не надоест ли вам развлекаться? ( Ответ ребят).
В каком произведении встречается такая ситуация? («Питер Пен» Б.Д. Мэтью)
11. Вам подарили волшебный цветок. Он исполняет желания. Какие бы желания ты исполнил при помощи этого цветка? Поясни свой ответ.( Ответ ребят).
В каком произведении встречается такая ситуация ?(«Цветик-семицветик» В. Катаев)
Вывод: все мы по-разному чувствуем ,воспринимаем ситуации. Интересно было услышать мнение участников игры. Много рассуждали и вспоминали произведения , где встречались подобные случаи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я провел литературные игры в своем классе. Считаю, что поставленные мною задачи выполнены. Игры вызвали интерес у ребят. В процессе игр происходило не просто общение, обсуждение , но и выяснилось , что некоторые ребята не читали многих произведений, поэтому были сложности с ответами. И ребятам захотелось их прочитать. Несколько человек твердо решили записаться в библиотеку .Это меня очень порадовало.
Таким образом, я убедился, что литературные игры – это не просто развлечение, а способ приобщить ребят к чтению книг, развить читательский интерес и память.(Слайд 17)
Я считаю, что данная работа будет полезна и интересна всем детям, чтобы проверить свои знания по литературе и пробудить интерес к чтению.
В данной работе мне помогали работники нашей Центральной детской библиотеки А.П.Гайдара, в частности Галкина Юлия Владимировна и моя учительница Соловьева Мария Алексеевна.
И в заключении хочу сказать, что еще очень важно для развития читательского интереса , чтобы вместе с детьми читали и родители. Мы читаем дома всей семьей. Даже принимали участие в мероприятии в ЦРБ им.А.П.Гайдара «Мама, папа, я - читающая семья».(Слайд 18)
Закончить свое выступление я хочу стихотворением о своей семье:
Наша семья любит читать. Будем с папы начинать. Папа любит Иной мир, НЛО его кумир. Мама любит детектив. В душу Пуаро проник. Только жалко ей его Нет семьи у Пуаро. Тася любит про любовь, Чтобы замок, сад из роз. Тёма любит про войну, Про сраженья и борьбу. Я люблю про тайны мира, Но читаю не один я , А читаю вместе с Левой. |
Потому что это клёво Путешествовать в двоём. Лёвушке всего четыре. Букв не знает он, Притом , любит слушать, рассуждать, В разных странах побывать. А особенно горазд Он в Париж со мной слетать, Опуститься в океан И подняться на вулкан. Книжек много в мире есть. Вы любую выбирайте, Путешествуйте,мечтайте, Всей семьей, друзья, ЧИТАЙТЕ! |
Список литературы
1. Шмаков С.А. Ее величество игра - Москва: МИП «NBМАГИСТР» , 1992.- 160 с.
2.https:// www.ropkip.ru/publication/353547 . (дата обращения 05.06.2024)
3.https:// www.ropkip.ru/publication/353547 . (дата обращения 25.06.2024)
4.https://russianclassicalschool.ru/bibl/istoriya-metodik/tsitaty-dnya/item/2010-v-a-sukhomlinskij-1918-1970.html. ( дата обращения 31.10.2024)
Приложение 1
Игра «Путаница»
Приложение 2
Игра «Путаница»
Приложение 3
Игра «Путаница»
Приложение 4
Игра «Путаница»
Приложение 5
Игра «Путаница»
Приложение 6
Игра «Путаница»
Приложение 7
Игра «Путаница»
Приложение 8
Игра «Путаница»
Приложение 9
Игра «Путаница»
Приложение 10
Игра «Путаница»