Приступая к чтению романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», я ознакомилась с примерными темами сочинений, среди которых «Образ Печорина…», «Тема любви и дружбы» и др.
Однако, читая книгу, я обратила внимание на проблему отношения русских офицеров, одним из которых был сам автор (поручик, звание соответствует лейтенанту в современной российской армии), к местному населению – к горцам.
События, описываемые в произведении М.Ю. Лермонтовым, относятся к 1837-1839 годам. В это время шла Кавказская война (1817-1864 гг.), ее результатом стало вхождение территорий Северного Кавказа в состав Российской империи.
Обратив, случайно, внимание на то, что в произведении уж слишком явно прослеживается негативная оценка горцев со стороны героев и автора, читая, я, стала фокусироваться на этой проблеме и задаваться вопросом: М.Ю. Лермонтов целенаправленно ввел в повествование эту сюжетную линию или нет, насколько это отношение отражало взгляды самого Лермонтова, офицеров, солдат, проходящих службу на Кавказе, приезжающих на лечение из центральной России, российского общества и российской власти.
Уже первое впечатление об отношении русских офицеров к горцам складывается из разговора автора с попутчиком – штабс-капитаном (чин примерно соотносится со старшим лейтенантом в современной российской армии) Максимом Максимычем, который характеризует горцев Кавказа следующими словами: «ужасные бестии эти азиаты», «ужасные плуты», «мошенники», «эти горцы народ мстительный». Характерно, что горцев русские офицеры называют азиатами, скорее всего, имея в виду их «отсталость» и «дикость», а также обобщенно называют осетинами, давая такую оценку: «хуже татар».
Если долгое время татары ассоциировались с опасностью, то теперь место татар в общественном сознании русского офицерства и приезжающих на Кавказ гражданских лиц заняли горцы – коренное население Северного Кавказа и Закавказья.
Крайне высокомерное отношение к местному населению прослеживается не только со стороны офицеров, но и со стороны простых солдат, несущих службу в крепости. Вот такая оценка дается горцам: «…Такой проклятый народ, сразу не убьешь…». Вот эта фраза меня поразила, пожалуй, больше других.
Во время вынужденного путешествия- службы (М. Ю. Лермонтов был на Кавказе с 1837 по 1841 год, умер в Пятигорске) автору приходилось останавливаться на ночлег. Остановившись на ночлег в «дымной сакле», Лермонтов с попутчиком Максимом Максимычем обсуждают хозяев, давших путникам приют, используя такие эпитеты: «жалкие люди», «преглупый народ», «ничего не умеют, не способны ни к какому образованию». Максим Максимыч, который как бы вводит Лермонтова в мир горцев, заключает: «…У этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на ком не увидишь…Уж подлинно осетины!»
Называя горцев азиатами, осетинами, Максим Максимыч все же выделяет среди горцев особые группы – «разбойников»: кабардинцев и чеченцев, которых он называет «отчаянными башками», от которых жди «либо аркан на шее, либо пуля в затылке». Черкесам он также дает нелестную характеристику: « …Черкесы - известный воровской народ: что плохо лежит, не могут не стянуть, другое и не нужно, а все украдет».
Главным героем романа выступает Печорин, как собирательный образ молодежи первой половины XIX века. Его поведение по отношению к местному населению и в частности к Бэле, свидетельствует о том, что он не считается с традициями и обычаями народа, что приводит к страшным последствиям (смерть Бэлы и ее отца) и настраивает горцев против русских офицеров, а, следовательно, русской армии и России в целом.
Важнейшие темы романа – темы любви, дружбы, понимания чести, долга. Но меня это не удивило и не «зацепило», так как написанное М.Ю. Лермонтовым абсолютно соответствует сегодняшнему дню: значительная часть молодых людей - это «печорины», в любви и дружбе эгоизм и прагматизм, праздный образ жизни.
А вот тема отношения к народам Кавказа – это особая тема для нашего многонационального, многоконфессионального государства. Многие жители России до сих пор с предубеждением, недоверием и опаской относятся к народам Кавказа – сегодня полноправным народам Российской Федерации. С момента написания романа прошло почти через 200 лет. Я не понимаю, зачем нужно было такими словами характеризовать целые народы. Лермонтова уже нет, но есть книга, которая входит в школьную программу, ее читают во всех регионах нашей страны. А чтение, как известно, оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения.